Как СССР догнал и перегнал Америку по числу АПЛ

В свое время Никита Сергеевич Хрущев подарил нам немало интересных высказываний. Так среди прочего он обещал жителям СССР то, что они в 1980 году будут жить при коммунизме, а также то, что в том же году он покажет им последнего попа. Ни того, ни другого, как нам сегодня известно, не произошло. Еще одним крылатым высказыванием советского деятеля стала фраза: «Догнать и перегнать Америку», имелись в первую очередь экономические показатели страны. И если с довольно странной «кукурузной кампанией», которую в СССР запустил Хрущев, в стране случился полный провал, то в некоторых аспектах, в первую очередь в оборонной сфере, выполнить данное обещание удалось. СССР действительно догнал и перегнал Америку, в частности, по постройке атомных подводных лодок.

30 июля 2012 года состоялась официальная церемония закладки нового стратегического ракетоносца проекта 955А «Князь Владимир», который является модернизацией лодок проекта 955 «Борей». Данная подводная лодка станет 4-й в серии атомных подводных крейсеров (АПКР) данного проекта. Предполагается, что головной корабль серии «Юрий Долгорукий» весь 2013 год будет проходить опытно-штатную эксплуатацию на флоте. Еще две лодки серии «Александр Невский» и «Владимир Мономах» до конца 2013 года также должны войти в состав флота. Всего же планируется ввести в строй 8 АПКР «Борей», три вышеперечисленных и еще 5 по улучшенному проекту «Борей-А». Все лодки будут вооружены новейшей твердотопливной межконтинентальной ракетой «Булава» и будут составлять основу морской компоненты российских СЯС – сил ядерного сдерживания по меньшей мере до 2050 года. Уже сейчас можно говорит о том, что проектирование, строительство, испытания и принятие на вооружение лодок 4-го поколения войдет в историю России, как одно из крупнейших событий по совершенствованию стратегического потенциала государства в постсоветский период его истории.

Как СССР перегнал Америку


Окончание Второй мировой войны ознаменовало собой начало нового противостояния двух сверхдержав – СССР и США. Вступив в жесткое соперничество за мировое лидерство, страны довольно быстро перешли к вооруженному противостоянию в рамках так называемой «Холодной войны». Гонка вооружений привела к появлению атомноного и термоядерного оружия, совершенных средств его доставки. Обе страны создали собственные ядерные триады, основанные на наземной (баллистические и крылатые ракеты), воздушной (стратегические бомбардировщики) и морской (боевые корабли, подводные лодки) составляющих.
Как СССР догнал и перегнал Америку по числу АПЛ
АПЛ пр. 955 "Борей"

Начиная с 1960-х годов, основной упор стал делаться на развитие АПЛ, вооруженных баллистическими ракетами большой дальности, который способны были осуществлять запуск, находясь в подводном положении. В СССР такие лодки классифицировались как АПКР. Военные специалисты по обе стороны Атлантики пришли к правильному выводу о том, что именно АПКР представляют собой самое грозное из когда-либо созданного человечеством оружия. Именно в стратегических подводных лодках скрытность действий и высокая боевая устойчивость сочетались с разрушительным потенциалом МБР с разделяющимися ядерными боеголовками индивидуального наведения. Все это позволяло подводным лодкам нанести мощнейший удар возмездия в ответ на любое применение ядерного оружия противником.

Необходимо отметить, что долгое время США сохраняли лидерство в производстве АПЛ, особенно в технологическом плане. Это объяснялось различием «стартовых условий» двух государств. В США работы над первой АПЛ Nautilus начались еще в 1947 году, а ее ходовые испытания начались в 1954 году. В свою очередь первая советская атомная подводная лодка была заложена только в 1954 году и в 1958 году вышла на испытания. При этом у американцев было и преимущество по ракетным технологиям, но не столь большое и очевидное. Обе страны в 1960 году провели первые пуски МБР с подводных лодок в подводном положении.

