Прогресс семейства БЭК «Визир»

11
Прогресс семейства БЭК «Визир»
Один из катеров семейства «Визир»


Российская оборонная промышленность активно работает над созданием безэкипажных катеров различного назначения, и результаты не заставляют себя ждать. Наиболее успешные образцы уже дошли до испытаний и готовятся к серийному производству. Недавно на эту стадию вышел новый вариант БЭК «Визир», предназначенный для решения широкого круга задач.



Последние успехи


Разработкой катера «Визир» и его модификаций занимается военно-промышленный холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод». Предприятие регулярно показывает свои БЭК на выставках, а также отчитывается о проведенных мероприятиях и достигнутых успехах.

10 октября РИА Новости опубликовало заявление управляющего директора КМЗ Михаила Даниленко. Он в очередной раз отчитался о ходе проекта «Визир» и его текущих достижениях. По словам руководителя предприятия, проект успешно развивается и выходит на новый уровень.

М. Даниленко рассказал о завершении испытаний тяжёлой многоразовой модификации БЭК «Визир». Мероприятия прошли успешно. Катер показал свою способность перевозить грузы и людей, вести патрулирование и разведку, оказывать огневую поддержку и т.д.

Сейчас завод-разработчик готовится к запуску серийного производства. ВПХ КМЗ уже имеет необходимые площади, и сейчас стоит задача установить соответствующее оборудование и набрать квалифицированный персонал.


Как скоро удастся запустить серийное производство, пока не сообщается. М. Даниленко упоминает заказчика, который предъявлял требования к новому катеру, но не уточняет, какая именно организация выступает в этой роли. По понятным причинам, также остаются неизвестными объемы будущего производства, сроки поставки техники и другие детали.

Следует отметить, что КМЗ предстоит подготовить значительные производственные мощности. В конце сентября руководство холдинга сообщило о достижении договоренности с другими отечественными разработчиками БЭК. Они договорились о создании единой промышленной площадки для производства такой техники. Её планируют организовать в следующем году на базе Кингисеппского машиностроительного завода.

Семейство катеров


ВПХ КМЗ начал разработку БЭК серии «Визир» несколько лет назад. Проект создавался в сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. Также к разработке были привлечены другие организации, выступающие в качестве поставщиков компонентов и оборудования.

Катер «Визир» впервые показали специалистам и публике на военно-техническом форуме «Армия-2022». Этот прототип выполнили на основе универсальной безэкипажной платформы и оснастили гидрографической аппаратурой для проведения исследований.

Разработчики сообщали, что новый БЭК может нести различные полезные нагрузки для решения тех или иных задач. В частности, на выставках показывали катер с боевым модулем, который способен вести патрулирование, а также искать и атаковать надводные цели. Были озвучены планы по созданию катера-камикадзе.


В ноябре 2023 г. стало известно, что министерство обороны заказало у КМЗ партию из 10 одноразовых катеров семейства «Визир». До конца года их планировалось доставить в зону проведения Спецоперации для проведения испытаний на базе одной из частей. В случае успешного завершения этих испытаний, предприятие-изготовитель было готово приступить к серийному производству.

Согласно последним новостям, параллельно велись работы над многоразовым БЭК тяжёлого класса, который мог бы решать широкий спектр задач. На данный момент этот проект достиг стадии строительства и испытаний опытной техники. Прототип или прототипы подтвердили расчетные характеристики, и КМЗ готовится к наращиванию производственных мощностей в ожидании официального заказа.

Технический облик


В семейство под общим названием «Визир» входит несколько проектов БЭК схожего облика и с разными возможностями. Во всех случаях речь идёт о дистанционно управляемом катере-платформе, на который устанавливается требуемая нагрузка или оборудование. Конфигурация БЭК в целом определяется заказчиком.

Базовой платформой для «Визира» стал коммерческий катер РК-700М / «03080» / «Сапфир», разработанный и производимый холдингом КМЗ. Многоцелевой гражданский катер лишился части оснащения и получил новые приборы, в результате чего стал универсальной безэкипажной платформой.

