Кайзерлих марине - трудная юность

44
Кайзерлих марине - трудная юность
Морская романтика от Кайзерлих марине!


Успехи генералов на посту морского министра Германии объяснялись просто: они занимались тем, в чём разбирались. А именно — муштровали (но по-умному!) личный состав до полуобморочного состояния. В результате на флоте был порядок, а командные должности занимали дисциплинированные и профессиональные командиры.



Можно проиллюстрировать данное положение цитатой из лондонской «Таймс» от 15 октября 1888 года:

Генерал фон Каприви поднял германский флот в смысле его боеспособности на такую высоту, что во время манёвров минувшего лета, несмотря на почти четырёхмесячный срок, не произошло ни одного случая, нарушившего стройность назначенной программы. Если сравнить это обстоятельство с числом разного рода несчастий, происшедших на британских и французских эволюционных эскадрах в настоящем году, то это абсолютное отсутствие каких-либо аварий у германских судов становится особенно знаменательным... В настоящее время нет флота с лучшим составом офицеров и нижних чинов... Кто знаком со службами и работами как на английских, так и на германских военных судах, тот нисколько не усомнится в изложенном, а строгая, непредубеждённая критика по отношению к выправке военных чинов даже скорее определит преимущество на стороне германского флота.

Но это моряки, а как обстояли на Кайзерлих Марине к 1888 году дела с кораблями? А тут всё было неоднозначно. Дело в том, что оба генерала представляли себе корабли своего рода плавучими крепостями. А флот — цепочкой крепостей, прикрывающей границу. Иными словами, ратовали за исключительно оборонительный образ действий на море. Например, большое внимание уделялось строительству миноносок, которые на тот момент (из-за неважной мореходности) предназначались по большей части для обороны побережья.


Торпеда Шварцкопфа

Большим подспорьем этому было изобретение Луи Виктором Робертом Шварцкопфом торпеды собственной конструкции. Ну, или почти собственной: во время визита Шварцкопфа на завод Уайтхеда в Фиуме выяснилось, что кто-то взломал местный аналог КБ и украл чертежи «мины Уайтхеда». А через некоторое время фирма «Berliner Maschinenbau» начала производить торпеды «Шварцкопф» (в отличие от стальных уайтхедовских они были бронзовые — для защиты от коррозии). Нет, я ни на что не намекаю, тем более что сам Уайтхед утверждал, что немцы тут не при чём, но....

Как я уже упоминал, в Пруссии в 1867 году была принята кораблестроительная программа, согласно которой должны были быть построены 16 броненосцев, 20 корветов, 8 авизо, 22 канонерские лодки и 2 учебных артиллерийских судна. Вот только в 1871 году королевство Пруссия + множество мелких княжеств стали Германской империей, и программа 1867 года устарела, не успев воплотиться в жизнь. Что, наверное, и к лучшему: в те годы техника развивалась столь быстро, что корабли старели уже на чертёжных досках.

В 1873 году в Рейхстаг был представлен новый план постройки флота. Стоить всё это удовольствие должно было 218 437 500 марок (странно, что немцы пфеннинги не посчитали), с выделением в течение 10 лет. Начали с постройки кораблей береговой обороны: задача прикрывать устье Рейна и прочих крупных рек стояла остро — на реках располагались основные промышленные мощности новорождённой Империи. Собственно говоря, именно задача защиты устьев рек повлияла на облик первых немецких кораблей, их осадка не должна была превышать 20 футов, с соответствующими размерами. Одновременно с обороной побережья программа решала и другую, куда более важную задачу — подготовку кадров.

Диктовала свои условия и география. Для глубоководной южной Балтики планировалось строить глубокосидящие броненосные корветы, для мелкой северной... Изначально планировались к постройке семь мониторов, но после продолжительных дебатов в Рейхстаге было принято решение построить 13 канонерских лодок. Ну и миноноски: десять первого класса, 18 — второго.


Миноноска "Цитен"

Ни один план никогда не реализуется в полном объёме, с первой общегерманской кораблестроительной программой именно это и случилось. С миноносками немцы поняли, что погорячились: их планировали вооружать шестовыми минами, но аккурат в это время появились торпеды, так что после постройки первых двух строительство заморозили: чтобы выждать, пока ведущие морские державы определятся с типом кораблей, способных их нести. Надо отдать должное немецкой бережливости: на сэкономленные деньги была построена пристрелочная станция для торпед, а две построенные миноноски («Цитен» и «Улан») вооружили «минами Уайтхеда».

