Чем изволите повоевать с русскими?
Ну, собственно, никого и ничем я точно не удивлю. Бесноватая бабка, кавалер ордена Ярослава Мудрого и большого креста ордена «За заслуги перед Литвой», подняла знамя крестового похода на восток, видимо, решив стать последовательницей Наполеона Бонапарта и Адольфа Шикльгрубера-Гитлера.
Занятие, скажем так, из области исторической классики, имеющее давние корни и сучья. Под корнями хоронили, на сучьях вешали, и, как показывает практика соратника и последователя вышеупомянутых господ по имени Бенито, не обязательно за шею.
Но тут ничего не попишешь, решила Европа готовиться к войне — значит, будет готовиться. Мы тут, скажем так, сторона хоть и заинтересованная, но повлиять на сей процесс можем исключительно после пересечения российской границы. У нас опять же исторически лучше на своей земле получается. Нам же не демократию насаждать по ливийскому или сирийскому сценарию, нам чисто за свое. То есть — разрушительно и беспощадно, так что хорошо, смирились, ждем.
Как написал в своей статье коллега Ренк (а ему из Германии виднее явно), министр обороны Германии, кавалер ордена «За заслуги перед Украиной» 1 степени, Борис Писториус не просто поддержал фрау Урсулу, но и даже сроки объявил: через 6–8 лет. Вот от этого срока и будем дальше отталкиваться.
То есть через 6–8 лет Германия и Европа пойдут на войну с Россией. Это будет очень непростое дело, но посоветовал бы Писториусу пару канистр с бензином запасти. Так, на всякий случай.
Вообще, конечно, сравнивать силы ЕвроНАТО и России — дело неблагодарное, потому что циферки — это одно, а суть — совершенно другое. Ну вот, скажем, что толку брать циферки по Бундесверу, если там некомплект в частях до 30% доходит? А из оставшихся до трети, простите, гендерно равных гражданок Германии служит?
А у нас война грядет. Которая, как показали события СВО нашей и СВО Израиля, без авиации и БПЛА не может быть эффективной и победоносной. И, естественно, без надлежащего противодействия авиации и БПЛА противника.
Давайте здесь поговорим о двух вещах: об авиации нового поколения и авиации старой.
Конечно, самолеты новейшей формации в бой не пойдут. Это дорого и неоправданно рискованно. И, скорее всего, они будут находиться на второй, а то и третьей линии, за спиной у более старых и дешевых товарищей. Хотя вот в Израиле F-35I Agir работают практически без передышки. Правда, работают они в условиях отсутствия хоть какого-то противодействия, чего в наших краях не гарантируется.
Так что да, новейших моделей мы в том походе на Восток вряд ли увидим. Да и будут ли они вообще – вот в чем вопрос. Хотя я вам так скажу: насчет «более дешевых товарищей» а погорячился, но об этом мы ниже поговорим. Пока же – про новые.
Да, в последнее время европейские страны начали сразу две масштабные программы по созданию истребителей шестого поколения. Это все неспроста, но насколько эти пчелы делают правильный мед, придется убедиться через некоторое время.
На наших страницах уже не раз озвучивались различные понимания того, что есть «шестое поколение». В мире вообще пока идет очень бурное обсуждение того, какой самолет «6», какой «5+», а кто «5-/4+» и так далее.
У нас справедливо указывают на то, что F-35 далеко не идеал в плане ЛТХ, американцы считают, что Су-57 не такой уж и «стелс», а китайский J-20 кто только не полоскал, обвиняя то в «сырости», то в отсутствии малозаметности, чему способствует аэродинамическая схема самолета и так далее.
В общем, тут еще с пятым поколением не разобрались, а уже вот оно, шестое начинают готовить.
С истребителями шестого поколения ситуация еще более непростая. Они пока существуют в рисунках и не более того. И, поскольку еще толком не определились с пятым поколением, о шестом можно сказать только то, что летательные аппараты шестого поколения будут отличаться от пятого тем, что смогут решать все задачи, подвластные предыдущему поколению, но без пилота в кабине.
Вообще, глядя на проекты истребителей шестого поколения, можно отметить, что они опционально пилотируемы. То есть, могут работать как с пилотом, так и без него. И, в принципе, это единственное, что можно сказать в их сторону.
