«Золотые батоны» Кайзера

38
«Золотые батоны» Кайзера
Гражданская подлодка по версии советской фантастики...


В советской подростковой фантастической повести (не фильме!) о приключениях Электроника и его друзей фантаст Евгений Велтистов описывает будущее, в котором идёт активное хозяйственное освоение глубин Мирового океана.



«Гонцы обходили стороной подлодки, глубинные дирижабли, танкеры, грузовые баржи — быстроходные, безопасные подводные суда, которым не страшны были волны, ветер, бури. Рэсси мгновенно отличал змеиный силуэт танкера от стремительного катера «летучая рыба». Но среди множества кораблей спутникам не встречалась подлодка «Тунец» с характерным горбом плавника...»


Коммерческая подлодка «Дойчланд» в море

Между тем, к моменту написания этих фантастических повестей о ближайшем будущем (процитированная книга написана в 1971 году), коммерческие подлодки были уже достаточно давним прошлым: первая была спущена на воду 28 марта 1916 года и носила имя «Дойчланд»...

Обещание Кайзера окончить войну «до листопада» не было пустым бахвальством. Просто Вильгельм II понимал, что долгой войны II Рейх не потянет. Дело было не в том, что промышленная Германия не могла обеспечить себя продовольствием (слишком много народу работало в промышленности и служило в армии). В конце концов, были границы с нейтральными странами, через которые можно наладить импорт продовольствия. Проблема была в том, что за продовольствие надо было платить, деньги в Рейхе за номером 2 водились за счёт экспорта промышленной продукции, а при отсутствии экспорта покупать у нейтралов всё необходимое было просто не на что. А самые платёжеспособные покупатели немецкого экспорта сидели за океаном...

В 1913 году доля Германии в мировой торговле составляла 26,6 процента. Значительная часть произведённого шла за океан, но когда Роял Нэви начал морскую блокаду Рейха... немцам стало тупо не хватать еды: не потому что нейтралы не продавали, а потому что покупать было не на что. Но на голодный желудок хорошо начинают работать мозги, и «сумрачный тевтонский гений» решил: немецкий экспорт — высокотехнологичный, много места он не требует, так почему бы не наладить поставки отечественной продукции за океан подводными лодками? И за кульманами закипела работа!


Схема отсеков подлодки «Дойчланд»

Коммерческую подлодку-блокадопрорыватель спроектировал инженер Рудольф Эрбах. Из-под его рейсфедера вышел проект подлодки надводным водоизмещением 1575 тонн, способной брать на борт 750 тонн груза (по большей части — в балластные цистерны, продукцию немецкой химической промышленности). 200 тонн солярки позволяли подлодке преодолеть расстояние в 12 000 миль со скоростью 10 узлов. Экипаж судна составил 25 человек: капитан, старший механик, два вахтенных офицера, шесть ассистентов, четыре машиниста, шесть мотористов, четыре матроса и кок. Первый корпус окрестили «Дойчланд», к началу лета подводный прорыватель блокады был готов к выходу в море.

В первый рейс «Дойчланд» вышла из Бремена, 16 июня 1916 года под командованием капитана северогерманского Ллойда Пауля Кёнига. В цистернах лодки плескалось 163 тонны красителей (ализарина — красителя красного оттенка) и фармацевтических препаратов (сальварсана — лекарства, использовавшегося для лечения сифилиса до изобретения антибиотиков) на сумму 60 миллионов фунтов стерлингов. Помимо химической продукции, везла подлодка дипломатическую и банковскую корреспонденцию.


Экипаж «Дойчланда» после рейса

9 июля «Дойчланд» была уже в Балтиморе, где разгрузилась и погрузила на борт 348 тонн каучука, 341 тонну никеля и 93 тонны олова. 25 августа подлодка благополучно прибыла в Бремерхафен, преодолев 8450 морских миль, из которых 190 — в подводном положении. Прибыль от рейса составила 17,5 миллионов фунтов стерлингов. Привезённого U-boot'ом сырья германской промышленности хватило на два-три месяца, так что опыт стоило признать успешным.

