Витте и дальневосточный капкан для России

27
Витте и дальневосточный капкан для России Сергей Юльевич Витте, которого принято считать великим государственным деятелем, принесшим России большую пользу, при более внимательном рассмотрении оказывается деятелем, из разряда «агентов влияния». Он не только совершил немало сомнительных действий в области финансов и российско-германских отношений, но и был активным участником втягивания России в дальневосточный клубок проблем.

В 1891 году было принято решение о строительстве Транссибирской железной дороги (Транссиб). Её сооружение началось одновременно из Владивостока и Челябинска, велось на казенные средства и показало невиданные до того времени темпы железнодорожного строительства — за 10 лет было построено 7,5 тыс. км новой железнодорожной магистрали. С запада железнодорожные пути были доведены до Забайкалья. С востока Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где работы затормозились из-за необходимости строительства огромного моста через Амур.

При начале работ над прокладкой Транссибирской железной дороги рассматривались две концепции её прохождения из Забайкалья на восток. По наиболее разумному варианту дорога должна была пройти по русской территории - вдоль берега Амура и российско-китайской границы до Хабаровска. По второму варианту дорога должна была идти через Маньчжурию к Тихому океану. Наиболее активным сторонником маньчжурского варианта был министр финансов С. Ю. Витте.

Сторонники прокладки дороги по территории России, говорили о необходимости социально-экономического развития русских областей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Транссиб должен был дать значительный толчок развитию этих территорий. Одним из видных сторонников строительства железнодорожной линии вдоль Амура был Приамурский генерал-губернатора и командующий войсками Приамурского военного округа Сергей Михайлович Духовский (занимал этот пост в 1893 - 1898 гг.). Он проявил себя энергичным управленцем: наладил регулярные пароходные рейсы между Европейской Россией и Дальним Востоком; при нём был оборудован Владивостокский порт; Владивосток соединен с Хабаровском железной дорогой; была начата колонизация северных областей края и налажено сообщение с этими окраинами по берегу Охотского моря и Камчатки и т. д.

Духовский подчёркивал, что «колонизационное и базоустроительное значение» железной дороги вдоль Амура огромно, даже если к России присоединят Маньчжурию. Генерал считал проект Витте просто опасным для России, доказывая такие очевидные вещи, что железная дорога пройдёт по территории Китая, и не будет прочно связывать Приморье с Европейской Россией, будет более выгодна китайскому населению, а не русскому.

Логичность рассуждений Духовского очевидна. Зачем строить русскую стратегическую железную дорогу по чужой пустыне? Да ещё и при условии, что эксплуатировать её на чужой территории позволяется не вечно, а 80 лет (вернее, 36 лет, т. к. через такой срок китайцы могли выкупить дорогу).

Однако Витте мыслил глобально. По его мнению, КВЖД должна была способствовать мирной колонизации Маньчжурии (это при своих то практически неосвоенных Восточной Сибири и Дальнем Востоке!). А также, по его словам, маньчжурский вариант давал возможность выхода Российской империи на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Витте доказывал, с помощью КВЖД можно будет перебрасывать русские войска на восток; установить свой контроль над строительством железных дорог на Севере Китая, а в перспективе и южнее; вызвать переворот в сообщениях между Европой и Азиатско-Тихоокеанском регионом; привлечь часть грузопотока идущего с Запада на Дальний Восток через Суэц; открыть для русской торговли внутренние области Китая, посредством соединения его железных дорог с КВЖД; притянуть к России до половины китайского вывоза и сделать Китай рынком сбыта для русских металлических и текстильных изделий; обеспечить России «господство над всем коммерческим движением на тихоокеанских водах…». Таким образом, Витте мысли весьма широко, если не сказать, что был фантазёром, если учесть реальное положение дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе и России.

В результате Витте очаровал официальный Петербург. Всю грандиозность этой ошибки показала уже Русско-японская война 1904-1905 гг. Не последнюю роль сыграли в этой авантюре и представители финансового мира. Надо сказать, за Витте стояли российские банкиры и представители «финансового интернационала». Для строительства КВЖД был привлечён частный капитал. В декабре 1895 года был учреждён Русско-Китайский банк с первоначальным капиталом 6 млн. рублей. Для его формирования 3/8 средств передал Петербургский международный банк (его директором был Адольф Ротштейн, доверенное лицо Витте), а остальные средства поступили от 4 французских банков.

