С крестом и верой – служить Христу по ту сторону от алтаря

16
С крестом и верой – служить Христу по ту сторону от алтаря

Сейчас много говорят о примерах исламских священнослужителей, в основном из Ирана и Чечни, которые сделали яркую военную, политическую и культурную карьеры. Да что далеко за примерами ходить — один российский Ахмат-Хаджи Кадыров чего стоит.

А чем христиане хуже мусульман? Можно подумать, что монахи Пересвет и Ослябя пришли на Куликово поле не по вере и не по своей воле. Но давайте вспомним лишь о нескольких известных и не очень примерах гражданской деятельности служителей христианской церкви в новейшее время, и не только в России.



Мартин Лютер Кинг младший


Наверное, самый известный в новейшей истории священник, проявивший себя как политик, хотя, скорее, как правозащитник. Потомственный американский баптистский пастор, афроамериканец, добившийся своими проповедями и политикой ненасильственного сопротивления принятия федеральных законов США о равноправии белых и «цветных».


Отличие Мартина Лютера Кинга от других правозащитников в том, что, имея церковный сан, он всегда апеллировал не к вопросу прав каких-либо угнетенных народов, а к общехристианским ценностям. Это давало ему закономерную поддержку у любых слоев преимущественно протестантского американского общества.

Как проповедник Кинг стал известен, в первую очередь, двумя своими речами: «У меня есть мечта», где он, руководствуясь библейскими догматами, обосновал равноправие в США людей разных рас. Вторая — уже последняя проповедь Мартина Лютера Кинга в Мемфисе в Церкви Бога во Христе: «Я нахожусь на вершине горы».

Он произнёс её уже после поступивших ему многочисленных угроз физической расправы, в частности, взрыва автомобиля. В конце речи он произнес пророческую фразу: «Я никого не боюсь. Мои глаза видели славу пришествия Господа».

В тот же день в момент разговора с другим священником Кинг получил на балконе мемфисского отеля пулю из помпового ружья в челюсть, выстрел оказался смертельным. Убийцу нашли довольно быстро, тем более, он уже был у полиции на карандаше из-за совершенных сразу после дембеля краж и грабежей.

После того как преступник скончался от гепатита в тюремной больнице, вдова и дети Кинга выразили его родным соболезнование. В память о Кинге-младшем учрежден федеральный день памяти, в мотеле, где был застрелен проповедник, организован музей защиты гражданских прав.

Кингу посвящены книги, фильмы, песня U2 «Pride». Уже на следующий день после убийства пастора в Мемфисе состоялся мемориальный концерт с участием преимущественно чернокожих исполнителей, организаторами которого были Джимми Хендрикс и Би Би Кинг.

Этот знаменитый джазмен не родственник и не однофамилец убитого Кинга, просто рабам в США рабовладельцы любили давать такого рода издевательские прозвища, как «король». Хендрикс потом жалел, что это устроил: опоздав на концерт из-за того, что белый таксист отказался везти его и ударника Митчелла (белого) в район, охваченный массовыми беспорядками чернокожих.

Хендрикс появился перед уже основательно разгневанной и подогретой алкоголем и наркотиками афроамериканской толпой. Молча вышел на сцену, сыграл инструментальную импровизацию по гармонии квадрата «Мартин Лютер Кинг» и точно так же молча удалился со сцены.

Он думал, что это утихомирит агрессию толпы, но военное чутье подвело бывшего десантника: беспорядки после выступления Хендрикса только усилились: с погромами «белых» магазинов, переворачиванием машин, нападениями на полицейские участки.

Георгий Гапон


Российский священник украинского происхождения, крайне неоднозначная личность. Родился в Белике, Полтавская губерния, в крестьянской семье. Родители были глубоко верующими людьми. Отец будущего расстриги-провокатора, Аполлон Федорович, был волостным писарем, что, теоретически, позволяло ему брать взятки и жить припеваючи, но в силу религиозных убеждений он этого не делал, и семья Гапонов относилась к разряду бедняков.


И отец, и мать Гапона гордились казачьим происхождением, никогда сына не били и учили его смелости, справедливости и уважению к памяти предков. Дед по матери еще с раннего детства учил его грамоте и пересказывал жития святых. Ещё до школы Георгий сказал деду, что сам хочет стать не просто священником, а святым.

В семь лет Гапон пошёл в школу, и на него обратил внимание учитель Закона Божьего, который и направил ученика в Полтавское духовное училище, а затем в духовную семинарию. Уже в юности Гапона посещали еретические мысли о том, что реальный быт христиан не соответствует идеалам религии.