По состоянию на 1967 год США имели 41 АПКР с 656 ракетами на борту, а СССР – 2 АПКР с 32 ракетами. Но благодаря титаническим усилиям промышленности и внимания к этой проблеме руководства страны, а также таланту советских ученых и инженеров данный разрыв очень быстро сокращался. Уже к середине 70-х годов наступило равенство по количеству АПЛ и числу ракет на них, а в 1981 году СССР и вовсе вышел в лидеры с 62 АПКР и 950 ракетами на них против 40 и 668 у американцев. При этом, справедливости ради, стоит сказать, что подводные лодки США обладали более совершенными гидроакустическими станции и лучшими акустическими характеристиками.
Как СССР догнал и перегнал Америку по числу АПЛ
Первая советская АПЛ К-3 "Ленинский комсомол"

Но и технологическое совершенство советских подводных лодок росло стремительными темпами. Благодаря высоким гидродинамическим качествам и мощным силовым установкам советские АПЛ вышли на высокие скорости движения под водой. Так скорость опытной К-162, относящейся к проекту 661, на испытаниях составила 44,7 узла, что на 15 узлов превышало скорость американских аналогов. За этой лодкой последовала целая серия уникальных «лодок-истребителей» проекта 705 «Лира», способных в подводном положении развивать скорость в 41 узел.

Ко всему прочему советские кораблестроители вышли вперед по темпам производства новых лодок и по отдельным типам субмарин вышли в лидеры. К примеру, с 1967 по 1992 год было произведено 77 АПКР проекта 667 всех типов. Скорее всего, данная подлодка навсегда войдет в историю, как самая массовая среди ракетоносцев стратегического назначения. Да, первые корабли этой серии 667А отличались средствами поражения относительно небольшой дальности и большой шумностью хода, но в 1972 году появился проект 667Б «Мурена», вооруженный МБР Р-29. С тех пор экипажем советских подлодок не было нужды близко подходить к берегам потенциального противника, рискуя вступить в боевой контакт с самолетами и кораблями ПЛО.

На некоторое время АПЛ проекта 667 стали основой морских ядерных сил СССР. Данные лодки совершили более 600 боевых походов, проведя под водой в общей сложности более 125 лет. С принятием на вооружение флота АПКР проекта 667 была избрана новая тактика их применения. Подлодки скрытно покидали советские базы, преодолевали рубежи противолодочной обороны НАТО и вели патрулирование в заданном районе океана в состоянии постоянной боевой готовности. Каждая из этих лодок могла поразить до 160 целей, равных по площади половине Нью-Йорка.
Как СССР догнал и перегнал Америку по числу АПЛ
АПЛ пр. 667БДРМ

В настоящее время значительно модернизированные корабли данного проекта остаются на вооружении ВМФ России – речь идет о лодках проекта 667БДРМ «Дельфин». Именно они составляют основу морской составляющей стратегической ядерной триады России. В ноябре 2010 года в Центре судоремонта «Звездочка» в городе Северодвинске была окончена модернизация всей серии АПЛ проекта 677 БДРМ: К-51 «Верхотурье» (1999 год), К-84 «Екатеринбург» (2003 год), К-114 «Тула» (2006 год), К-117 «Брянск» (2008 год), К-18 «Карелия» и К-407 «Новомосковск» (2010 год). В результате срок службы атомных подводных ракетных крейсеров был продлен до 2019 года.

Стремясь «уйти» от контакта со средствами ПЛО вероятного противника, советские конструкторы сосредоточили свои усилия на создании новых МБР на жидком топливе, которые позволяли добиться наилучшего соотношения между «забрасываемым весом» (число боеголовок и их размер) и стартовой массой ракеты. В итоге ГРЦ им. Макеева была создана ракета Р-29 и ее новейшая модификация Р-29РМУ-2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер» (2011). Данные ракеты приняты на вооружении, ими перевооружены имеющиеся в составе флота подводные лодки проекта 667БДРМ.

Проблемы утилизации

Стоит отметить, что гонка вооружений двух стран привела к парадоксальной ситуации. В конце 1980-х годов ХХ века и СССР, и США создали столько ядерного оружия и средств его доставки, которого хватило бы на то, чтобы многократно уничтожить Землю. На счастье всех нас, тогдашние руководители двух стран, осознав всю тяжесть сложившегося положения, сели за стол переговоров, навсегда поменяв ход истории.

На 1985 год в составе ВМФ СССР насчитывалось 60 ракетных и 132 многоцелевых подводных лодок, оснащенных атомными энергетическими установками (всего 192 лодки). В то же время американские ВМС располагали 38 ракетными и 97 многоцелевыми атомными подлодками. После проведения первых сокращений в конце 1991 года в боевом строю советского флота оставалось 59 АПКР и 80 многоцелевых АПЛ. Об интенсивности применения столь грозных боевых кораблей говорит тот факт, что с 1967 по 1993 годы отечественные подводные крейсера совершили 2183 похода на боевое дежурство.
В конце 1980-х годов на боевом дежурстве в Мировом океана находилось одновременно до 12-14 советских и до 24 американских подводных лодок. За счет лучшей подготовки экипажей и наземного персонала, более высокого совершенства конструкций, развитой системы ремонта и обслуживания США могли держать в открытом море до 50% своего подводного флота, тогда как СССР – только 15%, в лучшие годы – до 35%.
Как СССР догнал и перегнал Америку по числу АПЛ
АПЛ пр. 941 "Акула"

Россия, в связи с проблемой утилизации атомных субмарин, оказалась особенно в трудном положении, связано это было с тем, что в 1990-1991 годах активную службу завершили 91 и 33 АПЛ соответственно. А в период с 1992 по 1997 год Россия сократила свой атомный подводный флот еще в 2 раза. К 1996 году в России «отстаивалось» уже более 150 АПЛ. Для решения данной проблемы потребовалась помощь западных стран. Была принята программа CRT – Common Threat Reduction (совместное уменьшение угрозы). Мощности утилизации на предприятии «Звездочка» довели до 6 подлодок в год, «Звезды» – до 3-х подлодок. Совместными усилиями на октябрь 2006 года было утилизировано 137 выведенных из состава флота атомных субмарин. Стоит отметить, что сейчас в составе российского флота гораздо меньше атомных подводных лодок – всего 49 штук (13 с баллистическими ракетами, 8 с крылатыми, 20 многоцелевых и 8 специального назначения). Всего же по состоянию на июль 2012 года из состава флота было выведено 199 атомных субмарин.

Атомные подводные лодки находятся на вооружении 5 стран миры, средней срок их службы составлял 25 лет. Только в СССР их было построено порядка 250 штук. После завершения холодной войны значительная их часть была выедена из состава флота и утилизирована. Стоимость процедуры утилизации атомной подводной лодки в России в зависимости от её состояния типа и состояния оценивалась в 2-12 млн. долларов, в США такая же процедура доходила по стоимости до 50 млн. долларов.

Утилизация атомных подводных лодок состоит из 3-х этапов:

-дренирование теплоносителя (радиоактивных отходов) и выгрузка отработанного ядерного топлива из реактора;
-постановка АПЛ в док, где производится вырезка реакторного отсека. При этом из него демонтируется максимальное количество оборудования, которое представляет материальную ценность и по результатам проведения радиационного контроля не отнесенного к радиоактивным отходам. В Росси вместе с реактором вырезаются также и смежные отсеки, после чего блок из 3-х отсеков тщательным образом герметизируется с нанесением антикоррозийных покрытий для дальнейшей буксировки и хранения на плаву;
-долговременное (70-100 лет) хранение реакторного блока и утилизация концевых отсеков лодки.

Источники информации:
-http://vpk-news.ru/articles/9120
-http://korabley.net
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 28
  1. chehywed 9 марта 2013 10:26
    На счастье всех нас, тогдашние руководители двух стран, осознав всю тяжесть сложившегося положения, сели за стол переговоров, навсегда поменяв ход истории.

