Экспедиция к предкам. Любознательные подданные Российской империи, сфинксы у моста и «египетский чугун»

89
Экспедиция к предкам. Любознательные подданные Российской империи, сфинксы у моста и «египетский чугун»
Крушение Египетского моста. Фото К.К. Булла. Российская национальная библиотека


И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.
Книга Бытие, 41:57




Петербург и… древний Египет. А было так, что не так давно в ходе общения с читателями «ВО» мне удалось выяснить, что многим из них даже и невдомек, какой большой вклад внесли именно наши дореволюционные ученые в мировую науку. По их мнению, только после 1917 года в нашей стране ученые и инженеры только и появились. А ведь то, что они появились и сразу в большом количестве, как раз и говорит о том, что стояли на плечах у гигантов, что им было у кого учиться и перенимать знания на самом высоком уровне. А раз так, то, получается, что у нас есть смысл об этих ученых рассказать.

Ну а начать следует, конечно же, с исторической науки и в первую очередь – египтологии, поскольку на страницах сайта ВО мы уже рассказывали о том, как наши далекие предки, движимые любознательностью и желанием увидеть далекие земли, отправлялись в далекий Египет за знаниями об этой стране. Это были «пешеходцы» (так тогда называли у нас путешественников), а также послы и купцы, которые побывали в Египте ещё во времена Ивана Грозного, Петра I и в начале XIX века. Это были очень смелые, хотя и не всегда достаточно образованные люди, которые тем не менее отваживались на трудные и опасные путешествия в далекие и неведомые страны. Но именно они были теми пионерами, которые заложили основы изучения в России страны пирамид и её древней и самобытной культуры. Сегодня мы продолжим этот рассказ, взяв за отправную точку начало XIX века.

Понятно, что в то время ещё не умели читать иероглифы, и письменные памятники Египта для путешественников и учёных как бы и не существовали. Тут надо поблагодарить Наполеона, отправившегося завоевывать Египет, и Шампольона, благодаря открытиям которого дар речи обрели тысячи папирусов и надписей, сделанных на обелисках, стенах храмов и гробниц, интерес к стране пирамид вспыхнул в России с новой силой. И тотчас же в Египет устремилась целая плеяда российских путешественников и учёных.

Некоторые из них оставили нам интересные путевые записи и дневники. Другие приобрели для российских музеев ценнейшие папирусы и первоклассные коллекции древностей. Третьи сделали ряд важных открытий, обогативших мировую египтологию. С этими людьми понемногу и будем знакомиться.

Интересно, что кто только не интересовался в России в двадцатых-тридцатых годах XIX века историей и культурой древнего Египта! Среди архивных документов сохранились многостраничные записки декабристов Н. М. Муравьева и П. И. Борисова, посвященные древнему Египту. То есть самобытная культура древних египтян, как оказалось, занимала умы самых передовых людей тогдашнего русского общества.

Два года провел на Ближнем Востоке выдающийся русский востоковед О. И. Сенковский. Вскоре туда же выехал талантливый ученик Сенковского А. Н. Гусев. Три года он прожил на Востоке и погиб в Каире, заразившись чумой. Столь же трагически оборвалась жизнь и ещё одного одаренного востоковеда, помощника Сенковского — В. Ф. Диттеля. Этот 32-летний ученый умер от холеры, также три года проработав в Египте и на Ближнем Востоке.

Много писал о египетском языке и письменности известный русский дипломат И. А. Гульянов. Свой содержательный труд посвятил Шампольону, с которым был лично знаком, и другой русский дипломат и литератор С. О. Коссаковский. Ряд путевых очерков и этнографических набросков о Востоке оставил военный инженер российской императорской армии М. А. Тамазов, путешествовавший по Египту и Месопотамии.

Интересно отметить, что о работах Шампольона (Жизнь, отданная иероглифам. Жан-Франсуа Шампольон) в научных кругах России любознательные россияне сумели узнать ещё до того, как они были изданы. Заказы на книгу Шампольона «Очерки иероглифической системы» поступали из России, когда эта книга только-только печаталась.

Вопросы дешифровки иероглифов оживленно обсуждались и в русской периодической печати, вот даже как. Например, в восьми номерах журнала «Сын Отечества» за 1824 год были подробно описаны и открытия Шампольона, и его теория прочтения иероглифов. Причем писала о них даже провинциальная пресса.

Крупнейшие русские ученые по достоинству оценили значение научного подвига Шампольона. 10 января 1827 года Петербургская Академия наук избрала его своим почетным членом. Это произошло более чем за два года до того, как Шампольон был избран членом французской Академии надписей и изящной словесности. То есть у нас в стране его сумели оценить по достоинству даже раньше, чем в своем отечестве. Впрочем, почему так, понятно – у себя «под боком» всегда бывает слишком много недоброжелателей и откровенных завистников. А где-то там «далеко» таковых, разумеется, меньше, а объективности больше.

К описаниям Египта, сделанным русскими путешественниками в это время, постепенно стали прибавляться и первые оригинальные исследования египетской культуры. Так, в 1818 году в Москве молодой ученый Петр Уланов защитил диссертацию под названием «Рассуждения об отличительных свойствах памятников египетских».

Замечательные творения древнеегипетских мастеров привлекли к себе внимание не только путешественников, литераторов и исследователей, но и российских архитекторов, художников и скульпторов. Которые начали пытаться творчески переосмыслить выдающиеся достижения древних египтян в изобразительном искусстве. Так на русской почве появились гордые, устремленные ввысь обелиски, ставшие памятниками важным историческим событиям; башни-пилоны, придающие входу величественный вид; замысловатые египетские иероглифы и причудливые рисунки стали использовать в качестве орнамента, и даже загадочные сфинксы в виде львов с человеческой головой, призванные поразить воображение зрителя, и те появились на нашей земле. И это было не слепое подражание старине, а оригинальные и вдохновенные творения мастеров, отдающих заслуженную дань уважения вновь открытой археологами цивилизации. Во многих русских городах и усадьбах появляются здания и памятники, несущие на себе печать древнеегипетского искусства. Входит в моду мебель, выполненная в египетском стиле — с ножками, спинками, ручками, подлокотниками в виде фантастических существ из египетской мифологии. Появляется декоративная посуда, украшенная древнеегипетскими изображениями.


Косметическая ложечка в форме плывущей девушки. Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Особенно богатым всевозможными памятниками в египетском стиле оказался в России город Санкт-Петербург, что, впрочем, совсем неудивительно, ведь этот город был в то время столицей Российской империи.

Напротив «Медного всадника», на другой стороне Невы, среди тенистых деревьев Соловьевского сада на красивом пьедестале стоит четырнадцатиметровый обелиск из серого гранита. Он увенчан сферой с сидящим на ней орлом. Этот обелиск, получивший название Кагульского, был воздвигнут в честь побед, одержанных русскими войсками над турками в 1768—1774 годах под предводительством фельдмаршала Румянцева. Сначала этот обелиск поставили на Царицыном лугу (Марсовом поле), но потом перенесли на Васильевский остров.


В. Л. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (на фоне Кагульского обелиска). 1800—1810-е года, Государственный Русский музей

С Васильевского острова следует отправиться на набережную Фонтанки. Здесь-то и был в 1825 году построен красивый висячий мост, называвшийся Египетским.

