Кайзерлих марине - трудная юность
![Кайзерлих марине - трудная юность](/uploads/posts/2024-10/f961ff1cb5_photo_2024-10-03-19_35_16.webp)
Морская романтика от Кайзерлих марине!
Успехи генералов на посту морского министра Германии объяснялись просто: они занимались тем, в чём разбирались. А именно — муштровали (но по-умному!) личный состав до полуобморочного состояния. В результате на флоте был порядок, а командные должности занимали дисциплинированные и профессиональные командиры.
Можно проиллюстрировать данное положение цитатой из лондонской «Таймс» от 15 октября 1888 года:
Но это моряки, а как обстояли на Кайзерлих Марине к 1888 году дела с кораблями? А тут всё было неоднозначно. Дело в том, что оба генерала представляли себе корабли своего рода плавучими крепостями. А флот — цепочкой крепостей, прикрывающей границу. Иными словами, ратовали за исключительно оборонительный образ действий на море. Например, большое внимание уделялось строительству миноносок, которые на тот момент (из-за неважной мореходности) предназначались по большей части для обороны побережья.
![](/uploads/posts/2024-10/89810d06b3_photo_2024-10-09-12_52_47.webp)
Торпеда Шварцкопфа
Большим подспорьем этому было изобретение Луи Виктором Робертом Шварцкопфом торпеды собственной конструкции. Ну, или почти собственной: во время визита Шварцкопфа на завод Уайтхеда в Фиуме выяснилось, что кто-то взломал местный аналог КБ и украл чертежи «мины Уайтхеда». А через некоторое время фирма «Berliner Maschinenbau» начала производить торпеды «Шварцкопф» (в отличие от стальных уайтхедовских они были бронзовые — для защиты от коррозии). Нет, я ни на что не намекаю, тем более что сам Уайтхед утверждал, что немцы тут не при чём, но....
Как я уже упоминал, в Пруссии в 1867 году была принята кораблестроительная программа, согласно которой должны были быть построены 16 броненосцев, 20 корветов, 8 авизо, 22 канонерские лодки и 2 учебных артиллерийских судна. Вот только в 1871 году королевство Пруссия + множество мелких княжеств стали Германской империей, и программа 1867 года устарела, не успев воплотиться в жизнь. Что, наверное, и к лучшему: в те годы техника развивалась столь быстро, что корабли старели уже на чертёжных досках.
В 1873 году в Рейхстаг был представлен новый план постройки флота. Стоить всё это удовольствие должно было 218 437 500 марок (странно, что немцы пфеннинги не посчитали), с выделением в течение 10 лет. Начали с постройки кораблей береговой обороны: задача прикрывать устье Рейна и прочих крупных рек стояла остро — на реках располагались основные промышленные мощности новорождённой Империи. Собственно говоря, именно задача защиты устьев рек повлияла на облик первых немецких кораблей, их осадка не должна была превышать 20 футов, с соответствующими размерами. Одновременно с обороной побережья программа решала и другую, куда более важную задачу — подготовку кадров.
Диктовала свои условия и география. Для глубоководной южной Балтики планировалось строить глубокосидящие броненосные корветы, для мелкой северной... Изначально планировались к постройке семь мониторов, но после продолжительных дебатов в Рейхстаге было принято решение построить 13 канонерских лодок. Ну и миноноски: десять первого класса, 18 — второго.
![](/uploads/posts/2024-10/5fe45801e5_photo_2024-10-09-13_03_58.webp)
Миноноска "Цитен"
Ни один план никогда не реализуется в полном объёме, с первой общегерманской кораблестроительной программой именно это и случилось. С миноносками немцы поняли, что погорячились: их планировали вооружать шестовыми минами, но аккурат в это время появились торпеды, так что после постройки первых двух строительство заморозили: чтобы выждать, пока ведущие морские державы определятся с типом кораблей, способных их нести. Надо отдать должное немецкой бережливости: на сэкономленные деньги была построена пристрелочная станция для торпед, а две построенные миноноски («Цитен» и «Улан») вооружили «минами Уайтхеда».
А вот число первоклассных броненосцев решили довести до восьми (тем более что первые три были уже куплены — «Фридрих Карл», «Кронпринц» и «Кёниг Вильгельм»). Вопрос здесь был не только в возможностях, но и в престиже. Кстати, в международной политике престиж — вполне материальная штука, немецкие дипломаты прекрасно понимали, что со страной, не имеющей сильного флота, великие державы союз заключать не станут...
К концу 80-х годов XIX века германский флот состоял из 8 броненосцев первого класса («Фридрих Карл», «Кёниг Вильгельм», «Кронпринц», «Гроссер Курфюрст», «Фридрих дер Гроссе», «Кайзер», «Дойчланд», «Пройсен»), 6 корветов: «Ганза», «Ольденбург» и четырёх типа «Заксен», 13 канонерских лодок.
