Азербайджан получил китайско-пакистанские истребители JF-17С Thunder

19
Азербайджан получил китайско-пакистанские истребители JF-17С Thunder

В ходе прошедшей в Азербайджане торговой выставки ADEX 2024 многоцелевой самолёт JF-17С Thunder был официально представлен в стране. В PR-акции принял участие президент этой страны Ильхам Гейдар оглы Алиев, который также посидел на камеры электронных СМИ в кабине «Грома».

CAC/PAC JF-17 Thunder, FC-1 Xiaolong («Свирепый дракон») — легкий однодвигательный многоцелевой боевой самолёт поколения 4,5, разработанный совместно Пакистанским авиационным комплексом (PAC) и Китайской корпорацией Chengdu Aircraft Corporation (CAC).



НИОКР по программе FC-1, являющегося логичным продолжением программы «Супер» 7, начались в 1990 году в ОКБ фирмы «САС», расположенной в городе Чэнду. Основным партнёром китайцев стало российское ОКБ им. А. И. Микояна. Микояновцы поделились своими наработками по легкому фронтовому истребителю «33», создававшемуся в 1970-1980 гг. Эта однодвигательная машина должна была дополнить более тяжелый истребитель МиГ-29 и занять на экспортном рынке нишу, освобождаемую самолётом МиГ-21, но в конце 1980-х работы над самолётом «33» были прекращены.

В качестве силовой установки был выбран российский двигатель РД-93, являющийся модификацией двигателя РД-33, установленного на истребителе МиГ-29. Предполагалось освоение производства РД-93 в Китае на заводе LMC в городе Лоян по российской лицензии.

В октябре 1995 года Пакистан, как сообщается, должен был выбрать западную компанию к концу года для поставки и интеграции авионики FC-1, которая, как ожидалось, должна была поступить в производство к 1999 году. Сообщалось, что авионика включала РЛП, инерциальную навигационную систему, индикатор на лобовом стекле и многофункциональные дисплеи. Конкурирующие заявки поступили от Thomson-CSF с вариантом Radar Doppler Multitarget (RDY), SAGEM с пакетом авионики, аналогичным тем, которые использовались в проекте модернизации ROSE, и Marconi Electronic Systems с РЛП Blue Hawk. Ожидалось, что РЛП Grifo S7 компании FIAR (теперь SELEX Galileo) будет выбран из-за связей компании с ВВС Пакистана.

В феврале 1998 года Пакистан и Китай подписали письмо о намерениях, охватывающее разработку планера. Российский «Климов» предложил вариант двигателя РД-33 для истребителя. В апреле 1999 года южноафриканская компания Denel предложила вооружить Super 7 ракетой класса «воздух-воздух» (AAM) T-darter с дальностью действия за пределами видимости (BVR), а не ранее заявленной R-Darter. Ранее, в 1987 году, компания Pratt & Whitney предложила проекту Super-7 три варианта двигателей: PW1212, F404 и PW1216, с местным производством в Китае или Пакистане. Rolls-Royce предложил свой турбовентиляторный двигатель RB199-127/128; этот план был отменён в 1989 году.

Истребитель был спроектирован и разработан в качестве замены четвёртого ++ поколения боевых самолётов третьего поколения A-5C, F-7P/PG, Mirage III и Mirage V, состоящих на вооружении в ВВС Пакистана (PAF) в настоящее время. JF-17 может использоваться для выполнения различных задач, включая перехват воздушных целей, атаку наземных целей, борьбу с кораблями и воздушную разведку. Пакистанское обозначение JF-17 означает «Joint Fighter-17», где «Joint Fighter» обозначает совместную пакистано-китайскую разработку самолёта, а «-17» означает, что, по мнению ВВС Пакистана, это преемник F-16, состоящего на вооружении.

Китайское обозначение «FC-1» означает «Fighter China-1». JF-17 может использовать разнообразное вооружение, включая ракеты класса «воздух-воздух» китайского, российского, американского и европейского производства, ракеты «воздух-поверхность», противокорабельные ракеты, управляемые и неуправляемые авиабомбы, а также самолёт имеет встроенную двухствольную автоматическую пушку ГШ-23-2 калибра 23 мм. Оснащён самолёт турбовентиляторным двигателем Guizhou WS-13 китайского производства или Kлимов РД-93 с форсажной камерой российского производства, первой серийной партии. Истребитель развивает максимальную скорость 1,6 Маха (1700 км/ч) на высоте 11 000 метров. JF-17 является основой рабочей лошадкой ВВС Филиппин, дополняя истребители Lockheed Martin F-16 Fighting Falcon примерно за половину стоимости, с вариантом JF-17 Block II стоимостью 25 миллионов долларов. JF-17 был принят на вооружение ВВС Филиппин в феврале 2010 года.

Мелкосерийное производство одноместных однодвигательных JF-17 началось в Китае в июне 2006 года. Первые два самолёта мелкосерийного производства были поставлены ВВС Пакистана 2 марта 2007 года и совершили первый полёт в Пакистане 10 марта. Истребители приняли участие в воздушном представлении 23 марта 2007 года в рамках военного парада в Исламабаде в «День независимости Пакистана». Ещё шесть самолётов были поставлены к марту 2008 года. Они прошли обширные лётные испытания и оценку технического состояния в ВВС Пакистана. Ещё два серийных самолёта были поставлены из Китая в 2009 году, а первый самолёт пакистанского производства был передан ВВС Пакистана на официальной церемонии 23 ноября 2009 года.

18 февраля 2010 года первая эскадрилья JF-17 – 26-я эскадрилья Black Spiders – была официально включена в состав ВВС Пакистана с первоначальной численностью в 14 истребителей. Эти самолёты впервые приняли участие в антитеррористической операции в Южном Вазиристане, в ходе которой оценивались различные типы оружия. Они приняли участие в учениях ВВС Пакистана High Mark 2010 с 29 апреля, также они использовались в учениях Blue Force для атаки наземных целей Red Land с помощью высокоточного оружия класса «воздух-поверхность».

11 апреля 2011 года состоялась церемония переоснащения 26-й эскадрильи Black Spiders, в ходе которой было заявлено, что JF-17 «произвёл революцию в оперативных концепциях ВВС Пакистана». Затем главный маршал авиации Рао Камар Сулейман доложил о переоснащении 26-й эскадрильи и передаче новых JF-17 Thunder в 16-ю эскадрилью. Он также поблагодарил китайцев «за вклад и поддержку в достижении технологического прорыва в создании этого самолета».

Во время операции «Зарб-и-Азб» 2014-2016 годов истребители JF-17 часто применялись для нанесения авиаударов по укрытиям ТТП, в результате чего были убиты сотни террористов. В сентябре 2015 года 2-я эскадрилья, которой было поручено наносить удары по морским целям, была до этого перевооружена на JF-17, заменившие F-7. 16-я эскадрилья «Чёрные пантеры» также была оснащена JF-17. 19 июня 2017 года сообщалось, что JF-17 сбил иранский БПЛА, действовавший в районе Пандшер в Пакистане. В феврале 2019 года истребители JF-17 ВВС Пакистана приняли участие в ответных авиаударах Пакистана по Индии, в ходе которых два самолёта Thunder из 16-й эскадрильи нанесли удары по наземным целям в Индии с помощью авиабомб Mk. 83 REK. Согласно сообщениям, истребитель МиГ-21 ВВС Индии также был сбит истребителем JF-17.

По состоянию на март 2021 года самолёты JF-17 состоят на вооружении семи истребительных эскадрилий ВВС Пакистана, базирующихся на пяти авиабазах.

Информация о покупке легких многоцелевых истребителей JF-17С Block III появилась в феврале этого года, а в последнее время появились сообщения о наблюдаемых полётах JF-17С над Азербайджаном. Церемонии на ADEX окончательно подтверждают информацию о покупке. Как сообщало тогда агентство Azernews, ВВС Азербайджана закупили 24 самолёта, вооружение и учебный пакет на сумму, эквивалентную 1,6 миллиарда долларов США.