В рамках секретного Российско-китайского договора о союзе России и Китая против Японии, подписанного 22 мая (3 июня) 1896 года, Петербург получил право на строительство КВЖД. В Москве договор подписали С. Ю. Витте и глава МИДа А. Б. Лобанов-Ростовский, с китайской стороны — Ли Хунчжан.

В августе 1897 год началось строительство Китайско-Восточной железной дороги. Её строили сразу из трёх пунктов: станции Гродеково в Приморье, из Забайкалья и Порт-Артура. В июне 1898 года Российская империя получила концессию на строительство южной ветки КВЖД (Южно-Манчжурской железной дороги), она должна была обеспечить выход к КВЖД портов Дальнего (Даляня) и Порт-Артура, расположенных на Ляодунском полуострове. КВЖД ещё не успели построить, как начались неприятности. В Китае началось восстание «боксёров» (ихэтуаней). Повстанцы напали на русских строителей и разрушили значительную часть дороги (они вообще все железные дороги в Китае громили). Убытки от их нападений составили 71,7 млн. рублей при общей стоимости дороги в 374,9 млн. рублей. В результате банкиры поживились на КВЖД очень неплохо и не один раз (за убытки платила русская казна, а не китайцы).

В июле 1901 года было открыто временное движение поездов и перевозки грузов по всей длине КВЖД. Россия участвовала в подавлении восстания ихэтуаней и ввела войска в Северо-Восточный Китай. Однако надежды на получение дополнительных преимуществ в этом регионе не оправдались, согласно подписанной в Пекине 1902 году русско-китайской конвенции, Россия вывела войска, не получив никакой выгоды. Официальной датой открытия КВЖД стало 1(14) июня 1903 года, когда Строительное управление КВЖД передало дорогу Эксплуатационному управлению. Надо отметить, что сооружение КВЖД превратило Маньчжурию, бывшую малонаселённую, отсталую территорию Китая в экономически развитую часть Поднебесной империи. В край начался приток населения, к 1908 году, за неполные 7 лет, население Маньчжурии возросло с 8,1 до 15,8 млн. человек. Развитие шло столь быстрыми темпами, что Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Рост китайского населения в Маньчжурии привёл к тому, что летом десятки тысяч китайцев стали ежегодно перебирались на заработки в русские области, где по-прежнему не хватало населения. Таким образом, Петербург вместо того, чтобы развивать Русский Дальний Восток, способствовал развитию Китая.

Втянув Россию в китайские дела, Витте стал наводить тень на плетень, обеляя себя и обвиняя других. Так, 26 июня 1900 года Витте написал графу Сергею Шереметеву письмо, где писал: «В смерти графа Муравьева (Михаил Николаевич Муравьёв - министр иностранных дел Российской империи 1897 — 1900 годах, - автор) было просто что-то роковое. Четыре года назад по его совету, поддержанному генералом Ванновским (Пётр Семёнович Ванновский - военный министр в 1881 — 1898 гг., - автор), мы захватили Порт-Артур и Данлаван, вопреки моим настоятельным советам не делать этого шага. Правда, пример (впрочем, с нашего ведома) дала нам Германия, с тех пор в Китае каша…». Этот письмо просто шедевр обмана. Витте сумел свалить своё участи в «маньчжурском проекте» на других, обелить себя. Причём очернил Россию и Германию, которые заварили «кашу». Хотя «китайскую кашу», обильно сдобренную наркотиками, уже давно варили британцы.