10 октября 1916 года «Дойчланд» вышла во второй рейс. На этот раз на борту помимо химикатов, красителей и медикаментов были ценные бумаги, драгоценные камни и почта. На этот раз курс был проложен на Нью-Лондон, штат Коннектикут. До порта подлодка дошла 1 ноября, а уже 17 ноября вышла в обратный путь с грузом резины, никеля, легирующих добавок и олова. Помимо того, на борту везли серебряные слитки на 140 тысяч долларов. На этот раз всё прошло не столь гладко: на выходе субмарина протаранила буксир, который затонул вместе с пятью членами экипажа. Пришлось выплатить залог в 348 тысяч марок, после чего 21 ноября «Дойчланд» сняли с мели, починили мелкие повреждения и помахали платочком на прощание. 10 декабря судно прибыло в Бремерхафен.


Калибр U-155 — внушает уважение!

Собственно говоря, после этого карьера коммерческой подлодки завершилась — стало ясно, что США скоро вступят в войну и не вовремя явившуюся в порт лодку можно потерять. 10 февраля 1917 года торговое судно «Дойчланд» было удалено из судового регистра. А в составе Кайзерлихмарине появилась подлодка U-155...


«Купец» вышел на охоту

На верфи в Вильгельмсхафене лодку переоборудовали: установили шесть торпедных аппаратов, но главное — два 15-см орудия с линейного корабля «Церинген». В этом качестве субмарина была не самой удачливой в составе Кайзерлихмарине: скорость маловата, не могла догонять быстро идущие транспорты. Но так ведь были медленно идущие! Их за три похода U-155 потопила (если командир не соврал, есть разные данные) 42 штуки, общим водоизмещением в 121 328 тонн, и ещё одно — повредила. А потом — война закончилась, подлодку доставили в Лондон, где выставили на Темзе. В 1921 году она была разобрана на металл.


Пленный «крейсер» в Лондоне

Впрочем, «Дойчланд» была не одна такая. Всего на немецких верфях заложили восемь корпусов, помимо головного судна успела войти в строй ещё одна коммерческая подлодка — «Бремен». Транспорт вышел в море под командованием Карла Шварцкопфа в сентябре 1916 года и... исчез. Что случилось с этой подлодкой — неизвестно. В качестве версий высказываются гибель от тарана крейсера «Мантуя» в 560 км к югу от Исландии, потопление британской подлодкой G-13 в районе Шетландских островов или подрыв на минах у Оркнейских островов.


«Ольденбург» в походе

Остальные подлодки были достроены в качестве подводных крейсеров, которые даже объединили в соответствующую флотилию. Наиболее известной из них стала U-151 «Ольденбург». 2 июня 1918 года она под командованием капитана Генриха фон Ностица потопила за несколько часов шесть американских судов и повредила ещё два. А на следующий день на выставленных ей минах подорвался танкер «Герберт Л. Пратт». Впрочем, наличие грузовых отсеков подводным крейсерам Кайзера совершенно не мешало: 9 июня 1918 года у мыса Гаттерас «Ольденбург» остановила норвежское судно «Виндегган» с грузом из 70 тонн медных слитков. В Германии с медью была напряжёнка, так что слитки перегрузили на борт «Ольденбурга», а «норвежца» пустили на дно. Наряду с «Дойчландом», «Ольденбург» стала самой результативной из подводных крейсеров — на её счету 34 потопленных судна общим водоизмещением в 88 395 тонн.

Есть за подлодками этого типа и другие достижения. Например, U-157 Макса Валентинера поставила рекорд по длительности автономного плавания. Этот крейсер пробыл в море 139 суток. Помимо «Бремена» из всех лодок серии погибла только U-156, скорее всего, подорвалась на мине.

В целом опыт использования коммерческих подводных лодок негативным назвать нельзя. «Дойчланд» вполне окупила своё строительство. Но ущерб, нанесённый «крейсерами» торговому флоту «союзников», гораздо выше, чем полученная от их коммерческих рейсов прибыль. Поэтому во Вторую мировую войну лодки хоть и возили грузы (причём не только немецкие, наши тоже авиационный бензин в осаждённый Севастополь возили, рассказ «Держись старшина!» Леонида Соболева как раз об этом), но по большей части — топили чужие. Хотя... возможно, U-boot'ы XIV серии — знаменитые «дойные коровы», спроектированы с учётом опыта коммерческих подлодок типа «Дойчланд»...
38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    23 октября 2024 05:03
    Доводилось читать про дипломатический скандал, когда немецкая подлодка причалила в американский порт. Она хоть была и без оружия, но вызвала юридический казус, считать ли ее обыкновенным транспортным судном или оружием
    1. +8
      23 октября 2024 06:16
      Всем доброго утра, Авторам и админам спасибо за работу!
      Наконец-то получилось войти на ресурс под своим аккаунтом!
      Камрадам хорошего и плодотворного дня на позитиве!
      Ваш Котище!!!
    2. +10
      23 октября 2024 10:21
      Это как раз первый рейс «Дойчланда»…
  2. +7
    23 октября 2024 07:40
    немцам стало тупо не хватать еды: не потому что нейтралы не продавали, а потому что покупать было не на что
    британская и французская морские блокады фактически препятствовали морской торговле, включая торговлю продуктами питания, большинство нейтральных торговых судов согласились швартоваться в британских портах для досмотра, а затем сопровождения, за исключением «незаконных» грузов, предназначенных для Германии, через британские минные поля к месту назначения.

