Далось вам это «пятое поколение»

63 954 120
Далось вам это «пятое поколение»


Да, сегодняшний мир трудно представить без некоего набора гаджетов, главное свойство которых – демонстрация могущества их обладателя. В нашем случае – государства. И чем больше в распоряжении той или иной страны элементов из обязательного списка, тем она вроде бы как круче других.



Ядерное оружие, межконтинентальные баллистические ракеты, стратегические бомбардировщики, авианосцы – вот что входит в этот список. И получается, что такие, мягко говоря, не продвинутые в экономическом плане, страны, как Пакистан и Северная Корея из-за вхождения в «ядерный клуб» вроде бы как на что-то претендуют.

На самом деле, ни на что такое особенное, но считаться с ними приходится. Положение, как говорится, обязывает. И те же японцы хоть и кривятся, когда с территории КНДР что-то такое стартует в их сторону, бухтят, но сделать ничего не могут, кроме совершенствования свой системы ПВО на тот случай, если вдруг полетит что-то осмысленное.


Ну вот теперь еще к этому списку добавились истребители пятого поколения.


Что вообще есть пятое поколение, споры не утихают до сих пор. Отличительные особенности как-то все не разложат по полочкам, а потому это и малозаметность, и внутренние отсеки для вооружения, и «суперкруз», то есть, полет на сверхзвуке без форсажа, и сверхманевренность. В общем, четких определений нет, все очень хотят построить что-то такое пятого поколения.

Просто истребитель – это минимальный расход при максимальной отдаче. Это значительно дешевле стратегического бомбардировщика и авианосца, а про ядерное оружие вообще молчим, тут нужна наука в связке с промышленностью.

Так что истребитель пятого поколения – это тот минимум, что могут себе позволить некоторые страны. Статус…


Первыми были, естественно, США. Они запилили свой F-22 в 2005 году. Вторым стал Китай, J-20 полетел в 2017-м, третье место у России, Су-57 окончательно вошел в строй в 2020 году.

И что можно сказать? Да только то, что это совершенно разные машины. Схожи, пожалуй, только массогабаритные характеристики, да и то, разбег приличный, от 34 до 38 тонн. Так что да, это тяжелые истребители (во всех смыслах), предназначенные для завоевания превосходства в воздухе путем уничтожения самолетов противника. В наборе еще современные материалы, радары с АФАР и «суперкруз».


Вторыми в эту очередь встали Южная Корея, Япония и Турция, создавшие свои самолеты пятого поколения хотя бы на уровне прототипов. И это уже приличный такой шаг вперед, поскольку в той же Европе пока не продвинулись дальше макетов. И пока авиастроители Европы создают различные комбинации союзов, страны, которые действуют в одиночку, уже уходят в отрыв.

Если говорить о боеспособности уже созданных самолетов пятого поколения, то законченным смотрится только американский F-22А. В отличие от китайского и российского самолетов, «Раптор» теоретически полностью закончен, как боевая машина и может (опять-таки теоретически) вести бой с самолетами противника. На практике все намного печальнее и F-22А за 10 лет выполнил один бой с воздушной целью – безоружным шаром-разведчиком Китая.

Кроме того, отдельно настораживало полное нежелание США предоставлять самолет союзникам на любых условиях. Даже верным японцам было отказано, несмотря на многочисленные просьбы. Вместо этого союзники получили F-35. Но этому самолету, поставки которого начались летом 2015 года, многие эксперты отказывают в принадлежности к пятому поколению как не полностью соответствующему предъявляемым параметрам.

Более того, у F-35 по мере эксплуатации постоянно выявляются проблемы. Например, неприятным сюрпризом стала невозможность длительного полета на сверхзвуке из-за недостатков обшивки. Да, один двигатель F-135 от Pratt & Whitney разгоняет F-35 до скорости 2М, причем, самолет не теряет малозаметности, но планер и обшивка подвергаются значительному износу.


Интересно, но судя по заявлениям из США, программу F-35 там считают более провальной, чем программу F-22. И хотя F-22 получил очень спорное прозвище «самолет-белоручка» с намеком на ограниченное количество функций (выполнение перехватов и ведение воздушные боев), F-35 его не более чем дополнил, взяв на себя ударные функции при работе с наземными целями.

Да, у американцев не получился единый универсальный самолет пятого поколения, но и трагедии в этом нет. У нас тоже есть узкоспециализированные самолеты типа Су-27 и МиГ-31, и это нормально для страны, которая может себе такое позволить.

А вот кто не может – оперируют единственным самолетом типа «Рафаля» или «Тайфуна».


И кстати, в авиации ВМС США тоже не произошло качественного скачка. Поступающие на вооружение крыльев авианосцев F-35C дополняют имеющиеся F/А-18 четвертого поколения, принимая на себя в первую очередь разведывательно-координационные, и только потом ударные функции. И здесь дело не в том, что F-35 как-то плох, просто F/А-18 хорош.

И вот итог: F-35A получили ВВС Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Южной Кореи, Японии, на очереди еще ряд стран, в том числе Германия. F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки должны получить Великобритания и Италия.

Приобретя F-35A, государства-импортеры, конечно, укрепили парк своей военной авиации. Но, вместе с тем, стали еще более зависимы от США, поскольку без американцев боевое применение этих машин невозможно. Полетные задания утверждаются единым центром в Северной Америке, а обновление программного обеспечения доступно лишь с одобрения Вашингтона.

И вот мы наблюдаем как в рамках своих собственных программ Германия, Франция и Испания начинают разработку своего самолета пятого поколения, а Великобритания и Италия – своего. А у Японии и Южной Кореи свои прототипы уже поднимаются в воздух. Все-таки боевая независимость – это очень большое дело.


Макет-демонстратор самолета программы NGAF

И здесь маленький, но очень неуступчивый Израиль, столь успешно держащий за глотку весь арабский мир, как-то смог выбить из США собственный статус в программе F-35. В итоге эксклюзивный F-35I «Adir» с альтернативной системой управления оружием, израильской авионикой, израильским оружием позволяет ко всему прочему проводить совершенно самостоятельную политику в плане планирования и проведения операций.


Наглядно видно из приведенных примеров, что покупка такого сложного вида вооружений, как самолеты, тем более – современные самолеты, это не более чем попадание в зависимость от поставщика.

И это понимают в ряде стран, где изо всех сил стараются построить свои самолеты. Так появляются новые авиационные державы, и не потому, что им некуда девать ресурсы, а наоборот, из желания обрести определенную независимость.

Например, Турция. Получившая наказание в виде отказа от программы F-35 за покупку российский ЗРК С-400. Казалось, что обороноспособность страны будет ослаблена, но здесь стоит оценить расклад, который сложился после покупки С-400, на сегодняшний день однозначно одной из лучших систем ПВО в мире. Самолетов у Турции более чем достаточно, потому отказ от программы JSF по F-35А не стал чем-то существенным. Наоборот, турки усилили работы по своему собственному самолету в рамках программы Milli Muharip Uzak, начатой в 2010 году.

Получился самолет, которому дали имя Kaan.


Нечто далекое от совершенства, да еще к тому же на импортных двигателях. На первом этапе это американские F-110-GE-129 от F-15E и F-16C, на втором – новый двигатель компании Rolls-Royce на базе существующего EJ200 от Eurofighter Typhoon. Впрочем, исключать в проекте участие российских производителей тоже не стоит.

Интересный пассаж получился в Японии. Японцы первыми в 2016 году подняли в воздух свой самолет пятого поколения, экспериментальный X-2 Shinshin, но производить почему-то не стали.


Вместо этого были закуплены американские F-35А, а концерн «Мицубиси» получил задание на разработку истребителя шестого поколения Х-3, для которого, правда, уже есть двигатели XF-9, опытные образцы которых проходят стендовые испытания.

Южная Корея тоже пытается построить свой истребитель пятого поколения, и вообще прототипы успешно летают.


