Водород и литий – идеальное топливо для танка будущего

34
Водород и литий – идеальное топливо для танка будущего
Южнокорейский NGMBT (Next-generation Main Battle Tank или основной боевой танк нового поколения)


Вера в водород


Армии потребляют чрезвычайно много ископаемого горючего. Даже в мирное время на военную технику приходится до 5,5 процента выбросов углекислого газа в атмосферу. В подавляющем большинстве армий мира ни о каких экологических нормах двигателей внутреннего сгорания не слышали. Причины всего две. Первая – качество солярки и бензина нередко оставляет желать лучшего, а современные системы снижения токсичности очень чувствительны к чистоте топлива. Вторая причина – это громоздкие и сложные системы улавливания сажи и каталитической нейтрализации, которые боевой эффективности не прибавляют, а скорее – наоборот.



Всем, кто считает, что чуть больше пяти процентов мировых выбросов парниковых газов от военной техники — это мало, достаточно указать на гражданскую авиацию, на долю которой приходится всего 2 процента CO2. Переход военной техники на водородную тягу поможет значительно снизить милитаристскую нагрузку на окружающую среду. Прежде всего, это требуется от американской армии, которая ежегодно поставляет в атмосферу более трех четвертей от всех военных выбросов парниковых газов. Среднестатистический янки в погонах становится всё прожорливее. Во время Второй мировой войны на удельный расход топлива на одного солдата составлял меньше четырех литров в сутки. Немного, но к 2003 году во время вторжения в Ирак этот показатель вырос в 21 раз, до 84 литров ежедневно. Армия потребляет слишком много ископаемого горючего, и, похоже, настало время с этим разобраться.


Топливные элементы уже сейчас очень компактны

Использование водорода в качестве топлива – это уже давно не инновация. Строго говоря, двигатели внутреннего сгорания, работающие на водороде, появились задолго до изобретения Готтлибом Даймлером четырехтактного бензинового мотора. Так называемый «двигатель де Риваза» был запатентован в 1807 году и считается первым образцом ДВС в истории. Работал хитрый механизм на смеси водорода и кислорода, который достать в те времена было гораздо проще, чем бензин. Поэтому водородные двигатели – это настоящее возвращение к истокам, хотя и на совершенно ином техническом уровне.

Водород в качестве топлива на современных транспортных средствах можно использовать в двух вариантах. Самым примитивным будет адаптация привычного двигателя с шатунно-поршневой группой для работы на смеси водорода и кислорода. Смысл такого фокуса только в снижении выбросов парниковых газов в атмосферу – из выхлопной трубы наружу выходит водяной пар.

Основные надежды в водородной энергетике связывают с топливными элементами, в которых проходит синтез парообразной воды из кислорода и водорода. Если совсем упростить, то в основе конструкции лежит пара электродов (водородный и кислородный), разделенных между собой мембраной. На один электрод подается водород из топливного бака, а на второй – кислород из забортного воздуха. В ходе реакции образования молекулы воды высвобождаются электроны, которые притягиваются к положительно заряженному электроду (аноду) и превращаются в электрический ток.

В этой схеме всё хорошо: нет движущихся частей, отсутствует эмиссия тепла, высока надежность и КПД, а силовая установка, при всех прочих равных, гораздо компактнее бензиновой и дизельной. Только вот килограмм водорода до сих пор стоит порядка 10 долларов, что делает его очень экзотическим видом топлива. На Западе стремятся снизить к 2030 году себестоимость до одного доллара, но веры в это всё меньше. Не зря Илон Маск назвал водород «самым глупым вариантом для хранения энергии, который я только мог себе представить».

С бомбой на борту


Если с использованием водорода в гражданской сфере всё более или менее понятно – ждать в массовой серии еще очень долго, то в военной технике ситуация неоднозначная. Одной из последних новостей стала информация о совместной разработке Kia, Hyundai и Doosan целой серии водородных двигателей для бронетехники. В классе легких транспортеров выступает четырехосный NGWAV (Next-generation Wheeled Armoured Vehicle или БТР нового поколения), а в тяжелой категории – танк NGMBT (Next-generation Main Battle Tank или основной боевой танк нового поколения). Машины далеки от серийного воплощения, но уже представляют серьезный интерес.

