Выстрел в собственную ногу: критический дефицит комплектующих для американских БПЛА

11
Выстрел в собственную ногу: критический дефицит комплектующих для американских БПЛА


Продолжайте в том же духе


Патологическое желание нанести вред Китаю преследует Белый дом уже несколько десятилетий – американских президентов серьезно раздражает суверенитет восточного государства. Китайцам прилетало от Соединенных Штатов с самого зарождения коммунистического строя в стране. Позже были санкции за Тяньаньмэнь, история с поддержкой Ирана и прочие мелкие пакости от американцев. Однако Китай лишь крепчал – санкционное давление на заокеанского соперника, если и замедляло экономический рост, то совсем ненамного. А вот злости и желания дружить с соперниками американцев Пекину поведение Вашингтона добавило явно.



Со временем противостояние Китая и США превратилось в битву высоких технологий. Точнее, не битву, а односторонние нападки американцев. Huawei и ZTE запретили доступ на рынок, объяснив это заботой о безопасности граждан. В 2022 году в Белом доме решили в очередной раз замедлить китайский прогресс и ввели экспортный контроль на высокотехнологичную продукцию. Например, Госдеп строго следит за поставками в КНР фотолитографов экстра-класса из Японии и Нидерландов. На самом деле, Китай что-то в этом секторе делает самостоятельно, но системы глубокой иммерсионной ультрафиолетовой литографии от голландской ASML под запретом. В лучших традициях хищнической внешней политики, Белый дом вынудил ASML разорвать ранее заключенный контракт на поставку дефицитной техники.

Американцы не только закрывают доступ Пекину к современным технологиям, но и давят на экспорт Поднебесной. Вместе с европейцами США закрутили гайки китайским электромобилям. Ради «честной конкуренции» тарифы на подобную технику подскочили на 45 процентов. Владимир Путин предельно точно обозначил ситуацию:
«Недавно взяли американцы и ввели Китаю санкции на электротранспорт, на электромобили. Почему? За что? А потому, что китайские машины лучше стали».
В Америке, само собой, всё объясняют традиционной заботой о безопасности граждан. Напрямую слова российского президента подтвердили в верхушке компании Ford сразу после путешествия на заводы китайского Changan. Ребята приехали в глубоком шоке от увиденного, распорядились закупить несколько электрокаров из Поднебесной, разобрать их до винтика и научиться, наконец, создавать что-то похожее. Ситуацию с китайской рыночной экспансией гендиректор Ford Джим Фарли назвал «экзистенциальной угрозой» для всего мирового автопроизводства. Еще чуть-чуть, и электрокары made in China снесут всех. И заградительные пошлины не помогут.


Но «экзистенциальной угрозой» для Соединенных Штатов оказались не только сугубо гражданские электрокары, но продукция двойного назначения. Здесь американцы прямо-таки зарядили хороший дробовик и отстрелили пару пальцев на ноге.

Как TikTok, но с крыльями


Санкции нужно просчитывать. До определенного момента у американцев это получалось неплохо. Но вот в самый разгар мировой беспилотной войны Соединенные Штаты запрещают экспорт дронов как «невероятно угрожающих национальной безопасности». Для полноты понимания абсурда ситуации приведем высказывание республиканца Элизы Стефаник на этот счет:
«Дроны DJI представляют угрозу национальной безопасности, как TikTok, но с крыльями».
Не известно, где углядели конгрессмены в DJI крылья, но «Закон о противодействии дронам Коммунистической партии Китая» в Палате представителей приняли в середине 2024 года. В работе еще один законопроект «О дронах для служб быстрого реагирования», где DJI также вне закона. Окончательно ни один из этих нормативных актов не вступил в силу – все ждут ноября, когда окончательно решится судьба китайских БПЛА.

Игры с запретами на китайские беспилотники воодушевили американских производителей. Местные принялись замещать растущий дефицит, но оказалось, что Китай доминирует на рынке комплектующих для дронов. Autel, который, казалось бы, по бумагам американский, на самом деле плоть от плоти китайский.

