БПЛА серии «Одуванчик» дошли до производства

81 425 44
БПЛА серии «Одуванчик» дошли до производства
БПЛА «Одуванчик» на испытаниях.


Список беспилотных летательных аппаратов, выпускаемых российской промышленностью, постоянно пополняется новыми образцами. Недавно стало известно, что компания «Атри» запустила производство серии БПЛА собственной разработки под названием «Одуванчик». В рамках этой линейки создано три беспилотника вертолётного типа, которые могут нести различную полезную нагрузку и решать задачи тактического уровня.



Перспективное семейство


Научно-производственная компания «Атри» из Санкт-Петербурга начала свою деятельность в недавнем прошлом и сразу занялась тематикой беспилотной авиации. За короткий срок она разработала несколько БПЛА вертолётного типа, построенных на общих решениях, а также создала программное обеспечение для них.

Линейка беспилотников от АО «Атри» получила общее название «Одуванчик». Два года назад, на военно-техническом форуме «Армия-2022», был представлен первый образец этой серии. К моменту его демонстрации были уже изготовлены и испытаны опытные БПЛА.

На основе этих же решений были разработаны ещё два беспилотника. Они сохраняют архитектуру и общие возможности первого образца, но отличаются размерами и техническими характеристиками. В первую очередь, в этих проектах наращивали грузоподъёмность.

Несмотря на различия, все три «Одуванчика» способны нести различные полезные нагрузки. В первую очередь, это оптико-электронные системы для воздушной разведки, целеуказания и корректировки огня. Также не исключается возможность применения других нагрузок для выполнения различных задач на тактическом уровне.

[center]
БПЛА «Одуванчик-1» в виде отдельных модулей

Вместе с беспилотниками был создан транспортно-пусковой комплекс «Ампель». Он выполняет функции традиционного транспортно-пускового контейнера и даёт новые возможности эксплуатационного характера.

Первые успехи


Ранее сообщалось, что БПЛА от компании «Атри» проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Также говорили о планах по запуску серийного производства для различных заказчиков, включая вооружённые силы.

В июне 2024 г., после успешного завершения испытаний, БПЛА «Одуванчик-3» был включён в реестр российской промышленной продукции министерства промышленности и торговли. Это дало компании-производителю дополнительные преимущества для участия в государственных тендерах и закупках. Теперь она может рассчитывать на получение новых заказов и на соответствующую прибыль.

Также в этом году компания получила первый заказ на поставку БПЛА «Одуванчик-3». Партию такой техники заказало управление Федерального агентства лесного хозяйства по Владимирской области. Беспилотники собираются использовать для мониторинга обстановки и поиска различных угроз.

Неоднократно высказывалось мнение, что БПЛА серии «Одуванчик» могут быть полезны и для армии. Их предлагают использовать в качестве простого и удобного в эксплуатации средства воздушной разведки. Однако о каких-либо заказах со стороны Минобороны пока не сообщалось, и неизвестно, проявляло ли ведомство интерес к «Одуванчикам».

Унифицированная линейка


В настоящее время АО «Атри» предлагает три БПЛА под общим названием «Одуванчик». Все они имеют схожий облик, но отличаются составом компонентов и характеристиками.


«Одуванчик-2»

«Одуванчики» — небольшие беспилотные вертолёты с двумя соосными несущими винтами. Использованы цилиндрические корпуса, состоящие из нескольких модулей с разными компонентами внутри. Один из модулей расположен над винтами, другой — между ними, а самый крупный модуль находится под несущей системой. Более крупные БПЛА семейства оснащены съемными посадочными опорами.

«Одуванчик-1» — наименее крупный представитель семейства. Его общая высота составляет около 370 мм, а диаметр корпуса — 82 мм. Диаметр несущих винтов достигает 500 мм, а взлетная масса — 2,5 кг, из которых до 1 кг приходится на полезную нагрузку.

Этот беспилотник оснащён двумя бесколлекторными двигателями мощностью по 500 Вт. Он способен подниматься на высоту до 3000 метров и развивать скорость до 100 км/ч. Радиус действия системы составляет 7 км от точки старта, а автономность работы в базовой конфигурации достигает 40 минут.

