Дорога к летающему солдату

9 375 32
Дорога к летающему солдату
Мечта генералов 60-х годов!


«Джетпак» или реактивный ранец — любимый девайс фантастических или полуфантастических фильмов. Между тем, действующие модели этого транспортного средства были созданы ещё в 50-е годы прошлого века. Само собой, деньги на разработку выделяли военные: солдаты, летящие в атаку, как рой рассерженных шершней — картина, способная вдохновить любого генерала (а если они при этом ещё и «Ура!» кричат...)!



По своей конструкции ранцевые двигатели делятся на ракетные и турбо-реактивные. Первые просты в конструкции, и сделать их способен любой человек, у которого есть инженерное образование и руки растут откуда следует (другое дело, что безопасного способа выучиться на них летать не существует!). Но... У ракетных ранцев есть существенный недостаток, обнуляющий их ценность: они топливо жрут как не в себя! Поэтому полёт на таком транспорте длится не более 30 секунд, и дальность полёта редко превышает 250 метров. Тем не менее, сказать, что для военных он был бы полностью безынтересен, нельзя: солдат в нём может перепрыгнуть через многоэтажный дом в условиях городского боя или форсировать, не замочив ног, достаточно крупную реку.


"Джет вест" Томаса Мура. Система управления и в самом деле не самая удобная...

Первый ракетный ранец разработал американский инженер Томас Мур. Ему довелось работать с командой перебравшегося после войны в США Вернера фон Брауна, от него он услышал о широком использовании немцами в качестве топлива концентрированной перекиси водорода. И Мур решил собрать «джет вест» на основе ракетного двигателя, работающего на перекиси водорода. Дело в том, что в присутствии серебряного катализатора перекись резко переходит в состояние «парогаза» с выделением большого количества тепла. Идеальное топливо для небольшой ракеты! В 1952 году Мур получил от военных грант в 25 тысяч долларов на создание «реактивного жилета» и приступил к работе. Вскоре на испытаниях «джет вест» его конструкции впервые приподнял пилота над землёй. Вот только систему управления Мур недодумал, поэтому летать в полном смысле этого слова его жилет не мог. После чего финансирование Муру зарубили.


"Прыжковый костюм" на сжатом азоте

Но энтузиасты продолжали работать: в 1958 году Гарри Бурдетт и Александер Бор создали «прыжковый костюм» на сжатом азоте: газ из баллонов подавался на пару сопел. Когда пилот открывал клапан, его подбрасывало вверх на высоту до 7 метров. Наклонившись вперёд при помощи костюма, можно было бежать со скоростью 40-50 километров в час. Военных разработка не заинтересовала, и денег на дальнейшие исследования они не дали.


Вендел Мур с пилотом ракетного ранца своей конструкции

Но скоро военным стало известно, что работоспособный образец ракетного ранца разрабатывает другой инженер по фамилии Мур — Венделл Мур из «Белл Аэросистемс». Поскольку фирма была более чем солидная, разработку поручили именно ей. Венделл Мур работал над аппаратом с середины 50-х годов. Создание двигателя не представляло проблем — ракетные двигатели на перекиси водорода фирме были хорошо знакомы. Вопрос был в создании системы управления — том, на чём «погорел» Томас Мур.

Инженеры во главе с Венделлом Муром создали «сборку» из стальных труб, внутри которой размещался испытатель. Инженер подавал на сопла сжатый азот, а испытатель пытался при помощи пары рычагов регулировать наклон сопел, пытаясь добиться стабильного зависания. В 1958 году удалось добиться стабильного зависания на высоте 5 метров над землёй на 3 минуты.

Опыты дали понимание того, как нужно компоновать «рюкзак» в плане центра тяжести, для того чтобы добиться стабильного полёта. И впечатлили заказчика — деньги на работу выделили. В 1960 году был создан ракетный ранец весом 57 кг с двигателем, тягой 127 кгс. Испытания начались в конце года в ангаре, на привязи. В ходе одного из полётов привязь лопнула, и Мур упал, сломав себе коленную чашечку. Остальные испытательные полёты проводили без него. 20 апреля 1961 года состоялся первый полёт на ракетном ранце: испытатель Гарольд Грэм поднялся на высоту 120 см и пролетел 35 метров со скоростью 10 км/ч. Полёт длился 13 секунд — начало было положено!


