Голод при наличии продовольствия

15 766 168
Голод при наличии продовольствия

При обращении к советской истории сталинского периода почти неизбежно возникает вопрос голода 1932–1933 годов. Вот и в комментариях под предыдущей статьей о вредительстве в кирпичной промышленности эту тему подняли. Да, пожалуй, стоит обратиться и к ней, тем более что ранее я этот вопрос изучал и мне есть что сказать на сей счет. Даже более того, есть у меня экстравагантная теория причин этого странного и загадочного голода.

Скажу сразу, что вопрос этот весьма непрост и тесно взаимосвязан с целым рядом других политических и социально-экономических аспектов, так что его неизбежно придется рассматривать по частям.



Но сначала о любопытном.

Так был ли хлеб в стране или нет?

Хлебофуражный баланс СССР


В литературе, критиковавшей политику коллективизации, утверждалось, что хлеба в стране не хватало, и потому государство выгребало все, до последнего зерна, чтобы отправить хлеб фабрикам и заводам, а также на экспорт для оплаты индустриализации.

После этого обычно начинаются душещипательные обсуждения тонкостей хлебного экспорта. Но, на мой взгляд, стоило бы поставить другой вопрос: а кто вообще доказал, что хлеба в СССР не хватало?

Во всей литературе по истории коллективизации, которую мне доводилось прочитать, нигде прямого, точного и доказательного ответа не дается. Есть лишь намеки на то, что урожаи упали, и потому, наверное, был дефицит хлеба. Да, приводятся таблицы размеров урожаев. Действительно, в 1931 и 1932 году урожай резко упал. И все.

Дальше из этого развивается идея, что если в таких условиях Сталин требовал заготавливать хлеб, то он тем самым обрекал крестьян на голод, и потому его можно обвинить в организации голодомора. А вслед лишь вопрос политической ангажированности и нагнетания страстей.

На этот логический крючок попались тысячи и тысячи весьма неглупых людей. 64,8 млн тонн зерновых урожая 1932 года – это много или мало?

Вообще, правильно ответить на этот вопрос можно, лишь сопоставив эту цифру с размером потребностей. Но нигде в литературе не давалось ни цифр потребления хлеба в стране, ни тем более такого сопоставления. В 1930 году было 83,5 млн тонн, а в 1932 году стало всего лишь 64,8 млн тонн – и дальше истерика в стиле голодомора и «суровой драмы народа».

Конечно, многие комментаторы будут делать вид, что будто бы они все всегда понимали, но давайте признаемся – нас изрядно поводили за нос.

Для ответа на вопрос, было ли хлеба в достатке в СССР в годы коллективизации, нужен хлебофуражный баланс. Можно в грубом приближении рассчитать его самим, опираясь на некоторые сведения из статсправочников, а также на плановую методику составления таких балансов.

В хлебофуражном балансе две части: приход и расход. Приход нам известен, поскольку в справочниках есть размер урожая. По статистике того времени – на корню, то есть биологический. По поводу того, что нужно считать урожай не на корню, а в амбарном весе, то есть реально убранный, было сломано множество копий. Между тем урожай на корню пересчитывается в амбарный довольно просто – из первого вычитается 15 % на различные потери и получается второй.

Вот расход нигде не дается, и тогда являлся, скорее всего, секретными сведениями. Его приходится рассчитывать. Расход складывается из потребления людей (160 кг на душу населения в год), фуражного зерна лошадьми (290 кг на голову в год) и посевного фонда (195 кг на гектар). Это основные расходные статьи хлебофуражного баланса, самые большие по объему.

Численность населения, количество лошадей и посевные площади берутся из справочников. Например, есть отличный справочник «Сельское хозяйство СССР. Ежегодник. 1935», в котором обнародованы сведения за соответствующие годы с необходимой детализацией.

Итак, расходная часть хлебофуражного баланса (в млн тонн):


Стоит отметить, что экспорт хлеба в годы коллективизации резко сократился. В 1931 году он составлял 4,7 млн тонн, в 1932 году – 1,6 млн тонн, а в 1933 году его почти не было, экспортировалось совсем небольшое количество.

Теперь общий хлебофуражный баланс СССР (в млн тонн):


Урожай в правильном, амбарном весе, объем потребления со всеми поправками, сравнение – и получаем интереснейший вывод.

В годы коллективизации СССР был с хлебом. Физического дефицита хлеба в стране не было. И в этом ситуация коренным образом отличалась от голода 1921 года, возникшего именно по причине физического недостатка зерна по сравнению с минимальными потребностями.

Заметим, что в эпоху коллективизации страна вошла с порядочными запасами зерна, которые составили 11 млн тонн (это валовые запасы, везде, не только в государственных хранилищах), и это после всех расходов, в частности, после большого экспорта. При этом сроки хранения ржи в зерне составляют от 3 до 5 лет, ячменя и кукурузы – 5–10 лет, а пшеницы и овса – 10–15 лет. При хранении есть естественная убыль зерна, для пшеницы, хранимой насыпью на складе, норматив убыли 0,07 % за 3 месяца или 700 грамм на тонну веса.

Таким образом, за три года хранения убыль пшеницы будет составлять порядка 8,4 кг на тонну. Даже если в те годы реальная убыль зерна при хранении была больше нормативной, все равно страна уверенно переживала годы коллективизации на запасе до 1933 года, когда был получен хороший урожай.

Для окончательного и бесповоротного разрешения этого вопроса стоит, конечно, поискать в архиве документальный хлебофуражный баланс СССР за эти годы и сравнить с приведенными подсчетами. Но ввиду того, что в подсчеты заложены весьма щедрые коэффициенты расхода зерна, особенно норма высева (во многих случаях сеяли вдвое, а то и втрое меньше, чем 195 кг на гектар), то, скорее всего, в документальном балансе образующиеся запасы будут еще большими.

Кто мог использовать голод?


И это обстоятельство все переворачивает.

Голод, который бесспорно наблюдался в 1932–1933 годах, произошел при значительных запасах зерна. Даже более того, при наличии большого количества картофеля, которого в 1932 году собрали 43,1 млн тонн или 266 кг на душу населения, а в 1933 году – 49,2 млн тонн или 302 кг на душу населения. Картофель в то время заготавливался в небольших количествах, и в основном он оставался у крестьян.


Государство тоже было с хлебом.

По отчетным данным Комитета заготовок при СНК СССР, ранее секретным, но недавно опубликованным, на 1 января 1932 года на складах было 9 млн тонн зерна, муки и других хлебопродуктов, а на 1 января 1933 года – 8,4 млн тонн. Это немало. Для 1932 года – 17,7 % общего годового потребления всей страны. Потребности неземледельческого населения покрывались с запасом, поскольку около 30 млн человек городского населения потребляли порядка 4,8 млн тонн хлеба.

Ну так что же происходило?

Голод – это оружие.

Но вот в чьих руках оно было и против кого использовалось?

Государство советское отпадает по двум причинам.

Во-первых, хлебозаготовительные кампании 1931–1933 годов прошли, хотя и с затруднениями, но в целом результативно. Государство составило себе достаточные и даже немного избыточные запасы хлеба.

Во-вторых, в годы первой пятилетки в сельское хозяйство было вложено 10,8 млрд рублей или 20,5 % от общих вложений в обобществленный сектор (52,5 млрд рублей в целом) государственных средств. В частности, было построено 2,5 тысячи машинно-тракторных станций, которые должны были обслуживать тракторами и другими сельхозмашинами как раз колхозы, составленные из крестьянских хозяйств. Об этом нужно всегда помнить.

При таких условиях морить крестьян голодом нет никакого резона – вложения не окупятся, если некому будет работать. Что касается тракторов на пахоте и комбайнов на уборке, то достаточно было раз показать, чтобы крестьяне убедились в их абсолютном превосходстве над лошадью.

Если голодом как оружием воспользовалось не государство, тогда кто?

Моя исходная версия состояла в том, что у крестьян с государством были серьезные разногласия по форме колхозов, изначальная форма которых, вводимая в период сплошной коллективизации, предусматривала фактически раскрестьянивание, то есть полное лишение крестьян какой-либо хозяйственной самостоятельности и превращение их в сельский наемный пролетариат.

В борьбе за свои права крестьянство прибегло к голоду как последнему и наиболее эффективному способу борьбы с государством – чисто политическая голодовка. Крестьянству пришлось поголодать и понести жертвы, тем не менее оно получило щедрые уступки, которые его в целом удовлетворили.

Однако в дополнение к этому прорисовывается еще одна возможность использования голода как средства экономического разрушения колхозов, уничтожения сторонников советской власти и общего ослабления Советского государства теми его противниками, которые затаились после окончания Гражданской войны.

1930 год – это 13 лет от революции и 9 лет от окончания активной фазы Гражданской войны. Всевозможные враги Советской власти и коммунистов, которые не погибли и не бежали за рубеж, а были вынуждены как-то затаиться и приспосабливаться с сильной надеждой на скорую интервенцию капиталистов, были в силах, все хорошо помнили и ненависть их не притупилась. Слишком мало времени прошло. Их поражение в революции и Гражданской войне было еще свежим и переживалось остро.


Лозунг на грузовике напоминает, что до коллективизации весьма многие питали серьезные надежды на то, что советской власти придется договариваться с кулаками, чтобы получить хлеб, делать им уступки и перерождаться

Проникнув в местные и районные органы власти, в новосозданные колхозы, такие скрытые враги довольно легко могли довести и отдельные колхозы, и целые районные до сильного хозразорения и голода. Тем самым они добивались сразу нескольких целей, от ослабления советской власти и срыва ее хозяйственной политики до возбуждения в народе острого недовольства коммунистами.

Это пока что поисковая гипотеза, во многом продиктованная материалами по Казахстану, где такая скрытая борьба шла, по всей видимости, более остро и радикально, чем в других районах СССР. Но, думается, если поработать с архивными материалами, анализируя их под таким углом, то можно найти немало интересного.
168 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +18
    6 октября 2024 06:30
    Именно капиталистическое общество чаще всего способно генерировать искусственный голод.

    Пара примеров: в 1917 нехватка хлеба в Петрограде, созданная искусственно, привела к Февральской революции.

    А в настоящее время? Только столица нашей Родины генерирует порядка миллиона тонн пищевых отходов, представляющих собой или просрочку, или предпросрочку. Малоимущим и бедным никто не даст эти продукты. Все в помойку ((((
    1. +7
      6 октября 2024 07:03
      Цитата: Ilya-spb
      Малоимущим и бедным никто не даст эти продукты. Все в помойку

      А в ГДР, к примеру (по рассказам товарищей из ГСВГ) цены на такие товары снижались заблаговременно. Были даже «вечерние» распродажи...
      Сейчас такое практикуется в хлебопекарнях, где скидки на вчерашнюю выпечку могут составлять 30%...
      Видите ли, опыта социалистической формы хозяйствования не было, а в СССР практиковалось: «либо пополам, либо вдребезги»...
      1. +7
        6 октября 2024 07:52
        Жил в ЧССР в 73-77г.г. пиво за две недели до срока падало в цене до 25%, потом убирали совсем. Продукты аналогично
      2. +4
        6 октября 2024 13:15
        Были даже «вечерние» распродажи
        В Англии скоропорт таким образом за час до закрытия продают- цены в три- пять раз могут снизить.
        1. +1
          12 октября 2024 09:32
          Цитата: Болторез
          В Англии скоропорт таким образом за час до закрытия продают- цены в три- пять раз могут снизить.

          Здравствуйте "Болторез" Прошедшая в СМИ информация , что на границе РФ и Латвии , задержана гражданка Украины, перешедшая незаконно границу с болторезом . Стесняюсь спросить , как Вы живы , здоровы и не на Лубянке ?
    2. +1
      7 октября 2024 16:58
      Цитата: Ilya-spb
      Малоимущим и бедным никто не даст эти продукты. Все в помойку ((((

      Кто виноват будет если малоимущий после просрочки попадёт в больницу или умрёт?
      Вы ж первый и закричите"Бедных просрочкой травят!!!!".