«Одуванчик-2» является самым крупным и тяжёлым в линейке. Его высота составляет 520 мм, а диаметр корпуса — 116 мм. Масса достигает 7,2 кг, из которых 3,2 кг приходится на полезную нагрузку. Несущие винты имеют диаметр 650 мм.

Такой БПЛА оснащён двумя электродвигателями мощностью по 1250 Вт, которые помогают развивать скорость до 120 км/ч и обеспечивают продолжительность полета до 48 минут. Радиус действия достигает 10 км.

«Одуванчик-3» немного меньше второй модели: его высота составляет 500 мм, а диаметр корпуса — 96 мм. Взлетная масса снижена до 4,2 кг, а полезная нагрузка составляет лишь 1,2 кг. Несущая система имеет диаметр 620 мм.


Двигательная установка и несущая система «Одуванчика-2»

В этом случае используются два электродвигателя мощностью по 750 Вт. По скорости и дальности полета БПЛА похож на «Одуванчик-1», а по продолжительности нахождения в воздухе не уступает «Одуванчику-2».

Все модели «Одуванчиков» оснащены системой дистанционного управления и работают по командам оператора. Используется оригинальное программное обеспечение, разработанное компанией «Атри». Оно обеспечивает управление полётом и контроль за полезными нагрузками.

Полезная нагрузка БПЛА подвешивается внизу корпуса. Например, беспилотники-разведчики должны нести малогабаритную видеокамеру с возможностью передачи видеосигнала на операторский пульт. «Одуванчики» разных моделей отличаются грузоподъемностью и могут нести камеры разных типов и с отличающимися характеристиками.

Транспортировка и запуск


Изделия «Одуванчик» имеют небольшие габариты и ограниченную массу. Запускать их можно с грунта или с руки. Для старта требуется площадка размером всего 1,5 на 1,5 м. Однако предложено и более интересное решение для их хранения и запуска.

Вместе с беспилотниками предлагается использовать транспортно-пусковой комплекс «Ампель». Это специальный контейнер, который не только защищает БПЛА от внешних воздействий, но и предоставляет дополнительные возможности, упрощающие эксплуатацию беспилотной системы.


«Одуванчик-3» в разобранном виде

Комплекс «Ампель» представляет собой прямоугольный контейнер, соответствующий размерам беспилотника. При помощи опор он устанавливается на позиции в вертикальном положении. Внутрь загружается беспилотник, причём его верхняя часть с раскрытыми винтами остается снаружи.

Пусковой комплекс оснащен средствами обогрева и встроенной зарядной станцией. При помощи таких средств обеспечивается возможность длительного дежурства и регулярных вылетов.

Изделия «Ампель» предлагается размещать на охраняемых объектах и снабжать «Одуванчиками». В случае необходимости, БПЛА смогут взлетать и выполнять патрулирование или разведку. После выполнения задачи беспилотник должен вернуться на место старта, сесть в контейнер и подключиться к зарядному устройству для подготовки к следующему вылету.

Положительные качества


Семейство БПЛА «Одуванчик» имеет ряд очевидных положительных качеств. Они достигнуты за счёт особой архитектуры летательных аппаратов, удачного выбора компонентов и т.д. Получившиеся беспилотники показывают высокие характеристики и способны решать разные задачи.

Прежде всего, стоит отметить, что проект «Одуванчик» предлагает сразу несколько моделей БПЛА, имеющих схожую конструкцию, но отличающихся по своим параметрам. Такой подход позволил с минимальными затратами создать целый модельный ряд аппаратов под разные требования. При этом унификация должна упростить производство.


Комплекс «Ампель» с беспилотником

Три модели «Одуванчиков» демонстрируют высокие летные характеристики и в этом отношении не уступают другим современным БПЛА. Разработчики указывают, что несущая система соосного типа улучшает устойчивость в полете. Благодаря этому БПЛА могут летать в различных погодных условиях, в том числе при боковом ветре до 15-18 м/с.

