Корейский FA-50 в ВВС Польши

18 669 27
Корейский FA-50 в ВВС Польши


«Самолет FA-50 в том варианте, который в настоящее время используется Польшей, может использоваться только в качестве дополнения к обучению, но из-за отсутствия эффективного вооружения его не следует использовать на поле боя; если это будет «маленький F-16», его необходимо довести до стандарта «стеклянной кабины», — рассказал в своём интервью изданию Defence24.pl бывший инспектор ВВС, бригадный генерал ВВС Польши Томаш Древняк.



В сентябре Министерство национальной обороны объявило о запросе в Верховную контрольную палату с просьбой расследовать контракт на эти южнокорейские самолеты. Депутат от партии ПиС Мариуш Блащак, который на момент заключения соглашения возглавлял Министерство национальной обороны, заверил, что недостатка в оружии у них нет.

FA-50 — боевая версия учебно-тренировочного самолёта T-50, обладающая большей ёмкостью внутренних топливных баков, самолёт обладает улучшенной авионикой в сравнении с учебным самолётом, а также тактическим каналом передачи данных.

Он оснащен модифицированным израильским импульсно-доплеровским радаром EL/M-2032 с корейскими модификациями LIG Nex1. Двигатель может быть установлен либо Eurojet EJ200, либо General Electric F414 с тягой от 89 до 98 кН (от 9000 до 10000 кг), что примерно на 12–25% выше тяги американского F404; и предлагается потенциальным клиентам как для T-50, так и для FA-50.

Радиолокационный прицел FA-50 имеет дальность действия на две трети больше, чем радар TA-50. Первоначально РЛП EL/M-2032 был выбран вместо предпочитаемых Lockheed Martin AN/APG-67(V)4 и SELEX Vixen 500E с активной ФАР (AESA). Другие радары AESA, такие как Raytheon AN/APG-79 и Northrop Grumman AN/APG-83, являются вариантами для будущего производства и могут быть использованы совместно с радаром, выбранным для истребителей F-16 ВВС США и Королевских ВВС Канады. В течение 2010-х годов Samsung Thales независимо работала над отечественным многорежимным РЛП AESA для FA-50.

В декабре 2008 года Южная Корея заключила контракт с KAI на переоборудование четырех самолетов T-50 в стандарт FA-50 к 2012 году. В 2012 году ROKAF заказали 20 истребителей FA-50 с поставкой к концу 2014 года. Первый полет FA-50 состоялся в 2011 году. 60 самолетов FA-50 должны быть произведены для ROKAF с 2013 по 2016 год. KAI получила заказ на FA-50 на сумму 1,1 триллиона вон (что эквивалентно 1,16 триллиона вон или 1,02 миллиарда долларов США в 2017 году) в мае 2013 года.

В декабре 2015 года KAI представила модернизацию KAI-LM T-50 TX, предназначенную для участия в программе США TX. Этот вариант отличается горбом на спине для дополнительного внутреннего топлива и заправочным устройством в воздухе, дисплеем большой площади (LAD) и встроенными системами наземной подготовки. 

В октябре на выставке ADEX 2017 компания KAI представила T-50A как новый вариант на базе FA-50, включая кабину пятого поколения, заправочный контейнер в воздухе, многофункциональный дисплей кабины, спинной выступ для дополнительного внутреннего топлива и встроенный учебный комплекс. 

К январю 2019 года компания KAI начала разработку улучшенного FA-50, именуемого модернизациями Block 10 и Block 20. Block 10 — это модернизация программного обеспечения бортового процессора и возможность использования подвесного оптико-электронного целеуказателя Lockheed Martin AN/AAQ-33, а модернизация Block 20 имеет улучшенные возможности для режима «воздух-воздух» за пределами визуальной видимости, самолёт способен нести УР «воздух-воздух» средней дальности, такие как AIM-120 AMRAAM.