Усугубило настроения Гапона знакомство с трудами Льва Толстого о христианстве. Когда Гапон стал распространять толстовство в семинарии, преподаватели обвинили его в ереси и пригрозили отлучить от церкви, как и самого Толстого.

Но доходное место кладбищенского священника он получил, однако раздавал свои доходы бедным и проводил проповеди с явным социалистическим уклоном. Попав в Санкт-Петербург, Гапон начал проповеди о социальной справедливости в трактирах, где собирались рабочие и нищие, специально ночевал в ночлежках, чтобы на своей шкуре ощутить жизнь низших слоев населения.

Далее Гапон разработал ряд проектов по реабилитации обездоленных, по его мнению, членов общества. Вся карьера Гапона как священника закончилась в 1902 году, когда он совратил несовершеннолетнюю воспитанницу питерского православного приюта. Отправить Гапона в отдаленные места, как это было бы сейчас, через суд не удалось, и ему предложили просто покаяться.

Он не только этого не сделал, но и продолжил жить с малолеткой гражданским браком и обвинил иерархов в предвзятом к нему отношении в связи с его социалистическими взглядами. Удивительно, но Гапона восстановили в сане, несмотря на то, что он продолжил прелюбодеяние.

Сам Гапон признавал потом, что это заслуга тайной полиции, агентом которой он уже тогда был, и она его «отмазала». Охранка хотела создать легальные рабочие организации, и Гапон в Питере был самой подходящей кандидатурой на роль их лидера.

Фактически, Гапон уже сана Церковью был лишен, но продолжал при её молчаливом согласии представляться священником, занимаясь уже только общественной деятельностью. Правда, в 1903 году спровоцировал стачку на Донбассе, за что у него с полицией возникли проблемы.

Казалось бы, чем больше спровоцированных Гапоном выступлений рабочих, тем больше можно гайки закручивать. Апогеем стало спровоцированное Гапоном выступление рабочих на Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, которое привело к восстанию.

Гапон отлично понимал, к чему может привести шествие рабочих, предупреждал и своих кураторов из охранки, и соратников по рабочему движению. Но вынужден был согласиться на пропаганду, которая стала провокацией.

Накануне Кровавого воскресенья Гапон, до этого призывавший к миру, резко изменил свою позицию, заявив рабочим, что у эсеров есть бомбы, после чего написал царю провокационный ультиматум. 9 января Гапон «откосил» по неясным причинам от служения в церкви воскресной литургии и повёл, как говорится в Библии, агнцев на заклание.

Видя, что народ бьёт стёкла в магазинах и что в Питер сгоняются войска, Гапон еще больше вошёл в раж с лозунгом «Свобода или смерть». На демонстрации сам Гапон чуть не был застрелен, но его спас эсер Рутенберг, который потащил его на квартиру Горького. Там пьяный Гапон в присутствии двух свидетелей отрекся публично от Церкви.

Протрезвев, Гапон «стал иноагентом», укатив в Женеву, а, уже вернувшись на родину, поступил на службу в полицию именно в отдел, занимавшийся боевиками-революционерами. Когда Рутенберг через сеть «кротов» в силовых структурах узнал о новом месте работы расстриги, он пригласил его на деловой разговор на свою дачу под Парголово, по Петрозаводскому направлению. И там он вместе с подельниками удавил «крысу» веревкой и подвесил на торчащий из стены крюк.

Эксл Роуз


Пасынок пятидесятнического американского пастора, закончил, помимо светской, воскресную школу. В юности он был сначала певчим в церкви и уже тогда проявил уникальный диапазон вокала. Затем пианистом, потом преподавал в своей же воскресной школе Закон Божий, наконец, стал лауреатом конкурса юных проповедников штата Индиана.


Но что-то пошло не так: 16-летний Брюс (именно таково его настоящее имя) узнал о том, что отчим — не его настоящий отец, разругался с ним, ушёл из дома, вступил на путь хулиганства, пьянства, драк и мелких краж. В результате стал известен как вокалист и автор текстов хард-рок группы Guns N’Roses.

Впоследствии Роуз отзывался о христианстве весьма уклончиво и к тому же был ярым гомофобом. Это, впрочем, не мешало предпринимателю от рок-музыки Роузу выступать вместе с Элтоном Джоном, с его небезызвестной ориентацией.

