Трагедия Бориса Годунова, или Царь-то «ненастоящий»!

40
Трагедия Бориса Годунова, или Царь-то «ненастоящий»!


Пролог, или слово об империи


Продолжим ранее начатый цикл о соотнесенности в фигуре российского самодержца царского и священнического служения. В сегодняшнем разговоре несколько сместим акцент на народные представления о «настоящем» и «ненастоящем» государе.



Тема важная, ибо подобные представления повлекли за собой череду судьбоносных в истории Отечества событий и послужили причиной падения династии Годуновых, так и не ставшей в глазах подданных подлинно царской.

Но прежде небольшое вступление: в прошлом материале «Иван Грозный – договор с Господом» подчеркивалось принятие Русью, равно как и Европой в целом, Константинова, или имперского, христианства.

К западу от Одера, пусть и не сразу, это нашло отражение в создании империи Карла Великого, имевшей опосредованное, несмотря на все претензии и самого монарха и его окружения, отношение к наследию Рима.

Как известно, со смертью своего основателя держава Каролингов распалась, а позже сколоченная Оттоном I Священная Римская империя, дожившая в полуобморочном состоянии до Наполеона, представляла собой нечто аморфное и скорее – реквием по так и не сбывшейся мечте.

У нас же, в иных обстоятельствах и спустя семьсот лет после Карла Великого, идея империи воплотилась в жизнь.

В чем она выражалась в военном и политико-теологическом смысле? На мой взгляд, верный ответ дал историк С. Девочкин:

Речь идет о концепции Translatio imperii, иначе говоря, «передача империи». Суть в том, что Римская империя – это метафизическое мировое царство, которое переходит из одной страны в другую. Этим концептом пытались обосновать справедливость того, что правитель королевства франков Карл Великий в 800 г. принял титул римского императора. Для обоснования прав Карла его идеологи вспомнили древнюю легенду о том, что Ромул был потомком Энея, который бежал из пылающей Трои и как бы унес царскую власть с собой. С другой стороны, привлекали концепцию из Священного писания христиан, из книги пророка Даниила, где речь шла о сменяющих друг друга царствах.

От Августа Кесаря


В логике концепта Translatio imperii, равно как и идеи сакрализации рода: от Энея до Ромула, и следует понимать слова Грозного, обращенные им к шведскому королю Юхану III: «Мы от Августа Кесаря родством ведемся».

Таким образом, опиравшийся на «Сказание о князьях Владимирских» Иван Васильевич подчеркивал законность своих прав на корону.

Не в деталях, но в сущности царь не кривил душой: брак его деда с Софьей Палеолог давал основания видеть себя «природным» государем – родственником последнего императора переместившейся на север и не способной умереть Римской державы. Не способной, поскольку, согласно теологическим представлениям поздней античности и раннего Средневековья, Римская империя освящена Рождеством Спасителя, что, собственно, и привело к формулированию концепции Translatio imperii.

Первому русскому царю повезло более, нежели Карлу Великому, чей брак с византийской императрицей Ириной некоторое время рассматривался в политических кругах Аахена и Константинополя, но так и не состоялся.

В свою очередь, «природный» характер царской власти Рюриковичей давал их подданным повод видеть в государе земного Бога, о чем писал первый биограф Грозного Пауль Одерборн. Больше того, схожие представления были свойственны и интеллектуальной элите. Так, в послании Ивану Васильевичу Максим Грек уподоблял образ царя земного Царю Небесному.

Максим следовал логике римской традиции, в рамках которой даже после прекращения гонений на Церковь и в уже начавшуюся эпоху Вселенских Соборов:

Божественность императоров-христиан – пишет историк А.Д. Рудоквас – не отрицается, но констатируется даже в законодательстве. Так, в законе 341 г. о запрещении языческих жертвоприношений император Констанций ссылается на изданный по тому же поводу закон его божественного отца, то есть Константин.

То есть и после торжества христианства принятая еще во времена язычества титулатура императоров оставалась неизменной: Pontifex maximus. Позже подобные представления о сакральном статусе монаршей власти перекочевали на русскую почву.

Их суть: царь — не простой человек, что в еще большей степени подтверждалось миропомазанием наследовавшего в 1584-м трон Федора Ивановича. Далее обряд будет совершаться над всеми российскими монархами, за исключением Федора Годунова и Петра III. Кстати, Федор Иванович сподобился миропомазания вторым в русской истории. Первым стал галицкий князь Даниил, возведенный в королевское достоинство и помазанный миром папским легатом в 1257-м.

Еще один важный аспект в контексте нашей темы и напрямую вытекающий из первого отмечен свидетелем коронации последнего Рюриковича – если не считать, конечно, последним Василия Шуйского – на троне, англичанином Д. Горсеем:

Царь после краткой речи допустил каждого поцеловать его руку, что и было сделано, затем он перешел на свое царское место за столом, где ему с почестями прислуживали его знатные люди.


«Борис Годунов и царица Марфа» – эскиз картины Н.Н. Ге. Марфа – мать Дмитрия. Строго говоря, она не могла быть царицей, но являлась таковой в рамках народных представлений


В православной традиции руку целовать принято священнику. Видимо, в сознании подданных царь совмещал и мирскую, и пастырскую функции.

И еще один хорошо известный аспект: в 1589 г. учреждение патриаршества – акт не только церковный, но и политический, повысивший значение России как нового Рима на христианском Востоке.

Бывший опричник, не ставший новым Соломоном


В контексте вышесказанного, ставший царем шурин Федора Ивановича Борис Годунов понимал шаткость своего положения. Ведь он – «неприродный» монарх, и легитимность его избрания Земским собором в глазах простого люда ничего не значила.

Соответственно, Борис стремился исправить ситуацию. Один из шагов — идея воздвигнуть, в подражание царю Соломону, на территории Кремля собор «Святая святых», что символизировало бы преображение Москвы в Новый Иерусалим. По другой точке зрения, Борис задумал строительство собора по подобию храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

Грандиозный собор, по словам Б.А. Успенского, призван был умалить значение прежнего, сооруженного при перебравшемся из Владимира в Москву по приглашению Ивана Калиты митрополите Петре, в подражание константинопольской Святой Софии.

Но главное: собор придавал бы и сакральный статус династии Годунова, демонстрируя на важнейшем для категорий средневекового мышления языке символа: Борис отныне новый Соломон, вписавший свое имя в скрижали Священной Истории. Реализовать проект царь не успел – был возведен лишь один ярус колокольни Ивана Великого.

Да и сама идея не встретила сочувствия у современников, осудивших монарха за гордыню, о чем писал дьяк Иван Тимофеев – яркий публицист XVII в., автор посвященного Смуте исторического произведения «Временник».

Другой шаг к легитимизации власти новой династии нашел выражение в предпринятом Борисом изменении обряда венчания, что носило, по словам искусствоведа А. Л. Баталова:

концептуальный характер, перестраивая чин в сторону большей близости с византийским обрядом. В чине Бориса Годунова была сделана попытка восстановить византийскую последовательность, соединить венчание с миропомазанием. Смысловой акцент сделан именно на этой части обряда. Сознательная ориентация на чин византийских василевсов связана с желанием уподобиться императору Вселенской православной империи.

Уподобление выражается в венчании Бориса на царство – впервые в русской истории – одним из пяти Вселенских патриархов, что зримым образом должно было сместить значимость царской власти с родовой ее составляющей на харизму носителя скипетра и державы.

Однако подобный шаг, может, и вызвал понимание со стороны образованной части духовенства, но вряд ли затронул струны души простого народа и убедил его, что новый государь — «настоящий».

Миротворец, но не триумфатор: упущенный шанс Годунова


Действительно же реальный шанс легитимизировать свою власть в глазах подданных Борису представился в апреле 1598-го, после поступления известий о вторжении на русские земли войск крымского хана Казы-Гирея. Победа виделась бы народу знамением Господа, Его санкцией на царство и благословением рода Годунова.

И государь лично выступил в поход. Однако хан не принял сражения и двинул войска в Венгрию. Борис вернулся в Москву миротворцем, но не военным триумфатором, что сыграло не в его пользу.

Трагическая история с Дмитрием Угличским также подкосила и самого монарха и послужила в дальнейшем причиной гибели его жены с сыном. Причем именно она демонстрирует народные представления о легитимности царской власти.

