Экспедиция к предкам. Враль Хлестаков, барон Брамбеус и Древний Египет
Интерес к древней египетской цивилизации сегодня по-прежнему высок и принимает подчас весьма интересные формы. Например, многие фирмы, которые производят фигурки оловянных солдатиков, отливают из «белого металла», а потом их ещё и раскрашивают. Сегодня мы проиллюстрируем данный материал фигурками компании «Silver Dream Studio» из Санкт-Петербурга, которая, правда, специализируется не столько на производстве «солдатиков», сколько на росписи уже произведённых, но уж зато в этом деле она достигла настоящего мастерства. Вот, например, одна их работа, предлагаемая коллекционерам подобного искусства: «Египетская боевая колесница, на которой мчится в бой сам Рамзес Великий». Работа Silver Dream Studio / El Viejo Dragon (сначала идёт название нашей фирмы, которая фигурку расписывала, затем фирма-производитель фигурки)
Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?
Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч...»
Н. В. Гоголь. «Ревизор»
Из истории российской египтологии. Наверное, все, учившиеся в отечественной средней школе, помнят это место из бессмертного «Ревизора», в котором вконец изолгавшийся Хлестаков выдаёт себя ещё и за «барона Брамбеуса». Но вот кто был этот самый барон Брамбеус, и чем он был в то время знаменит на уроках литературы, обычно не говорят. Не говорят, что Пушкин был не только известный поэт, но и проходил в списках петербургской полиции как «известный банкомёт», что… игроманией страдали и другие наши известные литераторы, а те же Ленин и Крупская жили в эмиграции в Париже на 350 франков в месяц (что было очень приличным заработком по тогдашним меркам) и снимали… четырёхкомнатную квартиру с кабинетом (о чём, кстати, в своих мемуарах писала сама Крупская), то есть на деньги из партийной кассы они отнюдь не бедствовали. Впрочем, такие подробности, наверное, и не нужно давать детям, ум их для этого ещё не окреп. Но вот про Брамбеуса рассказать вполне можно, тем более что в то время это имя гремело по всей России.
Пехотинец с булавой-секирой. Новое царство. Работа Silver Dream Studio
Так вот: под этим псевдонимом писал известный литератор и фельетонист, основатель и редактор популярного журнала «Библиотека для чтения» — Осип Иванович Сенковский, который был современником Пушкина, Белинского, Гоголя, но занимал открыто реакционные позиции в русской общественной жизни. Так что «передовые люди» России, желавшие тогда ниспровергнуть всё явным образом, видели в нём своего заклятого врага. Ну и понятно, что по мере сил и возможностей они его обличали, так что литературная известность Сенковского подчас принимала весьма и весьма скандальный характер.
«Древнеегипетский военачальник». Защитное вооружение этой фигурки не выдумка, оно взято с настенной росписи одной из гробниц. Работа Silver Dream Studio / Miles Publius
Но вот что интересно: обличая недостойное, на их взгляд, поведение этого литератора, являвшегося убеждённым монархистом, будущие классики нашей советской литературы и всякие другие «прогрессивные писатели» в то же время отдавали должное его литературному таланту. Так, тот же Пушкин, например, высоко оценил повесть Сенковского «Витязь буланого коня», а Кюхельбекеру нравились его «Воспоминания о Сирии». И даже такой критик, как Белинский, от которого доставалось в то время очень многим, признавал в Сенковском незаурядный талант журналиста.
Мне лично очень понравилось вот эта фигурка женщины-царицы. Работа Silver Dream Studio / El Viejo Dragon
И её кресло тоже… Надо будет попробовать слепить такую фигурку из самотвердеющей глины…
Интересно, что на все события текущей общественной, научной и литературной жизни он немедленно откликался статьями, памфлетами, рецензиями и очень даже ядовитыми фельетонами, высмеивающими его оппонентов и критиков. И нашим будущим «великим» в них он спуска не давал и в свою очередь писал про них метко и… едко! Правда, из-под пера Сенковского нередко выходили и легковесные сочинения, рассчитанные на дешёвый успех, а то даже и по-настоящему злобные пасквили, есть в его литературном наследии и такие произведения, и даже самые настоящие исследования, которые до сих пор привлекают внимание специалистов из самых различных областей знания. Вот как бывает на свете…
«Богиня Исида». Работа Silver Dream Studio / El Viejo Dragon
Начнём с того, что это был человек с большими странностями. Так, он питал непреодолимую страсть к изобретательству — печь с повышенной теплоотдачей, скрипка с пятью струнами и даже механический оркестрион, который должен был сочетать в себе духовые, струнные и клавишные инструменты. Но замахнувшись, дело до конца обычно не доводил. Терял к нему интерес!
А это принцесса из Тель-Амарны. Кстати говоря, египтяне на наготу особого внимания не обращали и ничего особенного в ней не видели. Работа Silver Dream Studio / El Viejo Dragon
В общем, тогдашнему Петербургу было что обсуждать в салонах, если уж речь заходила о чудачествах «барона Брамбеуса». Его фельетоны читала вся образованная Россия, но только самый узкий круг людей знал, что Сенковский в то же время был ещё и крупнейшим русским учёным-востоковедом и большим знатоком Египта. Читающая российская публика и не подозревала, что именно восточные языки и история стран Ближнего Востока являются самым сильным увлечением «барона Брамбеуса» и, более того, что в этой области он написал и опубликовал целый ряд ценных научных и научно-популярных трудов.