Самолет KF-21 Boramae впервые полетел в 2021 году, уже построено шесть прототипов для испытаний. Но корейцы немного схитрили и не стали разрабатывать собственный двигатель, ограничили проект покупкой американских двигателей F-414.

Индийские танцы тоже вокруг этого двигателя. Мы уже неоднократно писали о том, что хотели индийские военные от своего отечественного проекта самолета Tejas и что у них получилось. Получилось совершенно не очень, но дорогу осилит идущий, а потому в Индии параллельно разворачиваются сразу два проекта перспективных боевых самолетах на двигателях F-414: Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA) и Twin Engine Deck Based Fighter (TEDBF).


Вообще две программы смотрятся бредово: самолеты практически похожи по массо-габаритным показателям, длина-ширина-размах крыла гуляют в пределах 0,5 метра, масса пустых самолетов как и максимальная взлетная масса примерно одинаковы, по сути разница только в том, что проект АМСА имеет в конструкции больше композитных материалов.

Cамолет программы АМСА призван когда-то там (в 2035-м) заменить наш Су-30МКИ, а TEDBF будет менять МиГ-29К/КУБ в составе авиагрупп авианосцев Vikramaditya, Vikrant и Vishal.


В общем – те еще танцы, тем более что к ним присоединились французы, желающие «помочь» с двигателями. Мы помним, чем закончилась эпопея с SaM-146 для «Суперджета», в целом идея так себе, ни о какой независимости речи идти не может. Ну а свой отечественный двигатель Kaveri индийцы не могут домучить с 1986 года.

Двигатель – сердце любого самолета и самолет, как это ни странно, создается вокруг двигателя. Нет собственного двигателя – о самолете можно только мечтать. Для той же Индии, для той же Турции, у которых есть амбиции, но нет конструкторской школы, конечно, двигатели найдутся. Американские F110 и F414, европейские EJ200 и M88. Без проблем, особенно если за деньги.

Но это будут двигатели предыдущего поколения. И конечно, при их использовании, турецким, корейским, индийским инженерам никогда не удастся достигнуть того уровня характеристик самолетов, которые демонстрируют изделия из США, КНР и России. Про технологическую зависимость мы здесь просто молчим. Единственные, кто реально сможет что-то показать, будут японцы именно потому, что у них есть свой двигатель для нового самолета.

Между тем была вполне же осмысленная программа Fifth Generation Fighter Aircraft, которая могла увенчаться таким же успехом, как и совместная работа российско-индийских конструкторов над ракетой «БраМос». Была подписана гора различных соглашений, протоколов, договоров по совместной работе.

И у истребителя FGFA, созданного на базе Т-50, были все шансы увидеть небо. А перспективы в плане сбыта оценивались количеством до 1000 самолетов, что в финансовом плане должно было греть сердца не хуже карри.

Но нет. Индийцы начали свои обычные танцы вокруг самолета и затанцевали проект насмерть. Для начала FGFA потребовали сделать двухместным. Да, тут нельзя не согласиться, качество подготовки индийских летчиков такое, что лучше не рисковать и дать пилоту в помощь оператора вооружения. Один пилотирует, второй стреляет. Сойдет. Да и операторов с Су-30МКИ, которых уже подготовлено немало, тоже куда-то надо девать, не выгонять же на пенсию из-за замены самолета?

Естественно, как принято в Индии, самолет должен был уметь пользоваться индийским вооружением и собираться на местных предприятиях.

В общем, проект не понравился, и заметность выше, чем у американских самолетов, и авионика хуже израильской… В итоге Индия отказалась от FGFA в пользу своих поделок АМСА и «Теджас», получив на выходе два очень легких недоистребителя, ну никаким образом не похожих на Су-57, который в итоге получился в России.


Не "Мираж", но "Теджас"

В финале вообще произошло что-то странное: вместо своего истребителя пятого поколения, пусть и с израильскими потрохами, Индия закупает французские «Рафали» и российские Су-30МКИ, которые ну никак не пятое поколение. А про местные поделки в плане их принадлежности к «пятеркам» даже говорить смешно.

Но главное, чего лишились индийские военные – это четкой перспективы на будущее развитие авиации. Поскольку АМСА и все остальные проекты – это очень небольшие самолетики класса Як-130, то в классе тяжелых самолетов будут присутствовать импортные машины. А это, сами понимаете, расклад не в пользу ВВС Индии.

И вот здесь есть смысл посмотреть в сторону противника/соперника Индии, то есть, Китая.

Китай может служить отличным примером, как не имея ничего, в итоге обзавестись всем. Если страна пытается проводить независимую политику в плане разработки военной техники и вкладывает ресурсы в развитие передовых технологий, рано или поздно это принесет плоды. Принцип «Что не можем сделать – купим» он, как показывает российская практика, порочен до безобразия и рано или поздно приводит к полной деградации отдельных отраслей. А те уже не хуже камня на шее тянут на дно все остальное.

В Китае не стали делать упор на «производство у себя», в стиле Индии, а сделали акцент на «производим свое». В итоге сегодня ВВС НОАК – обладатели самого большого в мире парка истребителей пятого поколения, уже построено более 300 штук истребителей J-20, и это почти вполовину больше, чем у США осталось в эксплуатации F-22 (около 180 штук). F-35 скажете? Ну не поворачивается его язык «пятеркой» обзывать.


Да, первые «Черные орлы» J-20 по индийскому сценарию летали на российских АЛ-31Ф. Потом их сменили WS-10C, а не так давно в дело пошли WS-15, которые мощнее и к тому же снабжены управляемым вектором тяги.

WS-15 лучше российских двигателей? Конечно, нет. Но путь развития китайских авиастроителей более плодотворен, чем путь индийских конструкторов, готовых покупать на стороне все, что они не в состоянии произвести. В итоге у Китая будет полная независимость от внешних источников поставок авиационной техники, что весьма полезно при современной политической нестабильности.

Надо отметить еще вот какой факт: J-20 начали разрабатывать намного позже, чем F-22. Около 15 лет разницы – это очень много, но на стороне США была вековая конструкторская школа, а на стороне Китая – исключительно упорство и умение копировать и делать выводы из скопированного.

Есть мнение, что в определенных вещах J-20 является более совершенным аппаратом, чем F-22. «Черный орел» предоставляет своему пилоту много большую ситуационную осведомленность о тактической обстановке благодаря своей электронно-оптической системе, датчики которой распределены по всему фюзеляжу и обеспечивают практически круговой обзор воздушного пространства. Такого у «Раптора» нет, но добавим, что информация об обнаруженных целях предоставляется летчику после обобщения с радиолокационными данными.

С аэродинамикой тоже не все просто. Китайский истребитель получился намного длиннее американского, почти на пять метров. Это сказывается на количестве полезной нагрузки, и хотя самолеты имеют примерно один и тот же взлетный вес (37-38 тонн), запас топлива во внутренних баках у китайского самолета практически вдвое больше, чем у «Раптора». Два двигателя – не один, поэтому дальность полета у J-20 больше, чем у F-22, но по разным данным от 1000 до 2000 км. Не в два раза.


Пять метров длины по мнению американских экспертов – это то, что дает большое преимущество F-22 в маневренном бою. Плюс небольшое преимущество F-22 в скорости (около 300 км/ч), это тоже скажется в пользу американца именно в маневренном бою. Зато «Черный орел» берет намного больше боеприпасов. Причем современные китайские ракеты PL-15 имеют дальность полета до 300 км, в то время как американские AIM-120 – не более 160 км.

Многие могут справедливо заметить, что еще неизвестно, насколько точно будут лететь китайские ракеты и насколько далеко. Да, в этом будет довольно много рационального недоверия, но: здесь стоит вспомнить, что 100 лет назад Китай являл собой аграрное захолустье. 50 лет назад над китайскими поделками мира вооружения добродушно хохотал весь мир. 25 лет назад хохота не было, были скептические такие усмешки. А сегодня Китай имеет ядерное оружие, строит авианосцы (а вот мы уже не строим), создает самолеты 5 поколения в просто устрашающих количествах. Про китайский автопром уже молчим. И это количество рано или поздно будет переходить в качество.