    Да уж,договорились.. Вот одного из договорунов,с обгаженным лбом,будь моя воля...прости господи.
  2. vadson 9 марта 2013 11:18
    не расстраивайся дружище у обамы все еще впереди,
    то что нас не убивает делает нас сильнее
  3. р_у_с_с_к_и_й 9 марта 2013 11:27
    У нас 49, а сколько у американцев? И сколько из них интересно способны выполнять боевые задачи? А подлодки типа "Акула" вообще очень жаль, такой модернизационный ресурс был!
    В связи с этим хочется сказать только одно - нарасщивать, нарасщивать надо темпы строительства!
    1. Красноярец 9 марта 2013 21:30
      Ага,цена модернизации как половина новой подводной лодки.
      Красноярец
      1. р_у_с_с_к_и_й 9 марта 2013 22:29
        Согласен, цена высокая, да и размеры очень большие, но есть и несомненное плюсы, это мощность ракеты, дальность забрасывания, и количество боеголовок! Не даром америкосы после развала Союза, первым делом заставили все ракеты к ним уничтожить, потому что реально боялись! А сейчас ракет нет, вот и стоят ржавеют, а если бы не утилизировали тогда, постепенно модернизировать и поддерживать в боеготовности было бы не столь дорого, как сейчас, после 20-летнего простоя, всё нужно вовремя делать!
      2. stjrm 12 марта 2013 01:46
        Цитата: Красноярец
        Ага,цена модернизации как половина новой подводной лодки.


        Это смотря как модернизировать.....
        Нынешние БДРы вооружены теми же ракетами, что и БДРмы....
        Лодки модернизируют как правило тогда, когда они становятся в средний ремонт.....А после среднего ремонта - это как новый кораблль.)
        stjrm
    2. YAPatriot 9 марта 2013 23:16
      у янки 72 штуки на 2012 год боеспособна примерно половина
      YAPatriot
  4. Zomanus 9 марта 2013 12:38
    Наращивать то хорошо. Только вот на чем наращивать? Производства либо старые, либо не справляются с заказами. Нужно придумывать ассиметричный ответ. Что бы и дешево и наших "друзей" неприятно удивить.
    1. р_у_с_с_к_и_й 9 марта 2013 16:22
      Ну так Москва тоже не сразу строилась! Понятно, что за 20 лет многое утрачено, но ведь сейчас начали строить, причём лодки нового 4 поколения, которые смотрятся как минимум на уровне конкурентов. Значит можем ещё, вот я и говорю, что расслабляться нельзя, и серию закладывать не в 8 подлодок, а в 20 хотя бы. А на счёт асимметричного дешевого ответа, чем можно заменить подводные лодки? Я думаю ни чем, автор статьи верно отметил:
      Обе страны создали собственные ядерные триады, основанные на наземной (баллистические и крылатые ракеты), воздушной (стратегические бомбардировщики) и морской (боевые корабли, подводные лодки) составляющих.
      Так что должны быть все три составляющие!
  5. PN 9 марта 2013 12:59
    АПЛ это хорошо, но с радиоактивными элементами шутки плохи. Ведь не дай Бог, что случится, загадим планету по самое не балуйся. Надо искать и развивать другие источники энергии, а атомную использовать исключительно в мирных целях и в космических технологиях.
    PN
    1. olegyurjewitch 9 марта 2013 14:08
      Цитата: PN
      Надо искать и развивать другие источники энергии, а атомную использовать исключительно в мирных целях и в космических технологиях.

      Ну и какие же например?
      1. PN 9 марта 2013 15:10
        Да хотя бы установки с электрохимическими генераторами. На сегодняшний день эта технология позволяет ПЛ находится в автономном плавании до 45 суток, не считая работы дизеля.
        PN
        1. Misantrop 9 марта 2013 23:27
          Цитата: PN
          На сегодняшний день эта технология позволяет ПЛ находится в автономном плавании до 45 суток, не считая работы дизеля.

          Ну и какова мощность этих установок? На сколько ее хватит в режиме обеспечения ракетного комплекса? Вы лично на такой под лед на месяц-полтора (не говоря уже о трех) лезть рискнете?
          Misantrop
    2. Misantrop 9 марта 2013 23:24
      Цитата: PN
      Надо искать и развивать другие источники энергии, а атомную использовать исключительно в мирных целях и в космических технологиях.
      А что, гражданский раздолбай, пришедший из дома отсидеть свою смену, намного ответственнее офицера, находящегося в отсеке АПЛ?
      Misantrop
  6. ВАС 9 марта 2013 17:18
    А сколько из них в море выйти может-то?
  7. 955535 9 марта 2013 18:20
    Атомоходы не экономят электроэнергию, ибо не испытывают в ней дефицита. А какая энергоёмкость ЭХГ? Не придётся ли экипажу отказывать себе во всём: приемлемый микроклимат, обилие мытьевой и пресной воды и т.д. и т.п.? И главное - каков запас хода и на каких скоростях?
  8. knn54 9 марта 2013 18:28
    Так среди прочего он обещал жителям СССР то, что они в 1980 году будут жить при коммунизме..
    Он так заявил с трибуны.А из зала последовал вопрос: А мы?
    После развала СССР американцы предпочли строить многоцелевые АПЛ, а преимущества в стратегических кораблях (фактически ровесников наши лодок) добились с помощью «30 сребреников»на распил и утилизацию наших подводных лодок типа «Акула».
  9. НИКТО КРОМЕ НАС 9 марта 2013 21:46
    Читаешь и думаешь гордится тем что было или огорчатся тому что есть.....
    НИКТО КРОМЕ НАС
    1. L. Konstantin 10 марта 2013 03:04
      огорчаться...
      L. Konstantin
  10. Misantrop 9 марта 2013 23:32
    Начиная с 1960-х годов, основной упор стал делаться на развитие АПЛ, вооруженных баллистическими ракетами большой дальности, который способны были осуществлять запуск, находясь в подводном положении. В СССР такие лодки классифицировались как АПКР.
    Всю статью спотыкался об этот термин. С подачи Хрущева и, как минимум, по 1993 год корабли 667 (и другие с МБР) проекта именовались РПК СН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Обратно из крейсера в лодку стратегов переименовали позже - чтобы экономить на штатно-должностной структуре
    Misantrop
  11. jjj 10 марта 2013 00:23
    Проект 941 закончился по одной простой причине - у ракет закончился эксплуатационный срок. А новых ракет не было. Планировался "Барк", но его с самого начала преследовали неудачи. Последние ракеты были израсходованы залповым пуском в рамках "Бегемота-2". Вся система: лодка и оружие отработали на славу, практически подтвердив теоретические выкладки.
    jjj
    1. Misantrop 10 марта 2013 00:40
      Цитата: jjj
      Последние ракеты были израсходованы залповым пуском в рамках "Бегемота-2"

      Оба "Бегемота" проводились на кораблях 667 БДРМ проекта. Так что твердотопливные ракеты там никак не могли быть использованы
      Misantrop
    2. скоромимоходящий 10 марта 2013 18:14
      Все твердотопливные ракеты вернулись в Павлоград на демонтаж и утилизацию .
      скоромимоходящий
    3. stjrm 12 марта 2013 01:27
      jjj,

      Поправлю?
      Вообще то все "Акулячьи" ракеты ликвидированы методом отстрела.....
      Именно они и попали под договор ОСВ последний (уж простите номера не помню). Но ы оч хотели этого , лишить нас Акул.....и ведь лишили....
      "Барк" на Акулу не планировался, Барк планировался на новый проект РПКСН.
      Эти корабли должны были постепенно заменить БДРМы. Я имею ввиду "Борей".
      Ну, как то так.)
      stjrm
  12. KIBL 10 марта 2013 00:56
    Да блин,русские,вы хоть порося сТД запустите,нам уже в кайф!Пращите,хоть и не очень удачно,главное движуха,а неудачи,хрен с ними,бывает,У нас в Латвии всё правление лузеры и 3.14оры-а Гейропа,и пофоса как у вонючего рванога очка.Запускайте ракет побольше и получше!!!!
  13. politruk419 10 марта 2013 07:42
    Статья, как статья. Просто статистика. Надо наращивать и строить новые лодки. С Долгорукими и Невскими все вобщем-то закрутилось. Процесс пошёл. Теперь надо браться за Ясени и модернизировать Антеи. Модернизация Антеев- не праздный вопрос. При грамотном использовании они способны выпороть и высушить любой АУГ.
    Все мы тут знаем, как воюют США. Они стягивают силу в точку её приминения при помощи океанских лихтеровозов и сухогрузов переоборудованных под военные транспорты. Авианосец это так ,для понту и папуасов окучивать. Даже для войны против Ирака они создали сухопутную группировку десятикратно превосходящую силы Ирака.
    Вот как раз для разрыва коммуникаций морем и нужны 949А корабли, Ясени и пр. (?! проекты. И они способны вполне эффективно эту задачу выполнять.
    Больше товаров лодочек хороших и нужных!
    politruk419
  14. Old_Kapitan 10 марта 2013 11:45
    Цитата: Misantrop
    Всю статью спотыкался об этот термин. С подачи Хрущева и, как минимум, по 1993 год корабли 667 (и другие с МБР) проекта именовались РПК СН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения).