      Был у нас такой прецендент - компоты отдали в школы. На следующий день ребёнок в инфекцию попал - шефа чуть не посадили.
      1. +2
        7 октября 2024 19:27
        Срок реализации и срок годности несколько разные вещи. Если вы купите сметану в последний день срока реализации, это совсем не значит, что завтра она будет несъедобной. Так что компот, скорее всего, изначально был сделан с нарушением технологии.
        1. +2
          7 октября 2024 21:03
          Цитата: Михаил м
          Так что компот, скорее всего, изначально был сделан с нарушением технологии.

          Если из 2 школ общей численностью примерно в 2 000 попал в инфекцию 1 (один!!!) - компоты тут не при чем и всё по итогу с этим согласилось. Но насиловали его неделю в самом извращенном виде - бумажно

          Повторюсь - дураков голову в петлю совать из-за чьего то поноса не будет.
          Хорошо говорить - не неся никакой ответственности.....
          Примерьте это на себя лично и вы поймете
        2. 0
          11 октября 2024 13:09
          У меня сестра работает в молочно-колбасном отделе в магазине. Просрочку забирает домой. Мы уже лет 10 используем просроченные молоко, кефир, йогурты. Каши, блины, омлеты, с похмела мне попить )))). Пока конечно не скиснет. Ни разу не отравились))))
      2. 0
        12 октября 2024 09:39
        Цитата: свой1970
        Был у нас такой прецендент

        В моей практике тоже был прецедент по теме статьи . В СССР лихо отчитались по сбору хлопка , выполнили и перевыполнили план . Однако на пороховых заводах хлопка не стало . Подрыв боеготовности , завопили военные . Началась проверка , в результате которой вскрылись массовые приписки и хищения . " Хлопковое дело" . Так и тут , оперируя официальными цифрами , автор не подвергает их правдивость сомнению , На мой взгляд - зря . Проще списать на вредителей , и это на 14 году Советской власти . hi
  2. +16
    6 октября 2024 06:47
    Проникнув в местные и районные органы власти, в новосозданные колхозы, такие скрытые враги довольно легко могли довести и отдельные колхозы, и целые районные до сильного хозразорения и голода.

    То что были люди ненавидевшие новую власть и вредившие втихомолку вполне вероятно. ГВ это такая вещь, которая быстро не кончается. Но вот в то что они смогли организовать такое верится с трудом - для этого нужно быть не одиночками, а создавать целую организацию и действовать по единому плану.
    Более вероятными выглядят ошибки планирования.
    1. +32
      6 октября 2024 07:05
      Цитата: Dart2027
      Более вероятными выглядят ошибки планирования.

      Более вероятным выглядит практика назначения безграмотных специалистов на высшие должности по партийной принадлежности...
      Практически, сегодняшняя: предан телу, да враг делу...
      1. +6
        6 октября 2024 07:07
        Цитата: ROSS 42
        Более вероятным выглядит практика назначения безграмотных специалистов на высшие должности по партийной принадлежности...

        Можно и так сказать.
      2. +7
        6 октября 2024 07:27
        Кадры решают всё! И в сторону негатива тоже.
        1. 0
          20 декабря 2024 20:42
          в нынешних условиях такой проблемы не будет. Образованных кадров хватает, так что главные представители класса-паразита могут без проблем пойти по французскому варианту
      3. +2
        6 октября 2024 08:18
        Согласен с вами полностью. Удивляет только и раздражает то, что продолжают гнуть линию безгрешности и безошибочности СовВласти. Ни ошибок тебе в планировании, в кадровой политике- все враги и шпионы виноваты. А дураки на местах, с лозунгами , но безграмотные ни причем. Нужно анализировать и работать над ошибками, а не заметать под коврик и с пеной у рта отрицать очевидное.
        1. +1
          6 октября 2024 08:46
          Ну то ли вы ,враги СССР ,сделали вид ,что вы "ни при чём " ко всему ,что вы сотворили и при Советской власти , и при вашей антисоветской ,начиная с вашей Перестройки ,и всё ,вы никогда и ни в чем не бываете виноваты .
          1. +4
            6 октября 2024 09:12
            Опять глупые лозунги. И кто ж культивировал врагов внутри КПСС?
            Как так происходило, что сама система внутри себя генерировала врагов самой себя? Как так получилось, что такие персонажи, как Кравчук, бандеровский осведомитель и помощник стал членом и продвигался по партийной лестнице?
            Знаете, когда честь и совесть заменяются показной верностью догмам быть беде. Главное не быть, а казаться. Вот принцип существования позднего СССР.
            1. +4
              6 октября 2024 09:24
              Ха ,что значит "культивировал "? Вы ,враги СССР и советского народа ,всегда ,и при СССР ,и после захвата вами СССР ,прикидывались и прикидываетесь теми ,кем вам выгодно в данный момент -от коммунистов и их сторонников при власти коммунистов ,до "человеколюбцев " в клевете на коммунистов .
              А настоящие вы -только когда вам нет выгоды врать и лицемерить ,и в вашу антикоммунистическую Перестройку сразу же проявились те из вас ,кто поналезли в КПСС ради выгоды и карьеры . Включая ,и руководителя московского театра Ленком Марка Захарова ,который перед телекамерами сжег свой партбилет КПСС . Или Вы его тоже считаете "верным коммунистом"?
              1. 0
                6 октября 2024 09:42
                Я задал конкретный вопрос- как получалось, что система сама отравляла себя изнутри? Как так получилось, что партбилет получали враги? Как так, что показная верность догмам ставилась во-главу угла?
                Когда в 91 просто предлагали, кто хочет, может забрать комсомольский значок и билет... Я их сохранил до сих пор. И помню, как резко поменяли цвет, красные на белые.
                1. 0
                  20 марта 2025 11:25
                  Цитата: Хибинский Пластун
                  Я задал конкретный вопрос- как получалось, что система сама отравляла себя изнутри?

                  "Система"- слово богатое. Умное. Но непонятно, что значит.
                  Есть высказывания разных специалистов, известные со времён Энгельса :" Государство существует не для того, чтобы создать Рай, а чтобы жизнь не превратилась в Ад. ...... Государство необходимо, чтобы общество не уничтожило само себя во враждебных своих противоречиях. ... Государство нужно потому, что выгодное продавцу- не выгодно покупателю и порядок можно поддержать только силой.". А вы когда- нибудь задумывались, зачем нужна полиция и суды ? А затем, что без силовиков даже и в мирное время- никакое государство не протянет и дня.
                  Как так получилось, что партбилет получали враги?

                  А как так получается, что паспорт получает преступник ? Вы что- ребёнок ?
            2. +14
              6 октября 2024 09:55
              Простите - а вот сейчас, при буржуях - система что, не культивировала 30 лет персонажей, которые неожиданно, о ужас, вдруг оказались иноагентами а то и вообще врагами народа и государства? Кем были все эти касьяновы, илларионовы, гудковы и прочая нечисть - напомнить? Про чубайса я уж вообще молчу...

              А сколько таких и по сию пору на самом верху процветает? Почему вы считаете что при большевиках подобная публика отсутствовала? Но при них - с ней по крайней мере хоть как-то бороться пытались...
              1. 0
                6 октября 2024 10:05
                Я выше выложил список наших сегодняшних бонз. И когда они стали членами. Стоит ли удивляться? Люди, что предали раз, предадут и повторно. Их ведь кто то рекомендовал, принимал, а явного врага Кравчука? Что ж получается круговая порука? Так, что, как ни крути- система сгнила изнутри.
                1. +4
                  6 октября 2024 10:07
                  система сгнила изнутри

                  А с этим никто и не спорит. Всё произошло прямо Троцкому. Да и сам Ленин - тоже об этом всегда предупреждал. А вот почему несмотря на понятность явления это всё-таки случилось - вопрос отдельный..
            3. +5
              6 октября 2024 10:08
              Знаете, когда честь и совесть заменяются показной верностью догмам быть беде. Главное не быть, а казаться.
              фокус в том, что и принцип нынешней РФ
              1. +3
                6 октября 2024 10:18
                Я тут, как то написал, что последние четверть века выстраивалась система самочищающаяся от порядочных людей, когда бездари получившие пост у трона тут же поттягивали таких же подлецов, чтоб обезопасить себя и в конце концов сплели паутину опутавшую Россию,принцип гнилой вертикали власти-Главное показная верность телу.
            4. +7
              6 октября 2024 11:47
              Они не коммунисты, они - просто члены.
            5. 0
              15 октября 2024 18:14
              Цитата: Хибинский Пластун
              И кто ж культивировал врагов внутри КПСС

              Вспомните, сколько было членов ВКП(б) на начало 1918 года. Страной не могла управлять партия в несколько десятков тысяч человек, требовались сотни тысяч. 9 из 10 были взяты наспех в период с 1918 по 1922 года, из них 6-7 точно были случайные люди, которые пошли в партию ради карьеры и метериальных благ. Потом пришлось зачищать 20 лет.
          2. 0
            6 октября 2024 10:56
            Цитата: tatra
            Ну то ли вы ,враги СССР ,сделали вид ,что вы "ни при чём " ко всему ,что вы сотворили и при Советской власти , и при вашей антисоветской ,начиная с вашей Перестройки ,и всё ,вы никогда и ни в чем не бываете виноваты .
            Именно так, согласно 6 статье Конституции СССР. Коммунисты приписывали все успехи себе (Прошла весна, настало лето. Спасибо партии за это! ), так что и все провалы - тоже их вина. Кушайте, не обляпайтесь.
            1. +7
              6 октября 2024 11:20
              Цитата: bk0010
              Именно так, согласно 6 статье Конституции СССР.

              Вы про это:
              Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, 286
              шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт,
              банки, средства связи, организованные государством крупные
              сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные
              станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной
              жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются
              государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

              Или вам ближе такой вариант:
              Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
              Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
              Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

              Вы свою антисоветщину засуньте в...портмоне...
              Нет там ничего, что соответствует вашему:
              Цитата: bk0010
              Коммунисты приписывали все успехи себе

              Вспоминайте:
              Сталин, И., Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения, 2 марта 1930 г.
              https://www.1000dokumente.de/index.html/index.html?c=dokument_ru&dokument=0007_erf&object=translation&l=ru
              * * *
              Может быть, вы сможете привести нечто подобное, где ЕБН, ВВП или ДАМ признают ошибки в руководстве...Да ни один из них НИ РАЗУ не взял ответственность на себя за ошибки и провалы или признал эту ответственность за своими «товарищами» по партии...
              1. -5
                6 октября 2024 11:27
                Цитата: ROSS 42
                Или вам ближе такой вариант:
                Да, я про второй вариант.
                Цитата: ROSS 42
                Вы свою антисоветщину засуньте в...портмоне...
                Терпи правду.
                Цитата: ROSS 42
                Нет там ничего, что соответствует вашему:
                Там- нет. Там есть
                Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.
                Цитата: ROSS 42
                Вспоминайте:
                Сталин, И., Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения, 2 марта 1930 г.
                Я не жил при Сталине. Я жил при Брежневе (Если женщина красива и в постели горяча, это личная заслуга Леонида Ильича). И помню, как мне пришлось переписывать школьный доклад, так как туда велели вставлять тезисы о роли КПСС в народном хозяйстве (экономическая география 7 класс).
                1. +1
                  6 октября 2024 11:30
                  Цитата: bk0010
                  Я не жил при Сталине. Я жил при Брежневе

                  Но и тогда к незнакомым людям обращались на «вы»...Или не обращались вовсе...
                  1. -1
                    6 октября 2024 11:39
                    Цитата: ROSS 42
                    Но и тогда к незнакомым людям обращались на «вы»...Или не обращались вовсе...
                    Тогда незнакомые люди и не указывали мне свое мнение засовывать...
                    1. +2
                      6 октября 2024 11:44
                      Цитата: bk0010
                      Тогда незнакомые люди и не указывали мне свое мнение засовывать...

