Броненосец «Кэптэн» – жертва общественного мнения

34
Броненосец «Кэптэн» – жертва общественного мнения
«Кэптэн» – краса и гордость Великобритании!


На стене в лондонском соборе Святого Павла размещена мемориальная доска, на которой выгравирована выдержка из заключения суда, состоявшегося по поводу гибели корабля, там есть слова: «...корабль построили под давлением общественного мнения, выраженного в парламенте, и другими способами, без принятия во внимание доводов главного инспектора ВМС и возглавляемого им ведомства». Что же это за корабль, который был принят под давлением общественного мнения и из-за этого погиб?



Его имя было «Кэптэн», шестой корабль этого имени в Роял Нэви. Впрочем, последние три были названы в честь конкретного корабля его величества «Кэптэн» – того самого, которым командовал Горацио Нельсон при Сент-Винсенте – самого прославленного из всех «Кэптэнов». Кроме разве что самого последнего, но его славы – врагу не пожелаешь...

Схема бронирования «Кэптэна»

Во второй половине XIX века состязание брони и снаряда существенно изменило внешний вид кораблей. Если первые броненосцы внешне не сильно отличались от деревянных линейных кораблей, то постепенно их облик менялся: чем толще броня, тем большего калибра орудия нужны для её пробития, а большие пушки сложно разместить на орудийной палубе – требуется башня. Нельзя сказать, что адмиралов такая ситуация радовала: новыми кораблями не получалось командовать, как старыми. А хотелось!

Хотелось свежего ветра, свистящего в такелаже, матросов, резво карабкающихся по вантам, стрелков на марсах и всего вот этого вот. А в реальности были скучные броненосцы с вонючим дымом из труб и холодной сталью вместо тёплого дерева.

Впрочем, любовь к парусам была не придурью старых маразматиков-адмиралов. Дело в том, что первые паровые машины были ненадёжны, а угля жрали – тонны! Так что парусное вооружение даже на пароходах лишним отнюдь не было.

В общем, от конструкторов требовали объединить несовместимые вещи: броню и парусное вооружение.

Кэптэн Купер Фипс Кольз автор проекта «Кэптэна»

Первыми орудийные башни сконструировали независимо друг от друга американский швед Джон Эрикссон и англичанин Купер Фипс Кольз. Конструкции Эрикссона и Кольза отличались механизмом поворота башни. Эрикссоновские башни вращались на центральном штыре при помощи механического привода. Кользовские – поворачивались на роликах, катящихся по круговому жёлобу, а привод англичанин предпочитал ручной.

Кольз свою первую башню запатентовал в 1859 году. После чего им был создан проект броненосца. Его отличал низкий борт, размещённая в башнях артиллерия и полное парусное вооружение трёхмачтового линейного корабля.

Лорды Адмиралтейства башенную артиллерию оценили по достоинству, но корабельная архитектура, предложенная изобретателем, их не устроила. Низкобортный броненосец, по мнению адмиралов, не мог быть мореходным, а в сочетании с высокими мачтами – гарантировано получал проблемы с остойчивостью. В этом лордов поддерживал главный кораблестроитель Роял Нэви Эдвард Рид, проведший необходимые расчёты и получивший неутешительные результаты: корабль, предложенный Кользом, в шторм будет опасен для своего экипажа.

«Роял Соверен» – творческая удача Кольза, броненосец, перестроенный из старого линейного корабля

Но в пользу Кольза играло то, что перестроенный по его проекту из деревянного линейного корабля в броненосец «Роял Соверен» получился достаточно удачным кораблём, так же, как и броненосец «Принц Альберт», который пришёлся по душе принцу Альберту.

В английской прессе дискуссия двух кораблестроителей широко освещалась, тем более что Кольз не уставал рекламировать свой проект везде, где только можно. В результате родились два броненосца: «Монарх», построенный по проекту Эдварда Рида, и «Кэптэн» – Купера Фипса Кольза. Полное парусное вооружение несли оба корабля, в остальном были отличия.

