Американский центр подготовки специалистов по СССР в Европе

8
Американский центр подготовки специалистов по СССР в Европе


Занимаясь статьей о майоре армии США Артуре Николсоне-младшем, я начал искать печатный материал о Русском институте армии США, выпускником которого тот являлся. И снова мне повезло в Библиотеке иностранной литературы им. Рудомино, где я в газете Los Angeles Times от 7 мая 1989 года наткнулся на искомый материал в виде статьи, перевод которой я здесь и представляю.



В то время как Горбачев восклицал, говоря о своих западных партнерах, что он с друзьями не торгуется, эти «друзья» продолжали пускать пыль в глаза.


Перевод с английского языка


Кевин Костелло

Учебное заведение Вооруженных Сил в Западной Германии:
только не называйте его «школой шпионов»


Гармиш [1], Западная Германия [2]

Окруженная заснеженными альпийскими вершинами элитная школа армии США выпускает экспертов по Советскому Союзу. Они становятся военными атташе, аналитиками разведки Пентагона [3] и даже послами.

Но, — говорит полковник Ричард С. Косевич, начальник Русского института Армии США, — не называйте форпост в Баварии [4] «шпионской школой», как утверждают некоторые советские и прочие критики.

Полковник добавляет, что Институт станет играть еще более важную роль, если будут достигнуты соглашения с Советами по сокращению [ядерных] ракет или обычных вооружений.

2-годичная программа Института охватывает советские военные и политические вопросы, марксизм-ленинизм, средства массовой информации, военную историю, контроль над вооружениями и русский язык, а также множество других предметов.

Количество слушателей, обучающихся в одно время, колеблется от 40 до 50 человек, треть из которых — гражданские лица из Госдепартамента США [5] и Министерства обороны, а две трети — военные. Примерно пятеро из них — женщины.

Курсы преподаются на русском языке, а стены увешаны советскими военными плакатами с кириллическими надписями. В одном из коридоров висит большой портрет президента Михаила Горбачева [6].

Институт, в котором в настоящее время преподают 18 человек, с момента основания в 1947 г. выпустил более 800 специалистов. Изначально в нем готовили офицеров для борьбы с Советами, когда Германия была оккупирована армиями [бывших] союзников.

Среди недавних выпускников — майор армии США Артур Николсон-младший, которого застрелили советские солдаты в марте 1985 г. на своей базе в Потсдаме во время [его] патрулирования в Восточной Германии.

Выпускниками, которые продолжили служить на высоких дипломатических должностях, являются Джек Ф. Мэтлок-младший, посол в Советском Союзе [8], и Роджер Кирк, посол в Румынии.

Выпускники школы занимают должности военных атташе в посольствах США по всему советскому блоку [9], а также в Хельсинки и Вене. Другие консультируют американских военных в Западной Германии, обслуживают «горячую линию» между Вашингтоном и Москвой, работают аналитиками разведки Министерства обороны в Вашингтоне, преподают и выполняют множество других задач.

«Если мы получим соглашение об ОСВ [10] или соглашение об обычных вооружениях [11], востребованность специалистов, которые могут говорить по-русски и имеют военные знания, будет в сто раз больше, чем сейчас», — сказал Косевич.

Он добавил, что к лету 1990 г. число слушателей увеличится до 75 человек. «Постоянно расширяются контакты с Советской Армией. Мы надеемся все больше и больше участвовать в этом».

Институт подчиняется Командованию разведки и безопасности Армии США. Он находится в одном здании внутри обширного армейского поста в Гармише, окруженного скалистыми альпийскими вершинами, которые также предлагают одни из лучших условий для катания на лыжах в Западной Германии.

Слушателей зачисляют после как минимум одного года интенсивной подготовки по русскому языку и после получения степени магистра по советологии в одном из американских университетов.

Косевич подчеркнул важность наличия носителей русского языка в качестве преподавателей, многие из которых являются дипломированными специалистами. «Это позволяет нам понять, как мыслит советский кадровый офицер, чтобы понять, как он будет действовать и реагировать».

33-летний капитан Тед Киркпатрик, уроженец Миннеаполиса, поступил в Институт после того, как начал изучать русский язык в старших классах школы и продолжил в колледже. «Моя долгосрочная цель — стать атташе в Москве», — сказал он.

Когда школа была основана после Второй мировой войны, большинство преподавателей были «перемещенными лицами» из Советского Союза. Теперь 16 носителей русского языка на факультете — это в основном легальные эмигранты 1970-х годов.

«Американские студенты более мотивированы», — сказал преподаватель Лев Юдович, бывший московский адвокат, который также преподавал на курсах по юриспруденции. «Они хотят понять, действительно хотят понять текущие события», — сказал он.

64-летний Юдович добавил, что его беспокоит плохое отношение к Институту в советских СМИ, включая недавнюю статью в «Правде», газете коммунистической партии СССР, в которой его назвали шпионской школой. Он называет усилия советской прессы «продолжением психологической войны». Но Косевич сохраняет оптимизм.