![](/uploads/posts/2024-10/0fdafe0347_photo_2024-10-09-13_52_16.webp)
"Кайзер" - один из последних "англичан" на службе Германии
Броненосцы «Кайзер» и «Дойчланд» стали последними немецкими боевыми кораблями, построенными на иностранных верфях. Оба броненосца были построены на верфи братьев Джейкоба и Джозефа д'Агилар Самуда в Лондоне. Они закладывались как броненосные фрегаты, имеющие центральную бронированную батарею из восьми 10,2-дюймовых казнозарядных орудий, в корме изначально была установлена одна пушка калибром 8,3 дюйма (за время службы корабли неоднократно перевооружались). Впоследствии этот тип кораблей переквалифицировали в броненосцы. Оба корабля имели водоизмещение 8940 тонн, бронированный пояс толщиной 127-254 мм, палубу 38-51 мм, батарею — 203 мм. Паровые машины мощностью 5600 тонн позволяли делать 14 узлов — весьма неплохо по тем временам.
![](/uploads/posts/2024-10/b36aae9eaf_photo_2024-10-09-12_52_24.webp)
Броненосный корвет "Ганза" - первый блин...
А первым броненосцем германской постройки стала «Ганза». Немецкие моряки долго решали, какой корабль им нужен, и в конце концов остановились на казематном броненосце, сильно смахивающем на «Палладу» Эдварда Рида. Это был корабль длиной 71,73 метра по ватерлинии, шириной 14,1 метра и осадкой 5,47 метра, с водоизмещением 3950 тонн. Корпус был композитный (железный набор, деревянная обшивка, дно от обрастания обшито медью), поделенный на шесть герметичных отсеков.
В движение «Ганзу» приводила паровая машина ординарного расширения фирмы «Вулкан» мощностью 3275 лошадиных сил, позволявшая развить скорость в 12 узлов, но имелось и полное парусное вооружение. Броня была представлена поясом толщиной 114–152 мм и защищённой 114-мм бронёй батареей. На вооружении броненосца стояли восемь 8,3-дюймовых орудий. Строили корабль на «Кайзерлих верфт» в Данциге (да, тогда это была Германия!), строили долго! Заложили «броненосный корвет» ещё до франко-прусской войны, в 1868 году. Спуск на воду состоялся 26 октября 1872 года, в состав Кайзерлих марине корабль вошёл уже как броненосец — 19 мая 1875 года. А уже 4 ноября его вывели из кампании и отправили обратно на верфь — устранять недоделки...
Качество постройки «Ганзы» полностью выражается русской пословицей «Первый блин — комом». Броня на ней начала ржаветь ещё на стапеле. Скорость 12 узлов для «корвета» была, прямо скажем, посредственной. Тем не менее, изначальная классификация сослужила «Ганзе» плохую службу. Её со всеми недоделками отправили за океан — на Американскую станцию. Спокойной службы у корабля не получилось: с 1878 по 1881 год ей довелось защищать американцев во время волнений в Венесуэле, перейти на Тихий океан, где защищать немецкие интересы во время «Селитряной войны» между Перу и Чили.
![](/uploads/posts/2024-10/89a0a11fd0_photo_2024-10-09-13_11_57.webp)
Но проект «Ганзы» продолжения не получил. А вот броненосцы «Пройссен», «Фридрих дер Гроссе» и «Гроссер Курфюрст» стали первыми типовыми кораблями немецкой постройки. Главным конструктором кораблей стал Карл Эльбертцхаген, вдохновлявшийся австро-венгерским броненосцем «Кустоца». Вот только экспериментировать с двухъярусным казематом австро-венгерского образца он не стал, а расположил четыре 10,2-дюймовых орудия в двух вращающихся башнях конструкции Купера Кольза. Поскольку схема Кольза требовала низкого борта, для мореходности нос и корму броненосцев сделали высокими, а по борту поставили откидной фальшборт, который в походном положении был поднят, а в бою откидывался, открывая башенным орудиям сектора обстрела.
Корабли имели 94,5 метра в длину по ватерлинии, ширину 16,3 метра, осадку 7,12 метра по нос и 7,18 метра — по корме. Водоизмещение по проекту было 6821 тонна, с полной загрузкой — 7718 тонн. Корпуса были с железным набором и тиковой обшивкой, к которой крепилась броня: верхний пояс — 203-мм, нижний пояс — 102-229-мм. Толщина брони башен составляла 203-254-мм.