Вся поверхность его мощных колонн была покрыта египетским орнаментом и иероглифами. Мост висел на чугунных цепях, которые были закреплены на берегу в больших гранитных глыбах-устоях. Интерес этот мост вызвал немалый, потому что древнеегипетские архитектурные формы были до этого совершенно неизвестны петербуржцам. Все чугунные части моста вместе с египетскими украшениями и сфинксами были отлиты по проекту талантливого русского скульптора П. П. Соколова. Это он изваял и отлил «Девушку с кувшином» (другие названия — «Молочница», «Царскосельская статуя», «Перетта») — фигуру для фонтана в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге (автор проекта — Августин Бетанкур). Считается, что эта скульптура представляет собой не только вершину творчества Павла Соколова, но и принадлежит к числу самых прекрасных творений русской садово-парковой скульптуры.


Вот эта скульптура


Египетский мост вскоре после постройки. Фотография того времени

Вот только сам Египетский мост оказался, увы, недолговечным. Он простоял всего 80 лет и в 1905 году рухнул, когда по нему проходила кавалерийская часть. Для расследования причин разрушения моста была создана специальная комиссия Городской думы. Как выяснилось, причиной аварии явилась раковина в металле одной из цепей. Разрушенный мост разобрали и немного поодаль построили деревянный, который простоял до 1956 года. Заново спроектированный и построенный мост ввели в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а деревянную временную переправу разобрали. 24 февраля 1989 года на мосту случилась еще одна авария: в одного из сфинксов врезался автомобиль, и от этого удара он упал в Фонтанку. Но потом сфинкса из воды достали и восстановили.

Наверное, каждый, кто приезжает в бывшую столицу империи, считает своим долгом посетить город Пушкин. Любят наезжать сюда по выходным дням и жители города.

«Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет»
,—
писал А.С.Пушкин.

Осмотрев прекрасные дворцы и места, связанные с пребыванием Пушкина-лицеиста, люди обычно идут в парк. И неожиданно в конце одной из аллей перед их глазами предстают самые настоящие египетские башни-пилоны. На плоской поверхности их стен видны египетские изображения и иероглифы…

Что это за рельефы? Может быть, они привезены из Египта? Но тогда, на радость конспирологам, получается, что египтяне знали чугун и умели из него делать отливки?


Египетские ворота в начале XX века


Египетские ворота осенью, в дождливую погоду…

Но нет, отлили их из чугуна в самом Петербурге. Египетские или Кузьминские ворота были построены в 1829 году. А автором их оригинальных изображений был известный скульптор В. И. Демут-Малиновский. Барельефы его работы украшают скульптуру Петра I перед Инженерным замком и многие другие памятники в «Северной Пальмире». Но есть в Санкт-Петербурге и подлинные монументальные творения египетских мастеров. Но о них мы расскажем в следующий раз.

Продолжение следует…
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 октября 2024 20:24
    Вот!Вот эта настоящая статья о Петербурге!Которую читать и интересно,и познавательно!Не в пример более поздней статьи другого автора.Впрочем не стоит о грустном в этот первый день настоящей работы сайта после злодейской атаки неизвестных лиц.Вячеслав Олегович с Юбилеем Вас, уважаемый! hi
    1. +7
      26 октября 2024 07:11
      Цитата: АрхиФил
      с Юбилеем Вас,

      Спасибо! Очень приятно, что вспомнили. Вообще-то это грустная немного дата, но... был повод вкусно поесть. Попить...Мне даже тушенку из мяса бобра достали и с стал лучше понимать индейцев! А настоящий немецкий рислинг имел точно такой же вкус, как рислинг в Анапе в 1969 году!
      1. +1
        26 октября 2024 23:22
        "Напротив «Медного всадника», на другой стороне Невы, среди тенистых деревьев Соловьевского сада на красивом пьедестале стоит четырнадцатиметровый обелиск из серого гранита. Он увенчан сферой с сидящим на ней орлом. Этот обелиск, получивший название Кагульского, был воздвигнут в честь побед, одержанных русскими войсками над турками в 1768—1774 годах под предводительством фельдмаршала Румянцева. Сначала этот обелиск поставили на Царицыном лугу (Марсовом поле), но потом перенесли на Васильевский остров."

        Ошибка на ошибке.
        Из нелюбимой Вики, которая специально предостерегает
        Румянцевский обелиск
        Не следует путать с Кагульским (Румянцевским) обелиском в Царском Селе.[/i]
        Румянцевский обелиск

        Автор проекта В. Бренна
        Дата основания 1799
        Строительство 1798—1799 годы
        История
        Румянцевский обелиск на Марсовом поле в 1814 году
        Идея создать памятник в честь побед русских войск в русско-турецкой войне 1787—1791 годов, возникла у императрицы Екатерины II в 1795 году. В 1798 году император Павел I своим указом выделил средства на сооружение монумента в честь побед П. А. Румянцева-Задунайского, скончавшегося несколькими годами ранее:
        На сооружение в память побед генерал-фельдмаршала Румянцева-Задунайского обелиска, предполагаемого быть на площади между Летним садом и Ломбардом, повелеваем исчисленную сумму 82 441 рубль отпускать в распоряжение нашего гофмаршала графа Тизенгаузена, сколь он ея когда потребует[1].
        Монумент, созданный по проекту Винченцо Бренны, был первоначально установлен на Марсовом поле, близ реки Мойки. В связи с установкой на этом месте памятника Суворову обелиск был перенесён на другую сторону Марсова поля, к Мраморному дворцу.
        В 1809 году отреставрирован архитектором А. Н. Воронихиным: восстановлены утраченные бронзовые детали.
        В 1818 году, при устройстве нынешней Суворовской площади, вновь потребовался перенос памятника. Александр I сам выбрал новое место для обелиска: на Васильевском острове, на бывшем плацу между Академией Художеств и Меншиковским дворцом. Выбор нового места был обусловлен расположением в Меншиковском дворце Первого кадетского корпуса, воспитанником которого был П. А. Румянцев-Задунайский. Переносил монумент архитектор Карл Росси.
        В 1866—1867 годах памятник был окружён Румянцевским садом.
        Композиция
        Обелиск из сердобольского гранита, увенчанный бронзовым шаром с восседающим на нем орлом с расправленными крыльями, зрительно отделён от пьедестала из розового тивдийского и серого рускеальского мраморов путём установки на четыре угловых камня, огранённых бриллиантовым рустом. Пьедестал памятника поставлен на трехступенчатый стереобат и украшен барельефами из белого итальянского мрамора, изображающими военные трофеи, и бронзовыми гирляндами. Общая высота монумента составляет более 21 метра. Краткая надпись на бронзовой табличке гласит: «Румянцова побѣдамъ».

        В. Л. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (на фоне Кагульского обелиска). 1800—1810-е года, Государственный Русский музей
        А вот об обелиске на картине Боровиковского.
        Кагульский обелиск
        Не следует путать с Румянцевским обелиском на Васильевском острове Санкт-Петербурга.[i]

        Кагульский обелиск
        Местоположение Пушкин, ГМЗ «Царское Село», Екатерининский парк
        Архитектурный стиль классицизм
        Автор проекта А. Ринальди
        Строительство 1771—1772 годы
        Высота более 10 м
        Материал мрамор, гранит, бронза
        Состояние отреставрирован
        Кагу́льский (Румя́нцевский) обели́ск — памятник в Екатерининском парке Царского Села. Установлен в честь победы русских войск под командованием графа П. А. Румянцева над турецкими в сражении при Кагуле 21 июля (1 августа) 1770 года, во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Представляет собой простой мраморный обелиск с бронзовой доской, содержащей памятную надпись. Сооружён недалеко от Большого Екатерининского дворца по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1771—1772 годах.
      2. +2
        26 октября 2024 23:37
        "Осмотрев прекрасные дворцы и места, связанные с пребыванием Пушкина-лицеиста, люди обычно идут в парк. И неожиданно в конце одной из аллей перед их глазами предстают самые настоящие египетские башни-пилоны. На плоской поверхности их стен видны египетские изображения и иероглифы…"
        Египетские ворота не являются частью какого либо Царскосельского парка (Екатериненский, Александровский, Баболовский, Отдельный) и не видны в конце какой-либо аллеи. Это въездные ворота в старый город Царское село. Сейчас они стоят на площади, которую обтекает огромный поток машин, въезжающих со стороны Петербурга.
        1. +1
          27 октября 2024 06:17
          Цитата: balabol
          Египетские ворота не являются частью какого либо Царскосельского парка (Екатериненский, Александровский, Баболовский, Отдельный) и не видны в конце какой-либо аллеи.