Источник: Associated Press.


КОММЕНТАРИИ

[1] Гармиш-Партенкирхен, город в Германии.
[2] Федеративная Республика Германия.
[3] Министерство обороны США.
[4] Федеральная земля Германии.
[5] Министерство иностранных дел США.
[6] Ошибка автора: М.С. Горбачев стал Президентом СССР 15 марта 1990 г. На день выхода статьи он занимал пост Генерального секретаря КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
[7] Подробнее см. в нашей статье «С советскими часовыми шутки были плохи. Год 1985-й», опубликованной на портале «Военное обозрение» https://topwar.ru/243934-s-sovetskimi-chasovymi-shutki-byli-plohi-god-1985-j.html
[8] Посол США в СССР в 1987-1991 гг.
[9] Страны Варшавского договора.
[10] Ограничение стратегических вооружений. В 1991 г. Договор ОСВ-2, заключенный в 1979 г., был заменен Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).
[11] Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был заключен в 1990 г.
8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. BAI
    +7
    12 октября 2024 07:23
    А у нас есть институт любви США и Канады
  2. +2
    12 октября 2024 09:23
    Интересные "курсы повышения квалификации" для разведчиков
  3. -1
    12 октября 2024 10:33
    despite what street says, it was americans that played chess and soviets - backgammon. the glorification of the soviet espionnage under andropov was itself a subversion - keep their pawn, let its degenerating rules become ingrained in every agent's blood, let them feel closer to the enemy, "the only one that recognizes their effort" and give them the sense of victory until the final defeat.
    несмотря на то, что говорит улица, американцы играли в шахматы, а советские - в нарды. Прославление советского шпионажа при Андропове само по себе было подрывной деятельностью - оставьте свою пешку, позвольте его вырождающимся правилам укорениться в крови каждого агента, дайте им почувствовать себя ближе к врагу, «единственному, кто признаёт их усилия», и дайте им чувство победы до окончательного поражения.
  4. -1
    12 октября 2024 12:11
    Комментирую несколько фраз...
    Из них примерно 5 женщин. Пять процентов? Если дословно - то от 4,5 до 5,5 женщины.
    Советские военные плакаты с кириллическими надписями. На русском? На болгарском? На сербском? Для меня было бы достаточно ограничить фразу "советские военные плакаты".

    И вопрос, пожалуй, ко всём, не только к автору...
    Есть ли какие то общедоступные ресурсы, на русском языке, где можно и американские источники о направлениях в их политике внутренней и внешней прочитать, и комментарии, не наши, и не американские, а политиков Китая, Индии, Германии, Испании, Мексики, ЮАР, Бразилии?
    И есть ли общедоступные ресурсы, где хотя бы поверхностно, на уровне общего понимания написанного в новостях, можно самостоятельно изучить азы испанского, немецкого, французского и наиболее часто используемого в прессе варианта китайского?
  5. 0
    12 октября 2024 12:14
    Цитата: Ionescu Popa
    despite what street says, it was americans that played chess and soviets - backgammon. the glorification of the soviet espionnage under andropov was itself a subversion - keep their pawn, let its degenerating rules become ingrained in every agent's blood, let them feel closer to the enemy, "the only one that recognizes their effort" and give them the sense of victory until the final defeat.
    несмотря на то, что говорит улица, американцы играли в шахматы, а советские - в нарды. Прославление советского шпионажа при Андропове само по себе было подрывной деятельностью - оставьте свою пешку, позвольте его вырождающимся правилам укорениться в крови каждого агента, дайте им почувствовать себя ближе к врагу, «единственному, кто признаёт их усилия», и дайте им чувство победы до окончательного поражения.


    Лично я так и не запомнил правил игры в нарды. А правила игры в шахматы помню.
    1. +1
      14 октября 2024 15:13
      Цитата: Fangaro

      Лично я так и не запомнил правил игры в нарды. А правила игры в шахматы помню.

      Я тоже. Но в комменте скорее всего имело место сравнение образа действий двух противоборствующих сторон. В шахматах это доскональный расчёт и созидательная игра на выигрыш, а в нардах - игра от ситуации, что выпадет на данный момент, и в большей степени тупое сдерживание продвижения противника, в ожидании хорошего шанса для себя..
  6. +1
    12 октября 2024 14:46
    Институт, в котором в настоящее время преподают 18 человек, с момента основания в 1947 г. выпустил более 800 специалистов. Изначально в нем готовили офицеров для борьбы с Советами

    А после распада СССР, этот институт готовит специалистов по борьбе с Россией. Два года это не малый срок для специалиста с высшим образованием.
  7. 0
    21 января 2025 19:40
    ЕСТЬ все основания полагать, что современные разведовательные технологии трансформируються в новый этап развития. Аналитика должна рассматриваться в контексте с понимание математически основ работы с очено большими данными для возможности включения не только очевидных но и в значительной мере не очевидных и разнодинамических процессов. Современная математика как технология анализа частных решений не даёт такой потенциал развития как новые открытия в области и математики, а так же и когнитивный способностей.