    В смертях от голода Германия обвиняла именно морскую блокаду
    1. 2al
      +7
      23 октября 2024 08:56
      Транзит через Швецию и Норвегию вполне был доступен для Германии. Но вот с финансами были проблемы. Например ближайший её союзник, Австро-Венгрия проблем с продовольствием не имела.
      1. +2
        23 октября 2024 14:01
        Цитата: 2al
        Например ближайший её союзник, Австро-Венгрия проблем с продовольствием не имела.

        имела:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskoe-polozhenie-veny-v-gody-pervoy-mirovoy-voyny-1916-1918-gg/viewer
        И кору ели и брюквенную зиму переживали и смертность повышенную от голода
        Цитата: 2al
        Транзит через Швецию и Норвегию вполне был доступен для Германии

        с января 17 г США прекратили нелег. торговлю через нейтралов
        1. 2al
          +3
          23 октября 2024 14:19
          Спасибо, но вот на мой взгляд хороший источник. Голод в Австро-Венгрии, как и кстати в РИ был по причине неэффективности распределения
          https://cyberleninka.ru/article/n/provaly-v-raspredelenii-produktov-i-revolyutsionnye-potryaseniya-1917-1918-godov-v-evrope/viewer
          "Вопреки популярному мнению, что Европу в 1916 г.
          поразил неурожай, Дэвид Хамлин приводит инфор-
          мацию, что в Германии наблюдался, напротив, рост
          сбора зерновых, но проблема заключалась в логисти-
          ке [27, p. 452]. Очевидно, подобное относится и к Ав-
          стро-Венгрии, которая могла закупать на Балканах
          большие объемы продукции, как это делали (хотя и в
          небольших масштабах) в Румынии немцы. Когда же
          Румыния, которая долго колебалась, воевать или не
          воевать, все-таки присоединилась к Антанте, то герма-
          но-австрийские силы разгромили румынскую армию к
          ноябрю 1916 г. Между концом октября 1916 и серединой
          мая 1918 гг. немцы и австрийцы вывезли из Румынии
          около 1,9 млн т зерна, почти две трети ушло австрий-
          цам. Кроме того, войска Центральных держав, находив-
          шиеся на территории Румынии, кормились за счет нее.
          Помимо зерна, оккупационные власти вывозили из Ру-
          мынии и другое продовольствие: в начале 1917 г. назы-
          валась цифра, что только через Бухарест в государства
          Центра отправлялось по 300 тыс. т продуктов в месяц
          [27, p. 465]. В результате за период оккупации умерли от
          голода 400 тыс. румынских граждан [27, p. 470]."
    2. +7
      23 октября 2024 10:28
      Так и было: Гитлер не зря на СССР попер - Германия себя продовольствием не обеспечивала, и Пол Польши с Норвегией и Данией здесь помочь не могли. Так же как и Франция (она сама продовольствие из колоний гнала)…
      1. +1
        23 октября 2024 11:13
        Ну,да..а Болгария с Югославией?, а турецкие помидоры..Таже Румыния?
        1. 2al
          +1
          23 октября 2024 14:27
          Добавлю - Франция, Греция возможность получать продовольствие из Италии. 3 Рейх имел и получал кучу продовольствия с оккупированных и союзных территорий. Дед-танкист рассказывал, что конфеты, шоколад и сливочное масло в банках в немецких блиндажах были до самого конца войны.
          1. +1
            23 октября 2024 15:48
            Особо 3-й рейх не голодал до сентября 1944 года,грабили основательно.
            1. +2
              23 октября 2024 20:01
              Так Гитлер учёл уроки Первой Мировой, когда армию на фронте союзники разгромить не смогли, но голодающий тыл восстал. Вот и делал всё, что бы гражданские немцы войны не чувствовали...
  3. +9
    23 октября 2024 08:20
    Спасибо Автору за интересный и новый для меня материал.
  4. +3
    23 октября 2024 09:35
    немцам стало тупо не хватать еды: не потому что нейтралы не продавали, а потому что покупать было не на что
    А тут еще Румыния,выступила на стороне Антанты, а до вступления в войну успешно продавала зерно в Германию,шли поставки продовольствия из Болгарии,через Румынию, а тут раз...и всё.
    1. +5
      23 октября 2024 10:46
      Цитата: kor1vet1974
      А тут еще Румыния,выступила на стороне Антанты, а до вступления в войну успешно продавала зерно в Германию,шли поставки продовольствия из Болгарии,через Румынию, а тут раз...и всё.