Что светит европейцам? А там все очень непросто. Пока США убивались над введением в строй своего F-22, Европа наблюдала за этим шоу и приобретать «Рапторов» совершенно не рвалась, но ей и не предлагали. Накупили «дубль 2», то есть, F-35, да и то, не все. В принципе, американцы останавливаться на достигнутом не собираются, о чем говорят их проекты по B-21, F/A-XX и NGAD. Два последних – особенно, потому что эти «шестерки» планируются для армии и флота.
То есть, с проектами в США полный порядок. В отличие от Европы, где даже за «пятерками» не рвались, а пользовались своими «родными» истребителями четвертого поколения Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, а также американскими F-35, поставляемыми тем, кто пожелал их приобрести.
Получилась интересная ситуация: своего истребителя пятого поколения у европейцев не было, работ по нему не велось, и до 2017 года никаких движений не наблюдалось. А вот в 2017 году компания Airbus Defense and Space показала концепт нового истребителя под названием New Fighter. «Новый истребитель» оригинальностью не блистал и являл собой нечто одновременно похожее на F-22 и Су-57. Подробностей не последовало, о проекте фактически забыли, пока в 2018 году две госпожи министерши из Франции и Германии (Парли и фон дер Ляйен) не подмахнули договор о совместной разработке нового самолета Next Generation Fighter, создаваемого в рамках программы Système de combat aérien du futur.
Запахло тратой миллиардов евро, что само по себе очень соблазнительное дельце.
То есть, на «пятерку» дружно плюнули (помните, как у нас тоже одно время лихие менеджеры говорили о том, что «пятерка» нам не нужна, сразу будем строить шестое поколение?) и перешли к «шестерке». Ну а к самолету, естественно, должны создаваться еще и системы наблюдения, вооружений и беспилотные комплексы по типу «верных ведомых» у США. Работы много, да еще и не совсем понятно, в какую сторону.
Вообще в целом провести границу между пятым и шестым поколением очень непросто. Кто-то получит малозаметность, кто-то сверхманевренность, кто-то – оружие на «новых физических принципах». Лазеры, например или что-то такое еще. В общем – какие-то отличия будут, но это не точно.
А потом к Франции и Германии решила присоединиться Испания. Понятно, что в этом триумвирате первую скрипку играют французы, как единственное государство, способное строить самолеты от начала и до конца. Правда, с «Рафалями» вышло кривовато, самолет оказался жутко дорогим и покупателей особо не сыскал, все-таки 100 миллионов за «четверку» - это много.
Немцы, увы, играют вторые роли, поскольку давно уже не строят самостоятельно самолетов. В основном в содружестве с Британией и Италией, как в случае с «Торнадо». Есть еще шведы, которые строят свои «Грипены», но там много берется у американцев.
Зато у немцев есть деньги. Пока еще, по крайней мере. Создание такой сложной вещи, как новый самолет, стоит денег. И Урсула фон дер Ляйен вместе с коллегой Флоранс Парли приговорили 65 миллионов евро как первый этап научно-исследовательских работ. Ну и в 2019 году был дан старт проекту Next Generation Fighter.
Время от времени демонстрировали различные концепты и макеты, похожие то на F-22, то на конкурента YF-23, то на F/A-ХХ.
Но в целом, можно сказать, что перспективный европейский истребитель следующего поколения будет двухдвигательным, одноместным и с акцентом на малозаметность.
А теперь веселье. Программа очень сложная, этого не отрицает никто. Немцы, французы и испанцы будут работать, чтобы создать машину. Первый полет прототипа намечен на 2026 год, а ввод в строй нового самолета планируется к рубежу 2040 года. То есть, когда «Рафали» и «Тайфуны» пойдут на свалку. Если пойдут.
Но к войне все та же фон дер Ляйен велела готовиться сегодня… Война-то через 6-8 лет, то есть, в 2030-2032 годах…
И вот тут возникает вопрос: а правда, чем воевать-то будете, господа европейцы? «Рафалями», «Тайфунами» и «Торнадо»? Ладно, с «Торнадо» это перебор. Но дико дорогой и капризный «Рафаль» (особенно его корабельная версия) – это самолет не совсем для войны. «Тайфун» на его фоне смотрится получше, хотя и еще дороже.
