Модернизация «Вепря»: развитие тяжёлых РТК разминирования

6
Модернизация «Вепря»: развитие тяжёлых РТК разминирования
БМР-3М в полях Донбасса


В нашей стране уже несколько множество робототехнических комплексов разминирования, и регулярно появляются новые образцы этого класса. В ближайшем будущем промышленность может представить ещё один такой образец с высокими рабочими характеристиками. Основой для него станет серийная инженерная бронемашина БМР-3МА «Вепрь».



По последним данным


В настоящее время инженерные войска российской армии занимаются гуманитарным разминированием освобождённых территорий. Для поиска и уничтожения опасных предметов они используют разные образцы техники, в т.ч. тяжёлую бронированную машину разминирования БМР-3МА «Вепрь».

24 сентября министерство обороны опубликовало репортаж о работе сапёров и применении «Вепря» в ходе расчистки сельскохозяйственных угодий в Донецкой народной республике. В коротком видео был запечатлён процесс расчистки прохода на опасном участке с помощью бронемашины. Также сапёры рассказали о своей сложной, но важней работе.

2 октября видео от Минобороны было размещено на телеграм-канале госкорпорации «Ростех». Пресс-служба организации отметила, что в кадре запечатлена машина разминирования модификации БМР-3МА. Также приводились некоторые её характеристики и особенности применения.

В сообщении «Ростеха» также было указано, что в настоящее время рассматривается возможность преобразования «Вепря» в полностью беспилотный комплекс. Предприятия, входящие в состав корпорации, имеют опыт создания подобных проектов. В качестве примера приводится машина гуманитарного разминирования МГР-4 от холдинга «Высокоточные комплексы», созданная недавно на основе многофункционального погрузчика.


Трал в деле

Однако возможность создания роботизированной версии БМР-3МА упоминалась лишь вскользь. Никакие подробности таких планов или будущего проекта не приводилось Тем не менее, речь идет о важном образце инженерной техники, который должен заинтересовать нашу армию.

Неожиданные новости


Сообщение «Ростеха» о разработке нового РТК разминирования на базе существующей бронемашины «Вепрь» выглядит любопытно, но вызывает вопросы. Дело в том, что в нашей стране уже есть подобный образец на этой же платформе.

Напомним, что в середине десятых годов НПК «Уралвагонзавод» и ВНИИ «Сигнал» представили новую инженерную бронемашину под шифром «Проход-1». Этот проект предполагал роботизацию инженерной машины БМР-3М. На серийный «Вепрь» предлагалось ставить набор дополнительного оборудования для дистанционного управления.

По имеющейся информации, во второй половине прошлого десятилетия «Проход-1» успешно прошел испытания и продемонстрировал свои возможности. Однако точные сведения о дальнейшей судьбе этого образца отсутствуют. Неизвестно, была ли эта машина принята на вооружение и запущена в серийное производство.

Тем не менее, «Проход-1» дошёл, как минимум, до войсковых испытаний и даже использовался в реальных гуманитарных мероприятиях. Например, летом 2022 г. РТК этого типа был замечен в Донбассе. Роботизированная машина использовалась для расчистки местности в неназванном районе республик. Вероятно, вместе с роботизированным «Проходом» работали и «Вепри», управляемые экипажами.


Вопросы и предположения


Российская оборонная промышленность достаточно давно провела роботизацию бронированной машины разминирования БМР-3М. Теперь же госкорпорация «Ростех» сообщает о готовности разработать такой проект.. Что имела в виду пресс-служба организации, неясно, но можно сделать некоторые предположения.

Возможно, речь идёт о продолжении проекта «Проход-1», который ещё не прошёл все необходимые испытания и процедуры для официального принятия на вооружение. Кроме того, промышленности предстоит наладить серийное производство и поставки этой техники в войска.

В недавнем репортаже Минобороны инженерная машина фигурировала под обозначением БМР-3М. Однако «Ростех» утверждает, что это образец следующей модификации — БМР-3МА. И именно в контексте этой бронемашины упоминается роботизация.

Возможно, персппективный РТК будут делать на базе более новой версии «Вепря». Такой подход не повлияет на технические и рабочие характеристики, но в некоторой мере упростит производство и эксплуатацию техники.

В качестве примера современного подхода к разработке инженерной техники «Ростех» приводит РТК МГР-4 «Шмель», разработанный холдингом «Высокоточные комплексы». Этот комплекс создавался в рамках сотрудничества ВНИИ «Сигнал» и Ковровского электромеханического завода. Его построили на базе многофункционального погрузчика коммерческой модели и оснастили необходимыми дополнительными средствами.

РТК «Шмель» оснащён системой дистанционного управления, которая позволяет оператору контролировать шасси и целевое оборудование. Важной особенностью этой системы является её универсальность. Она и может быть использована в различных робототехнических комплексах. Нельзя исключать, что одним из носителей этой системы станет гипотетическая роботизированная модификация БМР-3МА.