Как известно аренда Порт-Артура стала возможной в результате совместной военно-политической демонстрации России, Германии и Франции, которые «заступились» за Китай после предварительного Симоносекского договора, завершавшего китайско-японскую войну. Инициатором этой акции считается Россия. А линию России в этом вопросе определило особое совещание с участием министра иностранных дел Лобанова-Ростовского, который председательствовал на нём, морского министра Чихачёва, военного министра Ванновского и министра финансов Витте. Именно Витте особенно энергично отстаивал необходимость не допускать Японию в Маньчжурию и рекомендовал действовать в этом вопросе вплоть до объявления войны. Как сообщал академик Е. В. Тарле: «…Витте настоял тогда (в 1895 г.), чтобы Россия поддержала «принцип целостности Китайской империи» и ультимативно потребовала от Японии отказа от Ляодунского полуострова. Витте настаивал на немедленных действиях» (Тарле Е.В. Граф С.Ю.Витте. Опыт характеристики внешней политики). Под давление Витте глава МИДа Лобанов-Ростовский привлёк к акции Германию и Францию.

Именно эта акция стала поворотной точной в отношениях между Россией и Японией. С этого момента японцы стали видеть в России врага. Таким образом, мало того, что Витте спровоцировал Петербург начать строительство КВЖД, вместо того, чтобы строить дорогу по русской земле, но был автором этой весьма недальновидной акции. Лобанов-Ростовский был лишь фигурой прикрытия. Витте выполнил задачу по закладке фундамента будущего русско-японского конфликта. Отобрав у японцев Порт-Артур в ходе жесткого давления якобы в защиту Китая, Витте затем продавил идею сооружения КВЖД и сопутствующие проекты. Всё это вело к войне с Японией.

В Российской империи и в тот период были люди, которые понимали, что КВЖД и занятие Порт-Артура стали поводами к войне с Японией. В частности, генерал Алексей Куропаткин (военный министр в 1898—1904 гг.) отмечал, что «… ограничься мы на Дальнем Востоке только проведением через Маньчжурию северной магистрали – и войны с Японией не было бы. Что лишь занятие Порт-Артура, Мукдена и особенно деятельность в Корее послужили поводом к войне…». Он также отмечает, что проведи Россия железную дорогу по своим владениям, не появилось бы даже мысли занять южную часть Мукдена и Ляодунский полуостров, соответственно не было бы войны с Японской империей. Таким образом, идея прокладки КВЖД и занятия Порт-Артура, были как минимум преступной глупостью. Однако учитывая связи Витте и его друзей с «финансовым интернационалом», это была реализация хорошо продуманного плана по стратегическому ослаблению России и её стравливанию с Японией.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +5
    12 марта 2013 09:50
    А если добавить затяжку в финансировании флота с определением готовности к 1905 ,то картинка будет и вовсе не приглядная .
  2. Vovka Levka
    -4
    12 марта 2013 10:17
    Ля, ля, ля, опять кто то виноват. Как на меня слишком много хотели и поэтому и надорвались. А насчёт финансирования флота, посмотрите статистику какие сумасшедшие деньги выделялись на это дело и в результате получили революцию.
    1. OleOleg
      -2
      12 марта 2013 15:00
      Аргументы и правду здесь обычно слышать не хотят. Любят пропаганду!
  3. 0
    12 марта 2013 10:26
    Этот витте просто агент англии,все концессии в России он отдал англочанам ,а особенно добычу нефти в Азербайджане,и таких сук и теперь много,вот зачем нужен был BP для Роснефти,да и добывать нам дают в америке на самых сложных и глубоких участках,абсурд да и только
  4. +2
    12 марта 2013 10:58
    понятно,только черное,и только белое..полутонов не бывает?
    1. avt
      +1
      12 марта 2013 11:19
      Цитата: dark_65
      понятно,только черное,и только белое..полутонов не бывает?

      Бывает ,не зря его Полусахалинским назвали , когда война затягивалась и Япония практически не имела своего ресурса продолжать войну ,а наглосаксы уже тяготились ее оплачивать ,быстренько поспособствовали мирным переговорам и переключились на европейские дела ,на Германию .И Империю как бычка на бойню втянули в Первую Мировую . Забавно ,но когда вспомогательные крейсера России начали шмонать торговые суда на предмет военной контрабанды ,причем в рамках международного права ,англы сразу пригрозили своим флотом и заставили свернуть операцию.
      1. OleOleg
        +1
        12 марта 2013 15:01
        ))))))))))))))))))))))
      2. Харон
        0
        12 марта 2013 22:28
        Цитата: avt
        не зря его Полусахалинским