Именно в военной технике водородное топливо обнаружило весомые бонусы. Во-первых, это заметное снижение шумности боевой техники. Нельзя сказать, что этот демаскирующий признак является ключевым на поле боя, но избавиться от него никогда не помешает. Во-вторых, топливные элементы практически не выделяют тепла, а значит, незаметны для тепловизоров. Конечно, полностью избавить танки или БТР от теплового излучения невозможно – всегда будут демаскировать нагретые в движении шины и гусеницы.

Топливный элемент вместе с водородным баллоном занимает сравнительно немного места внутри боевой машины, высвобождая объем для экипажа, десанта и вооружения. В трансмиссии минимум движущихся частей. Ток от топливных элементов поступает на электромоторы ведущих колес. В схеме еще могут присутствовать литий-ионные аккумуляторы, призванные накапливать электроэнергию и отдавать в случае пиковых нагрузок. Всё вышесказанное отразилось на компоновке корейского перспективного танка на водородной тяге – у макета непривычно короткая корма.

В продолжении темы Hyundai работает над адаптацией своего гражданского водородного заправщика «H-Moving Station» под военные нужды. Роботизированное изделие еще не появилось даже в формате концептов, а его уже красят в хаки. Раздутые оборонные бюджеты армий мира позволяют безболезненно пережить высокую стоимость водородного топлива. Мало того, есть подозрение, что концерны намеренно продвигают водородную тему в военной сфере, дабы получить миллиардные вливания от государства. На эти деньги построят инфраструктуру для выработки водорода (желательно «зеленого» из возобновляемых источников энергии, а не «серого» из природного газа), что снизит себестоимость килограмма топлива. В итоге откроются перспективы для гражданского автомобилестроения, что докажет заблуждение Илона Маска. Ошибался он со своими прогнозами не раз и не два.


Южнокорейский NGWAV (Next-generation Wheeled Armoured Vehicle или БТР нового поколения). Обратите внимание на предусмотрительно размещенные вдоль бортов баки с водородом. Чтобы точно не промахнуться.

А теперь о грустном для корейцев. Топливный элемент на танке — это хорошо, но вот несколько килограмм сжиженного водорода — плохо. Боевая машина и без этого хорошо упакована взрывчатыми веществами, чтобы подвергаться риску от взрыва гремучего газа — смеси водорода и кислорода. Сейчас научились делать особо прочные композитные баки для водорода, которые успешно проходят самые строгие автомобильные краш-тесты. Но что будет, если через слой композита пройдет кумулятивная струя? Катастрофа дирижабля «Гинденбург» 1937 года — очень хорошее напоминание конструкторам боевой техники на водороде.

Вариантом выхода могут быть металлогидридные аккумуляторы водорода. В них нет свободного и взрывоопасного водорода, а также отсутствует огромное внутреннее давление. Только вот плотность энергии в них даже ниже, чем у бензина и солярки. То есть такие устройства, при всех прочих равных, займут больше места, чем штатные топливные баки. Сомнительное техническое решение. Неизбежный для водородной силовой установки литий-ионный аккумулятор также ничего хорошего экипажу боевой машины не несет. Любое повреждение, даже не боевое, вызовет пожар, который водой не потушить. Для этого не подходят ни углекислотные, ни порошковые огнетушители, ни даже обычный песок. Только специальные устройства, распыляющие графит, нитрид бора или карборунд.


Водородный дрон от Hogreen Air. Здесь, пожалуй, водородная силовая установка приемлема — дальность полета такой «Бабы-Яги» увеличивается многократно.

После этого такие неудобства, как невозможность обогревать экипаж и десант от системы охлаждения водородной установки, кажутся незначительными. В холодное время года на отопление придется забирать немалую часть генерируемой на борту электроэнергии, заметно снижая эффективность топливных элементов.