«Одуванчики» имеют только по два двигателя, и их конструкция проще, чем у распространённых квадрокоптеров. При этом технические, лётные и рабочие характеристики находятся на том же или даже более высоком уровне.

На данный момент БПЛА от компании «Атри» представлены только в виде разведчиков. Однако характерные особенности и преимущества этих платформ открывают возможности для использования другого целевого оснащения. Как будут реализованы эти возможности, станет известно в будущем.

Большое будущее


Российская промышленность регулярно представляет свои новые разработки в сфере БПЛА. Создаются изделия разных классов и разного назначения. Компания «Арти» из Санкт-Петербурга активно участвует в этом процессе и уже разработала целое беспилотников любопытного облика.

Аппараты серии «Одуванчик» проходят испытания, демонстрируя свои возможности. Один из них уже нашёл своего заказчика, и в ближайшее время начнутся поставки. Вполне вероятно, что это не последний заказ, и производство новых БПЛА будет продолжено.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    3 октября 2024 05:57
    Прикольная тема конечно. Вопрос в должном объеме производства для нужд фронта
  2. 0
    3 октября 2024 06:23
    Идея и компановка БПЛА интересная, но не будет ли проблема в большой номенклатуре БПЛА, и отсутствии стандартизации.
    1. 0
      3 октября 2024 06:56
      Тоже эта мысль пришла сразу в голову. Пора задуматься о сокращении номенклатуры выпускаемых БПЛА и стандартизировать несколько типов. Это позволит снизить их стоимость и нарастить производство. Да и упростить обучение операторов. Крупносерийное производство всегда эффективнее мелкосерийного.
      1. +23
        3 октября 2024 07:21
        Номенклатуру бпла надо наращивать как и стимулировать появление множества новых производителей. Иначе вся тема бпла умрет в недрах очередного впк-монополиста, где этот стандартизированный бпла уже устареет еще до момента запуска его производства.
        1. +4
          4 октября 2024 01:48
          Пока что мы, что противник, что условный противник в лице США, пошли по пути наращивания номенклатуры и создания производственно-боевых подразделений. Сами собрали дрон, сами его и применили. Связанно это с необходимостью менять частоты на которых работают дроны, противодействуя рэбу, так и с гибкостью в решении боевых задач. Ну где-то нужна марковка, где-то термит, где-то нужно ТМки закинуть, где-то нужен дрон на кабеле, где с ретранслятором, где-то с машинной доводкой(а там видеокарту на дрон нужно ставить), плюс смена камер, с обычных на теплак. С активным внедрением КАЗов на технике еще и дымы пойдут в ход. Плюс дроны ПВО отдельная история. Для этого нужна сборка и работа с паяльником на коленке прям на 0. И скажу, что такая потребность будет только нарастать с началом применения наземных дронов.
      2. +7
        3 октября 2024 08:11
        Сейчас нужно не о сокращении номенклатуры думать,а о наращивании производства. Беспилотников нужно просто клепать больше и проще где только возможно. Не улетит в тыл врага далеко,достанет бандерлога в окопе в опорнике.
        1. +1
          4 октября 2024 10:49
          Так увеличение номенклатуры превращает производство в мелкосерийное. Для увеличения производства и развитие номенклатуры, нужна банальная стандартизация и унификация деталей. А сейчас мы имеем кучу мелкосерийных конструкторов, детали которых к друг другу не подходят...
          1. +2
            4 октября 2024 11:39
            Зато весь этот "зоопарк" клепать можно на каждом более-менее подходящем заводике кто на что горазд.А так при стандартизации нужно отправлять людей на учебу,произвести и снабдить всех производителей необходимым оборудованием,провести унификацию радиодеталей и ещё куча проблем. А жизни этому БПЛА на фронте от 10минут до двух-трех часов. Больше затратить время. Конечно Ланцеты и Скальпели нужно выпускать на специализированном заводе,а дрон-комикадзе хоть в мастерской сельхозтехники. Главное чтобы он до вражеского окопа долетел или огневой позиции танка,миномёта, автомашины. Километров пять-десять пролетит и ладно. Для производства "Гераней" да, нужен завод,и не один. Вот тут да:и стандартизация,и унификация.
  3. +4
    3 октября 2024 06:26
    «Одуванчики» имеют только по два двигателя, и их конструкция проще, чем у распространённых квадрокоптеров.

    А по цене как по сравнению с распространенными квадрокоптерами? Стоит ли овчинка выделки?
    У китайцев модели на соосной схеме вообще копейки стоили (на Али). Но не такие крупные, конечно.
    1. +1
      3 октября 2024 21:01
      Цитата: Stas157
      А по цене как по сравнению с распространенными квадрокоптерами? Стоит ли овчинка выделки?

      И у меня сразу же возник этот вопрос!
      А еще очень интересно было бы узнать: ЭД кто производит? АБ какой емкости и какие ЗУ к нему нужны? Сколь долго они заряжаются, какой цикл (на ск. раз перезарядка рассчитана), кто эти АБ поставляет и т.п.
      Ну и возможность воткнуть ПО или даже ИИ -- ?! при варианте FPV.
      И потом, какие технологические заморочки следует ожидать при массовом производстве сего изделия?
  4. +1
    3 октября 2024 07:19
    В принципе "прикольно", конечно же ! Схема эта мне знакома "не первый день" , но тогда она предлагалась для БПЛА вертолётного (мультироторного) типа в корпусе арт.снаряда или БЧ реактивного снаряда (РСа)...!Понятно же,что размещение такого БПЛА в "цилиндро-оживальном" корпусе арт.снаряда (БЧ РСа) позволит также осуществлять запуск БПЛА и из переносного "круглого" ТПК или из ТПК ,"объединенных" в систему ,на подобии РСЗО ! Кстати,в проекте предлагался и вариант такого БПЛА мультироторного типа (квадрокоптер) ...
    1. +2
      3 октября 2024 09:08
      Схема эта мне знакома "не первый день"
      вопрос от дилетанта, за счёт чего происходит изменение направления полёта? Автомат перекоса или что-то попроще?
      1. +1
        3 октября 2024 10:09
        Вообще-то ,я не инженер-"авиатор" ! Если я сказал,что эта схема мне знакома,то имелся в виду лишь тип вертолётной схемы (одновинтовая,соосная , продольная ,поперечная ....схемы !) А сказать "просто" и "в кратце",то :Управление направлением полёта в вертолётной соосной схеме осуществляется за счёт разницы моментов вращения на верхнем и нижнем винтах.
        1. +1
          3 октября 2024 11:21
          ,я не инженер-"авиатор"

          Жаль, кому не задам этот вопрос, никто не ответил.
          Управление направлением полёта в вертолётной соосной схеме осуществляется за счёт разницы моментов вращения на верхнем и нижнем винтах.

          С поворотом вокруг вертикальной оси, разобрались, я не могу понять как сей аппарат переходит к горизонтальному полету в определённом направлении?
          У вертолетов для этого есть автомат перекоса, а как это работает на БПЛА?
          1. -2
            3 октября 2024 17:47
            Никак не переходит. Он взлетает вверх и падает вниз как и его прототип - фаллос. Это проект типа дрономачты. Если винты вращаются с разной скоростью, летающий фаллоимитатор начнёт закручиваться вокруг оси.
            1. +2
              3 октября 2024 21:06
              Цитата: AS552000
              Это проект типа дрономачты.

              Однако в статье указана скорость точно не вертикального подъема аппарата: 100 и 125 км/ч ! Надо полагать все-таки горизонтального полета...
              АГА.
          2. 0
            6 октября 2024 12:51
            На картинке никакого автомата перкоса нет конечно. Слишком сложно.
            Моторы находятся сверху и снизу от плоскости лопастей. А вот между плоскостями находится какая то цилиндрическая фигня в которой явно что то вращается или даже двигатель. Могу предположить что там вращается какой-то эксцентрик наклоняющий всю ось коптера в нужную сторону.
            1. 0
              6 октября 2024 19:31
              вращается какой-то эксцентрик наклоняющий всю ось коптера в нужную сторону.
              но тогда для вертикального полёта и зависания, придётся раскручивать этот эксцентрик для достижения эффекта гироскопа.
              Я думаю в дроне стоит маховик, изменением плоскости вращения которого, и задаётся угол наклона БПЛА.
              1. 0
                6 октября 2024 23:13
                Маховик инерцию создавать будет, да и вес лишний. А эксцентрик понятно управляемый должен быть с положением просто вращения без эксцентриситета.
  5. 0
    3 октября 2024 07:42
    Гораздо интереснее узнать. Они будут производиться из российских комплектующих? Или же 50% или сколько то из импортных.
    1. +3
      3 октября 2024 08:06
      Вот сейчас вообще без разницы, главное это стабильность поставок этих комплектующих. По большей части всё можно будет заместить, но именно сейчас главное это скорость производства и наращивания массовости. Вопрос замещения импортных деталей может подождать
  6. +3
    3 октября 2024 07:48
    Ну что же, уже никто не посмеивается над "кружком авиамоделистов" и сразу интересные решения включили в нужные реестры. Вот как война припекла у некоторых принимающих решения и дело пошло как надо. Твердолобость нашей системы дала трещину, это очень радует!
    1. +1
      3 октября 2024 21:23
      Цитата: Вадим С
      Твердолобость нашей системы дала трещину, это очень радует!

      Идиотизм манагеров заключался в том, что пресловутый закон об обязательной "расторговке" распространялся и на военное производство! А ведь у вояк "дешево" не значит "качественно"! Да и слону понятно: вундервафля "дешевой" по определению быть не может! Там на одни НИОКР млрды уходят. А это потом все перекочевывает в стоимость изделия, если разработка не финансировалась государством (МО РФ).
      А порой свободные, не зашоренные военными традициями и подходами, цивильные мозги бывают намного светлей и гибче в походах к "схемам", "табу" и прочим военным условностям. Мне, к примеру, до сих пор не понятно: почему изделие должно иметь 3-х кратный запас прочности, если лодку на 1000 м все равно раздавит, а выключатель-переключатель при этом рассчитан на 300 атм.!? и отлит из дюраля таким куском, что мамонта можно завалить! И все так! Поэтому и весо-габариты ни в какую калитку не лезут! Отсюда -- объемы, склонные к гигантизму... Это к вопросу об технологической отсталости. Думать никто не хочет. А журнал "Юный техник" большие дяди уже не читают. А жаль... lol
      1. 0
        3 октября 2024 22:43
        Ну да,ну да было такое.При заказе навигационного комплекса для моряков и летчиков один и тот же институт выкатил два совершенно разных по размерам,но выдающих примерно одинаковые параметры.После вопроса как так-то,ответ был Флот денег в два раза больше дал,вот и размер больше.
    2. 0
      5 октября 2024 19:11
      Аппараты такого типа( тольпо гораздо большего размера) с питанием по кабелю стояли на вооружении в Израильской армии ещё в начале 80-х,использовались для дисстанционной визуальной разведки местности. Выглядел как два шарообразных контейнера,садился и взлетал с прицепа на высоту 100-150 метров.
      К сожалению,нигде не смог найти его фото..
  7. -4
    3 октября 2024 08:02
    Грузоподъёмность мала, от вертолета шума много.
    Поделка из "дворца пионеров", цель - освоение денег.
    Почему нет чего-нибудь баражирующего беспилотного, на высоте 5...10 км.,оснащённого ещё малыми беспилотниками, которые используются при обнаружении цели?
    Большой беспилотник можно использовать и как ретранслятор.
    1. +1
      3 октября 2024 08:13
      Беспилотный аэростат-носитель можно использовать.
    2. -5
      3 октября 2024 08:21
      Потому что такие задачи по плечу лишь серьезным КБ и производству
      1. +2
        3 октября 2024 09:48
        Цитата: Slavynich
        Потому что такие задачи по плечу лишь серьезным КБ и производству

        Извините Вячеслав, но ето не совсем так. Мой друг лет 20 назад САМ сделал и испытал беспилотник с размахом крылев 3 метра полезной нагрузкой10 кг (может и больше было не помню) ( и ето не включая топливо которое закачивалось во всем крыле. С полными баками БПЛА мог лететь как минимум часов 3. А по расчетам даже до 5 часов и лететь если есть ретрансялор до 300 км. Идея была сделать что-то типа разведчика или для наблюдением за лесными пожарами, но никто не заинтересовался. Конечно серию моему другу одному было не осилить, но ведь говорим о разработке. А мелко серийное производство он с друзьями все равно осилил бы. Где-то БПЛА в месяц. Он сам вместе с разработкой технологии и самого БПЛА потратил где-то полгода на сборку единственного екземпляра. и ето при том что некоторые части пришлось переделывать. Да еще и доставка материалов занимала время. hi
        1. 0
          3 октября 2024 10:00
          Nedgen. Согласен с Вами, что можно, что то сделать на коленке. И выдать конструкторскую идею и даже построить опытный образец. Но КБ завода обычно давно разрабатывает такие варианты. Другое дело в неповоротливости таких КБ. Должны быть созданы возможности для такой работы этих КБ.
          Как пример создание самодельного автомобиля в СССР и сам Горбачев приказал принять их в КБ АЗЛК. Инженеры КБ посмеялись и сказали, что они и сами давно разработали авто не хуже. Потом эти изобретатели столкнувшись с бюрократической машиной сами уволились
          1. +1
            3 октября 2024 15:57
            С Горбатым хреновый пример, а завод плохо кончил
    3. 0
      3 октября 2024 17:43
      На Армии 2023 был такой летающий авианосец. Все реальные фронтовые дронщики были в большом изумлении. Как можно отдельным дроном управлять?
  8. 0
    3 октября 2024 10:08
    Всё новое и передовое в зону СВО! good soldier hi
  9. -1
    3 октября 2024 10:14
    Вот такой Одуванчик надо выстреливать из миномета ,вот тогда это будет вообще супер оружие
    1. +2
      3 октября 2024 15:58
      Перегрузки электроника кустарная не выдержит
  10. 0
    3 октября 2024 17:35
    Эта летающая ялда не может стабилизироваться в полёте. Стабилизация и управление по трём каналам - классика любого полёта или плавания. У самолёта мотор и минимум 3 руля. У квадрокоптера минимум 4 движка, 2 или 3 никак не канает. Летающий фаллос летает только вверх и вниз. Ребяткам надо хотя бы авиационный или ракетостроительный, или аэрокосмический закончить. (Я вот закончил - а толку то - зп инженера чуть выше уборщицы на дроновом заводе СТЦ или ещё где).
    1. 0
      3 октября 2024 21:29
      Тыщ 200 платят? Сейчас дефицит кадров ж?
  11. 0
    3 октября 2024 21:27
    Как интересно он едет вперед? Автомат перекоса?
    1. +1
      6 октября 2024 14:11
      Чего гадать, все давно в вертолетном мире уже решено. Вертолеты Камова с такой же винтовой схемой летают запросто и стабильно. Тут уже 10 раз упомянули про одну студенческую разработку 1907 года - "автомат перекоса винта", а вопросы все поступают.
  12. Комментарий был удален.
  13. 0
    4 октября 2024 00:07
    Меня терзают смутные сомнения в мощности двигателей. 750Вт это как у скутера, а размер в разы меньше.
  14. 0
    6 октября 2024 05:57
    Интересная схема аппарата.
  15. 0
    6 октября 2024 15:45
    Насколько можно понять по новостям, это первый по настоящему технологичный образец нашего беспилотника. 120км/ч при вертолетной схеме - это реально круто!
    1. 0
      8 октября 2024 20:01
      Контейнер для беспилотника можно снабдить выталкивающим устройством которое будет забрасывать его на высоту 10-20м , что еще больше упростит запуск,
      1. +1
        8 октября 2024 20:06
        Само собою) Вот только он очень уж непохож на любимое дитя МО, слишком совершенен и соответствует задачам. То есть ребята явно разрабатывали все на свои средства. А если ты не в состоянии найти покровителя из МО, который обеспечит тебя деньгами на разработку, то вряд ли у тебя наберется приличная сумма. И так вышло практически чудо. На пусковую у ребят видимо уже ничего нет просто.