А что третьи? То есть, мы?


Су-57 стал первым самолетом в России, разработанным с применением технологий малозаметности, и вроде бы эти технологии работают. Боевые испытания сперва в Сирии, а теперь и в Украине подтвердили это. Су-57 оснащен максимально эффективной цифровой системой управления полетом и обладает качествами сверхманевренности благодаря очень удачному сочетанию аэродинамической компоновки и силовой установки с всеракурсным отклоняемым вектором тяги.

УВТ российских самолетов вообще не подлежит никакой критике, потому что пока никто в мире не смог создать таких двигателей, какими оперируют российские авиаконструкторы.


И думаю, что дальнейшее развитие Су-57 пойдет именно по линии двигателя, поскольку рано или поздно, но АЛ-41Ф-1 сменит АЛ-51Ф, то есть, то самое «Изделие 30», над которым уже столько времени бьются в КБ имени А. Люльки. Самолет станет летать быстрее, дальше, возможно, увеличится полезная нагрузка.

«Двигатель второго этапа» или АЛ-51Ф, не так важно название, как его суть – это многообещающее улучшение Су-57, которое сделает российский самолет еще более опасным соперником.

Многие указывают на откровенно небольшие партии передаваемых ВВС самолетов, и это соответствует действительности. Однако, стоит посмотреть на вопрос вот с какой стороны: а стоит ли выпускать большими партиями самолет, который вскорости придется кардинально переделывать? Смена двигателя – это очень непростой момент, необходимо учесть и уравновесить множество факторов. Было бы достаточно легкомысленно начать крупносерийную сборку Су-57 в Комсомольске-на-Амуре с тем, чтобы в дальнейшем отзывать самолеты и доделывать их.

И, кстати, пока идет завершающий этап испытаний АЛ-51Ф (будем его называть так), в Комсомольске-на-Амуре идет реконструкция и расширение заводского комплекса. Зачем – думаю, всем понятно. «Суперджет» в новых цехах точно собирать не будут.

В качестве заключения.


Монополярный мир как-то так за последние 10 лет приказал долго жить. Но и многополярного пока тоже не получилось: есть кучка государств, небольшая, которую пытаются поставить на место другие государства. Пока путем экономических санкций, а как дальше пойдет – сказать сложно. НО любая холодная война имеет все шансы рано или поздно стать горячей.

Потому, глядя на все происходящее, многие страны в мире предпочитают инвестировать в безопасность завтрашнего дня – в свои вооруженные силы. Россия сегодня несколько выбита из мирового рынка вооружений как раз теми самыми санкциями, поэтому мир реально биполярен: одна часть покупает свою безопасность через приобретение американского и европейского оружия, другая – торгует с Китаем. Но каждый наращивает свой военный потенциал по мере сил и возможностей.

Кто знает, как все повернется завтра, но абсолютно все страны мира пытаются ковать свои щиты и мечи. Кто-то путем покупки бывших в употреблении самолетов четвертого поколения, кто-то модернизируя свои самолеты третьего, а кто-то – создавая новые машины.

Понятно, что все эти «пятерки» - это больше игра на публику и демонстрация собственного могущества. Недаром же все проблемы в Ираке и Афганистане у американцев решали F-15 и F/А-18, у России в Сирии и Украине – Су-35 и Су-34, Китай на границе с Тайванем нежно гоняет Су-30МКК… А где «пятерки»? Где F-22, J-20, Су-57?

А они там, на втором плане. Можно сказать, за спинами более дешевых и лучше освоенных собратьев четвертого поколения. И это есть самый четкий показатель того, что время для «пятерок» еще не пришло. Вот да, так вышло, для F-22 оно, скажем прямо, уже уходит, а для J-20 и Су-57 действительно еще не наступило. Про всех остальных соискателей даже не говорим, шансы создать что-то приличное есть на ближайшей перспективе у японцев, а европейцы смогут что-то изобразить весьма нескоро.

Но в действительности это и не требуется. Истребитель пятого поколения пока, по сути, такой же предмет для восхищения, как стратегический бомбардировщик. Применять повода нет, да и стоит дорого. Но то, что клуб обладателей «пятерками» со временем будет расширяться – это факт. Авианосцев же настроили.

А вот когда придет время «пятеркам» идти в бой – это, думаю, вопрос не пяти лет.
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    3 октября 2024 05:49
    А существует ли общепризнанный критерий самолета 5 поколения? А то похоже, что каждая страна подгоняет эти критерии под возможности того самолета, который у них получился.
    1. +4
      3 октября 2024 09:47
      Так и самого деления на поколения не было до развала СССР . Просто было - запустили в серию , сразу начинают конструировать следующий с учётом новинок и с оглядкой на супостата . Просто реактивный , реактивный со стреловидным крылом, сверхзвук , локатор на борту , ракеты , потом малая ЭПР .Кстати, зря Роман не упомянул F-117 . с него и началось наше отставание и поиски американцев "золотой середины" в сочетании противоречащих друг другу требований , когда они тыкались как слепые котята по дороге к F-35 . Теперь у них все шансы на самый массовый истребитель на планете на 30 лет вперёд. Зря F-35 упрекают из-за сверхзвука . Во первых аэродинамику не обманешь - это действительно барьер . Огромный скачок сопротивления с огромным расходом горючего . Да и главное - у земли все "суперские" наши и штатовские больше 1300 км в час не дают.
    2. +1
      3 октября 2024 10:08
      А существует ли общепризнанный критерий самолета 5 поколения?

      Существует! Для начала нужно понять, что такое современная война. У большинства на сайте нет никакого понятия об этом.
      Уважаемый Рома, современная армия - это не набор вооружений и их характеристик. И сильнее не тот , у кого их больше и отважнее бойцы. В Мире произошли , и в Военном Деле, произошли существенные изменения и старые правила, которые нам постоянно втюхивают отсталые руководители , не действуют. Основу всего составляют информационные средства разведки в реальном времени всех уровней и точное оружие, которые объединены вместе. Первого у нас нет ! Да и со вторым на тактическом уровне проблемы... Так что объединять нечего , ещё вопрос и как. Самый примитивный уровень FPV . Вот они за него от полной безнадёги и ухватились... Вот вам и вещают такие Ромы старые сказки...
      1. +4
        3 октября 2024 13:51
        Для начала нужно понять, что такое современная война. У большинства на сайте нет никакого понятия об этом.

        Вы все больше напоминаете Гридасова. laughing
        Ну или gpt. belay

        Все ваши комменты практически копипасты самих себя.
        Мне вот интересно, вы кто по специальности и образованию.
        1. -4
          3 октября 2024 18:03
          А вы их читали ? Там всё написано. Я специалист по современной войне...
          1. +2
            4 октября 2024 08:20
            Цитата: Витов
            Я специалист по современной войне...

            И в каких полках вы служили? На каких фронтах воевали, специалист?
        2. +1
          4 октября 2024 20:43
          Все специалисты по современной войне работают там, а не пишут статьи....и то парни сказали, в том числе из Вагнера, война 22 от 24 отличается, так что тактика меняется. А вот с командором соглашусь, особенно в части паркетных генералов, которые своим мышлением готовятся к прошлой войне, а кто то получил погоны по недоразумению...
    3. -7
      3 октября 2024 16:03
      Да, существует. И Су57 пока что до него не дотягивает
      1. +1
        4 октября 2024 20:44
        Скорее F-35 недотягивает....Разве что F-35i, в принципе неплохо работает, если не встретит кого то вроде су-57...
  2. +9
    3 октября 2024 06:06
    Да, у американцев не получился единый универсальный самолет пятого поколения
    Универсальных самолетов не бывает...
    1. +1
      3 октября 2024 07:24
      Цитата: Luminman
      Универсальных самолетов не бывает...