«Монарх» Эдварда Рида – надёжный корабль со скучной судьбой...

«Монарх» был кораблём высокобортным – высота надводного борта у него была 4,27 метра, а орудия находились в 5,2 метра над уровнем моря. Соотношение длины к ширине у броненосца было 5,7:1, орудийные башни расположены по центру и могли стрелять только в ограниченных секторах по борту – стрелять по носу и по корме они не могли.

Над башнями была смонтирована лёгкая палуба, позволявшая матросам работать с такелажем. В башнях устанавливались по два 305-мм орудия (в терминологии тех лет «25-тонные»), для того чтобы не оставлять корабль беззащитным с носа и кормы, Рид установил три 178-мм орудия – два в носу и одно в корме.

Судьба у корабля была скучная: один раз повоевал, если обстрел береговых батарей Александрии можно назвать войной – всё, что смогли египтяне – поцарапать на «Монархе» краску. Потом дослуживал в качестве брандвахты и плавучего склада, в 1905 году – пущен на иголки.

Карикатура из «Панча», в красках рисующая споры вокруг строительства «Кэптэна»

А «Кэптэн» – вошёл в историю...

Корабль откровенно любили. Сохранились открытки с его изображениями, газетчики подбирали для него самые льстивые эпитеты. Его даже называли самым сильным кораблём в мире.

В общем, разрешение на строительство было получено под давлением общественного мнения, невзирая на возражения инженеров. Между тем уже в ходе постройки корабль сильно перетяжелили: примерно на 700 тонн. Инженер в этом был не виноват: он болел, и множество конструктивных изменений в проект внесли без него. Например, у Кольза высота борта должна была составить 8 футов 6 дюймов, но чертёжник перепутал и указал в спецификации цифру 6 футов 8 дюймов...

Длина нового корабля составляла 320 футов, ширина – 53 фута, то есть соотношение длины к ширине составило 6:1, что сделало «Кэптэн» прекрасным ходоком: на мерной миле он достиг отличной на тот момент скорости – 14,25 узла. Вооружение у корабля было то же, что и у «Монарха» – 4 25-тонных орудия в башнях, три 6,5-тонных (178-мм) – в носу и на корме.

«Кэптэн» в доке

Фирма Лэрда, строившая корабль, как видно, не сильно доверяла проекту, и при сдаче броненосца попросила Адмиралтейство испытать остойчивость корабля методом кренования. Просьба была исполнена, испытания показали вполне удовлетворительный результат. Корабль считался лучшим во флоте, и командовать им поручили лучшему капитану – кэптэну Бергойну, также на борту служили в разных должностях сыновья первого лорда адмиралтейства Хью Чайлдерса, лорда Нортбрука и сэра Болдуина Уокера.

«Кэптэн» в море, открытка из серии «Наши броненосцы» (если не ошибаюсь). Корабль реально был любимцем публики...

«Кэптэн» вошёл в состав эскадры Канала, которой командовал адмирал Саймондс. Эскадра пересекла Бискайский залив, где попала в шторм. Новый броненосец шторм выдержал без замечаний, более того, отлично отстрелялся в ходе артиллерийских учений, проходивших в штормовых условиях.

Адмирал отметил: «Это весьма грозный корабль и, по моему мнению, может, благодаря превосходству своего вооружения, уничтожить в отдельности все казематные корабли эскадры».

Второй поход в Бискайский залив также прошёл удачно, казалось, что скептики полностью посрамлены и пора бы им начинать извиняться...

Бискайский залив далеко не самое спокойное место в осенней Атлантике

В третий раз «Кэптэн» вышел в море с эскадрой Канала под командованием адмирала Александра Майлна. Сам Кольз вышел на нём в море для наблюдения за качествами корабля. В состав эскадры входили броненосцы «Лорд Уорден» (флагман), «Минотаур», «Эджинкорт», «Нортумберленд», «Монарх», «Геркулес», «Беллерофон» и небронированные корабли «Инконстант» и «Бристоль».