          "Осмотрев прекрасные дворцы и места, связанные с пребыванием Пушкина-лицеиста, люди обычно идут в парк. И неожиданно в конце одной из аллей перед их глазами предстают самые настоящие египетские башни-пилоны. На плоской поверхности их стен видны египетские изображения и иероглифы…"
          Взял это из книги 1956 года, что была под руками. Видимо многое изменилось...
          1. +1
            27 октября 2024 14:33
            Ну да, вернее своими глазами посмотреть. По Царскому селу мне нравится Галина Семенова. Например, «Царское Село. Знакомое и незнакомое». Весьма надежный источник, огромный массив информации и масса ссылок на каждый заявленный факт.
          2. +1
            27 октября 2024 15:40
            И вот что интересно, когда-то , лет 6 назад был разговор о книгах по истории. И именно Вы, Вячеслав Олегович, написали, что надо пользоваться более современным материалом. И объяснили почему. Для меня тогда это было буквально шоком, поскольку сам я очень люблю старые книги и журналы. И бывали мне иногда замечания laughing за это
            1. +1
              27 октября 2024 16:45
              Цитата: Reptiloid
              Для меня тогда это было буквально шоком, поскольку сам я очень люблю старые книги и журналы.

              Я и сейчас так скажу, но бывает и так, что их под руками не оказывается, и нет времени искать в Интернете.
    2. +3
      26 октября 2024 08:26
      Цитата: АрхиФил
      Вот!Вот эта настоящая статья о Петербурге!Которую читать и интересно,и познавательно!

      И никакой альтернативной истории! belay
  2. +7
    22 октября 2024 21:22
    Если Египетский мост в Петербурге рухнул в 1905 году, простояв 80 лет, то его фотоснимка вскоре после постройки (т. е. в 1825 году) в принципе быть не может, поскольку первый фотоснимок был сделан Ньепсом в 1826 году. По его методике экспозиция на фоточувствительный слой из сирийского битума требовалась от 8 до 14 часов. Первый снимок человека был сделан в 1838 году, экспозиция на другом светочувствительном материале была 10 минут. Так что представленный вид моста - гравюра.
    1. +3
      23 октября 2024 06:17
      Здравствуйте Сергей! Вообще, мы можем увидеть именно таких же сфинксов и сегодня у пристани Каменного о острова. Это пробные отливки, сделанные в 19 веке на заводе Берда. Долгое время они там на заводе и находились, пока в 1906г из любви к Египту их не выкупил купец Галактионов и не установил у своего дома в историческом районе, который наз Коломна.Потом он перевёз их к другому своему дому, где они и простояли до 70х. И уже с 70х находятся у Каменного острова. Но не постоянно. Потому что их в 2005 увозили на реставрацию и Мосгортрест, который реставрировал, не хотел возвращать, а оставлял их у своего здания ....... нормально, да? request Позже в 2010 ---- вернулись
      1. +3
        23 октября 2024 08:09
        Привет, Дмитрий! Хорошо, что сайт восстановился. Я тебе писал на твою почту на gmail, но ты, похоже, её и не смотришь. Насчёт снимков - может, это и снимок, но не имеющий никакого отношения к сдаче моста в 1825 году. Возможно он сделан в конце XIX века, когда уже был отработан мокрый коллоидный процесс. Кстати, что делал Мосгортрест в Питере? У вас нет своей конторы для этих дел?
        1. +3
          23 октября 2024 08:59
          Я утром собирался уходить на работу и ушёл. Сейчас внимательно посмотрел на написание и вижу очепятку. Не Мосгортрест, а Мостотрест! Это организация в ведении которой мосты, их развод, ремонт и прочее. По адресу Индустриальный проспект(бабушка недалеко), где я их и увидел давно и удивился. А Каменный остров, это недалеко от места ,где я родился, там Ушаковский мост рядом, я первый раз после отъезда на ДВ туда попал в 4,5 года когда в отпуске были.
          Вообще есть споры, насчёт количества пробных отливок. Такие большие фигуры имели свои трудности.
          Вообще, когда сфинксы остались перед домом купца, к сожалению, их "мучили". crying До самых 70х request Надписи всякие. Когда стали на Каменном, то ,конечно, дети, подростки, и другие по ним лазили ..... Потому и стали реставрировать. Наверно, вандализм часто и у других памятников. Даже в самом Египте. Не говоря о вандализме чёрных археологов.
          Не говоря о том, что Ленину у Финляндского оторвали кусок пальто (металлического). Наверняка, враги СССР этому дико радовались.И надеялись. Потом починили.
          1. +2
            23 октября 2024 20:26
            Понятно. В статую Ленина у Финляндского вокзала стреляли из гранатомёта, поэтому была дыра в пальто.
            1. +2
              23 октября 2024 21:28
              Насчёт дыры не помню, а помню просто раньше, кусок оторваный. Снизу. Так и стоял Ильич с таким рваные пальто. Некоторое время. Хорошо, что Фигура без повреждений.
              А Сфинксы есть и современные. При Собчаке у Дома для Жертв Политических Репрессий поставили Сфинксов авторства Шемякина. Своеобразные. А ещё есть при входе в сад Андрея Петрова. СКРИПКА-СФИНКС. Они небольшие сравнительно. Соизмеримы с человеком , символизируют бережливое сохранение творчества. Эти мне нравятся
            2. «В статую Ленина у Финляндского вокзала стреляли из гранатомёта, поэтому была дыра в пальто» —
          2. +4
            26 октября 2024 06:41
            Не Мосгортрест, а Мостотрест