      Они давно научили Ф-22 бомбить и уже нанесли множество авиоударов с помощью него
      1. +3
        3 октября 2024 15:54
        Цитата: BlackMokona
        Они давно научили Ф-22 бомбить

        Кода водка кончается, закуска становится просто едой... (с)
    2. +12
      3 октября 2024 07:59
      Универсальных самолетов не бывает...
      Бывает. Он делает всё, но делает всё плохо, не сравнить со специализированным аппаратом.
      1. +3
        3 октября 2024 15:52
        Цитата: Авиатор_
        Он делает всё, но делает всё плохо, не сравнить со специализированным аппаратом

        Ответ тоже правильный... wink
  3. -3
    3 октября 2024 06:08
    И все таки, авиация, даже продвинутая, не станет средством абсолютно го доминирование на ТВД... необходимо ещё много чего, особенно когда противник силён и вооружён в ем чем надо.
  4. Комментарий был удален.
    1. +18
      3 октября 2024 07:29
      Пока эти статьи про пятое поколение сильно напоминают статьи на ВО про макаронного монстра Илона Маска из 2017 года,тогда их много выходило,чем закончилось то же все помнят.Видимо кому то должно сначала сильно прилететь, потом начнутся крики доколе.
      1. +5
        3 октября 2024 11:34
        монстра Илона Маска из 2017 года,тогда их много выходило,чем закончилось то же все помнят
        Ага, а еще вспомните про статьи про то какой классный комплекс Гефест и какой ущербный JDAM у "глупых" американцев. Аналитики от бога, Ванги. Вот точно такой же результат будет и про 5 поколения.
        1. 0
          4 октября 2024 08:22
          Цитата: spirit
          Ага, а еще вспомните про статьи про то какой классный комплекс Гефест и какой ущербный JDAM у "глупых" американцев

          Не путайте теплое с мокрым.
          1. 0
            4 октября 2024 17:07
            Никто и не путает , просто турбо патриотам без разницы за что чепчики подкидывать и стакан за воротник закладывать с кряканьем и смехом про тупых американцев, несколько лет назад тут и Гефест облизывали и эсминец Дональд Кук обсмеивали
  5. +10
    3 октября 2024 06:24
    Да, один двигатель F-135 от Pratt & Whitney разгоняет F-35 до скорости 2М
    Какие 2М? у него максималка 1,2М
    1. +13
      3 октября 2024 07:14
      Цитата: УВБ
      у него максималка 1,2М

      Точнее, 1,6М (1930 км/час у 35А)
      1. +2
        3 октября 2024 10:03
        Дык - одно из требований к 5-му поколению это длительный сверхзвук без форсажа.. На что пингвин как раз и не способен...
        1. +3
          3 октября 2024 10:06
          Цитата: paul3390
          одно из требований к 5-му поколению это длительный сверхзвук без форсажа..

          Не на "длительный", а на "крейсерский" сверхзвук без форсажа. И 35-й технически (возможности двигателя) способен на это, но только другие сложности/косяки не позволяют лишний раз баловаться максимальными скоростями...
          1. +1
            3 октября 2024 10:12
            Насчёт двигателя - вопрос спорный, сами матрасники это признают. Не зря периодически пытаются что-то там с ним сделать, а то и вообще склепать замену.

            Что там мешает - это уже без разницы. Главное - он на это не способен. Вообще - принесение в жертву типа малозаметности всех остальных параметров самолёта кажется идеей весьма сомнительной. Тем более - она обеспечивается в довольно специфических раскладах.. Насколько это всё применимо в реальных боевых условиях - пока не знает никто.
            1. +4
              3 октября 2024 10:30
              Цитата: paul3390
              Вообще - принесение в жертву типа малозаметности всех остальных параметров самолёта кажется идеей весьма сомнительной

              Согласен, но они в пятом поколении решили сделать ставку именно на малозаметность и равитое БРЭО, чтобы за счет этих преимуществ поставить "шах и мат" любому сопернику (в то время советскому, разумеется). Если подумать, то логика в этом была. Ведь именно по спец. материалам уменьшения заметности и электронике американцы обходили Союз, а значит глупо было этим не воспользоваться, тем более, что по ТТХ вооружений (ЗУР), маневренности и скорости обойти советскую (да и российскую тоже) авиацию не представлялось возможным...
        2. +1
          3 октября 2024 11:16
          Дык - одно из требований к 5-му поколению это длительный сверхзвук без форсажа.. На что пингвин как раз и не способен...

          А зачем ему длительный сверхзвук без форсажа ? Все как мантру твердят о признаках ! А для чего предназначен самолёт 5-го поколения и откуда берутся эти признаки ?
          1. +2
            3 октября 2024 13:53
            А зачем ему длительный сверхзвук без форсажа ?

            Очевидно для малозаметности и увеличения боевого радиуса с тем же запасом топлива.
            А для чего предназначен самолёт 5-го поколения и откуда берутся эти признаки ?

            Очевидно для замены парка 4 поколения (читай для продажи). laughing
            Ну а признаки под это подгоняются. Берутся полезные признаки, которых нет у 4 поколения. Раздувается их полезность, после чего делается самолет, в какой-то мере ими обладающий. Обзывается пятым поколением и продается взамен четвертого.
            1. +2
              3 октября 2024 18:13
              Не проходит. Вы знаете, что такое Боевые Информационные Системы ? Так вот , самолёт 5-го поколения - это универсальный элемент БИС. Без этой системы самолёта 5-го поколения не существует. Он превращается в самолёт с признаками самолёта 5-го поколения.
  6. +5
    3 октября 2024 06:59
    Более актуальным становится градация дронов. Дроны первого поколения, а может уже и второго. И так далее гонка.
  7. +12
    3 октября 2024 07:10
    Два двигателя – не один, поэтому дальность полета у J-20 больше, чем у F-22

    Так и у F22 тоже два двигателя...
    Но то, что клуб обладателей «пятерками» со временем будет расширяться – это факт. Авианосцев же настроили.

    За счёт кого он будет расширяться? За счет Турции и Индии что ли? wassat Никакого "расширения" не будет, более того, количество стран, которые могли создать современный истребитель, будет неуклонно снижаться и к середине века их останется не больше трёх...
    И кто там "понастроил" авианосцев? Китайцы парочку, да индусы свой шестнадцать лет вымучивали .... и всё. request
    1. +1
      3 октября 2024 08:54
      количество стран, которые могли создать современный истребитель

      "Создать" и "обладать"- это далеко не одно и то же.
      1. +2
        3 октября 2024 09:56
        Цитата: solar
        Создать" и "обладать"- это далеко не одно и то же.

        Безусловно, создателей в разы меньше.
  8. +10
    3 октября 2024 07:10
    Не очень понял, что автор за множеством слов пытался донести в своей статье, но можно предположить, что АЛ-51Ф, несмотря на анонсы, в этом году не будет, как не было их и в анонсированном 2022 году. Но ничего страшного, сейчас в комментариях объяснят, что авиация это не так важно сегодня, ничего не решает, важнее заниматься дронами. Друзья, авиация не решает там, где ее нет в достаточном количестве и качестве, поэтому она не становится средством доминирования. Но мы все видим на примере партнеров как она могла бы доминировать.
    1. -1
      3 октября 2024 19:42
      Счас пойдут мантры о том, что партнёры никогда не воевали с равным противником
  9. +2
    3 октября 2024 07:15
    «
    Двигатель второго этапа» или АЛ-51Ф, не так важно название, как его суть – это многообещающее улучшение Су-57, которое сделает российский самолет еще более опасным соперником.

    А какому сопернику? Ракете воздух-воздух или земля-воздух? И вообще какую боевую задачу может выполнить Су-57 которую не могут выполнить другие системы вооружения?
    1. +3
      3 октября 2024 13:04
      Как известно, обладающий более мощным двигателем внедорожник может дальше углубиться в непроходимую местность и встретить там трактор для его вытаскивания на дорогу будет сложнее, чем для относительно менее мощного. Здесь же наоборот: улучшенный Су-57 сможет чуть позже получить свою ракету (соотношение скоростей станет скажем не 1/3, а 1/2,8), это может несколько повысить шансы экипажа на спасение, дать больше времени. И относительно боевых задач вопрос ставится не "могут/не могут", а могут с какой вероятностью/скоростью/потерями/расходами и т. д., и есть ли в этом всем преимущество перед существующими уже системами. И тут действительно практика показывает, что авиация вполне заменима ракетами/дронами (привет, Никита Сергеевич), а единственно приемлемая тактика применения авиации (запуск с максимального расстояния тех же ракет/дронов - т. е. сводится к исполнению пилотируемой авиацией функции "1-й многоразовой ступени" для управляемых средств поражения) делает наличие так называемых "признаков 5-го поколения" на самолете, если не бессмысленными, то явно мало востребованными. Если раньше "умнел" сам самолет, обзаводясь более крутыми системами обнаружения/наведения/РЭБ и т. д., то сейчас (благодаря миниатюризации и доступности электроники) идет "гонка умности" именно боеприпасов, тогда как платформы-носители отходят на второй план. Причем стоит ожидать и дальнейшего усложнения/совершенствования беспилотников/дронов/УР, технический потенциал для этого есть, а вот с пилотируемыми аппаратами переднего края все непросто. Слишком много противодействия, слишком жаль терять... Сходить со сцены они, конечно, будут еще долго, но процесс, к.м.к., пошел.
      1. +2
        3 октября 2024 13:20
        Конечно, применение авиации увеличивает радиус действия ракет и это самые мобильные системы защиты необъятных просторов страны. Поэтому может лучше развивать патрульную авиацию с большим радиусом действия как над сушей, так и над морем. Оружие быстрого реагирования.
  10. +3
    3 октября 2024 07:25
    Уважаю Романа, очень талантливый и работоспособный юноша, может отвлесься от экзаменов по ЕГЭ и написать энциклопедическую статью необъятных размеров для ВО.
    1. +5
      3 октября 2024 09:39
      Уважаю Романа, очень талантливый и работоспособный юноша, может отвлесься от

      Скорее всего юноша копирует в кучу все статьи и новости по заданной тематике, загоняет это в языковую модель, типа Гигачат и та выдает готовую статью с гладким и связным, но в целом бессмысленным текстом. И как я сразу не догадался?!
  11. +2
    3 октября 2024 07:39
    Я думаю нет смысла подстраиваться под какие то стандарты, каждый выбрал для себя свой набор параметров, для свой тактики применения. Каждый силён в своей сфере, то и развивают. Это просто следующее поколение, отработка технологий, все равно чего то идеального никто не создаст.
  12. +2
    3 октября 2024 07:45
    Придёт время и истрибители 4го поколения со всеми плюсами придётся выводить из эксплуатации если не из за технического устаревания, так из за физического. И к тому времени у Китая и США уже будет просто огромный численный перевес в машинах нового поколения. Наше строительство в час по чайной ложке, что бы там Роман не писал в оправдание такого темпа строительства, ничего кроме чувства горечи не оставляет. Потому что медленно строим не от необходимости заменять в дальнейшем двигатель, а от того что быстрее не получается. Да и банально некому, нехватка кадров катастрофическая.
  13. +1
    3 октября 2024 07:54
    Есть понятие - "завоевание господства в воздухе". Здесь важно техническое преимущество над противником - например, малозаметность, дает такое преимущество. Другое преимущество - автоматическое управление оружием. По сути, пятое поколение - это возможность преодоления ПВО, хотя сам термин больше из маркетинга.

    НАТО демонстрировало, что такое господство в воздухе, в Югославии и дважды в Ираке. Израиль также демонстрировал это преимущество в своих многочисленных войнах с соседями. правда, часто это преимущество ему давалось ценой больших потерь.

    Если бы мы имели господство в воздухе над Украиной, наверное, Днепр уже был бы ЛБС по всей своей длине.

    Увы, наше техническое преимущество недостаточно, мы видимы на радарах и не можем подавить ПВО противника в достаточной степени.

    Поэтому не стоит говорить о техническом преимуществе, как о вещи не очень нужной.
    1. -2
      3 октября 2024 08:19
      Увы, наше техническое преимущество недостаточно, мы видимы на радарах и не можем подавить ПВО противника в достаточной степени.

      Вооо, невидимость, вот основное отличие , а не

      Что вообще есть пятое поколение, споры не утихают до сих пор. Отличительные особенности как-то все не разложат по полочкам, а потому это и малозаметность, и внутренние отсеки для вооружения, и «суперкруз», то есть, полет на сверхзвуке без форсажа, и сверхманевренность.

      Хотя внутренние отсеки и малозаметность это из одной оперы. А вот полет на сверхзвуке и сверманевренность это неплохо, но слишком затратно обеспечить.
      1. +3
        3 октября 2024 09:15
        СВО показало, что сверхманевренность находится далеко не на первом месте в списке приоритетов (на СВО она вообще не нужна, по честному). А вот малозаметность играет ключевую роль.
        1. +1
          3 октября 2024 09:20
          СВО показало, что сверхманевренность находится далеко не на первом месте в списке приоритетов

          Так я про это и написал и отхватил минусов от любителей всеракурсного двигателя и красивых картинок с туманом на крыльях
          1. 0
            3 октября 2024 13:58
            красивых картинок с туманом на крыльях

            Красивые картинки с туманом вообще никак не связаны со сверхманевренностью.
            За это наверное и минусы схватили.
            1. 0
              3 октября 2024 14:03
              За это наверное и минусы схватили

              Пусть полюбуются, ну не эффект же Прандтля я имел в виду?
        2. 0
          3 октября 2024 14:08
          А вот малозаметность играет ключевую роль.

          Вы ОЧЕНЬ узко мыслите. Постарайтесь подумать шире.

          Предположим 404 не получила бы поддержку в виде ДРЛО НАТО и разведданных спутниковой группировки. Тогда какую бы роль играла малозаметность? Подсказка - никакую.

          Предположим 404 была расположена на отсрове и авиацию противоборствующая сторона могла бы применять только с авиков. Соответственно ПВО у 404 было слабое за то противокорабельная оборона ОГОГО. Тогда какую бы роль играла малозаметность. Ответ - никакую.

          Предположим война вообще идет не с бандеровцами а с ИГИЛ. Тогда какую бы роль играла малозаметность. Ответ - никакую.

          Это я к тому , что выбор оптимальных параметров зависит от противника и ТВД.
          Это азбучная истина. А поколения это констатация факта, что удалось как-то впихнуть невпихуемое и создать сбалансированный самолет на новом уровне по всем параметрам.
          Поэтому F-22 пятое поколение, а F-35 не уверен.
          1. 0
            3 октября 2024 20:04
            Мы имеем то что имеем без всяких "если бы".
            Про поколения, их нумерации вообще речь не ведется. Речь про наш упор на "сверх маневренность" и их упор на "малозаметность". В текущих реалиях, без всяких "если бы у бабушки был бы ...", невооруженным взглядом видно, что малозаметность нужна всем, а сверх маневренность вообще не востребована.
      2. -1
        3 октября 2024 09:54

        Вооо, невидимость, вот основное отличие , а не


        Невидимость - это один из параметров "безнаказанности", то есть, возможности действовать, не встречая сопротивления. Маневренность направлена на то же самое, но она менее эффективна, что очевидно.

        Заметить раньше, чем заметили тебя и применить оружие на расстоянии, на котором противник этого сделать не может.

        ИМХО, эти "поколения" и придумали для упрощения представлений о том, кто и что может. то есть, грубо, самолет 5 поколения с большой вероятностью без потерь уничтожит самолеты противника 4 поколения и не будет поражен ПВО 4 поколения.