Раз так, то американцы решили пойти по примеру России и Украины и собирать собственные дроны прямо в боевых подразделениях. Само собой, из «суверенных» американских деталей. Но такого добра оказалось недостаточно, а то, что есть, выходило чересчур дорого.

82-я воздушно-десантная дивизия армии США не смогла набрать штатное количество беспилотников. Такие компоненты, как двигатели, регуляторы скорости, антенны и другая электроника, которые раньше в изобилии поставлялись китайскими поставщиками, теперь находятся в критическом дефиците. Логика подсказывает, что собранный на китайском заводе дрон DJI теоретически может представлять угрозу безопасности Америке. Например, транслировать случайно попавшие на камеру объекты Пентагона. Но теоретически этим может заниматься и любой смартфон, произведенный в КНР, например, iPhone. Но его не запрещают, а DJI, пожалуйста. Еще больше вызывает вопросов дефицит комплектующих для дронов made in China.

Как антенны или моторы могут угрожать американской безопасности? Здесь два варианта объяснения. Первый – Белый дом втихаря еще пытается поиграть в протекционизм и стимулировать производства комплектующих для БПЛА. Пока не получается, и приходится обращаться к Тайваню, где присутствует контора Thunder Tiger Group, мечтающая заменить DJI на американском рынке. Только вот о прежних объемах поставок и низкой стоимости пару лет точно говорить не придется. Как ни крути, но именно Китай – главный в мире поставщик массовых и самых востребованных квадрокоптеров.

Второй вариант развития событий – Пекин намеренно прикрывает краник для американцев, чтобы они сполна прочувствовали ценность собственной дури. Китайцы в такое умеют. Меньше года назад они существенно ограничили экспорт технологий, связанных с добычей, разделением и производством редкоземельных металлов. Американцы судорожно начали вкладываться в собственную добычу и искать альтернативных поставщиков. Пока получается слабо. Подобный фокус, по данным The New York Times, Пекин уже провернул с Украиной. Видимо, в ответ на непрекращающееся давление, КНР с 1 сентября ограничил поставки дронов и комплектующих к ним киевскому режиму. С учетом многотысячных ежемесячных потерь БПЛА украинскими боевиками, даже немного прикрытый поток поставок заставит ВСУ понервничать.


Переоценивать события, изложенные выше, не стоит. Во-первых, опыт России показывает, что если очень хочется обойти санкции, то помочь в этом деле много кто готов. Нет такого преступления, на которое пойдет бизнес за 300 процентов прибыли. Выражение старое, но обретшее особый смысл в современных условиях. Поэтому, если американцы захотят, то у них будут комплектующие, которые запретит поставлять Китай. Только дороже и не такие современные, как хотелось бы. Во-вторых, если американцы почувствуют, что некоторые законы действительно мешают военным и подрывают оборонный потенциал страны, то ограничения тут же будут сняты. Хотя история с «Законом о противодействии дронам Коммунистической партии Китая» заставляет усомниться в здравомыслии некоторых власть предержащих в США. И это скорее хорошие новости для России.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    10 октября 2024 05:57
    Импортозамещение не только нам... грозит.
    Обойдут или сами сделают, делов то.
  2. 0
    10 октября 2024 06:45
    Да вроде как и у нас есть проблемы с БПЛА:
    Недавно в сети распространились кадры перевозки Герани-2 сбитой ВСУшниками. Почти целый дрон упал в поле - у него не было системы самоликвидации.
    Проблема носит системный характер. Сделать самоликвидацию не сложно, куда более сложно изменить конструкцию - по документам, провести инициативу через всех важных людей, это месяцы. Сотни согласований и повторений одного и того же, подписи, куча персональных ответственностей. Это кстати и является причиной бедного снабжения армии РЭБом на актуальных частотах и многих других новшеств. Пока идет разработка и внедрение - проект утопает в болоте согласований у очень занятых людей.