                      Очень жаль, что люди из комитета не научили вас любить родину...Небось в своё время сопели в две норки и делали всё, что говорили взрослые...
                      Не хочу получать негатив и ложь от такого человека, как вы...
                      1. -2
                        6 октября 2024 11:57
                        Цитата: ROSS 42
                        Не хочу получать негатив и ложь от такого человека, как вы...
                        Так не пишите мне.
                        Цитата: ROSS 42

                        Очень жаль, что люди из комитета не научили вас любить родину
                        Это те, которые Союз прохлопали? Да, нашли профессионалов.
                      2. +4
                        6 октября 2024 13:22
                        Зато сейчас - куда не плюнь, одни профи высочайшего уровня... Ну - если поглядеть кругом на результаты...
                      3. -2
                        7 октября 2024 13:43
                        Очень жаль, что люди из комитета не научили вас любить родину...

                        а может и вас зря не послали с топором на лесоразработки..
                        не желайте другим чего не хотели бы для себя.
                      4. +2
                        7 октября 2024 17:07
                        Цитата: ROSS 42
                        Очень жаль, что не научили вас любить родину..


                        Вместе того чтоб учить народ сопеть в две дырки - эти тупоголовые бараны ОБЯЗАНЫ были боротьсся с врагами страны.
                        Вместо этого отчего то во власть попадают то Хрущ, то Андропов, то труп Черненко, то МСГ...
                        Благодаря бездарности/ криворукости/тупости КГБ - СССР был убит
                    2. +1
                      7 октября 2024 15:37
                      Тогда своё мнение по поводу и без повода не совали.
                2. +3
                  6 октября 2024 12:42
                  Цитата: bk0010
                  И помню, как мне пришлось переписывать школьный доклад, так как туда велели вставлять тезисы о роли КПСС в народном хозяйстве (экономическая география 7 класс).

                  Да, на самом деле? На сколько помню 1979 - год ,экономическую географию СССР преподавали в 8 - классе , а зарубежную 9-том .
                3. +3
                  6 октября 2024 13:21
                  велели вставлять тезисы о роли КПСС в народном хозяйстве

                  А что - КПСС не играл никакой роли в народном хозяйстве? belay Вас заставили написать ложь? what
                  1. 0
                    6 октября 2024 16:37
                    Цитата: paul3390
                    А что - КПСС не играл никакой роли в народном хозяйстве? belay Вас заставили написать ложь? what
                    Играла. И доигралась. Я о чем пишу Татре? О том, что коммунисты несли полную ответственность не только за успехи, но и за провалы и нечего всё валить на врагов коммунистов. Сами облажались.
                    1. 0
                      7 октября 2024 15:41
                      Не облажались а переродились, биографии деятелей периода развала достаточно посмотреть. В начале СВО, пока был жив Кравчук, рассказывал каким был Крым убогим до передачи УССР, ну я как бы историю родного края знаю, ведь брехал. Если нет, сошлитесь на него.

                      Я так напомню что сейчас в массе своей мы воюем советским оружием.
                4. +1
                  6 октября 2024 19:19
                  Пришлось переписывать

                  Пришлось переписывать домашнее школьное сочинение "вид окрестностей" ~ (1959 г. 6 класс).
                  Мама сказала нельзя церковь упоминать.
                  1. +1
                    7 октября 2024 15:41
                    Это может проблема мамы а не системы образования?
              2. ian
                +3
                6 октября 2024 19:22
                Ну как же? А знаменитое "нас обманули"?
                Завуалированно, стеснительно, но все таки признавался.... Хоть и размазывал вину за доверчивость по всем.... request
          3. 0
            6 октября 2024 19:58
            Ирина откуда у вас столько агрессии и какая-то зацикленность на "врагах СССР", вроде выше написали одну из очевидных проблем существовавшею в СССР, это кадровая проблема, когда продвижение шло по партийной принадлежности в ущерб профессиональным качествам.
            Но что бы вам было легче ровно такая же проблема была и в РИ и сейчас в России, скорее всего это один из недостатков жесткой вертикальной власти с пожизненным правителем, не важно на чем она базируется, на монархии, коммунизме, капитализме, в такой системе главное начальству говорить то что оно хочет слышать.
        2. +8
          6 октября 2024 12:14
          Цитата: Хибинский Пластун
          Удивляет только и раздражает то, что продолжают гнуть линию безгрешности и безошибочности СовВласти. Ни ошибок тебе в планировании, в кадровой политике- все враги и шпионы виноваты. А дураки на местах, с лозунгами , но безграмотные ни причем. Нужно анализировать и работать над ошибками, а не заметать под коврик и с пеной у рта отрицать очевидное.

          Ну, а как распознать дураков то? Или того же врага, вредителя, шпиона и т.п? К примеру бывших членов КПСС Яковлева там Горбачёва, Ельцина и прочих деятелей? Даже нынешний, президент был членом партии и даже офицером КГБ, созданным именно для защиты Советской власти. На заре своей карьеры в партийных структурах, они заявляли, что вступая в ряды КПСС будут стремиться к дискредитации партии и Советской власти. Отнюдь, клялись верности партии. Тогда даже намёки на такие действия, поставили бы крест на всей карьере, а может быть и свободе. Тем не менее лезли в партию, вон Сванидзе ,земля ему стекловатой, вступил аж в 18- лет?! И кто то ведь рекомендации давал, ручался за него. Сколько таких было и осталось до сих пор. Как очищать ряды от таких деятелей.? Как распознать подлеца? Он же, как и д....к не признается , вот я какой . А Вы говорите, да не было врагов, вредителей и прочей сволочи.
          1. -1
            6 октября 2024 19:51
            К примеру бывших членов КПСС Яковлева там Горбачёва, Ельцина и прочих деятелей?


            Да ладно Яковлев, Горбачев, умер Сталин, убрали Берию и все оказалось, что все остальные "враги СССР".
      4. +7
        6 октября 2024 09:51
        Повторюсь, смотрим культовый фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих", и вспоминаем фразу "Что, закопали в бумажках лихого рубаку-кавалериста????"
        А других кадров не было, не успели произвести :(
      5. 0
        7 октября 2024 15:36
        Только на самом деле была масса пустого зерна, тот же голод из-за ржавчины и спорыньи был в Румынии, Польше, Венгрии, там тоже коммунисты постарались?
    2. +1
      6 октября 2024 09:44
      Вот и я подумал о том же . А в целом выходит , что во все годы Союза были вредители . Уже были статьи о вредителях в металлургии , на кирпичных заводах , в сельском хозяйстве . Во времена Союза не хватало автомобилей , холодильников , пылесосов , колбасы (исключая Москву естественно) . И выходит везде сидели эти вредители . Куда только партия , милиция и КГБ смотрели ? Ах да , они и там были .
      1. +7
        6 октября 2024 10:16
        Не хватало говорите в СССР, мнгое из того, что есть сейчас. есть пока дают из-за границы, отключат американцы интернет. а своего и нет. Совсем.
      2. +9
        6 октября 2024 13:19
        А сейчас нет своих чипов, своих самолётов, да даже своих подшипников и шурупов!! Да почти ничего своего нет.... Какой мы должны сделать из этого вывод? Правильно - и сейчас кругом одни вредители и враги. Только в те времена их стреляли, а сейчас миллиардные зарплаты платят... Как типа незаменимым уникальным специалистам...
      3. -2
        7 октября 2024 15:45
        Ну значит хреново подумали, Вам колбасы не хватало или жрать было нечего? У меня друг колбасу делать Вам рассказать что вы едите по праздникам? Или не стоит аппетит портить? Чем дороже колбаса, тем она, скорее всего, хреновее, и надо смотреть на производителя, если крупный - точно дело дрянь. Радуйтесь своей колбасе, подумаешь что ваш внук обрыгается, вы сами на горшке посидите.
    3. +10
      6 октября 2024 10:02
      А почему вы думаете, что к началу 30-х - сумели извести всех например эсеров, троцкистов, и прочих? Вообще-то они как раз обладали в своё время довольно солидными организациями и не малым числом сторонников. Особенно как раз на селе. Опыта же подпольной работы им было точно не занимать... Да и кулаки - тоже активно лезли в руководство колхозами, имея огромное влияние на односельчан.

      Не надо приписывать все знаменитые процессы начала 30-х, как и последовавший 37-ой, исключительно типа сталинской кровожадности.. Ибо вот как раз он - в гражданскую ей вот ни фига не отличался. В отличие от того же Троцкого. И вдруг - на тебе... Наверное - всему этому были таки веские причины?
      1. 0
        6 октября 2024 10:12
        Цитата: paul3390
        А почему вы думаете, что к началу 30-х - сумели извести всех например эсеров, троцкистов, и прочих? Вообще-то они как раз обладали в своё время довольно солидными организациями и не малым числом сторонников.

        Ключевые слова "в свое время". Да недовольные были, но в какие-то тайные организации верится с трудом.
        Цитата: paul3390
        Не надо приписывать все знаменитые процессы начала 30-х, как и последовавший 37-ой, исключительно типа сталинской кровожадности.. Ибо вот как раз он - в гражданскую ей вот ни фига не отличался.

        Я и не приписываю. Тут все просто - или ты или тебя.
        1. +4
          6 октября 2024 10:22
          А куда же тогда делись те же эсеры, которые вообще-то в Учредиловке первое место взяли? При их-то колоссальном опыте подпольной работы - ой сомневаюсь, что их к началу 30-х всех повывели... Ведь всего 10 лет прошло!!
          1. +1
            6 октября 2024 11:17
            Цитата: paul3390
            Ведь всего 10 лет прошло!!

            Ну, во-первых, была еще и ГВ, в которой погибла масса народа. Во-вторых, многие уехали за границу. В-третьих, спецслужбы были достаточно эффективной структурой, так что за этим последовали бы какие-то судебные процессы, но их не было. Так что скорее всего тут речь идет о ошибках руководства, а какие-то акты саботажа только добавили масла в огонь.
            1. +6
              6 октября 2024 11:24
              Я лично думаю - что тут сыграл целый комплекс причин. Одно на другое наложилось. И ошибки руководства, правда - очевидно непреднамеренные.. И деятельность недобитых подпольных организаций всех мастей. И кулаков, как не крути - а представлявших собой довольно сплочённую прослойку...

              Обратите внимание - насколько быстро и массово распространились некоторые вещи.. Это и фактический ультиматум крестьянства в конце 20-х, когда они просто отказались продавать зерно, требуя кратного повышения цен. Собственно - именно это и привело к принятию решения коллективизации. Но кто-то же этот ультиматум организовал, причём в масштабах страны? Это и массовый забой скота в её начале - ну кто-то же уверил крестьян, что пахать теперь не надо, а их прокорм возьмёт на себя Советская власть? Да много что было - что простым совпадением объяснить как-то трудновато..
              1. +2
                6 октября 2024 11:34
                Цитата: paul3390
                Я лично думаю - что тут сыграл целый комплекс причин. Одно на другое наложилось. И ошибки руководства, правда - очевидно непреднамеренные.. И деятельность недобитых подпольных организаций всех мастей.

                Может быть.
              2. -2
                7 октября 2024 13:46
                Это и фактический ультиматум крестьянства в конце 20-х, когда они просто отказались продавать зерно, требуя кратного повышения цен.