Общая оценка проекта немецкими моряками была положительной: корабли хорошо слушались руля, имели плавный ход, небольшой радиус поворота. Впрочем, были у них и недостатки: валкость на волне и низкая скорость под парусами (с такой бронёй чайных клиперов из них получиться не могло изначально!). Правда, именно эти корабли принесли новорожденному флоту Германской империи первую катастрофу.
![](/uploads/posts/2024-10/ed886a9cb6_photo_2024-10-09-12_33_22.webp)
Для "Гроссер Курфюрста" первый поход явно не задался...
31 мая 1878 года в Дуврском проливе, напротив Фолкстона, производили учения броненосцы «Кёниг Вильгельм», «Пройсен» и «Гроссер Курфюрст». Шли строем треугольника, с «Вильгельмом» во главе. Расстояние между флагманом и «Курфюрстом» составляло 110 метров, когда под носом эскадры прошли два парусных рыбацких судна.
Подчиняясь правилам предупреждения столкновений, «Курфюрст» положил лево руля и повернул вправо. Вот только потом он положил руль вправо, чтобы вернуться в строй, и... Дело в том, что «Кёниг Вильгельм» тоже повернул вправо, пропуская рыбаков, в результате «Курфюрст» оказался у него аккурат перед тараном. Капитан «Курфюрста» попытался дать самый полный вперёд, чтобы проскочить перед тараном «Вильгельма», потом, видя, что не успевает, попытался лечь на параллельный адмиральскому кораблю курс, повернув вправо.
На флагмане адмирал с капитаном были в это время внизу, а на руле стоял молодой унтер-офицер и шесть новобранцев. В общем, когда вахтенный офицер дал команду положить право руля, они растерялись и сделали всё наоборот, положив лево руля... Вахтенный дал команду в машину — «полный назад!», но было поздно: машина лишь замедлила движение корабля до 6-7 узлов. Именно на этой скорости таран «Вильгельма» вошёл в борт «Курфюрста» между гротом и бизанью. Угол удара был больше 45 градусов, но меньше 90. На «Вильгельме» не почувствовали удара — только лёгкое сотрясение, а «Курфюрст» продолжил идти вперёд, сломав и согнув таран флагмана в пробоине, и постепенно стал вплотную борт о борт с «Вильгельмом», так, что его бушприт сломал тонущему кораблю бизань.
Вода хлынула в кочегарку, заливая топки, крен на левый борт не дал спустить шлюпки. Капитан «Курфюрста» граф фон Монж попытался отвести корабль на мель, но не успел: через пять минут после столкновения броненосец пошёл ко дну, из 497 членов экипажа спастись смогли 216, трое из которых умерли на борту «Вильгельма». Это был первый выход «Гроссер Курфюрста» в море. И последний...
![](/uploads/posts/2024-10/275944f533_photo_2024-10-09-12_33_41.webp)
"Цементная фабрика" в походе
Помимо уже упомянутой «Ганзы», броненосными корветами числились четыре корабля типа «Заксен» («Заксен», «Байерн», «Вюртемберг» и «Баден») и в чём-то похожий на них «Ольденбург». Это были максимально модные корабли, которые в 1878 году, когда вошёл в строй первый из них, смотрелись как «гости из будущего»: внешне они вполне органично смотрелись бы в японо-китайскую войну, а во время обстрела Александрии в 1882 году далеко не все корабли британской эскадры выглядели столь же современно!
Орудия немецкие конструктора расположили в барбетах, как у французов, бронёй прикрыли на британский манер только жизненно важные части в центре корпуса, таранный форштевень был прямым (снова как у англичан!), а надстройки для увеличения мореходности без увеличения высоты борта сделаны узкими. Но главное: на них практически полностью избавились от рангоута! В то время, когда по морю исправно ходили броненосцы с тремя мачтами, несущими полное парусное вооружение, у немецких броненосных корветов (позже всё-таки переклассифицированных в броненосцы 3-го класса) была единственная мачта с одной стеньгой и без рей.
Водоизмещением корабли получились 7635 тонн при длине по ватерлинии — 93 метра, ширине по миделю — 18,7 метра, осадке — 6,21 метра по носу и 6,53 метра — по корме. Наибольшая высота борта у них составила 9,286 метра. Мощность 2 горизонтальных паровых машин ординарного расширения составляла 5600 лошадиных сил, что позволяло развивать скорость до 14 узлов.
Четыре трубы на броненосцах этого типа расположили попарно, прямоугольником. Ходовой мостик поместили между труб. Пушки на «Заксенах» стояли 10,2-дюймовые — главного калибра: две в носовом барбете и четыре в кормовых казематах. Помимо них были шесть 87-мм пушек, а впоследствии были установлены ещё четыре 88-мм. Также на этих кораблях были установлены три торпедных аппарата — два носовых и поворотный — в корме (позднее были установлены ещё два — по бортам).
