Платформа ГАЗ-66МБ — второй этап жизни легендарной «Шишиги»
ГАЗ-66МБ в санитарном исполнении на форуме «Армия-2023»
С течением времени любая автомобильная техника устаревает и требует модернизации или замены. Обновление конструкции путем замены ключевых агрегатов позволяет привести технические и эксплуатационные характеристики в соответствие с современными требованиями. Одним из примеров такого подхода к улучшению существующей техники является проект многоцелевого автомобиля ГАЗ-66МБ.
Проблема обновления
В 1964 г. Горьковский автомобильный завод приступил к производству нового грузового автомобиля повышенной проходимости — ГАЗ-66. Эта машина создавалась в первую очередь для нужд вооружённых сил и вскоре стала основным армейским среднетоннажным грузовиком.
ГАЗ-66 внес огромный вклад в логистику нашей армии, однако в процессе массовой эксплуатации в мирное время и в условиях боевых действий были выявлены определенные недостатки. Предъявлялись претензии к неэкономному двигателю, к специфическим эксплуатационным качествам грузовика, к эргономике кабины и т.д. Кроме того, большие риски были связаны с бескапотной компоновкой кабины и отсутствием защиты.
К сожалению, в своё время эти проблемы не получили решения. Тем не менее, предпринимаются попытки модернизировать старый грузовик и сделать его современным транспортным средством. Очередной проект такого рода, получивший индекс ГАЗ-66МБ, представили в прошлом году.
Проект «МБ»
Глубокую модернизацию автомобиля провело «Нижегородское авиационное общество». Результат своего проекта оно представило на военно-техническом форуме «Армия-2023». На выставке раскрыли технические данные и представили полноценные опытные образцы. Также анонсировали возможность строительства техники других модификаций.
На выставку доставили два прототипа ГАЗ-66МБ. Один из них имел полный броневой кузов и предназначался для использования в качестве санитарной машины. Второй прототип отличался укороченной кабиной и грузовой платформой, на которой разместили артиллерийскую систему
Глубокая модернизация старого грузовика предсказуемо привлекла внимание специалистов и широкой публики. Модернизированный ГАЗ-66 начали сравнивать с его предшественником и дали ему положительные оценки.
Впрочем, дальнейшая судьба этого интересного проекта остается неясной. «НАО» могло продолжать разработку, развивать ряд модификаций и готовить будущее производство. Однако информация о новых успехах ГАЗ-66МБ пока не поступала. По всей видимости, этой машине пока не удалось найти своего заказчика и продвинуться дальше выставок.
ГАЗ-66МБ с артиллерийской установкой ЗУ-23М-1
Доработки конструкции
Проект ГАЗ-66МБ от «Нижегородского авиационного общества» предусматривает серьезную перестройку исходного грузовика. Изменены некоторые ключевые особенности конструкции, а также заменены основные агрегаты и разработаны новые. Все эти меры, как сообщается, позволили вывести технические и эксплуатационные характеристики на новый уровень.
Автомобиль типа «МБ» строится на базе уже существующего грузовика ГАЗ-66 в рамках его капитального ремонта. Перестроенная машина существенно меняется как внешне, так и внутренне.
Базовое колесное шасси претерпело значительные изменения. Сохранив прямоугольную раму, оно получило новый двигатель и другие важные элементы. На новом грузовике установлен современный дизельный двигатель ЯМЗ-534 мощностью не менее 135 л.с. Трансмиссия и ходовая часть были усовершенствованы, но принципиально не изменились.
На шоссе автомобиль развивает скорость до 105 км/ч. Запас хода составляет 800 км. Машина способна преодолевать подъемы до 30° и преодолевать броды глубиной до 1,2 м.
Для повышения защищенности от подрыва была выбрана капотная компоновка. Двигатель теперь расположен под собственным кожухом-капотом, за которым находится полноценная кабина традиционной конструкции. Кабина представляет собой броневой короб с бронестёклами, обеспечивающими защиту от осколков и пуль стрелкового оружия.