                вы наверно любите работать на субботниках ? или за работу получать фантики, за которые ничего не купишь в магазине. ?
                1. +2
                  7 октября 2024 15:52
                  А что плохого в субботниках? И не фантики а трудодни, не подскажете как колхозник для аса Кожедуба купил самолёт,. случай не единичный? И самолёты и танки покупали, просто не надо гнать в тоом вопросе, где не разбираешься. Залезьте в ядерную физику например, расскажите там про синтез, реакцию, охлаждение реакторов. Так какого лешего вам подобные как тараканы лезут в историю?
                  1. 0
                    7 октября 2024 17:17
                    Цитата: Александр Саленко
                    колхозник для аса Кожедуба купил самолёт

                    Нет.
                    Не для Кожедуба - самолёт получил Ерёменко. Потом уже второй самолёт был куплен по его письму о том что самолёт стал непригоден для полётов.
                    1. 0
                      7 октября 2024 17:39
                      https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1888335/pub_5cdd68bbc0a52100b32a2867_5cdd6957d1a48600b32d8f5e/scale_1200
                      Если это не Кожедуб, то можете меня ударить.
                      1. 0
                        7 октября 2024 17:48
                        Извиняюсь, ошибся - думал вы про самолёты Головатого. Виноват- неправильно понял
                  2. 0
                    7 октября 2024 18:32
                    А что плохого в субботниках?

                    раз в пару месяцев можно, а вот 2-3 дня в неделю вы согласитесь ?
                    И не фантики а трудодни,

                    хмм, не настолько жесток пожелать чтоб вы жили на трудодни
                    а фантики ... цены на зерно государство не уронило часом перед колхозным строительством, а физически что могли купить крестьяне за дензнаки не интересовались ?
                    не подскажете как колхозник для аса Кожедуба купил самолёт,. случай не единичный?

                    ловкость рук.... если партия скажет надо... в каждой деревне найдётся колхозник выкладывающий 100000 руб на самолёт
                    (вроде толково https://dzen.ru/a/XXfrLS_ahgCtmZ_W )
                    [quoteИ самолёты и танки покупали, просто не надо гнать в тоом вопросе, где не разбираешься. Залезьте в ядерную физику например, расскажите там про синтез, реакцию, охлаждение реакторов.][/quote]
                    слезь с табуретки, а то представил себя Лениным на броневике небось ?
                    Так какого лешего вам подобные как тараканы лезут в историю?

                    такие как я стараются не дать подобным тебе превратить историю в пропаганду stop
                    1. 0
                      7 октября 2024 19:03
                      Для того, чтобы что-то превращать, надо ну хотя бы истфак закончить, недоросль. Может подскажешь а как надо было? Мне жутко интересно в какой заднице мы, нет не мы, наши предки оказались с такими гениями как ты? Я сам из крестьян, если что, но один мой предок плохого про коллективизацию ничего не сказал а дед зубами скрипел при слове кулак.
                      Ну ладно, это личное, скажи мне, арлекино, а как взятьь товарный хлеб и построить заводы на которых будут клепать танки? Любая, бездарь, индустриализация проходит в чём-тоо за счёт села и в СССР она прошла мягче всего. А то что селу дали агрономов например, трактора и прочее? Ну не оскудеет планета альтернативно одарёнными людьми. Знаний наберись, а потом вступай в спор, лады? А пока твой уровень ковыряния лопаткой в песочнице по этому вопросу.
                      Не даст он мне что-то недастолку отрасти, петрушка.
                      1. 0
                        7 октября 2024 19:38
                        Для того, чтобы что-то превращать, надо ну хотя бы истфак закончить, недоросль.

                        хмм переросль ты дистанционно мои знания уже оценил ?
                        Я сам из крестьян, если что, но один мой предок плохого про коллективизацию ничего не сказал а дед зубами скрипел при слове кулак.

                        часом замполитом в колхозе не был ? а дед твой соответственно активистом комбеда ?
                        Ну ладно, это личное, скажи мне, арлекино, а как взятьь товарный хлеб и построить заводы на которых будут клепать танки? Любая, бездарь, индустриализация проходит в чём-тоо за счёт села и в СССР она прошла мягче всего. А то что селу дали агрономов например, трактора и прочее?

                        первым делом милёнок скажу тебе что ты хамло эпическое, а вот мозгов и знаний скудновато.
                        напрягись и подумай ... коллективизация идёт более медленно(добровольно), на экспорт собирается да меньше зерна, но и потери гораздо меньше (представляешь разницу между буртом в 3 м и 2 м высотой), дальше это зерно продаётся несколько дороже так как не надо так демпинговать...
                        теперь индустриализация, да она необходима но так ли необходимо ставить план что б танков 1935 было больше че во всём остальном мире ? меньше заводов но больше гражданской техники.
                        ну а агрономы и трактора .. вроде везде обходились в 20 веке без голодоморов.

                        Зы. почему мне кажется что ты или школьник или военпенс... wink
                      2. 0
                        7 октября 2024 19:56
                        А я милого узнаю а по походке, как в той песне, да, мне балабола видно сразу, обидно? Про танки, Уланова с Шеином почитай, недотёпа ))) ржу не могу, откуда такие берутся со свиным рылом да в калашный ряд.
                        Есть книги, которые это всё объясняют, мне тут повторять что ли надобно? Сколько СССР перед войной выпустил БТРов и САУ? Ох как в момент прочтения хотелось бы посмотреть в глаза такого упоротого как ты.
                    2. 0
                      7 октября 2024 19:49
                      Так вот чудак ты человек, история всеми и тобой используется как пропаганда, всякий свой пятак пытается в неё засунуть, не в физику и не в математику и никого не смущает что на историка учатся точно также как и на физика.
                      А ты не дашь мне чё-то сделать, Арлекино? Уже делается не мной только, такие как я работаем ассенизаторами вот чистим от известной субстанции, которая воспроизведена тебе подобными. Нравится - не нравится, спи моя красавица, как сказал наш президент.
                      1. 0
                        7 октября 2024 19:59
                        а почему "наш президент" маленькими буквами... не лизнул
                        "моя красавица" видишь красавица его а не твоя, а ты иди за макрошками
                      2. 0
                        7 октября 2024 20:03
                        А почему я должен отвечать за него? Ты сам его спрашивай а с меня спрашивай за мои суждения, а пока погулять пошёл...
            2. -6
              6 октября 2024 11:57
              Цитата: Dart2027
              В-третьих

              есть и в-четвертых, о чем орала пропаганда: исключительно успешная политика и экономика большвизма убрали сами причины недовольства в принципе.

              Ан оказалось совсем наоборот.....
              1. 0
                6 октября 2024 12:12
                Цитата: Ольгович
                исключительно успешная политика и экономика большвизма


                Цитата: Dart2027
                речь идет о ошибках руководства
          2. +2
            7 октября 2024 12:52
            Партия эсеров ,по численности являлась одной из крупнейшей в России,на февраль 1917 г. в ней состояло около 2 млн человек.Это и правые и левые и максималисты..
      2. ANB
        +4
        6 октября 2024 14:06
        . тоже активно лезли в руководство

        Вечный зов. Полипов.
        Классика.
      3. +2
        7 октября 2024 15:47
        Поддерживаю, мой дед, когда я был пацаном, сам родом из села, едва мат сдерживал при слове кулаки. А кто не в курсе, станица Кущевская, то же самое кулачество.
      4. 0
        7 октября 2024 17:14
        Цитата: paul3390
        А почему вы думаете, что к началу 30-х - сумели извести всех например эсеров, троцкистов, и прочих?

        Проблема в том что если считать троцкистов, Хруща, Андропова, Труп Черненко, МСГ - окажеться что СССР жил всё время с врагами во главе государства.
        Что в свою очередь означает что СССР был обречён - вопрос времени...
    4. +2
      6 октября 2024 12:49
      То что были люди ненавидевшие новую власть и вредившие втихомолку вполне вероятно. ГВ это такая вещь, которая быстро не кончается. Но вот в то что они смогли организовать такое верится с трудом - для этого нужно быть не одиночками, а создавать целую организацию и действовать по единому плану.
      Более вероятными выглядят ошибки планирования.

      Конечно были, куда без них. Немного частушечек тех времен:

      Наша страна
      Хлебородная,
      Хлеб за танки продала
      Сама сидит голодная.

      Пароход идет
      Вода кольцами,
      Будем рыбку кормить
      Комсомольцами.

      Пароход подходит
      К новой пристани,
      Будем рыбку кормить
      Коммунистами.

      wink
      1. +1
        7 октября 2024 15:53
        Ну да, до того что было? Ну при царизме с хрустом французской булки? Кто этими булками то хрустел,. там для дворянина это дорогое удовольствие.
        1. -2
          7 октября 2024 16:33
          Ну да, до того что было? Ну при царизме с хрустом французской булки? Кто этими булками то хрустел,. там для дворянина это дорогое удовольствие.

          Так то оно так... Но недавно сидели с братаном на малой Родине и прикинули. На нашей улице из 54 домов 51 построен при царизме, ну и чуть позже в НЭП. Последний в 1929 году. 3 только во времена СССР - партийный боссик, работяга с литейного цеха (помер лет в 45), и пасечник под 100 колодок пчел. wink

          При Путине снесены и построены заново 12 из этих 51.

          Помню прекрасно, как пытались выписать доски крыши перекрывать. Нормальных не выдавали, только горбыль (крайние с бревна). Продвинутые ребята брали готовые бревна (это допускалось) и резали на нормальные доски.
          Времена Брежнева.

          Все во имя человека, все для блага человека... yes
          1. 0
            7 октября 2024 17:37
            Ну а я вырос в хрущёвке, живу в Брежневке, а дореволюционных домов кот наплакал и про жилищные проблемы работяг есть немало работ, достаточно просто задастся вопросом.
  3. 0
    6 октября 2024 06:52
    Голодомор 1932-1934 г.г. это тема действительно политическая и активно используется особенно на Украине,как доказательство "мести" центра крестьянам.
    Необходимо взять графики смертности по месяцам, чтобы понять, что смертнось и уровень уражая не связаны.
    Есть графики смертности и по другим странам .
    Ниже будут графики смертности по Киевской и Харьковской областям. Пик смертности приходится на лето. Летом, когда овощей и фруктов в достатке.
    Причина смертности в другом, я думаю, что другие комментаторы ее назовут.
  4. +8
    6 октября 2024 06:58
    Проникнув в местные и районные органы власти, в новосозданные колхозы, такие скрытые враги довольно легко могли довести и отдельные колхозы, и целые районные до сильного хозразорения и голода.

    Это хорошо показано в фильме «Вечный зов», где Полипов Пётр Петрович (по книге имевший погоняло «трипер») назначался в руководство и «успешно проваливал» порученное дело, гробя советское хозяйство.
    Я не устану повторять, что системы хранения урожая при Советской власти не было. Это в погребах и амбарах частников овощи и зерно хранились до следующего урожая, а на базах и в хранилищах больше половины урожая просто гнило (по разным причинам)...
    1. +1
      7 октября 2024 13:51
      Я не устану повторять, что системы хранения урожая при Советской власти не было. Это в погребах и амбарах частников овощи и зерно хранились до следующего урожая, а на базах и в хранилищах больше половины урожая просто гнило (по разным причинам)...