А вот число первоклассных броненосцев решили довести до восьми (тем более что первые три были уже куплены — «Фридрих Карл», «Кронпринц» и «Кёниг Вильгельм»). Вопрос здесь был не только в возможностях, но и в престиже. Кстати, в международной политике престиж — вполне материальная штука, немецкие дипломаты прекрасно понимали, что со страной, не имеющей сильного флота, великие державы союз заключать не станут...

К концу 80-х годов XIX века германский флот состоял из 8 броненосцев первого класса («Фридрих Карл», «Кёниг Вильгельм», «Кронпринц», «Гроссер Курфюрст», «Фридрих дер Гроссе», «Кайзер», «Дойчланд», «Пройсен»), 6 корветов: «Ганза», «Ольденбург» и четырёх типа «Заксен», 13 канонерских лодок.


"Кайзер" - один из последних "англичан" на службе Германии

Броненосцы «Кайзер» и «Дойчланд» стали последними немецкими боевыми кораблями, построенными на иностранных верфях. Оба броненосца были построены на верфи братьев Джейкоба и Джозефа д'Агилар Самуда в Лондоне. Они закладывались как броненосные фрегаты, имеющие центральную бронированную батарею из восьми 10,2-дюймовых казнозарядных орудий, в корме изначально была установлена одна пушка калибром 8,3 дюйма (за время службы корабли неоднократно перевооружались). Впоследствии этот тип кораблей переквалифицировали в броненосцы. Оба корабля имели водоизмещение 8940 тонн, бронированный пояс толщиной 127-254 мм, палубу 38-51 мм, батарею — 203 мм. Паровые машины мощностью 5600 тонн позволяли делать 14 узлов — весьма неплохо по тем временам.


Броненосный корвет "Ганза" - первый блин...

А первым броненосцем германской постройки стала «Ганза». Немецкие моряки долго решали, какой корабль им нужен, и в конце концов остановились на казематном броненосце, сильно смахивающем на «Палладу» Эдварда Рида. Это был корабль длиной 71,73 метра по ватерлинии, шириной 14,1 метра и осадкой 5,47 метра, с водоизмещением 3950 тонн. Корпус был композитный (железный набор, деревянная обшивка, дно от обрастания обшито медью), поделенный на шесть герметичных отсеков.

В движение «Ганзу» приводила паровая машина ординарного расширения фирмы «Вулкан» мощностью 3275 лошадиных сил, позволявшая развить скорость в 12 узлов, но имелось и полное парусное вооружение. Броня была представлена поясом толщиной 114–152 мм и защищённой 114-мм бронёй батареей. На вооружении броненосца стояли восемь 8,3-дюймовых орудий. Строили корабль на «Кайзерлих верфт» в Данциге (да, тогда это была Германия!), строили долго! Заложили «броненосный корвет» ещё до франко-прусской войны, в 1868 году. Спуск на воду состоялся 26 октября 1872 года, в состав Кайзерлих марине корабль вошёл уже как броненосец — 19 мая 1875 года. А уже 4 ноября его вывели из кампании и отправили обратно на верфь — устранять недоделки...

Качество постройки «Ганзы» полностью выражается русской пословицей «Первый блин — комом». Броня на ней начала ржаветь ещё на стапеле. Скорость 12 узлов для «корвета» была, прямо скажем, посредственной. Тем не менее, изначальная классификация сослужила «Ганзе» плохую службу. Её со всеми недоделками отправили за океан — на Американскую станцию. Спокойной службы у корабля не получилось: с 1878 по 1881 год ей довелось защищать американцев во время волнений в Венесуэле, перейти на Тихий океан, где защищать немецкие интересы во время «Селитряной войны» между Перу и Чили.


"Дер гроссер кёнинг дер шведише кёнингсрайх..." Броненосный фрегат "Фридрих дер Гросс"

Но проект «Ганзы» продолжения не получил. А вот броненосцы «Пройссен», «Фридрих дер Гроссе» и «Гроссер Курфюрст» стали первыми типовыми кораблями немецкой постройки. Главным конструктором кораблей стал Карл Эльбертцхаген, вдохновлявшийся австро-венгерским броненосцем «Кустоца». Вот только экспериментировать с двухъярусным казематом австро-венгерского образца он не стал, а расположил четыре 10,2-дюймовых орудия в двух вращающихся башнях конструкции Купера Кольза. Поскольку схема Кольза требовала низкого борта, для мореходности нос и корму броненосцев сделали высокими, а по борту поставили откидной фальшборт, который в походном положении был поднят, а в бою откидывался, открывая башенным орудиям сектора обстрела.