            Я бы еще уточнил, перед зданием Ленмостотреста были Сфинксы, теперь их копии.
            Мостотрест в Москве, вернее ПАО Мостотрест, а в Питере ГБУ Мостотрест.
            Просто участвовал в реконструкции моста Лейтенанта Шмидта, поэтому и знаю.
            1. +3
              26 октября 2024 10:57
              Хорошего дня, Николай! Я в тот район не попадал больше, на Индустриальный, но там, перед зданием ,по моему, ещё что-то "египетское" было recourse смотрелось органично вместе со зданием. Монументально. Солидно. Там тогда и были отливки, идентичные на Египетском мосту. Очень жаль, что был вандализм.На Каменном острове одного из сфинксов покрасили белой краской, видимо из лучших побуждений. Правда, у одного и Корону оторвали. ( после этого и стали реставрировать)И стала видна толщина металла 4 мм. В то время, как у сфинксов Египетского моста --- 8 мм
              1. +3
                26 октября 2024 11:17
                Хочу дополнить. Всегда были люди, которые любили Египет. Как тайну, древний мир, магию, необыкновенное. Маленькие дети, которые видят сфинков на Каменном ---- радуются, хотят залезть, потрогать. И ----надписи, вроде КАТЯ+КОЛЯ=, тоже из возвышенных эмоций wassat , но бескультурных людей. request Или, например, купец Галактионов, ( торговал металлом) установил сфинксов у одного, а потом и другого своего дома. А дома, с сегодняшних позиций, не особенно. Не сравнить с домами на Петроградке или на Чернышевской, этого же времени, начала 20века. А вот любил Египет.В архитектуре Петербурга египетские мотивы встречаются, как и другие языческие
          3. BAI
            +3
            26 октября 2024 12:26
            Вот даже автор тут обошелся без упоминания Ленина и СССР. За то Вы начали
            1. +2
              26 октября 2024 12:59
              Как Египетские древности, так и древности Латинской Америки, с давних времён, подвергались разрушениям, вандализму и разбою чёрных копателей. И никуда от этого не деться!!! Это--- часть Мировой истории. В то время как другие люди восстанавливали, например доктор Хасан Рагаб в Египте!
              автор тут обошелся без упоминания Ленина и СССР

              И это удивительно. Я думаю, он просто про это не знал, а то непременно бы упомянул. Так я предполагаю. С другой стороны, вот сейчас есть сфинксы у здания на Индустриальном. И радует! Тоже любовь к Египту! Также как и сфинксы у сада им. Андрея Петрова.
    2. +1
      26 октября 2024 08:48
      Египетский мост вскоре после постройки. Фотография того времени

      Это не гравюра. Это фотография, сделанная в 1860 году известным петербургским фотографом Альфредом Лоренсом. Ниже сделанная примерно в то же время Лоренсом фотография цепного Пантелеймоновского моста.
      1. +6
        26 октября 2024 09:28
        Это фотография, сделанная в 1860 году
        Вот это похоже на правду, а не то, что изначально было написано "вскоре после постройки"
      2. +2
        26 октября 2024 13:58
        Интересна логика минусующих. Или это на почве личной неприязни?
  3. +4
    26 октября 2024 06:14
    Среди архивных документов сохранились многостраничные записки декабристов Н. М. Муравьева и П. И. Борисова, посвященные древнему Египту. То есть самобытная культура древних египтян, как оказалось, занимала умы самых передовых людей тогдашнего русского общества.

    Это то же самое, что сказать по гайдара и чубайса: самые передовые люди России конца 20 века...
    1. +4
      26 октября 2024 07:16
      Цитата: Дилетант
      умы самых передовых людей тогдашнего русского общества.

      Такими их было принято называть в эпоху СССР. Они хотели разрушить старое общество России. Разве плохо? И ведь оно же разрушилось? Значит было не очень крепко спаяно. Дальше продолжать или сами сообразите?
      1. +3
        26 октября 2024 07:23
        Они хотели разрушить старое общество России. Разве плохо?

        Здравствуйте Вячеслав Олегович! У Вас как всегда интересная статья и как всегда "с ложкой дегтя".
        Гайдар с чубайсом &Co. тоже хотели разрушить старое общество СССР. Что из этого получилось мы все знаем.
        1. -3
          26 октября 2024 08:32
          Цитата: Дилетант
          У Вас как всегда интересная статья и как всегда "с ложкой дегтя".

          Ложка дёгтя это высказывание про декабристов? Вы монархист?
          1. +3
            26 октября 2024 09:34
            Я - гражданин России. Поэтому я против всяких декабристов, большевиков, дерьмократов и прочих, желающих разрушить Россию ради того, что бы дорваться до власти. А как будет называться должность руководителя - мне все равно. Главное что бы Россия была Великой страной с богатыми, здоровыми и счастливыми гражданами.
            1. -2
              26 октября 2024 09:38
              Цитата: Дилетант
              Я - гражданин России. Поэтому я против всяких декабристов, большевиков, дерьмократов и прочих, желающих разрушить Россию ради того, что бы дорваться до власти. А как будет называться должность руководителя - мне все равно. Клавное что бы Россия была Великой страной с богатыми, здоровыми и счастливыми гражданами.

              Это всё демагогия - за всё хорошее, против всего плохого и не важно как это называется...
              Ответьте на Главный вопрос: Средства Производства могут находиться в частной собственности или должны быть обобществлены (национализированы)?
              1. +3
                26 октября 2024 09:50
                Это всё демагогия

                Вы правы! То, что Вы спросили - это демагогия.
                А Вы знаете, что такое Гос.капитализм? Это когда Норникель, Газпром, Лукойл, Уралвагонзавод и т.д. находятся в собственности государства, а ателье мод, рестораны, мастерские по ремонту всего чего угодно, консервные заводы, фабрики по производству трусов и носков - в частных руках. Почему миллиардеры Билл Гейтс или Илон Маск - понятно. А что придумал или изобрел Рома Абрамович? Способ как "сравнительно честно" обократь меня, Вас и всех остальных граждан СССР.
                1. +1
                  26 октября 2024 14:22
                  Цитата: Дилетант
                  Почему миллиардеры Билл Гейтс или Илон Маск - понятно. А что придумал или изобрел Рома Абрамович? Способ как "сравнительно честно" обократь меня, Вас и всех остальных граждан СССР.

                  Ну конечно! Байки про правильный и неправильный капитализм с 90-х годов всем оскомину набили laughing Но вы продолжаете петь те же "либеральные" старыепесниоглавном...
                  Цитата: Дилетант
                  А Вы знаете, что такое Гос.капитализм? Это когда Норникель, Газпром, Лукойл, Уралвагонзавод и т.д. находятся в собственности государства, а ателье мод, рестораны, мастерские по ремонту всего чего угодно, консервные заводы, фабрики по производству трусов и носков - в частных руках.

                  Уровень детского сада засчитан! good Государственный Капитализм, это когда Главным Капиталистом является Государство, а не Частный Собственник! То есть тот же хрен, только в профиль! А вам какая разница в пользу кого у вас отнимают прибавочную стоимость - в пользу частника или в пользу государства, если эти средства, через общественные фонды, не возвращаются в социалку. Проще говоря какая разница пойдёт отнятая у вас прибавочная стоимость на яхты для олигархов или особняки для чиновников, а не на бесплатное образование, медицинское обслуживание и другие социальные гарантии для всего населения?
                  Вот что такое государственный капитализм - эксплуатация населения в пользу государства, а не частника...
                  1. 0
                    26 октября 2024 14:28
                    государственный капитализм - эксплуатация населения в пользу государства, а не частника...

                    Вы меня совершенно правильно поняли. Потому что государство - это все мы - граждане России, которым государство буде троить бесплатное жилье, обеспечит бесплатное образование и медицину и т.д. Так, как это было при Сталине.
                    1. 0
                      26 октября 2024 15:24
                      Цитата: Дилетант
                      Так, как это было при Сталине.

                      Только при Сталине не было государственного капитализма...
                      1. +2
                        26 октября 2024 17:58
                        Цитата: AllX_VahhaB
                        не было государственного капитализма...