      а вот здесь соглашусь на 100%
      гнило на складах, ибо надо ворочать, гнило на площадках под открытым небом на станциях (ибо не дело конвойников накрывать и перемешивать..) мокрое гнило в трюмах пароходов...
    2. +1
      7 октября 2024 14:47
      Вы знаете, что даже у частников не всё удавалось сохранить до весны. Вспоминаю, сколько в детстве приходилось выносить из подвала весной и летом гнилой картошки, морковки, свёклы. И вроде подвал был хороший. Хорошо ещё, что значительную часть картошки осенью сдавали в заготконтору.
  5. +1
    6 октября 2024 07:07
    Можно вспомнить дело Промпартии, только это было в промышленности. Точно такое могло происходить и в сельском хозяйстве
    1. +1
      7 октября 2024 14:47
      Некоторые их фигурантов этого дела стали потом орденоносцами, лауреатами Сталинской премии.
  6. +2
    6 октября 2024 07:15
    всё это конечно интересно, но в США тоже в
    этоже время был голод.
    1. +2
      6 октября 2024 07:25
      А у врагов СССР во всем и всегда наглые ,демонстративные двойные стандарты . Они доказали ,что им плевать и на голод в США во время Великой Депрессии ,когда капиталисты уничтожили огромное количество продовольствия ,лишь бы не давать его бесплатно голодавшим американцам ,и на десятки голодов за век в Российской Империи .
      Если бы им надо было оклеветать и Романовых ,они бы их оклеветали по шаблону их антисоветчины .
      1. 0
        7 октября 2024 14:28
        Я думаю придёт время, когда они переобуются в прыжке и будут про Романовых. Типичный пример - господин Шапиро, который помниться был, поначалу, в оппозиции к действующей власти.
  7. +4
    6 октября 2024 07:32
    В то время были приняты меры по недопущению забоя скота вместо передачи его в колхозную собственность. Но отследить было трудно и в южных, наиболее благодатных регионах случился массовый забой, в РСФСР такого массового забоя не было, да и конину в питании особо не пользовали в отличии от быков. А тракторов еще не хватало, поэтому в регионах с пашкой на быках пахать было не на чем, тем более многие сгноили зерно, закопав его в ямах. И во многом способствовал менталитет крестьянина - в российских регионах была веками община, что гораздо ближе к колхозам, а в южнорусских хуторство. Вот и получилось, что в Нижегородской губернии, где во многих местах вместо земли песок, голода не было, а на Кубани, с ее черноземом, был. Был, но выборочно, в основном в станицах с украинским населением, которое решило не отдавать в общественное распоряжение скотину и зерно, а продать в виде мяса на базаре и "заховать" зерно в ямах
    1. +8
      6 октября 2024 09:49
      Тут ещё очень интересен такой вопрос - а собственно, кто конкретно пострадал от голода? Классическая сага утверждает что несчастные хлеборобы.. Но вот скажем Прудникова пишет - что нет. Ведь любой сельский округ всегда строился вокруг какого-то маленького городка или большого села, где жили те, кто обслуживал окрестные деревни. Ремесленники всех мастей, управленцы, врачи, и тд и тд.. И вот в эти центры - и перестал в первую очередь поступать хлеб. Ибо централизованного снабжения тогда не было, да и зачем, если их округа и должна была кормить? Так ещё с первых князей было. А крестьяне - ни фига не посеяли, заначки же - ясен пень предпочли оставить себе, а не везти в городок. Самим жрать надо, да и по старой привычке решили придержать, когда типа горожане совсем оголодают и дадут наконец эпическую справедливую цену..

      Так вот в основном вымерла - как раз эта часть населения. Так как Советская власть и правда поздно сообразила, что происходит. Да и механизмов экстренного снабжения таких местечек просто не существовало - смысл, если они испокон веку сами с окрестностей кормились?

      Это потом, наученные горьким опытом общения с селюками, большевики всё под железный контроль взяли. За что их сейчас нещадно и ругают - типа крестьянам воли не давали. Потому и не давали - что однажды попробовали дать. Никому ни фига не понравилось...
      1. +2
        6 октября 2024 09:55
        Но вот скажем Прудникова пишет - что нет.

        Прудникову не читал, но отрицать централизованное снабжение в 31-32 годах в городах нельзя. И голода в городах не было.
        1. +3
          6 октября 2024 10:04
          Да не городах!! А именно в маленьких сельских центрах. С населением в несколько тыщ. Крупные города ясен пень - снабжались централизовано.
          1. +2
            6 октября 2024 11:01
            Да не городах!! А именно в маленьких сельских центрах. С населением в несколько тыщ. Крупные города ясен пень - снабжались централизовано.

            Беда была в том, что крестьяне использовали в пищу зараженное спорыньей зерно которое прятали в ямах и при воздействии влаги зерно становилось лютым галлюцигеном
            1. +3
              6 октября 2024 11:17
              И это было. Плюс - мало кто принимает во внимание, что вот как раз тогда - полыхнула очередная эпидемия холеры. А посему - нет чётких данных, кто на самом деле от чего умер...
      2. -3
        7 октября 2024 13:59
        [quoteНо вот скажем Прудникова пишет - что нет.][/quote]как по мне Прудникова ангажирована выше головы.
        Самим жрать надо, да и по старой привычке решили придержать, когда типа горожане совсем оголодают и дадут наконец эпическую справедливую цену..

        повторюсь, за фантики работать будете?

        Это потом, наученные горьким опытом общения с селюками, большевики всё под железный контроль взяли. За что их сейчас нещадно и ругают - типа крестьянам воли не давали. Потому и не давали - что однажды попробовали дать. Никому ни фига не понравилось...

        слюки аяй то чувствуется что писал арией. Кто крестьянам то волю давал и когда? тварищам поперек горла стояла некоторая независимость крестьян, вот и загнали в стойло.
        а кому в колхозах понравилось кроме тех кто в руководство пробился ?
        1. 0
          9 октября 2024 06:27
          повторюсь, за фантики работать будете?
          Вот ведь коммуняки проклятые... Война с фашизмом идет, а они обещанное (и прописанное в законе, и деньги бюджетные выделены уже в прошлом году), повышение зарплаты военным взяли и отменили. Пусть люди за фантики работают. Правда,цены в магазинах совсем не советские. Ну так недобитки коммунистические во власти сидят и вредят нашей прекрасной России !!!!!!!!!!!!!!
    2. +2
      6 октября 2024 09:56
      Насчет "заховать". Вроде там еще была проблема со спорыньей, из за несоответствия условий хранения. А эта та еще гадость, превращает пшеницу в отраву.
      Читаем вики.
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Спорынья
      1. +1
        6 октября 2024 10:13
        превращает пшеницу в отраву

        Не просто в отраву, а в сильнейший галлюциген ЛСД
        1. +1
          6 октября 2024 13:23
          сильнейший галлюциген ЛСД
          ЛСД- полусинтетический препарат и в спорынье его нет. Букет алкалоидов в "сыром" грибе- другой.
  8. +5
    6 октября 2024 07:42
    Смешная статья. По мнению автора, миллионы крестьян без всякой организации, связи и прочих вещей. Решили вместе и одновременно поголодать, для протеста. Умирали толпами, но пытались чего то добится. Чего? Непонятно ведь никто и никаких требований не выдвигал. wassat
    1. +2
      6 октября 2024 08:30
      Признаться- прочитав данный, хм-м материал, вспомнилась Шолоховская повесть "Алешкино сердце" и описание голода при полном амбаре зерна. Еще тогда, в детстве задумался- как же так люди мрут от голода, едят, а амбар с хлебом- для воробьёв? А тут опять, двадцать пять- враги и шпионы.
  9. +2
    6 октября 2024 07:50
    И смешно ,что именно сейчас враги СССР в Европе опять возбудились с этим мифическим "голодомором " на Украине ,чтобы этим "обидеть " российских врагов СССР ,которые поддерживают этот миф .
    1. -4
      6 октября 2024 08:54
      Как это "мифический" голодомор в Украине??? У меня дедушки и бабушки (Винницкая и Киевская обл.) с содроганием до конца своих дней вспоминали как им мамы с лободы еду готовили, кору варили, крапиву ели. Голод был связан с нежеланием людей вступать в колхозы, причем вместе со всей скотиной. В киевской области, бабушка вспоминала, что "колхозников" собирали отдельно и кормили в качестве наглядной агитации по вступлению в колхозы. Вспоминали как ездили подводы по селу, собирая трупы или их объеденные остатки... Как закапывала последнее порося, чтобы детей спасти и потом с топором кидалась на представителей власти, которые по доносу соседей пришли его конфисовывать. Это вы враг СССР, которая не видит "мифический" голод и таким образом искажающая историю.
      1. +4
        6 октября 2024 09:18
        Вы или трусы наденьте ,или крестик снимите . Или у вас голод ,которых были десятки за век в Российской Империи ,в том числе ,и в украинских губерниях ,
        Недостаток в хлебе обыкновенно пополняется теми или другими суррогатами. Чаще всего в этом случае крестьяне обращаются к картофелю.Из других суррогатов часто употребляются ещё отруби, лебеда, жмыхи, берёзка, костёр и проч. В Витебской, Могилёвской, Минской, Смоленской губ. крестьяне очень часто питаются хлебом, в который входит решительно всё, что собирается в поле; зерно не отвеивается, мука не очищается и не отсеивается; хлеб этот носит местное название «родилки» («Материалы для изучения свойств голодного хлеба». Диссертация Ф.К. Стефановского, 1893 г.)
        или у вас специально устроенный властью "голодомор ", как в антисоветских агитках украинских врагов СССР "чтобы уничтожить национальное самосознание украинцев ".
        И вот Вы сами же подтвердили ,что был саботаж .
      2. Комментарий был удален.
      3. +5
        6 октября 2024 11:05
        Как это "мифический" голодомор в Украине??? У меня дедушки и бабушки (Винницкая и Киевская обл.) с содроганием до конца своих дней вспоминали как им мамы с лободы еду готовили, кору варили, крапиву ели.

        Не путайте голод с голодомором. Голодомор термин, придуманный бежавшими в Канаду бандеровцами и подразумевающий целененаправленное уничтожение украинцев с помощью голода. Что никакой логики не поддается
        1. 0
          7 октября 2024 23:58
          Название «Голодомор» является калькой с чешского hladomor («голод», от hlad). Использовалось ещё в 20е годы, до голода 1932-33 года.
  10. BAI
    +3
    6 октября 2024 08:00
    Тут еще надо учитывать, что был голод в США, и штаты потребовали оплату своих товаров зерном, не золотом
    1. +5
      6 октября 2024 08:32
      Цитата: BAI
      Тут еще надо учитывать, что был голод в США, и штаты потребовали оплату своих товаров зерном, не золотом

      Так экспорт же остановился согласно статье. winked
    2. +1
      7 октября 2024 14:24
      Тут еще надо учитывать, что был голод в США, и штаты потребовали оплату своих товаров зерном, не золотом

      вот только приблизительно в это же время как писали советские книги фермеры жгли зерно и выливали молоко в канавы.
      а французы обвиняли советов в демпинге....
    3. 0
      7 октября 2024 23:52
      В Штатах был переизбыток продовольствия, он начался еще до биржевого краха. Кризис перепроизводства.
      после перемирия от ноября 1918 года, мировое сельскохозяйственное производство постепенно вернулось к привычным довоенным паттернам, в результате чего американские фермеры оказались на руках с огромными излишками продукции. Цены на их продукцию резко упали: хлопок упал с военного максимума в 35 центов за фунт до 16 центов в 1920 году; кукуруза упала с 1,50 долларов за бушель до 52 центов; шерсть упала с почти 60 центов за фунт до менее чем 20 центов. Хотя цены после 1921 года несколько увеличились, они не восстановились полностью вплоть до новой войны. Американские фермеры оказались в кризисе как в связи с перепроизводством, так и в связи с долгами, которые они брали на расширение и механизацию своего хозяйства. ...
      Американский конгресс неоднократно пытался найти средство спасения фермеров все 1920-е годы. После того как сельскохозяйственная депрессия перешагнула свой десятилетний рубеж, федеральное правительство в Вашингтоне приняло решение начать искусственно регулировать товарные рынки: было создано федеральное агентство для обеспечения финансирования сельскохозяйственных кооперативов, обладавшее, однако, весьма ограниченными средствами.... Законопроект предполагал, что федеральное правительство стало бы «покупателем последней инстанции» для излишков сельскохозяйственной продукции, которую оно затем должно было «утилизировать» на зарубежных рынках[13]... «Закон о сельскохозяйственном маркетинге» (Agricultural Marketing Act of 1929[англ.]), который создал сразу несколько «стабилизационных корпораций», финансируемых правительством и уполномоченных закупать излишки сельхозпродукции с рынка, чтобы поддерживать более высокий уровень цен. Но когда сельскохозяйственная депрессия 1920-х годов «слилась» с общей депрессией 1930-х, данные корпорации быстро исчерпали как свои складские мощности, так и финансовые средства...
  11. -5
    6 октября 2024 08:29
    В литературе, критиковавшей политику коллективизации, утверждалось, что хлеба в стране не хватало, и потому государство выгребало все, до последнего зерна, чтобы отправить хлеб фабрикам и заводам, а также на экспорт для оплаты индустриализации.
    НИГДЕ такое не утверждается (стране всегда хлеба не хватало), а утверждается то, что в условиях засухи и дикой нехватки рабочих рук (бегство от колхозизации) , беспощадно выбивались госпоставки из остатков зерна, вместо помощи пострадавшим районам
    Но, на мой взгляд, стоило бы поставить другой вопрос: а кто вообще доказал, что хлеба в СССР не хватало?
    Нехватка не означает неизбежность смерти миллионов (что произошло): если вы съедите на 20% меньше, то только чуть похудеете и то не факт.