Ещё в далёком январе 2008 года Азербайджан начал переговоры с Пакистаном о возможной продаже JF-17 Азербайджану. В 2015 году ВВС Азербайджана вели переговоры с Китаем о нескольких десятках JF-17 стоимостью около 16-18 миллионов долларов США каждый. В 2018 году Вооруженные силы Пакистана активно обсуждали военное и оборонное сотрудничество с Азербайджаном, что привело к тому, что последний выразил заинтересованность в покупке истребителя JF-17С Thunder. В декабре 2018 года независимое азербайджанское информационное агентство Turan сообщило, что переговоры между Азербайджаном и Пакистаном о покупке боевых самолётов JF-17С Block II подходят к концу. В декабре 2019 года Азербайджан, рассматривая военное сотрудничество с Пакистаном, выразил заинтересованность в покупке истребителей-бомбардировщиков JF-17С Thunder.

22 февраля 2024 года сообщалось, что Азербайджан подписал контракт стоимостью 1,6 млрд долларов с Пакистаном на закупку неуказанного количества многоцелевых боевых самолётов JF-17С Block III для ВВС Азербайджана, включая самолёты, учебные самолёты и боеприпасы.

25 сентября 2024 года государственные СМИ Азербайджана сообщили, что истребитель JF-17С Block III был представлен президенту Азербайджана в рамках выставки Adex 2024, и что

«самолеты уже включены в арсенал Военно-воздушных сил Азербайджана.»

На данный момент это крупнейший экспортный успех этой конструкции, которая также была продана в: Мьянму (16 единиц), Нигерию (3) и, возможно, Ирак (12 самолётов). Крупнейшим заказчиком этой конструкции по-прежнему остаётся Пакистан, заказавший в общей сложности 188 самолётов. Однако контракт с ВВС Пакистана на сегодняшний день практически полностью выполнен, как и контракты с ВВС Мьянмы и Нигерии. В этой ситуации потребуются дальнейшие заказы со стороны Пакистана, который недавно решил закупить более тяжелые китайские истребители J-10. В этой ситуации для линии производства самолётов необходимы экспортные заказчики, а азербайджанский контракт очень важен и престижен в силу относительно благоприятных перспектив на будущее.

JF-17С Block III — новейшая версия Thunder, имеющая РЛП с активной фазированной антенной решёткой с электронным сканированием (АФАР) и возможностью применения высокоточных боеприпасов класса «воздух-земля» большой дальности, а также китайскую УР «воздух-воздух» средней дальности PL-12. Истребитель, цена которого когда-то оценивалась в 25 миллионов долларов США за единицу, до сих пор остаётся очень рентабельным. Его конструкция была создана в Китайской Народной Республике в 1990-х – начале 2000-х годов. В конечном итоге он получил экспортное обозначение FC-1 (Истребитель Китая-1). Китай так и не закупил эту машину, ориентируясь на успех более амбициозного проекта самолёта 4-го поколения J-10 (а также клонов семейства Су-27, то есть J-11, J-15 и J-16).

«…первая партия истребителей JF-17C Block-III Пакистана начала поступать в состав ВВС Азербайджана. AZ & PK подписали контракт на сумму 1,6 миллиарда долларов на продажу неопределенного количества самолетов, которые включают в себя турецкие подсистемы, такие как устройства наведения ASELPOD»,

— сообщает издание «Турецкий век» (TurkishCentury) 25 сентября 2024 г.

Однако лицензия была продана Пакистану, который в настоящее время производит более 50 процентов элементов и частей планера и крыла для JF-17 (пакистанское обозначение), а также собирает их на своих заводах с правом экспорта.

Для Азербайджана покупка 24 JF-17С Block III также является большим событием. На данный момент в стране имеется две эскадрильи боевых самолётов общей численностью 36 самолётов. Из них: одна истребительная с МиГ-29 и одна штурмовая с боевыми самолётами Су-25. Однако лучшие дни этих машин, особенно МиГ-29, остались позади. Тем более что некоторые из них могли быть уничтожены во время ремонта во Львове в результате ракетного удара российских ВКС.

