Одиссей против Полифема

10 970 57
Одиссей против Полифема
Одиссей и Полифем. Картина Арнольда Бёклина, 1896 г. Музей изящных искусств, Бостон


У берега за скалой покачивался черный итакийский корабль. Встревоженные товарищи бросились навстречу герою. Одиссей остановил расспросы и велел поскорее загонять баранов на судно. Воины сели у весел и быстро отошли от берега. Когда корабль был уже на расстоя¬нии человеческого голоса, Одиссей увидел Полифема. Циклоп ощупью выбрался из пещеры.
Одиссей поднялся на кормовой помост и закричал:
— Поделом тебе, злой циклоп! Справедливые боги наказали тебя за зверские поступки!
Взбешенный Полифем отломал огромный кусок ска¬лы и швырнул его в море, откуда слышался голос Одиссея.
Тяжело загудел камень. Он пролетел над головами гребцов и рухнул впереди корабля.
«Приключения Одиссея». Прозаический пересказ Е. Тудоровской. Школьная библиотека. 1963 г.




Культура и творчество. Всё хорошее, как и плохое, приходит к нам из детства, недаром педагогика считает, что человек узнает о жизни в первые пять лет своего существования больше, чем за всю свою оставшуюся жизнь. И если, например, в детстве ему не читали книг, то странно будет от него в старшие лета требовать к ним любви и интереса. Они попросту не были у него воспитаны. Из личного опыта могу сказать, что мне в детстве читали книг очень много. Бабушка «специализировалась» на Айболите, Буратино, книгах Маршака и Чуковского. Дед по моей просьбе многократно читал мне одну и ту же книгу «Борьба за огонь», пока я не выучил её наизусть, при этом очень забавно произнося имена героев книги: «Нао, Нам и ГАВ».


Циклоп Полифем. Кадр из кинофильма «Странствия Одиссея» (1954)

Ну а мама… Явно была с возрастной педагогикой не в ладах, хотя и закончила сначала педучилище, а затем и педвуз, и читала мне всё подряд. В 1961 году «Алые паруса» (вышел кинофильм, и мы его смотрели), в 1962-м «Человека-амфибию» (тоже вышел фильм), прямо перед школой «Поход викингов» Лоуренса Оливье (и я уже в сентябре пересказывал эту книгу своим одноклассникам). А потом были «Человек-невидимка» и «Война миров» и… «Остров доктора Моро» (когда болел и лежал с температурой, и это должно было меня отвлекать, и «отвлекало» еще как!). В итоге русские народные сказки мне удалось прочитать лишь после окончания 4-го класса, и я поразился, помнится, как много интересного в них для меня нашлось.


Одиссей и Полифем. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина (Сицилия). IV в. н. э.

Очень интересным было, так сказать, содружество книг и кино. Так, где-то в 1963 году пошел у нас в городе кинофильм «Странствия Одиссея» (1954), и он меня, понятно, захватил до глубины души. И мне мама тут же подарила книгу «Странствия Одиссея» (1963), которую я прочел уже самостоятельно и которая побудила меня искать и собственно «Одиссею» и «Илиаду» (тоже в пересказе). Так что к 5-ому классу я был «подкован» в этой теме на все сто процентов, тогда как большинство других детей читали лишь отрывки этих произведений из школьного учебника Коровкина.


Одиссей и его товарищи ослепляют Полифема. Черно-фигурное блюдо из Лаконии, 565–560 BC. Музей Национальной библиотеки Франции, Париж

Кино побуждало ещё и к действию. Посмотрел в 1963 году фильм «Подвиги Геракла» (1958) и… тут же начал делать беотийский щит и шлем с гребнем. Посмотрел фильм-оперу «Иоланта» (1963) – вырезал себе из бумаги зубчатый воротник, «как в кино», и тоже начал делать себе шлем, ну а плащом мне послужило легкое летнее одеяло.