«Ковальский, варианты!» - Ну, Tempest…
Да, вот вам и вторая программа: Великобритания и Италия объединились и в 2018 году анонсировали главного конкурента Next Generation Fighter – британскую программу истребителя Tempest. Макет машины представили на авиасалоне в Фарнборо. В рамках этой программы довольно жирные производители британские BAE Systems, MBDA и Rolls Royce, а также примкнувшая к нам итальянская Leonardo объединились в Team Tempest. И будут строить свой самолет, уже без немцев и французов.
Тоже смотрится серьезно, британцы и итальянцы набили руку в различных совместных проектах (как тот же «Тайфун») и скорее всего, у них что-то да получится. Хотя опять же, последний чисто британский самолет – это 1966 год, «Харриэр».
Стоит отметить, что кое-какие разработки и наработки по пятому поколению у британцев, которые будут очевидно играть первую партию в дуэте, уже имеются. Была такая программа, как Future Offensive Air System (FOAS), имевшая целью создать замену ударному самолету Tornado GR4, изрядно к тому моменту устаревшему. Ее отменили в 2005 году, заменив на Deep and Persistent Offensive Capability (DPOC), которую тоже потом закрыли. В итоге британское военное ведомство плюнуло на все конструкторские заморочки и не мудрствуя лукаво заказало F-35В у США. Наверное, это был не самый плохой выход из ситуации на тот момент.
И уже в 2018 году был показан макет «Темпеста». Ну такой довольно оригинальный самолет, по крайней мере, не похожий на другие. А обещания вообще превосходят все мыслимое: два суперсовременных двигателя («Роллс-Ройс» обещает), у летчика будет возможность управления БПЛА, некое «оружие направленной энергии», бортовая система управления, которая работала бы в связке с самообучающимся искусственным интеллектом.
Есть и «изюминка»: BAE Systems показала концепт виртуального кокпита для перспективного истребителя. Интересное решение, предполагается практически полный отказ от приборов в кабине, большую часть процессов управления возьмет на себя автоматика, а вся необходимая информация будет выводиться пилоту на нашлемный дисплей. В кабине будет только один дисплей – дублер нашлемного на случай отказа основного.
Он предполагает почти полный отказ от приборов в кабине в их привычном виде. Вся информация будет выводиться на нашлемный дисплей летчика, так что ему не нужно будет отвлекаться на приборы в кабине. Один многофункциональный сенсорный дисплей Tempest все же получит – на случай отказа нашлемной системы индикации.
Надо сказать, что Tempest и Next Generation Fighter очень похожи друг на друга. На уровне проектов и макетов нельзя говорить о схожести, все-таки от макета до прототипа очень далеко. Но по-видимому, европейская конструкторская мысль после совместных работ (а в создании «Тайфуна» принимали участие конструкторы Великобритании, Германии, Италии и Испании) идет в одном направлении, так что расхождение Великобритании и Италии на одну сторону, а Германии и Италии с примкнувшей Францией на другую не делает их работы сильно отличными друг от друга.
Да и вообще, после презентации концептов, в Европе заговорили о том, что нечего дурью страдать, надо объединить всех в один общеевропейский проект. Так было бы проще и позволило бы в теории завоевать рынки сбыта.
Современный самолет – это очень дорогое дело, что в плане покупки, что в плане эксплуатации. И все сложнее становится окупать затраты, понесенные на разработке и проектировании самолетов. Тут стоит отметить, что из самолетов последних разработок успешным можно назвать только F-35. Су-57 кроме России никого не заинтересовал, равно как пришлось похоронить и ориентированный на экспорт МиГ-35. J-20 кроме Китая тоже никому не интересен, да и очень недорогой шведский Gripen E тоже не вызвал очереди из желающих купить его.
Кстати, шведов пророчат в программу «Темпест», у шведов были наработки по своему истребителю пятого поколения Flygsystem-2020, но страна с таким бюджетом не потянет столь серьезную программу, да и не надо это шведам. Шведы пока не комментируют, но в нашей жизни все бывает. Исключать ничего нельзя.
Итого: новых самолетов у европейских стран через указанные министром Писториусом 6-8 лет не будет.
А воевать с Россией чем-то да надо.
О качественном соотношении однозначно стоит говорить отдельно, а вот о количестве можно и нужно сейчас. Количество – тоже важная вещь, правда, не всегда количество побеждает качество, но тем не менее.
Что там у Германии?