Эскадра вновь пересекла Бискайский залив и 6 сентября 1871 года находилась близ мыса Финистерра. Было сильное волнение, и Майлн на всякий случай посетил «Кэптэн», где указал Кользу на то, что с подветренной стороны во время качки палуба уходит под воду, и «это имеет скверный вид». Инженер ответил, что это ничего не значит, более того, он вместе с кэптэном Бергойном пригласили Майлна остаться на борту переночевать. Адмирал отказался, чем спас себе жизнь...

«Кэптэн» под парусами, опасное решение!

К вечеру волнение было сильное, но штормом его назвать было сложно. «Кэптэн» следовал в кильватере «Лорда Уордена», корабль шёл под парусами, но с разведёнными парами, так что воспользоваться машиной можно было незамедлительно.

Качало «Кэптэн» сильно, размахи доходили до 14 градусов, а 12,5 градуса было нормой. В 23:00 поднялся сильный ветер и пошёл дождь, на корабле взяли рифы. Около часа ночи ветер усилился, и паруса были убраны.

Позже адмирал Майлн так описывал последующие события:

«В эту минуту «Кэптэн» под парами находился позади флагманского корабля и, казалось, приближался к нему. Подняли сигнал «Развернуть строй» (open order), на который немедленно был дан ответ, и в 01:15 корабль находился на подветренной раковине «Лорда Уордена» приблизительно на 6R позади его траверза; марселя были частью наглухо зарифлены, частью убраны; фок был зарифлен, грот убран уже в 17:30, косых парусов я не видел. Корабль сильно кренился на правый борт, имея ветер слева.

Красный отличительный огонь его был в это время ясно виден. Несколько минут спустя я опять посмотрел в его сторону, но шёл сильный дождь, и огня больше не было видно. Шквал с дождём был очень силён, и «Лорд Уорден» с помощью винта и задних триселей держался носом против сильного волнения, и временами казалось, что вода хлынет через шкафуты.

В 02:15 (7-го числа) ветер несколько стих, переменил своё направление на NW и дул без шквалов; тяжёлая гряда туч ушла по направлению к осту, и стали видны ясные и блестящие звёзды; месяц, дававший довольно много света, садился, но не было видно ни одного большого корабля там, где в последний раз видели «Кэптэна», хоть на некотором расстоянии и виднелись огни нескольких других.

С наступлением рассвета оказалось, что эскадра несколько разбросана, но вместо одиннадцати было налицо только десять кораблей, недостающим был «Кэптэн»...»


Так изображали «Кэптэн» перед гибелью тогдашние газеты...

В общем, эскадра принялась искать пропавший броненосец, но был найден лишь труп матроса, носовым платком привязанный к обломку мачты. Матрос был с «Кэптэна»...

Каков был конец корабля, рассказали выжившие: их было 18 человек, и они на шлюпке смогли достичь берега у мыса Финистерра.

По их словам, около полуночи ветер был очень силён, корабль шёл под тремя марселями, у каждого из которых были взяты два рифа. Пары были разведены, но винт не работал, корабль двигался очень медленно, сильно раскачиваясь. Объявили развод вахты, во время переклички корабль сильно накренился, но снова выпрямился. Было слышно, как командир скомандовал «отдать марса-фалы», потом – «фор- и грот-марса-шкоты травить».

Но не успели моряки добраться до снастей, как корабль снова сильно накренился. По запросу кэптэна Бергойна, выкрикивались углы крена: «18 градусов! 23 градуса! 28 градусов!» Крен был настолько велик, что смыло за борт несколько человек, стоявших на шкотах.

Корабль лёг на бок, из трубы вырывались клубы пара и крики кочегаров: топочные заслонки котлов левого борта не выдержали веса горящего угля и открылись, содержимое топок выбросило на людей, отброшенных к группам котлов правого борта. Затем, когда тяга исчезла, по трубе поступила забортная вода и залила огневые коробки, в кочегарку пошёл раскалённый пар...