Три самых известных клипа «Ганзов», «иллюзорная трилогия», снятые режиссером-католиком Энди Мораханом, были перегружены католической символикой. Второй клип, November Rain, под песню которого до сих пор в современной России совершаются свадебные церемонии, был перегружен в особенности.

Да, клип снискал любовь народную из-за своей трогательности, что аж плакать хочется. Только во времена инквизиции католический костёл бы не дал время поплакать Морахану, Роузу и Слэшу, авторам коллективного сценария. Враз бы на костер отправились за многие нарушения ортодоксального католицизма.

Неканоническая икона Иисуса Христа, плачущего кровавыми слезами, и совсем еретическое распятие женщины с обломанной левой стороной тела — это ещё цветочки, хотя и за них бы во времена Святой Инквизиции были бы проблемы.

После «Иллюзорной трилогии» Роуз не возвращался к теме христианства ни в песнях, ни в видеоклипах, в интервью старательно ее обходил. Вероятнее всего, бывший проповедник стал атеистом.

Ион Крянгэ


Как и предыдущий герой статьи, фактически поп-расстрига. Только у первого это было добровольно и из-за непотребного для протестанта поведения, второй же никому гитарами головы не разбивал, лишён был сана из-за конфликта с иерархами Румынской православной церкви.


До лишения сана был дьяконом, сын малограмотных родителей-крестьян. Известен литературной и этнографической деятельностью, главным образом, собиранием по селам румынских Молдовы и Буковины материалов для литературного написания сказок.

Крянгэ придерживался политической идеологии молдовенизма, выступал за автономию Молдовы и Буковины в составе Румынии. Отдельной темой разговора являются его «запретные сказки», которые изобиловали матом и долгое время были доступны только филологам.

Интересно, что Крянгэ был удивительно похож на другого расстригу, вышеупомянутого Гапона. Только память о себе они оставили диаметрально противоположную.

Алексей Матееич


Настоящая фамилия Матвеевич, вероятнее всего, южнославянского происхождения. Потомственный православный священник из Бессарабской губернии, Каушаны. Образование — Кишиневская духовная семинария, Киевская духовная академия. Преподавал греческий язык в Кишиневской духовной семинарии.


В отличие от предыдущих героев статьи, служил и, видимо, принимал участие в боевых действиях, хотя для военного священника Русской императорской армии брать в руки оружие было не обязательно. Награжден императорским орденом св. Анны 3-й степени за отвагу и мужество.

Матеевича призвали на Первую мировую в порядке общей мобилизации. Сведения о его службе отрывочные, известно, что он побывал на Галицком и Румынском фронтах. Находясь на побывке, он написал ряд фундаментальных трудов по теологии и этнографии.

Помимо этого, Матеевич сочинил завершенное примерно за три дня стихотворение «Лимба ноастрэ е комоарэ» (в переводе на русский «Наш язык – сокровище»), которое сейчас является официальным текстом государственного гимна Молдовы.

Последние произведения Матеевича были написаны уже на русском языке. Наиболее известное — это монография по религиозным взглядам Льва Толстого и пронзительное стихотворение «Я вижу распад», где он прогнозировал гражданскую войну и кровавые межнациональные конфликты в Российской империи. Так, в целом, всё и произошло, только Матеевич всего этого уже не увидел, если только с того света.

Он отправился снова на фронт добровольцем, скончался от сыпного тифа, будучи из-за болезни эвакуированным с передовой, в 1-й Кишинёвской больнице в возрасте 29 лет. Памятник на Центральном кладбище Кишинёва ему выполнял скульптор Александру Плэмэдялэ, по стечению обстоятельств — сын православного священника.
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    14 октября 2024 06:11
    автор ,возможно , в статье забыл упомянуть "нынешнего Гапона", бывшего протодиакона Русской православной Церкви а ныне уже клирика Константинопольской церкви, Андрея Кураева .
  2. +4
    14 октября 2024 07:42
    Каким образом,перечисленный автором статьи небольшой перечень людей,служили с верой и крестом (?) - по мысли автора,если все упомянутые личности по сути бесы,сатане они служили.
    Самостоятельное богоискательство,и тем более богостроительство,приводит к плачевным результатам.
    1. +7
      14 октября 2024 11:06
      Цитата: bober1982
      Самостоятельное богоискательство,и тем более богостроительство,приводит к плачевным результатам

      Мартин Лютер Кинг не занимался ни богостроительством, ни богоисканием - он был проповедником Южной Баптистской Церкви и боролся лишь за права цветного населения. Зачем автор поставил на одну доску других персонажей - не понятно...
      1. 0
        14 октября 2024 11:11
        Цитата: Luminman
        не понятно...