Литий и водород если и станут топливом будущего для танков и прочей бронетехники, то только в армиях, не имеющих опыта ведения боевых действий. Например, в Южной Корее. Водородные баки в танке – это модный бизнес-проект, который получит свое воплощение только в случае создания очень эффективной защиты. А этого пока не предвидится, скорее – наоборот.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. bar
    +6
    22 октября 2024 17:22
    Самая тема для войны. Не просто убивать, а убивать экологически чисто. Ждём появления взрывчатых веществ с малым "углеродным следом", не загрязняющих окружающую среду. winked
    1. +2
      22 октября 2024 23:05
      Цитата: bar
      Не просто убивать, а убивать экологически чисто.
      Кстати сказать, и шумно. К примеру, на танковом двигателе и глушителя то нет.. Я уж молчу, насколько сильно шумит его танковая пушка.
  2. +5
    22 октября 2024 18:41
    "Военное обозрение", вроде, отремонтировали. Ура!
    1. +6
      22 октября 2024 19:04
      Цитата: Евгений Федоров
      "Военное обозрение", вроде, отремонтировали. Ура!

      Четверо суток форумчане испытывали сильнейшую ломку.... laughing
      1. +4
        22 октября 2024 19:32
        Ддос атака прошла, началась атака любителей комментариев laughing
        1. +3
          22 октября 2024 20:04
          Цитата: alexoff
          Ддос атака прошла, началась атака любителей комментариев laughing

          Мы четверо суток копили и оттачивали свои комменты, страстно желая их озвучить. И айтишники услышали наши молитвы ! laughing
        2. +4
          23 октября 2024 02:35
          Цитата: alexoff
          Ддос атака прошла, началась атака любителей комментариев
          Атаку комментаторов сервер выдерживает, хотя иногда и подвисает, а вот DDoS-атаку, нет wink
  3. +1
    22 октября 2024 19:03
    Водородные баки в танке – это модный бизнес-проект, который получит свое воплощение только в случае создания очень эффективной защиты.

    К черту защиту, воевать все равно никто не собирается, а вот заработать на разработке, доводке, производстве всего этого...Как говорится-Цель-ничто, движение-все ! "Где-то слышан злата звон". Как цитата из Робокопа-2-10лет производства, 25 лет производства запчастей. Да кого волнует, что он не работает !
  4. +4
    22 октября 2024 19:31
    Главная проблема водорода - это плотность. Килограмм имеет объем 14 л, это если хороший криогенный бак есть. Сжатый или связанный ещё менее плотные выходят.
    Вообще не понимаю, почему не хотят заправлять танки таким экологичным и зелёным этанолом? И зелёные довольны, и солдаты
    1. +3
      22 октября 2024 21:12
      Есть водородная секта.
      У меня знакомые были, с которыми вместе работали. Стали заниматься водородом - как с глузду съехали. Вроде адекватные были, но стали орать, что через несколько лет вся продукция не сделанная в стране с водородной энергетикой - не будет пускаться никуда в мире.
      1. +2
        22 октября 2024 22:06
        Цитата: NG inform
        стали орать, что через несколько лет вся продукция не сделанная в стране с водородной энергетикой - не будет пускаться никуда в мире.

        ну это скорее экономические западники. Скажут завтра - санкции на всех, что не побрили голову налысо и не намазались зеленкой - побегут бриться и мазаться, еще и гундеть на тех, кто тоже не побежал.
  5. +3
    22 октября 2024 19:40
    Литий с водородом - это в конечном итоге даже корпуса танка не останется. Только лужа расплавленного и застывшего металла.
    1. +1
      23 октября 2024 13:02
      Да в танке и так есть чему гореть и взрываться, так что не сильно хуже станет, другой вопрос это эффективность всего вот этого, перед "обычным" танковым дизельным двигателем. Не говоря про логистику, заправки и пр, в условиях боевых действий, водород как дизельное топливо в простой бочке не получится возить.
  6. +2
    22 октября 2024 19:47
    Водород и литий – идеальное топливо для танка будущего
    И водичкой тушить! Гори гори ясно, чтобы не погасло...
    Ну и, кстати, нужен принципиально некурящий экипаж.
    1. +4
      22 октября 2024 20:07
      Цитата: RealPilot
      Ну и, кстати, нужен принципиально некурящий экипаж.