На первый взгляд Дмитрий не имел формальных прав на трон, как рожденный в результате блудного сожительства, каковым считался невенчанный брак, и потому, строго говоря, последний сын Грозного не являлся царевичем. Но всё это отходило на второй план перед представлениями о сакральности подлинно царского рода, к коему Дмитрий принадлежал и что на вполне официальной основе делало его при жизни старшего брата наследником престола.

Соответственно, убийство Дмитрия выглядело не просто как преступление, но — святотатство, а его недуг — прямое следствие колдовства. На сегодняшний день нет доказательств причастности Годунова к разыгравшейся в Угличе трагедии, но народной молве они и не требовались. Какой-нибудь юродивый на паперти храма в воскресный день сказал во всеуслышание о виновности Бориса, и всё — считайте, приговор.

Ситуацию усугубил неурожай и порожденный им голод 1601–1603 гг., в чем народ увидел кару Небес за прегрешения, в числе которых – избрание «ненастоящего» царя, к тому же поднявшего руку на «природного» Рюриковича.

Соответственно, когда в 1602-м в Речи Посполитой появился самозванец, Годунов был обречен.

Месть Отрепьева


В прошлом материале мы говорили о жуткой участи, уготованной Грозным жертвам его расправ. Некоторые из них лишались христианского погребения, превращаясь, по народным представлениям, в заложных покойников.

Однако после преждевременной смерти сына испугавшийся за его участь в пакибытии монарх и сам принялся молиться, и монахам повелел за убитых по его приказу, составив знаменитый синодик опальных.

Отрепьев в этом плане оказался более жестокосердным. Мало того, что, согласно «Московской хронике» немецкого наемника Конрада Буссова, он приказал убить Федора Годунова, вдобавок к этому Лжедмитрий запретил отпевать и самого шестнадцатилетнего несчастного юношу, и задушенную его мать – царицу Ирину, обрекая их, в народном представлении, на превращение в неуспокоенных скитальцев на земле.


«Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» – картина К.Е. Маковского

По повелению Отрепьева дворец Бориса подвергся разрушению, а само тело усопшего было перенесено из Архангельского собора и похоронено за пределами Кремля, тем самым подчеркивалось его якобы самозванчество.

Возможно, Лжедмитрием руководил сугубо политический расчет: продемонстрировать в том числе и таким специфическим образом нелегитимный характер пребывания Годуновых на троне.

Раз Борис с Федором не «природные» государи, то, следовательно, они играли в царей, то есть скоморошничали, что в глазах народа являлось кощунством, граничащим с богохульством.

А тут еще молва, будто бы Борис «природного» государя Дмитрия извести пытался, и тот только чудом спасся. Всё это усугублялось слухами об обращении Годунова к магам и гадалкам. Последнее, впрочем, соответствовало действительности: царь весьма интересовался астрологией.

В общем, какое уж тут христианское погребение. Разумеется, в таком случае столь страшная участь могла видеться в рамках суеверного народного сознания вполне заслуженной.

Ирония только в том, что не пройдет и года, как в подобном обвинят и Отрепьева. Да и поводов он понадавал: и бороду, нарушая запрет Стоглавого собора, брил, и после обеда не спал, и платье немецкое носил, а именно в нем на русских средневековых иконах черти изображались, еще и телятину в пост ел, и жену-католичку привез, и ляхов вместе с ней.

Потому и самого Отрепьева на участь заложного покойника обрекли – свалили труп в навозную кучу, покуда не спалили.

Что касается Годунова: продержись он на троне дольше и передай власть способному, по отзывам современников, и блестяще образованному сыну, и исторический путь России сложился бы иначе. Скажем, процесс модернизации страны, немыслимый в Новое время без образованных и грамотных управленцев, начался бы столетием раньше. Собственно, Борис отправлял дворян учиться за границу.