      И в результате Румыния потеряла уже своё зерно, которое было вывезено в рейх с оккупированных территорий. ЕМНИП, именно оно позволило немцам продержаться в 1917 году после "Брюквенной зимы".
      1. +5
        23 октября 2024 11:15
        Румыния потеряла уже своё зерно
        Румыны жеж,сидели бы спокойно нейтралами в центре Европы.Продавали бы и "нашим" и "вашим"..Озолотились бы smile
        1. +4
          23 октября 2024 12:39
          Цитата: kor1vet1974
          Румыны жеж,сидели бы спокойно нейтралами в центре Европы.Продавали бы и "нашим" и "вашим"..Озолотились бы smile

          У румынов с логистикой было плохо. Проливы закрыты, а все соседи на суше и на Чёрном море уже поделились на два лагеря. Можно, конечно, закупать зерно в России и продавать рейху с двуединой - но для этого лучше не граничить с Россией. smile
          1. +2
            23 октября 2024 20:03
            Ну, Норвегия граничила, и - ничего... Я так догадываюсь, что Россия закрыла бы на это глаза, лишь бы не растягивать и без того длинный фронт.
        2. +2
          23 октября 2024 20:02
          Скандинавы не дадут соврать)))
  5. +5
    23 октября 2024 10:15
    В целом опыт использования коммерческих подводных лодок негативным назвать нельзя.

    Опыт актуальный. Говорят, Россия собирается возить сжиженный газ подводными лодками. Может, и нефть. В условиях ужесточения санкций в отношении нашего коммерческого флота.
    М-да...
    Хорошая статья. Не знала о таком.
    1. +7
      23 октября 2024 10:24
      Насчет подводных газовозов (я тоже про них читал) - ненаучная фантастика! Сжиженный газ в два раза легче воды, сколько балласта надо принять, что бы запихнуть под воду средней паршивости газовоз - уму не постижимо)))
      1. +5
        23 октября 2024 10:40
        Уважаемый, а с чего Вы взяли, что я такие перевозки одобряю? Они же дикость! Я и сказала "М-да..." в качестве характеристики чиновников, высказавших идею.
        Знаете, трудно комментировать, когда в высказываниях ищут за что бы негативно зацепиться hi
        1. -5
          23 октября 2024 14:19
          Они же дикость!

          Людмила Яковлевна, Вы мне иногда напоминаете воспитанницу Смольного института, впервые читающую "Книгу Маркизы" Константина Сомова.
          Дикость, это когда страна с населением 140 миллионов платит дань улусу с населением 1,5 миллиона. А подводный газовоз - идея вполне реализуемая. просто она никому на данном этапе не нужна.
          1. 0
            23 октября 2024 14:36
            платит дань улусу

            Виктор Николаевич, Вы требуете от меня эмоциональной оценки государственного устройства? Её не будет! Когда я говорила (и неоднократно) об инертности больших социальных масс в пределах менталитета и хоть в истерике бейся и сотрясай воздух лозунгами любого толка, не изменится ни-че-го! Пока не окончится очередной период ментального передела. Я показывала, как рассчитываются эти периоды, да кто ж меня слушает...
            Так что, терпения всем нам. В пределах по меньшей мере четырёх лет. Пожелаем друг другу удачи!
            1. 0
              23 октября 2024 14:43
              Пожелаем друг другу удачи!

