Причины аварии плавучего дока ПД-50

27
Причины аварии плавучего дока ПД-50

Шесть лет назад, в ночь с 29 на 30 октября 2018 года, на территории 82-го судоремонтного завода в Росляково во время проведения доковой операции по выводу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» произошло затопление плавучего дока ПД-50 и падение крана с левой башни на летную палубу крейсера.

ПД-50 был ключевым активом 82-го судостроительного завода, расположенного недалеко от порта приписки Северного флота Мурманска. Плавучий док был введен в эксплуатацию в ту же эпоху, что и «Кузнецов», и это позволило советскому военно-морскому флоту обслуживать крейсер и другие крупные корабли без строительства нового сухого дока на месте.



Причинами потери ПД-50 стали низкая квалификация экипажа, так как из-за низких зарплат не смогли нанять грамотных специалистов, непроведение капитального ремонта изношенного корпуса плавдока, экономия на топливе для дизельных двигателей. По техническому состоянию и сроку службы ПД-50 уже нужно было менять, вопрос аварии его (с потенциальной возможностью гибели докуемого объекта — «Кузнецова» или атомных подводных лодок) был вопросом времени.

Как и на любом корабле, на плавдоке имеется капитан, который называется докмейстером. Он отвечает за формирование надежного и высококвалифицированного экипажа. Работа по докованию атомоходов и авианосцев требует высокой ответственности и квалификации, так как это не рутинная деятельность, а сложная операция, требующая значительного опыта.

В начале 2018 года на пенсию ушёл докмейстер Окаев В. И., который с 1993 года трудился на судоремонтном заводе. Он имел образование советского образца и умел справляться с работой на ПД-50 в ручном режиме в условиях нехватки ресурсов, проявляя виртуозные способности, смиряясь с «инновационным» решениям менеджеров без технического образования, которые внедряли странные инициативы ради получения бонусов, игнорируя при этом жалобы вымирающих специалистов. Так, после передачи ПД-50 в 2015 году компании «Роснефть», один из менеджеров решил, что плавучий док будет погружаться и всплывать с использованием берегового питания. В результате была сокращена моторная бригада, закупка дизельного топлива прекращена, расходы на содержание дизельных двигателей оптимизированы.

На 2018 год заработная плата докмейстера на ПД-50 составляла 85 тысяч рублей, что, по сути, соответствовало стоимости нового айфона, который мог позволить себе менеджер крупной компании, такой как «Роснефть». Старшие механики и электромеханики зарабатывали значительно меньше — чуть менее 30 тысяч рублей. Базовые ставки для членов экипажа варьировались от 12 до 26 тысяч рублей, в зависимости от занимаемой должности и уровня ответственности. Судя по всему, в октябре 2018 года на борту ПД-50 не оказалось квалифицированного специалиста, который мог бы принять взвешенное и разумное решение в критической ситуации.


Плавучий док ПД-50 был построен в единственном экземпляре по заказу Советского Союза на верфи Gotaverken Arendal (Арендаль, Швеция) в далеком 1979 году. Док оснащен четырьмя дизельными двигателями, четырьмя электрогенераторами. Оборудован двумя башенными кранами грузоподъемностью 50 т каждый.

ПД-50 за всё время своей эксплуатации ни разу не подвергался капитальному ремонту, что привело к значительному износу его конструктивных элементов. Это особенно отразилось на башнях плавдока. Поскольку в течение длительного периода эксплуатации башни находились над уровнем балласта, они подверглись интенсивной коррозии в агрессивной среде паров морской воды, насыщенной солями. Отсутствие своевременного технического обслуживания и капитального ремонта ускоряло этот процесс. В отличие от башен, элементы конструкции плавдока, расположенные ниже уровня балласта и постоянно контактирующие с ним, корродировали значительно медленнее.

Каждый год заводская комиссия осуществляла полное техническое освидетельствование. В 2014 году по итогам данной проверки было выдано свидетельство о пригодности ПД-50 для работы на срок пять лет. В 2015 году проводились измерения остаточных толщин его корпусных конструкций с использованием ультразвукового толщиномера, охватывающие все элементы корпуса в трех сечениях. Результаты показали, что некоторые части конструкции имели износ. В июне и июле 2018 года были снова проведены измерения остаточных толщин корпусных конструкций стапель-палубы и палубы безопасности ПД-50, в ходе которых выявили листы на стапель-палубе с износом более 50 процентов.