Тема циклопов занимала умы людей и в эпоху Средневековья. Миниатюра неизвестного художника из «Истории Александра», 1420 г. Александр Македонский и его воины сражаются с циклопами. Британская библиотека, Лондон

Интересно, что о влиянии того, что детям интересно, на возникновение у них желания творить рассказывали мне и учителя. Так, еще когда в школе № 47 училась моя внучка, я подарил учительнице истории три наглядных пособия-самоделки: храм Афины, рыцарский замок и пирамиду Хеопса, которая была с секретом: она раскрывалась на части, так что дети могли увидеть её устройство. И вот как-то, встретив её, опять я услышал рассказ о том, что детям эти макеты очень нравятся и, более того, подержав их в руках на уроке и после него, целый ряд детей, по её словам, пытались сделать нечто подобное! Это ли не лучший показатель полезности наглядных пособий на уроках? Сегодня дети буквально купаются в картинках из Интернета, но за них нельзя подержаться, нельзя ощутить фактуру материала, подумать о том, «а как это сделано», просто восхититься красивой «штуковиной».


Полифем бросает камень в корабль Одиссея. Кадра из фильма «Странствия Одиссея»(1954)


Иллюстрация на эту же тему из книги «Приключения Одиссея» (1963) Е. Тудоровской

Так вот и родилась у меня идея дать, по крайней мере, одной пензенской школе полный набор наглядных пособий для использования на уроках истории в 5-6 классах. И сегодня эта идея превращается в жизнь, о чем читатели «ВО» уже также осведомлены. Сегодня речь также пойдет об очередном наглядном пособии, которое можно использовать как на уроках истории, так и уроках литературы применительно к теме античной культуры. Это диорама по сюжету «Одиссеи» — «Циклоп Полифем бросает камень в корабль Одиссея».

Начнем с того, что и сам Одиссей был не ангел. В ходе Троянской войны не брезговал разными подлыми приёмчиками в отношении даже не врагов, а своих же соратников. Был чрезмерно любопытен (из-за чего и полез в пещеру к циклопу и вовремя оттуда не ушел!), но одновременно смел и находчив в критической ситуации.


Фигурки первобытных людей из пластмассы

Назвавшись Полифему именем «Никто», он счастливо избег нападения других циклопов, прибежавших на помощь Полифему, но вот ума ему явно не хватило, и он в итоге всё-таки назвал ему своё имя и тем самым навлек на себя и своих спутников гнев его отца, бога Посейдона. Циклоп, хотя и ослеп, но всё же сумел выбраться из своей пещеры и, услышав голос Одиссея, начал бросаться в его сторону камнями, вот только промахнулся и в корабль ахейцев не попал. О судьбе его в поэме больше уже ничего не говорится, ну а о том, как закончил Одиссей, проще всего прочитать в вышеназванной книге Е. Тудоровской.


Возможно, так выглядел корабль Одиссея. Во всяком случае (и с таким парусом!) его построил известный «контролер мифов» Тим Северин, отправившийся в плавание по предполагаемому маршруту странствий легендарного героя
В моем распоряжении была развертка модели древнегреческой униремы, модель которой из бумаги я делал во время отдыха в Анапе ещё в 1986 году. А тут зашел в магазин «Леонардо» и увидел там продающихся парами первобытных людей. Посмотрел на одного из них и подумал, а ведь это же готовый циклоп из фильма 1954 года, надо только нормальные глаза ему удалить, а третий на лбу, вставить, хотя в фильме он почему-то показан на переносице. Так вот и родилась идея этой диорамы – наглядного пособия. А воплощение её в жизнь было лишь делом техники и времени.


Схема модели корабля Одиссея очень проста…


Парус для модели можно увеличить с помощью компьютера, распечатать и… ставить на мачту!


Увеличенная, вырезанная и наклеенная на плотную бумагу развертка корпуса судна


Первый вариант палубы из реек красного дерева шириной 5 мм


Готовый корпус

Вопрос с моделью корабля и фигурой циклопа, в качестве которого был выбран один из первобытных людей с камнем в руках, был решен. Но вот где взять гребцов для него и, прежде всего, самого Одиссея? Вспомнилась модель корабля викингов чешской фирмы «СМЕР», в которой как раз имеются фигурки гребцов-викингов. Оставалось лишь её заказать, получить, «обломать викингам рога» и превратить их с помощью росписи в греков. Ну а одного из воинов оказалось возможным превратить в Одиссея путем несложной переделки.