        Поэтому не следует слишком легкомысленно относиться к техническому прогрессу, отставание чревато лишними потерями по меньшей мере.
    2. 0
      3 октября 2024 08:26
      Из-за развития автоматизации, вычислительных ресурсов ПВО завоевание господства в воздухе становится все сложнее. Для истребителей сфера применения сужается все больше и больше, только вне радиуса действия ПВО противника. Дальнобойные ракеты "воздух - воздух" - временное решение, но их утрируя, можно и из дирижабля запускать.
      В отличии от штурмовиков и бомбардировщиков, которым УМПК дало вторую молодость. К существующему ракетному вооружению.
      1. 0
        3 октября 2024 08:57
        Для истребителей сфера применения сужается все больше и больше, только вне радиуса действия ПВО противника.

        Это в случае, если не смогли подавить ПВО противника. А если смогли- то не сужается.
        1. 0
          3 октября 2024 09:29
          Это в случае, если не смогли подавить ПВО противника. А если смогли- то не сужается

          Сейчас актуальнее создавать истребители БПЛА, которые обеспечивают прикрытие сухопутных войск и кораблей ближнего радиуса действия, т.е. такие же дроны, только заточенные как истребители
          1. 0
            3 октября 2024 10:16
            Пока не создано ни одного истребителя БПЛА, нельзя с уверенностью сказать, что это возможно в обозримом будущем. Ударные- да, несомненно будут развиваться, но с истребителями пока вопрос.
            1. -2
              3 октября 2024 10:20
              Пока не создано ни одного истребителя БПЛА,

              Вы меня не поняли, я написал про дроны-истребители других дронов, это более актуально на данный момент. А пилотируемые истребители в существующем виде вполне можно заменить ЗРК.
              1. 0
                3 октября 2024 11:32
                А пилотируемые истребители в существующем виде вполне можно заменить ЗРК.

                Истребители обеспечивают концентрацию сил на участке, в отличии от наземного ПВО.
        2. Комментарий был удален.
  14. -1
    3 октября 2024 08:00
    А разговор в статье о том, что неважно получится истребитель 5го поколения или нет. Главное, что страна, занимающаяся его разработкой и производством показывает свой конструкторский и промышленный потенциал. Отсюда и появление стран стремящихся создать такой несколько "мифический" самолет.
    1. 0
      3 октября 2024 08:34
      Все эти "вундервафли" пятого поколения не применялись против эшелонированной современной ПВО. Только российские су-57 якобы применялись на Украине, но насколько далеко они заходили и какова эффективность- достоверных сведений нет. По всей видимости, пилотируемая авиация доживает последние дни и "пятое поколение" никому уже и не нужно.
      Будущее за беспилотниками с ИИ.
      1. -1
        3 октября 2024 08:39
        Понятно, что если не появится общемирового правительства, то воевать будут роботы. Но это в будущем. Но и тогда без тяжелого вооружения не обойтись. Поэтому обладатель такого вида вооружения будет главенствовать. А для этого и нужны соответствующие разработки
      2. +4
        3 октября 2024 09:01
        Все эти "вундервафли" пятого поколения не применялись против эшелонированной современной ПВО.

        В Сирии применяются. Сирийская ПВО их обдает презрением- не замечает.:))
  15. +1
    3 октября 2024 08:57
    Ни о чем, и ИМХО, стараются нам лапшу на уши повесить?
    Имхо , любой читатель понимает , зачем военные и гражданские гонят новаые поколения в БПЛА, Танках ,авто, авиациях, кораблях ,ракетах, смартфонах....

    Ну а в истребителях обсуждалось не раз: Ф35 видит танк за 40 км, самолет за 400 км (условно), а его видят за 150 км
  16. -3
    3 октября 2024 09:47
    Цитата: Дилетант
    А существует ли общепризнанный критерий самолета 5 поколения?


    Нет. Якобы эти критерии янки выработали, под себя, конечно.
    Но есть один из ключевых показателей: сверхзвуковая крейсерская скорость, то есть возможность практически постоянно летать на сверхзвуке без использования форсажа. И, кстати, Ф-35 этому параметру не соответствует.
    Ну и пресловутая малозаметность. Все остальное (БРЭО, например) - дело наживное, его можно менять в ходе последующей модернизации.
    1. Комментарий был удален.
  17. -4
    3 октября 2024 09:50
    Цитата: Neo-9947
    СВО показало, что сверхманевренность находится далеко не на первом месте в списке приоритетов. А вот малозаметность играет ключевую роль.


    Пруфы где? Сверхманевренность, при должном опыте пилота, позволяет уйти от ракетной атаки.
    Или вы сами боевой летун и исходите из личного боевого опыта? laughing

    В курсе что такое "динамическая незаметность"? Радары используют принцип Допплера и не замечают ЛА со скоростью ниже пороговой. Сверхманевренность с ОВТ позволяет летать и в таком режиме.
    1. +1
      3 октября 2024 10:20
      Сверхманевренность, при должном опыте пилота, позволяет уйти от ракетной атаки.

      От одной ракеты. А при парном пуске увеличивает вероятность попадания второй.
      Радары используют принцип Допплера и не замечают ЛА со скоростью ниже пороговой.

      АФАР работают в разных режимах, для них это неактуально.
      1. 0
        3 октября 2024 14:44
        Ну так то работают над внедрением на самолете всеракурсных ракет ближней дальности. Для самообороны самолета от ракет В-В.
        Если это удастся реализовать то сверхманевренность обретает смысл как последний рубеж обороны от прорвавшейся через противоракеты ракеты.
        1. +1
          3 октября 2024 21:41
          Если это удастся реализовать то сверхманевренность...

          будет тем более не нужна.
          1. 0
            3 октября 2024 22:36
            А вот тут никто не угадает в какую сторону повернет эволюция противостояния в воздухе.
            1. +2
              3 октября 2024 22:39
              нет такого поворота, при котором сверхманевренность оказалась бы полезна в реальном бою.
              Она была нужна, пока вели чисто визуальный на невысоких скоростях. Но его уже давно никто не ведет.
              1. 0
                3 октября 2024 22:55
                Ну кто знает что будет дальше?
                Понятно что электроника и ИИ много быстрей пилота и смогут реагировать намного быстрей. Но вот исполнительные органы уже медленней. И чем выше скорость ракеты перехватчика тем сложней ей доворачивать на маневрирующую цель.
                Так что невозможно сейчас сказать что будет полездно а что нет.
      2. 0
        3 октября 2024 22:52
        Цитата: solar
        От одной ракеты. А при парном пуске увеличивает вероятность попадания второй.

        То есть, надо вообще не маневрировать? Удивительная глупость.
        Цитата: solar
        АФАР работают в разных режимах,

        Работают, но воздушную цель АФАР в разных режимах вообще не видят.
        Цитата: solar
        , для них это неактуально.

        Раз воздушная цель не видна, то и не актуально...
        1. +1
          3 октября 2024 23:12
          То есть, надо вообще не маневрировать? Удивительная глупость.

          Удивительная глупость- преднамеренно терять энергетику во время боя и дальше становиться мишенью. Летчик в бою этого делать не будет.
          1. 0
            3 октября 2024 23:23
            Цитата: solar
            Удивительная глупость- терять энергетику во время боя и дальше становится мишенью. Летчик в бою этого делать не будет.

            У Вас проблемы с знанием матчасти в обсуждаемой области.

            Типовые маневры воздушного боя с потерей энергии, летчиками всех стран мира заучиваются как азбука:
            - форсированный разворот (hard turn) - оборонительный маневр. Он же - один из противоракетных маневров.
            - кадушка (high-g barrel roll) - оборонительный маневр для перехода в контратаку. Он же - один из пртиворакетных маневров.
            1. +1
              3 октября 2024 23:28
              Это у вас проблемы. Именно для совершения этих маневров энергетику самолета и сохраняют. А повиснуть на какое-то время в воздухе, потеряв энергетику- это стать мишенью для второй ракеты в парном пуске.
              1. 0
                3 октября 2024 23:36
                Цитата: solar
                Это у вас проблемы.