На доке была установлена балластная система для управления его всплытием и погружением, включающая балластные цистерны, заполнение которых происходило самотеком посредством открытия и закрытия задвижек; управление системой осуществлялось дистанционно, с контролем показаний приборов. Существует пять ключевых показателей – крен, дифферент, перегиб, прогиб и кручение, которые могут вызвать напряжение в конструкции дока. Превышение допустимых значений этих показателей может привести к возникновению недопустимых напряжений, что, в свою очередь, увеличивает риск аварий.

Для предотвращения подобных ситуаций в соответствии с пунктами 2.4.8 и 2.6.2 РД 31.52.22-88 правил технической эксплуатации судоподъемных сооружений, докмейстер должен составлять схему заполнения балластных цистерн. Схема представляется в виде таблицы, в которую фиксируются данные об осадке в наиболее критические моменты работы дока. Это включает в себя такие события, как вход стапель-палубы в воду, ввод корабля, погружение палубы безопасности, вес корабля, его расположение в доке, расположение балластных цистерн, а также положение доковых опорных устройств.

Кроме того, в таблицу вносятся результаты измерений параметров общей и местной прочности по мере заполнения цистерн, а также данные об износе и прочности конструкций. В соответствии с полученными расчетами устанавливается необходимый уровень воды в каждой из 26 цистерн, соответствующий моменту достижения конкретной осадки дока. Гидростатический напор — давление, создаваемое водой в цистерне, которое может воздействовать на местную прочность обшивки. Без контроля над этим давлением риск повреждения обшивки существенно возрастает. Наконец, отсутствие схемы контроля за гидростатическим напором не позволяет оценить фактическое давление, действующее на обшивку, и принять своевременные меры по его снижению.


29 октября 2018 года в 11:00 новый докмейстер Кузьмин П.Н. сообщил о готовности дока, и в 14:00 начались доковые операции, которыми также руководил он, получая отчеты о ходе выполнения от диспетчера. В 16:45 док начал погружение на осадке 15 метров. В 19:15 была запланированная остановка, после чего в 21:00 погружение возобновилось. Около 21:45 произошло отключение электричества на машинной башне, после чего клапаны балласта были закрыты, а погружение временно остановлено. Однако в 22:30 произошел сильный толчок и вибрация, вода начала поступать на палубу безопасности, отключилось аварийное освещение и сигнализация, а попытка подключить резервную линию электропитания оказалась неудачной.

Началась эвакуация. Док кренился в сторону жилой башни, и вода хлынула на палубу ПД-50. Хотя с помощью контрзатопления частично удалось выровнять крен, он продолжал нарастать, и в итоге док начал ломаться. Была объявлена полная эвакуация. В процессе погружения не отслеживался гидростатический напор, фиксировались лишь показатели крена, дифферента, прогиба и перегиба. Уровень воды в балластных отсеках при доковой операции не отражался, схемы заполнения цистерн не разрабатывались, а расчеты не проводились.

Как следует из показаний старших электриков, в 22:30 29 октября 2018 года они находились на посту машинной башни, когда внезапно испытали сильный удар и вибрацию. В результате произошёл обрыв электроснабжения, и начался крен на правую сторону. После соответствующей команды они вручную открыли три клапана балластных насосов. В 23:20 их эвакуировали с жилой башни. Находясь на берегу, они стали очевидцами падения крана с жилой башни дока в воду, что привело к тому, что несколько людей были смыты в водную стихию. Затем они увидели, как кран с машинной башни упал на палубу тяжёлого авианесущего крейсера. В момент, когда жилая башня опустилась под воду, машинная башня начала подниматься. На ней также находились люди, которые в результате падения оказались в воде. После проверки личного состава выяснилось, что двоих членов экипажа не оказалось.

Согласно показаниям командиров электромеханической боевой части, превышение допустимых значений нагрузки на шпангоуты, вызванное перегибом или прогибом, а также гидростатическим напором, привело к их разрыву. В результате образовались отверстия в балластовом отсеке и прорыв обшивки. Неправильное заполнение балластовых отсеков, скорее всего, привело к возникновению гидростатического напора, который и спровоцировал разрыв шпангоутов.

Во время проведения доковой операции экипаж корабля занял боевые посты, док начал погружаться согласно разработанному плану, предусматривающему временные интервалы погружения и остановки. После очередной остановки произошло обесточивание корабля: подача электропитания от дока прекратилась. Параллельно с этим у корабля возник крен на левый борт, и по телефону поступило сообщение о том, что док начал тонуть. В связи с этим была отдана команда отрубить тросы и кабеля, соединяющие корабль с доком. Кран дока, лишенный опоры, упал на палубу тяжёлого авианесущего крейсера, в результате чего крен резко сменился на правый борт.


В 2018 году водолазные специалисты проводили водно-технические работы для обследования состояния ПД-50. Плавучий док находился на дне и погрузился в грунт на два метра, имея крен на правый борт. Обнаружено вертикальное повреждение правого борта ПД-50, представляющее собой разрыв, который переходит в горизонтальное повреждение, уходящее от палубы безопасности в грунт.

Водолазы осуществили вырезы в зоне указанного разрушения. Зафиксировано наличие множественных механических повреждений, включая вертикальные трещины жилой башни, которые переходят в горизонтальные трещины на уровне палубы безопасности. Также были вырезаны фрагменты внешней обшивки правой башни как ниже, так и выше палубы безопасности ПД-50. На этих фрагментах обнаружены разрушения в виде изломов с характерным рисунком, указывающим на основное направление разрушения снизу вверх и их расположение относительно сварного соединения.

Комплексная водно-техническая судебная экспертиза пришла к выводам, что повреждение в районе 201 шпангоута внешней стороны правой башни возникло из-за запредельного действия гидростатического напора и привело к образованию и развитию гофра на стенке шпангоута и последующему развитию трещины снизу вверх и разрыву палубы безопасности ПД-50. Таким образом, затопление ПД-50 произошло из-за износа корпуса, перебоев с подачей электроэнергии, низкой квалификации экипажа, на зарплате которого экономили.

Докмейстер не обладал необходимыми знаниями для составления схемы приема балласта и проведения расчетов заполняемости цистерн, контроль над гидростатическим напором, возникающим при заполнении балластных цистерн, отсутствовал. Гидростатический напор в балластных цистернах, возникший при неконтролируемом заполнении, привел к разрушению обшивки правой башни ПД-50.

В соответствии с приговором Ленинского районного суда города Мурманска, опубликованным в открытом доступе, лишь новый докмейстер плавучего дока ПД-50 Кузьмин П.Н., который фактически является «стрелочником», осужден за нарушение правил безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц. Эффективные менеджеры «Роснефти» ответственности избежали.

В заключение отмечу, что отказ от выполнения трудоемкой задачи, для которой отсутствуют необходимые материальные и/или человеческие ресурсы в достаточном количестве и качестве, мог быть разумным выбором. Это особенно актуально, когда такие поручения поступают от людей, для которых не важно, руководят ли они баней или научным институтом. В то время как менеджер, который отдает такие указания, может легко сменить место работы и получить новый контракт с повышением, стрелочник всегда рискует получить реальный срок заключения в местах не столь отдаленных за несчастный случай с подчиненными.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    22 октября 2024 18:29
    Начальник дока Окаев счастливый уходит на пенсию.


