Кайзерлихмарине - начало

64
Кайзерлихмарине - начало
Датский броненосец "Рольф Краке"


Когда взрослеет страна, она начинает хотеть иметь военно-морской флот. У Пруссии пубертатный период наступил в 1864 году. В это время пруссаки вели очередную войну с Данией и внезапно выяснили, что без флота делать это весьма затруднительно.



У датчан был достаточно неплохой броненосный флот, плюс союзный — австрийский. У Пруссии — пара корветов, которые в первом же столкновении неслабо огребли. А датский броненосец «Рольф Краке» без проблем выдержал 150 попаданий 24-фунтовых снарядов нарезных пушек немецких береговых батарей. Это стало прозрением: сильная страна должна иметь сильный флот. В своих силах носители пикельхаубов на этот момент не сомневались ни секунды, так что за дело принялись безотлагательно.

Лирическое отступление:
Собственно говоря, давным-давно у курфюршества Бранденбург свой флот был: немцы были не прочь подзаработать работорговлей и даже имели свою крохотную колонию в районе современной Ганы, но... в 1717 году Прусский Золотой берег был покинут, а в 1721 году продан голландцам. Насчёт флота... Фридрих Великий считал, что с Англией, Францией, Голландией или Россией Пруссии в этом плане всё равно не сравниться, так что незачем и деньги тратить! Лучше иметь самую сильную в Европе армию, чем самый слабый флот, считал он... На сем лирическое отступление закончено, больше говорить о старом прусском флоте смысла нет.


Вильгельмсхафен

Для начала в 1853 году Пруссия купила у Ольденбурга участок земли в пять квадратных миль на берегу залива Яде. Здесь была построена знаменитая впоследствии база Вильгельмсхафен. После победоносной войны с Данией в 1864 году у королевства появилась ещё одна ВМБ — в Кильской бухте. Получив базы, пруссаки стали потихоньку обзаводиться кораблями. Первая кораблестроительная программа была принята в 1865 году. Размениваться на мелочи типа равенства с второстепенными флотами любители гусиного шага не стали и решили строить флот, равный самым большим силам в Европе.

"Арминиус" - прусский ответ "Рольфу Краке"

Стоит отметить, что первый броненосец, точнее монитор «Арминиус» (разработки того самого Купера Кольза, что спроектировал «Кэптэн»), пруссаки заказали англичанам ещё до войны, но к началу событий он банально не успел. Этот корабль делали с оглядкой на датский броненосец «Рольф Краке», он был вооружён четырьмя 210-мм орудиями в двух башнях конструкции Кольза и нёс броню толщиной 76–114 мм. Машина мощностью 1440 индикаторных лошадиных сил позволяла кораблю развить скорость в 11,2 узла. Вступил в строй корабль 22 апреля 1865 года, когда отсутствие флота стало пруссаков уже малость напрягать.

"Принц Адальберт" корабль не успевший на Гражданскую войну...

Поэтому было решено купить готовый корабль. Выбор пал на почти достроенный броненосный таран «Хеопс», строящийся на верфи братьев Л'Арман в Бордо. Братья с кораблём откровенно встряли: он строился по заказу Конфедеративных Штатов Америки, но дела у конфедератов были к тому времени настолько плохи, что шансов на выкуп тарана не было никаких. Это был корабль полным водоизмещением 1560 тонн, длиной по ватерлинии 50,48 метра, шириной по миделю 9,92 метра, осадкой носом 4,94 метра, кормой — 5,02 метра. Его корпус имел железный набор и деревянную обшивку, в носовой части имелся сильно выступающий вперёд таран. По ватерлинии корабль защищал броневой пояс из кованного железа толщиной 127 мм, который крепился к тиковой подкладке. Скорость броненосца не впечатляла: на мерной миле он показал только 9,5 узлов.

Корабль прибыл в Германию и удостоился длинной серии крепких прусских ругательств: построен таран был крайне некачественно: броня плохо закреплена, корпус протекал, а вооружён древними 36-фунтовыми пушками, шансы которых на пробитие брони были нулевыми. Почти год немцы допиливали покупку напильником, но уже в 1871 году «Принц Адальберт» (а именно так окрестили таран в прусском флоте) пришлось поставить на прикол, а через семь лет списать по ветхости.

"Кёниг Вильгельм" - несостоявшийся турок

Вдобавок к маломеркам «Принцу Адальберту» и «Арминиусу» в Великобритании был куплен «Кёниг Вильгельм». Этот корабль был спроектирован главным кораблестроителем Владычицы Морей Эдвардом Ридом для турок и изначально назывался «Фатих». Но на выкуп уже построенного броненосца у турок банально не хватило денег, и пруссаки перекупили корабль.

Сделка состоялась в 1867 году, и «Кёниг Вильгельм» стал самым сильным кораблём Пруссии на момент начала франко-прусской войны. Он имел полное водоизмещение 10761 тонну, длину по ватерлинии 108,6 метра, ширину 18,3 метра, осадку носом 8,56 метра и кормой 8,12 метра, высота борта составила 12,94 метра на миделе. Нос корабля оканчивался тараном, выступавшим на 2,6 метра. Корабль имел бронепояс толщиной 127-305 мм и защищённую 203-мм бронёй батарею, кроме того, бронирована 30-100-мм плитами была боевая рубка, броня палубы была толщиной 12 мм. Вся броня была положена на подкладку из тикового дерева толщиной 90-250 мм. Паровая машина мощностью 8440 индикаторных лошадиных сил позволяла развить скорость 14,7 узла. Помимо неё броненосец нёс три мачты с полным парусным вооружением линейного корабля. На вооружение корабля поставили новейшие 210-мм крупповские стальные казнозарядные орудия в количестве 18 штук (англичане на тот момент ставили на корабли дульнозарядные пушки).

"Фридрих Карл" - француз на прусской службе

Одновременно с «Кёниг Вильгельм» во Франции заказали броненосный фрегат «Фридрих Карл». Корабль был заложен на верфи «Societe Nouvelles des Forges et Chantiers de la Mediaterannie» в Ла-Сейне близ Тулона. Стоит отметить, что отрицательный опыт с заказом «Принца Адальберта» дал о себе знать — за постройкой от начала и до конца надзирали немецкие эксперты. В январе 1866 года корабль был заложен, а уже 16 января 1867 года спущен на воду, 6 октября принят флотом и 12 числа того же месяца начал переход в Германию. 21 мая 1869 года корабль был введён в кампанию.

«Фридрих Карл» и однотипный ему (но построенный в Англии) «Кронпринц» имели полное водоизмещение 6932 тонны, длину 91,13 метра по ватерлинии, ширину 16,6 метра по миделю, осадку 6,9 метра носом и 8,05 метра кормой, высоту борта 9,24 метра. Бронепояс имел толщину 114–127 мм, носовой и кормовой казематы, а также боевую рубку защищала 114-мм броня, палуба имела толщину 9 мм. Вся броня, так же как и у «Кёниг Вильгельма», укладывалась на тиковую подкладку. Паровая машина имела мощность 3550 индикаторных лошадиных сил, на мерной миле корабль показал скорость 13,5 узлов. Помимо машины броненосный фрегат имел три мачты с полным парусным вооружением. Вооружили корабль двумя крупповскими 210-мм/22 казнозарядными орудиями на поворотных платформах на верхней палубе и 14 210-мм/19 пушек в батарее.

Но флот у Пруссии уже чесался, и в 1867 году была принята очередная кораблестроительная программа, предусматривающая строительство 16 броненосцев для «флота Северогерманского союза». Чтобы разглядеть амбициозность программы, следует понять, что своей судостроительной промышленности страна практически не имела, её ещё предстояло создать. Так же как и кадры: что с матросами, что с офицерами у короля (ещё не Кайзера!) Вильгельма всё было настолько плохо, что первый период существования прусского флота называют «генеральским».

Альбрехт фон Штош - дедушка прусского флота

Называют потому, что за неимением адмиралов рулить флотом поставили генерала от инфантерии Альбрехта фон Штоша. Он возглавил германское адмиралтейство в январе 1872 года и пробыл на этом посту до марта 1883 года. Стоит отметить, что выбор у Кайзера (да, с 1871 года Вильгельм I принял этот титул!) получился отменный. Этот сухопутный моряк заложил основы будущей морской мощи Германии. При нём была основана военно-морская академия, именно фон Штошу принадлежит решение, впоследствии сделавшее германский флот главным соперником Владычицы Морей: полностью отказаться от строительства броненосцев за границей — все строить только на отечественных верфях! Он стал учителем и духовным отцом Альфреда фон Тирпица. Если фон Тирпиц — отец германского флота, то фон Штош — дедушка.

В 1883 году фон Штоша сменил второй генерал в кресле Главкома Кайзерлихмарине — Лео фон Каприви. Его назначение было интригой «железного канцлера»: фон Штош терпеть не мог Бисмарка, и это чувство было взаимным. Фон Каприви был настолько чужд флотским делам, что поначалу даже не разбирался в знаках различия своих подчинённых. Что не отменяет недюжинного административного таланта этого человека: он достаточно быстро вошёл в курс дела, пролоббировал постройку миноносцев, составлял пространные доклады в рейхстаг, но, по мнению нового кайзера Вильгельма II, был недостаточно агрессивен: фон Каприви считал, что флот должен играть исключительно от обороны, а кайзер уже закусил удила и готовился к сражениям с Роял Нэви.

«Арминиус», «Принц Адальберт», «Кёниг Вильгельм», «Фридрих Карл» и «Кронпринц» стали последними кораблями Кайзерлихмарине, построенными за рубежом. Все остальные корабли немцы, по заветам фон Штоша, строили сами. И весьма преуспели в этом вопросе, но это — тема для отдельного рассказа...
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    12 октября 2024 05:29
    Англия и Франция. Вот это красавы! Строить и продавать своим потенциальным противникам заведомо тухлые корабли и на этом зарабатывать деньги и не увеличивать мощь врага. А Пруссаки тоже молодчики. Сообразили сразу, что враги не будут строить им передовой флот и решили строить его у себя. Но надо, надо было слушать дедушку Фридриха. Лучше самая сильная армия, чем посредственный флот.
    1. +6
      12 октября 2024 06:13
      Англичане строили далеко не тухлые корабли, могли и какую нибудь новинку, на экспорт отправить и посмотреть, как работает.
      А французы и себе бог знает что строили.
      Надо понимать, что первой мировой, с секретностью всё было плохо.
      1. +1
        12 октября 2024 18:41
        Франция и себе и на экспорт строила современные корабли.
        На экспорт-для России, Японии, Чили, Испании, навскидку.
        1. +1
          12 октября 2024 19:17
          Я бы скорее сказал странные
          1. 0
            12 октября 2024 21:56
            Ну так Вы не разбираетесь. Просто.
            1. +1
              12 октября 2024 22:42
              От этого они лучше не станут французские проекты в целом хуже английских, а позднее и немецких.
              1. +1
                13 октября 2024 02:59
                В целом, это без конкретики.
                Давайте, по проектам, и почему в целом.
  2. +4
    12 октября 2024 06:37
    Не понял про "союзный австрийский". Насколько я помню, Австрия выступала на стороне Пруссии в этой войне.
    1. +3
      12 октября 2024 09:39
      В Войне Пруссии против Дании она была союзницей последней. Потом за это досталось и ей - в 1866 году прусаки растоптали австрийскую армию и отобрали ряд земель, а также сокрушили авторитет габсбургов у немецких государств, что позже повлияло на объединение Германии под власть Пруссии. Вообше Австрия была союзницей Германии, но не Пруссии. и то только в конце 19 ого века
      1. +3
        12 октября 2024 14:13
        Цитата: Факапыч
        В Войне Пруссии против Дании она была союзницей последней.

        Ничего похожего. Австрияки из германской солидарности выступили тогда на стороне Пруссии и даже послали в Северное море эскадру под командованием знаменитого в последствии Тегетгофа
      2. +1
        12 октября 2024 17:17
        Какой "последней", ты о чем? Хоть бы википедию что ли почитал, прежде чем строчить. И да, которые плюсики тебе понаставили, тоже такие же жертвы ЕГ наверное.))
        1. 0
          12 октября 2024 20:27
          Ельцин и Горбачев ЕГ не сдавали. И я не видел, что б в советских и постсоветских учебников большое внимание уделялись отдаленным и периферийным конфликтам.
        2. -1
          12 октября 2024 22:27
          Какой "последней", ты о чем? Хоть бы википедию что ли почитал, прежде чем строчить. И да, которые плюсики тебе понаставили, тоже такие же жертвы ЕГ наверное.))

          Видимо вас сильно задела это тема, раз так болезненно реагируете. Возможно доза самолюбования и тщеславия порадует вас за этот коммент.
          1. 0
            13 октября 2024 12:50
            Меня задевает когда безграмотные люди строчат комментарии на исторические темы, да еще с таким апломбом. Не знаешь наверняка - лучше промолчи, за умного сойдешь.
            1. 0
              14 октября 2024 16:58
              Вы наверно по полу валялись в истерике из-за моей ошибки. Жалко вас! Не воспринимайте все так близко к сердцу, а то здоровье не вечное.
              1. 0
                14 октября 2024 17:34
                Ага, ржал до исступления, все думая , где таких рожают.
                1. 0
                  14 октября 2024 22:47
                  Да уж... более чем странное чувство юмора. В любом случае, это чрезмерная реакция на такой пустяк. Вы представляете опасность для окружающих. Поберегите себя.
    2. +2
      12 октября 2024 11:42
      Верно! Надо было проверить источник (Быстрова "Первые немецкие броненосцы"), ведь знал же что Тегетгофф при Гелголанде за пруссаков воевал...
  3. +4
    12 октября 2024 07:40
    германское адмиралтейство в январе 1872 года

    да, создать всего за 40 лет флот, успешно соперничавший с многовековым британским флотом-это надо было суметь...
  4. +4
    12 октября 2024 08:55
    Всегда было интересно, почему Пруссия, имевшая выход к морю, не имела своего военного флота
    1. +5
      12 октября 2024 09:21
      Да вроде чего-то у них было, и даже флаг был.)))
      1. Комментарий был удален.
      2. +3
        12 октября 2024 11:43
        Нужды не было: Бранденбург имел колонию в Африке, но потом забросил, а вместе с ней и флот...
    2. +3
      12 октября 2024 20:33
      Есть ещё одна причина: всё прусское побережье - сплошные отмели, Данциг стал полностью прусским только после наполеоновских войн, а Кёнигсберг (Пиллау) выхода в море не имел до того, как в 1901 году прокопали канал через косу Фрише-нерунг (Балтийскую косу по-нашему). Потому и Вильгельмсхафен построили на купленной у Ольденбурга земле.
      1. +2
        12 октября 2024 20:48
        Цитата: Летучий_Голландец
        Есть ещё одна причина: всё прусское побережье - сплошные отмели

        Собсно поэтому и оттяпали у Дании Шлезвиг-Гольштейн, рискуя поссориться с Россией.
        1. 0
          12 октября 2024 21:09
          Да, Киль - отличная гавань...
  5. +5
    12 октября 2024 09:17
    На сем лирическое отступление закончено, больше говорить о старом прусском флоте смысла нет.

    Смысл говорить о "Deutsche Marine" как раз есть. Хотя бы для того, чтобы не писать глупости вроде "У Пруссии — пара корветов" или "неслабо огребли".
    В составе Deutsche Kriegsmarine было 39 кораблей, а в битве при Гельголанде. в которой со стороны Пруссии участвовали паровой фрегат и два паровых корвета, а со стороны датнчан парусный фрегат и пароход никто ничего не отгреб. Корабли немного постреляли, никто никуда не попал, потерь не было. Противники разошлись по своим базам.
    1. +5
      12 октября 2024 11:55
      Я не про Гельглоанд, а про Рюген: там прусской "Нимфе" не слабо досталось: 19 попаданий в корпус и четыре - в надстройки, "Арконе" досталось меньше, но всё равно - трое убитых, трое раненых... Другое дело, что я накосячил с австрийцами - они за пруссаков в этой войне воевали (не проверил источник), но при Рюген их не было (как раз к Гельголанду и подошли). А фрегат при Гелоголанде был как раз австрийский, Тегетгофф командовал...
      1. +2
        12 октября 2024 13:39
        Я не про Гельглоанд, а про Рюген

        Вы запутались окончательно. В Seegefecht bei Jasmund (17 марта 1864) (полуостров Ясмунд - это часть острова Рюген) со стороны Пруссии участвовали корветы Arcona, Nymphe, авизо Loreley и шесть канонерских лодок. Никаких фрегатов, там не было.
        А фрегат при Гелоголанде был как раз австрийский, Тегетгофф командовал...

        Битва при Гельголанде, в которой со стороны Пруссии участвовали паровой фрегат и два паровых корвета состоялась 4 июня 1849 года, в ходе Первой Шлезвигской войны. Wilhelm von Tegetthoff в этом году в возрасте 22 лет получил первой офицерское звание и в этой битве не участвовал.
        А в ходе Второй Шлезвигской войны состоялась следующая битва при Гельголанде, 9 мая 1864 года. В ней объединенной австро - прусской эскадрой, состоявшей из двух винтовых фрегатов и винтового корвета командовал Wilhelm von Tegetthoff, который держал свой флаг на винтовом фрегате Schwarzenberg.
    2. 0
      12 октября 2024 13:05
      Цитата: Frettaskyrandi
      Пруссии участвовали паровой фрегат и два паровых корвета, а со стороны датнчан парусный фрегат и пароход никто ничего не отгреб. Корабли немного постреляли, никто никуда не попал, потерь не было. Противники разошлись по своим базам.

      Вы какой бой имеете ввиду, 1864 года?
      1. +2
        12 октября 2024 13:40
        Я имею ввиду 4 июня 1849 г.
        1. 0
          12 октября 2024 13:42
          Цитата: Frettaskyrandi
          Я имею ввиду 4 июня 1849 г.

          Теперь понятно о каком бое Вы написали.
          1. +1
            12 октября 2024 13:44
            Просто автор "заблудился", как с ним это случается. Я выше в комментарии об этом написал.
            1. +1
              12 октября 2024 13:59
              Притом автор заблудился не только в кораблях и битвах, но и в странах. У него Пруссия и Deutsches Reich - это одно и то же государство.
        2. +2
          12 октября 2024 15:57
          А я писал про 1864 год. Войны 1849 года я вообще не касался... Более того, материал не про прусский флот, а про германский.
          1. +1
            12 октября 2024 16:09
            Цитата: Летучий_Голландец
            Более того, материал не про прусский флот, а про германский.

            Нормальная статья, "тонкости" конечно необходимы, но уделять им слишком много внимания не стоит. Статья станет не очень интересной и слишком длинной.
            А я писал про 1864 год.

            Ну, а в том бою австро-венгры "отхватили".
  6. -7
    12 октября 2024 13:54
    Цитата: Slavynich
    Англия и Франция. Вот это красавы! Строить и продавать своим потенциальным противникам заведомо тухлые корабли и на этом зарабатывать деньги и не увеличивать мощь врага. А Пруссаки тоже молодчики. Сообразили сразу, что враги не будут строить им передовой флот и решили строить его у себя. Но надо, надо было слушать дедушку Фридриха. Лучше самая сильная армия, чем посредственный флот.
    Невольно вспоминается опупея с вертолётоносцами из Франции. Считаю, Россия просто отскочила с этими лайбами. Сейчас бы лежали на дне рядом с "Москвой".
  7. +3
    12 октября 2024 14:19
    Вообще, чесаться с флотом у немцев начало гораздо раньше.
    Но первая попытка под флагом Северо-Германского союза провалилась. Англичане не признали этот флаг и в ультимативной форме потребовали разоружить корабли. Командовал тем флотом действительно первый прусский адмирал Карл Рудольф Бромми. Между прочим давний соратник знаменитого лорда Кокрейна
    1. +3
      12 октября 2024 16:00
      Я флота Северо-Германского союза не касаюсь в Материале вполне сознательно: тогда можно отодвигать историю во флот Ганзы и германские ладьи времён Цезаря. Мне интереснее Кайзерлихмарине, который смог бросить вызов Англии, а его начало как раз в 60-70-х годах 19 века.
      1. +4
        12 октября 2024 17:27
        Цитата: Летучий_Голландец
        Мне интереснее Кайзерлихмарине, который смог бросить вызов Англии