15 мая 2023 года компания KAI выбрала радиолокационный прицел Raytheon PhantomStrike вместо Northrop Grumman AN/APG-83 в качестве РЛП для своего самолёта FA-50 Block 20. РЛП PhantomStrike весит 68 кг (150 фунтов) (легче, чем существующий израильский радар FA-50) и представляет собой компактный радар AESA с воздушным охлаждением, цифровым формированием луча и управлением, многорежимной функциональностью и возможностью одновременной работы в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля». Компания Raytheon ожидает, что РЛП PhantomStrike будет поставлен KAI в 2025 году.

KAI разработала одноместную версию FA-50, получившую типовой индекс F-50. Этот план был первоначально отложен, чтобы сосредоточиться на разработке KF-21, но позже он был пересмотрен в рамках усилий компании по увеличению экспортных продаж. Утверждается, что F-50 имеет 80% возможностей F-16, но по более низкой цене; разработку планируется завершить к 2028 году. Министерство торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи (MOTIE) начало финансирования проекта в мае 2025 года. На F-50 убрали кресло второго пилота и на его место в кабину установили вспомогательную топливную систему объемом 300 галлонов, что увеличило его радиус действия с 275 миль (443 км) FA-50 на 20%-30% до 400 миль (640 км).

На всех самолётах FA/T-50 установлен один турбовентиляторный двигатель General Electric F404-102, произведенный по лицензии Samsung Techwin, модернизированный электронной системой управления FADEC, совместно разработанной General Electric и KAI. Двигатель состоит из трехступенчатого компрессора, турбины и форсажной камеры. Максимальная скорость самолета составляет 1,5 Маха (1600 км/ч) на высоте 11 000 метров. Его двигатель развивает максимальную тягу 78,7 кН (8 000 кг) на форсаже. Американские и европейские производители двигателей, понимая, что для боевого самолёта FA-50 двигатель F404-102 слабоват, предлагают KAI для него более мощные двигатели GE F414 и Eurojet EJ200 в качестве новых двигателей для всего семейства семейства FA/T-50. Корейцы пока не приняли решение, думают, стоит ли тратиться на ремоторизацию. Проект-то коммерческий, а они не любят повышения себестоимости, новые двигатели на 25% дороже.

Вопросы об оружии


Польского генерала вполне можно понять: государственные ресурсы тратятся по сути на крупную партию посредственных самолётов с ограниченными возможностями работы в режиме «воздух-воздух» и никакими возможностями в режиме «воздух-земля», и его беспокойство вполне объяснимо.

Сообщения относительно того, как будут оснащаться FA-50PL, крайне расходятся. Два года назад, когда была закуплена первая партия корейских машин, они должны были быть не хуже F-16. Начнем с того, что имеем – 12 самолетов FА-50GF. Всё, что у них на самом деле есть, это пушка и неуправляемые бомбы. Они могут нести только один тип ракет, предназначенных для поражения наземных целей, а в варианте «воздух-воздух» – старые версии ракет, которых уже нет на рынке и боевая ценность которых равна нулю.

Это ракеты времен войны во Вьетнаме, аналог ракет Р-60 или Р-73, разработанных в СССР. Их включили в состав вооружения FA-50, поскольку в Корее было много этих ракет от других типов ранее использовавшихся самолетов, адаптировали их к FA-50, с согласием США на интеграцию, наверное, не возникло никаких сложностей. Так что самолет ФА-50 в том варианте, который мы имеем сегодня, немного хуже Су-22 или МиГ-29.

Самолет в такой конфигурации – без системы самообороны, с очень простым вооружением – ни в коем случае не должен участвовать в боевых действиях. Для бригадного генерала это был короткий дебют,

— бывший главный инспектор ВВС бригадный генерал ВВС Польши Томаш Древняк.

FA-50 запускает AGM-65G Maverick


По словам бывшего инспектора ВВС, «в данном случае термин учебно-боевой означает, что он может использоваться для обучения и отработки боевых элементов, но самолет в такой конфигурации — без системы самообороны, с очень простым вооружением — никогда не должен находиться в пылу боя; это будет короткий дебют». «Это оружие может быть использовано скорее для обучения, чем для боя, поскольку на современном поле боя с этим типом ракет могут справиться сигнальные ракеты третьего поколения, не говоря уже о четвертом», — отметил он.