        Зря.
        Вы недостаточно занкомы с ходом тех переговоров, чтобы судить так безапеляционно. Напомню, что самодержцем был не Витте.
  5. +9
    12 марта 2013 11:10
    Автор немного однобоко пишет.
    мыслил глобально

    А как должен мыслить политик масштаба Витте? Странный упрёк со стороны автора.
    Почему в статье ни слова не сказано о главной цели строительства КВЖД - обеспечение выхода России к незамерзающим портам? Это разве ничтожная и неосуществимая цель?
    Витте лишь пытался наверстать упущенные для России шансы в середине XIX в. по безболезненной аннексии Маньчжурии. Прощёлкали, когда она сама в руки шла.
    Политика его была иногда противоречивой, но Сергей Юльевич сделал для империи гораздо больше, чем иные современные политики за три президентских срока. Вот такой вот "англофил", м-да.
    1. avt
      +1
      12 марта 2013 11:31
      Цитата: Iraclius
      Почему в статье ни слова не сказано о главной цели строительства КВЖД - обеспечение выхода России к незамерзающим портам? Это разве ничтожная и неосуществимая цель?

      Каким ?С Цусимы вытолкнули наглосаксы ,заставив закрыть угольную станцию и расторгнуть договор с цусимским правителем на аренду земли. Корейские например были блокированы покупкой земли японскими ,,бизнесменами ",ну а у русских денег не оказалось ,но это конечно не вина Витте .Вот и загнали Эскадру в ...... под названием Порт- Артур .
      Цитата: Iraclius
      Витте лишь пытался наверстать упущенные для России шансы в середине XIX в. по безболезненной аннексии Маньчжурии.

      Вообще то идею ,,Желторосии" двигал Безобразов и Наместник . Не слыхал что они были единомышленники с Витте request Но если есть факты -буду рад ознакомиться , только без эмоций ,честно буду рад тема мне интересна . hi
      1. +2
        12 марта 2013 12:10
        Цитата: avt
        Каким ?

        avt, так крепость Порт-Артур же! yes
        Цитата: avt
        Не слыхал что они были единомышленники с Витте

        Вообще-то в историографии считается, что этот пример - один из немногих, когда Николай II проявлял хоть какую-то инициативу и в данном случае политика Витте, а также наместников была лишь продолжением царской линии.
        Другое дело, что Николай быстро охладел к дальневосточным проблемам и расхлёбывать кашу уже пришлось совсем другим людям.
        Строго говоря, саму идею экспансии ему нашёптывал кузен Вилли - кайзер Германской империи. Ну да ладно...Всё-таки здравая мысль в его нашёптываниях была. Если быть совсем объективным, то в Корею надо было идти сразу после строительства Владивостока и закрепления за Россией Амурского края.
        1. avt
          +2
          12 марта 2013 15:09
          Цитата: Iraclius
          так крепость Порт-Артур же!

          А вот смотрите ,крепость эту японцы уже брали штурмом у китайцев ,расположена она в Печилийском заливе и у островов Элиота японцы распрекрасную маневренную стоянку своему флоту сделали ,благо на море опять же прекрасно китайцев били и театр этот знали очень хорошо .Далее ,после оккупации Кореи, Дальний с Артуром обрезался на раз ,что собственно они и продемонстрировали в ходе войны не дав пройти к Артуру корпусу Штакельберга . Не база а мышиловка , заметьте ,после разгрома восcтания китайцев никто не полез в Артур .Немцы например Циндао себе взяли .Худшего места на Дальнем востоке не найти в то время для русского флота ..
          Цитата: Iraclius
          Строго говоря, саму идею экспансии ему нашёптывал кузен Вилли - кайзер Германской империи. Ну да ладно...Всё-таки здравая мысль в его нашёптываниях была. Если быть совсем объективным, то в Корею надо было идти сразу после строительства Владивостока и закрепления за Россией Амурского края.