Вот так выглядит готовая диорама: циклоп Полифем взобрался на скалу и готовится швырнуть камень в корабль Одиссея, корабль которого его гребцы пытаются скорее отвести от берега. Сам Одиссей стоит на корме и машет циклопу рукой! Рядом с ним находится самая трудоемкая деталь диорамы – амфора для воды соответствующего цвета с высверленным отверстием в горлышке!

Однако готовые фигурки, как оказалось, не помещаются в отверстия на палубе. Пришлось застелить всю палубу «досками» вдоль, а по бортам поставить скамейки такого размера, чтобы моим гребцам было бы «удобно» грести веслами. В самих веслах сверлом 0,5 мм были проделаны отверстия, в которые затем пропущены нитки. С их помощью весла в заданном положении были привязаны к планширю и приклеены к нему и к рукам гребцов при помощи суперклея.

Основанием диорамы стал кусок фанеры толщиной 5 мм и размерами 35 на 25 см. На нем был возведен берег (из размоченных коробок из-под яиц, склеенных ПВА) и устроено бьющееся о него «море». Последнее было сделано из самоотверждающейся скульптурной глины. Волны лепились пальцами, а рябь на воде – с помощью самых различных «давилок», оставляющих на глине соответствующие углубления.


Вид на море и на берег…

«Море» раскрашивалось акриловыми красками. Сначала ультрамарином, причем с приближением к берегу количество воды в краске увеличивалось, так что в итоге белая глина начала проступать через краску. Потом пошла краска зеленых оттенков, затем бледно-голубая и, наконец, пена, «барашки» и гребни волн были раскрашены белой краской. Для днища корабля в глине было вырезано углубление. «Заросли кустарника» – из наборов фирмы «СВ-модель» для декорирования ландшафта. Это стабилизированный мох. «Трава» – доставка «Али-Экспресс» из Китая. Выброшенные на берег бревна и впрямь побывали в морской воде. Это сушняк, подобранный под Анапой в дюнах. Но точно такие же можно найти и у нас в сосновом лесу. Выглядят они мокрыми от воды, чего удалось добиться опять же при помощи капель суперклея.


Вид на диораму спереди. На взгляд автора и море, и волны смотрятся вполне реалистично…


Ещё более реалистично они почему-то смотрятся вот на этой фотографии


А вот на этом фото тело у циклопа благодаря правильно выбранным цветам окраски выглядит по-настоящему живым. Кстати, обрамлена диорама рамкой из обычных березовых линеек длиной 40 см, обрезанных по размеру

В школе №6 диорама понравилась и отправилась в кабинет истории, где в соответствующее время будет использоваться на уроках. Ну а о реакции детей на подобные наглядные пособия мне в обязательном порядке пообещали рассказать…
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    5 октября 2024 09:12
    Сегодня дети буквально купаются в картинках из Интернета, но за них нельзя подержаться, нельзя ощутить фактуру материала, подумать о том, «а как это сделано», просто восхититься красивой «штуковиной»

    можно подержаться, если самим и сделать:внучка ищет узоры, рисунки, технологию плетения из резиновых цветных колечек, бисера, лески и потом одаривает всех браслетами, кольцами, картинами
    1. +2
      5 октября 2024 09:49
      Цитата: Ольгович
      одаривает всех браслетами, кольцами, картинами

      Правильная внучка. Ум ребенка на пальчиках его...
  2. 0
    5 октября 2024 09:16
    Тупиковая ветвь. Отсутствие стереоскопического зрения не позволяло циклопу верно оценивать дистанцию до противника и, как следствие, его швыряние камнями не достигло цели. Итог печален.
    1. +2
      5 октября 2024 09:50
      Цитата: Звездочет
      не позволяло циклопу верно оценивать дистанцию до противника

      Так у него не было зрения вообще. Одиссей ему глаз-то выколол!
      1. +1
        5 октября 2024 12:04
        Потому и выколол, что тот не мог оценить степень опасности.
        1. +2
          5 октября 2024 18:01
          Цитата: Звездочет
          Потому и выколол, что тот не мог оценить степень опасности.