Демонстрация полёта на ракетном ранце Венделла Мура военным

8 июня ранец впервые продемонстрировали нескольким сотням офицеров, а 11 октября Грэм совершил полёт перед президентом Кеннеди: взлетел с вездехода-амфибии, преодолел полосу воды и приземлился перед президентом, отдав ему честь. Публика была в восторге! А армия разочарована: максимальная дальность полёта составила 120 метров, а время пребывания в воздухе — 21 секунда. Трата 150 тысяч долларов была признана неудачной, и дальнейшее финансирование прекращено. Впрочем, ранцы Венделла Мура до сих пор используют энтузиасты полётов на «джет паках» — простота в изготовлении плюс не самое сложное пилотирование приносят любителям острых ощущений массу удовольствия. Современные версии ракетных ранцев могут летать до 30 секунд, подниматься на 30 метров и развивать скорость до 96 км/ч.

На этом стоит перейти к гораздо более перспективным турбореактивным ранцам. В отличие от ракетных ранцев они могут держаться в воздухе минутами, а преодолеваемое расстояние дошло до 760 метров. Теоретически турбореактивный «джетпак» способен летать 25 минут и развивать скорость до 135 км/ч, но есть проблемы, ограничивающие его применение: приземление с тяжёлым рюкзаком за спиной травмоопасно, а отлетевшая лопатка находящейся за спиной турбины способна и убить. Поэтому сегодня турбореактивный ранцевый двигатель пытаются скрещивать с небольшими крыльями. Понятно, что взлететь с земли в такой конструкции не получится, но если стартовать с самолёта или вертолёта, то можно добиться нескольких минут настоящего управляемого горизонтального полёта.


Турбореактивный ранец от "Белл Аэросистемс"

Первый турбореактивный ранец создал тот же Венделл Мур из «Белл Аэросистемс». Его произведение называлось «Реактивный пояс» («Белл джет белт»). Для ранца был создан миниатюрный турбореактивный двигатель весом 31 кг, работавший на керосине и развивавший тягу в 1900 ньютонов. Впервые «Реактивный пояс» взлетел в 1969 году: пилот Роберт Кортер пролетел около 100 метров по кругу на высоте 7 метров со скоростью 45 км/ч. Впрочем, Пентагон к ранцу уже охладел (для обслуживания агрегата была нужна целая команда техников, пристёгивать её к каждому солдату — не лучшая идея), а там и Мур умер, так что «Реактивный пояс» остался музейным экспонатом. И да, двигатель впоследствии пригодился! Его малость переработали и установили на крылатую ракету «Томагавк»...

Сегодня интерес к реактивным ранцам возвращается. Если в 60-е годы его противники указывали на то, что солдат в «джетпаке» не защищён бронёй, и это было весомым аргументом, то сейчас... Прогресс в области противотанковых гранатомётов, ПТУРов и прочего бронебойного оружия, а также мин привёл к тому, что уже во время войны в Афганистане солдаты старались ездить исключительно «на броне», а не внутри БМП и бронетранспортёров. Последующие войны, включая СВО, подтвердили это правило — легкая бронированная техника — «вкусная» цель, но не обладает столь высокой стойкостью к поражению, как танки. Поэтому на территории будущего Юго-Западного федерального округа России среди бойцов наиболее востребованы кроссовые мотоциклы, квадроциклы и прочий, до недавнего времени, «спортинвентарь».

И вот на этом фоне недостатки «джетпаков» уже не кажутся столь фатальными: шумит он никак не больше кроссового мотоцикла, скорость имеет не меньше, но при этом ему не страшны мины и осколки с острыми краями, которыми обильно посыпаны дороги на линии боевого соприкосновения и которые в промышленных масштабах режут шины колёсного транспорта.

Кроме того, сегодня значительно менее актуальным становится вопрос трудности управления «ранцевым двигателем» — в 60-е годы, когда создавались ранцы Венделла Мура, компьютер был сооружением, занимавшим комнату. Доверить ему стабилизацию полёта «джетпака» было ненаучной фантастикой. Сегодня миниатюрный процессор способен взять на себя большую часть работы по управлению соплами ранцевого двигателя. В общем, если решить задачу увеличения дальности полёта...