«Самоцарь» как приговор


Но времени у него не оказалось, он так и не стал в народном представлении легитимным государем. Ибо:

Законное в обрядовом отношении, — пишет Б. А. Успенский, — поставление на престол (венчание на царство) еще не делают человека царем. Не поведение, но предназначение определяет истинного царя; поэтому царь может быть тираном (как, например, Иван Грозный), но это ни в коей мере не говорит о том, что он не на своем месте. Итак, различаются цари по Божьему промыслу и цари по собственной воле, причем только первые признаются «царями»; иначе говоря, различаются безусловный и условный (конвенциональный) смыслы слова «царь». Поэтому Лжедмитрий, в отличие от Ивана Грозного, с точки зрения Ивана Тимофеева не является царем (хотя он и был законно поставлен на царство), он — «самоцарь». Равным образом и Борис Годунов, по мысли того же автора, «самоизволением» сел на престол, и поэтому Иван Тимофеев царем его не признает; так же он относится и к Василию Шуйскому.

И уже совсем в завершение, перекидывая мостик если и не в день сегодняшний, то в прошлый и еще столь близкий для многих из нас век: думаете, народные представления о «природном» и «неприродном» царе – дела минувших дней, преданье старины глубокой? Вовсе нет.


Усыпальница Годуновых в Троице-Сергиевой Лавре, куда останки и самого царя, и его супруги с сыном были перенесены 1606 г. по приказу Василия Шуйского

Как и документально зафиксированная вера в заложных покойников, они дожили до современности, найдя отражение в мифах то о чудесно спасшейся дочери Николая II Анастасии, то о выжившем цесаревиче Алексее, ставшем с фамилией Косыгин фактически вторым лицом в государстве.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    11 октября 2024 05:13
    Так и Романовы - государи ни фига не природные.. Да они даже не Рюриковичи. Что им в конечном итоге и припомнили - вспомним скажем фразу Деникина, брошенную в сердцах монархистам: Россия - не вотчина Романовых...

    Да и до того их в общем-то убивали при случае с завидной лёгкостью - ибо никакой такой особой сакральностью в глазах людей они не обладали..

    А Годунову - просто не повезло. Если бы не тот эпический неурожай с последовавшим голодом, возможно его династия на троне и удержалась бы.. Так-то он в общем был похоже не самым плохим правителем..
    1. +1
      11 октября 2024 05:42
      Цитата: paul3390
      Так и Романовы - государи ни фига не природные
      Их избрал Земский собор. Вполне себе цари легитимные
      1. +4
        11 октября 2024 06:06
        "Вполне себе цари легитимные". Именно так, но в глазах небольшой части аристократии. Народ мыслил иными категориями и ждал знамения. Он собственно его и получил. Только негативное. Голод начала века.
        1. +4
          11 октября 2024 10:12
          Цитата: Игорь Ходаков
          "Вполне себе цари легитимные". Именно так, но в глазах небольшой части аристократии.

          ну да-Иван Грозный -законный государь, т.к. , согласно Вам, был внуком Софьи Палеолог, а Романовы -уже не Рюриковичи , хотя женой Никиты Романовича Захарьина-Юрьева была старшая дочь Александра Борисовича Горбатого-Шуйского, а Шуйские -это Рюриковичи.

          И да-Василий Темный и Иван Великий...-незаконные государи , раз родились до Палеолог?
          1. +4
            11 октября 2024 13:34
            хотя женой Никиты Романовича Захарьина-Юрьева была старшая дочь Александра Борисовича Горбатого-Шуйского, а Шуйские -это Рюриковичи.

            Привет Олегович, ёрничаешь!!!? Ведь прекрасно понимаешь, что в те времена ценность имели потомки только по мужской линии.
            1. +2
              11 октября 2024 18:21
              Цитата: Коте пане Коханка
              Привет Олегович,

              приветствую , Владислав.
              Так и Соня Палеолог отнюдь не мужик, а автор ее выдвигает, как аргумент законности Ивана Грозного
        2. +1
          11 октября 2024 15:23
          "Вполне себе цари легитимные". Именно так, но в глазах небольшой части аристократии. Народ мыслил иными категориями и ждал знамения. Он собственно его и получил. Только негативное. Голод начала века.