Еврофайтер «Тайфун» в количестве 138 штук списочно и несколько меньше в реальности. В целом это неплохой самолет, с большим количеством положительных сторон, но с просто огромной ценой что покупки, что эксплуатации самолета.
«Торнадо».
Ну этот ветеран уверенно летит к своему юбилею, то есть, к пятидесятилетию. Понятно, что в условиях современного конфликта он такой же корм для ЗРК и истребителей России, как украинский Су-24.
Франция.
Там все еще печальнее. Менее сотни «Рафалей» и к ним еще старые «Мираж 2000» количеством тоже менее ста штук.
Вообще для обеспечения безопасности воздушных рубежей страны более чем прилично, а вот насчет ведения войны на удалении от своих баз – не знаю. 30% и вряд ли больше – вот что смогут выделить ВВС этих стран, собирающихся на войну с Россией. А в цифрах это смотрится не очень внушительно: около 70 самолетов относительно новых и примерно столько же старья.
То есть, меньше, чем Коалиция привлекла для войны с Ираком в 2003 году. Ну тут что можно сказать? Ирак – не Россия, Европа – не США.
Причем, тут стоит отметить, что качественный состав тоже вызывает некоторые мысли. У Европы нет бомбардировщиков. Мы уже прекрасно знаем, что истребитель-бомбардировщик способен доставить куда-то бомбу и сбросить ее, вопрос только в калибре и точности. И здесь, как ни крути, Су-24 и Су-34 будут иметь определенное преимущество. А если говорить о крупном калибре, то в Европе не сыскать ничего, сопоставимого с нашими Ту-22М.
Нет, никто не спорит, что JDAM или Paveway – вполне приличное оружие, но если требуется нечто такое (типа ФАБ-5000), то увы, в Европе такого не сыскать даже за деньги.
Конечно, если хорошо напрячься, то за 6 лет можно много чего наделать. Но тут такое: если Франция и Германия действительно собираются на войну, то им для начала было бы неплохо пополнить запасы, которыми они так щедро делились с Украиной. А это уже не так легко, ибо щедрость их была, скажем так, изрядной.
Но, избавившись от старья на складах, европейцы для начала должны их заполнить чем-то новым, не так ли? Учитывая, что все это время в нас летели европейские снаряды и ракеты, у нас тут горела самая различная бронетехника и все прочее – для того, чтобы все это воспроизвести, требуются две вещи: время и деньги.
Скажете, что авиационные заводы не имеют никакого отношения к оружейным? Да, конечно. Но увы, заводы, обслуживающие авиацию, не работают без бюджета. И евро – они нужны. А если военные бюджеты стран будут потрачены на возмещение того, что поддерживало пламя войны в Украине, то простите, на какие шиши они там собираются строить самолеты?
Германия, из которой выжимают деньги на войну Украине сегодня не очень хороший финансовый партнер, у Франции дела идут не сильно лучше. Поэтому насколько вообще реально создание триумвиратом в ближайшее время истребителя шестого поколения – вопрос. И не меньше вопросов вызывает создание своего истребителя дуэтом Великобритании и Италии.
И то, что через 6 лет у этих стран если самолеты и будут, то скорее всего, на стадии испытаний прототипов. И никакого влияния на войну, к которой готовятся в Германии и Франции эти самолеты явно не смогут оказать.
Что же касается тех сил, которые реально находятся в распоряжении европейских стран, вот с ними все не очень красиво. И как они собираются воевать с Россией, практически не имея бомбардировочной авиации, с одними истребителями, пусть и частично бомбардировщиками, с не очень большой ракетно-бомбовой нагрузкой, которую там приносят в жертву боевому радиусу, становится более чем интересно.
Учитывая, что самолеты далеко в своей массе не новые, их характеристики прекрасно известны и нашим летчикам, и (что не менее важно) зенитчикам, так что нейтрализация авиации европейских стран вряд ли будет большой проблемой.
Впрочем, возможное противостояние российской и европейской авиации – это тема отдельного разговора, и она весьма интересна в теории, потому что российско-европейские разборки на фоне того, что США совершенно не собираются (по крайней мере, даже Харрис молчит об этом) лезть в драку, так что такая гипотетическая война, на которую собираются немцы и французы, смотрится очень даже забавно.
Впрочем, если что – Гитлер и Наполеон подвинутся.
Информация