Когда стало ясно, что корабль переворачивается, люди, находившиеся на верхней палубе, стали прыгать за борт, другие карабкались по ставшей вертикально палубе и выходили на левый борт. Когда броненосец медленно перевернулся, люди перебирались на днище, попадали ногами в кингстоны, а корабль стал быстро погружаться.

Один из спасшихся, артиллерийский кондуктор, рассказывал, что спал в каюте и проснулся от шума, поднятого морскими пехотинцами. Увидев, что корабль сильно качает, он пошёл в башню – проверить надёжно ли раскреплены орудия. Моряк осмотрел носовую башню и был в кормовой, когда корабль стал переворачиваться. Ему удалось вылезти через отверстие для прицеливания и спрыгнуть за борт.

Последней частью «Кэптэна», остававшейся над водой в этот момент, был его нос. Выжившие влезли в баркас и катер, которые плавали поблизости. Им удалось высвободить и перевернуть второй баркас, на нём несколько человек направились к плавающему вверх дном катеру, на котором находились командир броненосца и ещё несколько моряков. Нескольким удалось перескочить в баркас, но кэптэн Бергойн отказался это делать. От предложенного весла он тоже отказался, сказав, что им самим понадобятся вёсла. Больше его никто не видел.

Трагедия «Кэптэна» потрясла Англию. В катастрофе своих сыновей потеряли Первый лорд Адмиралтейства Хью Чайлдерс и заместитель государственного секретаря по военным вопросам Томас Бэринг.

По обстоятельствам гибели броненосца был проведён военный трибунал, но судить на нём было некого: погибли и конструктор корабля Кольз, и командир «Кэптэна» Бергойн.

Но в его заключении были слова: «Кэптэн» был построен под давлением общественного мнения, выраженного в парламенте, и другими способами, без принятия во внимание доводов главного инспектора ВМС и возглавляемого им ведомства».

Это стало громкой и болезненной пощёчиной британской общественности и прессе, но возразить было нечего...

Та самая мемориальная доска в соборе Святого Павла...

А заключение Военного трибунала было выгравировано на мемориальной доске погибшим на корабле его величества «Кэптэн», она и сегодня располагается в северном пределе собора Святого Павла в Лондоне:

«До того, как «Кэптэн» был получен от подрядчиков, было допущено серьёзное отклонение от его первоначального проекта, в результате чего его осадка была увеличена примерно на два фута, а надводный борт уменьшен в соответствующей степени, и что его остойчивость оказалась опасно малой в сочетании с площадью парусов, при тех обстоятельствах чрезмерной. Суд глубоко сожалеет, что, если эти факты были должным образом известны и оценены, они не были доведены до сведения офицера, командующего кораблём, или что в противном случае, корабль было разрешено использовать в обычной службе флота до того, как они были установлены расчётами и опытом».

Полный список «жертв общественного мнения»

Старая история, но она прекрасно иллюстрирует, что прислушиваться к общественному мнению в специальных вопросах – чревато неприятностями, а порой и трагедиями. Причём гибелью непричастных к раздутой в СМИ истерике военнослужащих. Весьма актуально в наши дни!
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    8 октября 2024 06:41
    И при чем тут "общественное мнение"?
    Очевидно, из описанного, проблема в закостенелости мышления капитана. А учитывая, что комиссия это не рассматривает, то и закостенелость управленческой верхушки флота.
    Командиру нужно было, всего навсего, убрать паруса и идти паровым ходом. И всё, и не было бы никакой трагедии.
    1. +7
      8 октября 2024 09:05
      Цитата: Setavr
      И при чем тут "общественное мнение"?

      Объективно, концепция Кэптена для британского флота - оксюморон.
      Цитата: Setavr
      Очевидно, из описанного, проблема в закостенелости мышления капитана.