Корабли имели 94,5 метра в длину по ватерлинии, ширину 16,3 метра, осадку 7,12 метра по нос и 7,18 метра — по корме. Водоизмещение по проекту было 6821 тонна, с полной загрузкой — 7718 тонн. Корпуса были с железным набором и тиковой обшивкой, к которой крепилась броня: верхний пояс — 203-мм, нижний пояс — 102-229-мм. Толщина брони башен составляла 203-254-мм.

Общая оценка проекта немецкими моряками была положительной: корабли хорошо слушались руля, имели плавный ход, небольшой радиус поворота. Впрочем, были у них и недостатки: валкость на волне и низкая скорость под парусами (с такой бронёй чайных клиперов из них получиться не могло изначально!). Правда, именно эти корабли принесли новорожденному флоту Германской империи первую катастрофу.


Для "Гроссер Курфюрста" первый поход явно не задался...

31 мая 1878 года в Дуврском проливе, напротив Фолкстона, производили учения броненосцы «Кёниг Вильгельм», «Пройсен» и «Гроссер Курфюрст». Шли строем треугольника, с «Вильгельмом» во главе. Расстояние между флагманом и «Курфюрстом» составляло 110 метров, когда под носом эскадры прошли два парусных рыбацких судна.

Подчиняясь правилам предупреждения столкновений, «Курфюрст» положил лево руля и повернул вправо. Вот только потом он положил руль вправо, чтобы вернуться в строй, и... Дело в том, что «Кёниг Вильгельм» тоже повернул вправо, пропуская рыбаков, в результате «Курфюрст» оказался у него аккурат перед тараном. Капитан «Курфюрста» попытался дать самый полный вперёд, чтобы проскочить перед тараном «Вильгельма», потом, видя, что не успевает, попытался лечь на параллельный адмиральскому кораблю курс, повернув вправо.

На флагмане адмирал с капитаном были в это время внизу, а на руле стоял молодой унтер-офицер и шесть новобранцев. В общем, когда вахтенный офицер дал команду положить право руля, они растерялись и сделали всё наоборот, положив лево руля... Вахтенный дал команду в машину — «полный назад!», но было поздно: машина лишь замедлила движение корабля до 6-7 узлов. Именно на этой скорости таран «Вильгельма» вошёл в борт «Курфюрста» между гротом и бизанью. Угол удара был больше 45 градусов, но меньше 90. На «Вильгельме» не почувствовали удара — только лёгкое сотрясение, а «Курфюрст» продолжил идти вперёд, сломав и согнув таран флагмана в пробоине, и постепенно стал вплотную борт о борт с «Вильгельмом», так, что его бушприт сломал тонущему кораблю бизань.

Вода хлынула в кочегарку, заливая топки, крен на левый борт не дал спустить шлюпки. Капитан «Курфюрста» граф фон Монж попытался отвести корабль на мель, но не успел: через пять минут после столкновения броненосец пошёл ко дну, из 497 членов экипажа спастись смогли 216, трое из которых умерли на борту «Вильгельма». Это был первый выход «Гроссер Курфюрста» в море. И последний...


"Цементная фабрика" в походе

Помимо уже упомянутой «Ганзы», броненосными корветами числились четыре корабля типа «Заксен» («Заксен», «Байерн», «Вюртемберг» и «Баден») и в чём-то похожий на них «Ольденбург». Это были максимально модные корабли, которые в 1878 году, когда вошёл в строй первый из них, смотрелись как «гости из будущего»: внешне они вполне органично смотрелись бы в японо-китайскую войну, а во время обстрела Александрии в 1882 году далеко не все корабли британской эскадры выглядели столь же современно!

Орудия немецкие конструктора расположили в барбетах, как у французов, бронёй прикрыли на британский манер только жизненно важные части в центре корпуса, таранный форштевень был прямым (снова как у англичан!), а надстройки для увеличения мореходности без увеличения высоты борта сделаны узкими. Но главное: на них практически полностью избавились от рангоута! В то время, когда по морю исправно ходили броненосцы с тремя мачтами, несущими полное парусное вооружение, у немецких броненосных корветов (позже всё-таки переклассифицированных в броненосцы 3-го класса) была единственная мачта с одной стеньгой и без рей.

Водоизмещением корабли получились 7635 тонн при длине по ватерлинии — 93 метра, ширине по миделю — 18,7 метра, осадке — 6,21 метра по носу и 6,53 метра — по корме. Наибольшая высота борта у них составила 9,286 метра. Мощность 2 горизонтальных паровых машин ординарного расширения составляла 5600 лошадиных сил, что позволяло развивать скорость до 14 узлов.