          Так он пьяным спал.
          1. +2
            6 октября 2024 12:04
            Отсутствие резервирования критически важных узлов и халатное несение службы привели к такому плачевному результату.
  3. +2
    5 октября 2024 09:23
    Одиссей и Полифем. Римская мозаика из Вилла дель-Касале близ Пьяцца-Армерина


    Трехглазый Полифем. Римляне тоже, видно, любили приколы... laughing
  4. +3
    5 октября 2024 09:32
    Доброе утро всем на ВО . О да ,фильм Странствия Одиссея я тоже видел году эдак в 62-63 . Замечательно для мальчишек , да и взрослые ходили . В долгие зимние вечера в селе чем то надо было заняться . А вот книгу почему то не довелось прочесть , хотя в нашей сельской библиотеке наверное прочел все . После таких фильмов мальчишки увлекались тем , что видели . Особенно после Трех Мушкетеров и Чингачгук Большой Змей . С Гойко Митичем в роли Чингачгука . Шпаги , луки со стрелами . Незабываемое и счастливое детство . Спасибо Вячеслав Олегович .
    1. 0
      5 октября 2024 09:51
      Цитата: Кузнец 55
      Незабываемое и счастливое детство .

      Именно так!
    2. +2
      5 октября 2024 10:54
      Цитата: Кузнец 55
      После таких фильмов мальчишки увлекались тем , что видели . Особенно после Трех Мушкетеров и Чингачгук Большой Змей . С Гойко Митичем в роли Чингачгука . Шпаги , луки со стрелами .

      Я даже больше скажу - после "Возвращение Будулая" все с самодельными кнутами ходили... laughing
      1. 0
        5 октября 2024 12:16
        Цитата: AllX_VahhaB
        "Возвращение Будулая"

        Не видел этого фильма.
        1. +2
          5 октября 2024 12:20
          Цитата: kalibr
          Не видел этого фильма.

          Вообще не знаете кто такой цыган Будулай? belay
          1. +1
            5 октября 2024 12:22
            Цитата: AllX_VahhaB
            цыган Будулай?

            Нет, а что? Жена, правда шутит, что я когда не причесан, то похож на будулая, но я почему-то думал, что это порода лохматой собаки.
            1. +1
              5 октября 2024 12:31
              Цитата: kalibr
              Жена, правда шутит, что я когда не причесан, то похож на будулая,

              Ну да, что то есть)))
            2. 0
              6 октября 2024 07:50
              Нет, а что?

              В деревнях улицы пустели, все бабы к телевизорам бежали (отечественный!) сериал про любовь смотреть,а потом чесать языки на лавках. Задолго до Санта-Барбар и рабынь Изаур. Я в те поры мелкий был не понимал ничего, но судя по реакции народа, многосерийный фильм, так тогда называлось, сделан был качественно.
              1. 0
                6 октября 2024 10:41
                Цитата: Dimy4
                сделан был качественно.

                Вот оно как... Пропустил, значит. Я вообще редко смотрел телик. С 77-ого по 80-ый вообще не смотрел. С 85 по 88-ой очень редко... Да и потом тоже. Так что неудивительно.
      2. +3
        5 октября 2024 14:52
        А после Гойко Митича,все кинулись мастерить томагавки... winked
        1. +2
          5 октября 2024 18:33
          Цитата: dmi.pris1
          все кинулись мастерить томагавки...

          И луки!
  5. +2
    5 октября 2024 11:00
    И если, например, в детстве ему не читали книг, то странно будет от него в старшие лета требовать к ним любви и интереса. Они попросту не были у него воспитаны.