          Как извержение вулкана в Южной Америке посредством Малого Ледникового периода в Европе влияет на осознание божественной сущности верховной власти на Руси wink
      2. +1
        11 октября 2024 09:39
        Вооот... Избранные. А ещё Иван Грозный того же Батория себе за ровню не держал. Именно по этой причине. Легитимные - не значит сакральные...
      3. -2
        11 октября 2024 10:36
        Так собор выбирал Захарьиных, откуда ж эти Rome-вы?
    2. +3
      11 октября 2024 06:04
      "ак и Романовы - государи ни фига не природные.." С этого момента - следующая статья с моей стороны. Готовлю.
      1. -1
        11 октября 2024 10:51
        Вот как раз вопрос для статьи. Почему Романовы, начиная с Петра 1 давали своим ближникам титул граф Священной Римской империи. Почему Римской, а не русской. Или тогда подчинялись Риму?
        1. +3
          11 октября 2024 13:37
          Цитата: Гардамир
          Вот как раз вопрос для статьи. Почему Романовы, начиная с Петра 1 давали своим ближникам титул граф Священной Римской империи. Почему Римской, а не русской. Или тогда подчинялись Риму?

          Не давали, а испрашивали добро у приемников Священной Римской империи монархов Австрии.
          Такой политический реверанс взаимной дипломатии.
          1. 0
            11 октября 2024 16:58
            Ага, спасибо. Но хотелось бы подробнее.
            К примеру мы знаем, что Пушкин поэт, и всё. А ведь он после окончания Царскосельского лицея получил чин колежского секретаря, что соответствует штабс-капитану и был определен не абы куда а в Коллегию иностранных дел.
            1. +1
              11 октября 2024 21:00
              Ага, спасибо. Но хотелось бы подробнее.

              Одним из первых кто добился титула «светлейшего князя Священной Римской империи» был Александр Меньшиков. Если мне не изменяет память то он был возведен в данный титул даже раньше чем слал «светлейшим князем Российским». Как извернулся перед австрийским домом Меньшиков не знаю, в последующем было проще.
              Первый способ - прямой, когда представитель правящей династии Австрии (Австро-Венгрии) испрашивал разрешения у своего русского «кузена» о пожаловании нашего соотечественника княжеским гербом.
              Второй- косвенный, все прямо наоборот.
              Третий - покупка титула. Например, Анатолий Демидов отвалил денежку и стал князем Сан-Донато.
    3. +6
      11 октября 2024 07:27
      Цитата: paul3390
      Так и Романовы - государи ни фига не природные

      Ткните пальцем хоть в одного природного государя - все эти Габсбурги, Гогенцоллерны и прочие Бурбоны - всего лишь какие-то герцоги и графы, чудом ставшие императорами и королями. И Романовы такие же выходцы из дворянских сословий, впрочем, как и все европейские государи.

      Вильгельм Завоеватель - правнучек морского разбойника с Оркнейских островов, Роберт Гвискар - хозяин Южной Италии, заложивший династию - обыкновенный бандит из Нормандии. Ну а наш Рюрик, которого вы зовете природным государем, разбойник из Южной Швеции, мало чем отличающийся от приведенных выше персонажей, которому было просто лень плыть грабить Англию или Ирландию и он приплыл на Русь...
      1. -1
        11 октября 2024 08:02
        "Ну а наш Рюрик, которого вы зовете природным государем" Я не о родословной как таковой, я о ее восприятии на уровне народного сознания в контексте упомянутыми Вами династиями созданного мифа. Тот же Вильгельм - до высадки в Нормандии - Бастард. А в памяти остался как Завоеватель. Вообще это типично не только для монархов. Многие, ставшие известными, люди склонны корректировать биографию. Как пример - ну вот просто вспомнил, пока писал коммент - биография основателя секты сайентологии Рона Хаббарда.
      2. +3
        11 октября 2024 09:47
        Какая разница - как зову я? Главное - как считали тогдашние люди. Ну кто там, окромя образованных верхов,знал кто такой Рюрик и чем он занимался-то? Знали одно - династия сидела на троне и пр твоём отце, и при твоём деде, и даже при твоём прадеде. Значит - природные..

        Насчёт разбойника из Южной Швеции - вопрос крайне спорный. Отожествление Хрёрека Ютландского и летописного Рюрика - притянуто за уши. А если верить новгородским источникам, да и западнославянским, Рюрик - сын дочери Гостомысла.

        Да даже если это и Хрёрик - вообще-то тот был Инглинг, то есть - таки потомок Одина..