      Извините, но использование Кэптена в качестве линейного корабля, способного ходить по морям/океанам рано или поздно привело бы его к гибели. Да, Миантономо (монитор) пересек Атлантику, но это "собака, ходящая на двух лапах - она никогда не будет делать это хорошо, но все удивляются, что она вообще это делает"
      1. +1
        8 октября 2024 13:52
        В том-то и дело, что "монитор" подразумевает ограниченную мореходность: это корабли рассчитанные на спокойную воду - заливы, озёра, а лучше всего - реки! Монитор "Железняков" не даст соврать: он, конечно, и по Чёрному морю ходил, но по большей части на Днепре действовал. А Кольз решил создать мореходный монитор - с полным парусным вооружением и низким бортом. Результат - на лицо.
    2. +5
      8 октября 2024 09:10
      Очевидно, из описанного, проблема в закостенелости мышления капитана.

      Проблема не в капитане, а в конструкторских ошибках, усугубленных при строительстве.
      Восстанавливающий момент (момент, препятствующий выведению судна из равновесного положения при накренении) при крене 14 градусов у HMS Captain составлял 1,2 МН на метр. Для сравнения, у упоминавшегося в статье HMS Monarch при таком же крене восстанавливающий момент был почти в двадцать раз больше - 20 МН на метр. Поэтому Captain был обречен изначально.
      1. +3
        8 октября 2024 09:54
        Я все-таки не понял какова роль чертежника в этой катастрофе?
        Благодетель или виновник?
        1. +4
          8 октября 2024 13:34
          Чертежник тут вообще не виноват. Это автор немного "заблудился". Проектная высота надводного борта составляла 8 футов. Но в результате внесенных в процессе строительства изменений корабль получился на 747 тонн тяжелее. Это весьма существенная прибавка (более 10 процентов от проектного). Соответственно, осадка корабля увеличилась, а высота надводного борта уменьшилась до 6 футов 6 дюймов.
        2. +4
          8 октября 2024 13:56
          Я встречал упоминания, что чертёжник уменьшил высоту борта по ошибке заменив 8,6 фута на 6,8 фута. Насколько это верно - не знаю. Возможно - выдумка журналистов ищущих "жареные факты": "Кэптэн" был сильно распиарен, так что его гибель также вызвала массу газетных пересудов... Но, тем не менее, такая версия есть.
          1. +4
            8 октября 2024 16:20
            Спасибо за интересную статью.
            Я встречал упоминания, что чертёжник уменьшил высоту борта по ошибке заменив 8,6 фута на 6,8 фута. Насколько это верно - не знаю.

            Понятно, что это выдумка, и J. Reed, и K. Barnes, указывали, что корабль перегружен и будут проблемы. Что в последствии и привело к гибели корабля.
          2. 0
            8 октября 2024 19:35
            Я встречал упоминания, что чертёжник уменьшил высоту борта по ошибке заменив 8,6 фута на 6,8 фута.

            Не "борта" вообще, а "надводного борта".
            А высоту надводного борта определяет не чертежник, а закон Архимеда, который мы все учили в школе:
            на тело, погружённое в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, численно равная весу объёма жидкости или газа, вытесненного телом

            Проектная надводного борта должна была составить 8 футов (2,4 м). Но корабль перегрузили на 747 тонн. При этом выталкивающая сила осталась прежняя, так как размерения корпуса остались расчетные. Соответственно дополнительный вес заставил корабль погрузиться на 22 дюйма (0,56 м) глубже, чем расчитывалось. Соответственно общая высота борта (расстояние по вертикали от килевой линии до верхней кромки борта) осталась проектная - 24 фута 10 дюймов (7,57 м), а высота надводного борта уменьшилась до 6 футов 6 дюймов (1,98 м).
            А про чертежника - это городская легенда.
      2. +8
        8 октября 2024 11:32
        Поэтому Captain был обречен изначально.

        Возможно в ином флоте и нет, лет 10 бы радовал своим блестящим видом на рейде адмиралов всех мастей, а потом бы пошел на слом.
        Эпоха перехода флота от дерева к стальной броне и от паруса к пару взяла знатную кровавую дань военных (и не только) моряков.
        Только от случайных таранов я по памяти насчитал 5 жертв, от погодных условий и навигационных ошибок - 4. К слову, знаменитый Монитор отчасти погиб по вине кока!
        Так и хочется поерничать - «каждому Титанику припасен свой айсберг - сотворенный человеческой некомпетентностью».
        По существу, если бы командир эскадры видя аховое положение Кэптана, изменил курс на три румба - трагедии не было.
        С искренним уважением, Автору огромное спасибо, камрадам хорошего дня!!!
        1. +4
          8 октября 2024 13:23
          Возможно в ином флоте и нет, лет 10 бы радовал своим блестящим видом на рейде адмиралов всех мастей, а потом бы пошел на слом

          Лишь в том случае, если бы он с рейда вообще не выходил. В 1870 году при проведении стрельб после залпа Captain получил крен 20 градусов. До критического при его остойчивости 21 градуса оставался мизер. То есть он мог утонуть даже во время полного бортового залпа.
      3. +3
        8 октября 2024 21:51
        Цитата: Frettaskyrandi
        Проблема не в капитане, а в конструкторских ошибках, усугубленных при строительстве.

        Положим капитану тоже есть что предъявить. Имея корабль с пониженной остойчивостью, о чем ему буквально вечером напомнили, он продолжал идти под верхними парусами, пусть и зарифленными. Внезапный шквал не один корабль на дно отправил, кому кому а британцам это положено знать.
    3. +1
      8 октября 2024 13:48
      Как сказать! Нормально спроектированный корабль должен иметь нормальную остойчивость при любой конфигурации парусного вооружения. Тот же Рид так своего "Монарха" и спроектировал: он в этом походе тоже участвовал и - без проблем.
  2. +5
    8 октября 2024 06:54
    Влияние общественного мнения на военных плохо и отсутствие влияния на них - тоже плохо.
    Как найти золотую середину в этом деле - вопрос вопросов......
    1. +2
      8 октября 2024 11:34
      Цитата: свой1970
      Влияние общественного мнения на военных плохо и отсутствие влияния на них - тоже плохо.
      Как найти золотую середину в этом деле - вопрос вопросов......

      Думаю, что данный тезис касается всех сфер общества, а не только военной!
    2. +2
      8 октября 2024 14:01
      На мой взгляд "золотая середина" в словах с мемориальной доски: "без принятия во внимание доводов главного инспектора ВМС и возглавляемого им ведомства" - общественное мнение не должно "рулить" в специальных вопросах. В данном случае, мнение одного Эдварда Рида было весомее чем мнение всех английских журналистов вместе взятых...
  3. +3
    8 октября 2024 07:23
    Значит предыдущие шторма выдержал, а при этом затонул.
    Конечно трибунал не стал обвинять руководство флота, а обвинил самого безответного. Общественное мнение. Как будто на него кто то смотрит когда дело касается строительства.
    1. +1
      8 октября 2024 14:04
      Два шторма могли быть просто слабее третьего, или направление ветра - другим. А нормальный корабль должен иметь возможность выдерживать любой шторм, или иметь в спецификации ограничения по мореходности, например не ходить в открытое море в шторм силой эн-баллов.
      1. PPD
        0
        9 октября 2024 23:34
        А наш клипер Опричник скажем тоже был
        нормальный корабль должен иметь возможность выдерживать любой шторм,
        или тоже полное фуфло?
        Или все таки может сложиться так что несмотря на все расчеты....
        Особенно, если расчеты так себе и капитан без головы.
  4. +3
    8 октября 2024 07:57
    Спасибо Автору, интересная статья, и автор узнаваем, я его уже с первого абзаца узнаю.