              ...удача — награда за смелость
        2. +5
          23 октября 2024 20:06
          Так я не к Вам, а к тем, кто предлагает))) Я подводник (на пенсии само-собой), так что мне подобные проекты... Скажем так: слишком ясна их несостоятельность.
          1. 0
            29 декабря 2024 11:02
            Ну деньги то на НИОКР пилятся,да и имитация развития в научно-технической области тоже не последние дело.
        3. +3
          23 октября 2024 22:41
          Подводный газовоз/танкер рассматривался и возможно до сих пор рассматривается не для того чтобы санкции под водой обходить, а для того чтобы возить грузы по СМП в зимнее время не прибегая к помощи сверхмощных ледоколов, не ломать лед, а проходить под ним, и дешевле и быстрее, но да, есть сложности реализации.
      2. +4
        23 октября 2024 18:47

        Летучий_Голландец
        (Летучий_Голландец)
        +4
        Сегодня, 10:24
        Новый
        Насчет подводных газовозов (я тоже про них читал) - ненаучная фантастика!

        Поддерживаю!
        Чушь полнейшая. В ходе транспортировки из дюаров испаряется газ (BOG) - 0,10 - 0,15% груза в сутки. На нормальном танкере-газовозе он используется в качестве составляющей моторного или котельного топлива. А под водой его куда девать?
    2. +6
      23 октября 2024 11:14
      депрессант (людмила яковлевна кузнецова), ещё в 90-е годы пытались, при не платежах МО РФ заказов СЕВМАШу и "Звёздочке", посчитать во что обойдётся переделка ракетоносцев АПЛ пр. 941 "Акула" в подводные нефтетанкеры для круглогодичной перевозки нефти по Севморпути. Получалось не очень дорого, лет за 7-8 проект должен был окупиться. А вот танкеры-газовозы для СПГ СССР и РФ строить как не умели, так и не умеем. Поэтому пошли другим путём: серый флот танкеров-газовозов РФ из ОАЭ. Умники и умницы из ЕС пугают РФ , что после выборов хозяев Белого дома в Вашингтоне, объединённая Европа придумает новый пакт санкций против перевозки СПГ из РФ. Но что придумает КНР, её компани заинтересованы в СПГ "Новатэка" и "Сахалинской энергии", Япония и Южная Корея - посмотрим...
  6. +11
    23 октября 2024 10:36
    Но ущерб, нанесённый «крейсерами» торговому флоту «союзников», гораздо выше, чем полученная от их коммерческих рейсов прибыль.

    Это смотря по каким ценам считать прибыль. Если по закупочным "свободного рынка" - возможно. А если взять ситуацию блокированной Германии, когда других источников поставок просто нет, то для её промышленности тот же натуральный каучук был золотым, если не бриллиантовым.
    1. +6
      23 октября 2024 20:11
      Ну, не забывайте, что товары потопленные крейсерами на транспортах тоже продавались в пункте назначения не за рыночную цену. Америка во время войн наживается как не в себя не на рыночных ценах: у воюющих государств другое ценообразование...
  7. +15
    23 октября 2024 11:20
    которые даже объединили в соответствующую флотилию
    Всего в строй были введены U-151 «Oldenburg», U-152, U-153, U-154, U-155 «Deutschland»., U-156, U-157. Кроме пропавшего без вести «Бремена», погибли U-154 и U-156.Спасибо за увлекательный рассказ на не столь известные страницы истории!
  8. +6
    23 октября 2024 18:45
    Забавный по безумию проект-и сколько могли привезти транспортные ПЛ?-так же и во 2МВ немцы этой ерундой занимались
    1. +7
      23 октября 2024 20:15
      Во время войны они возили особо важные грузы, тип шариковых подшипников. Тут ведь вопрос не в грузоподъёмности, а в том, что бы перевезти хоть сколько-то в момент, когда перевозить не получается ничего. Когда "Малютки" везли в балластных цистернах авиационный бензин в осаждённый Севастополь, это не от хорошей жизни, а потому что никак иначе его было уже не провезти...
      1. +1
        27 октября 2024 19:01
        Шарикоподшипниками немцев нормально снабжали "нейтральные" шведы,так что тащить их немцам из дальних стран не приходилось. Другое дело,каучук,вольфрам и ряд других товаров.
        1. +1
          28 октября 2024 13:56
          Со шведами у немцев сухопутной границы не было (с оккупированной Норвегией - тоже), так что возили морем, в том числе и лодками - там разные схемы были (нейтральные пароходы с замаскированным грузом и так далее...).
          1. +1
            28 октября 2024 18:19
            Из Швеции везли морем пароходами.Своими,там нейтралы были не нужны.Как и в Норвегии. И подлодки для этого тоже не использовали.