          Ну строго или нет ,но да ,на виду были два лагеря -германофилы и англоманы ,Витте был из последних ,о чем собственно в статье и говорится и ,,разборки " между кланами всегда боком стране выходили .
      2. OleOleg
        0
        12 марта 2013 15:04
        Вот и загнали Эскадру в ...... под названием Порт- Артур


        Вы хотя бы знаете сколько кораблей было в этой "эскадре" и о какой эскадре вообще ведете речь?
        1. avt
          +1
          12 марта 2013 15:18
          Цитата: OleOleg
          Вы хотя бы знаете сколько кораблей было в этой "эскадре" и о какой эскадре вообще ведете речь?

          О первой Тихоокеанской с отрядом крейсеров во Владивостоке . Вы удивитесь но еще была вторая Рожественского и третья Небогатова.Количественный состав уж как нибудь сами отыщите .
    2. OleOleg
      0
      12 марта 2013 15:02
      Да никто не услышит и не хочет здесь знать правду! Зачем?
  6. +4
    12 марта 2013 11:32
    Оценки в данной статье даны с точки зрения человека, уже знающего о результатах войны с Японией. Но когда дорога строилась, о предстоящих событиях ещё никто не мог знать. А если бы Россия победила? Тогда и оценка была бы положительная и критиковались бы противники строительства КВЖД.
  7. +4
    12 марта 2013 12:15
    Для дятельности Витте Порт-Артур и КВЖД всего лишь эпизоды. Его деятельность достаточно многогранна и дважды выручила Россию от приближавшегося краха. Кстати, Порт-Артур было очень дальновидное решение, и зря Сталин отдал его Китаю. Монголию и сейчас надо присоединять к таможенному союзу. Представляете, если бы дорога наша была прямо на Порт-Артур? Когда-то и теперешняя территория Украины была пустыней, но Потемкин строил и построил. Не он же виноват, что потом пришли деятели с уровнем мышления самсоновых, хрущевых, горбачевых. Колонизация южных территорий гораздо выгоднее колонизации северных территорий. Посмотрите на Канаду, где живут люди - вдоль южной границы. Витте - российский геополитический стратег. Имеет смыл сомневающимся почитать мемуары самого Витте.
    1. +2
      12 марта 2013 12:29
      вакса, плюсую. Чёрное море было и есть уязвимое мягкое подбрюшье России. Ахиллесова пята. Северные моря они и есть северные со всеми вытекающими.
      А вот Азиатско-тихоокеанский регион - это золотая жила и политик Витте это понимал и безо всякого суфлёрства.
      Разумно проводимая дальневосточная политика действительно могла обеспечить России позиции лидера (или одной из ведущих держав) в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Хотя уже Александр I – отказавшись от освоения Гавайских островов, и Александр II – продав Русскую Америку, нанесли огромный ущерб позициям России на Тихом океане.

      Так что оставалось только предпринять отчаянную попытку закрепиться в регионе. Однако, считаю нужным отметить тот факт, что когда отчётливо запахло войной, то втягиваться в неё было большой ошибкой, это - да.
    2. avt
      +1
      12 марта 2013 15:46
      Цитата: вакса
      Для дятельности Витте Порт-Артур и КВЖД всего лишь эпизоды.