    Вот и я тоже таращил глаза в изумлении: служил на 667Б и ни о каких АПКР слыхом не слыхивал...
  15. gregor6549 10 марта 2013 12:47
    То, что СССР по количеству подводных лодок был какое то время впереди планеты всей конечно звучит гордо. Но есть маленькое но, а именно то, что при этом на боевой службе в океане у СССР было намного меньше лодок, чем у супостата т.к. остальные по разным причинам к такой службе готовы не были (ремонт, тех обслуживание, и т.д.) Да и большинство тех АПЛ СССР что на такую службу выходило, по своим ТТХ были, как ни крути, были тогда все же похужее "забугорных", особенно в части шумности, электроники и ракетного вооружения. Да и инфраструктура подводного флота у "заклятых друзей" была поразвитее. Так что не все определяется количеством.
    1. olegyurjewitch 10 марта 2013 19:05
      Цитата: gregor6549
      Да и большинство тех АПЛ СССР что на такую службу выходило, по своим ТТХ были, как ни крути, были тогда все же похужее "забугорных", особенно в части шумности, электроники и ракетного вооружения. Да и инфраструктура подводного флота у "заклятых друзей" была поразвитее. Так что не все определяется количеством.

      Инфраструктура подводного флота развита у нас была ни сколько не хуже.Может быть первые поколения АПЛ и были хуже,но в конце семидесятых и до девяностых,наши корабли хоть и уступали по шумности,но по вооружению и радиоэлектронным системам,а также по другим параметрам были не только не хуже,а и превосходили нашего вероятного противника.Про количество.Количество наших АПЛ и их тактическое разнообразие обеспечивали выполнение оперативных задач по всей акватории мирового океана и позволяло наше постоянное присутствие в стратегически важных точках мирового океана как в составе оперативных групп, так и выполнение узкоспециализированных задач.
      1. gregor6549 11 марта 2013 05:52
        Уважаемый Олег, Вы или сильно ошибаетесь или выдаете желаемое за действительное. Особенно в части инфраструктуры. Да и постоянное присутствие в стратегически важных точках само по себе особого выигрыша не дает. Но спорить с вами не стану. Пусть выскажутся спецы, имевшие непосредственное отношение к подводному флоту в описываемый период. Уверяю картина будет не столь радужной как ее хотелось бы видеть. Да, сов моряки проявляли чудеса умудряясь на своей технике "водить за нос" вероятного противника. Но это совсем не плюс самой технике. И не спешите ставить минусы, а поднимите историю того периода и постарайтесь объективно осознать факты
        1. сергей123 24 сентября 2013 19:38
          Вы не правы да и что тут говорить в СССР был создан самый мощный в мире ракетно ядерный подводный флот ну а про постоянное дежурство все просто у США по всему миру сотни баз и их подлодки могли заходить на ремонт и пополнение провизии во многие порты мира чего мы были лишены так что не фантазируйте того чего не было а еще лучше посмотрите морские достижение подводного флота СССР
          сергей123
  16. vagabond 10 марта 2013 14:26
    статья слабая, неинфориативная, заглавие лукавое. минус без разговоров.
    vagabond
  17. Дублер 11 марта 2013 00:24
    Статье "минус". Рассчитана на тех, кто не жил и не знает, что реально происходило в великой державе под названием СССР. Ежели было бы все так отвратительно, как описывает автор, то нас бы попросту не боялись. А ведь боялись и... уважали. Во всяком случае, не помню, чтобы наши корабли какая-то забугорная шваль пыталась арестовать "за долги".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня