Экспедиция к предкам. Когда рассказывают памятники…

37
Экспедиция к предкам. Когда рассказывают памятники…
Сегодня мы пройдемся по самой настоящей галерее погребальных монументов и саркофагов, выставленных в музеях Таманского полуострова – Темрюка, Тамани и Анапы. Рассматривая их нетрудно заметить, что они отражают специфику жизни местных греков-колонистов. Форма надгробий у них осталась старая, греческая, отчасти старыми остались и сюжеты. Но много изображений всадников, причем с луками у седла. И не просто луками, а луками скифского типа. Ну, а на этом фото мы видим явно всадника-охотника, да еще и с собакой. Погиб ли он во время охоты или же она была его любимым занятием – мы можем лишь только гадать! Фотография автора, как и все остальные фото в этой галерее… Ну, а сам артефакт находится в Археологический музей Тамани


Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения.
Бытие, 23:20

Народы и культуры. Одним из важнейших источников нашего знания о прошлом являются погребения. В них в прошлом вместе с усопшим чего только не укладывали. Всем известна гробница Тутанхамона, но еще более значимые для истории находки обнаружены не в ней, а в погребениях египетских вельмож – мастабах. Впрочем, у нас в земле был найден и Бородинский клад, и погребения уникальной сейминско-турбинской культуры. Обо всем об этом на нашем сайте материалы уже были. Но вот сегодня мы поговорим о погребениях, которыми наша земля обязана колонистам-грекам, переселившимся в города-колонии Северного Причерноморья и нашедшим здесь свою вторую родину.



Надо сказать, что широкомасштабные охранно-спасательные раскопки на Таманском полуострове, которые и раньше проводились и ведутся теперь и на месте строительства новых автомобильных развязок у Анапы, выявили множество разнообразных памятников погребальных сооружений эпохи греческой колонизации и Боспорского царства.


Еще один всадник, но сохранность очень плохая. Археологический музей Тамани


А вот тут трудно сказать, что изображено. Скорее всего, бой, всадник противника упавший с коня (справа внизу), и всадник-победитель слева. Археологический музей Тамани


Почему-то здесь на одном надгробии сразу два всадника… Археологический музей Тамани


Ноги всадника. Археологический музей Тамани

Так, в 2003 году при раскопках одного из курганов фанагорийской группы, под названием «аллея курганов», нашли уникальный склеп. На территории России это единственный подобный памятник античной погребальной архитектуры IV в. до н.э.


Всадник из музея в Темрюке. Деталей достаточно, причем очень интересных. У него большой, явно не скифский лук в чехле, причем он изогнут в обратном направлении, и находится в чехле со спущенной тетивой. Так что это явно не скиф. Копье он держит одной рукой! Стремена отсутствуют. Историко-археологический музей Темрюка

Античные зодчие, прежде чем насыпать над могилой курган, в центральной его части выложили две параллельные каменные стены и перекрыли их толстыми брёвнами. Вскрыли археологи этот бревенчатый слой и обнаружили необычную конструкцию из обработанных камней, сложенных в виде розетты, а вся композиция представляла сложную многолепестковую розетту из сдвинутых относительно друг друга каменных блоков. Верх необычного сооружения перекрывали два блока. Таким образом, все сооружение представляло собой круглый каменный склеп с уступчатым перекрытием. То есть эта многолепестковая розетта, как выяснилось, была куполом склепа, высота которого составляла 2,87 м, а диаметр — 2,45 м. Дромос (выкопанный в земле коридор, перекрытый сверху толстыми брёвнами) вёл в погребальную камеру, устроенную с северной стороны, и заканчивался у входа в сам склеп.


Памятник сразу с тремя изображениями. Мужчина за пиршественным столом вверху, ниже он же на коне с луком в колчане, причем это же явно грек, а не скиф, но лук у него явно скифский, и, наконец, на нижнем барельефе, мы видим явно его жену и ребенка – девочку. О чем говорят эти изображения? Что под этим памятником были погребены все эти три человека? Кто они жертвы болезни, эпидемии… Кто знает? Археологический музей Анапы


Еще одно всадническое надгробие с фигурами мужчины и женщины. Всадник в греческой одежде, но со скифским луков в горите. Археологический музей Анапы


Еще один монумент со всадниками в верхней и нижней его части... Археологический музей Анапы


...и увеличенный фрагмент со всадником с луком у седла. Археологический музей Анапы

Но, когда склеп открыли, он оказался практически пустым. Впрочем, фанагорийских находок хватает и без этого погребения, а многие из них даже попали в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.


А это типичные греки…. Археологический музей Анапы


И типичное навершие надгробного памятника. Археологический музей Анапы


И ещё одно… Археологический музей Анапы

В погребениях Западного некрополя древнегреческого города Гермонассы (сегодня это станица Тамань) над верхней частью могильных ям нашли своеобразную «крышу» из черепицы — соленов. И в Таманском археологическом музее такую черепицу можно увидеть. Но… Так в Греции не хоронили! Значит, какие-то местные влияния оказали воздействие даже на погребальные обряды колонистов, а ведь они относятся к числу самых устойчивых.


А в 1975 году уникальное событие произошло в Анапе. Рыли котлован для нового дома на улице Горького и откопали сложенный из каменных блоков склеп II-III вв. н.э. Причем стены склепа были украшены цветной фресковой росписью. Назвали это погребение «Склеп Геракла», поскольку основным сюжетом росписи были 12 подвигов этого античного героя.



Прекрасное мраморное изображение гоплита. Но в Гермонассе вооруженные именно так воины, скорее всего, были не востребованы. Ведь драться нужно было с кочевниками, то есть конницей, а не пехотой

Уникальную каменную гробницу решили сохранить. Весь склеп разобрали и подняли на поверхность, где и собрали вновь, а вот фрески спилили со стен вместе с тонким слоем камня. Состояние их было плохое, поскольку поверхность фресок покрывал плотный слой кальцинированного налета. До сих пор их реставрируют и по мере завершения этого трудоемкого процесса возвращаются в Анапский археологический музей. А поскольку стоимость этой работы просто зашкаливает и к тому же выполняется вручную, работа идет медленно и растянулась на годы.



Если «раб божий», то это уже христианство! Археологический музей Анапы

Из фриза с подвигами Геракла в экспозиции музея можно увидеть два фрагмента. Один изображает Геракл, который сражается с амазонкой, правее этой сцены он занят тем, что очищает Авгиевы конюшни. Второй фрагмент показывает Геракла, срывающего золотые яблоки в саду Гесперид.


Надгробие воина с очень характерным щитом с вертикальным ребром жесткости… Археологический музей Анапы

Заказать подобное оформление склепа с изображением подвигов Геракла стоило немалых денег, так что это явно говорит о высоком положении в обществе семьи «склеповладельцев». Существует предположение, что этот склеп принадлежал семье одного из главных чиновников, который был назначен в город Горгиппия и который имел родственные связи с царским домом.




А это сами отреставрированные фрески из склепа Геракла. Археологический музей Анапы

Дело в том, что правившая Боспорским царством династия свою генеалогию вела именно от Геракла. А раз так, то почему бы и не подчеркнуть свою связь с вышестоящими, хотя бы и таким образом. Явно это повышало чувство собственной значимости владельцев этого склепа.


Саркофаг со двора Археологического музея Анапы. Создатели явно не пожалели ни сил, ни труда на его изготовление. И такими простыми орудиями… Опять следы «допотопной цивилизации»?


Так подобные саркофаги выглядят внутри. Археологический музей Анапы


Саркофаг с «дыркой». Наверное, грабители в древности проделали… Археологический музей Анапы


Отверстие в крышке крупным планом. Археологический музей Анапы

На одном из спилов в экспозиции музея можно увидеть и фрагмент семейной сцены — верхнюю часть фигуры мужчины и голову кудрявого юноши. Над головой мужчины имеется надпись «ПА». Справа видна спинка кресла и покрывало голубого цвета, спускающееся с головы сидящей рядом женщины (ее изображение на другой части фрески еще не расчищено). Около её головы граффити «МН». Здесь же видны цветочные гирлянды, солярные символы и маски. Причем художник явно не поскупился на роспись, о чем говорит тот факт, что им были использованы краски девяти цветов, которыми он работал по сырой штукатурке толщиной 1–2 см. Ну а когда все фрески будут отреставрированы, склеп полностью восстановят прямо в музее, и он явно станет совершенно уникальным центром всей экспозиции. Размеры склепа таковы: 3,95 Х 3,42 Х 3,5 м. Все стены изнутри покрыты тонким слоем штукатурки и расписаны фресками. Площадь росписи совсем не мала и составляет 55 кв. м.