Четыре трубы на броненосцах этого типа расположили попарно, прямоугольником. Ходовой мостик поместили между труб. Пушки на «Заксенах» стояли 10,2-дюймовые — главного калибра: две в носовом барбете и четыре в кормовых казематах. Помимо них были шесть 87-мм пушек, а впоследствии были установлены ещё четыре 88-мм. Также на этих кораблях были установлены три торпедных аппарата — два носовых и поворотный — в корме (позднее были установлены ещё два — по бортам).

При столь модной конструкции корабли оказались весьма посредственными. Мореходность была настолько плоха, что при волнении моря в 6 баллов скорость «Заксенов» падала на 25 процентов, а при волнении выше они могли и вовсе против волны не выгрести. При любом волнении палубу этих броненосцев постоянно заливало... В общем, моряки окрестили их неуважительным прозвищем «цементная фабрика» (из-за оригинального расположения труб и общей убогости). Впрочем, были у немцев при строительстве и достижения: четыре этих броненосца были реально одной серией! Про все «однотипные» броненосцы «Кайзерлих марине» до них это можно сказать весьма условно. «Ольденбург» должен был стать пятым «Заксеном», но...


Броненосец "Ольденбург": я не прекрасен, может быть, снаружи, зато внутри - красив наверняка!

Проект изменили: увеличили число и уменьшили калибр орудий: на него поставили восемь орудий калибра 240-мм, два 150-мм и восемь 87-мм. Поскольку строили «Ольденбург» для замены «Ганзы» на Американской станции, то высота борта у него также была больше, чем на «Заксенах», но при этом форма корпуса была настолько неудачной, что мореходность осталась как и у старших братьев — отвратительной!


Канонерки типа "Веспе" - скромно и со вкусом...

Самой многочисленной серией кораблей, построенных по программе 1873 года, стали канонерские лодки типа «Веспе» — они заменили мониторы, которые собирались строить ранее (поэтому одним из основных требований к ним стала небольшая осадка), и было их целых 11 штук: «Базилиск», «Биен», «Хамелеон», «Крокодил», «Хуммель», «Мюке», «Саламандра», «Скорпион», «Випер» и «Веспе». Первые канонерки были спущены на воду в 1876 году, последняя — в 1881-м.

Канонерки этого типа имели водоизмещение 1109 тонн, длину 43,52 метра, наибольшую ширину 10,59 метра, осадку 2,96 метра. Зато бронированы кораблики были на славу! У ватерлинии на миделе толщина брони была 210 мм — броненосец позавидует! К носу и корме она становилась тоньше — 151 мм и 102 мм соответственно. Верхняя палуба бронировалась в два слоя: 24,6 мм и 4,6 мм, броня башни была аналогичной броне основного пояса.

В движение канонерки приводились двумя двухцилиндровыми машинами мощностью 660-700 лошадиных сил, что обеспечивало скорость 9-9,5 узлов. Сэкономили и на запасе угля: 43-х тонн хватало на 40 часов хода, но большего прибрежным кораблям было и не нужно.

А вот на вооружении не экономили! На каждой канонерской лодке стояло по 305-мм орудию в башне и по два подводных торпедных аппарата. Штатная 12-дюймовка главного калибра пробивала броню 396 мм на дистанции в 1000 ярдов, а для защиты от миноносцев были по две скорострельных пушки Гочкиса на крыльях мостика. Маневренность канонерок была замечательной, осадка — небольшой, огневая мощь — высокой, а большего от них и не требовалось. Я про мореходность, само собой. Она отсутствовала, но в устье Рейна это мало кого волновало...


Канонерская лодка "Бруммер"

Волновала малая скорость. Поэтому помимо одиннадцати канонерских лодок типа «Веспе» были построены «Бруммер» и «Бремзе». Их отличало слабое бронирование — вместо броневого пояса они имели только выпуклую бронепалубу, края которой уходили на 1,4 метра под ватерлинию. Чтобы улучшить живучесть канонерок, пространство между броневой и верхней палубами было разделено на множество герметичных отсеков. Обе лодки получили по паровой машине мощностью 1580 лошадиных сил и развивали скорость в 15,31 узла — отлично по тем временам! Хоть вооружение было и послабее, но всё равно внушало уважение: 1х210-мм пушка главного калибра и 1х88-мм пушка и торпедный аппарат.