    А хлеб, понятно, что в стране был, никто это не оспаривает. И тем страшнее произошедшее.
    Чушь и то, что руководство устроило голод намеренно, оно просто не соображало и не знало толком (потом долго не верило), ЧТО происходит, не умело гибко реагировать и тупо гнуло линию о саботаже и выполнении заготовок любой ценой.
    В борьбе за свои права крестьянство прибегло к голоду как последнему и наиболее эффективному способу борьбы с государством – чисто политическая голодовка. Крестьянству пришлось поголодать и понести жертвы, тем не менее оно получило щедрые уступки, которые его в целом удовлетворили

    Вот такое циничное и бесчеловечное заявление ,действительно, встречается впервые, т.е. это :
    В стан. Ново-Щербиновской 14 марта с.г. задержаны сестры С., К., все — единоличницы-середнячки, и колхозница-беднячка У., которые на почве голода в первых числах февраля с.г. съели труп умершего от истощения мужа К. Затем, продолжая голодать, 5 февраля с.г. зарезали 13-летнюю сестру С. и с этого времени по 10 марта с.г., приглашая под разными предлогами в свою квартиру, разновременно убили колхозниц Ш., Т., члена коммуны М., исключенную из колхоза П. и единоличницу К. Всего 5 человек. Разрезая трупы последних на части, мясо в вареном виде и приготовляя колбасы, употребляли в пищу.

    Истмат
    делалось специально.... в пику власти??
    Крестьяне миллионами , массово и организованно ...перестали есть?
    Нет слов....

    Кстати, согласно документов ОГПУ ИСтмата, умирали от голода и в 1930 и в 1934,35,36,37-такие "щедрые" уступки получило крестьянство
    1. +13
      6 октября 2024 09:35
      Очередная эпическая глупость...

      Типа - Советская власть вышибала хлеб.. С каких это пор сбор налогов - стал преступлением? Ну попробуйте сейчас при ваших буржуях не заплатите - что будет?

      А произошло следующее - хитропопое население южных регионов решило что по случаю колхозов оно с/х скот туда отдавать не будет, а лучше его сожрёт. У Шолохова это очень хорошо описано. А насчёт - на чём же пахать, так это теперь у коммуняк голова болит, чем они будут нас кормить.

      В результате - посевная и дальнейшие работы были сорваны. Со всеми вытекающими. Что до зерна - количество его с десятины было известно, вот с него - и брали прод.налог. Причём при его сборе понятно никого особо не интересовало, что ты там посеял и собрал. Засух и прочих стихийных бедствий не случилось, ну кому могло придти в голову, что урожая тупо нет?

      Вся вина Советской власти только в том, что она поздно сообразила что происходит. Ибо такого массового идиотизма - она никак предположить не могла. Особенно если учесть что колхоз - это по определению кооператив, и как следствие - в те годы государством не шибко контролировался. Зачем - если это личное дело его участников? Это вот потом начали уже колхозами тщательно рулить, наученные горьким опытом. За что большевики и были злобно ругаемы вплоть до нашего времени, типа - крестьянам воли не давали, каждый чих сверху спускали. Да вот потому и не давали..
      1. -9
        6 октября 2024 12:50
        Цитата: paul3390
        Очередная эпическая глупость...

        Очередная эпическая упость...
        Цитата: paul3390
        Типа - Советская власть вышибала хлеб.. С каких это пор сбор налогов - стал преступлением?

        с тех пор , как при вас, собирали с того, чего НЕТ в принципе.
        Хлеба нет, а его выбивают..
        Цитата: paul3390
        А произошло следующее - хитропопое население южных регионов решило что по случаю колхозов оно с/х скот туда отдавать не будет, а лучше его сожрёт.

        нет, это пая , но хитропопая власть выдумала иотские колхозизации,от которых умное население спасалось, как могло.

        До вас оно жило , богатело и росло огромными темпами ВЕКАМИ, и только ПРИ ВАС умирало миллионами с людоедством в житницах страны- даже ни в какой африке такого не было в помине:
        колхозницы Т. и Ч., зазвав в квартиру, убили 9-летнего сына колхозника Р. 12 марта с.г. части трупа последнего и начиненная человеческой массой колбаса обнаружены в квартире Т. Там же единоличник С., брат его колхозник С. и колхозница Б. в течение месяца питались мясом трупов, отрываемых ими на кладбищах.

        Курганский р. 12 марта с.г. в стан. Петропавловская у исключенной из колхоза К. обнаружены жарившиеся на сковородке печень и сердце ребенка, а в печи — обгоревшая детская голова.

        Краснодарский р. В стан. Старо-Карасунско единоличница-беднячка Г., употреблявшая в пищу труп ребенка, отрытый ей на кладбище.

        Армавирский р. В стан. Успенской 15 марта 1933 г. от истощения умерли исключенные из колхоза зажиточный Ф., его жена и двое сыновей. Оставшиеся в живых двое его детей в течение нескольких дней питались мясом трупов матери и двух братьев.
        Ит.д. и т.п.
        Истмат

        ТАКОЕ было в России только при вас., зарубите это себе на большносу

        Это прямо показывает-КТО туп оказался на самом деле
        Цитата: paul3390
        . Особенно если учесть что колхоз - это по определению кооператив, и как следствие - в те годы государством не шибко контролировался.

        большего бреда трудно и представить: голодная смертность поразила именно те районы страны, где шла ускоренная колхозизация под принуждением власти и ВСЕ в т.н. кооперативе решала неспособная власть-сколько и чего сажать, сколько и чего с него содрать, какую цену ему заплатить
        Цитата: paul3390
        За что большевики и были злобно ругаемы вплоть до нашего времени, типа - крестьянам воли не давали, каждый чих сверху спускали. Да вот потому и не давали

        и привели к катастрофе страну и ее русскую деревню исвоими тупыми указаниями: не забудьте, что именно ваши уничтожили 240 тыс НП России из 410 тыс смиллионами гага СУ, которые строились русскими веками.
        1. 0
          7 октября 2024 11:18
          и привели к катастрофе страну и ее русскую деревню исвоими тупыми указаниями: не забудьте, что именно ваши уничтожили 240 тыс НП России из 410 тыс смиллионами гага СУ, которые строились русскими веками.
          С Таким количество грамматических ошибок предложение потеряло смысл. Что это:
          не забудьте, что именно ваши уничтожили 240 тыс НП России из 410 тыс смиллионами гага СУ, которые строились русскими веками.[/i]
          1. -3
            7 октября 2024 12:13
            Цитата: Валерий Мамай
            С Таким количество грамматических ошибок предложение потеряло смысл. Что это:

            ЧТО вам непонятно? И укажите грамматические ошибки, "знаток".
            Вы знаете, что такое"гр. ошибка"?
            Похоже , что нет.

            не забудьте, что именно ваши уничтожили 240 тыс Населенных Пунктов России из 410 тыс с миллионами гектаров СельхозУгодий, которые строились русскими веками
            1. -1
              7 октября 2024 13:17
              ... исвоими, наверное и своими;
              .. . смиллионами гага СУ - наверное [b]с миллионами[/b], а гага СУ[/i]? - даже не могу предположить, что это.
              ... выдумала иотские колхозизации, наверное, идиотские.
              Далее ищите сами! Проверяйте перед публикацией.
              1. -1
                8 октября 2024 07:35
                Цитата: Валерий Мамай
                исвоими, наверное и своими

                опечатка -что не понятно?
                Цитата: Валерий Мамай
                выдумала иотские колхозизации, наверное, идиотские.

                точно так:: все понятно, а под бан не попадает-и это непонятно?
                гага СУ -см выше.
                Цитата: Валерий Мамай
                Далее ищите сами! Проверяйте перед публикацией.

                нечего проверять.

                У вас, действительно, граммошибки- вводные слова выделяются запятыми-это можно и знать.
                1. -1
                  8 октября 2024 17:19
                  Свои ОПЕЧАТКИ исправляйте сами в черновике, а не выносите их на всеобщее обозрение.
                  1. -1
                    9 октября 2024 10:30
                    Цитата: Валерий Мамай
                    Свои ОПЕЧАТКИ исправляйте сами в черновике, а не выносите их на всеобщее обозрение

                    Мне не нужны ваши указания, вы-кто?

                    И да, выучите, что такое "вводные слова"
      2. +2
        7 октября 2024 14:26
        Особенно если учесть что колхоз - это по определению кооператив, и как следствие - в те годы государством не шибко контролировался.

        фэнтези на другом стеллаже вообще то.
        типа был план забрать столько то зерна, но госорганы в сторону колхоза даже не смотрели ...
  12. 0
    6 октября 2024 08:43
    Интересная статья. Четко и доходчиво изложено. Без заумствований. Автору мое уважение. А что до причины, так приведу только два примера из истории своей семьи. В 31-33-х годах на строительстве Днепрогэса со снабжением проблем не было. Более того, после запуска станции в 32-м руководство устроило праздник и неделю во всех конторах стояли накрытые столы где любой рабочий мог опрокинуть рюмку и закусить, заслужили. В эти же года на Донбассе был серьезный голод в сельской местности. Вся родня снялась и ушла в город. Дед устроился на металлургический комбинат в Алчевске и вот там проблем с питанием не было. Ничего не утверждаю, просто факты.
  13. +6
    6 октября 2024 08:46
    Всё до банальности просто. Шла индустриализация. Когда наши были готовы платить золотом, англосаксы потребовали платы зерном. Да и сейчас зерновые сделки идут. И два года продразверзка собирала зерно. Так надо было. В фильмах конечно обыгрывают, типа детей младших ели, чтоб старшие выжили. Я сам с поволжья, с Ветлуги. Ни дед, не бабка такое не говорили. Пять детей вырастили. Хотя расхожую фразу " голодающее Поволжье" помню с рождения.
    1. 0
      7 октября 2024 23:40
      англосаксы потребовали платы зерном

      У них в это время своего зерна девать некуда было.
      Я сам с поволжья, с Ветлуги. Ни дед, не бабка такое не говорили. Пять детей вырастили. Хотя расхожую фразу " голодающее Поволжье" помню с рождения.

      Я тоже помню. "Как голодающий с Поволжья". Это совершенно другой голод был, 1921-1923 года.
  14. Комментарий был удален.
  15. +2
    6 октября 2024 09:04
    Цитата: Хибинский Пластун
    Удивляет только и раздражает то, что продолжают гнуть линию безгрешности и безошибочности СовВласти. Ни ошибок тебе в планировании, в кадровой политике- все враги и шпионы виноваты. А дураки на местах, с лозунгами , но безграмотные ни причем.


