Новый Osprey для спецназа

57
Новый Osprey для спецназа

Судя по хвостам и крыльям, Bell Boeing V-22 Osprey приговорили к отставке. Интересный и главное – реализованный проект конвертоплана, почти 20 лет исправно таскавший на себе американских морпехов и спецназовцев в разных точках земного шара, не то чтобы надоел – откровенно достал сложностью эксплуатации и дороговизной. Ну а надежность V-22 Osprey – это вообще была отдельная тема, еще старина Джон Маккейн говорил, что «Оспри» просто шикарно смотрится, когда не стоит в ремонте.


Но это дело не сегодня, и даже не завтра. Пока придумают, соберут, испытают – «Оспри» еще придется поработать, но вот мысль о транспортных средствах доставки всякой всячины нового поколения, по-видимому, твердо укрепилась в головах тех, кто ведает военными заказами, а потому скоро нам предстоит увлекательный процесс наблюдения за очередной попыткой смены поколений авиационной техники в США.



Естественно, техника по-хорошему должна быть шестого поколения, то есть, беспилотной. В этом есть определенный смысл, поскольку, скажем, доставка грузов диверсионно-разведывательным группам в тылу врага (что часто случается у бравых американцев) – это очень такой геморройный процесс. Да и вообще, чем ближе к линии фронта, тем сегодня все это выглядит сложнее, а эксплуатация складов в прифронтовой линии вообще становится рулеткой. В том плане, что рано или поздно, но прилетит, вопрос что и когда.

Компания Aurora Flight Sciences (реально крутые ребята, умеющие в летательные аппараты) опубликовала новые изображения беспилотного самолёта-демонстратора с вертикальным взлётом и посадкой, над которым она в настоящее время работает, а также обновлённое представление о грузовом самолёте увеличенного размера, основанном на той же технологии.

Демонстратор разрабатывается в рамках программы Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов США (DARPA), в центре внимания которой находится новый высокоскоростной транспортный самолёт для специальных операций, не зависящий от взлётно-посадочной полосы.

Вообще такой самолет не новинка, еще в прошлом веке сумрачный тевтонский гений родил для спецназа (ладно, не было тогда еще спецназа в привычном понимании) самолет Арадо-232, способный садиться почти где угодно и высаживать и выкатывать все, что помещалось в его просторное пузо.


Анонс новых визуализаций происходит на фоне растущего интереса ВВС США к аналогичным возможностям для поддержки более общих задач по удаленной логистике, особенно в «горячих» зонах во время будущих крупномасштабных конфликтов.

Перевожу: ВВС США интересуют средства доставки грузов в места, где очень жарко в военном смысле. Причем, такие средства, которые минимизировали бы потери

Ранее Aurora поделилась новыми рендерами и предоставила дополнительную информацию о работе, которую она выполняет в рамках программы DARPA "Технологии, не зависящие от скорости и взлетно-посадочной полосы" (SPRINT).

В этом году DARPA заключила новые контракты по SPRINT с Aurora, а также с Bell. Проект SPRINT, который стартовал в прошлом году, напрямую связан с проектом Командования специальных операций США (SOCOM) в плане аппарата высокоскоростного вертикального взлета и посадки (HSVTOL).


Рендеринг, показывающий текущую конструкцию демонстратора Aurora SPRINT без экипажа (справа) и увеличенную концепцию грузового самолета с экипажем, основанную на той же технологии, слева

Итак, Aurora и Boeing (а куда им деваться?) сотрудничают в разработке ключевых технологий, которые в совокупности обеспечивают революционное решение проблем мобильности в сложных условиях и на распределенных военных базах. Так говорит пресс-служба Aurora.

«Технология Fan-in-wing (FIW) сочетает встроенный подъемный вентилятор со смешанной конструкцией корпуса крыла, обеспечивая маневренность при вертикальном подъеме без ущерба для грузоподъемности и аэродинамической эффективности, присущих современным самолетам с неподвижным крылом.

В настоящее время команда разрабатывает беспилотный демонстратор с размахом крыльев 45 футов (13,7 м) и грузоподъемностью 1000 фунтов (227 кг) для программы SPRINT. Силовая установка включает в себя серийные турбовентиляторные двигатели, которые позволят машине развивать максимальную скорость полета до 800 км/ч».