        Знаете, иногда складывается такое впечатление, что Кайзерлихмарине совершенно не собирался бросать вызов "Владычице морей". Поскольку немцы с упорством маньяков строили самый лучший в мире второй по силе флот.
        1. +2
          12 октября 2024 18:27
          Это - да, но у них есть смягчающее обстоятельство: построить флот как у Англии, надо и армию держать как у Англии, а Германия этого себе позволить не могла, у неё соседи - Россия и Франция. А Ла-Манша нет...
          1. +2
            12 октября 2024 18:42
            Цитата: Летучий_Голландец
            построить флот как у Англии

            Такого же размера они, конечно, не могли. Но не было особых попыток превзойти качественно. Хоть во времена броненосцев, хоть при строительстве дредноутов
            1. +1
              12 октября 2024 20:46
              Там странная история. Германия ведь была лучшим другом Англии (ещё бы, так французов отм...дохать!), как раз на строительстве немцами флота открытого моря они и поссорились. Мне кажется, здесь личность Вильгельма II большое влияние оказала: он был фанатом всего флотского (и колониальной политики - тоже), с его подачи и началось строительство океанского флота. Фон Штош с фон Каприви считали флот "длинной рукой армии", продолжай Германия их политику, с Англией войны не было бы... На мой взгляд, строительство "второго флота" была как раз уступкой политике дружбы с Англией. Только не сработала уступка: англичанам и второй по силе флот внушал опасения...
    2. +2
      12 октября 2024 18:19
      Между прочим давний соратник знаменитого лорда Кокрейна
      Соратничество продлилось всего 9 месяцев, во время бесславной греческой эпопеи Кокрейна.
      Мое почтение, Иван!
      1. +2
        12 октября 2024 18:41
        Цитата: 3x3zsave
        Соратничество продлилось всего 9 месяцев, во время бесславной греческой эпопеи Кокрейна.

        Считается, что они познакомились в Латинской Америке.
        Цитата: 3x3zsave
        Мое почтение, Иван!

        И Вам наше hi
        1. +2
          12 октября 2024 18:54
          Хммм... Настолько глубоко я в биографию Бромме не влезал, хотя... С чего бы тогда Кокрейн сделал старпомом своего греческого флагмана никому неизвестного немца?
    3. +1
      12 октября 2024 19:25
      лорда Кокрейна
      Возник вопрос: Кокрейн действительно был лордом Великобритании? Мне об этом ничего неизвестно... Просто вопрос, никаких подначек.
      1. +3
        12 октября 2024 20:41
        Лорд в Англии Шотландии и Ирландии, насколько я понимаю, обращение к любому титулованному лицу, не ниже барона.
        А сэр Томас, как ни крути, 10й граф Дандональд, с 1831 года, когда умер его отец.
        Во всяком случае, английская вика утверждает, что пэром он был. request
        1. +2
          12 октября 2024 21:23
          Обращение это одно, а членство в палате лордов совсем другое. Да и традиция пэров в Англии совсем не та, что во Франции.
          1. +2
            12 октября 2024 21:36
            Цитата: 3x3zsave
            традиция пэров в Англии

            Строго говоря Кокрейн - шотландец. Старший сын лорда, соответственно имевший право на его место в палате.
            Другое дело, что он был под судом, из-за чего лишился всех чинов и орденов. Но потом приговор отменили.
            В 1814 г. против него б. выдвинуто обвинение в участии в каких-то темн. делах и в заговоре. К. б. посажен в тюрьму, лишен чинов, орденов и звания члена палаты лордов. Только через 15 л. возникло сомнение в правил-сти его осуждения, и в 1830 г. К. б. восстановлен в правах, а в 1832 г. произв. в к.-адм.