В общем, можно сказать, что молодая германская судостроительная промышленность справилась с реализацией программы 1873 года. Да, не все корабли оказались одинаково хороши, но даже строительство неудачных броненосцев типа «Заксен» дало немецким инженерам опыт, который позволит им впоследствии строить корабли с выдающимися характеристиками. А ещё... А ещё нельзя не отметить то, что немцы изучали зарубежный опыт, но старались идти своим путём. Иногда — удачным, иногда — нет, но своим...
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    16 октября 2024 07:25
    Немцы смогли за исторически очень короткий срок построить более чем боеспособный флот. Собственно неудачи немецкого флота в Первую, да и во Вторую мировые войны, определялись, по моему мнению, не количеством и уж точно не качеством боевых судов, а банальнейшей географией.
    Если внимательно посмотреть на карту, то становится очевидным, что Англия, при любом раскладе событий, ВСЕГДА будет занимать фланговую позицию по отношению к немецким путям сообщений.
    Даже если представить себе, жалко что ли wink, полную победу в Ютланде, ну перетопили Гранд Флит, Джеллико поймали и посадили в клетку, то все равно, торговые пути Германии будут находится под постоянным фланговым давлением.
    Оценивая же удачи и неудачи начального периода развития любого флота, всегда стоит вспоминать и Кэптен и деревянные "орудия" в барбетах Адмиралов smile.
    Кстати, говоря о становлении германского флота, стоит удивляться даже не очень быстрому становлению немецкой судостроительной школы и промышленности, а невероятно быстрой подготовке личного состава, в первую очередь командного.
    Как, по другому правда поводу, сказал АВС: "Что бы построить корабль нужно три года, что бы создать традицию - триста лет. Продолжать эвакуацию"!
    Так вот, немцы смогли создать традицию всего лишь за несколько десятилетий!
    1. +3
      16 октября 2024 07:51
      Цитата: Grossvater
      Англия, при любом раскладе событий, ВСЕГДА будет занимать фланговую позицию по отношению к немецким путям сообщений
      Без флота, если допустить что он был бы полностью разгромлен в Ютландском сражении, Англия бы просто оставалась островом, жители которого от голода охотились бы на собак и кошек wink
  2. +3
    16 октября 2024 07:28
    Интересная статья, спасибо Автору.
    1. +3
      16 октября 2024 11:28
      Цитата: С.З.
      Интересная статья, спасибо Автору.

      Присоединяюсь к добрым словам о работе Автора, понравилось!
      Самое любопытное, что наш флот на Балтике в середине 19 века строился с прицелом на противодействия шведам, а позже - немцам. К началу 20 мы уже отказываемся от воз ложности противодействовать на море немцам и шведам одновременно.
  3. +1
    16 октября 2024 08:23
    Всё таки немцы удивительная нация.При таком талантливом дисциплинированном народе,никчемная элитка.
  4. +2
    16 октября 2024 08:54
    Интересная статья, прочитал с удовольствием.

    Паровые машины мощностью 5600 тонн позволяли делать 14 узлов

    Опечатка
  5. +2
    16 октября 2024 09:02
    В тексте говорится про 11 канонерок типа "Веспе", но приведены только 10 названий. Кого забыли?
    1. +4
      16 октября 2024 09:47
      "Наттер" - "уж". Сплошные пресмыкающиеся)))
  6. +4
    16 октября 2024 09:04
    Цитата: Grossvater
    Немцы смогли за исторически очень короткий срок построить более чем боеспособный флот. Собственно неудачи немецкого флота в Первую, да и во Вторую мировые войны, определялись, по моему мнению, не количеством и уж точно не качеством боевых судов, а банальнейшей географией.
    Если внимательно посмотреть на карту, то становится очевидным, что Англия, при любом раскладе событий, ВСЕГДА будет занимать фланговую позицию по отношению к немецким путям сообщений.
    Даже если представить себе, жалко что ли wink, полную победу в Ютланде, ну перетопили Гранд Флит, Джеллико поймали и посадил в клетку, то все равно, торговые пути Германии будут находится под постоянным фланговым давлением.