    А вот сейчас это не работает. Мы с женой всё детство читали ребёнку различные книги, а вырос и не проявляет к ним никакого интереса. Это когда у тебя в детстве кроме книг только два канала ТВ по которым разве что на выходные что то интересное покажут походы в кинотеатр раз в неделю, тогда да... А когда у тебя в детстве помимо книг - интернет, компьютерные игры, 5 d аттракционы... request
    1. +1
      5 октября 2024 12:17
      Цитата: AllX_VahhaB
      Мы с женой всё детство читали ребёнку различные книги, а вырос и не проявляет к ним никакого интереса.

      У меня с дочерью и внучкой тоже так было. Но... ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД, зачем опять стали читать. Дочь даже в литературный клуб ходит.
  6. 0
    5 октября 2024 14:07
    Первая фотка. чисто Джигурда.
  7. +3
    5 октября 2024 15:30
    Вячеслав Олегович, интересная получилась у Вас диорама и материал о ней.
    С Днём учителя Вас!
    И всех посетителей "В.о." с праздником - с Днём учителя! Особенно тех, кто трудился или трудится в школах, ПТУ и, как сегодня пишут - в учреждениях дополнительного образования.
    1. +1
      5 октября 2024 18:33
      Цитата: Тестов
      С Днём учителя Вас!

      Спасибо, уважаемый Евгений! (хоть один вспомнил...)
  8. -3
    5 октября 2024 17:05
    Это всё безумно увлекательно. Но, в ходе увлечения историей древнего мира и последующего изучения в школе истории средних веков, выявились неразрешимые противоречия.
    Откуда взялся временной провал между падением Рима и Средними веками, словно тысяча лет пропали? Александр Македонский физически не мог дойти до Афганистана. Ганибалл не мог физически пройти Африку и Гибралтар, затем всю Европу, Альпы и оказаться на территории современной Италии. Где Карфаген или хотя бы его развалины? Сиракузы сошли с ума, поддерживая Карфаген, а не Рим? Где развалины Трои? Почему крестоносцы шли в Палестину, а раз за разом оказывались в Константинополе?
    А даже в истории России есть неразрешимые логические ошибки. Как, после взятия Пскова крестоносцами, успели съездить во Владимир за помощь к Александру Невскому и дождаться его с дружиной? По расстоянию и времени не стыкуется.
    Увы и ах, в рамках традиционной истории это неразрешимые противоречия.
    1. +2
      5 октября 2024 18:41
      Цитата: СергейАлександрович
      Это всё безумно увлекательно. Но, в ходе увлечения историей древнего мира и последующего изучения в школе истории средних веков, выявились неразрешимые противоречия.
      Откуда взялся временной провал между падением Рима и Средними веками, словно тысяча лет пропали? Александр Македонский физически не мог дойти до Афганистана. Ганибалл не мог физически пройти Африку и Гибралтар, затем всю Европу, Альпы и оказаться на территории современной Италии. Где Карфаген или хотя бы его развалины? Сиракузы сошли с ума, поддерживая Карфаген, а не Рим? Где развалины Трои? Почему крестоносцы шли в Палестину, а раз за разом оказывались в Константинополе?
      А даже в истории России есть неразрешимые логические ошибки. Как, после взятия Пскова крестоносцами, успели съездить во Владимир за помощь к Александру Невскому и дождаться его с дружиной? По расстоянию и времени не стыкуется.
      Увы и ах, в рамках традиционной истории это неразрешимые противоречия.