        А,Гришку Отрепьева - не включил,как отметили в комментариях.
  3. +2
    14 октября 2024 08:24
    нескольких известных и не очень примерах гражданской деятельности служителей христианской церкви

    служителем Церкви , на момент изложенных гражданских деяний, из перечисленных был только Мартин Лютер Кинг.
  4. +2
    14 октября 2024 09:14
    Эх, Гришу Отрепьева забыли, правда у него был свой путь.
  5. +4
    14 октября 2024 11:00
    На Кипре была очень любопытная личность - архиепископ Макариос, боровшийся за независимость Кипра. Вот его, среди духовных лидеров, надо было поставить на первое место...
  6. +6
    14 октября 2024 13:58
    На сайте уже от всякого информационного делирия не продохнуть. О чем хотел написать автор - непонятно. Каким образом американский певец Эксл Роуз, сын 16-летней школьницы и 20-летнего местного хулигана, рожденный вне брака, относится к служителям Христу - непонятно еще более.
    Точно так же непонятно, что автор имеет ввиду под "той стороной алтаря" и каким образом "на той стороне" у него оказалось военное духовенство.
    Не статья, а бесовщина какая то.
  7. +5
    14 октября 2024 14:39
    Мда! Кто, что вспоминает. В Российской империи, у военных священников была своя наградная система, так или иначе параллельная с системой военных наград, в первую очередь знаков отличия Военного ордена, знаменитых Егориев. Прошу извинить, за скорее всего неточные цифры, надо вспомнить книгу, где это описано, найду уточню, но общая картина следующая:
    Зи четырех тысяч полковых (корабельных) священников, награждены, т.е. фактически являлись Георгиевскими кавалерами две с половиной тысячи. Т.е. больше половины совершили подвиги на поле боя.
    Вот бы о чем писать!
  8. BAI
    -2
    14 октября 2024 18:14
    что монахи Пересвет и Ослябя пришли на Куликово поле не по вере и не по своей воле.

    Не было их. Это миф.
  9. +1
    15 октября 2024 12:18
    Цитата: Grossvater
    Прошу извинить, за скорее всего неточные цифры,

    Посмотрел. Вот цитата с указанием источника:
    Общее число священнослужителей, отмеченных в 1914—1917 гг. государственными наградами за доблесть на фронте, приближается к двум с половиной тысячам. Если учесть, что через службу в армии и на флоте тогда прошло всего около пяти тысяч священников, эту цифру следует признать огромной.
    В.В. Бондаренко, Е.С. Честнова, "Сто великих наград мира".
    © ООО «Издательство «Вече», 2014
  10. 0
    15 октября 2024 12:19
    Цитата: BAI
    Не было их. Это миф.

    Точно, точно! Вы же сами все видели wink.
  11. 0
    15 октября 2024 12:23
    Цитата: Grossvater
    у военных священников была своя наградная система, так или иначе параллельная с системой военных наград, в первую очередь знаков отличия Военного ордена, знаменитых Егориев.


    Ещё раз прошу извинить, за неточную информацию. Читал давно и, увы, кое что подзабыл.

    "В годы Первой мировой войны одной из высших наград для военного духовенства оставался Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте. Он был вручен военным пастырям 248 раз (11 человек удостоились его посмертно). Таким образом, всего в 1790—1917 гг. этой награды удостоились 442 человека".
  12. 0
    15 октября 2024 12:24
    Цитата: Grossvater
    248 раз (11 человек удостоились его посмертно)

    Получается, каждый двадцатый!
  13. +2
    15 октября 2024 12:26
    Цитата: BAI
    Не было их. Это миф.

    Наверное тоже миф:
    "Священник 58-го пехотного Прагского полка о. Парфений, случайно наткнувшись на австрийский взвод, пошел к нему с иконой в руках и уговорил сдаться в плен двух вражеских офицеров и 23 солдата"…
    Славяне наверное были.
  14. 0
    14 декабря 2024 06:31
    "По ту сторону от алтаря" - у меня через чур живое пространственное воображение, обусловленное профессией. Не понял, где это? Поскольку алтарь - это восточная часть храма, отделённая перегородкой, или стол, на котором совершаются таинства, то имело бы смысл назвать статью "По ту сторону от иконостаса".
    Примеры, приведённые в статье, в основном общеизвестны, а объединение столь разных людей в одну группу кажется искусственным. Возможно я просто не понял всей смысловой глубины статьи. В любом случае спасибо автору за труд.