        А кто такие Романовы? Худородные выскочки, интригами выбранные на трон, не более..
      3. 0
        11 октября 2024 15:26
        Ткните пальцем хоть в одного природного государя - все эти Габсбурги, Гогенцоллерны и прочие Бурбоны - всего лишь какие-то герцоги и графы, чудом ставшие императорами и королями. И Романовы такие же выходцы из дворянских сословий, впрочем, как и все европейские государи.

        По памяти цитирую Олега Дивова: "Княжеская власть в Киеве в то время представляла собой вполне легализовавшуюся организованную преступную группировку" %)))))))))))))
    4. +3
      11 октября 2024 08:32
      paul3390 ---
      Годунову-- просто не повезло

      Бояре изначально считали его ниже себя. 3х летний голод был страшен. Люди старались бежать куда только можно, дворяне-помещики выгоняли холопов, начинались бунты. Запасы были у монастырей и бояр, но они не делились. И если такая беда, значит
      царь --- ненастоящий
  2. +2
    11 октября 2024 06:21
    Цитата: Голландец Михель
    Цитата: paul3390
    Так и Романовы - государи ни фига не природные
    Их избрал Земский собор. Вполне себе цари легитимные

    Михель , да и тот Земский собор поляками "дышал". А басня про отца Михаила Фёдоровича Романова , дескать , томившегося тогда в польских застенках и была создана для того ,что бы никто не задавал вопросов ,- а что же Романовы делали всё Смутное время и особенно при Лжедмитриях .
    Но поляки жестоко просчитались. Романовы севшие на царский трон России кинули , обманули поляков , а династия Романовых выросшая от царей до императоров и вовсе
    разорвала-разделила Польшу и её уже тогда вассала Великое Княжество Литовское в унии Речи Посполитой .
    По моему мнению династия Романовых , что касается величия и размеров Империи были достойными наследниками дела Рюриковичей. До Николая Второго . Этого то ни то что в Петропавловском соборе хоронить нельзя , этот бесхребетный "император" должен быть проклят на все времена вместе со своим прозападным двором , безвольным генералитетом и либерастной Думой .
    1. +2
      11 октября 2024 06:59
      " да и тот Земский собор поляками "дышал"". С поляками - тема сложная. Замечу, что шляхта в целом не одобряла стремление Сигизмунда сесть на русский престол. Их не особо радовала перспектива в будущем участия русской дворянства в выборах короля и получения тождественных шляхте прав. Что касается Владислава, то – вполне приемлемая кандидатура при принятии им Православия. Вообще рассматривать ту же Семибоярщину как предателей – это скорее идеологический штамп, нежели констатация крайне непростых реалий связанной со Смутой эпохи.
  3. BAI
    +3
    11 октября 2024 07:01
    Но всё это отходило на второй план перед представлениями о сакральности подлинно царского рода, к коему Дмитрий принадлежал и что на вполне официальной основе делало его при жизни старшего брата наследником престола.

    А у Романовых род по мужской линии прервался на Петре 3, а все остальные - неизвестно от кого обрусевшие немцы
    1. 0
      11 октября 2024 07:11
      В XVIII веке это уже не носило актуальный характер. Эпоха изменилась.
    2. +1
      11 октября 2024 09:11
      Цитата: BAI
      Но всё это отходило на второй план перед представлениями о сакральности подлинно царского рода, к коему Дмитрий принадлежал и что на вполне официальной основе делало его при жизни старшего брата наследником престола.

      А у Романовых род по мужской линии прервался на Петре 3, а все остальные - неизвестно от кого обрусевшие немцы

      Раньше, при внуке Петра I - Петре II.
      1. 0
        11 октября 2024 10:48
        У Петра 3 мама, старшая дочь Петра 1
        1. +2
          11 октября 2024 13:44
          Цитата: Гардамир
          У Петра 3 мама, старшая дочь Петра 1