            Энциклопедия Сытина
            1. +1
              12 октября 2024 21:54
              Насколько помню, Кокрейн был обвинен в биржевых махинациях, вероятно небезосновательно, почему и покинул Великобританию, опасаясь тюремного заключения.
              Относительно пэрства... Я не знаю с какого времени оно в Англии наследственное, а не оммажное.
              1. +1
                12 октября 2024 22:11
                Цитата: 3x3zsave
                Кокрейн был обвинен в биржевых махинациях

                Злые языки говорили, что все братья Кокрейн - мошенники)))
                Касательно титула "лорд" у сэра Томаса. Полагаю, лордом, равно как и графом, он стал все же после смерти отца, а до той поры у него был так называемый "титул учтивости". Как бы все понимали, что старший сын лорда рано или поздно унаследует титул.
                1. +1
                  12 октября 2024 22:21
                  Как бы все понимали, что старший сын лорда рано или поздно унаследует титул.
                  Необязательно. В Великобритании прецедетное право. И прецеденты ненаследования титула уже случались.
                  1. +1
                    12 октября 2024 22:28
                    С Кокрейнами этого не случилось)
                    https://en.wikipedia.org/wiki/Iain_Cochrane,_15th_Earl_of_Dundonald
                    1. +1
                      12 октября 2024 22:34
                      Времена и условия поменялись. Когда-то старший сын не мог оспорить права на графство у матери и право на наследное кастелянство у бабки жены.
  8. 0
    12 октября 2024 17:40
    Вот это дурацкое-"начинает хотеть" и "сильная страна должна иметь..."-и привели Германию к поражению в 1МВ
    1. 0
      12 октября 2024 18:28
      У Немцев странная национальная черта: не могут соразмерять свои силы со своими аппетитами. В результате начали две Мировые войны и обе проиграли...
  9. +2
    12 октября 2024 18:32
    Ключевые слова в тексте статьи : "Сильная страна должна иметь сильный флот". Когда смотришь на "мощь" нашего ЧФ, после серьёзных потерь и бесконечной смены командующих, то понимаешь, что слова "Сильная страна" это не о нынешней России. Увы, своего Потемкина как и Ушакова, у нас нет.
    1. 0
      12 октября 2024 20:38
      Строительство флота - дело не быстрое. И не дешёвое. Сейчас кораблестроительные мощности загружены строительством "москитного флота", но, как мне кажется, после СВО начнётся и строительство Океанского. Если появился "серый танкерный флот", должны появиться и силы, которые позволят его защитить. Это всегда так: военный флот следует за торговым. Немцы тоже сначала торговым обзавелись, а потом военный строить начали.
      1. 0
        12 октября 2024 20:41
        Как строили немцы, лучше так не строить. Прочитайте здесь же: https://topwar.ru/250787-sumrachnyj-tevtonskij-genij-kotoryj-pogubil-krigsmarine.html# Боюсь, что у нас в правительстве "стратеги" ещё хуже.
        1. 0
          12 октября 2024 21:08
          Гм... Выскажу своё личное мнение. А что, если Гитлер строил большие корабли вообще не для войны? Его привели к власти - промышленники, Круппы, Тиссены и иже с ними. Вот он и дал им подкормиться военными заказами. И именно это и было целью! Не собирался он с Англией воевать. Те же подлодки начали массово строить только после начала войны, а начал Дёниц, с 57 единиц, если не ошибаюсь...
          1. +1
            13 октября 2024 13:40
            Кто знает, что на самом деле было в больной голове Адольфа. Он быстро загорался идеями и быстро переключился на другие, потеряв интерес к предыдущим.
  10. 0
    13 октября 2024 09:21
    "Почти год допиливали напильником", а французы хихикали, а нас это уже чешет. Cами виноваты:видели, что покупали? Видели, а значит претензий никаких
    1. 0
      13 октября 2024 13:13
      Пруссаки в тот раз не контролировали строительство, когда заказывали следующие пароходы на верфях постоянно находились немецкие инженеры - следили, что бы французы опять не напортачили...
      1. 0
        16 октября 2024 18:52
        Урок пошёл в прок? Они решили:лучше, посмотреть за французами, а то напильником, точить... Приятного мало .
        Мне, было:14 и отчим, попросил: помочь напильником, что-то обработать.
        Я,мозоль натёрла и руку поранила. Больше, к напильнику не прикасаюсь.
        Лучше, себе, что-то не куплю, а на эти деньги: маме и отчиму новое куплю. Чтоб напильника не потребовалось