                        А что было? Разве рабочим хоть что-то принадлежало в управлении предприятиями? Всем владело и управляло государство. Весь КАПИТАЛ принадлежал ему в лице партийно-чиновничьего аппарата, хотя... находился в его пользовании, а не в собственности.
        2. +3
          26 октября 2024 09:33
          Цитата: Дилетант
          Что из этого получилось мы все знаем

          Вы не на ту фразу, что нужно обратили внимание. нужно было вот на эту: Значит было не очень крепко спаяно.
  4. +6
    26 октября 2024 07:48
    "А было так, что не так давно в ходе общения с читателями «ВО» мне удалось выяснить, что многим из них даже и невдомек, какой большой вклад внесли именно наши дореволюционные ученые в мировую науку. По их мнению, только после 1917 года в нашей стране ученые и инженеры только и появились."
    После этой фразы дальше можно не читать. Автор живёт в своём мире гулагов и страданий интеллигенций.
    1. +5
      26 октября 2024 08:54
      Вячеслав Олегович сторонник Россиикоторуюмыпотеряли, со всеми вытекающими. Как то посоветовал мне прочитать свою трилогию "Трое из Энска". Это "Неуловимые мстители" наоборот - похождения "белых дьяволят" во время Гражданской войны и затем в эмиграции... Очень показательно...
      1. +2
        26 октября 2024 09:36
        Цитата: AllX_VahhaB
        Очень показательно...

        Главное... Вам понравилось как написано или нет? И если "нет", то что именно - как написано или содержание?
        1. +2
          26 октября 2024 09:42
          Цитата: kalibr
          Главное... Вам понравилось как написано или нет? И если "нет", то что именно - как написано или содержание?

          Написано хорошо - ладно скроенная приключенческая литература. Я и против содержания ничего не имею - сам был в юности в подобной культурной парадигме - прям напахнуло началом Девяностых! laughing
          1. +4
            26 октября 2024 09:45
            Цитата: AllX_VahhaB
            сам был в юности в подобной культурной парадигме

            Ну, спасибо, Александр, порадовали. Русским немцам в Германии и русским в Сингапуре тоже этот роман нравится...Теперь вот и Вы... Приятно. Работал не зря!
    2. +2
      26 октября 2024 09:35
      Цитата: Selin Andrey
      Автор живёт в своём мире гулагов и страданий интеллигенций.

      Жена Ленина полы сама не мыла и не стирала. Если бы они знали, что их стараниями люди их уровня воспитания и образования будут и полы мыть и стирать, они бы, уверен, не стали бы и затеваться.
    3. +3
      26 октября 2024 09:37
      Цитата: Selin Andrey
      После этой фразы дальше можно не читать.

      Разве не интересно узнать, откуда в СССР взялась и наука и техника и... египтология? Или Вы верите, что все это к нам ветром надуло?
    4. +3
      26 октября 2024 11:41
      Конечно, и учёные были до Революции, и экспедиции , исследования, путешествия были, но было их гораздо меньше, чем после Революции. laughing Как и инженеров, учителей, медиков.
      Как и школ, училищ, поликлинник, санаториев,.... Домов Культуры, ..... А стадионов так вообще при царе не было ни одного. А после Революции сразу стали строить
      1. +3
        26 октября 2024 12:34
        Цитата: Reptiloid
        но было их гораздо меньше, чем после Революции. Как и инженеров, учителей, медиков.

        Правильно! Вот потому-то Россия на своем месте не удержалась. Но в СССР были и стадионы,да, но он тоже повторил судьбу России 1917 года, разве нет?
        1. +2
          26 октября 2024 15:28
          Цитата: kalibr
          но он тоже повторил судьбу России 1917 года, разве нет?

          В смысле, и ту и эту Страну развалили капиталисты пожелавшие взять власть в свои руки? wink
          1. +3
            26 октября 2024 15:59
            Цитата: AllX_VahhaB
            Цитата: kalibr
            но он тоже повторил судьбу России 1917 года, разве нет?

            В смысле, и ту и эту Страну развалили капиталисты пожелавшие взять власть в свои руки? wink

            В смысле, одну страну развалили дворяне, выродившиеся полностью, а во втором дорвавшееся до власти простонародье, заменившее этих дворян. Как известно вчерашний раб никем иным кроме "своего" же господина быть не может. Становится его образом и подобием...
      2. 0
        26 октября 2024 13:19
        А стадионов так вообще при царе не было ни одного

        На первой фотографии - стадион Замоскворецкого клуба спорта (ЗКС), 1913 год. На второй - клуба «Унион» в Самарском переулке, 1912 год. На третьей - стадион Сокольнического клуба спорта в 1909 году.
        1. +3
          26 октября 2024 13:27
          не было ни одного
          В Петербурге. Именно о Петербурге и пишу, поскольку знаю его историю лучшие других
          1. +1
            26 октября 2024 13:32
            поскольку знаю его историю лучшие других

            Вы себе льстите. Ниже фотография тому доказательство. В 13-м чемпионате Санкт-Петербурга по футболу 1913 года играло 16 клубов. Думаете, они гоняли мяч на пустырях за городом?
            1. +2
              26 октября 2024 15:36
              Цитата: Frettaskyrandi
              Думаете, они гоняли мяч на пустырях за городом?

              Ну судя по фотографии "стадиона" на Малой Болотной. 1907 год. Это огороженное забором поле. У нас в школе такое было для уроков физкультуры. Но как то, никому в голову не приходило его стадионом зазывать...
        2. +3
          26 октября 2024 13:30
          Упустил Санкт-Петербург. Футбольный стадион на Малой Болотной. 1907 год.
          1. +1
            26 октября 2024 13:56
            В апреле 1913 года в Санкт-Петербурге состоялось два товарищеских матча по футболу между сборными России и Швеции. За Россию выступала сборная Санкт-Петербурга, а за шведов команда Стокгольма. Оба матча прошли на стадионе "Невский. оба судил судья Александр Шульц из Петербурга, оба закончились победой Швеции.
            1. +2
              26 октября 2024 14:02
              Стадион Невский

              wassat laughing Разве ж это--- стадион? Э нет!
              Это --- другое!!!
            2. +2
              26 октября 2024 15:37
              Вы серьёзно ВОТ ЭТО называете стадионом?
        3. +2
          26 октября 2024 15:33
          Цитата: Frettaskyrandi
          На первой фотографии

          Вы бы ещё вот это к стадионам причислили wassat :
      3. +2
        26 октября 2024 14:00
        Цитата: Reptiloid
        Конечно, и учёные были до Революции, и экспедиции , исследования, путешествия были, но было их гораздо меньше, чем после Революции. laughing Как и инженеров, учителей, медиков.

        во всех странах их было гораздо больше после 1917, чем до. А в 1917 больше, чем в 1900 и т.д..
        Цитата: Reptiloid
        стадионов так вообще при царе не было ни одного.

        неправда Ваша, ув. Дмитрий, они были-см хотя бы историю ст Знаменских, ЗКС и пр..

        И чемпионаты России по футболу были и олимпийская сборная, и международные матчи, и, напр, Сантк Петерб ф. лига аж с 1901 г, в которой участвовало в 1912 г уже 32 команды.

        А были еще российские ф. лиги Одессы, Севастополя , Киева, Москвы и пр и пр.
  5. +4
    26 октября 2024 09:36
    Много писал о египетском языке и письменности известный русский дипломат И. А. Гульянов.

    И.А. Гульянов в первую очередь ученый - лингвист, дипломатической работой он практически не занимался. Один из самых ярых вместе с Клапротом критиков и оппонентов Шампольона. Создал собственную иероглифическую азбуку.
  6. +3
    26 октября 2024 09:41
    только после 1917 года в нашей стране ученые и инженеры только и появились. А ведь то, что они появились и сразу в большом количестве, как раз и говорит о том, что стояли на плечах у гигантов, что им было у кого учиться и перенимать знания на самом высоком уровне

    эти люди кроме совагиток не читают ничего, увы.

    Иначе бы знали о разгроме русской науки большевиками (потом они одумались, но сколько было потеряно людей, времени, трудов..

    С.Ф.Ольденбург, секретарь АН РИ, РР, СССР,из письма 1923г...
    надо ... спасать и научную работу, и людей для этой работы в постоянных прениях, заседаниях, поездках в Москву, писаниях и защитах бесконечных докладных записок, имея, с одной стороны, грубых и властных людей, с другой, изнервничавшуюся интеллигенцию <...>. И это с утра до вечера, без дня передышки. И рядом с этим обыски (у нас их было 6), аресты, вечные хлопоты в ЧК - слезы и страдания тех, кто остается, часто тщетные, иногда и удававшиеся попытки спасти от расстрела людей, у которых есть близкие - переживания с уводом на расстрел соседей по камерам, когда я был в тюрьме (думаю, что умереть самому легче).
    И так - идут годы. <...> И фоном для всего этого смерти, смерти без конца, людей близких и далеких, оставляющих вдов и сирот.

    ..
    А.В.Луначарскому

    12 февраля 1922 г.



    Народному комиссару по просвещению



    Значение науки для жизни народа и для государства ясно всякому, кто сколько-нибудь думал об этом вопросе. ..

    В это самое время мы под давлением экономической разрухи и голода создаем невозможное существование для научной работы в России. Нечего говорить о потрясающем числе погибших ученых4 из той горсти, которая и ранее с громадным напряжением старались справиться с обширными задачами перед ней лежавшими. Лаборатории во всех областях знания не могут работать, потому что нет топлива, газа, электричества, приборов, реактивов. Все величайшие достижения науки последних лет почти совершенно им недоступны, ибо лаборатории должны довольствоваться кустарной работой, так как кредитов для настоящей работы нет.

    С горечью и болью русская наука должна сказать, что если продлится то положение, в которое ее ставит новая экономическая политика, она перестанет быть безобманной и ничего не даст тем, кто ждет от нее (и справедливо) указания путей и средств избавления от страдания. Она скоро сможет только предлагать камень вместо хлеба, ибо скоро она станет окончательно бессильна.
    Когда рядом с этим ставишь блестящие достижения западной науки, то чувствуешь, что мы отстаем в России с потрясающей быстротой от того, что создает в науке Запад, отстаем так, что скоро, может быть, и не наверстать пропущенного.

    Явление настолько страшеное, что молчать долее нельзя, мало сказать, что меры для остановки или хотя бы уже для ослабления катастрофы должны быть приняты немедленно

    Необходимо немедленно, приняв решение об исключительном значении научной работы для государства, сделать ее возможной, выделив немедленно и средства, и соответствующий государственный аппарат, облеченный широкими полномочиями с привлечением к работе самих ученых. Только такая, исключительная, срочная мера может хоть что-нибудь сделать.

    ... Мы ждем немедленного ответа во имя существования той русской науки, которая до сих пор умела вызвать уважение всего мира к русскому научному работнику.

    Российская Академия Наук обращается к властям и надеется, что голос ее будет услышан и что будет немедленно сделано все, что возможно, дабы не пала на русскую революцию тягчайшая ответственность за гибель науки. России нужна наука и наука должна быть сохранена для жизни страны и народа5.



    Непременный секретарь Академии Сергей Ольденбург


    поэтому спасибо Вячеславу Олеговичу за то , что хочет
    об этих ученых рассказать
    .
    1. +2
      26 октября 2024 14:53
      hi Андрей! Были объективные причины отставания Российской египтологии от английской и французской, и это не изменить, по вполне понятным причинам. При этом, в Эрмитаже, когда бываю на экскурсиях в Египетском зале, который очень люблю, зачастую можно услышать от экскурсоводов, что коллекции музеев Англии и Франции, сильно превосходят Эрмитажную. Ведь англичане и французы грабили Египет, строили Суэцкий канал, ну и изучали Егпетскую цивилизацию.
      1. +2
        26 октября 2024 17:54
        Цитата: Reptiloid
        Ведь англичане и французы грабили Египет

        Там тоже никто не мешал это делать...
    2. +2
      26 октября 2024 15:53
      Цитата: Ольгович
      С.Ф.Ольденбург, секретарь АН РИ, РР, СССР,из письма 1923г...

      Вообще-то он писал это в 1921-м, в тюрьме он сидел в 1919-м! А вы считаете, что бы во время Гражданской войны могло как то по другому быть?
      При этом он был одним из лидеров партии кадетов (член ЦК), член Государственного совета (1912—1917), министр народного просвещения Временного правительства. Думаю его отношение к партии большевиков объяснять не надо? Но тем не менее он руководил РАН до 1929 года! В 1930—1934 годах - директор Института востоковедения АН СССР! Умер в 1934-м в возрасте 70-ти лет...
      1. -1
        26 октября 2024 19:01
        Цитата: AllX_VahhaB
        Вообще-то он писал это в 1921-м

        1923г- СПбФ АРАН. Ф.208. Оп.5. Д.15
        Цитата: AllX_VahhaB
        в тюрьме он сидел в 1919-м!

        И?
        Цитата: AllX_VahhaB
        А вы считаете, что бы во время Гражданской войны могло как то по другому быть?

        да, могло не быть ГВ, если бы не ВОР и ВОРы
        Цитата: AllX_VahhaB
        При этом он был одним из лидеров партии кадетов (член ЦК)

        Он был давним знакомым Ленина, что помогло. Очень многие изв. ученые были кадетами-тот же Вернадский.
        стрелять их?
        Цитата: AllX_VahhaB
        Думаю его отношение к партии большевиков объяснять не надо?

        служение России/науке при любой власти -их лозунг

        Нечего говорить о потрясающем числе погибших ученых из той горсти, которая и ранее с громадным напряжением старались справиться с обширными задачами перед ней лежавшими

        Ольбенбург
        1. 0
          26 октября 2024 19:25
          Цитата: Ольгович
          Нечего говорить о потрясающем числе погибших ученых из той горсти

          Погибших в Гражданской войне! Которая, по сути, началась с Корниловского мятежа. И это именно большевики "распропагандировали" корниловских солдат и они "рассосались" по дороге на Петербург...
          Хотя и до Корниловского мятежа, уже в июле в Питере стреляли по мирняку из пулемётов! Но у вас же только большевики во всём виноваты...
          1. -1
            27 октября 2024 07:43
            Цитата: AllX_VahhaB
            Погибших в Гражданской войне!

            Из АН выволакивали безоружных ученых и стреляли.
            Цитата: AllX_VahhaB
            Хотя и до Корниловского мятежа, уже в июле в Питере стреляли по мирняку из пулемётов! Но у вас же только большевики во всём виноваты..

            если уж вы большевик, то , хотя бы , придерживайтесь их толкования событий:ГВ началась, по ним, в 1918г-Краткий курс вам в помощь.

            И да, без них всенародное УС решало ВСЕ вопросы без ГВ
            1. 0
              27 октября 2024 08:29
              Цитата: Ольгович
              Из АН выволакивали безоружных ученых и стреляли.