Новый проект демонстратора SPRINT в целом соответствует тому, который Aurora представила в мае. Это аппарат со смешанным крылом и v-образным оперением, а также три подъемных вентилятора – по одному с каждой стороны центральной секции фюзеляжа и еще один в носовой части.


Один из новых вариантов дизайна демонстратора SPRINT от Aurora


Фотография реального испытательного изделия, которое Aurora использовала при разработке своего демонстратора SPRINT.

Что придумали конструкторы Aurora? Они разработали платформу, способную развивать крейсерскую скорость 800 км/ч, а встроенные в крылья и фюзеляж подъемные вентиляторы обеспечивают плавный переход от вертикального полета к горизонтальному. Самолет способен выполнять короткий взлет и вертикальную посадку (STOVL), сверхкороткий взлет и посадку (SSTOL), а также обычный взлет и посадку.

И – все это в перспективе без пилота.

В настоящее время Aurora планирует совершить первый полёт с демонстрационным образцом SPRINT в 2027 году. Однако компания уже смотрит в будущее.

Технология, продемонстрированная в SPRINT X-plane, может быть расширена до самолетов средней и тяжелой грузоподъемности, создавая будущее семейство систем. Например, Aurora представляет пилотируемый самолет с размахом крыльев 130 футов (40 метров), четырьмя подъемными вентиляторами и 12-метровым отсеком для полезной нагрузки. Самолет FIW может соответствовать полезной нагрузке, дальности полета и скоростям, типичным для военно-транспортных самолетов с неподвижным крылом, или превосходить их, обеспечивая при этом тактическое преимущество истинно вертикального взлета и посадки.

Рендеринг, который Aurora опубликовала для этой более крупной концепции самолёта с крылом-стабилизатором, значительно отличается от рендеринга, опубликованного в 2023 году. Новый дизайн представляет собой бесхвостую модифицированную форму этакого воздушного змея с воздухозаборниками в нижней части задней части центрального корпуса.

Как и на рисунке 2023 года, в обновлённом проекте Aurora более крупного самолёта с крылом-стабилизатором по-прежнему используются четыре подъёмных вентилятора, по два с каждой стороны центрального корпуса.


Один из новых вариантов увеличенной конструкции Aurora, созданный на основе демонстратора SPRINT

Разница видна: более новый проект без вертикальных стабилизаторов и у него не такие острые и узкие крылья и клювовидный нос.


Рисунок более крупной концепции конструкции с вентилятором в крыле, которую компания Aurora выпустила в рамках программы SPRINT в 2023 году

Новый проект демонстрирует изменения в дизайне крышек подъемных вентиляторов. Вроде бы не бог весть что, но на самом деле, это довольно серьезный элемент, от которого зависит переход от вертикального полета к горизонтальному. Дизайн, представленный компанией в прошлом году, имел разъемные крышки – различные версии оригинальной концепции имели круглую и шестиугольную формы крышек, в то время как новая модель имеет многосекционные крышки по типу жалюзи.

Это очень напоминает то, как закрывался подъемный вентилятор в носовой части Ryan Vertifan 1960-х годов. Vertifan имел конфигурацию с тремя вентиляторами, которая в общих чертах похожа на дизайн демонстратора Aurora SPRINT. Концепция транспортного самолёта для сил специальных операций (SOFA) от Lockheed в 1980-х годах, представленная художником, также демонстрирует аналогичные секционные обтекатели вентиляторов.

Новое – это хорошо забытое старое. И опыты Aurora здесь ничуть не новы, подобные работы велись с 60-х годов прошлого века.


Вот фото из архива SDASM. Два прототипа Ryan XV-5A Vertifan. Крышки вентиляторов в носовой части самолётов открыты, а крышки вентиляторов в крыльях закрыты.


Lockheed XV-4 Hummingbird (первоначально обозначался VZ-10) был проектом армии США, призванным продемонстрировать возможность использования СВВП в качестве самолета наблюдения

Работали над идеей СВВП и другие фирмы в США, пусть и не столь успешно.


Концепция малозаметного самолёта со смешанным крылом, представленная компанией Boeing в 2023 году.

Работа Aurora в рамках программы SPRINT в целом напоминает о множестве конструкций с вертикальным и коротким взлетом и посадкой, которые американские военные изучали, по крайней мере, с 1980-х годов. Поддержка миссий специальных операций была центральной темой многих предыдущих разработок, вопрос только в том, что на протяжении полувека так и не получилось создать аппарат с требуемыми характеристиками.

SPRINT в сочетании с HSVTOL олицетворяет значительный и постоянный интерес (а значит, и финансирование) к теме, особенно в сообществе специалистов по специальным операциям ВВС. Есть понимание того, что у новых, более функциональных и живучих платформ, не зависящим от взлётно-посадочных полос, предназначаемых для доставки персонала в труднодоступные места и (не менее важно) обратно, есть и будущее, и перспектива. Значительная скорость и дальность полёта, на которые нацелены обе эти разработки, могут быть особенно привлекательными для будущих операций на обширных просторах Тихоокеанского региона, куда сегодня устремлены взоры американских вояк.

«Я думаю, что высокая скорость/дальность полёта, способность быстро и незаметно проникать в места, где не нужны длинные взлётно-посадочные полосы, — всё это было бы привлекательно для любого командира», — сказал генерал-лейтенант ВВС Майкл Конли, глава Командования специальных операций ВВС (AFSOC), о SPRINT и HSVTOL на главной ежегодной конференции Ассоциации военно-воздушных и космических сил (AFA).
«Это, безусловно, способность, которая нужна нам в Индо-Тихоокеанском регионе, просто из-за географического положения, независимо от конкретного противника».


Интересный подход, то есть, воевать в регионе США будут в любом случае, не важно, с кем, но будут. А потому нужна логистика. Что ж, все довольно прозрачно и честно.

В то же время нетрудно понять, насколько Военно-воздушные силы в целом, а также другие виды вооруженных сил США, могут быть заинтересованы в возможностях, которые могут предложить конструкции, разрабатываемые в рамках SPRINT и HSVTOL, или производные от них. Корпус морской пехоты США и, в частности, Военно-воздушные силы все чаще рассматривают будущие операции, особенно в контексте высокоуровневой борьбы с таким потенциальным противником, как Китай, как широкомасштабные.

Распределение сил по большому количеству мест проведения операций, включая отдаленные передовые объекты с ограниченной летной инфраструктурой, все больше рассматривается не только как выгодное, но как решающее значение для снижения уязвимости. Крупные базы будут главными целями в любом будущем крупномасштабном конфликте, а вот у точечного снабжения есть много больше шансов на оптимистичный исход дела.

Здесь тоже ничего нового, это просто следующий шаг за ставшими исторической классикой операциями по снабжению советских партизан в годы Великой Отечественной войны и окруженных немецко-фашистских войск в различных котлах. Кстати, у наших получилось намного эффективнее. Можно тут привести и опыт снабжения американских мобильных групп во Вьетнаме. Смысл в целом ясен – доставка грузов туда, где они нужны и так, чтобы это не обошлось в катастрофические суммы и потери.


Техники F-35B готовятся к перезарядке ракетами AIM-120 и планирующими бомбами Stormbreaker на участке дороги рядом с побережьем Тихого океана в Калифорнии во время учений в 2023 году.

«Дорожные» операции — одна из тактик, которая вновь набирает популярность в вооружённых силах США в рамках более масштабных усилий по снижению зависимости от традиционных взлётно-посадочных полос. Придуманный Александром Покрышкиным способ не зависеть от взлетно-посадочных полос аэродромов в период распутицы, сегодня снова в действии. Опять же, классика из прошлого.


В соответствии с современным подходом разнообразные логистические цепочки, необходимые для поддержки боевых операций, особенно в сложных условиях, невозможно реализовать без соответствующего транспорта. Высокоскоростной грузовой самолет большой дальности, не зависящий от взлетно-посадочной полосы и обладающий высокой живучестью, с экипажем или без экипажа, легко может стать частью этой будущей системы.

В статье у «Aviation Week», посвященной перспективам, было рассмотрено последнее предложение компании Tactical Leg, которое предусматривает автономный гибридно-электрический самолет короткого или вертикального взлета и посадки. Поясняется, что предлагаемый авиатранспортер будет доставлять небольшие, срочно необходимые грузы из логистических центров на передовые базы, даже с поврежденными в боях взлетно-посадочными полосами с обеих сторон.

Целью Министерства военно-воздушных сил (DAF) является расширение существующих возможностей воздушных перевозок внутри гипотетического театра военных действий. В том числе и с помощью некоей платформы, которая способна оперировать, не опираясь на инфраструктуру типа аэродромов, которая может быть выведена (а скорее – будет выведена) из строя в первые моменты боевых действий.

Очевидно, что концепция Aurora по созданию масштабируемых конструкций на основе исходного демонстратора SPRINT, пришлась ко двору. Компания Bell также ранее представила концепцию масштабируемого семейства перспективных винтокрылых летательных аппаратов, которая связана с её работами над SPRINT и HSVTOL. И тут тоже есть перспектива, поскольку именно компания Bell в сотрудничестве с Boeing разработала V-22 Osprey, который все еще находится на вооружении AFSOC, а также морской пехоты и ВМС США.

Если посмотреть на рисунки проектов, то можно определить три уровня концепций HSVTOL, включая два варианта с экипажем (слева и в центре) и небольшой беспилотный вариант (справа).


Военно-воздушные силы и Корпус морской пехоты, а также армия США уже изучают небольшие беспилотные летательные аппараты без экипажа с вертикальным взлетом и посадкой для удовлетворения требований логистики и выполнения других задач. Военно-воздушные силы экспериментируют с легкими самолетами, переделанными в беспилотные летательные аппараты, а также с небольшими беспилотными летательными аппаратами без экипажа.

Еще неизвестно, появится ли какой-либо рабочий прототип в SPRINT, HSVTOL или NGIA. Если это произойдет, то не факт, что он поступит на вооружение в Военно-воздушные силы или любое другое подразделение вооруженных сил США. Но процесс, как говорится, пошел…

Вообще многие эксперты в мире считают, что время использования больших самолетов типа С-130 «Геркулес» для снабжения постепенно проходит. Как в свое время ушли очень полезные С-47, вытянувшие на своих крыльях и моторах снабжение войск на островах Тихого океана во Вторую Мировую. Да, С-47 не были быстрыми, с крейсерской скоростью в 270 км/ч они тащили менее трех тонн груза, но их было столько, что проблема снабжения была решена.

Современный мир более жесток к транспортным средствам, поэтому малозаметность и РЭБ не менее важны, чем способность быстро летать и садиться где угодно. Так что повышенный интерес SOCOM и AFSOC в доведении SPRINT и HSVTOL до уровня, позволяющего использовать их в боевых условиях, понятен. Денег жалеть не будут. Сложно сказать, насколько работа конструкторов Aurora будет плодотворной, но повторюсь – это будет увлекательное зрелище.
57 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    16 октября 2024 05:57
    Компания Aurora Flight Sciences (реально крутые ребята, умеющие в летательные аппараты)

    А чем они "крутые" и какие летательные аппараты они сделали?
  2. +14
    16 октября 2024 06:07
    Нам бы просто транспортный самолет наконец допилить для ВС рабочий. Или возобновить производство Илов нормально. Хоть что-нибудь.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      16 октября 2024 19:52
      Каких илов? 76 потихоньку штучно делают. 96 - никому не нужен
    3. 0
      16 октября 2024 20:16
      Уважаемый "123_123"! Чтобы что то "допилить", толковое, нужное, особенно в сфере высоких технологий, нужны "школы" - питомник мозгов и идей... С которыми, у нас, сердешных, всё очень и очень скромно, если не сказать по другому, а другое, "не литературное," на полях сего издания, не приветствуется... Все наши нынешние авиационные заслуги, воплощённые в "мраморе и бронзе", - из мрачного "совкового" прошлого, под названием СССР... Которые, каким то чудом, были сохранены на полках архивов КБ Сухого, Микояна, Ильюшина, Лавочкина, Яковлева, Туполева, Бериева, Люльки ... Не были украдены, проданы или, просто, уничтожены за ненадобностью... Попытки создать российско - капиталистическое - это "SSJ 100" от Сухого. (не Богу свечка -не чёрту кочерга)... А дальше - всё..... У "звёздно - полосатых", в вопросах авиастроения, другой подход: В 1943 году было зарегистрировано 19 авиастроительных самостоятельных компаний со своими КБ, производствами, на сегодняшний день их 17 и все работают на "полную катушку" - государственные и частные заказы... Попытка "эффективных менеджеров", от авиастороения, объединить их в одну корпорацию, в 1942 году, была решительно и жестко пресечена Президентом Страны Ф.Д Рузвельтом со словами:" Эта Корпорация, в будущем, "тихая гавань" и "сытная кормушка" для безмозглых "протеже" и авантюристов, и удачная конструкция для безболезненного "распила" военного бюджета Страны, с мизерным "выходом в свет" новых самолётов, что не позволительно для великой Америки..." А, мы, "смогли" создать ПАО «Объединённая авиастрои́тельная корпора́ция» (ОАК)...
  3. -5
    16 октября 2024 07:51
    Становится страшно за бюджет матрасоленда))) такого не выдержит даже он.
    1. +8
      16 октября 2024 08:58
      Цитата: ТермиНахТер
      Становится страшно за бюджет матрасоленда))) такого не выдержит даже он.