    https://82srz.com/novosti/?ELEMENT_ID=261
  2. +2
    22 октября 2024 18:36
    Обращаем внимание на дату размещения вакансии. Это в дополнение к уволившемуся за полгода до события ветерану.
    1. 0
      24 октября 2024 11:14
      Ха-ха-ха, это ж по сути копейки, а ведь сейчас они все указывают "грязными", а минус 13% налога и ещё меньше получается. laughing
  3. 0
    22 октября 2024 18:37
    Выход из дока " Кузнецова" был : Плановый,планово аварийный,аварийный- есть публикации что ,корабль принял несколько тысяч тонн воды.Какой из трёх.Почему не награждён экипаж Кузнецова,в доковом ремонте был ограниченный состав экипажа.Это чудо ,что с такими зазорами между бортом и башней ,командир вывел их дока корабль своим ходом- в этом сомнения или при помощи буксиров.
    1. +1
      22 октября 2024 18:45
      Публикации, что крейсер принял несколько тысяч тонн воды основаны на фантазиях. Крейсер был готов к доковой операции.
      1. +1
        22 октября 2024 19:00
        На вашем фото нет крана с правой башни ПД 50 на полётной палубе .Фото не имеет ни какого отношения на выход "Кузнецова" из дока в аварийном случае.Почему ремонт винто- рулевой группы проводился уже в сухом доке,а не в ПД- 50?
        1. +2
          22 октября 2024 19:26
          На фото доковая операция по заводу крейсера в ПД-50 в 2018 году. Когда именно снимали и устанавливали валы с винтами, информация на уровне слухов.
          1. +1
            22 октября 2024 19:38
            Я только полностью с вами согласен ,назначили стрелочника- который может быть выйдет через пару лет из тюрьмы уважаемым человеком .И что то я сомневаюсь в рабочем состоянии 4ёх дизельгенераторов .Надо искать акт Регистра России- там могут быть ограничения мелким шрифтом.Вывод из эксплуатации дизель группы ,должен был решаться через Регистр России.Наверно как то так.
          2. -1
            22 октября 2024 20:26
            Вы рассмотрение апелляции в центральном суде г Мурманска найдите.Там чётко написано :в 21 50 названных суток после обестачивания жилой башни ,перешли на резервное электропитания и продолжили погружение,в штатном режиме.В 22 30 произошёл сильный толчок и вибрация,отключился свет..." как вам такой поворот? ( Апелляционной постановление 22- 2001/ 2023 22- 75/ 2024 от 25 января Мурманский областной суд ( Мурманская обл) Прочитайте многое узнаете.судья Суворова ЕН 22- 75/ 2024.Топ менеджеры не виноваты.
            1. +3
              22 октября 2024 21:22
              ПД-50 с 1979 года капитально не ремонтировался, а каким там образом новые его хозяева из "Роснефти" подписывали акты об удовлетворительном состоянии - это тот еще вопрос. Сокращении экипажа дока имело место, команда не смогла включить резервное электропитание от генераторов. В ходе судебных слушаний выяснилось, что поступление воды интенсивностью 6000-7000 м3/час через разрушившееся соединение в помещения выше палубы безопасности вызвало короткое замыкание в силовых сетях, цепях управления автоматическими выключателями.
              1. -1
                22 октября 2024 21:30
                В апелляции точно указано как всё происходило.Найдите апелляцию.После обестачивания в 21 : 45 ,автоматически включился аварийный дизель генератор,погружение проводилось в штатном режиме,подтверждено многочисленными свидетелями из экипажа дока.Главный инженер завода документально доказал ,что ремонтные работы на доке проводились.Он бы тоже загремел - " паровозом" .Но он свидетель ,а не обвиняемый.
                1. +1
                  22 октября 2024 21:36
                  Там же в приговоре суда указано, что капитальный ремонт с 1979 года не проводился.
                  Кстати на плавучем доке имелось семь дизель-генераторов: четыре основных мощностью  по 1850 квт, два аварийных дизель-генератора и один вспомогательный. Потом, на момент аварии по переланным запасам плавучий док не имел борту дизельного топлива. О неработоспособной энергетической составляющей четыре основных дизель-генераторах мощностью  по 1850 квт было известно.
                  1. 0
                    22 октября 2024 22:06
                    Я с вами спорить не буду ,капиталка корпуса - это вытащить на берег ,вариантов нет.Все остальные механизмы дока можно капиталить на плаву ,даже донную арматуру.Мне мнения журналистов не интересны.За регламентные работы на доке ПД - 50 отвечал главный инженер завода.Есть механизмы дока которые предъявляются морскому Регистра России.Но почему-то разрешение на дальнейшую эксплуатацию дока давал Речной Регистр России.Оба Регистра- мужики не подкупные, оно им надо?С их зарплатами.Ещё раз повторяю ,21 : 50 после обестачивания ,автоматически включился аварийный дизель генератор и погружение дальше продолжалось штатно ,до 22 : 30 ,до гидравлического удара.Подтверждено экипажем и следствием.Конечно это вам трудно признать.
  4. +3
    22 октября 2024 19:43
    А докмейстер, который не умел правильно обращаться со старым хламом, в итоге оказался за решеткой? У нас видимо если не поднимется большая шумиха в СМИ то огоебают только стрелочники
    1. +3
      22 октября 2024 19:54
      Кузьмина посадили на должность зиц-председателя и он отсидит за всех. Согласился же.
      1. 0
        22 октября 2024 21:08
        Ситуёвина чётко расписана в рассмотрении апелляции.Свидетели подтверждают ,что Кузьмин Н.П руководил доковой операцией по телефону ,через диспетчера.Появился у дока в 23 : 00 ,когда всё было кончено.По моему за дело получил 4 с половиной года в колонии поселении.
        1. +1
          22 октября 2024 21:16
          В октябре дело в Третий кассационный суд ходило, надо почитать будет решение, если на сайте опубликуют.
          1. 0
            22 октября 2024 21:23
            Я прочитал рассмотрение апелляции от 25 января 2025 года ,вариантов у Кузнецова небыло.Да и поехал он в колонию уже ,время пошло.Раньше сядет раньше выйдет.Крайне раздолбайское у него было в тот день поведение.Свидетели подтверждают.
            1. +3
              22 октября 2024 21:30
              После апелляции приговор вступил в силу, так что Кузьмин его отбывает. Нельзя платить докмейстеру на северах 85 000 рублей. По стоимости айфона эффективного управляющего манагера... Не будет профессионал работать за такие деньги.
              1. +3
                22 октября 2024 21:34
                Я отходил в море 25 лет и знаю как такие руководители увеличивают себе зарплату в разы,волшебное слово " саморемонт".Сам таким " страдал" через групповых механиков,с их интересом.
  5. +2
    22 октября 2024 19:48
    Схлопывание башни на ПД-50 было во время пробного погружения в Швеции. При демонстрации производительности насосов производилась откачка из балластных отсеков правого и левого бортов и при достижении разницы уровней в балластных отсеках и за бортом более 1,4 м произошло схлопывание. Об этом свидетельствует капитан 1 ранга в отставке Коняхин Владислав Владимирович. По его словам, есть подтверждающая запись в инструкции по эксплуатации, ограничивающее перепад 1,2 м.