    Вот только этого флота оказалось недостаточно.
    География, на самом деле, играла на стороне немцев. Континентальная держава, в меньшей степени зависимая от морских коммуникаций (металл и уголь - свои, часть ресурсов можно получать у таких же сухопутных соседей), располагая мощным флотом, может задействовать почти все свои военно-морские силы для активных боевых операций, а не распылять эти силы на охрану морских коммуникаций и транспортов с сырьем и товарами из заморских колоний.
    Ну а про уязвимость последних к действиям немецких рейдеров и ПЛ, полагаю, упоминать и излишне.
    Просто Германия была объективно беднее и скуднее ресурсами, чем империя, что занимала добрую четверть всей суши и над которой "никогда не заходило солнце" (согласно Киплингу).
    Перевес количественный был на стороне бриттов и такой расклад ничто не могло изменить...
    1. +1
      16 октября 2024 09:42
      Сама идея давайте не суше готовиться воевать с Россией и Францией, а не море с Британией была абсурдна.
      1. +2
        16 октября 2024 09:50
        На росте экономики и политическом объединении Германии немцы были слишком самоуверенны: в кое-то веке французов самостоятельно разгромили! Значит и на два фронта сумеем...
        1. +1
          16 октября 2024 09:52
          Два то они может и вытянули, а вот ещё и морская гонка была перебором.
          1. +2
            16 октября 2024 10:00
            На кой им вообще колонии понадобились? На мой взгляд чисто для престижа: австрийцы и без них прекрасно жили, а здесь - молодая империя, хотим что бы всё как у людей... А если получили колонии, без флота - никак (хот французы с ним так и не напрягались, а колониальную империю - имели)... Интересно, Самоа или Папуа-Новая Гвинея когда-нибудь окупались?
            1. +2
              16 октября 2024 11:54
              Цитата: Летучий_Голландец
              На кой им вообще колонии понадобились?
              Источники сырья, рынки сбыта, плюс сбросной клапан для избыточного населения
              1. +3
                16 октября 2024 12:00
                Теоретически - да. В реальности... Новая Гвинея - не то место куда можно спихнуть кучу населения. Намибия - тоже. Сырьё? Если четно, при слове ""Намибия" у меня в памяти возникает только уран, но он ещё актуален не был. А при словах "Новая Гвинея"... Разве что какое-нибудь дерево лёгких пород (сейчас там вроде немного нефти есть, но тогда папуасы от нефтяников ещё успешно отбивались) и джеклондоновские копра с жемчугом... Австрийцы довольствовались Балканами и в ус не дули.
                1. +2
                  16 октября 2024 12:08
                  Цитата: Летучий_Голландец
                  Новая Гвинея - не то место куда можно спихнуть кучу населения
                  Западная Африка для французов в начальный период колонизации тоже не была райским местом. Как не было таким же местом и Новая Англия и Южная Африка. Однако, обжили
                  Цитата: Летучий_Голландец
                  Намибия - тоже. Сырьё? Если четно, при слове ""Намибия" у меня в памяти возникает только уран
                  Земля, земля! Плодородная земля! Немецкая община до сих пор себя там неплохо чувствует, варит пиво и ни в какую Германию возвращаться не собирается wink
                2. +2
                  16 октября 2024 13:22
                  Намибия, это алмазы... Причём их можно было собирать просто под ногами.
            2. +1
              16 октября 2024 16:04
              Цитата: Летучий_Голландец
              Интересно, Самоа или Папуа-Новая Гвинея когда-нибудь окупались?


              Не окупались

              Абсолютно все германские колонии были убыточными
              https://www.ucl.ac.uk/economics/sites/economics/files/7._cokic_german_colonies_profitable.pdf
      2. +1
        16 октября 2024 13:06
        Это не столько идея, а сколько необходимость, такой расклад достался немцам, а какие у них были варианты? Только один - не воевать.
        1. +1
          16 октября 2024 14:20
          Не строить второй в мире флот, ни за каким местом он был им не нужен.
          1. +1
            16 октября 2024 22:30
            На Крымскую войну посмотрите что умеет делать флот противника, особенно когда по суше до него не дотянешься.
  7. +1
    16 октября 2024 10:31
    Думаю, что в первую мировую войну, если бы США в нее не вступили, Германия имела все шансы на хотя бы "победу по очкам", например, за счет поверженной России. Тогда ее флот мог бы сыграть роль - для поддержания империи.
    1. +2
      16 октября 2024 11:10
      Если бы США не вступили, если бы Германия не сосредаточила силы на рывке на Париж, а поддержала союзников, многовато если бы.
    2. +2
      16 октября 2024 11:15
      Сомнительно: Англия с Францией сами по себе серьёзная связка, а учитывая, что Австро-Венгрия быстро пошла по стопам России... Не думаю, что Германии что-то светило без вмешательства Штатов. Да, до 19-го года по любому дотянули бы, но дальше - всё равно голодные бунты в тылу, матросы не желающие в последний и решительный бой...
      1. +1
        16 октября 2024 16:45
        Цитата: Летучий_Голландец
        Сомнительно: Англия с Францией сами по себе серьёзная связка, а учитывая, что Австро-Венгрия быстро пошла по стопам России... Не думаю, что Германии что-то светило без вмешательства Штатов. Да, до 19-го года по любому дотянули бы, но дальше - всё равно голодные бунты в тылу, матросы не желающие в последний и решительный бой...


