Государство, Церковь и нравственность: есть ли будущее у капитализма в России
Капитализм и современность: нравственные проблемы
Капитализм просто «прекрасен»: и, как пишут в современных учебниках экономики, ему нет никакой альтернативы. Каждую секунду в нашей стране происходит какая-нибудь маленькая трагедия — кто-то теряет работу, набрав долгов по кредитной карте, кто-то не в состоянии выплатить долги по кредитам или ЖКХ из-за низких доходов; кто-то попал в лапы к коллекторам и не знает, что с этим делать; кто-то вынужден ютиться со своими родственниками в небольшой квартире, потому что он не в состоянии купить дорогое жилье; по этой же причине кто-то не создает семью; кто-то не может в принципе найти себя, потому что получил совершенно не нужное образование; кто-то серьезно заболел и получил по больничному копейки; кому-то взломали аккаунт, украли все деньги, да еще взяли кредит; кого-то «обули» компьютерные, телефонные мошенники, недобросовестные застройщики или «привлекатели» денег.
Всепоглощающая коррупция косит мощь, силу и авторитет нашего государства, армии и госаппарата, разваливая его основу, что с этим делать?
Появились другие свидетели «красоты и гармонии» капитализма — чего на Руси не было много десятилетий — нищие и бомжи, огромная масса одиноких и бездетных, а также «потерянные люди».
Десятки миллионов граждан живут в нашей стране на минимальные зарплаты и мизерные пенсии: потому что мы не производим богатство — нет развитой промышленности — сырьевая экономика умышленно посажена на импорт. Как в этих условиях содержать семью? Вот и едет народ в «резиновую» Москву в поисках лучшей доли. Нравственно ли загонять людей в человейники, если вокруг полно земли, Россия огромна и прекрасна? И это и материальная, и духовная основа демографической проблемы.
Сьюзи Кассем:
Вспомним интервью Олега Дерипаски 2006 г.:
У нас активно развивается Церковь, но капиталистическая экономика и ее менеджеры нарушают многие предписания как Ветхого, так и Нового Завета. И особенно главную — любовь к людям и дарования им возможности творчества, развития и продолжения рода. Крупный капитал настроен на извлечение прибыли и «доение» народа: растут тарифы, цены на жилье, автомобили, ставки по кредитам, не утихает инфляция. И Церковь все это знает, но предпочтительно молчит.
Выступая в 2012 г. на заседании Изборского клуба, архимандрит (ныне митрополит) Тихон (Шевкунов) отметил:
Либеральная элита под протекторатом Запада по-прежнему реализует в богатейшей стране мира не проект государства «всеобщего благосостояния», а проект сырьевого придатка, следуя рекомендациям Вашингтонского консенсуса и МВФ и участвуя в программах мирового правительства. Нужна ли МВФ сильная, процветающая и растущая Россия?
Коренной вопрос: если система рынка в принципе порочна, как ограничить всевластие «невидимой руки» рынка во благо человека, придерживаясь не американской модели «рынка без тормозов», а, например, «социально ориентированной рыночной экономики» Германии (Людвиг Эрхард), или используя отечественный опыт социализма?
Капитализм и Царская Россия: повторение истории
То же самое было до революции, когда Запад сосал из царской России все соки, используя механизмы золотого стандарта, иностранных инвестиций и долгового бремени. Создав ее клон, мы неизбежно реанимировали все ее духовные и экономические проблемы.
Как писал русский философ, богослов, православный священник, известный экономист прот. Сергий Булгаков в 1917 г.:
В работе столь почитаемого либералами философа Ивана Ильина «О революции» он называет ее подлинные причины, обвиняя буржуазный мир (что в чем-то актуально и по сей день) в пошлости, несправедливости и лжи: «Культивирование пошлости (безбожная наука и публицистика, развратное и растленное искусство…); классово-партийная направленность государственного аппарата, игнорирование социальной справедливости (рост обездоленного и бесправного рабочего класса, огромное социальное расслоение), засилье лжи во всех аспектах государственной и общественной жизни, крайний формализм и омертвение религиозной жизни» (цитировано в ред. Д. А. Горбачева). При этом философ находит также массу недостатков и у социализма.
По свидетельству Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого) в 1889 г.:
А Церковь, подчинённая государству, не смогла нести людям очищающую проповедь. Перед революцией лучшие пастыри говорили, что «Церковь теряет власть над своими чадами» и на Россию «беспросветною тучею надвигается сильнейшее и страшное зло — религиозное равнодушие народа».