              Лично Дзержинский со Сталиным расстреливали, а выволакивали Ленин и Троцкий... В курсе! wassat
              Цитата: Ольгович
              И да, без них всенародное УС решало ВСЕ вопросы без ГВ

              А в июле это что было? А Корниловский мятеж это что? Вот так вот УС решало ВСЕ вопросы? laughing
              1. -1
                27 октября 2024 09:51
                Цитата: AllX_VahhaB
                Лично Дзержинский со Сталиным расстреливали, а выволакивали Ленин и Троцкий

                именно-без них не решалось-см. Ольденбурга
                Цитата: AllX_VahhaB
                А в июле это что было? А Корниловский мятеж это что?

                учите определение ГВ.
                Цитата: AllX_VahhaB
                УС решало ВСЕ вопросы?

                да, поэтому его и разогнали бандиты, проигравшие выборы.
        2. 0
          26 октября 2024 20:32
          могло не быть ГВ, если бы не ВОР и ВОРы

          Ох, Андрей! Вам ли говорить. Ведь как раз именно Вы и пострадали от "либеральных репрессий " 90х, оказавшись в другой стране. И знаете, в начале ъ 90х приезжали к нам люди из Молдавии на заработки. Многие не понимали вообще, что происходит
          1. 0
            26 октября 2024 20:43
            Зашибся! Имел в виду начало 2000, когда писал о приезжих. В 90х ещё не мог судить. А в 2005 ---- вполне видел
          2. 0
            27 октября 2024 07:47
            Цитата: Reptiloid
            в другой стране

            другая страна потому, что из российской Бессарабской губернии в 1940 г придумали суверенную МССР
  7. BAI
    +4
    26 октября 2024 12:34
    Есть такой древний, как Египет, анекдот: о чем думаешь, когда видишь кирпич? О бабах.
    Почему? Я о них всегда думаю.
    Статья про Египет и до революционный Петербург, а тут опять дебаты про социализм
    1. +3
      26 октября 2024 13:24
      Как Вам известно, Петербург ---- город трёх Революций. И Декабристов на Сенатской площади. И никуда от этого не деться.
      Что интересно. Самое масштабное строительство в Петрограде/Ленинграде происходило именно после Революции! Но , живя в последние годы Социализма и начала капитализма, послереволюционную архитектуру всячески ругали,и разрушали. А вот сравнительно недавно оказалось, что большая часть из них--- памятники архитектуры, Мировое достояние!!! Почему так? Не знаю. Но я этому рад. Спрашивал у мамы. Она говорит что так и есть. Что при Социализме, слова "авангард " и "конструктивизм " как-то не говорились (?????).
      В то же время, видно, что где-то, где "непарадный Петербург", постепенно пропадают дореволюционные здания. Жаль! Город меняется. Надо бы как-то поехать, пофотать уходящую натуру...
      1. +2
        27 октября 2024 13:11
        Вы и правы и не правы, такой диалектический парадокс. Советская архитектура в целом и ленинградская в частности делится по времени и видам на несколько типов. Общественная архитектура 20-30х всегда была по достоинству оценена и у нас и во всем мире. Советский конструктивизм и русский авангард - это знаковые понятия и отношение к ним уважительное. Чтоб убедится в этом достаточно почитать советские профильные и популярные журналы, например "Архитектура и строительство Ленинграда". Однако вызванный индустриализацией рост городского населения привел к необходимости постройки дешевого жилья. Типа коридорных многоэтажек из шлакобетонных блоков. Эти строения подвергались критики уже в конце 30-х.
        Архитектурные ансамбли с конца 30-х до середины 50-х считались и считаются вершиной советского архитектурного искусства. (Сталинский ампир). Подчеркну не просто здания, большие архитектурно-пространственные решения - одна из сильных сторон советской архитектуры.
        Это очень объемная тема, ей посвящены тома и тома. В архитектурном сообществе есть различные течения, многие весьма категоричны и политизированы (как консерваторы так и либералы), но в целом имеется консенсус в базовых оценках.
        1. 0
          27 октября 2024 15:29
          Спасибо за интересный комментарий! Понимаете, что, Владимир! hi Как раз в конце 90х и потом, многие жилые здания послереволюционного конструктивизма стали разрушаться буквально на глазах(у нас в городе). А поскольку бесплатная очередь на жильё прекратилась, то эта разруха стала видна. Если был бы социализм, то их спокойно бы разрушили,( ведь они были без ванны-без воды). Люди бы переехали. А так ---- не решённая проблема. Вот все и ругали эти дома. Как-то не говоря о том, что их строили в конце 20х-начале 30х, когда после ГВ не было ничего и никого. Не материалов, ни специалистов, от рабочих до инженеров и транспортников. Особенно ущербы на ж/д.Когда строили
          те дома ---- была необходима индустриализация, было много приезжих в город. Появлялись семьи. Надо было скорей селить.Вот и строили с расчётом на рабочие семьи, которые питаются на заводах, дети --- в садиках или школах, моются в банях. .... Как-то не вспоминали про дома конструктивизма для руководства или приезжих специалистов. Совершенно отдельная тема .Набережная Карповки 13, например. laughing Круче любого сталинского ампира.(послевоенного).Пока вспомнил, что там жили Толстой и Бехтерев.Ещё например, Дом Учёных, на Стачек, тоже супер.Трёхкомнатпые квартиры , просторные, кухни-столовые из 2х частей.Метров 15 и + метров 10. То есть никакого равенства.". Каждому по труду" Кстати, есть подобные дома в других районах и прекрасно выглядят, за ними следят , никто их не ругает.
          У меня создалось впечатление, recourse что о том послереволюционном времени Как-то мало говорили при "развитом социализме".... спрашивал.У старших. Вроде так? И как-то совсем не говорили тогда о промышленных, общественных зданиях , построенных в том послереволюционном времени. Кстати, они тоже разрушались Сейчас они реставрируются и признаны шедеврами.
          Что интересно? Именно в 30х годах проходило много экспериментов в строительстве. Именно тогда блочный дом на Благодатный ул (штукатурка и блоков не видно) И опыты из пенобетона. То есть если бы не война, то Сталинский ампир появился бы раньше hi С уважением
          1. +2
            27 октября 2024 19:12
            Нефига себе вопросы. Да ответ на каждый из них книга. Предреволюционный модерн после революции уже не соответствовал новой социальной идее (в хорошем смысле). Были сняты ограничения в творчестве, ушла старая элита, а новая создавала новое искусство и новую эстетику. Западноевропейский (Веймаровская Германия) конструктивизм успешно стал развиваться в Советской России. Простые материалы, выразительные формы, дом как машина для жилья, функционализм определяющий форму/конструкцию. Широчайший эксперимент во всем. Ограниченность средств и материалов заставило искать иные пути создания новых архитектурных и технических решений.
            1. 0
              27 октября 2024 19:19
              Западноевропейский(Веймарская Германия) конструктивизм

              Насколько тут совпадение по времени ---- не знаю, но ведь была идея Мировой Революции, был Коминтерн, общие идеи, мечты о едином государстве и едином культурном пространстве. Художники, архитекторы, в том числе Кандинский ездили по разным странам Европы читали лекции
              1. +2
                27 октября 2024 21:20
                Пардон, писать лень но вот ссылки на связь культурного пространства.
                Государственный Баухаус был немецкой художественной школой, существовавшей с 1919 по 1933 год, в которой сочетались ремесла и изобразительное искусство.[1] Школа прославилась своим подходом к дизайну, который пытался объединить индивидуальное художественное видение с принципами массового производства и акцентом на функциональности.[1] Наряду с доктриной функционализма Баухаус положил начало концептуальному пониманию архитектуры и дизайна.[2]
                ВХУТЕМАС, российское государственное высшее художественно-техническое училище, основанное в 1920 году в Москве, сравнивали со школой Баухаус. ВХУТЕМАС, основанный через год после школы Баухаус, имеет много общего с немецкой школой Баухаус по своим целям, организации и масштабам. Эти две школы были первыми учебными заведениями, готовившими художников-дизайнеров по современным методикам.[9] Обе школы были государственными инициативами по объединению традиционных ремесел с современными технологиями, с базовым курсом по эстетическим принципам, теории цвета, промышленному дизайну и архитектуре.[9] ВХУТЕМАС был более крупной школой, чем Баухаус,[10] но он был менее известен за пределами Советского Союза и, следовательно, менее знаком на Западе.[11]