      Не считайте чужие деньги. Они сколько надо ,столько и напечатают. Поэтому их бюджет выдержит всё.
      1. -5
        16 октября 2024 12:33
        Даже они уже поняли, что печатать до бесконечности нельзя. И сейчас ищут выход из тупика, в который сами себя загнали. И у них проблемы не только с авиацией. Война, за вторую "вирджинию" на 2025 продолжается. Хотя год уже скоро начнется.
    2. 0
      16 октября 2024 20:37
      Выпейте коньяку. Коньяк притупляет чувство страха
      1. 0
        16 октября 2024 22:25
        Алкоголь притупляет страх, но не делает умнее.
    3. 0
      20 января 2025 06:21
      Поддержу. Есть подозрение, что "боливар" в таком темпе, расходов не сдюжит.
      1. +1
        20 января 2025 09:21
        Думаю, что "боливар" - это уже и сам понимает)))
  4. +7
    16 октября 2024 08:10
    Судя по хвостам и крыльям, Bell Boeing V-22 Osprey приговорили к отставке. Интересный и главное – реализованный проект конвертоплана, почти 20 лет исправно таскавший на себе американских морпехов и спецназовцев в разных точках земного шара, не то чтобы надоел – откровенно достал сложностью эксплуатации и дороговизной. Ну а надежность V-22 Osprey – это вообще была отдельная тема, еще старина Джон Маккейн говорил, что «Оспри» просто шикарно смотрится, когда не стоит в ремонте.

    Пока автор рассуждает об устарелости Оспрея , рядом на ВО стоит статья о том, что китайцы готовят свой аналог американского конвертоплана. Одни критикуют, другие делают :((
    1. +2
      16 октября 2024 09:32
      Помнится, после одного крушения с гибелью морпехов на борту, люди в больших чинах яростно махали руками, мол, всё! Ан нет, чуть погодя, продолжили. Значит, не считают тупиком.
      1. 0
        16 октября 2024 22:29
        "Не тупиков" была масса - Ф - 104, например. Куча трупов и ничего - летал.Правда в основном у союзников.
    2. +2
      16 октября 2024 22:27
      Кто вам сказал, что китайцы "оспрея" скопируют? Не говоря уже о том, что это только эскиз. Каким будет готовое изделие можно только догадываться.
      1. 0
        16 октября 2024 22:55
        Я не писал, что скопируют.
  5. +3
    16 октября 2024 08:50
    Интересно направления в развитии конвертопланов.Теперь уже стелс и более высокие скорости.
  6. +4
    16 октября 2024 08:57
    Нас совсем недавно на ВО с анализом и выкладками убеждали, что СВВП это бяка. А вот американцы... - они тупые...
    1. -3
      16 октября 2024 12:31
      Там про боевые самолёты было, про истребители и бомбардировщики всякие
      1. +3
        16 октября 2024 13:06
        Да те же проблемы - дальность и грузоподъемность в зависимости от способа взлета.
        1. -2
          16 октября 2024 13:13
          Так тут речь о более продвинутых и скоростных версиях вертолетов для десанта. А у вертолетов с дальностью и скорость всё довольно скромно. Тут заход с другой стороны, так сказать, не сделать истребитель взлетающим вертикально, а сделать вертолет скоростным и малозаметным.
          1. +2
            16 октября 2024 13:33
            Цитата: alexoff
            Так тут речь о более продвинутых и скоростных версиях вертолетов