      На секундочку задумайтесь чем эти ,,эпизоды"аукнулись Российской Империи ,ну хотя бы вспомните революцию1905го поднятую на волне поражения в войне и подписания унизительного мирного договора .
      1. 0
        13 марта 2013 00:59
        Как вы Витте к поражению в войне с Японией и революции 1905 года привязываете? А вот скажите, если бы была построена ж/д на Порт-Артур, отдал бы Сталин Порт-Артур Мао Дзе Дуну? И что было бы сейчас на территории Монголии? Пигмей Николай Второй дважды обращался к Витте за спасением, ао по прошествии угрозы отодвигал подальше. В 37м были обвинения в части строительства дорог на западе СССР, мол помогают Гитлеру быстрее доехать до Москвы. Такая же история с КВЖД и Порт-Артуром. Преференции получают сильные, а не слабые.
        Что касается унизительного мирного договора с Японией, то именно благодаря Витте договор не стал для России еще более унизительным.
    3. +2
      12 марта 2013 19:15
      Не Сталин ,а Хрущев.Он еще финнам базу отдал.
  8. Igor.
    +2
    12 марта 2013 13:53
    все экономические достижения Российской Империи до 1 мировой, благодаря связям Витте с "финансовым интернационалом", кредиты на модернизацию, на дороге не валяются. потом это все припишут в заслугу Столыпину...
    принято считать, что в сталинские времена, за все отвечал и во всем негативе был виноват лично Сталин, при правлении Николая 2 ,во всех катастрофах был виноват кто угодно, только не царь.
  9. -1
    12 марта 2013 13:55
    Один из черных людей российской истории. Только "Золотой рубль" - тягчайшее преступление.
  10. +2
    12 марта 2013 14:19
    …В 1895—1896 гг. политика Витте торжествовала. С Китаем отношения были самые дружеские. На коронацию Николая II прибыл Ли Хунчжан, и именно с ним Витте решил покончить дело о маньчжурской железнодорожной концессии. Переговоры увенчались полным успехом. Было лишь условлено, что дорогу будет строить не непосредственно русское правительство, а особое Общество Восточно-китайской дороги. Со своей стороны, Россия обязывалась отныне защищать Китай от нападения со стороны Японии. Договор должен был храниться в тайне. Одновременно удалось заключить и договор с Японией, по которому определялись права России и Японии в Корее. Этот договор давал обеим сторонам одинаковые права. В 1900 г. разразилось боксерское восстание в Китае, и, вопреки желанию и советам Витте, русские войска приняли участие в походе усмирительных европейских отрядов на Пекин. Витте настаивал, что нам совсем нечего делать в Пекине, что Пекин должны усмирять те державы, которые заинтересованы в Южном Китае, Россия же заинтересована только на севере. Но остановить Николая и с готовностью исполнявшего его волю военного министра Куропаткина было невозможно. Россия не только удержала Квантунский полуостров, но захватила еще и Маньчжурию. Соединенные Штаты, Англия, Япония решительно с этим не мирились.Был последний шанс: в Петербург в середине ноября 1901 г. является маркиз Ито, (влиятельнейший японский дипломат, противник США и поэтому сторонник соглашения с Россией) с предложениями, вполне приемлемыми для обеих сторон. Россия отказывается бороться с японским влиянием в Корее и исполняет, наконец, собственное свое обещание увести из Маньчжурии войска, введенные под предлогом усмирения боксерского восстания. Квантун остается в русском обладании. Витте с полнейшим сочувствием встретил это предложение, но ничего не вышло. Николай II определенно не желал его… Япония тотчас же заключила союз с Англией и стала деятельно готовиться к войне.
    P.S Витте не честолюбец, а властолюбец. Такие не очень представляет себе важное для государства дело, которое могло бы успешно осуществиться без его ЛИЧНОГО участия. Он вообще не признавал за собой возможностей ошибок…
  11. OleOleg
    0
    12 марта 2013 14:59
    Не стал даже читать. Обвинять Витте в том что он агент влияния... Автор что это - болезнь, заказ партии, полное незнание и непонимание того что делал Витте?????
  12. 0
    12 марта 2013 17:14
    Маньчжурия стала китайской в двадцатом веке, а могла быть русской, там сейчас живет 120 млн китайцев, а могло быть 50-70 млн русских и проблемм с заселение русского Далнего Востока не было БЫ, если бы не революция. Обращу ваше внимание, что ещё в 19 веке китайцев было меньше, чем русских.
    1. жжжук
      0
      12 марта 2013 17:39
      Основной прирост китайцев во второй половине 20 века, а у нас тем временем в первой половине 20 го 2 мировые войны , после смерти Сталина - политика хрущева с его квартирами , и в семьях по большей части 1 2 ребенка, когда до революции 5 детей норма , за 20 век население России почти не изменилось , а могло быть раз в 5 больше и тогда не 140 млн а под миллиард, сейчас нужно чтоб в семьях было минимум 3 детей , для этого нужен крепкий институт семь и поддержка государства(за материнский капитал большое спасибо правительству) чтобы женщина детей могла воспитывать а не работать на хозяина
  13. +1
    12 марта 2013 18:00
    Побольше бы таких статеек, а то почитаешь нынешние опусы - так при царе все такие пушисты и все такие патриоты. На самом деле всегда во все времена во всех странах возле принимающих решения ошивались и дураки и карьеристы и продажные ... и хоть по прошествии времени наконец узнать "ху ис ху" ... Статье поставил плюс ... а в подсознание вложил, что Витте - еще тот жучок ...
  14. kamakim
    0
    12 марта 2013 18:27
    в конце статьи приводятся изречения Куропаткина, который то в сущности и приграл войну с Японией...
  15. Харон
    0
    12 марта 2013 22:23
    Если бы Россия выиграла войну с Японией, Витте превозносили бы как прозорливца.
    А войну проиграл не Витте. Так что статье, онованной на послезнании и попытке найти единственного козла отпущения - минус.
  16. AlexMH
    +1
    12 марта 2013 22:56
    Интересующимся ходом мысли Витте рекомендую прочесть его мемуары. Конечно, о неприятных для себя вещах он там писал с нужной точки зрения, но сама личность автора проглядывает. И личность так себе - жадный, умный, самовлюбленный человек, антисемит (тогда впрочем это было модно), занимающийся тем, что выгодно ему, но всегда прикрывающийся интересами России и умеющий вовремя "спрыгнуть" с тонущего парохода.
    1. 0
      13 марта 2013 01:53
      Совет прочитать Воспоминания Витте безусловно хорош. Но как вы там вычитали, что он занимался
      тем, что выгодно ему, но всегда прикрывающийся интересами России и умеющий вовремя "спрыгнуть" с тонущего парохода.