Машина разминирования БМР-3МА

Таким образом, возникает интересная ситуация. Хотя точно неизвестно, что именно имела в виду пресс-служба «Ростеха», ясно, что наша оборонная промышленность обладает всеми необходимыми технологиями, наработками и компонентами для разработки подобного проекта. Вопрос только в том, как именно будут использованы имеющиеся решения и какой будет готовая инженерная бронемашина.

Желаемые результаты


Будет ли «Ростех» разрабатывать новый вариант БМР-3МА «Вепрь» и какой именно будет эта инженерная машина, пока неизвестно. Однако уже сейчас можно рассмотреть проект «Проход-1», чтобы понять, какие результаты может дать гипотетический проект.

РТК «Проход-1» создан на основе серийной бронированной машины разминирования БМР-3М. Этот проект предполагает сохранение всех основных узлов и агрегатов исходного «Вепря», а также установку ряда новых приборов. При таком переоснащении машина сохраняет рабочие места экипажа, но получает возможность дистанционного управления.

БМР-3МА построена на основе танка Т-90А. Используется готовый броневой корпус, с которого удаляются некоторые детали и монтируется новая высокая рубка. Позади рубки находится грузовая платформа для перевозки необходимых устройств и агрегатов. Новые элементы бронирования защищают от стрелкового оружия и артиллерийских снарядов, а также предусматривается установка блоков динамической защиты.

Двигательная установка и ходовая часть полностью заимствуются у базового танка. Характеристики подвижности остаются на прежнем уровне, но при тралении скорость движения ограничивается.


РТК «Проход-1»

И «Вепрь», и РТК на его основе используют танковый комбинированный трал типа ТМТ-С. В его составе имеется набор катков для сплошного траления полосы шириной 4 м. На трале установлена электромагнитная приставка для обезвреживания мин с магнитным взрывателем. Также «Проход-1» получил устройство для траления противобортовых мин и систему радиоэлектронной борьбы для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами. Радиовзрыватели блокируются в радиусе 100 м.

«Вепрь» управляется экипажем из двух человек — водителем и командиром. Кроме того, он может перевозить трёх сапёров со снаряжением.

РТК «Проход-1» получает набор камер и других датчиков, системы связи и т.д. На штатных органах управления устанавливаются исполнительные механизмы. После этого комплекс может контролироваться оператором с помощью удаленного пульта. Обеспечивается как вождение, так и использование целевого оснащения.

По рабочим характеристикам и возможностям траления РТК «Проход-1» не отличается от машины разминирования БМР-3М. В то же время роботизированная машина способна работать без экипажа на борту. Соответственно, резко сокращаются риски для личного состава в боевой обстановке. В этом отношении роботизированный «Вепрь» похож на другие отечественные РТК своего класса.

Перспективное направление


Робототехнические комплексы разминирования обладают рядом важных особенностей и преимуществ перед техникой других классов. В нашей стране уже создано несколько таких образцов, и некоторые из них активно применяются в реальных операциях по расчистке местности.

В парке такой техники должны присутствовать РТК разных классов с отличающимися возможностями. В частности, нужны тяжёлые машины на базе танков, хорошо защищённые и способные бороться с наиболее сложными угрозами. Разработка такой техники уже ведется, и промышленность анонсирует новые проекты. Пока неизвестно, когда и в каком виде она появится, но её необходимость для инженерных войск не вызывает сомнений.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    7 октября 2024 06:02
    В нашей стране уже несколько множество робототехнических комплексов разминирования, и регулярно появляются новые образцы этого класса. В ближайшем будущем промышленность может представить ещё один такой образец с высокими рабочими характеристиками. Основой для него станет серийная инженерная бронемашина БМР-3МА «Вепрь».
    Самое печальное, что все эти "чудо-машины" ЕДИНИЧНЫ, а их надо сотни. Третий год войны, а их ни как в серию не запустят....
    1. 0
      8 октября 2024 17:51
      нет столько ресурсов для всех хотелок, производительность труда низкая в стране
      1. 0
        8 октября 2024 18:03
        Цитата: Михаил Нашарашев
        нет столько ресурсов для всех хотелок, производительность труда низкая в стране

        Да нет...там иные причины. И пора бы наводить порядок в ГОЗе, особенно в вопросах качества принимаемой продукции, повышения ответственности за неё руководителями предприятия, пересмотреть задание, отказаться от выпуска уже не нужной техники
        1. 0
          8 октября 2024 18:13
          знакомы изнутри с данными проблемами в впк?
  2. 0
    7 октября 2024 13:02
    Вижу показушность в термине "роботизированные", когда даже "дистанционно управляемые" можно использовать с оговорками. Хотя сама идея дистанционного управления наземными дронами на сегодня кажется не только очевидной, но реализуемой и реализованной на практике. Для сапёрной техники – сам бог велел управлять по кабелю сзади.
  3. 0
    7 октября 2024 16:45
    Какие то проблемы с дистанционным управлением ? Вспоминаем телетанки тридцатых годов прошлого века , они то работали Интересно , а что мешает сейчас ?