Кто там самый крутой на глубине?

108 226 65
Кто там самый крутой на глубине?

Наш хороший знакомый Петер Сучий (Peter Suciu) решил в очередной раз повеселить весь мир своими познаниями в подводных лодках, вооруженных крылатыми ракетами, по нашей классификации ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми, несколько коряво, но не нами придумано) и создал некий топ-5 этих подводных лодок, как мы понимаем, по своей версии.

Учитывая, что мы все еще часть этого мира, и в этом топе присутствуют и наши лодки, позволим себе с чем-то не согласиться и прокомментировать соответствующим образом.



Наверное, стоит начать с того, что дружище Петер в своем рейтинге смешал два класса: реальных носителей крылатых ракет и ударные атомные подводные лодки, у которых несколько иные задачи.

«5 лучших ударных подводных лодок, доминирующих в современных военно-морских силах
Путаница возникает из-за того, что некоторые ударные подводные лодки могут быть вооружены крылатыми ракетами, которые расширяют их возможности по нанесению ударов по наземным целям. Более того, в советском и российском военно-морских флотах использовался термин «многоцелевые подводные лодки».


Атомные подводные лодки, основным (подчеркиваю) оружием которые являются крылатые ракеты — это плавучие подводные носители высокоточного оружия, способные поддержать наземные войска за несколько сотен километров от места ведения боевых действий. Примерно, как наши ракетные корабли Каспийской флотилии помогали войскам в Сирии, только из-под воды. И действительно, эти лодки способны оказывать существенное влияние на ход боевых действий, потому что, если взять ту же переделанную «Огайо», которая вместо 24 МБР «Трайдент-2» теперь несет 150 «Томагавков». Это, знаете ли, Залп с большой буквы.

Запомним: основные цели ПЛАРК – на земле.


Что касается атомных ударных субмарин, то их основные цели как раз под водой и на воде. Главные – как раз ракетные лодки стратегического назначения (РПКСН) и упомянутые уже ПЛАРК. Вот ради уничтожения этих кораблей и создавались ударные подводные лодки с их главным оружием – дальнобойными гидролокаторами и управляемыми торпедами.

Да, развитие техники привело к тому, что теперь в торпедный аппарат запросто можно зарядить крылатую противокорабельную ракету и передать из-под воды привет авианосцу. Но это все-таки вторичное вооружение.

Учитывая, что господин Сучиу просто взял и смешал представителей обеих классов, что с них взять, с сухопутных американцев, они на флот.ру не заходят и бескозырок не носят, потому простим и исправим.

Итак, атомные подводные лодки с крылатыми ракетами.

В мире сегодня насчитывается всего четыре класса «чистых» носителей крылатых ракет. Устраивать между ними соревнование сложно просто потому, что есть лодки, и есть… лодки похуже.

Подводная лодка класса «Огайо»



Несомненно, это самая опасная из всех лодок этого класса. И самая большая. 170 метров длины и 18 750 тонн водоизмещения.

Естественно, речь идет о четырех лодках проекта, которые были переделаны из стратегических подводных лодок в носители крылатых ракет. Не самая быстрая из существующих АПЛ, что над, что под водой, но «Огайо» берет тем устрашающим боекомплектом, который позволяет ей решать самые разные боевые задачи, ведь 154 КР «Томагавк», размещенные в бывших пусковых шахтах МБР «Трайдент» - это много.


Но для «Томагавков» задействованы 22 трубы из 24-х. Две оставшиеся используются как шлюзовые камеры для выброса подводных пловцов или аппаратов специального назначения.

Лодки не новые. Переоборудованные в ПЛАРК лодки имеют возраст от 40 до 45 лет, это, конечно, не мало, но при должном уходе и обслуживании лодки продолжают оставаться очень опасным оружием.

По крайней мере, пока на их место не придут лодки класса «Колумбия».

Подводные лодки проекта 885 «Ясень»



Даже американец Петер признает, что «Ясень» в целом одна из лучших и опаснейших подводных лодок в мире. Отметив, что проект рождался долго, но зато как-то сразу вместо «Ясеня» в строй пошли «Ясень-М», которые отличались более современной начинкой и вооружением. И разница между «Северодвинском» и «Казанью» американцам не очень нравится.

В отличие от более старых подводных лодок, построенных в конце советского периода, лодки класса «Ясень-М» разрабатывались как многоцелевые суда, которые могли нести различное вооружение, в том числе самые современные гиперзвуковые крылатые ракеты большой дальности «Циркон». На них установлены десять торпедных аппаратов и восемь шахт для вертикального запуска крылатых ракет, и в качестве основного ударного вооружения подводные лодки также могут быть оснащены крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» (40 шт.) или «Оникс» (32 шт.).

«Казань» также оснащена системой вертикального запуска УКСК (3П-14Б), состоящей из модулей 8СМ-346, что открывает дальнейшие перспективы для новых видов вооружения.

Конечно, «Ясень» намного быстрее и тише, чем «Огайо», которая разрабатывалась в 60-70-х годах прошлого века. И пусть ракетных шахт на «Ясене» меньше, но здесь вопрос в том, что заряжено в них. И тут на нашей стороне более современные наработки, которые дают определенное преимущество.