А вот мнение философа Василия Васильевича Розанова:
57 лет первого «хождения» в капитализм и Европу после реформ Александра II привели Россию к острому экономическому, финансовому и духовно-нравственному кризису. Падение Царской России не было случайным, социализм соответствовал чаяниям русского народа в поиске правды и справедливости. Второй поход в Европу и капитализм, начатый Ельциным в 1992 г., потребовал всего лишь 32 года для достижения демографической катастрофы. Так есть ли будущее у капитализма в России?
На картинке ниже символично показаны пороки капиталистического общества, характерные для дореволюционной России: точно по К. Марксу. Но в условиях нашей современности такой «расклад» является абсолютно невозможным. Сейчас в России беспрецедентный уровень свободы за всю ее историю. "Насилие" вычеркиваем. Но в остальном...
Капитализм как система власти денег: последствия «служения мамоне»
Но весь вопрос во власти — настоящий капитализм предполагает полную власть денег и крупного капитала, где все пороки системы проявляются в полной мере.
По мнению известного экономиста М. Леонтьева
Позиция верная и взвешенная.
Но есть более сложный вопрос — относительно возможности совмещения предпринимательства и нравственности. Отдельный «праведный» предприниматель, если его деятельность на личном уровне соответствует нравственным законам как в отношении рыночной стратегии, так и по отношению к самому доходу, — он будет приносить пользу и будет стремиться к личному спасению.
Но, как мудро замечают современные либеральные экономисты К. Макдонелл и С. Брю, пишут, что «рыночная система — это бесстрастный механизм. Она не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам». Следовательно, создать в обществе критическую массу «праведных предпринимателей» совсем не просто.
И как сказал сам Спаситель:
Государство, Церковь и нравственность
Построение идеального государства в силу испорченности человеческой природы также невозможно. Коммунизм — утопия, но… Если оставить все как есть на самотек, ситуация будет ухудшаться вплоть до момента, когда государство будет разрушено. Сила СССР была в том, что в нем через продуманную систему воспитания государство пыталось создать возвышенного, духовного и нравственного человека, а также соответствующего государственного служащего (чиновника). И вполне успешно, иначе не было бы победы в ВОВ, а СССР не стал бы вторым полюсом мира после США.
Ныне эта задача возложена на Церковь. Церковь является фундаментом государства и общества, и именно она определяет общественную мораль и нравственность. Но количество воцерковленных людей всегда ограниченно — сейчас не более 8%. Народ спасается именно этим «остатком», наша общая нравственность идет от него. Но все дети не могут ходить в воскресные школы. И те люди, которые «пилят» бюджет, обманывают или «доят» народ — они вряд ли сильно верующие. Именно поэтому Дж. М. Кейнсу приписывают цитату: «Капитализм — это удивительная вера в то, что худшие поступки худших людей тем или иным образом служат общему благу».
Следовательно, без тщательно продуманной системы воспитания граждан, в том числе предпринимателей и чиновников, подобной той, которая была в СССР, нравственные, а также демографические проблемы общества решить абсолютно невозможно.
Об очистительной и просветительской роли Церкви и ее исполнении
Наш философ Н. Бердяев высказывает важные идеи, полагая, что христианство должно сказать свое веское слово не только в личном спасении, но и в общественном совершенствовании:
Бердяев указывает здесь на ту роль, которую играла Церковь в России в синодальный период, когда она являлась частью государства и мирилась с социальной несправедливостью в государстве, не имея возможностей просвещения ни верхов, ни низов, но призывая народ к терпению и смирению. В результате общество впало в атеизм, а Церковь после революции попала под страшные гонения и репрессии.
Сегодня власть, как и до революции, пытается использовать Церковь как политический инструмент, создавая союз партии власти и православных. В таких условиях возникает проповедь, что нам нужно заниматься только личным спасением (которое, безусловно, является главной целью христианина), но не стремиться разбираться в том, что происходит в государстве. Но никак нельзя использовать Церковь для «прикрытия» социальных грехов правящего класса.
Как пишет священномученик, архиепископ Андроник Никольский:
Церковь не должна становиться субъектом политики (см. социальную концепцию РПЦ), она не оппозиция государства — но оппозиция греху. Ее задача не критика — а ведение активной проповеди — как верхам, так и низам, во вполне мирном духе.