                Благодаря интернационализму, присущему современной архитектуре и дизайну, между Вхутемасом и Баухаузом осуществлялось множество обменов.[12] Второй директор Баухауза Ханнес Майер попытался организовать обмен между двумя школами, в то время как Хиннерк Шепер из Баухауза сотрудничал с различными членами Вхутеина по вопросам использования цвета в архитектуре. Кроме того, в книге Эля Лисицкого Россия: архитектура мировой революции , опубликованной на немецком языке в 1930 году, были представлены несколько иллюстраций проектов Вхутемаса/Вхутеина.
                Кстати, книги одного из участников Баухаус Нойферта и его сына до сих пор являются настольным изданием по проектированию зданий всех, в том числе и отечественных архитекторов.
                1. 0
                  27 октября 2024 21:54
                  wink рад Вашему комментарию hi надо возобновить чтение по этой теме.Интереснейшее время было.Ведь тогда происходил настоящий культурный подъём, я имею в виду СССР. Причём в разных сферах жизни. Было ли что подобное? Раньше или позже recourse По моему, нет.Опыты, новаторство буквально во всём Интересная новая полиграфия, книги, журналы. Грандиозные архитектурные проекты. (Очень надеюсь, что Вячеслав Олегович не разгневается, что мы отошли от египетских сфинксов в Петербурге request ) Также новое изобразительное искусство, новые имена. Знаете, по моему, это всё и подтверждает, что Октябрьская Революция была для всего народа.
                  1. +2
                    27 октября 2024 22:36
                    Перелом времен приводит к рождению новых идей и концепций. Петровское время в этом смысле похоже. Или принятие христианства,как вариант. В период эволюционного развития им управляет экономика, в революциях политика, идеология и новые идеи.
                    1. 0
                      28 октября 2024 00:54
                      В период эволюционного развития им управляет......

                      Вот трудности формулировки возникли recourse Ведь в то время развития авангарда , происходило объединение народных масс общей идеей. Плакаты, лозунги, стихи, песни, гигантские архитектурные проекты.Требовалось работать много и активно, а не
                      рабски ..... Происходила индустриализация. Много рабочих учились вечером .... Было ли это достижение именно большевиков recourse
                      Как с этими процессами соотносились упомянутые Вами, Владимир, Баухаус и ВХУТЕМАС recourse По моему в этих учебных, непременно должны были рассматриваться возможности и способы воздействия на массы ..... (не додумать до конца wink )
                      1. +1
                        28 октября 2024 15:05
                        Наберите в интернете ВХУТЕМАС и агитация - найдете массу материалов. В каждом из направлений искусства - живопись, скульптура , архитектура прослеживается агитационный мотив. Обратите внимание на изображения
                        Например, агитационная ткань (материал из ВК)
                        "Молодые художники, закончившие ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН), приходили на предприятия и делали эскизы на тему индустриализации, коллективизации, советского спорта и так далее. В результате чего в этот период агитационная тема становится настолько популярной, что заменяет традиционный орнамент. Показательным моментом становится тот факт, что в эти годы на фабриках стачивают более 5000 награвированных медных полов с цветочным орнаментом, считая, что его время прошло.

                        Люди с данной позицией сформировали группу активистов, в которую вошли студенты: Надежда Полуэктова, Лия Райцер и Мария Назаревская. Они вели кампанию за обновление текстиля, стремились ликвидировать отставание текстильного дизайна от станкового искусства и превратить его в "могучий рупор пропаганды и агитации".

                        По инициативе художниц в Объединении молодежи Ассоциации художников революции (ОМАХР) была выделена текстильная секция, что позволило им регулярно выставлять свои работы, распространять и активно внедрять в производство ткани с сюжетным рисунком на актуальные для нового времени темы: освоение воздушного пространства, электрификация, индустриализация.

                        Художники разных фабрик и мануфактур прессуют на эскизах для ткани самолёты, тракторы, комбайны, сеялки, электрические лампы и т.д. Было и отдельное - сюжетное направление, посвящённое: октябрьской революции, жатве, физкультуре, красному флоту, ткачихам у станков, субботникам, туризму и много чему ещё.

                        Попова и Степанова, о которых мы говорили в разделе], внесли настолько огромный вклад в дизайн текстиля, что их стилистика и принципы геометризации и стилизации сохранялась в работах после них. Студенты делали некие отсылки к зубцам, колёсам и рычагам на ткани. Отсутствовал объём и присутствовал ярко выраженный контур у предметов."

                        Вот еще ссылка на статью: https://alfa-cube.ru/research/istoricheskoe-stanovlenie/
                      2. +1
                        28 октября 2024 15:26
                        Обязательно познакомлюсь со всем, что Вы рекомендовали.А вот что[quote]"Россия.Реконструкция архитектуры в Советском Союзе"Лазаря[i][/i] Лисицкого ---- это попытка объяснить на конкретных примерах реализацию утопических планов Советского государства.Написанная одним из самых ярких представителей русского авангарда и издания на немецком языке, книга знакомила зарубежного читателя с принципиально новыми условиями и формами городского планирования, как писал Лисицкий, у советских архитекторов впервые появилась возможность не ограничивать свои проекты только конкретным фасадом ...... [ /quote ]
                        Это мелким шрифтом на второй странице титульного листа большой книги оранжевого цвета
                        Эль Лисицкий. Россия.Реконструкция Архитектуры в Советском Союзе Я вчера в процессе нашей беседы( и рабочих звонков ) сделал заказ и уже принесли!
                      3. 0
                        28 октября 2024 15:32
                        С цитированием ерунда получилась непонятная ??? Почему-то. Авангард тема очень сложная и интересная, она много с чем соприкасается. Я интересуюсь лет 10. Но пунктирно ... что-то откладывается, что-то остаётся ".на потом" Вот сейчас, в процессе беседы, стало как раз что-то раньше непонятное---понятно. Щассс Вам в личку
                      4. 0
                        28 октября 2024 15:33
                        И размещаются комметы не так. Надеюсь, Вы сориентируетесь hi
                2. 0
                  29 октября 2024 10:51
                  hi Владимир! Бывает что информация на интересующую тему как-то постепенно появляется, а бывает ----как вывалится на тебя немерянно! И дальше продолжает в огромных размерах! И надо что-то с этим делать и укладывать на полочки wink Огромное Вам спасибо, что приооткрыли дверцу good
                  1. +1
                    29 октября 2024 12:57
                    Да, пожалуйста. Приходите еще - насыпем:)
                    1. 0
                      29 октября 2024 13:40
                      Всенепременно , уважаемый. wink хотя последнее время как-то редко в ИСТОРИЮ hi
    2. +1
      26 октября 2024 17:53
      Цитата: BAI
      а тут опять дебаты про социализм

      Ну не умеют люди отделять мух от котлет!
  8. +1
    26 октября 2024 15:48
    Вроде было недавно...
    Достало предупреждение администрации!