      Отказ от курения это следующая повестка дня "зеленых". Ибо выдыхаемый газ загрязняет атмосферу. Правда неизвестно, что на эту повестку скажет корпорация Филипп Моррис...
    2. +3
      22 октября 2024 20:25
      Литий кстати тушить довольно трудно. Не так давно в Корее сгорел аккумуляторный завод. А на видео кто-то побежал тушить углекислотным огнетушителем и небольшое пламя сразу стало большим. Так как углекислый газ, азот и даже песок горящий литий только раззадоривают
  7. +5
    22 октября 2024 21:05
    Уважаемый автор
    В ближайшие 100 лет никакого водорода в армии не будет.
    Рекомендую потратить пару дней на изучение реальной водородной темы, например посмотрев с пяток выпусков про водород на канале "Геоэнергетика-Инфо", трехлетней давности.
    И вам сразу станет понятно:
    1. Проблемы безопасности водорода, если вы не знаете пропорций "хлопка"...
    2. Разницы лабораторной "водород+кислород" и реальной "водород+воздух (21% кислорода и 78% азота)" для реальной экологии. Сразу скажу, воды в выхлопе не будет, ага...
    3. Энергозатрат при производстве водорода в промышленных масштабах и его себестоимости реальной.
    4. Проблем при транспортировке и хранении. Современные газопроводы, ёмкости хранения, турбины - не способны работать с чистым водородом. Охрупчивание знаете-ли. Доказанное уже много лет на советской и российской газовой промышленности. Нужны специальные сплавы в таких масштабах, что все эти литиевые революции, это детский сад, по сравнению переходом на водород

    5. Зависимость от поставщиков водорода, у стран не имеющих избытков энергии, не имеющих выхода к большой воде, не имеющих запасов газа, становится настолько сильной, что она становится государственной угрозой. Особенно зная то, что выгодно производить водород и стать реальным поставщиком водорода в больших объемах, способны не более десятка стран мира.

    И так во всем.
    1. +1
      22 октября 2024 21:24
      Цитата: SovAr238A
      Уважаемый автор
      В ближайшие 100 лет никакого водорода в армии не будет.

      Так автор об этом и говорит.
      есть подозрение, что концерны намеренно продвигают водородную тему в военной сфере, дабы получить миллиардные вливания от государства.
      1. +1
        22 октября 2024 22:14
        Вливания миллиардов не помогут. Тут сотни триллионов надо.
    2. +1
      22 октября 2024 22:10
      Цитата: SovAr238A
      5. Зависимость от поставщиков водорода, у стран не имеющих избытков энергии, не имеющих выхода к большой воде

      Ливия могла бы озолотиться - заставить солнечными батареями Сахару и разлагать воду в Средиземном море, водород европейцам, раз уж им так нужен. Еще б они умели батареи делать, их же по большей части из песка делают...
      1. +2
        22 октября 2024 22:17
        Цитата: alexoff
        Цитата: SovAr238A
        5. Зависимость от поставщиков водорода, у стран не имеющих избытков энергии, не имеющих выхода к большой воде

        Ливия могла бы озолотиться - заставить солнечными батареями Сахару и разлагать воду в Средиземном море, водород европейцам, раз уж им так нужен. Еще б они умели батареи делать, их же по большей части из песка делают...

        Затраты на производство и эксплуатации солнечных батарей кратно выше того дебета, который они дают.

        К тому же, в песчаных странах , типа Ливии, песок так сильно затирает поверхность СБ, что они уже на половине срока приходят в полную негодность.
        1. 0
          22 октября 2024 23:34
          Да фиг знает как там с затратами, поди проверь бухгалтерскую отчетность. Если на рынке покупать у китайцев то это одно, а если самим делать по не самым современным технологиям, зато много и дешево - это совсем другой разговор. Да и можно по древним технологиям - зеркалами светить на бочку с водой, в Крыму. К тому же производить будут не электричество, а зеленый водород, за который можно европейцам какую хочешь цену заломить потом, как те свою экономику перестроят
      2. +1
        23 октября 2024 13:06
        Солнечные батареи "работают" только днем, КПД не большой, придется брать площадями, обслуживание солнечных батарей тоже не дешевое при большом масштабе, тем более в пустыне, пыль, песок нужно чистить, где то брать воду. Была бы эта схема выгодная, то Алжир, Египет, Арабские страны, использовали бы ее.
      3. +1
        23 октября 2024 18:30
        Цитата: alexoff
        Ливия могла бы озолотиться

        Могла бы могла, но в данном случае ей стоит опасаться внепланового визита "миротворцев".
    3. bar
      +1
      24 октября 2024 08:54
      Цитата: SovAr238A
      В ближайшие 100 лет никакого водорода в армии не будет.

      Думается, и не только в армии. По крайней мере пока не обнаружат первые залежи водорода и не пробурят первую скважину. До тех пор "водородная энергетика" просто зелёный бред.
  8. +2
    22 октября 2024 21:10
    Это очень хорошая идея, чтобы у наших врагов была такая техника.
    И гидриды, и баллоны, и вообще - чем больше водорода, у них, тем лучше, для нас.
  9. +1
    23 октября 2024 13:40
    Вообще то для армии, в частности для танковых войск, нужны учебные машины, которые намного легче, но по характеристикам такие же. В таких машинах двигатель меньшей мощности, броня тонкая, пушка меньшего калибра, приборы такие же, управление аналогичное боевой машине, ресурс двигателя намного выше, расход топлива намного ниже. Это и будет экология для России.
    Это был бы учебный танк, для поддержания профессионализма танковых экипажей и первоначального обучения.
    1. +1
      23 октября 2024 20:04
      Т34 т54 пт76 или мтлб бмп 1 бмп 2 что ле?
    2. +1
      25 октября 2024 19:09
      Для этого есть симуляторы.
  10. 0
    24 октября 2024 06:13
    Цитата: Алексей Лантух
    Вообще то для армии, в частности для танковых войск, нужны учебные машины, которые намного легче, но по характеристикам такие же. В таких машинах двигатель меньшей мощности, броня тонкая, пушка меньшего калибра, приборы такие же, управление аналогичное боевой машине, ресурс двигателя намного выше, расход топлива намного ниже. Это и будет экология для России.
    Это был бы учебный танк, для поддержания профессионализма танковых экипажей и первоначального обучения.

    Представляете, учится чел на права, на Оке. Все хорошо. Сдает. И бежит покупать Крузак. Не то, что бы не сможет он на нем ездить...
  11. kpd
    +1
    27 октября 2024 19:26
    Про кислород из атмосферы можно сразу забыть, топливные элементы надежно работают только на водороде и кислороде как минимум химически чистых. Так что гипотетический танк с топливным элементом на борту будет вынужден возить с собой баки водорода и кислорода, а если к этому добавить еще и боекомплект....
  12. +1
    27 октября 2024 20:28
    Характеристики топлива надо считать вместе с устройствами для его хранения и преобразования. Для танков такая фигня неприёмлема. Её надо ставить на подводные лодки.
    1. +1
      27 октября 2024 20:35
      .
      Для танков и дронов я бы рассмотрел алюминиево-воздушные батареи. Фантастически низкий их КПД - удаётся получить лишь четверть затраченной на производство алюминия энергии - для военных целей не критичен. Дрон же на такой батарейке пролетит вчетверо дальше, чем на литиевой. И дефицита алюминия, в отличие от лития, у нас в стране нет.
  13. +1
    5 января 2025 16:52
    Прекрасный будет аппарат, только батарейка тяжелая laughing