    К общественному мнению прислушиваться надо, но голова нужна даже и тут.
  5. +2
    8 октября 2024 09:47
    Общественное мнение значит во всем виновато... Высшие военные чины всего мира умеют ловко перекладывать свою вину на других. Не только наши генерал-адмиралы этим отличаются.
    1. +2
      8 октября 2024 13:43
      Общественное мнение значит во всем виновато...

      В данном случае да. Просто Вы не понимаете значения термина "общественное мнение" применительно к рассматриваемому времени.
    2. +4
      8 октября 2024 14:14
      В данном случае - да, виновато общественное мнение. Адмиралы были склонны прислушаться к Риду, но общественное мнение через парламент и прессу заставило их принять данное решение. Правда, есть факт, который я указать в статье забыл: Кольз был (если не ошибаюсь) женат на племяннице лорда и племянником кого-то из парламента (ошибся! его дядей был вице-адмирал сэр Эдмунд Лайонс 1-й барон Лайонс, член Палаты Лордов - куда круче чем просто депутат парламента...). В общем, не просто человек, а со связями. Потому к общественному мнению и прислушались...
      1. +4
        8 октября 2024 17:52
        Цитата: Летучий_Голландец
        его дядей был вице-адмирал сэр Эдмунд Лайонс 1-й барон Лайонс,

        Человек командовавший английсим флотом на Черном море после ухода Дандаса и укравший в Севастополе церковные колокола.
        1. +2
          8 октября 2024 18:10
          Лорды не крадут,лорды изымают на нужды государства и общества!!!
          laughing
          1. +4
            8 октября 2024 18:14
            Цитата: Grencer81
            Лорды не крадут,лорды изымают на нужды государства и общества!!!

            Не-а. Себе любимому. Эти колокола до сих пор в его фамильном замке в Эссексе request
            1. +2
              8 октября 2024 18:17
              Просто джентльмен взял их на ответственное хранение. wink
          2. 0
            9 октября 2024 11:50
            Цитата: Grencer81
            Лорды не крадут,лорды изымают на нужды государства и общества!!!
            laughing

            Берите выше: лорды спасают культурные ценности от неминуемого уничтожения. smile
            1. 0
              9 октября 2024 17:01
              Абсолютно верно,сэр!
              Лорды,спасают всех и всё, сэр!!
              Не будь я капитан Смолетт,сэр!!!
  6. 0
    8 октября 2024 12:13
    Цитата: Коте пане Коханка
    Эпоха перехода флота от дерева к стальной броне и от паруса к пару взяла знатную кровавую дань военных (и не только) моряков.

    Да!
  7. +2
    8 октября 2024 14:11
    Цитата: Летучий_Голландец
    Два шторма могли быть просто слабее третьего, или направление ветра - другим. А нормальный корабль должен иметь возможность выдерживать любой шторм, или иметь в спецификации ограничения по мореходности, например не ходить в открытое море в шторм силой эн-баллов.

    Или капитан, как выше предлагалось должен был убрать паруса и идти на пару
    1. +4
      8 октября 2024 14:18
      Без разницы: затонул бы в следующий шторм. Корабль с такими характеристиками в принципе нельзя было принимать в состав флота.
      1. +3
        8 октября 2024 18:11
        В качестве баржи для хранения угля можно было.Стоял бы себе в базе и бункеровал бы корабли Его Величества.
      2. +2
        8 октября 2024 18:52
        Возможно, в первый и второй шторма на борту были разные комплекты парусов.
        В первый были и специализированные паруса, вроде штормового стакселя, а во второй только обычные. Поэтому в первый и весьма неслабый шторм даже крен с захлестом палубы сошёл с рук.
        С другой стороны, логика кэпа идти в шторм под обычным парусом вместо специализированного, могла объясняться тем что машина ненадежна была - о, если она крякнет, то перейти на парусный ход можно и не успеть...