Рядом со склепом Геракла нашли ещё один склеп, который был вырублен непосредственно в скальном массиве. Внутри стояло сразу два саркофага. Погребение оказалось не разграбленным, что очень удивило нашедших его археологов. Так, в одном из саркофагов нашли останки знатного горгиппийца с богатыми украшениями, венком из золотых листьев, золотыми наглазниками и нагубниками, а ещё гривной из толстой золотой проволоки, золотым браслетом с бирюзой, тремя золотыми перстнями с геммами, парадным кинжалом с рельефным тиснением, инкрустированным бирюзой и гранатом. Здесь же лежала золотая фибула (застежка для одежды), полихромная чаша с позолотой, бронзовая курильница, украшенная цветной эмалью, и другие ценные вещи. В другом саркофаге были погребены две девочки — и точно так же их снабдили богатыми украшениями. Сокровища стали основой «Золотой кладовой» в Краснодарском краевом музее – заповеднике. Их показывали в Японии, Германии и Югославии (когда она еще существовала!).


Золотой венок (гальванокопия). Вот такие там нашли украшения! Археологический музей Анапы

Так что погребения Тамани могут нам очень много всего рассказать. Дело лишь за тем, чтобы найти их под… построенными поверх них городами и дорогами, и как следует отреставрировать и изучить!
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    9 октября 2024 07:20
    Спасибо Вячеслав Олегович, понравилось!
    Обратил внимание на снаряжение лошади всадника. Особенно насколько оно на данном этапе бедное. Узда, удила без мундштука, вместо седла войлочная подушка (возможно попона) и все.
    Особо не повоюешь, кабы удержаться и не упасть.
    Краткий перечень современного снаряжения для верховой езды: Удила. Оголовье (или уздечка). Повод. Недоуздок. Мартингал. Шамбон. Седло. Стремена. Хлыст.. Бич. Шпоры. Попона.
    1. +5
      9 октября 2024 07:46
      А ещё стулья! Выходит, что грекам они известны довольно давно! Чего же они за столом валялись-то всё время ? Неудобно же!
      1. +10
        9 октября 2024 07:54
        Чего же они за столом валялись-то всё время ? Неудобно же!
        Зато мордой в "оливье" не упадешь! drinks
        1. +7
          9 октября 2024 08:41
          "Мужчина переляжьте в оливье, а то в холодце простудись"
      2. +2
        9 октября 2024 10:49
        Цитата: тлауикол
        Чего же они за столом валялись-то всё время ?

        Так это на пиру!
    2. +1
      9 октября 2024 09:44
      Подушки у греков обычно не было. Только попона-чепрак.
      И при всём при этом была тяжёлая конница, те же гетайры.
  2. +2
    9 октября 2024 09:01
    На предмет что много в Эрмитаже, я по соседству живу, в Крыму, в Эрмитаже огромный зал античной керамики, и если не половина то точно треть - это Крым, из крымской керамики подавляющая часть керченский полуостров. А когда я был в керченском музее пацаном, нам голограммы показывали, сейчас музей обзавёлся собственными экспонатами, но мне, крымчанину, посмотреть что было интересного найдено в Крыму не было долгие годы возможности. Разве что Херсонес был исключением. Через чур обирали окраины, я понимаю что в центральных музеях должна быть представлена вся страна, но и меру нужно знать. Такого же мнения придерживается копающий городище Глейки доктор исторических наук Кислый А.Е.
    1. +4
      9 октября 2024 18:27
      Здравствуйте, Александр!
      Описанная Вами проблема, вероятно, характерна для многих переферийных музеев, причем по всему миру. По крайней мере в Каталонии и Эйлате мне рассказывали тоже самое, "столицы отжимают интересные экспонаты".
      1. +2
        9 октября 2024 18:48
        Доброго времени суток,вопрос же не в том чтобы представить регион в центральном музее, плохо когда на месте нечего показать и для этого нужно ездить в столицы. Более того, не мало там лежит в запасниках, как постамент статуи Диофанта в Эрмитаже, это полководец, которого направил Митридат 6-й для защиты Херсонеса от скифов.
        1. +1
          9 октября 2024 19:35
          плохо когда на месте нечего показать и для этого нужно ездить в столицы. Более того, не мало там лежит в запасниках,
          Я именно это и подразумевал. Провинциальным музеям порой просто нечего предложить потенциальному туристу, кроме рассказа экскуровода о том, что здесь нашли. А в "столицах" основная масса артефактов лежит в запасниках и выставляется раз в 20 лет. Успел на выставку, не успел - "проблемы индейцев шерифа не интересуют"...
  3. +2
    9 октября 2024 09:15
    Всадник из музея в Темрюке. Деталей достаточно, причем очень интересных. У него большой, явно не скифский лук в чехле, причем он изогнут в обратном направлении, и находится в чехле со спущенной тетивой. Так что это явно не скиф. Копье он держит одной рукой! Стремена отсутствуют. Историко-археологический музей Темрюка


    Лук не очень и большой. Насчет чехла не уверен, скорее это колчан для стрел. Насчет спущенной тетивы - тоже неясно, лук со спущенной тетивой был бы не так изогнут. Тетиву обычно спускали, чтобы лук не терял упругости, если не собирались его использовать в ближайшее время. Копье держит одной рукой, поскольку в в другой поводья. Судя по тому, как держит копье наизготовку, воин уже готов действовать, так что и лук должен быть готов к использованию. Отсутствие стремян удивлять не должно, в ту эпоху их использовали далеко не все. Германцы, к примеру, их не использовали и в более поздние времена, как и славяне.
    Судить о национальной принадлежности всадника вряд ли возможно. Может и не скиф, а может и скиф.
    Судя по наличию собачки, можно предположить, что воин - на охоте.
    1. +6
      9 октября 2024 09:38
      Собачка заинтересовала, собачка вероятно не охотничья а специальная, погребальная, страж загробного мира, мем очень древний, греческий Цербер от туда, египетский Анубис, в Ставропольском музее есть аланский склеп 10 века, тоже с собакой, она там явно на охоте, в Ставрополе захоронение раскопали средний бронзы, так там собака прямо в могиле, так что этот миф древний и общий для многих народов. Сейчас нам известный через Цербера и Анубиса.
      1. +2
        9 октября 2024 13:22
        Цитата: Andobor
        https://topwar.ru/uploads/posts/2024-10/thumbs/6a5d331b7d_scale_1200.webp


        На данном памятнике изображена то ли тризна, то ли просто поминки. Собака вряд ли несет сакральный смысл. Как бы просто изображена семья с её любимым животным. Типа, помним и скорбим (заливая горечь утраты алкоголем).
        1. 0
          9 октября 2024 13:42
          Немного вникал, в древние изображения это всегда некоторые смыслы, мотивы мифов, как правило нам не понятные, но эти собачки на греческих могилах попадают в тему и условно читаются. Просто на могилах не рисуют, тем более царей, с большей вероятностью это склеп аланского царя Дургулеля.
        2. +1
          9 октября 2024 13:54
          Кстати заливание алкоголем это то же очень древний и распространенный мем, испитую чашу можно найти где угодно, у многих "каменных баб" чаши есть, на посмертных фаюмских портретах, это то что в голову приходит, а тут, на склепе ещё и доливают, пожелание продолжить, или там или здесь.
  4. +1
    9 октября 2024 10:26
    Я так понимаю, что перевод надписей выполнен частично. Очень жаль.
    И еще обратил внимание на падение качества художественного письма, по сравнению с метрополией. Да и скульптуры/барельефы похуже выглядят.
    1. +1
      9 октября 2024 10:51
      Цитата: Lion_mrr
      перевод надписей выполнен частично.

      Не могу сказать ничего. Не знаю. Сфотографировал то, что было!
      1. +1
        9 октября 2024 17:20
        Цитата: kalibr
        Сфотографировал то, что было!

        Спасибо ! Для экспозиции таких барельефов так и просится рама, подсвечивающая рельеф по периметру косыми лучами. Сейчас со светодиодными лентами это достаточно просто сделать. Как вариант - это медленно плывущий по периметру световой отрезок , дающий в каждый момент времени свой светотеневой рисунок.
        Можно будет долго смотреть, как на пламя или бегущую воду.
        Дело в том, что у подобных барельефов не может быть идеального направления света - всегда будет что-то "пропадать". А рассеянный свет "растворяет" формы.
  5. +4
    9 октября 2024 13:01
    Всадник из музея в Темрюке. Деталей достаточно, причем очень интересных. У него большой, явно не скифский лук в чехле, причем он изогнут в обратном направлении, и находится в чехле со спущенной тетивой. Так что это явно не скиф. Копье он держит одной рукой! Стремена отсутствуют. Историко-археологический музей Темрюка

    Это гунский лук, который имел намного большие размеры и обратный изгиб. Сарматское влиянии на оружие боспорян и способ его ношения.
    1. +2
      9 октября 2024 13:40
      Надгробие 2 в до н.э. Для гуннского или "гуннского" лука в Причерноморье все же явно рановато

      У Симоненко

      Установлено, что до конца прохоровского времени у сарматов на всей территории их обитания бытовали луки «скифского» типа (Хазанов, 1971, с. 33). Однаков I в. н. э. у них появляются более мощные луки т. н. «гуннского» типа с рефлексирующей кибитью, усиленной костяными
      накладками. Такие луки были длиннее, дальнобойнее и имели большую убойную силу, чем «скифские».


      Возможно, существовали составные луки и до "гуннских", более крупные, чем скифские и изобретенные независимо от хунну
      Например у Плутарха

      А пар­фяне, разо­мкнув­шись, нача­ли изда­ли со всех сто­рон пус­кать стре­лы, почти не целясь (рим­ляне сто­я­ли так ску­чен­но и тес­но, что и умыш­лен­но труд­но было про­мах­нуть­ся), кру­то сги­бая свои тугие боль­шие луки
      1. +1
        9 октября 2024 14:24
        Надгробие 2 в до н.э.

        Поделитесь ссылкой.
        1. +1
          9 октября 2024 14:28
          Цитата: Frettaskyrandi
          Поделитесь ссылкой.


          http://penzahroniki.ru/index.php/verkhnee-menyu/109-shpakovskij-v-o/1122-kak-navershiya-mechej-sarmatov-stali-mordovskoj-bizhuteriej
          1. 0
            9 октября 2024 14:34
            ЗЫ НЕ проверил эту ссылку, (кстати, знакомый автор))

            Видимо все же 1 в до.э.
            Динания из надписи - Динамия, царица Босфора. Первая же строчка на плите
            Но все равно не слишком бьется с датой появления " гуннского лука"
          2. +1
            9 октября 2024 14:39
            Если это "царица Динамия" ставила памятник, то это никак не может быть II век до нашей эры. Царица Боспора Динамия, внучка Митридата Великого, дочь Фарнака II - это 60 г. до н. э. — 12 г. до н. э.
  6. +3
    9 октября 2024 13:12
    Почему-то здесь на одном надгробии сразу два всадника…

    Типичный для похоронных стелл Боспорского царства начала наше йэры. Такие стеллы считаются ценным источником информации о вооружении Боспорского царства этого периода.
    На фотографии - стелла Афения, сына Мены. Найдена в январе 1892 г. в Керчи на северном склоне горы Митридат. Ценный источник для изучения процесса сарматизации Боспорского царства.
    1. +2
      9 октября 2024 13:56
      Цитата: Frettaskyrandi
      Стелла Афения, сына Мены. Найдена в январе 1892 г. в Керчи на северном склоне горы Митридат.

      Спасибо!
  7. +2
    9 октября 2024 13:18
    Цитата: Andobor
    Собачка заинтересовала, собачка вероятно не охотничья а специальная, погребальная, страж загробного мира,


    Почему "вероятно"? Для стража загробного мира собака выглядит слишком мелкой и заурядной. Цербер был куда внушительней, а Анубис - вообще богом был антропоморфным с собачьей (или шакальей) головой.
    И логичнее было бы расположить "стража" впереди, раз он проводник. Собачка же рядом, сбоку от всадника, что как раз характерно для обычной собаки охотника.
    Впрочем, почему бы охотничьей собаке, к которой её хозяин был привязан, не сопроводить хозяина и после смерти? Слуг ведь тоже иногда хоронили вместе с господином...
    1. 0
      9 октября 2024 20:43
      Все может быть, я наблюдал за древними мемами в мифах и изображениях, знаю "как они себя ведут", и похоже что это все одна собака, сакральная для загробного мира, но это не обязательно.
  8. 0
    9 октября 2024 13:31
    Цитата: Frettaskyrandi
    Это гунский лук, который имел намного большие размеры и обратный изгиб. Сарматское влиянии на оружие боспорян и способ его ношения.


    Сарматы и гунны - это одно и то же?
    Не знаю чей это лук, но может быть он просто охотничий, а не боевой. Бросается в глаза, что у этого всадника лук с колчаном справа, а у других всадников - слева. И да, луки явно различаются.
    Про обратный изгиб - вряд ли. Обычно обратный изгиб характерен для составных луков. Но такие луки имели как раз сравнительно небольшие размеры, да и обратный изгиб имели лишь "рога" (крайние части) лука, средняя часть имела нормальный изгиб. То есть составной лук имел три изгиба, а не один, как лук традиционной конструкции. Последнее делало составной лук очень тугим при скромных размерах.
    1. +1
      9 октября 2024 14:18
      Не знаю чей это лук

      Обычно в таких случаях читают соответствующую литературу.
      Навскидку могу рекомендовать
      Анучин Д.Н. Лук и стрелы. Археолого-этнографический очерк. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие. Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. Хазанов А.М. Сложные луки евразийских степей и Ирана в скифо-сарматскую эпоху. — Он же. Очерки военного дела сарматов. Литвинский Б.А. Сложносоставной лук в древней Средней Азии.Худяков Ю.С. К истории сложносоставного лука енисейских кыргызов в IX-XII вв.
      1. +2
        9 октября 2024 19:44
        Цитата: Frettaskyrandi
        Худяков Ю.С. К истории сложносоставного лука енисейских кыргызов в IX-XII вв.

        Вот эта книга очень хорошая!
  9. +1
    9 октября 2024 13:53
    Цитата: Andobor
    Просто на могилах не рисуют, тем более царей, с большей вероятностью это склеп аланского царя Дургулеля.


    Цари тоже люди, как и их родственники. Почему последние не могут заказать вполне бытовое изображение на памятнике? Или ничем, кроме как священными смыслами, у них голова не была забита?
    Даже в Новом Завете хватает вполне бытовых сцен и подробностей. Почему подобного не могло быть на царском нагробии?
    1. 0
      9 октября 2024 19:20
      Для примера, Солкин рассказывал, в гробнице древнего Египта милая бытовая сценка, но это для нас, а там каждый элемент имеет глубокое сакральное значение, он для понимающих читается как молитва наполненная глубокого смысла. Но это Египет там все записано и сохранилось, а там где подробных записей нет, мы смыслы редко понимаем, но было все так же.
  10. 0
    9 октября 2024 22:02
    Цитата: тлауикол
    А ещё стулья! Выходит, что грекам они известны довольно давно! Чего же они за столом валялись-то всё время ? Неудобно же!


    Во-первых, так положено по протоколу.
    Во-вторых, эскулапами считалось, что потребление еды сидя приведёт к её ускоренному выходу наружу.
    Ну, как американцы не так давно клали ноги на стол, потому что в конце XIX века популяризаторы науки объяснили им, что это - простейший способ профилактики варикоза...
  11. 0
    10 октября 2024 09:00
    Цитата: Frettaskyrandi
    Обычно в таких случаях читают соответствующую литературу.


    Спасибо, конечно, но изображение лука все же слишком нечеткое, потому определение его принадлежности вряд ли возможно. Ясно лишь то, что лук отличается от изображенных на других плитах.
    Ну и вряд ли кто возьмет на охоту боевой лук. Так что лук, скорее всего, все же охотничий.
  12. 0
    10 октября 2024 09:07
    Цитата: тлауикол
    А ещё стулья! Выходит, что грекам они известны довольно давно! Чего же они за столом валялись-то всё время ?


    А им так удобнее было. Можно и вздремнуть, да и в лежачего больше хавчика входит. Опять же у лежачего пища лучше переваривается.
    У нас считается, что перед сном плотно кушать не полезно, а древние греки были уверены в обратном.
  13. 0
    10 октября 2024 09:12
    Цитата: Andobor
    Но это Египет там все записано и сохранилось, а там где подробных записей нет, мы смыслы редко понимаем, но было все так же.


    Может и так, в конце концов мышление современного человека, как правило, лишено религиозности. Так на изображении, что вы сами привели, я лишь вижу очень довольную собачку, с пастью до ушей, хвост колечком. Угостили её по случаю вкусняшкой, она и рада. Характерное поведение для обычного песика, а вот для инфернального проводника в мир иной такое поведение не очень уместно. laughing