Ни для кого не секрет, что если кто-то из нашего духовенства по совести начнет явно говорить о недостатках либеральной системы, то за редким исключением они могут быть оправлены в «дальние приходы». Конечно, бывают случаи, когда такая критика становится конфликтной: и тут вопросов нет.
Гениальный проповедник и богослов святой Иоанн Златоуст был известен современникам не только своей мудростью и потрясающими проповедями, но и величайшей заботой о своей пастве и отстаиванием всякой правды. Как и Иоанн Креститель, он открыто обращался к царице Евдоксии, супруге императора Аркадия: «Царица желает, чтобы я походил на мёртвого, не замечал совершаемых несправедливостей, не слушал голоса обижаемых… не говорил обличений против согрешающих; но так как я епископ и мне вручено попечение о душах, то я должен на всё смотреть… учить, наставлять и обличать. Ведь я знаю, что если я не буду обличать беззакония и наказывать беззаконнующих, то подвергнусь наказанию…. Я обличаю беззаконие, а не беззаконнующих…» В итоге св. Иоанн был гоним, смещен с кафедры и отправлен в ссылку, но сохранил честь и достоинство.
Каким должно быть государство?
По мнению святителя Филарета (Дроздова):
Из сказанного выше следует, что государство должно стремиться к тому, чтобы соответствовать евангельским принципам, т. е. быть праведным (правильным). И второе — к установлению с Церковью отношений, максимально близких к так называемой «симфонии государства и Церкви». Но это отдельная тема.
О требованиях к управлению государством сказано в Социальной концепции РПЦ: «III.8. Государство, в том числе светское, как правило, осознает свое призвание устроять жизнь народа на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества». Позволяет ли нынешняя система приближаться к этому?
Социальная позиция Церкви: последствия краткосрочные и долгосрочные
Наши церковные власти порой критикуют отдельные стороны сложившейся в России социально-экономической системы, но при этом не дают принципиальной и целостной духовной ее оценки.
СК РПЦ и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин». Но как предупреждал наш великий философ Н. Бердяев: «И нужно потерять совесть, чтобы считать более соответствующим христианству капитализм».
Кажется, что расслоение общества не вредит Церкви, и многие крупные предприниматели охотно помогают ее деятельности. Государство косвенно помогает в программе строительства храмов. Нынешний период является самым лучшим и благоприятным для развития и функционирования Церкви за всю 1000-летнюю историю России. Но при этом Церковь начинает частично повторять свои ошибки синодального периода, когда она не имела самостоятельности и фактически была частью государства.
Все бы хорошо, но система вводит русский народ в состояние цивилизационного кризиса. Материальное развитие Церкви идет, но что будет с основой Церкви — православным народом, каков будет авторитет Церкви?
Согласно переписям 2002 и 2010 годов, число русских в России уменьшилось на 4,9 миллиона, число представителей других национальностей выросло на 2,6 миллиона. По переписи 2021 года русскими назвали себя 105,58 млн. чел. (против 112,51 млн. в 2010 году), т. е. уже на почти 7 млн. чел. меньше: и это несмотря на присоединение Крыма.
По мнению социолога, специалиста по миграционным процессам Владимира Ермолаева (публикация Царьграда), при сохранении текущих тенденций в 2040 русских будет не более 90 миллионов, а к 2100 г. доля русских может упасть до 50%.
Как недавно заявил Патриарх Кирилл:
Дореволюционные тенденции, как и тогда, могут со временем вылиться в падение социального авторитета Церкви. Какие сигналы мы получаем от общества в ответ на все это? Первым сигналом стала проблема передачи Исаакиевского собора, а затем проекта строительства храма в Екатеринбурге, когда общественное мнение не поддержало Церковь. Согласно исследованиям ВЦИОМа на 2021 г., в России с 2017 произошел двукратный рост числа атеистов (с 7% до 14%), на фоне снижения доли православных (с 75% до 66%). На последователей ислама приходится 6% (с 2017 года ситуация не изменилась). Сложно сказать, насколько все это точно, но тенденции, видимо, есть.
Россия и будущее
Мы видим видимое, но не видим невидимое, то, что видит Церковь. Строительство храмов - дело праведное. И как во время начала становления Москвы, развитие Церкви в итоге приведет Россию к невиданному подъему и развитию.
