Китайско-американский основной танк Jaguar

В середине семидесятых годов прошлого века отношения между Китаем и Соединенными Штатами Америки стабилизировались, а к концу десятилетия страны наладили полноценные дипломатические отношения. В то время Вашингтон рассматривал Китай не как конкурента, но как некую «буферную страну» между СССР и США. В долгосрочной перспективе американцы надеялись поспособствовать превращению Китая в мощную страну, которая могла бы оттянуть от них часть внимания Советского Союза. Решать эту задачу планировалось не только дипломатическими, но и экономическими методами. Среди прочего США планировали передать Китаю ряд технологий, в том числе и оборонных, которые могли бы подстегнуть развитие китайского вооружения. Естественно, к передаче предлагались далеко не самые продвинутые технологии, однако и они могли изменить баланс сил в Евразии.

Результатом именно такой политики официального Вашингтона стало появление первого и последнего на данный момент совместного проекта в области бронетехники. США и Китай сообща начали глубокую модернизацию среднего танка «Тип 59» и его дальнейших модификаций, представлявших собой китайский вариант советских бронемашин Т-55. Перспективный основной боевой танк получил название Jaguar. Планировалось, что этот танк будет поставляться только третьим странам, что значительно повлияло на его облик. От китайской стороны в проекте участвовала компания CMEC, Соединенные Штаты представляла фирма Cadillac Gage.

Китайско-американский основной танк Jaguar



Разработка нового танка началась примерно в середине восьмидесятых годов. Согласно соглашению о начале работ, фирмы разделили обязанности следующим образом. Китайские инженеры должны были разработать бронированное шасси, а американские – башню и комплекс вооружения. Тогда посчитали, что именно такой подход к проектированию обеспечит наиболее высокие характеристики будущей машины. Кроме того, таким образом США могли поделиться с Китаем некоторыми важными технологиями, но при этом не отдавать то, чем делиться не следовало.

Поскольку задачей было создание сравнительно дешевого танка для экспортных поставок, китайские конструкторы взяли за основу шасси танка «Тип 69», который фактически представлял собой модификацию «Типа 59». Общие моменты конструкции шасси остались прежними, но она претерпела определенные изменения. К примеру, для повышения уровня защиты было добавлено несколько новых бронелистов. Борта корпуса «Ягуара» стали немного толще, чем у «Типа 69», а на лоб корпуса были добавлены два дополнительных листа. К сожалению, неизвестно, как именно их разместили: непосредственно на «родной» броне корпуса или на определенном расстоянии от нее с заполнением полости неким третьим материалом. Так или иначе, уровень защиты лобовой проекции заметно вырос.

Интересной чертой нового бронирования стал его внешний вид. Благодаря гладкому «зализанному» лбу корпуса и оригинальным бортовым экранам новый танк внешне отличался от других бронемашин и выглядел, что называется, футуристически. На разных изображениях прототипов нового танка бортовые экраны имеют разные очертания, а их внешний вид позволяет предполагать применение как резиновых и резинометаллических, так и только металлических панелей. Однако на более поздних изображениях длинномерные металлические детали отсутствуют, а вместо них используются цельнорезиновые детали.

Китайско-американский основной танк Jaguar


Согласно техническому заданию на проект, боевая масса нового танка должна была равняться 41-42 тоннам. Это было больше, чем у исходного «Типа 69» и поэтому пришлось доработать силовую установку. Вместо китайской копии дизеля В-55 на Jaguar решили устанавливать дизель Detroit Diesel 8V-92TA мощностью 750 л.с. Использование этого мотора, несмотря на возросшую боевую массу танка, сулило небольшое, но повышение ходовых качеств. Согласно расчетам, «Ягуар» смог бы разгоняться на шоссе до 55-60 км/ч и преодолевать на одной заправке до 550 км. Ходовая часть танка Jaguar почти полностью аналогична соответствующим агрегатам машины «Тип 69». Она имела по пять опорных катков на борт, направляющие и ведущие колеса. Опорные катки устанавливались на торсионной подвеске с применением гидропневматической амортизации. Примечательно, что ходовая часть танка «Ягуар» сохранила характерный признак всех машин, созданных на базе советского Т-55 – зазор между первой и второй парой опорных катков. Опорные катки получили новый резиновый бандаж, а гусеницы – резинометаллический шарнир.

Компания Cadillac Gage разработала башню для «Ягуара» на базе готового боевого модуля от легкого танка Stingray. Основным оружием танка стало нарезное орудие M68 калибра 105 миллиметров, представлявшее собой лицензионную копию британской пушки L7. Внутри боевого отделения удалось разместить 34 унитарных выстрела для пушки. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет, а на башне предусмотрели зенитный пулемет калибра 12,7 миллиметров. Выбор типа вспомогательного оружия оставили за заказчиком. Вне зависимости от него, ящики для боеприпаса позволяли перевозить до 3500 патронов для спаренного пулемета и до 600 для зенитного. Пушка и спаренный пулемет могли наводиться по вертикали в пределах от -4 до +17 градусов. Горизонтальная наводка – круговая.

Китайско-американский основной танк Jaguar


Наведение пушки осуществлялось при помощи электрогидравлической системы с двухплоскостной стабилизацией. Система управления оружием DFCS почти без изменений была заимствована с легкого танка Stingray. Командир и наводчик располагали несколькими прицелами, в том числе и ночными, лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Широкое использование в «Ягуаре» агрегатов и аппаратуры «Стингрея» было обусловлено тем фактом, что оба этих танка изначально делались для продажи третьим странам.

Разработка башни с использованием американских наработок привела к интересному изменению в области рабочих мест экипажа. На китайских танках того времени командир и наводчик располагались слева от пушки, заряжающий – справа. На танке Jaguar, как и на «Стингрее», рабочее место заряжающего разместили слева от казенника орудия, а наводчик и командир работали справа от него. Поскольку бронированное шасси создавалось на основе танков «Тип 59» и «Тип 69», отделение управления осталось на прежнем месте: слева от продольной оси.

Для того чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, CMEC и Cadillac Gage предусмотрели возможность замены тех или иных электронных систем на аналогичные. Предполагалось, что в таком случае любой покупатель сможет заказать танки с необходимым составом оборудования. По состоянию на конец восьмидесятых годов один экземпляр танка Jaguar, вне зависимости от конкретного состава оборудования, обошелся бы покупателю в 2,4 миллиона долларов.

Ориентировочно в 1988 году началось строительство первых двух прототипов нового танка. Американские участники проекта прислали две готовые башни, но вскоре вышли из проекта. В 1989 году, после событий на площади Тяньаньмэнь, руководство Соединенных Штатов запретило любые отношения с Китаем в военно-технической сфере. Повинуясь этому указу, компания Cadillac Gage отказалась от продолжения сотрудничества. В дальнейшем Китай самостоятельно достроил оба прототипа и провел их испытания. Ожидаемые характеристики полностью подтвердились, хотя обнаружились и недостатки. Китайская фирма CMEC в течение некоторого времени пыталась создать собственный боевой модуль для нового танка и представить его для продажи, но не смогла сделать даже копию американской башни. Из-за отсутствия подходящей башни и невозможности дальнейшего развития, проект основного танка Jaguar был закрыт. Военно-техническое сотрудничество Китая и США, а тем более создание совместных проектов, более не возобновлялось.


По материалам сайтов:
http://military-today.com/
http://army-guide.com/
http://chnarmy.com/
http://vestnik-rm.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. Владимирец 12 марта 2013 10:02
    Наружность танка напомнила как наши современные киношники при небольшом бюджете имитируют немецкие танки: под прямыми углами листовым железом обшили трактор и уже танк. smile
  2. КПА 12 марта 2013 10:10
    Ну,за то время пока сотрудничали,Китай снабжал душманов тяжелым вооружением,а получал от США технологии и производственные линии.Так что не много потерял.
  3. Nayhas 12 марта 2013 10:22
    Благодаря событиям на площади Тяньаньмэнь Китаю пришлось искать технологии в СССР/России, тем самым наш ВПК получил в очень тяжёлые времена финансовую подпитку.
    1. КПА 12 марта 2013 11:37
      Эти события произошли,когда Союзу уже не до ВПК было-1989год.Доживал последние дни.
  4. anatoliy73 12 марта 2013 13:27
    Оппачки - это ж вылитый " стингрей " То - то они чуть позже с конкурсом на легкий танк на замену " шеридану " взмотались - а тут вона откуда ноги росли , разработки невостребованные пристроить кудой - то надо было wink laughing
  5. Gromila78 12 марта 2013 14:34
    Статья еще раз подтверждает, что при продаже или передаче танка, самолета и т.д. технологию скопировать очень трудно, иногда и невозможно.
    Gromila78
  6. Drosselmeyer 12 марта 2013 17:12
    В кое веки китайцы могли получить что-то самобытное на вид.
    Drosselmeyer
  7. Несвет Незаря 12 марта 2013 19:22
    Быщ пыщ Бах пабабах
    Несвет Незаря
  8. erix-06 13 марта 2013 06:02
    Дешевле, наверное,было разработать новый танк.
  9. PeaceMaker 13 марта 2013 07:40
    Чем-то оно Абрамс напоминает
    PeaceMaker
  10. Илья Гуренко 21 марта 2013 20:43
    Помесь Абрамса и тип69. (Убожество) sad
    Илья Гуренко
  11. svp67 26 марта 2013 11:57
    Больше на "Леопарда 1-го" похож...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня