Дружба с Западом возможна, но только против Китая
Пока ни мира, ни войны – точно по Троцкому
Страны так называемого «Четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности» (QUAD) на днях в Делавэре (США) официально заявили о начале совместного военного патрулирования обширного Южно-Китайского морского бассейна (ЮКМ). Диалог, сформированный в 2007 г. – это, напомним, США, Австралия, Япония и Индия.
Когда в 2008 году из QUAD неожиданно вышла Австралия, диалог самораспустился, но в 2017 году президенту США Дональду Трампу удалось возобновить его. Сетевые источники, подконтрольные QUAD, называют его целью «развитие партнёрства в сфере безопасности на основе общих ценностей и интересов».
На самом деле иных задач, помимо сдерживания Китая в Тихом и Индийском океанах, QUAD не решает.
Союзником же данного альянса обозначен Тайвань. С осени 2024-го возобновились совместные учения ВВС-ВМФ США и Тайваня невдалеке от территориальных вод КНР. В Делавэре заявлено также об озабоченности «принудительными и устрашающими манёврами в Восточно- и Южно-Китайском море».
Под этим имеются в виду военные манёвры КНР, но впрямую «виновник» не указывается. Соответственно, запланировано с 2025 года запустить «первую в истории постоянную миссию наблюдателей» с участием судов береговой охраны США, Японии, Индии и пограничных частей ВМФ Австралии.
Всё это делается для того, чтобы «улучшить взаимодействие сторон и повысить безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе».
Между тем ситуация в этих бассейнах остаётся, в буквальном смысле, предконфликтной, а точнее – «ни войны, ни мира».
Далёкий аналог НАТО
Статус многих секторов, островов и шельфа этих проблемных акваторий не урегулирован – с этим никто не спорит. А их значимость обусловлена, напомним, крупными нефтегазовыми запасами и тем, что через эти бассейны проходит главный транзитный маршрут между Тихим и Индийским океанами, который выходит в Красное море и Суэцкий канал.
Напомним, во-первых, что страны QUAD поддерживают позицию других стран региона насчёт давних претензий КНР почти на всю территорию Южно-Китайского моря.
Во-вторых, именно здесь по-прежнему действуют соглашения о военном сотрудничестве – фактически о военной взаимопомощи – между США и Филиппинами, между США и Австралией с Новой Зеландией, а также Великобритании с Брунеем и теми же Австралией и Новой Зеландией.
При этом военные базы США сохраняются на Филиппинах, в Австралии, Новой Зеландии; британские – в Брунее и Австралии. Действует также AUSCANNZUKUS – «Организация взаимодействия в сфере обеспечения технической функциональной совместимости военно-морских сил США, Канады, Австралии и Новой Зеландии».
То есть всё более реальные очертания обретают контуры обширного аналога НАТО в Юго-Восточной Азии. Плюс к тому, в конце сентября нынешнего года Филиппины официально объявили о начале многостороннего военно-морского сотрудничества с США, Австралией, Японией и Новой Зеландией.
Его целью является «демонстрация общей приверженности укреплению регионального и международного сотрудничества в поддержку свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
Более того: по имеющейся информации, в эту систему сотрудничества де-факто уже вовлечены ВВС и ВМС сопредельного с Филиппинами Тайваня.
Дружба дружбой, но…
В свою очередь, минобороны Малайзии ещё в 2019 г. опубликовало новую «Белую книгу» по вопросам обороны. Среди главных угроз, с которыми в ближайшей перспективе столкнётся страна, указаны не только терроризм и вопросы кибербезопасности, но и обострение отношений с Китаем в бассейне Южно-Китайского моря.
Если не военное, то, как минимум, политическое блокирование всех упомянутых структур Запада со странами региона возможно и в контексте бессрочного Договора (1976 г.) «О дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии», подписанного почти всеми странами Юго-Восточной Азии, хотя пока кроме Мьянмы и Восточного Тимора.
Между тем китайский политолог Ло Лань уже в прошлом году отмечал:
В целом же политика КНР в отношении Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, как уточняет Ло Лань, «направлена на укрепление своего суверенитета и территориальной целостности в регионе».
Такая позиция не может не способствовать вовлечению в эти споры коллективного Запада, ускоренно формирующего в регионе нацеленный конкретно против КНР широкий военно-политический альянс.
Информация