Я бы рассматривал FA-50 как хорошее дополнение к самолету M346 Master, который обладает обширными тренировочными возможностями, но не позволяет реально применять вооружение, кроме подвесной пушки.
При полетах на FA-50 пилот на последнем этапе подготовки перед переходом на F-35 мог сбрасывать бомбу, стрелять из пушки и запускать ракеты. Это ценный элемент, но тот самолет, который сегодня находится в Польше, для боя не пригоден.

А что насчет кабины?


Он отметил, что кабина купленных Польшей самолетов FA-50 не является так называемой «стеклянной цифровой кабиной», но кабина аналоговая.

Это означает, что пилот, обучающийся на М346, привыкший к трем цветным мониторам, перейдет на самолет с аналоговой кабиной, а затем снова перейдет на F-16, который вскоре получит цветные мониторы в рамках модернизации до стандарта MLU или один большой монитор, используемый в F-35. По этой причине я не знаю, хороший ли это вариант. Я не знаю, будут ли потери от необходимости переключения между типами показателей больше, чем прибыль от применения оружия.

Генерал напомнил, что, время было ключевым фактором при заказе ПАК ФА. «Я не знаю, почему. Не потому ли, что министр Блащак хотел, чтобы самолеты появились на параде в 2023 году? Никто не смог поставить самолеты в запрошенный срок, только корейцы согласились предоставить нам машины текущего производства», — сказал он.

Что касается самолетов FA-50PL, мы не гарантировали некоторые вещи в контракте. AMRAAM должен был быть интегрирован с самолетом, но оказалось, что это не так. Если FA-50 должен быть «маленьким F-16», то надо довести его до стандарта с тремя цветными мониторами, которые планируются на F-16 после модернизации MLU. Возникает вопрос: а что, если окажется, что интеграция РЛС и ракет и другие работы продлят программу еще на три-четыре года, а затраты превысят цену F-35. Может оказаться, что FA-50PL будет стоить более $100 млн, а за F-35 мы заплатили менее $90 млн,

— отметил Древняк.

Это, добавил он, будет означать, что самолет, который обладает лишь незначительной частью боевых возможностей F-35 и вообще не может сравниться с ним с точки зрения способности проникать в системы противника, будет стоить дороже.

Какой радар, какие ракеты?


Сомнения у Древняка вызывает и намерение оснастить самолет РЛС с активным фазовым сканированием. «Еще одна загадка для меня заключается в том, что мы хотим установить радар с АФАР — очень дорогой — и сохранить ракету Sidewinder X, которая имеет инфракрасное наведение и поэтому не нуждается в таком радаре», — отметил он.

Контракт является конфиденциальным, и чтобы четко сказать, как будет выглядеть FA-50PL, нужно знать, что в него входит. Есть много вопросов, на которые необходимо ответить. Если Минобороны в последнее время так резко высказалось о контракте устами своих высших должностных лиц, то, думаю, контракт не в полной мере соответствует ожиданиям Минобороны.

Единственный в своем роде воздушный флот в НАТО.


Он также отметил, что, приобретя самолет FA-50, Польша становится единственной страной НАТО, которая: «...будет иметь «смешанный авиапарк», поскольку ни одна другая страна-союзница не приняла решения о покупке легкого боевого самолета».

«Итальянцы, которые вместе с Бразилией использовали самолеты AMX, отозвали их как непригодные, а мы тем временем открыли новую страницу. Знаем ли мы лучше, чем все в мире? Мне кажется, есть страны, которые имеют серьезный интеллектуальный, оперативный и стратегический потенциал на уровне авиации, но не пошли по этому пути», — добавил он. «Для меня это означало бы полный провал, если бы выяснилось, что целевая версия FA-50 будет дороже, чем F-35 или новый F-16».