      Сергей! В том, что Вы называли нет НИ ЕДИНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ. Извините, но есть только Ваше неполное знание. Много раз писал здесь и об обоих Александрах, и источниках, исторических сведений, писали другие авторы и о завоевании Константинополя, я писал про Трою...Все есть даже на ВО. Вы зачем-то ломитесь в давно открытую дверь. Времени тратить не хочу, особенно на Древний мир. Занимался им фрагментарно. Но Средневековье мое... и... НИКАКОГО ВРЕМЕННОГО РАЗРЫВА МЕЖДУ ПАДЕНИЕМ РИМА И СРЕДНИМИ ВЕКА НЕТ. Есть масса источников, информирующих об этом времени, просто масса. Сейчас в издательстве АСТ готовится к выходу моя книга "Читающее Средневековье". Вот выйдет, купите, прочитайте... узнаете много интересного про этот "провал", который и не думал никуда проваливаться!
      1. -3
        5 октября 2024 18:56
        То есть вы на полном серьёзе полагаете, что столь протяженный поход Ганибалла или Александа Македонского мог и в самом деле состояться? Как человек неоднократно принимавший участие в учениях и не только, вкусивший все тяготы и лишения воинской службы, как рыболов и путешественник, позволю себе не согласиться в принципе. Можете не отвечать, мы существуем в параллельных мирах, "..в Тентуре. Галактика Кин-дза-дза в Спирали. Ясно?..".
        1. +2
          5 октября 2024 19:04
          Цитата: СергейАлександрович
          Как человек неоднократно принимавший участие в учениях и не только, вкусивший все тяготы и лишения воинской службы, как рыболов и путешественник, позволю себе не согласиться в принципе.

          То есть все историки прошлого дружно врали? Все? А смысл?
          1. 0
            5 октября 2024 19:09
            Про их смысл знают лишь они сами. А вот если Карфаген это нынешний Неаполь, то слонов не придётся перетаскивать через Альпы, и Сиракузы становятся его органичным союзником, и Архимед не выглядит в этом случае почитателем негров и арабов Северной Африки.
            1. +3
              5 октября 2024 19:21
              Цитата: СергейАлександрович
              А вот если Карфаген это нынешний Неаполь,

              Это кто Вам такое поведал? Карфаген был впервые обследован в 1830 году датским консулом Кристианом Туксеном Фалбе. В 1831 году в Париже было открыто общество по изучению Карфагена. Раскопки проводились во второй половине XIX века Шарлем Эрнестом Бёле и Альфредом Луи Делатром. С 1874 года раскопки Карфагена велись под руководством французской Академии надписей. Национальный музей Карфагена был основан в 1875 году кардиналом Шарлем Лавижери. Раскопки, проведённые французскими археологами в 1920-х годах, впервые привлекли необычайное внимание из-за доказательств, которые они представили по поводу жертвоприношения детей. Между учёными существовали значительные разногласия относительно того, практиковалось ли жертвоприношение детей в Древнем Карфагене. В карфагенском Палеохристианском музее под открытым небом хранятся экспонаты, раскопанные под эгидой ЮНЕСКО с 1975 по 1984 год. А как узнали, что это Карфаген? Так нашли надписи - Каршадатт - так он тогда назывался.
              1. -1
                5 октября 2024 19:29
                Я же говорю, что мы из параллельных миров. Во времена моей школьной юности ничего этого не признавалось и развалины Карфагена не считались обнаруженными, а золото Шлимана считалось фальшивкой..
                1. +2
                  5 октября 2024 19:49
                  Цитата: СергейАлександрович
                  Во времена моей школьной юности ничего этого не признавалось и развалины Карфагена не считались обнаруженными, а золото Шлимана считалось фальшивкой..

                  Наука на месте не стоит. И похоже Вы не с теми общались. Как золото Шлимана может быть фальшивкой, когда оно у нас выставлено в Пушкинском музее в Москве, а Германия домогается его с послевоенного времени. Стали бы мы держать не за ценность?
                  развалины Карфагена не считались обнаруженными Кем? Когда их нашли еще в 1830 году?
                  У нас в учебниках было написано, что рыцарь упав с коня и встать-то не мог. А он мог и бегать и прыгать... В скольких я бывал зарубежных музеях... А вот авторы наших советских книг из СССР не выезжали.
            2. +1
              5 октября 2024 19:23
              Что до Неаполя, то он был основан греческими поселенцами в VIII веке до н. э. под названием Партенопа (по имени мифологической сирены). В IV в. до н. э. Партенопа была разрушена италиками, но вскоре рядом с ней возник новый город, получивший греческое название Неаполис. Впоследствии он стал частью Римской республики, а затем и Римской империи.
              1. -4
                5 октября 2024 19:30
                И вообще, здесь не место для дискуссий, слишком агрессивная и невменяемая среда, на этом позвольте откланяться.
                1. +4
                  5 октября 2024 19:51
                  Цитата: СергейАлександрович
                  слишком агрессивная и невменяемая среда