Доработанный «Сапфир» или «Визир» имеет корпус, изготовленный из композитного материала на основе пластика и металлических волокон. Он имеет традиционные обводы, характерные для скоростных катеров. Общая длина корпуса составляет около 7,5 м, а ширина — 2,4 м. В зависимости от конфигурации, водоизмещение БЭК может достигать 2 т. Полезная нагрузка — до 600 кг.


Силовая установка включает дизельный двигатель и кормовой водомёт Максимальная скорость катера составляет 45 узлов. Дальность хода пока неизвестна, однако сообщается, что радиус действия комплекса составляет 120 морских миль.

В проектах серии «Визир» используются информационно-управляющая система и система технического зрения «Мурена», разработанные холдингом КМЗ. Также имеются приборы навигации, средства связи и другое необходимое оборудование. Основная часть радиоэлектронного оборудования размещена внутри корпуса катера, а для антенн предусмотрена А-образная мачта.

БЭК «Визир» имеют несколько режимов работы. Они могут работать в режиме дистанционного управления. Также катер способен двигаться по заранее заложенному маршруту и автоматически применять полезную нагрузку. При этом он может реагировать на некоторые изменения окружающей обстановки.

В последних новостях упоминается многоцелевой БЭК, который может перевозить грузы или выполнять боевые задачи. Очевидно, что транспортировка грузов не требует дополнительного оснащения. Необходимое имущество или люди, включая раненых, могут размещаться прямо на палубе катера.

Многоцелевой катер оснащен гиростабилизированной платформой для монтажа различных нагрузок. Это площадка небольшого размера, предназначенная для установки чувствительного оборудования различного назначения. В первую очередь, это могут быть оптические системы и другие средства обнаружения.


Катер-камикадзе «Одуванчик»

Многоцелевой вариант «Визира» также должен нести боевой модуль. Тип такого модуля, использованного в новом проекте, пока не назван. Очевидно, что этот модуль имеет оптико-электронные средства для поиска целей и управления огнем. Его могут вооружить пулеметом нормального или крупного калибра. Кроме того, в КМЗ упоминали возможность оснащения нового БЭК ракетами разных типов.

Одноразовый катер-камикадзе, по всей видимости, имеет более простое оснащение. На нем присутствуют средства управления и поиска целей, а также боевая часть. Безэкипажная платформа может взять на борт до 500-600 кг взрывчатого вещества. По воздействию на цель такой БЭК должен быть похож на некоторые современные ракеты и торпеды.

На пути к эксплуатации


Таким образом, семейство безэкипажных катеров «Визир» от ВПХ «Кингисеппский машиностроительный завод» продолжает развиваться. Появляются новые образцы техники на унифицированной базе, а затем их проводят через все необходимые проверки и пытаются довести до серии.

Как минимум, одна модификация «Визира» уже прошла испытания в зоне проведения Спецоперации. Можно ожидать, что и следующие отправят туда для дополнительных проверок. Вероятно, эти мероприятия тоже пройдут успешно и покажут потенциал современных образцов. Кроме того, новые катера, еще до официального принятия на вооружение, смогут поспособствовать достижению поставленных целей.
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 октября 2024 06:30
    "Визир" не плохо смотрится, над ним поработали профессиональные дизайнеры. Но он в основном для для защиты бухт, морских баз от ударных БЭК. А вот как ударный БЭК ближе "Одуванчик", как камикадзе, и то размеры желательно уменьшить. Оптимально до 500-600мм толщина корпуса и длина до 8-10 метров.
    То есть в размерах торпеды но с лодочными обводами. Боевой заряд 300-500 кг. И цена должна быть приемлемая чтобы клепать их сотнями в неделю и тысячами в месяц.
    Они не только для Чёрного моря но пригодятся и для Балтики и других флотов ВМФ. soldier
    1. +2
      15 октября 2024 07:02
      Цитата: Солдатов В.
      Они не только для Чёрного моря но пригодятся и для Балтики и других флотов ВМФ.