В 2022 году Польша приобрела 48 самолетов производства Korea Aerospace Industries. Первый контракт касался поставки 12 самолетов имеющейся на данный момент версии с маркировкой FA-50GF. Второй контракт предусматривает поставку, начиная с 2025 года, 36 машин FA-50PL на сумму 2,3 млрд долларов США.

Аргументы в пользу выбора корейского предложения в Агентстве по вооружению привели: близкие сроки поставок, благодаря которым они смогут заменить МиГ-29 и Су-22, простота обучения пилотов, современность, возможности, надежность техники и обслуживания. FA-50, выполняя задачи поддержки боя, должен был дополнить F-16 и F-35. В Минобороны подчеркнули, что FA-50 не обязан нести все виды вооружения, имеющиеся на более тяжелых боевых машинах.
По мнению корейского производителя, Польша могла бы стать центром обслуживания, ремонта, обслуживающим всех будущих европейских пользователей FA-50.

Первые самолёты были поставлены летом 2023 года; 12 самолетов, заказанных по первому контракту, стали на вооружение 23-й тактической авиабазы в «Минске-Мазовецком», где ранее использовались истребители МиГ-29.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    12 октября 2024 05:20
    Коррупцию никто не отменял и нигде. Конечно это лучше, чем ничего, но не так уж поджимали сроки, чтобы купить такое чудо
    1. +2
      13 октября 2024 12:01
      Сказал и помолился. По своей стране людей не судят
  2. -2
    12 октября 2024 05:57
    Я так понимаю на подвеске он может таскать ракеты/бомбы до 500 кг массой.
    Т.е. ни Скальп, ни Таурус он взять не может.
    По сути, получается, ни Богу свечка, ни черту кочерга.

    Как и различные другие тяжёлые УБС.
    1. -1
      13 октября 2024 22:33
      он таскает по более чем наш Як 130
      1. -1
        14 октября 2024 01:52
        В целом по более нагрузка.

        А какая масса на каждый пилон?
  3. -8
    12 октября 2024 06:32
    Учебная машина, для отработки навыков применения бортового оружия и сброса авиабомб. Любой "папуас" с ПЗРК - конец карьере "боевого" самолёта.
  4. Комментарий был удален.
  5. Комментарий был удален.
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    12 октября 2024 13:06
    Уважаемые коллеги, можете ли вы объяснить, что это значит?
    Цитата из статьи: "новый вариант на базе FA-50, включая кабину пятого поколения, заправочный контейнер в воздухе..."
    Заправочный контейнер в воздухе, это для меня, что-то новенькое.
    1. +5
      12 октября 2024 17:01
      Евгений, Добрый день. Если я не ошибаюсь, патент на такой контейнер принадлежит "Марселю Дассо", во всяком случае впервые серийно они появились на "Супер Этандарах" в 1978 году. В контейнере - опускаемая заправочная штанга с гидравлическим механизмом, управляется из кабины пилота. Подвешивается такой контейнер на центральный подфюзеляжный пилон и соединяется гибким шлангом с внутренними баками самолёта и ... "Супер Этандар" превращается из штурмовика в самолёт-заправщик. Если помните атаку на "Шеффилд" в 1982 году, в ней участвовало четыре самолёта плюс один запасной - два заправщика "Супер Этандар" и три с ракетами "Экзосет" АМ-39.
      1. +2
        12 октября 2024 19:36
        Уважаемый Сергей, спасибо за разъяснение. Примерно так я себе это и представлял. Думаю, более правильно было-бы написать не "заправочный контейнер в воздухе", а "добавочный контейнер для заправки в воздухе других самолётов", тогда вообще не требуются дальнейшие уточнения.
        А историю с "Шеффилдом" я конечно помню и тогда каждый день следил за событиями на Фолклендах.
        Ещё раз благодарю и желаю успехов! hi
        1. +1
          12 октября 2024 19:59
          Спасибо Евгений! И Вам всего доброго , удачи и главное - Вдохновения ! (Это намёк на новые статьи, а то смотрю перерыв на отпуск подзатянулся).
          1. +2
            12 октября 2024 20:27
            Спасибо!
            Одна статья уже у редактора, думаю завтра-послезавтра будет опубликована. О спецназе Бундесвера.
            Сегодня, спонтанно, написал и отправил ещё одну, совсем не на военные темы. Если возьмут, то дня через 3-4 напечатают, надеюсь.
  10. +2
    12 октября 2024 14:36
    Мили идут с переводом в км., а галлоны почему без перевода? Автору ближе пинты и галлоны?