            Не так узко - речь идет о продвинутых по дальности и грузоподъемности скоростных ЛА вертикального/укороченного взлета/посадки
            1. 0
              17 октября 2024 01:38
              Вы так говорите, будто бы этих
              Цитата: mark1
              ЛА вертикального/укороченного взлета/посадки

              много всяких разных есть. Вертолеты и целый один конвертоплан. Или о чем вы?
  7. +7
    16 октября 2024 09:21
    Ох и воды налил, как в моем дипломе прям)

    Единственны важный вопрос: как и чем приводятся подъемные вентиляторы, не освещен..
    1. +3
      16 октября 2024 22:05
      Единственны важный вопрос

      Так ответ на этот вопрос сразу приземляет полёт фантазии . Вентиляторы такого небольшого диаметра будут вдрызг проигрывать при работе "на упор" винту конвертоплана , сжирая топливо как свинья помои . А в горизонтальном полёте будут мёртвым балластом . Даже из школьной физики тяга при висении равна секундной массе воздуха на скорость , с которой он отбрасывается . А если вспомните , что потребная энергия - это знаменитое ЭМ ВЭ квадрат пополам , то выгодней с точки зрения экономии горючки отбрасывать как можно большую массу с как можно меньшей скоростью .
      1. +2
        16 октября 2024 22:17
        то выгодней с точки зрения экономии горючки отбрасывать как можно большую массу с как можно меньшей скоростью .
        Совершенно верно. Именно поэтому несущий ротор вертолёта имеет такой большой диаметр.
      2. 0
        16 октября 2024 22:31
        Вот - вот, "Оспрей" был попыткой выйти из этого замкнутого круга. Пока не очень удачной.
        1. 0
          20 января 2025 06:26
          А по мне, вполне не плохая попытка. На смену кажется два проекта имеют!
          1. 0
            20 января 2025 09:20
            Проектов может быть и 22, пилять бюджеты матрасные фирмачи научились на высочайшем уровне. Примеров несть числа. При чем, технология "развода лохов" вышла на принципиально новый уровень.
            1. 0
              Вчера, 11:19
              Однако идут вперёд! Не без "распила" естественно, но технологически и не только растут!
              1. 0
                Вчера, 11:53
                Они, пока что, никуда не идут. Это все еще картинки. Когда оно дойдет до железа и дойдет ли? Еще большой вопрос.
  8. -3
    16 октября 2024 09:25
    Крышки. Опять крышки.
    Прошлый век.
    Два вентилятора с изменяемым углом лопасти. Лопасть прямая. В верхней/нижней плоскости. При положении 90⁰ относительно оси вентилятора лопасти смыкаются и перекрывают канал воздуховода.
    Хочеш крышка хочеш вентилятор. Сверху и снизу.
    Решает проблему перехода из одного режима полета в другой.
    1. +4
      16 октября 2024 10:27
      Причём лопасти настолько XXI века, что в сложенном состоянии в точности повторяют сложную форму наружной поверхности крыла, а в рабочем обеспечивают максимальную тягу. Привет нанотехнологиям hi
      1. -4
        16 октября 2024 10:51
        Для крыла будет достаточно плоскости. Ну а форма как лопастей вентилятора пусть будет неидеальной. Сколько там составят потери?
        1. 0
          16 октября 2024 15:19
          столько , что просто не полетит
          1. -1
            16 октября 2024 17:32
            Ну ну. Свежо предание а верить или нет нужно решать на основе конкретных цифр.
            Раз уж Вы так категорично утверждаете то будте добры. Докажите. А то голословные утверждения как бы.
    2. -4
      16 октября 2024 12:45
      Что-то я сразу грендайзера вспомнил, там такие же технологии были 23 века lol
  9. 0
    16 октября 2024 10:25
    Мысль инженера: на мой взгляд основой для транспортной платформы вертикального взлёта и посадки существенно превосходящей вертолёт могла бы стать помесь квадрокоптера и тейлситтера (БПЛА, опционально пилотируемого, пилотироемого). Представьте: вертикальный коптерный взлёт, набор высоты и скорости, далее аппарат ложится на крыло и производится полёт по самолётному с приемлемой дальностью и скоростью. При посадке - обратная последовательность. И всё это без сложных,тяжёлых, местами ненадёжных поворотных механизмов и трансмиссий. Технические проблемы наверняка будут, но на мой взгляд они вполне решаемы в первую очередь путём автоматизации управления. Есть конструктивные возражения?
    1. 0
      16 октября 2024 10:44
      Цитата: Дмитрий22
      Представьте: вертикальный коптерный взлёт, набор высоты и скорости, далее аппарат ложится на крыло и производится полёт по самолётному с приемлемой дальностью и скоростью. При посадке - обратная последовательность. Есть конструктивные возражения?