Разработана широкая линейка кабин и других агрегатов для размещения различных грузов. Заказчик может выбрать одно- или двухрядную кабину на 2 или 5 мест. Также доступен удлинённый фургон стандартной или увеличенной высоты. В зависимости от формы и компоновки, кабина может иметь одну или две пары дверей в бортах, а также кормовые двери.
Предлагается два варианта грузовых платформ. Укороченный бортовой кузов может использоваться с двухрядной кабиной, а полноразмерный кузов совместим только с однорядной. Максимальная грузоподъемность во всех случаях составляет 2 т.
Комбинируя кабины, фургоны и грузовые платформы, на одном шасси можно создать автомобили нескольких типов. Это могут быть два варианта грузовиков, грузопассажирский автомобиль, командно-штабная или санитарная машина и т.д.
На форуме «Армия-2023» показали машину-носитель вооружения. Это был грузовик с двухрядной кабиной и укороченной платформой. На последней была установлена зенитная артиллерийская установка ЗУ-23М-1 от компании «Новые оборонные технологии». По сути, это модернизированная версия старой «зушки», дополненная современными средствами управления и наведения.
Защищённый транспорт для пехоты
Вне зависимости от комплектации, ГАЗ-66МБ имеет длину 5,97 м, ширину — 2,32 м и высоту (по кабине) — 2,55 м. При использовании кузовов высота по тенту достигает 2,76 м. Снаряженная масса автомобиля составляет 5,8 т, а полная — 7,8 т.
Разница в возрасте
Автомобили ГАЗ-66 и ГАЗ-66МБ были созданы с разницей почти в 60 лет. За это время требования к грузовикам значительно изменились, и базовый грузовик перестал соответствовать современным стандартам. Поэтому его глубокая модернизация является очевидным и необходимым шагом.
Новая машина ГАЗ-66МБ создавалась с учетом богатого опыта эксплуатации своего предшественника и поэтому имеет ряд преимуществ перед ним. Эти улучшения достигнуты за счёт некоторых изменений общей концепции и замены ключевых агрегатов. Впрочем, заявленный рост основных характеристик полностью оправдывает такую перестройку.
Одной из главных проблем ГАЗ-66 был недостаточно мощный и экономичный бензиновый двигатель. В новом проекте используется современный дизель с более высокими характеристиками и меньшим расходом топлива. Кроме того, он обладает большей мощностью, которая полностью компенсирует увеличение массы и улучшает ходовые качества автомобиля.
Грузовой вариант с бронекабиной
Самым значительным нововведением в рамках проекта «МБ» стало оригинальное семейство кабин. Благодаря им старый грузовик превратился в многоцелевой бронеавтомобиль. Броня кабины защищает водителя, пассажиров и десант от обстрела и осколков, а специальная компоновка агрегатов снижает негативные последствия подрыва.
Шасси ГАЗ-66 могло оснащаться различными вариантами кузова, фургонами с разным наполнением и т.д. Новый автомобиль ГАЗ-66МБ сохраняет эти возможности, реализуя их с помощью современных компонентов. По сути, оснащение машины зависит только от потребностей заказчика.
Необходимость замены
В целом, новый многоцелевой автомобиль ГАЗ-66МБ выглядит интересно и многообещающе. Он имеет очевидные преимущества перед своим предшественником, показывает более высокие технические характеристики и способен более эффективно решать все ставящиеся задачи. Такой автомобиль действительно может представлять интерес для некоторых заказчиков.
Однако следует учесть, что новому ГАЗ-66МБ придётся конкурировать не только со своим предшественником. Сейчас на рынке присутствует целый ряд грузовиков, обладающих схожими характеристиками и функциональными возможностями. Возможно, именно по этой причине сообщения о заказах на модернизацию старых ГАЗ-66 до сих пор не поступали.
Информация