                Нет, у Вас. Потому что:
                Цитата: solar
                Именно для совершения этих маневров энергетику самолета и сохраняют.

                Эти маневры с потерей энергии. На этих маневрах самолет теряет энергию.
                Цитата: solar
                А повиснуть на какое-то время в воздухе, потеряв энергетику- это стать мишенью для второй ракеты в парном пуске.

                А это выполняется, когда ни на что другое уже нет энергии после выполнения форсированный маневров для уклонения от ракет. Повисший в воздухе самолет невидим для БРЛС (АРГСН) на фоне земли. Можно еще добавить отстрел дипольгых отражателей. Для ИК ГСН отстреливаются ИК ловушки, которые закроют весь образ.
    2. -2
      3 октября 2024 19:47
      Долго позволяет летать? Помнится, лет тридцать назад в прессе писали, что колокол позволяет сорвать обнаружение самолёта - импульсно-допплеровская РЛС теряет неподвижную на пару секунд цель.
      1. +1
        3 октября 2024 22:40
        По такой логике вертолет сбить вообще нельзя. Но сбивают.
        1. -1
          3 октября 2024 22:54
          Цитата: solar
          По такой логике вертолет сбить вообще нельзя. Но сбивают.

          У Вас проблемы со знанием матчасти.
          1. 0
            3 октября 2024 22:58
            У меня с этим все в порядке.
            1. 0
              3 октября 2024 23:03
              Цитата: solar
              У меня с этим все в порядке.

              Ну раз со знанием матчасти все в порядке, тогда укажите на самолете вращающийся несущий винт.
              1. +1
                3 октября 2024 23:30
                Думаете, они все металлические?
                1. -1
                  3 октября 2024 23:37
                  Цитата: solar
                  Думаете, они все металлические?

                  Это вообще неважно. Потому Команч "подох".
                  1. +1
                    3 октября 2024 23:42
                    Команч закрыли, так как пошел активный прогресс в БПЛА. И как выяснилось позже- правильно сделали, хотя тогда это было неочевидно.
                    1. 0
                      7 октября 2024 01:11
                      Цитата: solar
                      Команч закрыли, так как пошел активный прогресс в БПЛА.

                      Такое мнение есть на просторах интернета, и даже с сылкой на известных в узких кругах специалистов. Но если бы дело было в активном прогрессе БПЛА, то появился бы беспилотный Команч. А Команча нет ни в каком виде, совсем нет. Несмотря на развитие БПЛА пилотируемые вертолеты остались и развиваются, а Команч исчез. Не в развитии БПЛА дело. В развитии радаров и ИК (тепловизионных) систем.
      2. 0
        3 октября 2024 22:53
        Цитата: Sumotori_380
        Долго позволяет летать? Помнится, лет тридцать назад в прессе писали, что колокол позволяет сорвать обнаружение самолёта - импульсно-допплеровская РЛС теряет неподвижную на пару секунд цель.

        Верно. А если еще дипольных отражателей при этом добавить, то БРЛС атакующего вообще ничего не поймет.
    3. 0
      3 октября 2024 22:41
      Вот что писали в умных книжках ещё в 2002 году: "...Если в процессе маневра цели возникают производные отслеживаемых фазовых координат, порядок которых превышает размерность фильтра (порядок астатизма), то это неизбежно приводит к нарастанию динамических ошибок слежения, при котором срыв сопровождения лишь вопрос времени. Целенаправленное использование специальных маневров ... становится особенно актуальным в связи с принятием на вооружение передовых стран сверхманевренных самолетов.
      ....
      Поскольку на ракетах используются измерители с астатизмом, не превышающим второй порядок, то достаточно осуществить маневр, в процессе выполнения которого появляются производные дальности, скорости и бортовых пеленгов третьего порядка."
      то есть срыв сопровождения при таких маневрах происходит не из-за Допплера, а из-за нарушения алгоритма в БЦВМ. Как дело обстоит с БЦВМ ракет сейчас - не знаю...
      1. 0
        3 октября 2024 23:02
        Цитата: Спокойный_тип
        то это неизбежно приводит к нарастанию динамических ошибок слежения, при котором срыв сопровождения лишь вопрос времени

        При любом маневре цели возникают третьи производные координат, но и маневрирующие цели поражаются.
        Цитата: Спокойный_тип
        то есть срыв сопровождения при таких маневрах происходит не из-за Допплера, а из-за нарушения алгоритма в БЦВМ. Как дело обстоит с БЦВМ ракет сейчас - не знаю...

        А есть такой параметр - максимальная перегрузка поражаемой цели. Это именно о нем, об астатизме...
      2. 0
        3 октября 2024 23:20
        Астатизм выше второго порядка практически не используют- сильно возрастает чувствительность к высокочастотным помехам.
        достаточно осуществить маневр, в процессе выполнения которого появляются производные дальности, скорости и бортовых пеленгов третьего порядка."

        Гладко было на бумаге. Перегрузочная способность ракеты больше, чем самолета.
        1. 0
          7 октября 2024 01:14
          Цитата: solar
          Гладко было на бумаге. Перегрузочная способность ракеты больше, чем самолета.

          Странно, что Вы это написали. Располагаемые перегрузки вообще никаким боком к астатизму. Результаты астатизма перегрузками не устранить.
  18. +1
    3 октября 2024 10:12
    Спасибо за интересную статью.
    Если бы ещё было поменьше идеологии при обсуждении чисто технических вопросов. Политизировать арифметическое действие 2х2 как то смешно.
  19. +1
    3 октября 2024 10:14
    Понятно, что все эти «пятерки» - это больше игра на публику и демонстрация собственного могущества. Недаром же все проблемы в Ираке и Афганистане у американцев решали F-15 и F/А-18, у России в Сирии и Украине – Су-35 и Су-35, Китай на границе с Тайванем нежно гоняет Су-30МКК… А где «пятерки»? Где F-22, J-20, Су-57?

    Что то не очень видно решения подавления украинской ПВО. Американцы-то в Ираке действительно решили эту проблему без пятого поколения. А вот где Су-57, когда не могут решить задачу, для которой его создавали? Проблема двигателя в данном случае не при чём ведь.
    1. 0
      7 октября 2024 01:15
      Цитата: solar
      Что то не очень видно решения подавления украинской ПВО. Американцы-то в Ираке действительно решили эту проблему

      Так и СА-75 на Украине не очень видно...
  20. -2
    3 октября 2024 11:38
    Вообще то с какого времени надо считать поколения самолётов. Сейчас мы просто время считаем от Рождества Христова. А самолёты правильно считать от полётов братьев Райт, или у нас в России от Можайского, так же как мы считаем что радио изобрёл Попов.
    Если от братьев Райт то уже прошло поколений пятнадцать, если не двадцать. И по каким критериям например считать следующее поколение. Или например с какого года считать независимость России с 1991года или как я считаю что Россия всегда была независима. soldier
  21. +1
    3 октября 2024 11:53
    В статье небольшая описка - у Ф22 и у J20 по два двигателя
  22. 0
    3 октября 2024 12:16
    подвесить контейнер с ракетами под крыло и получить внутрифюзеляжеость... а что так можно было?..
    1. 0
      3 октября 2024 13:07
      Конформный отсек вооружения называется.
  23. -5
    3 октября 2024 12:26
    Все технические предпосылки для самолёта пятого поколения уже есть. Наличие самолёта пятого поколения свидетельствует прежде всего о компетентности руководства страны: может поставить задачу, может организовать работу, может снабдить ресурсами, может оградить от вымогателей в погонах... Амеры пока погрязли в коррупции и распилах, и не считают нужным торопиться с новой техникой. Мы можем сделать такую машину, если КБ и завод будут работать по-Сталински, за полгода.
    .
    Сам по себе истребитель пятого поколения это не универсальный всемогущий солдат, подавляющий всё вокруг, а сверхзвуковой беспилотник вертикального взлёта, который может доставить 10-15 тонн бомб, ракет, беспилотников, средств связи и наблюдения, РЭБ или РЛС в кратчайшее время в нужную точку и оставить там. Взлетает по команде ДРЛО. Долетел в точку пуска и назад!
    Излишнее бортовое оборудование, как и излишняя универсальность и мощь, не нужны и впустую удорожают самолёт, но что можно - нужно ставить. СТЕЛС - технологии дешёвому беспилотнику не нужны.
    .
    Если бы не вертикальность взлёта, то можно на первое время ограничиться переделкой в беспилотник МИГ-31.
  24. +1
    3 октября 2024 12:42
    Было бы достаточно легкомысленно начать крупносерийную сборку Су-57 в Комсомольске-на-Амуре с тем, чтобы в дальнейшем отзывать самолеты и доделывать их.


    Достаточно легкомысленно выпускать на одном заводе в Комсомольске два основных истребителя Су-35 и Су-57.
    К серийному выпуску Су-35 следовало давно подключить Иркутский авиазавод и ежегодно, начиная с 20-го года поставлять ВКС минимум один строевой полк в составе 24-х Су-35 (12ед. Иркут+12 ед. Комсомольск) чтобы довести их количество в составе ВКС до 240 - 300 ед. (10 - 12 строевых полков).

    Имеющиеся на вооружении ВКС истребители Су-30СМ после модернизации передать в состав морской авиации и сформировать на их базе 6 авиаполков МА, по два полка на СФ и ТОФ, по одному полку на ЧФ и БФ.
  25. +4
    3 октября 2024 13:15
    Рассуждая о 5 поколении многие забывают главный и первичный признак принадлежности.
    5 поколение это СИСТЕМА. Не просто ЛА с какими то конкретными возможностями.
    Это онлайн спутниковая разведка. Это ДРЛО. Это беспилотные аппараты как разведывтельные так и ударные. Это широкополосная связь в любой точке для обмена данными. Это оружие максимально пригодное для своих задачь.
    Пока что кроме F 22 подобным не обладает никто. Да и он сам чесно сказать не в полной мере обладает.
    А без всего вышеперечисленного это просто более дорогие самолеты со слегка большими возможностями.
    Решающего перевеса они не дадут. В то время как полностью рабочая система сможет кардинально повысить возможности.
    ЛА полдела.
  26. +1
    3 октября 2024 13:27

    Автор: Роман Скоморохов


    Это бренд уже на ВО. Года полтора избегаю его статей, прочитаю освежу память :)
  27. +1
    3 октября 2024 13:45
    Цитата: Солдатов В.
    Вообще то с какого времени надо считать поколения самолётов


    С реактивных истребителей первого поколения.
  28. -1
    3 октября 2024 13:46
    Цитата: solar
    От одной ракеты. А при парном пуске увеличивает вероятность попадания второй.


    Основано на практическом опыте компьютерных игр, угадал? laughing
    1. -2
      3 октября 2024 19:49
      А ваша точка зрения имеет более веские основания?
    2. -1
      3 октября 2024 22:14
      Нет. На знании аэродинамики.
  29. D O
    +2
    3 октября 2024 15:07
    Многие указывают на откровенно небольшие партии передаваемых ВВС самолетов, и это соответствует действительности. Однако, стоит посмотреть на вопрос вот с какой стороны: а стоит ли выпускать большими партиями самолет, который вскорости придется кардинально переделывать? Смена двигателя – это очень непростой момент ...

    Странная логика. Ибо технологии не стоят на месте. Разработка более эффективных решений, в данном случае более мощных двигателей, в живом ВПК это норма его существования. Если так рассуждать, то серийное производство вообще никогда не случится, в бесконечном ожидании грядущего совершенства.
  30. 0
    3 октября 2024 16:05
    Насколько самолет 5го поколения лучше, чем 4+++++, может показать только реальный бой.
    Что же касается конкретно мелкосерийных Су, то там есть, над чем работать.
  31. -3
    3 октября 2024 16:09
    А пока народ дискутирует на тему, являются ли Су57 и J20 полностью 5м покодением, в США уже вовсю идет работа над 6м. Думаю, лет через 3-5 нам его покажут
    1. 0
      4 октября 2024 12:27
      Не покажут. Денег прорва на разработку, зачем спешить? 2030 или позже. Скорее позже.
  32. +3
    3 октября 2024 17:36
    Поправим автора, Су-57, тогда еще Т-50, полетел в 2010, а не в 2020. К 2020 уже было около десятка бортов и они вовсю летали , в тч коллективно. Ф-35 не может летать на 2 Махах. Даже если ему в зад вставить пороховой ускоритель. Максимум 1,6. Всегда важно учить матчасть!
    1. 0
      16 октября 2024 05:32
      И что? С чего вы решили, что 1.6 - хуже, чем 2? Миг31 вон летает 3. Но их время уже прошло лет 35 назад. Новые такие уже не строят.
      Я думаю, что важнее то, что самолет конкретно может делать. Вот автоматическая передача на пункт управления всей информации о воздужном бое, единое информационное пространство, распрелеление целей в реальном масштабе времени между разными участниками на поле боя - вот то, над чем нужно работать
  33. 0
    3 октября 2024 19:38
    А что случилось с монополярным миром?
  34. 0
    4 октября 2024 13:36
    Цитата: solar
    АФАР работают в разных режимах, для них это неактуально.


    А вот для ГСН ракет с радиолокационным наведением - актуально вполне.
    Опасность для самолета от ракеты исходит, а не от платформы, с которой её запустили.
    1. 0
      7 октября 2024 01:18
      Цитата: Illanatol
      Цитата: solar

      АФАР работают в разных режимах, для них это неактуально.

      А вот для ГСН ракет с радиолокационным наведением - актуально вполне.

      solar ерунду написал.
  35. 0
    4 октября 2024 13:39
    Цитата: solar
    Гладко было на бумаге. Перегрузочная способность ракеты больше, чем самолета.


    Значение имеет не перегрузочная способность, а радиус разворота. Самолет способен быстрее сменить траекторию именно благодаря законам аэродинамики.
    1. 0
      5 октября 2024 11:10
      Если вираж выполнен на малой скорости - не спасёт от слова совсем
    2. 0
      7 октября 2024 01:19
      Цитата: Illanatol
      Значение имеет не перегрузочная способность, а радиус разворота.

      Значение имеет угловая скорость и угловое ускорение линии визирования ракета-цель.
  36. 0
    4 октября 2024 13:42
    Цитата: garri-lin
    5 поколение это СИСТЕМА. Не просто ЛА с какими то конкретными возможностями.
    Это онлайн спутниковая разведка. Это ДРЛО. Это беспилотные аппараты как разведывтельные так и ударные.


    Система, вами описанная, прекрасно работает и с самолетами 4 поколения. Так что - нет, это не показатель 5 поколения.
    1. 0
      4 октября 2024 21:15
      Анатол, система у 5го поколения совершенно другая.
  37. +1
    4 октября 2024 18:01
    Вторым стал Китай, J-20 полетел в 2017-м,
    +++++++++++

    Скоморохов просто создан, что бы травить анекдоты ))))

    Смысл это читать?
  38. 0
    4 октября 2024 19:22
    Вроде читал что Ф22 уже списывать собираются, да и сейчас они летают недалеко от баз изза проблем с надежностью.
  39. 0
    6 октября 2024 15:52
    MWM: Шесть радаров и лазер — по своим возможностям Су-57 не имеет себе равных
    https://eadaily.com/ru/news/2024/10/06/mwm-shest-radarov-i-lazer-po-svoim-vozmozhnostyam-su-57-ne-imeet-sebe-ravnyh