"Летающий костюм" от "Гравити Индастриз"

Фирма «Гравити Индастриз» в 2018 году представила первую версию «летающего костюма» с пятью турбореактивными двигателями: одним в ранце и четырьмя на руках. Уже в 2019 году Ричард Браунинг вошёл (хотя, скорее, влетел!) в «Книгу рекордов Гиннесса», достигнув скорости в 135 км/ч. Весит всё это удовольствие 27 кг и стоит 444000 долларов, но это первые серийные «джетпаки», все экземпляры до них были штучными. Не так давно, в 2021 году, Королевская морская пехота провела учения, в ходе которых пилот «ранца» от «Гравити Индастриз» приземлился на палубе судна и сбросил вниз трап, по которому на неё поднялся спецназ из резиновой лодки. В реальности такая операция закончилась бы провалом — ревущий «джетпак» захватившие судно пираты не заметить шансов не имели бы, а после этого подстрелить пилота — дело техники. Но ход мыслей английских адмиралов нельзя не признать интересным.

Впрочем, возможно, это направление придания средств индивидуальной мобильности каждому бойцу так и останется тупиковым. А мейнстримом станут помещённые в заспинный ранец вертолётные винты, на манер широко используемых сегодня квадрокоптеров. Но это уже тема для отдельного рассказа...
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 октября 2024 07:50
    Носить у себя за спиной бомбу? Может генералы покажут пример и первыми освоят реактивные ранцы на поле боя? Это только в кино и мультиках летящие супергерои могут уворачиваться от сплошного зенитного огня. В реальности же малейшее повреждение ранца от миниатюрного осколка заставит летящего солдата кувыркаться в воздухе, пока не врежется в землю, а то и просто взорвёт ранец и разнесёт солдата на куски. Только прижимаясь к земле, прячась за препятствиями и в складках местности или за бронёй транспортного средства пехотинец может более-менее безопасно достичь позиций противника и вступить в контактный бой. Генерал, который полагается только на пехоту, вообще может считаться мясником. Современный бой - это комплекс тесного по месту и времени взаимодействия всех родов войск, а не "мясной штурм".
    1. +6
      26 октября 2024 09:31
      Подобное возражение, в свое время, высказывалось моряками в отношении миноносцев: как можно возить на палубе собственного корабля бомбу? Боезапас обычно укрыт под броней, или ниже ватерлинии, а здесь - 300 кг взрывчатки «лежат» в открытую, на самом видном месте. Тем не менее риск был признан допустимым. Мне кажется, здесь та же история: посмотрят, чего больше - выгоды от быстрого перемещения по воздуху (135 км/ч не один БТР не сделает), или риска потерять личный состав…
      1. +1
        26 октября 2024 14:59
        Мне кажется, здесь та же история: посмотрят, чего больше - выгоды от быстрого перемещения по воздуху (135 км/ч не один БТР не сделает), или риска потерять личный состав…


        БТР и не перемешается по воздуху, для этого например вертолет есть. Недостатки реактивных ранцев очевидны, дорогая конструкция, сложность в управлении, необходимы постоянные тренировки, в общем на мой взгляд это какой то очень ограниченный пул задач.
        1. 0
          26 октября 2024 18:12
          Да, в сегодняшнем состоянии - скорее что-либо диверсионное (проникновение в охраняемый периметр представить сложно - слишком громко, а вот эвакуация откуда-либо - другой вопрос…)
      2. +1
        26 октября 2024 20:33
        В статье же написано что это аналог мотоцикла/квадроцикла которому не страшны мины, водные преграды, заборы и тд, а про генералов я вообще не понял, раз мы говорим про аналог мотоцикла то по вашему генералы использующие солдат на мотиках мясники? и почему только одних солдат? конечно же в составе войск, совместно с бронетехникой самолетами беспилотниками и тд, - для диверсионных операций замена мотику, для солдат может оказаться полезным для эвакуации из опорника
    2. +1
      26 октября 2024 14:10
      Ну профиль бойца с ранцем и без ранца одинаковый примерно, если в него прилетит то он получит ранение, а с учётом скорости и высоты он разобьётся.
      Однако если солдаты по пластунски выползут на пулеметы, то конец будет тоже печальным. Одними только пехотинцами уже тысячи три лет как много не навоюешь. Должна быть разведка и артподготовка, прикрытие и прочее, и чтоб в генштабе вменяемые люди сидели. Тогда и боевым карлсонам будет где развернуться. В прошлом году исламские парапланеристы как-то не сильно сбивались цахаловцами
      1. +1
        26 октября 2024 18:14
        Пуле все равно в бак с перекисью попасть, или в лоб - исход примерно одинаковый. Ранец - скорее для спецназа: обеспечить эвакуацию с места диверсии, через водную преграду или минное поле, например…
        1. 0
          26 октября 2024 18:32
          До места диверсии надо сначала добраться. Вообще подозреваю что дешевле и проще вертолетами спецназ отправлять, а если так приспичило поодиночке отправлять, то есть дроны на сто кило груза, он ещё может обратно вернуться, где ему сменят аккумулятор и отправят подвозить боеприпасы и вывозить спецназеров назад. А джетпак это что-то из серии махолетов - пока не решили что не надо пытаться повторять птиц и просто надо сделать крыло и не выпендриваться, научиться летать не получалось
          1. +1
            26 октября 2024 19:23
            Пока - да. Но, техника на месте не стоит, в данном случае, я так догадываюсь, будет рулить материаловедение: лопатки турбин, баки и прочее... Если получится делать легче, дешевле и долговечнее - почему нет? Впрочем, глубоко сомневаюсь, что на эти разработки выделят деньги, разве что, если всё вышеназванное (и ещё много чего) будет разработано для других проектов и будет доступно, вполне возможно, что какая-то контора в инициативном порядке разработает свою модель и предложит военным. Заказа на разработку в КБ - не будет...
            1. 0
              26 октября 2024 20:15
              Но, техника на месте не стоит
              так она и в других местах на месте не стоит. Завтра робособака с ДВС обзаведётся складывающимся пропеллером и ручным пулемётом, будут такие в бой идти сотнями и врагам не позавидуешь. А бойцы будут за мониторами жиром заплывать...
              1. 0
                28 октября 2024 09:58
                По мне, так гусеничная платформа надёжнее робособаки, а так - всё верно: война роботов уже не будущее, а часть настоящего...
                1. 0
                  28 октября 2024 13:04
                  Ну на видео буржуйские робособаки демонстрируют чудеса проходимости, по руинам всяким и при зачистке укреплений со зданиями они поэффективнее будут. А гусеничные платформы скорее для перевозки чего-то тяжёлого или снабжения. В робо-бтр наверно столько робособак можно напихать, целую роту
                  1. 0
                    28 октября 2024 14:03
                    Не знаю, не знаю... По мне все эти робомулы с робособаками - тупикаовый путь. Ещё когда предполагалось для перевозки снаряжения американских морпехов использовать робомула, я задавал ехидные вопросы в духе: почему бы не использовать настоящего? Стоит дешевле, проходимость - лучше, еду сам себе под копытами ищет, а если подстрелят - сожрать можно - сплошные плюсы!
                    1. 0
                      28 октября 2024 14:12
                      почему бы не использовать настоящего?
                      вспоминается - берегите лошадей, солдат бабы нарожают. В случае войны робособак наклепать можно быстро, а вот мулов - не очень.
                      Что лучше - робособака, мини-трактор с пулемётом, квадрокоптер с арбалетом - без массового производства и подробностей испытаний мы ничего не узнаем и не сравним. На СВО катали робота "уран", и что, и где он? Наши высокопоставленные военные хорошо научились молчать по поводу всего кроме красивых отчётов. Потому мы можем только гадать на кофейной гуще и строить теории исходя из собственных вкусов и фантазий request
  2. +1
    26 октября 2024 09:40