          Ну и что! Традиции Московского княжеского дома с 14 века наследовал потомок мужского пола по прямой линии. Если брать существующую правовую базу, то Петр Алексеевич изменил негласное правило на «норму имперского статута», года монарх сам определяет приемника. Возврат к старой традиции был проведен Павлом Петровичем, спустя почти век.
          1. -1
            11 октября 2024 17:03
            Просто здесь где-то писали, что старшая дочь вышла замуж. поэтому все они Романовы.
  4. +3
    11 октября 2024 07:45
    цесаревиче Алексее, ставшем с фамилией Косыгин фактически вторым лицом в государстве
    Помню, мне об этом рассказывала моя бабушка еще в том возрасте, когда я пошел в первый класс. Год рождения у них одинаковый, да и похожи тоже... wink
  5. +2
    11 октября 2024 08:09
    Предыдущие статьи ,эта и последующие,будут втолковывать нам,что ни как русскому народу,без государя не прожить...государь,наше все laughing
    1. +2
      11 октября 2024 08:53
      Странная интерпретация.
    2. -1
      11 октября 2024 10:17
      Особенно если нынешний ВВП гораздо моложе (выглядит на 50-55 лет) ВВП в мае 2023 на параде Победы, гораздо более прыткий и живой в общении с электоратом, но увы - и более банальный по своим высказываниям :-)) и как утверждают- ростом заметно ниже прежнего ВВП :-))
  6. +2
    11 октября 2024 08:21
    Интересная статья, спасибо Автору.

    Насколько я помню, изначально понятие "империй" в Риме означало всю сумму власти. которая делилась между муниципиями и сенатом.

    Должность (а это должность) императора означала, что вся власть сосредотачивается в одних руках, то есть, империй переходит к нему целиком.
    1. 0
      11 октября 2024 08:55
      Спасибо за добрые слова. В Риме понимание империи трансформировалось со временем. Но вообще тема требует отдельного разговора.
    2. +2
      11 октября 2024 09:25
      Изначально "император" - это титул полководца, которым обычно солдаты награждали победителя в крупном сражении, полководец-император получал право на триумф, но не имел никакой реальной власти. Трансформация началась при Октавиане, который первый стал именовать себя императором, но во времена Тиберия еще награждались военначальники этим титулом, затем он стал, как и триумф, исключительно прерогативой правителя.
      1. +1
        11 октября 2024 09:37
        Не совсем. Империй - давался куриатными комициями, то бишь народом. И мог быть как военным, так и гражданским. К тому же - полномочия империя могли быть разными, в зависимости от ситуации.

        Собственно - император это пожизненный носитель империя высшего уровня.. И гражданского и военного..
  7. 0
    11 октября 2024 08:22
    Цитата: BAI
    Но всё это отходило на второй план перед представлениями о сакральности подлинно царского рода, к коему Дмитрий принадлежал и что на вполне официальной основе делало его при жизни старшего брата наследником престола.

    А у Романовых род по мужской линии прервался на Петре 3, а все остальные - неизвестно от кого обрусевшие немцы

    О Господи! Ну сколько можно то!
    Чужеземец на престоле стандартная практика.
    Англия. Плантагенеты природные французы, Стюарты шотландцы, но может Тюдоров можно англичанами считать. Потом Вельфы, сейчас Саксен-Кобурги, Виндзорами они себя уже во время ПМВ обозвали.
    И так, куда не ткни. Вершина же - шведский Карл XIV Юхан. Мало того, что френч, так ведь даже не дворянин. Сын стряпчего по социЯльному то происхождению.
  8. +3
    11 октября 2024 09:12
    Цитата: paul3390
    Так и Романовы - государи ни фига не природные.. Да они даже не Рюриковичи.


    Дались вам эти Рюриковичи. Кстати, князья русские особо себя Рюриковичами и не называли. Больше Ярославичи или Ольговичи какие.
    Нет никаких государей природных. Кто на трон забрался - тот и государь.

    "Где были короли, когда Адам пахал, а Ева пряла?"
    1. +1
      11 октября 2024 11:14
      Государи, наши духовные скрепы... smile
  9. 0
    11 октября 2024 09:26
    История показывает ,что от Грозного до Романовых конец был у всех "царей" один: элита - бояре предавали и убивали (часто с семьей), сами пытаясь влезть на трон или возвести родственничка.
    Годуновы, Григорий, соправитель Грозного, удачливые полководцы и т.д. - у многих была плохая судьба.

    Пока Романовы, сотрудничавшие с поляками и прочими "не теми", всех не потеснили....

    очень напоминает нынешнее...
    1. +3
      11 октября 2024 15:30
      Если царя убили бояре/аристократы, это нормально.
      Если НЕ — он святой великомученик(((((((((((((((((((((((