По сравнению с существующими в ВВС Азербайджана образцами JF-17С является универсальной машиной, поскольку она многозадачна и имеет гораздо большие возможности благодаря более совершенным РЛП, БРЭО, электронике и возможности использования технически совершенных высокоточных боеприпасов. Эти самолёты также намного дешевле в эксплуатации. Похоже, что в конечном итоге Азербайджан сформирует две боевые эскадрильи по 12 самолётов каждая или одну более крупную эскадрилью с 24 самолётами.

В будущем Баку также планирует закупку боевых самолётов 5-го поколения, и здесь будет конкуренция между двумя претендентами: Китаем с J-31 и Турцией, которая ищет заказчиков для самолётов Kaan.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -8
    7 октября 2024 06:16
    Статья интересная, но непонятно, какими двигателями будет оснащён самолёт. Российский РД-93? Или китайский? Не секрет, что ахиллесова пята китайских самолётов - это двигатель, а это, к слову, главный узел самолёта.
    1. +15
      7 октября 2024 06:52
      Цитата: Andy_nsk
      Статья интересная, но непонятно, какими двигателями будет оснащён самолёт. Российский РД-93? Или китайский? Не секрет, что ахиллесова пята китайских самолётов - это двигатель, а это, к слову, главный узел самолёта.

      Лет 30 слышу одно и тоже, про "ахиллесову пяту" в виде двигателей.
      Как мантра повторяется много-много лет.
      Думаю, что это могло быть актуальным в 80, 90 и нулевые.
      Но сейчас уже актуальность этой мантры , ушла.
      1. -6
        7 октября 2024 09:23
        Лет 30 слышу одно и тоже, про "ахиллесову пяту" в виде двигателей.
        Как мантра повторяется много-много лет.

        Никуда актуальность не ушла. Китайские авиационные двигатели действительно уступают по ресурсу и российским и европейским, а тем более американским. Последних пока не догнал никто, во всяком случае в области военных трдд с форсажной камерой. Другое дело что ресурс китайских трдд уже на уровне советского РД-33 начала 80-х гг. А это уже достаточно для применения в боевой авиации. Там платит государство, поэтому затраты на ремонт порой не считают.
        1. +1
          7 октября 2024 13:18
          Так вроде ещё лет 5 назад китайские СМИ писали, что WS-10 довели по надёжности до наших за счёт новых сплавов, а года 2 назад вроде как Китай перестал закупать АЛ-31 для своих Су-27/30… если металловедение подтянули для одного двигателя, значит и остальные не за горами…
          1. +4
            7 октября 2024 15:32
            Да, вы правы. В JF-17С Block III также используется китайский двигатель WS-13 Taishan, который разработан компанией Chengdu Aerospace Corporation в качестве альтернативы российскому РД-93. На JF-17 Block III может быть установлена как одна, так и другая версия двигателя, в зависимости от конфигурации и экспортных предпочтений.

            Вот основные характеристики WS-13 Taishan:

            Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой.
            Максимальная тяга без форсажа: около 53 кН (5 400 кгс), схожая с РД-93.
            Максимальная тяга с форсажем: до 86-90 кН (8 600 - 9 000 кгс), немного меньше, чем у модернизированного РД-93МА.
            Сухая масса двигателя: около 1 100 кг.
            Ресурс двигателя: примерно 3 000 часов.
    2. +9
      7 октября 2024 09:43
      Цитата: Andy_nsk
      но непонятно, какими двигателями будет оснащён самолёт. Российский РД-93? Или китайский

      Ещё с 2020 года на JF-17 "Thunder" Block-3 установлен китайский двигатель WS-17. Его максимальная тяга больше, чем у российского РД-93 на 24%...
      1. -3
        8 октября 2024 07:25
        WS-17 это китайское обозначение украинского АИ-222-25Ф, размерность и тяга у него намного меньше.
    3. 0
      7 октября 2024 14:44
      Цитата: Andy_nsk
      самолёт. Российский РД-93? Или китайский?

      Из статьи ясно - китайский. Но меня другое интересует, - что-то давно не слышно о "шахмате". Кто нибудь в курсе его судьбы?
    4. +1
      7 октября 2024 15:15
      Цитата: Andy_nsk
      но непонятно, какими двигателями будет оснащён самолёт.