    Помню Пионерская Правда в 60 входе годах писала о Летающем Орле . Если мне память не изменяет , десантник , у которого не раскрылся парашют не разбился , а научился летать . Вроде так называлось . Фантастика конечно , но сегодня солдаты летают . Пусть недалеко , пусть с шумным двигателем , но летают . Молодежь то такое не могла читать , но советую . Задайте в интернете , Пионерская Правда , Летающий Орел . Должно думаю что то выскочить .
    1. 0
      26 октября 2024 10:21
      Извиняюсь . Ночной Орел . За давностью лет подзабыл )))))
      1. +2
        26 октября 2024 12:01
        Почитаю: ГУГЛ выдал "Александр Лом "Ночной Орёл". Автор - чех, кстати говоря...
        1. 0
          26 октября 2024 22:16
          В 1965 году вышел фильм "Шаровая молния" про Джеймса Бонда. Там Шон Коннери порхает в таком ранце после ликвидации дежурной редиски-террориста.Сам фильм лапша,но сьемки красивые,особенно под водой.И бабы красивые,особенно медсестричка блондиночка в "Шрабленсе"- я б такой отдался! Но сильнее всего приколола советская "Волга"ГАЗ 22 универсал,стоящая у подьезда санатория для избранной публики "Шрабленс"!
          1. 0
            28 октября 2024 09:59
            Кстати, снимался реальный джет пак от Венделла Мура...
  3. fiv
    0
    26 октября 2024 10:42
    Дрон с приличной грузоподъемностью утащит пилота куда угодно. И за меньшие деньги.
    1. 0
      26 октября 2024 11:57
      Об этом - в следующей серии)))
      1. 0
        26 октября 2024 20:59
        Еще есть ховерборды - доски с реактивными двигателями - видео "Летающий солдат на военном параде в Париже"
        https://vk.com/video-19650704_456246491
  4. 0
    26 октября 2024 16:39
    На изобретателей бы их повесить и запустить-чтобы их, , больше не видеть laughing
    1. 0
      26 октября 2024 20:48
      В статье написано что на однаво одели и больше не видели, правда перед этим много раз одевали и он возвращался, и дальнейшие полеты это не остановило, до сих пор взлетают
    2. 0
      27 октября 2024 08:59
      Иван Васильевич:" Был у меня один такой, крылья изобрел."
      Шурик с интересом "Ну...ну?"
      Иван Васильевич: "Я его на бочку с порохом посадил - пущай полетает!"
  5. 0
    26 октября 2024 22:14
    Вопрос энергетики - он решаем. Вопрос управления - вообще сейчас не вопрос. Ну а всё остальное. ИМХО конечно но это в итоге будет именно прыжковый ранец на бронескафандре/экзоскелете (решение вопроса защиты, дополнительного веса и травмобезопасности при жёстком приземлении.) А вообще об этом ещё Хайнлайн писал:"Ты прыгаешь, прыгает и скафандр - конечно, гораздо выше, чем ты прыгнул бы без него: в момент прыжка включаются реактивные двигатели, многократно усиливающие импульс, полученный от "ножных мышц" скафандра. Этот мощный дополнительный толчок придается по линии, проходящей через твой центр тяжести. И таким образом ты спокойно перепрыгиваешь через стоящий рядом дом. Потом наступает следующая фаза: ты начинаешь опускаться так же быстро, как и подпрыгнул. Скафандр ловит начало этой фазы и обрабатывает ее характеристики с помощью специального "аппарата приближения" (что-то вроде самого простого радара). Тут опять включаются реактивные двигатели на необходимое время - и ты мягко опускаешься, даже не успев подумать, как бы тебе это получше сделать.
    В этом и состоит чудо бронескафандра: о нем не нужно думать. Не нужно управлять им, направлять, исправлять его ошибки - ты носишь и носишь его. При этом твой мозг всегда свободен - можно заниматься оружием и контролировать обстановку.
    Я отбросил парашют и с помощью реактивных двигателей скафандра приземлился на крышу склада.
    - Второе отделение!! Нечетные номера! - прокричал я, просчитал сколько нужно в уме и приказал: - Вперед!
    И сам выполнил свою команду, взлетев над следующим рядом домов и успев уже в воздухе выпустить струю пламени из ручного огнемета по домам, стоящим прямо у реки. " (с)
    Опять же ИМХО но такой боевой бронескафандр можно создать уже сейчас как только решится вопрос энергетики - силовые привода вещь энергоёмкая. В общем батареек нужно дофига.
  6. -1
    28 октября 2024 11:12
    Можно было и видео выложить кстати как они летают.
  7. -1
    28 октября 2024 11:24
    Для тех кто хочет посмотреть как они летают заходим на ютуб и вводим Jet Suit. Реактивный ранец для армии.
  8. 0
    17 ноября 2024 12:12
    Вообще-то средство перемещения в воздухе в виде экзоскелета - возможно, прилете и сбросил его, а такскать это с собой постоянно, так себе удовольствие.
  9. 0
    31 декабря 2024 17:23
    Прелестно двинуть ракетой подобное ...))
  10. 0
    8 января 2025 13:38
    Ну почему, айэрджеты давно уже в ходу, крыло за спиной с двумя или четырьмя трд позволяет минут 10-15 погонять по небу на скорости до 300 км/ч, посмотрите в ютубе видео с Дубая, где пара рассекает с А-380..
  11. 0
    20 февраля 2025 21:11
    в моем субъективном, такой ранец это инструмент для каких то действий, как парашют у десантника. Только более управляемый и может летать. Ведь ракетные двигатели уже приземляли военную технику с экипажем. В зависимости от задач может и нужна такая штука. может и на БТР еще приспособят.
    Тут ччитал статейку, что пироракетные двигатели устанавливали на бронированную технику, которая при наезде на мину для удержания корпуса в определенном положении, включала пироракетные двигатели. Тем самым экипаж бронетехники не получал повреждений от ударов о стенки и потолок при взрыве.