      Такое годится только для БПЛА, иначе пилотам придётся взлетать и садиться лёжа на спине, как космонавтам.
      1. 0
        16 октября 2024 11:50
        Поворотная кабина, управление fly-by-wire поворотные роторы намного сложнее.
        1. +1
          16 октября 2024 12:12
          Цитата: Дмитрий22
          Поворотная кабина.

          Из кабины всем остальным по вайфаю управлять хотите, или шлейфы тянуть будете ?
          1. -1
            16 октября 2024 12:20
            Ну вы же в курсе что сейчас практически ВСЕ современные самолёты (и не только) проектируются под fly-by-wire? И шлейфа по большому счёту достаточно одного - управления по цифре + питание оборудования кабины пилотов (упрощённо). Вращаться на 360 град кабине нет необходимости, максимум 90 и то не факт. Все технические возможности на данный момент имеются.
            1. 0
              16 октября 2024 12:33
              Цитата: Дмитрий22
              Ну вы же в курсе что сейчас практически ВСЕ современные самолёты (и не только) проектируются под fly-by-wire? И шлейфа по большому счёту достаточно одного

              Надеюсь, Вы знаете, что "fly-by-wire" - означает
              Электродистанционная система управления (ЭДСУ, англ. Fly-by-Wire) — система управления летательным аппаратом, обеспечивающая передачу управляющих сигналов от органов управления в кабине экипажа (например, от ручки управления самолётом, педалей руля направления) к исполнительным приводам аэродинамических поверхностей (рулей и взлётно-посадочной механизации крыла) в виде электрических сигналов.

              Т.е. - по проводам, а не по ЭМ-волнам. И даже если Вы соберёте всё в один толстый шлейф, останется проблема - Вы кабину отдельной гондолой собираетесь подвешивать, или внутрь фюзеляжа прятать ? В последнем случае возникает много вопросов к компактности всей этой машинерии.
              1. +1
                16 октября 2024 15:14
                Я прекрасно понимаю то о чем пишу. В данный момент рассматривается не конкретные технические решения (они могут быть разными), а концептуальная модель. По поводу шлейфов - вы представляете что такое кабель-цепь (для примера)? Так вот кабеля проложенные в ней могут совершать по несколько движений в секунду. В нашем случае требуется несколько движений в сутки. И таки просьба - не приписывайте мне свои заблуждения - ни про какие волны я не обмолвился ни разу, но являясь инженером КИП и А с очень приличным стажем, я очень хорошо представляю как управлять любой железякой не касаясь её руками...
                1. 0
                  16 октября 2024 16:02
                  Цитата: Дмитрий22
                  В данный момент рассматривается не конкретные технические решения (они могут быть разными), а концептуальная модель.

                  Вот по поводу этой концептуальной модели я и написал, что ей придётся столкнуться с проблемой технического решения подвижной кабины, если рассматривать пилотируемый вариант. Вполне конструктивно, на мой взгляд. Можно конечно, рассмотреть и вариант поворотных кресел, но это уже экзотика.
                  Вашу компетентность не оспариваю, успокойтесь.
                  1. +1
                    16 октября 2024 16:27
                    10 лет назад многое из обыденного было экзотикой..
                    1. +1
                      16 октября 2024 20:08
                      Цитата: Дмитрий22
                      10 лет назад многое из обыденного было экзотикой..

                      Проблема этой моддели не в экзотичности, или непривычной новизне.
                      Кроме подвижного положения пилотов, в модели крупных размеров есть ещё одна сложность - это неудобство снаряжения внешней подвески аппарата, если таковая понадобится, и его обслуживания на земле . Для всего этого потребуется отдельная инфраструктура, чтобы добираться до его верхнего этажа. Необходимость такой инфраструтуры обнуляет его достоинства, заключающиеся в неприхотливости взлётно-посадочных условий. Для небольших аппаратов эта проблема не так актуальна. Получается, что ему уготована узкая ниша БПЛА.
        2. 0
          16 октября 2024 20:52
          И грузовой отсек тоже поворотный? И как производить загрузку, если аппарат на попа стоит ?
    2. +1
      16 октября 2024 19:43
      СВВП- тейлситеры уже были, от них отказались. Квадрокоптер для взлета и посадки не нужен, более того- в полете по самолетному это далеко не самая оптимальная схема. Выгоды квадрокоптера проявляются к тому же в первую очередь при использовании электропривода- его движение регулируется только скоростью винтов, можно применить чисто электронное управление безо всякой механики.
    3. kpd
      0
      20 декабря 2024 23:31
      Было это уже, американцы и французы пробовали, винт достаточный для взлета начинает мешать при горизонтальном полёте, слишком он уж крупный выходит. Есть проблемы с обзором из кабины и большие проблемы с управляемостью на переходных режимах - висение-полёт и полёт-висение. Но главное военных не устроил малый прирост скорости.
  10. +1
    16 октября 2024 10:39
    Роман, переведите на русский, пожалуйста, "смешное крыло".

    И запишите себе на будущее: "вертикального стабилизатора" не бывает — у нас он называется КИЛЬ.
    Есть вертикальное оперение, горизонтальное оперение — оно же стабилизатор, и V- или U-, как Вы написали, ОПЕРЕНИЕ. В данном конкретном случае U- — это разновидность оперения с концевыми шайбами, только стабилизатор в шайбу переходит по радиусу, и части шайбы ниже стабилизатора нет. А V-оперение — это комбинированные органы, "килестабилизаторы", ни туда и ни сюда и в то же время "и вашим и нашим". Иногда очень трудно по одному внешнему виду различить: это кили с развалом наружу или V-образное оперение?
  11. +1
    16 октября 2024 14:46
    Почти всегда новые идеи и попытки их реализовать встречали критику. Но, как говорится.... " глаза боятся, руки делают". Возможно не сейчас, возможно позже, все это появится. Маск с пятого раза посадил обратно огромную ступень на космодром при наличии множества скептиков Нам тоже надо включаться в работы или исследования, чтобы не опоздать. Имхо.
  12. +2
    16 октября 2024 16:18
    Высокоскоростной грузовой самолет большой дальности, не зависящий от взлетно-посадочной полосы и обладающий высокой живучестью, с экипажем или без экипажа, легко может стать частью этой будущей системы
    Фантазии. "Высокоскоростной грузовой самолет большой дальности" - это крупное транспортное средство с большим запасом топлива, т.е весьма тяжелое в принципе, с соотношением тяга/ взлетный вес сильно меньше 0,3. Чтобы сделать его "не зависящим от взлетно-посадочной полосы" нужны просто огромные по площади лопасти (либо намного более мощные и, соответственно, тяжелые двигатели), что сильно скажется на весе конструкции и на массе полезной нагрузки. На выходе получится каракатица, сильно уступающая грузовым самолетам.
    Просто не нужно склеивать функции стратегического и тактического снабжения. Это для тактического снабжения нужны малозаметность, компактность, быстрота и посадка где угодно, потому что противник близко, но и дальность там невелика.
    1. +1
      16 октября 2024 19:47
      Конвертоплан Оспрей и американский палубный транспортный С-2 Грейхаунд имеют практически одинаковые летные характеристики. Более того- у Оспрея кабина больше.
  13. +1
    16 октября 2024 17:35
    С заявленной в статье масштабируемостью аппарата с грузоподъёмностью ~200-300 кг на ВТА средней и большой грузоподъёмности есть большие проблемы. Ибо есть фундаментальное свойство масштабирования: при линейном увеличении размеров предмета, его площадь растет в квадрате, а объём и масса в кубе. Посему то, что восхитительно и экономично летает в виде макета/демонстратора, совсем не так здорово и экономично летает в полном (большом) размере.
  14. 0
    16 октября 2024 19:55
    ПАК ДА - где? Или сейчас расскажут, что хитрые американцы опять напоили сторожа на складе, сфоткали всю документацию и...родился проект Аврора
  15. 0
    16 октября 2024 20:18
    Статья интересная и познавательная. На этот раз Роман расстарался. Молодец.