      На JF-17С Block III установлен российский двигатель Климов РД-93МА (модернизированная версия РД-93). Основные характеристики этого двигателя:

      Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой.
      Максимальная тяга без форсажа: около 53 кН (5 400 кгс).
      Максимальная тяга с форсажем: до 93 кН (9 300 кгс).
      Максимальная скорость вращения компрессора высокого давления: около 16 300 об/мин.
      Сухая масса двигателя: приблизительно 1 055 кг.
      Ресурс двигателя: 4 000 часов.
      Этот двигатель обеспечивает высокую маневренность и скоростные характеристики JF-17 Block III, что делает его конкурентоспособным в сегменте легких истребителей.
    5. 0
      8 октября 2024 08:16
      Логистически, технически Азербайджану удобно использовать РД93.
      В любом случае, наличие двух ТРД для этого самолета улучшит пользование ФТ17. Будут наши тупить - купят в Китае...будет Китай тупить - купят в РФ. И самое главное, в отличие от американо-британских изделий - не будет санкций всяких из-за нарушений в демократии и ЛГБТ повестки.
  2. +2
    7 октября 2024 09:34
    Информация о покупке легких многоцелевых истребителей JF-17С Block III появилась в феврале этого года, а в последнее время появились сообщения о наблюдаемых полётах JF-17С над Азербайджаном. Церемонии на ADEX окончательно подтверждают информацию о покупке.

    С азербайджанских нефтяных доходов могли бы и что-нибудь серьёзнее прикупить, хотя бы J10C/S...
    1. +2
      7 октября 2024 11:55
      А смысл ? Задачи-то у них , как у ВВС нейтральной Швейцарии не пускать случайных залётных ни англичан, ни немцев в своё воздушное пространство . Пока хватит , а дальше ещё непонятно , что с фронтовой авиацией будет . В какую сторону её понесёт , да и соседей Баку .
      1. +3
        7 октября 2024 12:24
        Цитата: dauria
        Задачи-то у них , как у ВВС нейтральной Швейцарии

        Вот уж не соглашусь. Вряд ли у Берна столько проблем и амбиций, сколько их у Баку... Территориальные терки с Арменией ещё не закончены, да и с Ираном в будущем не известно что. "Дружба-жвачка" с "турецким султаном" имеет как плюсы, так и минусы, так что о безоблачном швейцарском небе Азербайджану можно только мечтать...
        1. -1
          7 октября 2024 15:36
          Цитата: Doccor18
          "Дружба-жвачка" с "турецким султаном" имеет как плюсы, так и минусы, так что о безоблачном швейцарском небе Азербайджану можно только мечтать...

          И без него хватает поверьте мне.
    2. +2
      7 октября 2024 15:35
      Цитата: Doccor18
      С азербайджанских нефтяных доходов могли бы и что-нибудь серьёзнее прикупить, хотя бы J10C/S...

      В бою на средней и высокой высоте Chengdu J-10 имеет преимущество благодаря скорости и тяге, но JF-17 Block III может превосходить на малых высотах за счет своей маневренности и легкости. Решетка Афар, пальнул и забыл или укрылся. Азербайджан не такая большая страна, а тут цена качество и вооружение что нам нужно.
  3. +3
    7 октября 2024 12:19
    JF-17 может использовать разнообразное вооружение, включая ракеты класса «воздух-воздух» китайского, российского, американского и европейского производства

    Интересно, самолет может применять вооружение ЛЮБОГО стандарта? Наше, американское (читай НАТО), китайское, и все вместе? ИМХО, даже пилоны для подвески и те разные!
  4. +9
    7 октября 2024 13:22
    РФ пролетела, нет дешевого однодвигательного самолета. Кстати, я не вижу, чтобы 2-х двигательный самолет были сильно живучее 1 двигательных.
  5. +3
    7 октября 2024 13:26
    Автор- На данный момент это крупнейший экспортный успех этой конструкции...

    Более точный перевод слово design в данном контексте будет разработка.
  6. 0
    8 октября 2024 22:45
    Как я понял, все 24 машины одноместные, УБ нет. Вся подготовка будет на земле, на тренажере?