        История не имеет сослагательного наклонения, но я думаю, шанс у Германии устоять был.
  8. +5
    16 октября 2024 10:54
    10,2-дюймовых орудия

    Очевидно уважаемый автор пользовался английскими источниками)))
    Но Германия (еще не единая) со времен Наполеона страна метрическая с собственными стандартами калибров.
    10.2" -260мм или 26 сантиметровая в их традиции.
    8,3" - 210
    Собсно в конце Вы на них и перешли request
    1. +1
      16 октября 2024 11:19
      Просто в разных источниках - разные единицы измерения, в конце подумал, что стоит переходить на что-то одно...
    2. +1
      16 октября 2024 11:21
      Ну и ещё то, что по истории раннего броненосного флота сложно найти что-то лучше "Вильсона "Броненосцы в бою", а он - англичанин. А по конкретным ТТХ броненосцев лучше - немецкие источники (или наши, пишущие с немецких).
      1. +1
        16 октября 2024 13:12
        Да как по мне, всё отлично, и переводить дюймы в сантиметры и наоборот, не самая большая проблема и по флоту мне в дюймах даже как-то понятнее. Вот с артиллерийским фунтом, там да, чёрт ногу сломит, у чуть ли не каждой страны он свой, даже у датчан, самый кстати маленький. Спасибо за статью, интересно рождение Кригсмарине.
  9. -1
    16 октября 2024 11:17
    Цитата: Голландец Михель
    жители которого от голода охотились бы на собак и кошек

    Сильно преувеличено.
  10. +2
    16 октября 2024 11:32
    Цитата: Illanatol
    Просто Германия была объективно беднее и скуднее ресурсами,

    И одной из основных причин этого было, как раз континентальное положение и связанная с этим необходимость иметь многочисленную сухопутную армию.
    Извините, но Вы противоречите сами себе. ИМПЕРИЮ Англия смогла построить благодаря своему островному расположению и, соответственно, возможности направить БОЛЬШУЮ часть ресурсов на строительство флота.
    Кроме того, есть ещё одна забавная весЧь, называется мобилизационный ресурс. Так вот, сухопутная армия должна быть многочисленна, такова логика всех война за последние несколько веков.
    Флот же в принципе требует много меньшей численности личного состава, соответственно, больше народу остаётся в тылу класть победу.
    Островная держава, в прошлом Англия, сейчас США (с точки зрения военной, остров в чистом виде) ВСЕГДА будет иметь лучшие условия для своего промышленного развития.
    Как по людским ресурсам, так и по потребностям. Может быть даже ещё важнее, по пониманию необходимости такого развития всеми слоями населения. Начиная с клепальщика на верфи, кончая премьер-министром.
    Вот смотрите. Читая историю наглицкого флота, создается впечатление, что он рос и развивался сам по себе, периоды, когда адмиралам приходилось топотать ногами требуя строительства новых судов конечно были, но эти было явным исключением из правил.
    Теперь смотрим на Францию. Потребовались невероятные усилия Кольбера при огромной поддержке короля, что бы построить боеспособный флот.
    Стоило хоть чуть ослабнуть этому прессу и пожалте бриться - Трафальгар. В котором испанцы воевали куда лучше френчей.
    1. +1
      16 октября 2024 16:47
      Цитата: Grossvater
      Теперь смотрим на Францию. Потребовались невероятные усилия Кольбера при огромной поддержке короля, что бы построить боеспособный флот.

      Заслуги Кольбера заслуживают уважения, но те методы с помощью которых он собирал "взносы" на развитие созданных им шести торговых компаний, сейчас характеризуются как шантаж и вымогательство.
  11. +1
    16 октября 2024 13:17
    Цитата: Grossvater
    И одной из основных причин этого было, как раз континентальное положение и связанная с этим необходимость иметь многочисленную сухопутную армию.
    Извините, но Вы противоречите сами себе. ИМПЕРИЮ Англия смогла построить благодаря своему островному расположению и, соответственно, возможности направить БОЛЬШУЮ часть ресурсов на строительство флота.
    Кроме того, есть ещё одна забавная весЧь, называется мобилизационный ресурс. Так вот, сухопутная армия должна быть многочисленна, такова логика всех война за последние несколько веков.
    Флот же в принципе требует много меньшей численности личного состава, соответственно, больше народу остаётся в тылу класть победу.