    https://voenhronika.ru/publ/vojna_na_ukraine/10_10_2024_verkhnekamenskoe_selo_ne_vzjato_razbor_poletov_skandal_karta_boevykh_dejstvij_na_ukraine_belogorovka_seversk_24_video/60-1-0-15730
    1. -1
      10 октября 2024 09:33
      Сделать самоликвидацию не сложно, куда более сложно изменить конструкцию - по документам, провести инициативу через всех важных людей, это месяцы. Сотни согласований и повторений одного и того же,
      Именно сейчас возможен вариант. Разработать автономное устройство самоликвидации срабатывающее от перегрузки при падении, например. И устанавливать его на носитель непосредственно в войсках. При этом конструкция носителя вообще не меняется. А само устройство можно собирать из комплекта поставки также, как сейчас осуществляется подготовка некоторых дронов, т.е. то же непосредственно в войсках.
    2. 0
      11 октября 2024 23:21
      Сделать самоликвидацию не сложно, куда более сложно изменить конструкцию


      А зачем она нужна? Если падает много дронов ну скажем больше 5% от числа запушенных, то это вопрос к технической части дронов, система самоликвидации лишь попытка решить следствие проблемы, но не саму проблему.
  3. +1
    10 октября 2024 07:09
    У нас тоже забота о гражданах, вот утилизационный сбор подняли, пошлины ввели на те же товары из Китая. Особенно весело когда волонтеры покупая беспилотники для СВО в Китае, еще и отстегивали пошлины. Вот Youtube тормознули так что даже смотреть невозможно, хотя там было много интересного и полезного, в том числе и производственные моменты...
    1. 0
      10 октября 2024 08:45
      VPN в помощь и смотрите ютуб, работает
  4. +2
    10 октября 2024 08:35
    Например, Госдеп строго следит за поставками в КНР фотолитографов экстра-класса из Японии и Нидерландов

    Год назад китайское правительство приняло план производства литографических станков с высокой числовой апертурой не позднее 2027 года. А у них, как и в бывшем СССР - что наметили, то и выполнили...
    1. +2
      10 октября 2024 12:32
      Цитата: Luminman
      А у них, как и в бывшем СССР

      У них не просто как. Они фактически повторяют принципы развития СССР, только пятилеток не хватает. Все так же по плану, все расписано и посчитано. То что у нас называлось в 90е-00е пережитком, плановой экономикой и не воспринималось, то Китай переосмыслил, усвоил и внедрил у себя. Так же и с дронами, все уже давно просчитано и выполняется.
  5. -2
    10 октября 2024 08:57
    Патологическое желание нанести вред Китаю преследует Белый дом уже несколько десятилетий – американских президентов серьезно раздражает суверенитет восточного государства.

    Автор, что называется, с первых слов понес пропагандистскую околесицу.
    Белый дом считает ненормальным и угрожающим национальной безопасности , когда одна страна или даже одна фирма контролирует 90 процентов рынка другой страны.
    А в настоящее время китайские фирмы контролируют 90 процентов американского рынка БПЛА, только фирма DJI контролирует 80 процентов коммерческого рынка в Соединенных Штатах и ​​до 70 процентов мирового рынка. Вполне естественно, что подобное положение "Белый дом" считает ненормальным и предпринимает соответствующие меры. Причем эти меры включают в себя не только ограничения на экспорт и импорт, а и программы развития собственного производства и их финансирование. Да, на начальном этапе могут быть определенные проблемы, но они преодолимы.
  6. -1
    10 октября 2024 09:18
    Еще чуть-чуть, и электрокары made in China снесут всех.

    Никого и никуда они не снесут. Почему то основные научно-исследовательские центры той же Changan Automobile Co., Ltd., занимающиеся разработкой, расположены не в Китае, а в Японии (экстерьер), Великобритании (двигатели и трансмиссия), Италии (интерьер) и США (шасси).
    1. +2
      10 октября 2024 13:19
      Мне кажется, вся эта история с электрокарами попахивает дональдом куком