    И еще бред-
    Это ракеты времен войны во Вьетнаме, аналог ракет Р-60 или Р-73, разработанных в СССР.

    Похоже автор совсем не в теме.
    1. +3
      12 октября 2024 16:35
      Павел. Добрый день. Внимательно читайте статью, там эти слова в кавычках - прямая речь генерала Древняка. Вообще-то Древняк отчасти прав - все эти ракеты и "сайдуиндер" всех модификаций в том числе это прошлый век. Современные ракеты "воздух-воздух" оснащены не аналоговыми ГСН, как у "Сайдуиндера" - увидел теплую точку на холодном фоне воздушного пространства , зацепился за нее и навелся по "методу погони", на этих ракетах установлен измеритель положения вектора скорости, органы управления ракетой стараются свести к нулю угол между вектором скорости ракеты и направлением на цель. У современных матричные тепловизионные ГСН 5-го поколения, которые оснащены цифровым процессором с элементами ИИ, и ракеты нового поколения наводятся не на сопло или передние кромки крыльев, а по методу параллельного сближения или пропорциональной навигации в упреждённую точку встречи (как у наземных ЗУР). У современных ракет ГСН стабилизирована в пространстве , в процессе полёта ось координатора ГСН перемещается параллельно себе самой. При изменении скорости или направления движения цели появляется угол рассогласования, сигнал о котором направляется в бортовой процессор. Последний определяет новое положение упреждённой точки и соответствующим образом разворачивает ось стабилизации.
      Если коротко , между старыми и современными ракетами класса "воздух-воздух" огромная технологическая пропасть.
      1. +1
        12 октября 2024 17:13
        По методу "параллельного сближения" советские ракеты воздух-воздух наводились ещё в 80-х годах. Кроме того, никакая точка упреждения не рассчитывается, поскольку все определяет угловая скорость вращения линии визирования цели.
        1. +2
          12 октября 2024 17:36
          Алексей, Добрый день. Наземные ЗУР с самого начала, начиная с С-25, С-75, "Найк Геркулес" "Найк Аякс" и т. д. и до современных кроме СМ-3 всегда применялся метод параллельного сближения или пропорциональной навигации (между ними небольшая разница всё же есть, но не существенная). Но как можно его реализовать в ракетах "воздух-воздух", особенно первого поколения с дальность до 3 км, да ещё и курсовыми углами с целью близкими к нулю "вдогон", да ещё если цель с вами находится на одной высоте - честно ума не приложу.
          1. +1
            12 октября 2024 17:55
            Вот тут Вы принципиально ошибаетесь! На том же 75-м было радиокомандное наведение (телеуправление), при котором пропорциональное наведение реализовать нельзя, поскольку СНР могла определить только положение ракеты, а не взаимную ориентацию ракеты и цели, поэтому все, что было реализовано в 75-м комплексе, это "жалкая пародия на левую руку".
            1. +2
              12 октября 2024 18:11
              Так и у всех остальных выше перечисленных комплексах тоже только радиокомандное управление ЗУР. Во всех этих комплексах радиотехническими средствами в течении всего процесса перехвата ведётся слежение за целью и ЗУР , то есть постоянно проводится подсветка с определением - угла места, дальности и азимута. Все данные сводятся в СРП , где проводятся все расчёты по траектории и выдача команды на органы управления ракетой. Как раз идеальная "математика" для метода "пропорциональной навигации". Как это всё реализовать в УР "воздух-воздух" ? вот в чём вопрос.
              1. +1
                12 октября 2024 18:25
                Ещё раз, пропорциональное наведение это метод Самонаведения, для чего нужна ГСН, а все эти "спрямления и упреждения", используемые на телеуправление не позволяют достичь "свойств" этого метода самонаведения! А достигается это метод в ГСН элементарно, угловая скорость вращения линии визирования равна нулю!
                1. +1
                  12 октября 2024 18:35
                  Алексей, Вы ошибаетесь. Во всех советских училищах ЗРВ ещё на втором курсе проходили методы наведения ЗУР , УР и ПР. Не имеет значения, где находятся датчики обнаружения и слежения за целью (или как сейчас модное слово - сенсоры) - на ракете и на земле или только на земле все ракеты наводятся на цель на одних и тех же принципах, по одним и тем же законам, их кстати всего четыре, если мне не изменяет память.
                  1. +2
                    12 октября 2024 18:56
                    Да уж.. В противовес Вашим утверждениям могу сказать, 75-й комплекс изучал в полном объёме все принципиальные схемы и математику на Военной кафедре, плюс был курс в рамках обычного обучения "Статистическая динамика следящих систем", который не подтверждает всю эту "одинаковость для всего".
      2. 0
        12 октября 2024 20:19
        Сергей,