Славянофил Николай Яковлевич Данилевский пророчески предупреждал нас об опасности «вхождения в Европу». Если Россия полностью примет либерализм, то как цивилизация она неизбежно погибнет, поскольку в условиях текущего разделения мировых рынков у нас остается основной роль сырьевого придатка. Капитализм тлетворно влияет на народную нравственность, он неизбежно разлагает ее, поскольку рынку нужны лишь потребители, не отягощенные большим интеллектом. Подобные тенденции были и в Царской России со времен реформ Александра II.
Сейчас Россия находится в уникальной ситуации: имея опыт социалистической и рыночной экономики, она способна предложить миру совершенно новую модель общественного устройства и экономики, которая сочетала бы преимущества и устраняла недостатки этих систем, в котором будет гармония как частной, так и общественной собственности при приоритете последней. И эта модель может дать нам сильнейшее конкурентное преимущество, способное привести нас в недалеком будущем к мировому лидерству.
Только Россия осуществляла самые смелые эксперименты по строительству будущего, меняя форматы государства как перчатки. Может, мы — это место, где рождается новое? Предвидя это, Дж. М. Кейнс так писал про советскую Россию в 1925: «Временами ощущается, что именно здесь… – Лаборатория Жизни… Исход всего проистекающего в России значимее того, что происходит (как нам говорят) в Соединенных Штатах Америки».
В 1917 мы пошли, чтобы исправить ошибки капитализма; в 1991 — чтобы исправить перегибы 1917 — но в итоге вернулись назад. История — живой организм, исправляющий ошибки народов. Капитализм, построенный Ельциным по американским лекалам, уничтожающий нашу цивилизационную матрицу, не имеет в России никакого будущего.
Частный капитал, как мелкий, так и крупный, может быть полезен в первую очередь в производственном, потребительском секторе. Сырьевой сектор и естественные монополии категорически не могут быть в частной собственности: паразитическая, ничего не производящая олигархия превращает страну в дойную корову и тормозит ее промышленное и технологическое развитие, сажая нас на иглу импорта, опасаясь вытеснения своей власти новой, производительной элитой. Сейчас в России нет фигур масштаба Генри Форда, а именно такие люди создавали богатство и лидерство Америки в ее лучшее время.
Н.А. Бердяев мыслил возрождение России с преодолением пассивности, Россия должна взять на себя активную роль в преобразовании мира. Нам необходимо освободиться от подражания и влияния Европы: становление нашей духовной независимости поможет всему миру. Весь мир ждет, что мы, как СССР, будем создавать другой полюс мира. Москва — Третий Рим, мы являемся хранителями истинной апостольской православной веры. Россия — удерживающая сила, которая спасает мир от полного господства и растления Запада.
Ф. Достоевский в 1877 г. писал:
В заключение приведем мудрые слова Патриарха Кирилла о революции 1917 г. и роли Церкви в современном обществе:
Ссылки:
https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/asmolov-nikolaj-kazikbekovich/fenomenaljnoe-intervjyu-olega-deripaski
Изборский клуб (стенограмма второго заседания) | Изборский клуб (izborsk-club.ru)
Христианство и социализм — протоиерей Сергий Булгаков (azbyka.ru)
Русское Возрождение, 1983, И. Ильин, «О революции»
Д. А. Горбачев, Духовно-нравственное состояние Российской армии накануне Октябрьской революции 1917 года в оценках вождей Белого движения, files.mgik.org›Vestnik/2012-6/2012 — 6 — 79.pdf
Костромские епархиальные ведомости, 1905. № 9. С. 286.
В. В. Розанов, АПОКАЛИПСИС НАШЕГО ВРЕМЕНИ, http://www.vehi.net/rozanov/apokal.html
pravpiter.ru/pspb/n202/ta007.htm
ВЦИОМ: верующих в России 70 процентов, а воцерковленных — всего 8 (rambler.ru)
Священномученик Андроник (Никольский) «Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или основания и смысл царского самодержавия»
«В чем причина нынешних бедствий?» — Дмитрий Семеник (azbyka.ru)
https://tsargrad.tv/articles/rossija-perestanet-byt-russkoj-k-2060-godu_209427?ysclid=lwrpqdijcz719256847
https://tass.ru/obschestvo/19592207?ysclid=lracszo0ac971724865
Беглый взгляд на Советскую Россию. «Впечатления о Советской России. Должно ли государство управлять экономикой» | Кейнс Джон Мейнард (litresp.ru).)
Информация