При столь модной конструкции корабли оказались весьма посредственными. Мореходность была настолько плоха, что при волнении моря в 6 баллов скорость «Заксенов» падала на 25 процентов, а при волнении выше они могли и вовсе против волны не выгрести. При любом волнении палубу этих броненосцев постоянно заливало... В общем, моряки окрестили их неуважительным прозвищем «цементная фабрика» (из-за оригинального расположения труб и общей убогости). Впрочем, были у немцев при строительстве и достижения: четыре этих броненосца были реально одной серией! Про все «однотипные» броненосцы «Кайзерлих марине» до них это можно сказать весьма условно. «Ольденбург» должен был стать пятым «Заксеном», но...
![](/uploads/posts/2024-10/c2702156c4_photo_2024-10-09-13_19_56.webp)
Броненосец "Ольденбург": я не прекрасен, может быть, снаружи, зато внутри - красив наверняка!
Проект изменили: увеличили число и уменьшили калибр орудий: на него поставили восемь орудий калибра 240-мм, два 150-мм и восемь 87-мм. Поскольку строили «Ольденбург» для замены «Ганзы» на Американской станции, то высота борта у него также была больше, чем на «Заксенах», но при этом форма корпуса была настолько неудачной, что мореходность осталась как и у старших братьев — отвратительной!
![](/uploads/posts/2024-10/3972c41e9e_photo_2024-10-09-12_34_11.webp)
Канонерки типа "Веспе" - скромно и со вкусом...
Самой многочисленной серией кораблей, построенных по программе 1873 года, стали канонерские лодки типа «Веспе» — они заменили мониторы, которые собирались строить ранее (поэтому одним из основных требований к ним стала небольшая осадка), и было их целых 11 штук: «Базилиск», «Биен», «Хамелеон», «Крокодил», «Хуммель», «Мюке», «Саламандра», «Скорпион», «Випер» и «Веспе». Первые канонерки были спущены на воду в 1876 году, последняя — в 1881-м.
Канонерки этого типа имели водоизмещение 1109 тонн, длину 43,52 метра, наибольшую ширину 10,59 метра, осадку 2,96 метра. Зато бронированы кораблики были на славу! У ватерлинии на миделе толщина брони была 210 мм — броненосец позавидует! К носу и корме она становилась тоньше — 151 мм и 102 мм соответственно. Верхняя палуба бронировалась в два слоя: 24,6 мм и 4,6 мм, броня башни была аналогичной броне основного пояса.
В движение канонерки приводились двумя двухцилиндровыми машинами мощностью 660-700 лошадиных сил, что обеспечивало скорость 9-9,5 узлов. Сэкономили и на запасе угля: 43-х тонн хватало на 40 часов хода, но большего прибрежным кораблям было и не нужно.
А вот на вооружении не экономили! На каждой канонерской лодке стояло по 305-мм орудию в башне и по два подводных торпедных аппарата. Штатная 12-дюймовка главного калибра пробивала броню 396 мм на дистанции в 1000 ярдов, а для защиты от миноносцев были по две скорострельных пушки Гочкиса на крыльях мостика. Маневренность канонерок была замечательной, осадка — небольшой, огневая мощь — высокой, а большего от них и не требовалось. Я про мореходность, само собой. Она отсутствовала, но в устье Рейна это мало кого волновало...
![](/uploads/posts/2024-10/8c1a179972_photo_2024-10-09-13_33_13.webp)
Канонерская лодка "Бруммер"
Волновала малая скорость. Поэтому помимо одиннадцати канонерских лодок типа «Веспе» были построены «Бруммер» и «Бремзе». Их отличало слабое бронирование — вместо броневого пояса они имели только выпуклую бронепалубу, края которой уходили на 1,4 метра под ватерлинию. Чтобы улучшить живучесть канонерок, пространство между броневой и верхней палубами было разделено на множество герметичных отсеков. Обе лодки получили по паровой машине мощностью 1580 лошадиных сил и развивали скорость в 15,31 узла — отлично по тем временам! Хоть вооружение было и послабее, но всё равно внушало уважение: 1х210-мм пушка главного калибра и 1х88-мм пушка и торпедный аппарат.
В общем, можно сказать, что молодая германская судостроительная промышленность справилась с реализацией программы 1873 года. Да, не все корабли оказались одинаково хороши, но даже строительство неудачных броненосцев типа «Заксен» дало немецким инженерам опыт, который позволит им впоследствии строить корабли с выдающимися характеристиками. А ещё... А ещё нельзя не отметить то, что немцы изучали зарубежный опыт, но старались идти своим путём. Иногда — удачным, иногда — нет, но своим...
Информация