    А причем здесь Советская власть? Приходилось использовать те кадры, которые были по факту в наличии. Или способные и талантливые управленцы с хорошим образованием на грядках растут? Или в царской России своих дурошлепов не было?
    То-то я смотрю, в постсоветский период у нас качество управления поднялось на космическую высоту, куда там япониям-германиям. laughing

    Ну и в других постсоветских республиках тоже не комильфо, однако. Хотя власти Советской давно нет и лозунги совсем другие...
    1. -1
      7 октября 2024 14:30
      А причем здесь Советская власть? Приходилось использовать те кадры, которые были по факту в наличии. Или способные и талантливые управленцы с хорошим образованием на грядках растут?

      может заложников ВЧК надо меньше расстреливать, потом "подвиг" Землячки в Крыму, потом промпартию и наконец банально убежавших... а потом ух ты неожиданно не стало управленцев.. от же клятый царизм...
  16. +3
    6 октября 2024 09:13
    Цитата: Dart2027
    Но вот в то что они смогли организовать такое верится с трудом - для этого нужно быть не одиночками, а создавать целую организацию и действовать по единому плану.


    Не обязательно. И мотивы могли быть не только политические, а просто корыстные. Создать локальный дефицит на важнейший продукт, а потом продавать его по ценам "черного рынка".
    Впрочем и создать целую организацию (особенно с помощью извне) вполне реально. Устроить антигосударственный переворот с помощью искусственной нехватки продовольствия - тактика уже проверенная не раз.

    "Если не хватает хлеба, пусть едят пирожные..."
  17. +4
    6 октября 2024 09:31
    Тему мифического "голодомора " начали еще американцы ,подхватили гитлеровцы ,потом слинявшие на Запад украинские националисты ,потом враги СССР для оправдания захвата ими СССР .

    Историк Миронин - c самого начала тема "Голодомора" стала фальсифицироваться в угоду идеологии. Например, в феврале 1935 г. в газетах Chicago American и New York Evening Journal начали выходить статьи «известного журналиста, путешественника и исследователя России, будто бы проведшего несколько лет в поездках по Союзу Советской России», Т. Уолкера. Статьи, посвященные голоду, будто бы свирепствовавшему на территории Украины в 1934 г., сопровождались большим количеством фотографий, якобы снятых им в «наиболее неблагоприятных и опасных обстоятельствах». Вскоре выяснилось, что репортаж Уолкера был фальшивкой от начала до конца, все эти фотографии Уолкера были фальшивками, не имевшими к Украине 1930-х гг. никакого отношения. Большинство из них было сделано в Западной Европе периода Первой мировой войны и 1920-х гг.
  18. +11
    6 октября 2024 09:41
    В борьбе за свои права крестьянство прибегло к голоду как последнему и наиболее эффективному способу борьбы с государством – чисто политическая голодовка. Крестьянству пришлось поголодать и понести жертвы, тем не менее оно получило щедрые уступки, которые его в целом удовлетворили.

    Санитаров в студию срочно! И галоперидола побольше. Автор дописался до ручки, что называется.
    1. +3
      6 октября 2024 10:36
      Согласен,слишком нереально чтоб крестьянин с полным амбаром жратвы сел голодать. Скорее припрячет чтоб позже продать подороже но не голодать.
  19. +2
    6 октября 2024 10:34
    А откуда первоисточник про голод то? Не из кругов диссиденстких ли, если да то этот сброд в года ссср любые страшилки был готов рассказывать лишь бы за границей приютили,ну как сегодня перебежщики из кндр в ю.корее тоже много сказок про каннибализм младенцев кимом лично рассказывают. А кому был выгоден дефицит всего при забитых складах в 90м ссср? А какие групперовки бились за власть в стране в те годы?какие персоналии и возможности были у них на влияние на хоздейтельность в стране? Надо рассматривать в совокупности временного отрезка по всем параметрам, тогда анализ приведет к истинным причинам.
  20. -1
    6 октября 2024 10:44
    Почему, говоря о голодоморе, мы не вспоминаем "деятельность" Косиора, Постышева, Кобзаря. Или смущает их реабилитация таким же фруктом (овощем) Хрущевым.
    1. +1
      7 октября 2024 15:00
      А кто такой Кобзарь? Может, Чубарь? Косиор, как и Постышев, как и Чубарь, перестарались в 1937 году. И, как и Ежов, Эйхе, стали "козлами отпущения", надо было кого-то наказать за перегибы. А так то они в никаких оппозициях не состояли и считались верными сталинцами. Да, думаю. такими и были. Сохранились фотографии, где Сталин в компании с Ворошиловым и Постышевым чуть ли не в обнимку стоят. А, например, внёсшие не меньший вклад в "большой террор" 1937-1938 годов Андреев, Микоян, Шверник вполне себе благополучно продолжали занимать высокие должности, пользовались почётом и уважением и при Хрущёве. и при Брежневе.
  21. +2
    6 октября 2024 10:49
    Шо Вы тут спорите. Уже давно ясно кто его организовал
    1. 0
      6 октября 2024 11:12
      the jewish explanation is too simplistic.
    2. -2
      6 октября 2024 12:21
      Что-то я у вас Троцкого здесь не вижу. Да, он был за границей, но это - всё его кадры, включая Ягоду. Вот вам и ответ, какая организация стоит за всем этим, да ещё и по всей стране.
  22. +2
    6 октября 2024 11:20
    Ну так что же происходило?

    Голод – это оружие.

    Но вот в чьих руках оно было и против кого использовалось?

    Я всегда подчеркивала и неоднократно, что политики недооценивают ментальность народа, отсюда -- провалы. Обычаи, традиции и обыденные представления, вдолбленные в голову с самого раннего детства, куда сильнее, чем любые, самые возвышенные идеологические представления.
    У меня сейчас мало времени, может, зайду позже, с пруфами. А пока дорогие коллеги, хорошо подумайте над тем, что я сказала. Наводка -- "Землю крестьянам!"
    Всем плюс.
  23. -1
    6 октября 2024 11:59
    Интересная статья, респект автору. Действительно, затаившихся ждунов прихода капитализма тогда было очень много.
  24. +2
    6 октября 2024 13:10
    "Это пока что поисковая гипотеза, во многом продиктованная материалами по Казахстану, где такая скрытая борьба шла, по всей видимости, более остро и радикально, чем в других районах СССР. Но, думается, если поработать с архивными материалами, анализируя их под таким углом, то можно найти немало интересного."
    Уважаемый автор! Так вы про Казахстан?! А народ-то копья ломает про УССР и "Голодомор"... Постановление ВЦИК от 25.10.1928 г. «О незаконных мероприятиях в бывшей Семипалатинской губернии» и причины массовых прорывов целыми аулами через госграницу в Китай в Синьцзян, Постановление СНК Казахской АССР от 03.04.1930 г. , о выселении всех баев, кулаков и их семейств из пограничной полосы на 100 км вглубь страны, про Толстоуховское восстание, про вооружённый прорыв через территорию СССР в Синьцзян из Монголии урянхайцев и абак-кереи и представителей других казахских родов историками Казахстана и МНР много раз разбирались. Подсчитывали историки и тех представителей казахских родов, кто в Афганистан ушёл в 1930-32 годах, и тех кулаков, что переселили в Казахстан, из РСФСР и УССР, а они организовывали откочёвку казахов за границы СССР.
    "Для реализации постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О развертывании социалистического животноводства» от 30 июля 1931 г. руководство Казахстана потребовало от местных органов обеспечить максимальное обобществление скота, находящегося в индивидуальном пользовании, и увеличить темпы коллективизации.
    Согласно постановления Казкрайкома ВКП (б) и СНК от 25 декабря 1931 г., оседание всего казахского населения должно было закончиться к концу 1933 г. К сентябрю 1931 г. в Казахской АССР было коллективизировано 65% хозяйств, к концу 1932 г. - 87,3%. Перевод кочевников на оседлый образ жизни и насаждение земледелия с вытеснением животноводства в животноводческих районах привели к катастрофическому падежу скота от бескормицы." Правда никто не поднимал вопрос: сколько же средняя семья скотовода-казаха потребляла пшеницы, ржи, ячменя, овса и сколько зерна шло на прокорм лошадей в 1927-1933 годах.
    Вот про перекочёвщиков из Синьцзяна обратно в СССР с 1943 года и до начала 60-ых, про амнистию в марте 1946 года, когда всех синьцзянских эмигрантов реабилитировали и восстановили в гражданстве СССР со своим потомством писали много меньше, чем про руководство Казкрайкомом ВКП (б) Филиппом Исаевичем Голощёкиным в 1925-33 годах.
  25. 0
    6 октября 2024 13:23
    Большой бич - приписки. Вот автор пишет: собрано было +-55млн.тонн зерна, а они были или на бумаге? Ведь эта болезнь никуда не девалась за все годы жизни СССР. Без понимания этих цифр, не получится полная картина.
    Вот пример. Как-то в комментариях зашел спор о том, было зерно в колхозах или не было. Стали говорить, конечно было, ведь дед\сват\брат брал в день по мешку зерна и все в порядке. Подсчитаем. 16*365 = почти 6т зерна на домохозяйство. На большом предприятии 1000чел = минус 6000т зерна в год. А намолотили к примеру 120тыс.тонн.
    Казалось бы — надо просто продать своим работникам по спец.цене и все. Да не тут-то было. Дело не в том, что денег лишних у работников не было. В другом - а план кто будет делать? Ведь это значит, что производство надо поднять на теже 6тыс.т. И вот получалось, что проще для управленца было эти 6тыс.т заретушировать в отчетности. 20 хозяйств — 120тыс.т. в год. Здесь не конкретные цифры важны, сколько сама проблема. Ну боролись с несунами, за колоски, «с приписками», «с формализмом» и т. п. А толку. А еще вопрос потерь, а брак готовой продукции — тот же хлеб не по нормативу куда? А зерно поставлено... В общем много там надо учитывать всего, кроме «диверсантов»
  26. +1
    6 октября 2024 15:16
    Моя исходная версия состояла в том, что у крестьян с государством были серьезные разногласия по форме колхозов, изначальная форма которых, вводимая в период сплошной коллективизации, предусматривала фактически раскрестьянивание, то есть полное лишение крестьян какой-либо хозяйственной самостоятельности и превращение их в сельский наемный пролетариат.


    Это смелое предположение для 2024 года - эпохи всеобщего капиталистического изобилия :)
    Но я осмелюсь высказать свою итоговую версию

    У крестьян не было противоречий с государством, а у государства не было идей превращения крестьян в "наемный пролетариат".

    Быть пролетарием можно только по отношению к буржуазии и в рамках буржуазных отношений - пролетариат существует только постольку, поскольку подвергается эксплуатации со стороны буржуазии при условии, что ей принадлежит власть. Советская власть лишила буржуазию власти и уничтожала буржуазные отношения, поэтому крестьянам не грозило стать "наемным пролетариатом". Кстати, "ненаемного" пролетариата не бывает.

    Крестьяне, освободившиеся от ярма буржуазно-помещичьего государства (царского) ХОТЕЛИ стать буржуазией - причем ВСЕ. Каждый. То есть они хотели иметь землю и хотели ее обрабатывать руками батраков, а полученным хлебом СПЕКУЛИРОВАТЬ, то есть иметь не только способ, но ПРАВО манипулировать "рыночными" ценами - устраивать дефицит.
    А советская власть их этого права лишила - и политически, раздав землю ВСЕМ и запретив торговлю землей, и экономически – взимая налоги с крестьян хлебом, государство САМО продавало его на рынке и не давало поднять цены.
    У крестьян было «противоречие» не с государством, а с Советской властью, которая уничтожала основу для буржуазных отношений в стране, мечту крестьянина – быть «хозяином» над батраками, шантажировать правительство голодом в городах и среди рабочих, которых обеспечивало государство.

    И дело не в том, что 13 лет – это слишком мало, чтобы исчезли антисоветские элементы гражданской войны.
    Дело в том, что 13 лет – это достаточно МНОГО, чтобы антисоветские элементы забыли, что советская власть может их просто уничтожить, что им РАЗРЕШИЛИ остаться, и они решили, что могут позволить себе выступить еще раз, пусть и невоенным путем.
    А выступить крестьяне могли только одним способом – ПЕРЕСТАВ сеять в расчете на то, что самим хлеба хватит, а государство не справится с дефицитом и отменит регулирование цен и – вернет крестьянам возможность продавать его втридорога и, главное, позволит забатрачивать друг друга. А чтобы пережить период, когда они не будут сеять и поэтому НЕЧЕМ будет КОРМИТЬ скот – крестьяне его забили. А скот – это не просто скот ТЯГЛОВЫЙ – это источник удобрений! И забив скот, крестьяне не могли уже «отыграть» назад – даже если «захотеть» сеять – то сеять не просто нечем, а незачем – без удобрений нет урожайности.

    Именно поэтому советская власть спасла население тем, что к 1930-м годам уже была система совхозов, которая давала достаточно зерна, и ВЫНУЖДЕНА была коллективизировать деревню сплошным методом – форсировав производство тракторов, чтобы экстренно заменить вырезанный тягловый скот и сверх-форсированно строить комбинаты по производству удобрений - Воскресенский, Невский, Константиновский, Березниковский, Новомосковский, Горловский, Соликамский калийный комбинат и другие – их вместо 12-летних планов ввели в строй за 4 года.

    И именно поэтому голод, который возник из-за «мечты крепких хозяев» был так короток и так постыден для крестьянства, что еще в 1980-х я встречал дедов, которые говорили по пьяному делу – «хорошо что нас советская власть в тридцатом годе простила, что голодуху устроили, я за это и против немца пошел».
    1. +2
      6 октября 2024 20:01
      Ваш комментарий все объясняет. От себя хочу добавить какие интересные данные приведены в таблице о расходе зерна на прокорм лошадей. С 1930 по 1933 год падение в два раза! Это колоссальные цифры, что косвенно подтверждает данные о массовом забое скота крестьянами.
    2. -2
      7 октября 2024 09:02
      Дело в том, что 13 лет – это достаточно МНОГО, чтобы антисоветские элементы забыли, что советская власть может их просто уничтожить, что им РАЗРЕШИЛИ остаться, и они решили, что могут позволить себе выступить еще раз, пусть и невоенным путем.

      С дуба что ли свалился! Какие антисоветские элементы? Крестьяне просто жили и работали страдая при этом и от неурожаев и от налогов государства. И свою жизнь они строили в зависимости от обстоятельств, которые создавало то же советское правительство с безграмотными большевиками. Большевики согнали крестьян в колхозы в 29-31 годах вот и получили неурожай. Отобрали хлеб у крестьян для выполнения плана, вот и получили голод.
  27. 0
    6 октября 2024 17:11
    Придётся автора разочаровать. Коммунисты у власти - никаких врагов не нужно. Это всегда либо голод, либо дефицит. И две беды - урожай плохой и урожай хороший. Грешили этим и господа буржуины, особенно в эпоху раннего накопления капитала. Представляю, как сейчас набежит краснопорточная стая патриотов. Но стоит им предложить поработать за трудодни и без паспорта, то весь патриотизм останется во вмятине на диване....
    1. 0
      6 октября 2024 17:46
      При любой власти может возникнуть голод. Вот сейчас (не дай бог конечно) будет недород зерновых от природы, плюс вирус и не один на крупный скот, птичий грипп и что коммунисты будут виноваты или министр сельского хозяйства при буржуях? А стратегических запасов как сейчас говорят на три месяца. Что будем своих кормить или отправлять по контрактам за границу? Хлеборобы утверждают что мы сейчас уже едим хлеб самого низкого сорта. А лучшее
      зерно отправляем за границу, утверждая что это кормовое зерно для скота. И всё время обосновывают почему нужно повышать цену на хлеб.
      1. -1
        7 октября 2024 07:59
        Цитата: Солдатов В.
        При любой власти может возникнуть голод.

        Глупости:хлеб в стране БЫЛ-читайте же статью.
        А умерли в мучениях миллионы.
        И кто виноват, если не режим, этим хлебом не умевший управлять?
        1. Комментарий был удален.
    2. +2
      7 октября 2024 11:24
      Я и сегодня работаю за трудодни. Зарплата в конце месяца. С начала месяца каждый день отмечают: приход-уход. Чем не трудодень?
      1. -1
        7 октября 2024 17:44
        quote=Валерий Мамай]Я и сегодня работаю за трудодни. Зарплата в конце месяца. С начала месяца каждый день отмечают: приход-уход. Чем не трудодень?[/quote]

        Вы не понимаете СМЫСЛА трудодня - вы отработав день получите зп за этот день деньгами.
        А по трудодням расчитывались в конце года - расчитывались сколько по итогу года приходиться на 1 трудодень зёрна, картошки, мяса и прочего. А затем вы получили бы либо натуроплаты тем зерном и прочим либо вам пересчитали бы всё за год в деньги. Поэтому зп упиралась в урожай- при неурожае вам копейки заплатили бы за трудодень.
        1. 0
          8 октября 2024 17:15
          Смысл трудодня - учет.
          А будет расчет через месяц или другой период роли не играет.
          1. -1
            8 октября 2024 17:24
            Цитата: Валерий Мамай
            Смысл трудодня - учет.
            А будет расчет через месяц или другой период роли не играет.

            Офигеть...
            То есть если вам сейчас сказать, что получку вы получите через полгода и то при условии урожая, а если нет - то фиг - вы видимо от счастья прыгать будете.
            Да?
            1. 0
              8 октября 2024 18:08
              От счастья прыгать не буду.
              Но...
              Вы сами пишете: А по трудодням расчитывались в конце года - расчитывались сколько по итогу года приходиться на 1 трудодень зёрна, картошки, мяса и прочего. А затем вы получили бы либо натуроплаты тем зерном и прочим либо вам пересчитали бы всё за год в деньги. Поэтому зп упиралась в урожай- при неурожае вам копейки заплатили бы за трудодень.
              Если у частника земли не будет урожая, то он тоже при неурожае в конце года получит копейки хоть трудоднями учитывай, хоть трудочасами.
              1. -2
                8 октября 2024 18:58
                Цитата: Валерий Мамай
                Если у частника земли не будет урожая, то он тоже при неурожае в конце года получит копейки хоть трудоднями учитывай, хоть трудочасами.

                Анекдот в том что у частника - фермера после кидка с зп - просто не будет работников. Никого и не интересует - как он зп платить будет в случае неурожая. Слухи в сельской местности опережают интернет.
  28. -3
    6 октября 2024 21:43
    Имхо, и автор ищет причину на стороне. И многние коментаторы тоже. Какието "враги" виноваты. Или "общий запад". Происками врагов часто прикрывали собственные просчеты. И угрозу для своего кармана.
    Когдато читал описание участников - со стороны.
    Имхо. типичное "головокружение от успехов".
    Которое было потом не раз и у хрущева, и у брежнева, и у горби ,и у ельцина, и у ВВП.
  29. 0
    7 октября 2024 08:15
    К сожалению в статье ничего не сказано о других, возможно основных факторов голода в те годы, а именно: засоренности пашни, вредителей, только не политических, а биологических, и наконей о заболеваниях и поражениях уже собранного зерна.

    Н.Н. Назаренко, А.В. Башкин. «Сорная растительность, болезни и вредители как факторы голода 1932-1933 годов
    https://vk.com/@boring_history-nn-nazarenko-av-bashkin-sornaya-rastitelnost-bolezni-i-vredi?ysclid=m1yjwjppwm305971836
  30. +2
    7 октября 2024 08:49
    Бредовая статья без названия виновников голода, который все таки был и были погибшие от голода. Может быть в сталинских закромах и было зерно в каком то достатке, но нужно ещё учитывать сколько его было в закромах крестьян, которых заготовители сталинских закромов обобрали. Не хочу сказать, что это вина только тов Сталина, но это вина безграмотных большевиков, которые часто свои идеи ставят выше блага народа, выше законов экономики и природы.
  31. +3
    7 октября 2024 10:36
    В борьбе за свои права крестьянство прибегло к голоду как последнему и наиболее эффективному способу борьбы с государством – чисто политическая голодовка. Крестьянству пришлось поголодать и понести жертвы, тем не менее оно получило щедрые уступки, которые его в целом удовлетворили.


    То есть несколько миллионов умерших с голода при наличии продовольствия это по мнению Аффтора логичное объяснение???
    Такая массовая анерексия....
    Более глупого объяснения этой трагедии 30-х годов я ещё не встречал....
    Мне моя бабушка рассказывала, что приезжали продотряды на лошадях с винтовками, выгребали практически подчистую все запасы продовольствия ссылаясь на то что район не выполнил план по сдаче зерна....
    Её, тогда ещё 12-ти летнюю девченку
    отправили "в няньки" к родственникам в город сидеть с маленькими детьми за еду и одежду, потому что дома в деревне есть нечего было...
    Главная причина голода в 30-е это самодурство местных властей которые ради красивой отчётности о перевыполнении планов обдирали крестьян до последнего....
    1. 0
      7 октября 2024 23:28
      "Царь хороший, бояре плохие!"
      Для Руси традиционное объяснение.
  32. -2
    7 октября 2024 11:01
    С расчетами и выводами автора полностью согласен.
    1932 год Семипалатинская область, отец из столыпинских переселенцев в 1908 году.
    По его воспоминаниям проблем с хлебом не было.
  33. 0
    7 октября 2024 11:42
    Хорош уж спорить то, во все времена не везло России с правителями во власти,от князей до нынешних времен,но государство худо бедно но становилось и крепло
  34. +3
    7 октября 2024 13:40
    охренительно
    В борьбе за свои права крестьянство прибегло к голоду как последнему и наиболее эффективному способу борьбы с государством – чисто политическая голодовка. Крестьянству пришлось поголодать и понести жертвы.. .

    не уверен что Гебельс бы так смог
    тем не менее оно получило щедрые уступки, которые его в целом удовлетворили.

    а что конкретно за уступки то были ?
  35. +1
    8 октября 2024 08:38
    Цитата: george.old
    может заложников ВЧК надо меньше расстреливать, потом "подвиг" Землячки в Крыму, потом промпартию и наконец банально убежавших... а потом ух ты неожиданно не стало управленцев.. от же клятый царизм...


    Не может. Цена сознательного и профессионально поставленного саботажа бывает выше, чем у дурошлепства.
    У клятого царизма с хорошими управленцами и вообще квалифицированными кадрами тоже был немалый напряг. Кто был виноват? ВЧК или может граф Ромодановский с Малютой Скуратовым?
  36. 0
    9 октября 2024 06:01
    Есть отличная книга на эту тему питерской публицистки Елены Прудниковой "Битва за хлеб".
  37. 0
    9 октября 2024 17:16
    Голод был не по всей стране, значит хлеб был.
  38. 0
    20 декабря 2024 20:39
    голод, как оружие, не был новой практикой. Тот, кто десятилетиями накапливал запасы зерна, мог давать его в рост, и конечно получал от голодающего все, чего хотел.
  39. 0
    27 января 2025 10:36
    Цитата: Хибинский Пластун
    Я задал конкретный вопрос- как получалось, что система сама отравляла себя изнутри?

    Такие понятия как общественные классы, взаимная противоречивость классовых интересов, классовая борьба вам известны?