                  Разве я Вам отвечаю как агрессивный и невменяемый человек, пытаюсь Вас как-то унизить, оскорбить? Я задаю вопросы и... даю информацию. Вы также можете мне задать вопросы м дать информацию. Но я просил бы ИСТОЧНИКИ. Потому что "считалось" это не источник...
                  1. 0
                    7 октября 2024 10:11
                    Об агрессивности и невменяемости здешней среды говорит количество минусов, без обоснованных возражений.
                    А относительно источников, у нас был достаточно продвинутый учитель истории в школе, который и говорил, что золото Шлимана фальшивка, а подтверждений что обнаружены именно развалины Карфагена нет. Этот ИСТОЧНИК по прежнему самый авторитетный.
                    Однако, самое главное не это. Обычные школьники прекрасно видели, что и Ганибаллу и Македонскому для своих походов требовалось преодолеть около 3 тыс. км. Соответственно их аргументы были просты, и реализовались в виде фраз: "..слышь, что училка втирает..", далее следовали выводы о сомнительности школьного образования в целом..Преподавание истории в виде плохо стыкующихся с реальностью мифов, сомнительная и спорная ценность.
                    1. +1
                      7 октября 2024 17:56
                      Ваш учитель был продвинут относительно Вас как ученика. А Вы что тогда были историческим неучем, что сейчас им являетесь. Вопросов много можно задать всяким дилетантам но им невдомёк что у науки вопросов куда больше. Короче, занимайтесь своими делами. А то начнете рассказывать что и Исакий не могли построить, хотя бракованные для него колонны можно посмотреть в Финляндии и много бреда можно нести. Занимайтесь своим делом
                      Или если Вы всё знаете, не обращайтесь к врачам, Вы же сам по себе специалист. У меня друг врач, тоже находятся перцы, которые рассказывают что вы - врачи, коновалы. А следом объявите физику лженаукой с химией за компанию.
                    2. 0
                      7 октября 2024 19:08
                      Цитата: СергейАлександрович
                      родвинутый учитель истории в школе, который и говорил, что золото Шлимана фальшивка, а подтверждений что обнаружены именно развалины Карфагена нет. Этот ИСТОЧНИК по прежнему самый авторитетный.

                      Школьный учитель авторитетный источник?
                    3. 0
                      7 октября 2024 19:11
                      Цитата: СергейАлександрович
                      Преподавание истории в виде плохо стыкующихся с реальностью мифов, сомнительная и спорная ценность.

                      Не история плоха. Учителя-троечники. Я закончил педвуз в 1977 годую Нас было 2 группы по 25 человек. 50% из села. Так вот: все троечники пошли в школу. Сельские вышли замуж, родили, не поехали... всеми правдами и неправдами. И тоже, будучи троечниками (в основном) пошли в городские школы. Интеллект там был соответственный. Оценки многим даже на тройку натягивали...
                    4. +1
                      7 октября 2024 19:17
                      Цитата: СергейАлександрович
                      количество минусов, без обоснованных возражений.

                      Да, такое бывает. Мне некоторые их ставят за одну только фамилию на "ский", но это не повод считать ВО агрессивной средой. Дураки и невежды есть везде. Их вообще-то 80% населения. Но как раз на ВО и в целом меньше. Баланс примерно 50 на 50, что как раз говорит о достаточно высоком уровне знаний его читателей. Хотя отдельные больные на голову, да, встречаются.
        2. +1
          7 октября 2024 17:48
          А Вы можете в чём угодно не соглашаться, опровергните источниковую базу и всё в поллном будет порядке и я, в частности, и историческое сообщество, в целом, утрёмся Дурим же маленьких а потом приходит умник навроде вас и всё всем распедаливает.
          Сразу говорю, учёной степени нет и не старался её получить, это к вопросу о нелепом заговоре.
          1. +1
            7 октября 2024 19:28
            Цитата: Александр Саленко
            учёной степени нет

            Сейчас, в наше время, ценность её по отношению к временам СССР резко упала. Доплачивают за степень только тем, кто работает в вузе, а это сегодня... не комильфо. Так что не печальтесь из-за её отсутствия.
            1. 0
              7 октября 2024 19:58
              Спасибо, не печалюсь, есть чем заняться. С курса кто пошли в науку по большей части холостые, я выбрал создание семьи.
              1. +1
                8 октября 2024 09:06
                Цитата: Александр Саленко
                я выбрал создание семьи.