Фигурка сделана с изображения на фреске. Silver Dream Studio / Chronos-Miniatures
В 19 лет Сенковский окончил Виленский университет, и к тому времени он прилично знал уже добрый десяток языков, в том числе и три восточных. Естественно, что на одарённого юношу, не имевшего средств продолжить учёбу, обратили внимание, несмотря на то что бедных людей в царской России всячески зажимали и к образованию не допускали. По подписке для него собрали 900 рублей серебром, что дало ему возможность два года путешествовать по Востоку для усовершенствования в языках.
«Египетская богиня Бастет». Работа Silver Dream Studio
За семь месяцев пребывания в Сирии Сенковский так хорошо выучил трудный арабский язык, что… начал писать по-арабски стихи. Арабы же стали называть его не «франком» (европейцем), а «арабским сыном». Затем в Египте он три месяца изучал местный диалект арабского языка, а в феврале 1821 года «хаваджа (господин) Юсуф» — так называли Сенковского на Востоке, надев чалму и длинные восточные одеяния, отправился в путешествие вверх по Нилу.
По дороге он изучал египетские древности, географию, историю, экономику, нравы и обычаи современного ему Египта и других арабских стран.
Особенно усиленно и днём, и ночью изучал он восточные языки, говоры и диалекты.
— вспоминал он впоследствии. В итоге, он стал говорить на арабском языке, словно араб, на персидском не хуже перса, на турецком как турок. Это открыло ему возможность побывать там, куда ещё не ступала нога европейца.
Львиноголовая богиня войны Сохмет. Работа Silver Dream Studio / Chronos-Miniatures
До самой Верхней Эфиопии поднялся Сенковский по Нилу. В результате этого путешествия была написана серия увлекательных очерков, собранных в книгу «Краткое начертание путешествия в Нубию и Верхнюю Эфиопию». Собирал он также египетские древности. Так, ему удалось купить ценный папирус, который он потом издал литографским способом.
В 22 года Сенковский стал уже профессором Петербургского университета по двум кафедрам — арабского и турецкого языков, и оставался в этой должности в течение двадцати пяти лет.
Нармер, Фараон Нижнего Египта, основатель Первой Династии, 3000 до н. э. Работа Silver Dream Studio / Art Girona
Сенковский путешествовал по Египту ещё до дешифровки иероглифов. Сам он египетским письмом не занимался, но был в курсе всех вопросов, волновавших в ту пору учёный мир. Скептически и недоверчиво относясь вначале к изысканиям Шампольона, он впоследствии понял и оценил огромное значение его работ.
Своими многочисленными статьями Сенковский сумел познакомить русского читателя с памятниками древнего Египта и с положением дел в молодой, нарождавшейся на его глазах науке — египтологии. Написал он также и беллетристические произведения о древнем Египте. Среди них выделяется повесть «Микерия, нильская лилия», в которой Сенковский в занимательной форме рассказал о последних открытиях египтологов.
«Фараон в бою». Работа Silver Dream Studio / El Viejo Dragon
В ту пору был впервые прочитан ряд папирусов, из которых учёные узнали о верованиях и обычаях древних египтян, и их мифологии. Эти данные и положил Сенковский в основу своей повести. А чтобы увлечь и заинтересовать читателя, он придумал оригинальный сюжет, изобилующий невероятными приключениями.
Мало того, для вящей достоверности Сенковский добавил к названию ещё и подзаголовок: «Перевод древнего египетского папируса, найденного на груди одной мумии в Фивских катакомбах». С этой же целью повесть иллюстрирована восьмьюдесятью рисунками, сделанными с фиванских памятников. Причём изображения подобраны таким образом, чтобы с их помощью можно было показать все стороны жизни и быта древних египтян.
Но самым оригинальным было окончание повести, где читателя поджидал любопытный сюрприз. Повествование вдруг обрывалось, и вместо связного текста шли лишь обрывки слов и фраз — весьма многозначительных, и с намёками, возбуждающими воображение. Сделано это для того, чтобы до крайности заинтригованный читатель сам попытался воссоздать конец повести. А дальше следовало авторское примечание:
Рамзес Великий. Работа Silver Dream Studio / Andrea Miniatures
Эту своеобразную повесть, написанную 110 лет тому назад — в 1845 году — можно считать родоначальницей нашей научно-художественной литературы о древнем Египте. И написана она была именно у нас, в России!
А когда в 1825 году итальянский офицер Кастильоне привёз в Россию для продажи свою большую коллекцию египетских древностей, именно Сеньковский обратил внимание на значение этой уникальной коллекции и описал некоторые из её предметов. А впоследствии она была приобретена Академией наук и передана в Эрмитаж.
Египетская девушка, Александрия, 48 г. до н. э. Фигурка высотой 65 мм. Работа Silver Dream Studio / El Viejo Dragon
Сейчас мы видим, насколько он был прав, когда предсказывал, что её изучение «прославит, без сомнения, не одно русское имя». И действительно, материалы этой коллекции легли в основу многочисленных исследований, выдвинувших русскую египтологию на одно из первых мест в мировой исторической науке.
P.S.
Автор и администрация сайта выражают благодарность руководителю Silver Dream Studio Алексею Буряку за предоставленную возможность использовать фотоматериалы компании.
Информация