      ума не приложу. Что Витте знал себе цену - истинно так, но это скорее правило, чем исключение для выдающихся людей.
      Из вступления к мемуарам:
      http://www.rulit.net/books/vospominaniya-tom-2-read-202892-1.html
      Грaф Сергей Юльевич Витте, в ряду немногих нaших выдaющихся госудaрственных деятелей, зaнимaет бесспорно нaиболее видное место. С его именем нерaзрывно связaнa крупнейшaя реформa нaшего денежного обрaщения и коренное преобрaзовaние госудaрственного бюджетa, быстро создaвшее России возможность стaть рaвнопрaвным членом междунaродного хозяйственного оборотa. Решaющaя роль, принaдлежaщaя гр. Витте в этих сложных вопросaх госудaрственной экономической жизни, тем сильнее привлекaет к себе внимaние, что, кaзaлось, он отнюдь не был подготовлен к ней. Мaтемaтик по обрaзовaнию, он, по его собственным признaниям, сaмоучкой познaкомился с политической экономией и финaнсовой нaукой…
      Но вполне объективно можно устaновить тот фaкт, что с сaмого нaчaлa своей госудaрственной кaрьеры гр. Витте обрaщaл нa себя внимaние своими исключительными природными дaровaниями. Дaлеко не всегдa можно скaзaть, что не место крaсить человекa, a человек место. Но в применении к гр. Витте это было именно тaк. Кaкое бы место он ни зaнимaл, он делaл его зaметным и всюду остaвлял яркий след своей деятельности и неутомимой инициaтивы. В его кaрьере поэтому не было ничего случaйного, он неуклонно возвышaлся... Если взять для срaвнения другую крупную фигуру - П. А. Столыпинa, то столь же объективно можно отметить противоположное. До нaзнaчения министром Столыпин имел репутaцию крaйне огрaниченного, зaурядного чиновникa, двигaвшегося по служебной лестнице с помощью протекции, и нaзнaчение его министром произошло вполне случaйно. Он вырос неожидaнно в совершенно исключительной обстaновке.
      Автор статьи мелко плавал, чтобы "внимательно" рассмотреть в Витте "агента влияния".
  17. 0
    12 марта 2013 23:22
    Зачем публиковать бред сивой кобылы?
  18. shpuntik
    +2
    13 марта 2013 02:41
    [hide][/hide] Видимо он был проводником мирового капитала. Если бы за ним охотились как за Столыпиным, то я поверил бы в его патриотизм.
  19. pinecone
    +1
    13 марта 2013 08:10
    жжжук
    Прирост населения обеспечивала деревня. С исчезновением деревни началось вымирание народа.