    На бортах плавдока вмятины от гидроудара. Фото из архива шведских газет
  6. +2
    23 октября 2024 08:46
    Спасибо вам, Аристарх Людвигович, за обстоятельное изложение сути происшедшего. Но вы мало внимания уделили суду над «виновником».
    Его вину определили, как:
    По версии следствия, 29 октября 2018 года начальник плавучего дока ПД-50 не обеспечил равномерное затопление балластных отсеков дока забортной водой при погружении его с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» в акваторию Кольского залива Баренцева моря. Из-за неравномерного гидростатического давления плавучий док ПД-50 получил разрыв корпуса и затонул. В результате его затопления погибли 2 работника судоремонтного завода.

    И вот что решил суд:
    26 января 2024 года Мурманский областной суд оставил в силе обвинительный приговор бывшему начальнику затонувшего в 2018 году плавдока ПД-50 Павлу Кузьмину. Ему назначили 4,5 года лишения свободы в колонии-поселении с запретом в течение двух лет занимать должности, связанные с руководством судоподъёмными сооружениями.

    Только мы никогда не узнаем, в соответствии с какими соображениями, несмотря на физический износ ПД-50, кем и почему было отдано распоряжение — «поместить!»?
    Неужели преференция в 85 000 рублей зарплаты закрыла начальнику глаза на ответственность? Помнится, в это время (двумя годами раньше) моя зарплата без всяких «полярок» в должности с меньшим объёмом работ и ответственностью составляла более 36 000 рублей.
    Одно понятно: «стрелочник» получил своё по минимуму, а настоящие, истинные виновники, благодаря деятельности которых государству был нанесён этот ущерб, остались в «белых фраках»...
    1. +3
      23 октября 2024 10:30
      Пока будут те, кто готовы работать за копейки, ситуация не изменится. Только дефицит кадров может привести к изменениям. А пока хватает дураков, работающих за докмейстером на Северах за 85 тыс. на флагманском доке, все так и останется. Только уровень знаний и умений этих дураков будет неуклонно снижаться, пока совсем отрасль не выродится.
      Докмейстер должен уважать себя и свою профессию и достойный уровень оплаты это первый признак уважения. Спасибо за комментарий.
      1. +1
        24 октября 2024 01:05
        Кузьмин П.Н начал свою карьеру на ПД - 50 ,с техника автоматики.И в госкомпаниях существует " порочная практика" предновогодние бонусы в рублях .Рядовой состав может получить оклад,а может и не получить .А руководство всегда ,сумма 6 значная .Роснефть очень этим " страдает". laughingГлавный инженер на заводе была - женщина,в момент аварии её замещал И.О.
        1. +1
          24 октября 2024 01:16
          Вот скрин с апелляционного заседания суда ,под шифром ФИО1 - Кузьмин П.Н.На момент апеляционного суда его жена была беременна.
          1. +1
            13 ноября 2024 17:23
            Опубликовали решение 3 кассационного суда, приговор оставили без изменения.
            https://3kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=18833698&delo_id=2450001&new=2450001&text_number=1
            1. +1
              13 ноября 2024 18:07
              Аристарх Людвигоаич .Меня сечас интересует больше ,где сейчас док из Турции для Атомфлота и где его поставят.Атомфлот усиленно набирал команду на него.Матеарилы дела прочитаю ,позже .Спасибо что не надо искать.