      А пока хорошо бы их на разрушении портовой инфраструктуры б\У испытать как следует . И по судам снабжающим ВСУ .
    2. -1
      15 октября 2024 08:15
      Цитата: Солдатов В.
      Они не только для Чёрного моря, но пригодятся и для Балтики, и других флотов ВМФ...

      ...и (возможно) для врагов наших врагов... belay
      Чтобы не лезли в наше Восточное полушарие... yes
    3. +2
      15 октября 2024 10:07
      У БЭКа всего 2 задачи: 1 - уничтожение надводных объектов противника (применительно к СВО - уничтожение судов с оружием и б/п в портах противника) и 2 - уничтожение аналогичных БЭК противника. По размерам, массе и особенностям конструкции данный "Визир" для обеих задач абсолютно избыточен. По отношению к судам БЭК должен быть аналогичен торпеде (пусть и надводной), а по отношению к БЭК противника в море - зенитной ракете (по принципу "хит-ту-килл"). Моё мнение - деньги потрачены зря и вряд ли мы данное "вундерваффе" увидим на море...
      1. -1
        15 октября 2024 10:22
        Для военных целей нужно всегда опытный образец испытать в опытно боевом применении. Даже на своём полигоне хотя бы. И сразу станет ясно насколько он пригоден и по возможностям и по цене.
    4. 0
      15 октября 2024 13:03
      "Визир" не плохо смотрится, над ним поработали профессиональные дизайнеры. Но он в основном для для защиты бухт, морских баз от ударных БЭК. А вот как ударный БЭК ближе "Одуванчик", как камикадзе, и то размеры желательно уменьшить. Оптимально до 500-600мм толщина корпуса и длина до 8-10 метров.

      Всё это хорошо. Только долго и, не просто долго, а очень долго чухаются. И война закончится.
  2. 0
    15 октября 2024 08:12
    Российская оборонная промышленность активно работает над созданием безэкипажных катеров различного назначения

    Да, хреновая активность у российской оборонной промышленности.
    В ноябре 2023 г. стало известно, что министерство обороны заказало у КМЗ партию из 10 одноразовых катеров семейства «Визир».

    Ещё в мае было:
    В России создан и успешно применен морской беспилотный катер-камикадзе.

    А что мы видим в конце года?
    Можно ожидать, что и следующие отправят туда для дополнительных проверок. Вероятно, эти мероприятия тоже пройдут успешно и покажут потенциал современных образцов.

    Такое впечатление, что наши «промышленники» решили, что российский бюджет бездонный, а война будет длиться вечно...
    1. 0
      15 октября 2024 08:56
      Справедливости ради ,надо отметить ,что радиоуправляемые аппараты разрабатывались еще перед ВОВ. Проблемы создать платформу для действий в любой среде не проблема. Проблема организовать канал связи, работающий на большое расстояние, не подверженный глушению, передающий необходимую информацию, как правило потоковое видео в режиме он-лайн.
      На Украине используют для этого старлинк.В США тоже пользуются спутниковыми системами связи.А что у нас?
      Если не будет связи, будем помнить телеуправляемую танкетку Тухачевского наравне с одуванчиком или визиром.
      1. 0
        15 октября 2024 12:41
        У нас точно есть спутниковый интернет, у меня на даче есть, наверно и на катер можно поставить. А ещё на коптеры ставят оптоволокно 20 км, на катер наверное можно все 200 км поставить, хватит до Одессы доплыть. Было бы желание выполнить боевую задачу, а не распилить очередной бюджет
  3. 0
    15 октября 2024 11:03
    Для этого БЭК есть много работы...
    ______________________________________
  4. 0
    15 октября 2024 12:20
    В 2024 году оружие хорошо показывает себя на видео применения, а рассказы про эволюцию выставочных образцов стоило бы оставить в 2021, где остались всякие ураны, маркеры, задиры и прочие не имеющие аналогов