Семейство вездеходов и бронеавтомобилей «Сармат»

23 083 13
Семейство вездеходов и бронеавтомобилей «Сармат»
Вездеходы «Сармат-2» на учениях «Запад-2021». Фото Минобороны РФ


В настоящее время российская промышленность разрабатывает и предлагает вооружённым силам новые транспортные средства разных классов - в основном вездеходную и защищённую технику. Одним из последних и интересных примеров такой деятельности является семейство проектов «Сармат». Оно началось с вездехода-багги, а последние его образцы стали полноценными бронеавтомобилями.



Семейство вездеходов


В середине прошлого десятилетия министерство обороны России пришло к выводу о необходимости разработки нового поколения лёгких автомобилей-вездеходов. За счёт таких машин предлагалось значительно повысить мобильность и подвижность некоторых подразделений во время выполнения боевых задач.

Разработкой новых вездеходов занялся целый ряд отечественных организаций. В частности, московское ОКБ «Техника» приступило к созданию проекта под рабочим названием «Сармат-1». Работы велись за счёт организации, но по техническому заданию от Минобороны и под его контролем.

Разработка проекта «Сармат-1» завершилась не позднее 2016-17 гг. Минобороны ознакомилось с конструкторской документацией и дало проекту положительную оценку. Однако ведомство не стало заказывать постройку и испытания опытного образца. Вместо этого оно выдало организации-разработчику обновленное техническое задание для доработки исходного проекта. Требовалось заменить импортные компоненты и улучшить некоторые характеристики.


Перевозка «Сарматов-2» на внешней подвеске вертолетов на учениях «Запад-2021». Фото Минобороны РФ

ОКБ «Техника» внесло необходимые изменения в исходный проект, в результате чего появилось «лёгкое специальное транспортное средство» ЛСТС-1943 «Сармат-2». Этот проект устроил потенциального заказчика, и в 2017-2018 гг. был построен первый опытный образец. Вскоре его вывели на испытания, а также представили на военно-техническом форуме «Армия-2018».

Опытный образец ЛСТС-1943 успешно прошел испытания, подтвердив расчетные характеристики и соответствие техническому заданию. Однако испытания выявили необходимость дальнейшего улучшения некоторых параметров. В связи с этим не позднее начала 2019 г. Минобороны вновь обновило техническое задание.

На этот раз компании-разработчику пришлось серьёзно переделать исходный проект. Получившийся вездеход ЛСТС-1944 «Сармат-3» был больше и тяжелее предыдущих разработок, а также имел повышенную грузоподъёмность и ходовые характеристики. Опытный образец построили и вывели на полигон в 2019 г. В том же году его впервые продемонстрировали специалистам и публике на форуме «Армия». Сообщалось, что в ближайшие месяцы заказчик определит перспективы этой машины.

На форуме «Армия-2022» стало известно, что семейство машин «Сармат» пополнилось новым образцом. На базе вездехода «Сармат-3» был разработан полноценный бронеавтомобиль, способный защитить экипаж от пуль и осколков. В дальнейшем появилась его санитарная модификация «Сармат-3МЭ» с корпусом иной конструкции.


Броневик «Сармат-2» на одном из форумов «Армия». Фото Vitalykuzmin.su

От испытаний до эксплуатации


В 2017-18 гг. вездеходы семейства «Сармат» успешно проходили испытания на полигонах Минобороны и демонстрировали свои характеристики. При этом не обошлось без замечаний, которые учитывались при дальнейшем совершенствовании этой техники. Кроме того, оборонное ведомство дважды корректировало техническое задание. Благодаря этому в недавнем прошлом появился автомобиль «Сармат-3» в двух основных версиях.

В 2021 г. стало известно, что вездеходы «Сармат-2» и «Сармат-3» заинтересовали Минобороны. Они были включены в опытно-конструкторскую работу под шифром «Стрела», целью которой являлся поиск нового вездехода для строевых частей. В рамках этой работы машины от ОКБ «Техника» должны были конкурировать с другими современными разработками от других организаций.

В том же 2021 г. вооружённые силы заказали и получили партию машин «Сармат-2». Эту технику передали в части воздушно-десантных войск. Вездеходы-багги активно использовались в повседневной службе, а также принимали участие в учениях. В 2022 г. вездеходы были направлены в зону проведения Спецоперации по защите Донбасса для испытаний в реальных боевых условиях.

Вездеход «Сармат-3» тоже прошел испытания и проходил войсковые испытания. Затем на его базе построили броневик, и в этой версии у машины появились новые перспективы. Не позднее 2022-23 гг. такой автомобиль успешно завершил необходимые испытания. По их результатам Минобороны разместило заказ на производство неопределённого количества техники.


Кабина «Сармата-3». Фото Vitalykuzmin.su

В прошлом году защищенный «Сармат-3» впервые был замечен в зоне проведения Спецоперации. По имеющимся данным, эта техника принадлежит одной из частей ВДВ и используется для перевозки бойцов вблизи переднего края, а также во время боевых действий. В дальнейшем неоднократно появлялись новые свидетельства присутствия бронированных «Сарматов» в войсках. Последнее на данный момент фото такого рода было опубликовано буквально несколько дней назад.

Технические особенности


Все автомобили «Сармат» имеют одинаковую архитектуру и близки друг к другу по тактико-техническим характеристикам. При этом каждый из них обладает своими особенностями, которые заметно отличают его от других образцов серии. Более того, за счёт этих отличий обеспечиваются преимущества перед другими машинами семейства или конкурирующими образцами.

ЛСТС-1943 «Сармат-2» представляет собой двухосную полноприводную машину облегчённой конструкции. Он предназначен для перевозки людей и грузов, а также может нести некоторые виды вооружения. Машина имеет достаточно простую конструкцию с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками.

Вездеход не крупнее распространённых автомобилей. Его длина составляет 3,8 м, ширина — 1,8 м, высота — 2 м. Полная масса — 2100 кг. «Сармат-2» может перевозиться вертолетами Ми-8 на внешней подвеске или в кабине.

«Сармат-2» построен по капотной схеме. В передней части шасси расположен моторный отсек с лёгким кожухом, за которым помещена открытая кабина с дугами безопасности. В корме находится небольшая грузовая платформа.


Бронеавтомобиль «Сармат-3» с двухрядной кабиной и грузовой платформой. Фото: Telegram / «Оборонка»

Машину оснастили бензиновым двигателем ВАЗ-2123 мощностью 105 л.с. и механической коробкой передач. Трансмиссия включает межосевой и межколесные дифференциалы с блокировкой. Шасси построено на двух мостах с пружинной подвеской. Вездеход способен развивать на шоссе скорость до 130 км/ч и двигаться по пересечённой местности.

В открытой кабине багги перевозит четырёх человек с оружием и снаряжением. Общая масса полезной нагрузки составляет 600 кг. Штатное вооружение не предусмотрено, но на машину можно поставить шкворневую установку для пулемёта нормального калибра.

Вездеход ЛСТС-1944 «Сармат-3» внешне и по архитектуре похож на своего предшественника, но отличается большими размерами и увеличенной массой. Его длина выросла до 3,9 м, а ширина — до 2 м. Полная масса достигает 3,5 т, из которых 1,5 т приходится на груз и пассажиров. Машина остаётся авиатранспортабельной, но перевозка на внешней подвеске теперь невозможна.

Потяжелевшему автомобилю требовался более мощный двигатель. Отечественного изделия с требуемыми характеристиками не нашлось, и «Сармат-3» получил дизель китайского производства. Двигатель мощностью 153 л.с. позволил не только сохранить, но и улучшить подвижность. Максимальная скорость выросла до 150 км/ч.

Для «Сармата-3» разработали несколько вариантов облегчённого кузова с разным количеством мест для пассажиров и различными конфигурациями грузовой платформы. Вездеход может перевозить от 4 до 8 пассажиров и груз, а также нести лёгкое вооружение.


Броневик «Сармат-3» в зоне проведения Спецоперации, осень 2024 г. Фото: Telegram / «Уголок Ситха»

Бронеавтомобиль «Сармат-3» построен на шасси одноимённого вездехода, вероятно, без значительных его доработок. Имеющийся запас грузоподъёмности использовали для установки броневого корпуса. Разработан оригинальный компактный корпус сварной конструкции, состоящий из листов толщиной несколько миллиметров. Он защищает от пуль стрелкового оружия и лёгких осколков.

Многоцелевая модификация броневика «Сармат-3» получает бронекорпус с двумя рядами кресел и кормовой грузовой площадкой. Также анонсировали санитарный броневик «Сармат-3МЭ». Он отличается удлинённым корпусом с одним рядом кресел, за которым расположены места для раненых на носилках.

В крыше корпуса предусмотрен люк с местом для монтажа вооружения. Как и в случае с другими «Сарматами», возможна установка пулемётов или иного оружия с близкими параметрами массы и отдачи.

Обновление автопарка


Ранее накопленный опыт показывал, что вооружённым силам необходимы не только защищённые транспортные средства, но и более лёгкие и подвижные вездеходы-багги. В 2022-23 г. Спецоперация по защите Донбасса подтвердила это, и Минобороны начало закупать такую технику. К счастью, к этому времени отечественная промышленность успела разработать и довести до производства несколько типов таких машин.

Свой вклад в переоснащение автопарка вооружённых сил внесли машины серии «Сармат». Благодаря этим проектам от ОКБ «Техника», ВДВ получили современные и удобные в эксплуатации вездеходы, а также лёгкие бронеавтомобили. Можно предполагать, что производство «Сарматов» будет продолжаться, и они займут заметное место в автопарке нашей армии.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    24 октября 2024 05:55
    Можно предполагать, что производство «Сарматов» будет продолжаться, и они займут заметное место в автопарке нашей армии.

    Говорите «халва» сколь угодное количество раз, но ощущение «корявости» и «недоделанности» не покидает...
    Можно предположить, что слова: «я тебя слепила из того, что было», - именно про это.
    1. +4
      24 октября 2024 10:25
      На вкус и цвет... Это уже пятая версия (генерация) именно Сармата-3. Радует то, что Сармат-2 и Сармат-3 на фронт попали (первый так вообще на фото 2022 года был), теперь вопрос за количеством (особенно в отношении С3). И если судить по известным данным, к примеру, по Спартакам - то шансы на получение массового легкого разъездного броневика в дополнение к тиграм и спартакам высоки.
    2. +2
      24 октября 2024 13:02
      Цитата: ROSS 42
      но ощущение «корявости» и «недоделанности» не покидает...

      Это вы с эстетической точки зрения оцениваете?
    3. +4
      24 октября 2024 16:39
      Так и есть , сделали из компонентов производящихся в России , а выбор к сожалению не велик. В данном случае Сармат лучше чем ничего.
    4. 0
      5 ноября 2024 23:52
      armoured buggies fighting against tanks...
  2. +5
    24 октября 2024 06:30
    Судя по описанию ходовой, "Сармат-2" на базе ходовой "Нивы" с новым ВАЗовским двигателем, А "Сармат-3" похоже на ходовой УАЗ или "Соболя" с китайским дизелем.
    1. 0
      24 октября 2024 10:21
      Цитата: alextrace
      А "Сармат-3" похоже на ходовой УАЗ или "Соболя" с китайским дизелем.

      Сложно согласиться - УАЗ на фоне С3 существенно больше. Тем более, что на базе УАЗа Оборонавто предлагает свой легкий разъездной броневик - Кадет. Его вторую, доработанную по требованиям МО, версию представили на Армия2024.
    2. +1
      24 октября 2024 15:32
      Цитата: alextrace
      Судя по описанию ходовой, "Сармат-2" на базе ходовой "Нивы" с новым ВАЗовским двигателем

      А в чём-то вы и правы:
  3. 0
    24 октября 2024 16:54
    Чего мудрить?-из не бронированных авто есть уазик и шишига-из бронированных-полно колесных БТР и прочих БРДМ
    1. +1
      25 октября 2024 22:04
      чего мудрить ? деды наши делали замечательный и очень технологичный броневичёк ба 64 , а уж на новых агрегатах он точно бы зашёл .
  4. 0
    25 октября 2024 18:40
    Любая стрелковка делает би-би без колес!Если только там не секретные колесы с засыпкой из пробки, или каучука!
    1. +2
      25 октября 2024 22:08
      во время вов на бронеавтомобили и полевые орудия устанавливали шины гусматик , и на осколки и пули было всё равно.
  5. +1
    13 ноября 2024 00:59
    На фото очень четко видно как колеса выставлены далеко от корпуса. Что спереди, что сзади. Голная техника. Явно может и мины держать.
  6. Комментарий был удален.