        Готов согласиться только с последними Вашими словами- между старыми и новыми ракетами огромная технологическая пропасть. Остальные слова - мешанина терминов и путаницы в методах обработки сигнала от цели и методов наведения.
        Метод погони в ракетах с головкой самонаведения если и применялся, то только на заре ракетостроения. Основной метод- пропорциональная навигация.
        Фраза "на этих ракетах установлен измеритель положения вектора скорости, органы управления ракетой стараются свести к нулю угол между вектором скорости ракеты и направлением на цель".
        Это Вы описали классический древний метод погони.
        1. +3
          12 октября 2024 20:28
          Именно "метод погони" я и описывал, там в тексте это есть. Кстати зря Вы так о нём - "древний". Именно этот метод применяется на ПР SM-3 "Стандарт" и может показаться странным на всех ПКР с активными РЛГСН с начала их существования и до сих пор именно этот метод применяется.
      3. +1
        12 октября 2024 21:33
        У современных матричные тепловизионные ГСН 5-го поколения

        У Sidewinder AIM-9X — матричная ГСН, возможность наведения через НСЦ и система управления вектором тяги. Это вполне современная ракета.
  11. -2
    12 октября 2024 17:59
    Короче Пшеки купились на рекламу lol
    Которая описывала ФА50 чуть ли не самолётом 5 поколения, у него только внутреннего отсека вооружения нет, а так это 5 поколение laughing
    А оказалось, что про 5 поколение показалось wassat
  12. 0
    12 октября 2024 20:57
    Цитата: sergeyketonov
    Именно "метод погони" я и описывал, там в тексте это есть. Кстати зря Вы так о нём - "древний". Именно этот метод применяется на ПР SM-3 "Стандарт" и может показаться странным на всех ПКР с активными РЛГСН с начала их существования и до сих пор именно этот метод применяется.


    Самая сложная цель- воздушная ( космос не рассматриваем). Для ПКР метод наведения не так принципиален.
    Сергей, у Вас мешанина из понятий , путаете методы обработки информации о цели и методы наведения.

    Метод погони- скорость ракеты направлена на текущее положение цели.
    Метод пропорционального сближения- скорость ракеты направлена в текущую точку встречи.
    Метод погони в ракетах " в-в" с головкой самонаведения, если и применялся, то на заре ракетостроения.
  13. 0
    13 октября 2024 02:24
    И что дальше? Ф-16 уже был!
  14. 0
    27 декабря 2024 15:52
    1. According to Polish press all FA-50 would be upgraded to FA-50PL.
    2. This plane isn't fully combat plane. It is advanced trainer with possibility to perform defensive missions. Idea is, that in case of war FA-50 would destroy criuse missiles, drones, protecting cities etc. while F-16 and F-35 will be used as combat aircrafts.