    Да неужели? А вам напомнить, что первые колониальные империи построили Испания, Португалия, Голландия, которые расположены на континенте?
    Имели довольно сильные сухопутные армии, но и колоний себе оттяпали немало.
    А разве у Франции (тоже континент) не было необходимости иметь сильную сухопутную армию? Но и колоний у французов было немало.
    Германия тупо опоздала к разделу колониального пирога, поскольку стала мощной единой державой лишь при Бисмарке, когда пирог уже поделили. Что касается мобресурса, то населения в Германии вполне хватало и на флот и на армию, что вполне доказали две мировые войны, притом, что немцам приходилось сражаться против альянсов мощных держав...
    А вот с ресурсами... если бы немцы сами прочно придерживались курса на прочный союз с Россией (закрывая глаза на идейные противоречия), то нынешний мир выглядел иначе.

    И напоследок... США не на острове расположены, тоже на континенте. Да, с соседями янки повезло, канадцы и мексиканцы не особо угрожали (хотя повоевать все же пришлось), но факт есть факт.
    1. +2
      16 октября 2024 13:27
      "...если бы немцы..." Если бы ещё и сама Россия не полезла бы в ловушку Антанты. И поменьше бы заигрывала с националистами Сербии...
  12. +1
    16 октября 2024 13:24
    Цитата: Grossvater
    Теперь смотрим на Францию. Потребовались невероятные усилия Кольбера при огромной поддержке короля, что бы построить боеспособный флот.
    Стоило хоть чуть ослабнуть этому прессу и пожалте бриться - Трафальгар. В котором испанцы воевали куда лучше френчей.


    Ну извините. Трафальгарская битва... а ничего, что ей предшествовала та самая "Великая Французская Революция" с кровопролитной гражданской войной вкупе с чередой войн с "интервентами" (правда "интервенты" оказались не очень удачны и это французская армия, тогда сильнейшая в мире, задала трепку всем, до кого дотянулась, даже русским). Ну да, французам тогда было особо не до флота, несколько иные приоритеты. Не стоит выборочно вычленять конкретные события из общего исторического контекста...
  13. +1
    16 октября 2024 13:37
    Цитата: Grencer81
    ...если бы немцы..." Если бы ещё и сама Россия не полезла бы в ловушку Антанты.


    Вот только и немцы сделали немало для образования франко-русского альянса, который и лег в основу Антанты.
    Как известно, ориентация России на Англию и Францию была вызвана и тем, что англо-французский капитал в России был представлен в большей степени, чем немецкий. Будь иначе и будь политика самой Германии более здравой - все сложилось бы лучше и для Германии тоже. Но немцы предпочли австрияков, сами угодив в геополитическую ловушку.
    Причем на эти грабли они наступили во второй раз, а в наше время - уже и на третий. С упорством, достойным лучшего применения, немцы подписываются за интересы англосаксов...
  14. +1
    16 октября 2024 16:17
    Цитата: Illanatol
    США не на острове расположены

    С военно-стратегическое точки зрения, на острове. Ни Канада, ни, тем более могучая Мексика, ничем США не угрожает.
  15. +1
    16 октября 2024 16:19
    Цитата: Illanatol
    Не стоит выборочно вычленять конкретные события из общего исторического контекста...

    А я не вычленяю, французский флот быт достаточно искусственным образованием и тухнуть он начал задолго до Революции.
  16. +1
    16 октября 2024 16:21
    Цитата: Illanatol
    вполне хватало и на флот и на армию,

    Нет, не хватало. Квалифицированные рабочие в массе своей были призваны в армию.
  17. +1
    16 октября 2024 16:23
    Цитата: Illanatol
    но и колоний себе оттяпали немало

    Оттяпали, путем шугания туземцев. Вот только отстоять, как только за дело взялась островная Англия, в массе своей не смогли.
  18. +1
    16 октября 2024 16:25
    Цитата: Illanatol
    Будь иначе и будь политика самой Германии более здравой - все сложилось бы лучше и для Германии тоже. Но немцы предпочли австрияков, сами угодив в геополитическую ловушку.

    С этим я согласен, но такого быть не могло. Немецкая Германия, никак не могла бросить немецкую же Австрию.
  19. +1
    16 октября 2024 16:27
    Цитата: Illanatol
    (хотя повоевать все же пришлось

    С кем повоевать? С Канадой? Или Вы говорите о захватнических по сути войнах с Мексикой?
  20. +1
    16 октября 2024 16:29
    Цитата: Illanatol
    населения в Германии вполне хватало и на флот и на армию,

    Простите великодушно! А Вы читать то умеете? Я пишу о поголовной мобилизации квалифицированных рабочих. Народу то в армии хватало, вот только воевать им было нечем. И жрать было нечего, потому что землю пахать было некому.
  21. +1
    16 октября 2024 16:31
    Цитата: Grossvater
    Цитата: Illanatol
    вполне хватало и на флот и на армию,

    Прошу прощения, отвлекли и я два раза ответил на Ваше сообщение.