                +++++++++++++ Самое главное в жизни. Мне предлагали сразу после аспирантуры и успешной защиты докторантуру. Но жена сказала, что очень устала за эти три года и еще трехлетней разлуки не вынесет. И... послал её у черту!Докторантуру...
    2. +1
      7 октября 2024 17:46
      Минуса не мои, но они справедливы. Не надо только задавать вопросы как он смог пройти, что один, что второй, есть источники и далеко не только письменные. Не надо лезть не в свои дела, а если очень хочется, поучите специалистов ядерной физике, раз такой грамотный.
  9. +1
    5 октября 2024 19:23
    «Поход викингов» Лоуренса Оливье (и я уже в сентябре пересказывал эту книгу своим одноклассникам)

    Может, все-таки Жана Оливье?
    древнегреческой униремы

    Унирема -ЕМНИП древнеримский корабль. Элины называли такие - "Монера"
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0
    1. 0
      5 октября 2024 19:53
      Цитата: Старший матрос
      Унирема -ЕМНИП древнеримский корабль. Элины называли такие - "Монера"

      У Дыгало есть "греческая унирема"...
  10. 0
    5 октября 2024 19:43
    Цитата: Старший матрос
    Жана Оливье

    Конечно Жана. Память стала подводить. А надеяться на неё привык!
    1. +1
      5 октября 2024 20:01
      Цитата: kalibr
      Конечно Жана

      Представляете, как я охр... удивился, узнав, что знаменитый актер еще и книги писал))) lol
      Цитата: kalibr
      У Дыгало есть "греческая унирема"...

      Виктора Ананьевича?
      1. 0
        5 октября 2024 20:22
        Цитата: Старший матрос
        Виктора Ананьевича?

        Плохая память на имена и отчества, а лезть смотреть набор открыток даже в Сети некогда. Набор "История корабля".
        1. +1
          5 октября 2024 20:24
          Тогда он. Контр-адмирал, писатель-маринист и журналист.
          Ему простительно)
          1. 0
            5 октября 2024 20:27
            Цитата: Старший матрос
            Ему простительно

            Нашел в его рисунках немало неточностей и даже ошибок. Еще напишу об этом в одной из статей!
            1. +1
              5 октября 2024 20:35
              Цитата: kalibr
              Нашел в его рисунках немало неточностей и даже ошибок.

              Вотъ! feel
              1. +1
                7 октября 2024 13:28
                Гребцы задом-наперед? Теперь уж не переделать
                Цитата: Старший матрос
                Цитата: kalibr
                Нашел в его рисунках немало неточностей и даже ошибок.

                Вотъ! feel
  11. 0
    5 октября 2024 19:54
    Цитата: СергейАлександрович
    Про их смысл знают лишь они сами.

    То есть все дружно врали?
  12. 0
    5 октября 2024 21:25
    Древние греки были те ещё ребята = ПРИДУМЫВАЛИ "историю" и "географию".

    Подробности здесь:

    https://cont.ws/@as39sa179/2878391
  13. +1
    7 октября 2024 23:23
    Вот так выглядит готовая диорама: циклоп Полифем взобрался на скалу и готовится швырнуть камень в корабль Одиссея, корабль которого его гребцы пытаются скорее отвести от берега. Сам Одиссей стоит на корме и машет циклопу рукой!

    К сожалению, вынужден слегка расстроить автора :((- корабль Одиссея плывет не от берега, а к берегу, задом наперед. Гребцов нужно было посадить с другой стороны от весел. Гребут спиной по направлению к движению.