Подводные лодки проекта 949А «Антей»



С одной стороны, лодки не менее старые, чем «Огайо», с другой – половина из оставшихся на плаву «Антеев» проходит модернизацию по проекту 946АМ. В рамках этой модернизации противокорабельные сверхзвуковые семитонные чудовища П-700 «Гранит» (24 штуки) можно будет заменить на 72 ракеты типа «Оникс» или «Циркон».

П-700, ракета-ветеран, стоящая на вооружении уже более 40 лет, без сомнения, является проблемным для противника оружием несмотря на то, что ее сегодня легче и обнаружить, и перехватить. Но здесь как в случае с Х-22 «Буря»: если прилетит – то все. Бросай якоря, как говорится.

Модернизированные лодки также получат усовершенствованные боевые информационно-управляющие системы «Омнибус-М» и навигационные системы «Симфония-3.2», а также новую систему управления огнём, средства связи, гидроакустическое, радиолокационное и радиоэлектронное оборудование. Замысел такой глобальной модернизации в том, чтобы «Антеи» встали на один технологический уровень с подводными лодками поколения класса «Ясень». И такое вполне может произойти.

Подводные лодки класса «Вирджиния»



Последний представитель класса ПЛАРК, новейшая подводная лодка ВМС США. Представляет собой весьма сбалансированное вооружение и сборник инноваций типа датчиков и камер вместо перископов, отсутствия гребного винта, который заменили водометы и все в таком духе. Очень технологичный корабль.

В плане вооружения тоже все прекрасно: 4 торпедных аппарата, в которые запросто можно зарядить ПКР «Гарпун» и 12 пусковых труб для «Томагавков». А начиная с модификации Блок V на лодках будет монтироваться новая пусковая система VPM на 28 ракет «Томагавк» в средней части лодки, что вместе с пусковыми VPT составит уже внушительную цифру залпа в 40 ракет.

Вообще лодка производит впечатление весьма удачной конструкции, но, если сравнивать с российскими аналогами – уступает по вооружению. Зато «Вирджинии» у американцев получается клепать как горячие пирожки, чего не сказать о наших корабелах. По крайней мере, за 24 года флот США получил 24 АПЛ класса «Вирджиния», что суммарно дает такой залп, какой не снился нашим подводным лодкам.

А если учесть, что в районе 2030 года или чуть позже планируется появление подкласса «Улучшенная «Вирджиния», то однозначно у лодки большие перспективы.

Собственно, вот и все четыре представителя класса ПЛАРК в мире. Как сделать из этого Топ-5? Естественно, как дружище Питер, добавив туда лодки, не имеющие никакого отношения к ПЛАРК. Кто лучший в этом классе? Каждый запросто сможет сделать выводы, посмотрев на цифры.


Из цифр очевидно, что в плане механизации и автоматизации, а также ТТХ, лидирует «Ясень». Лодка быстрее конкурентов, ныряет глубже. Вопрос малошумности открыт, но это не самый важный вопрос при современных методах обнаружения, хотя тут есть о чем поспорить.

Вопрос применения в плане удара по наземным объектам, все тоже довольно интересно.


4 «Огайо» дают суммарный залп в 616 ракет.
24 «Вирджинии» выпустят 288 ракет.
5 «Ясеней» выстрелят 160 «Ониксов» или 200 «Калибров».
8 модернизированных «Атлантов» 949АМ запустят 576 «Ониксов».

Что серьезнее, 904 «Томагавка» или 736 «Ониксов»? «Топор» - хорошая ракета, но – дозвуковая, а потому легко обнаруживается и перехватывается. В отличие от «Оникса», который, как показала украинская практика, вообще не перехватывается современными ЗРК НАТО. Пока, по крайней мере. Так что в этом плане численное преимущество американских лодок не так чувствительно, как кажется.

Поэтому в плане эффективности применения российские лодки смотрятся несколько выгоднее. Конечно, у американцев есть свои преимущества, вроде более продвинутых гидролокаторов. Однако первоочередная задача ПЛАРКов – выйти на позицию и снести на земле (или воде) все, что необходимо.

Кто лучше – решать вам.


Теперь перейдем ко второй части, куда, собственно, Питер Сучиу решил засунуть ПЛАРКи, потому что ударные подводные лодки тоже могут выпускать крылатые ракеты.

Что такое атомная ударная подводная лодка?


В первую очередь – это оружие противодействия РПКСН с баллистическими ракетами и ПЛАРК с крылатыми. Причем – ничуть не менее эффективное, чем противолодочный корабль с вертолетами, а в чем-то и превосходящее надводные корабли. Атомная субмарина может неделями находиться в районе патрулирования ничем себя не выдавая. И если лодка противника окажется в зоне действия гидролокатора и торпед лодки, у ее экипажа будут большие проблемы.

Конечно, торпеды и ракеты ударных атомных подводных лодок могут применяться и по надводным кораблям, но надо прекрасно отдавать себе отчет, что это должны быть за цели. Уровня тяжелого крейсера и авианосца, не меньше. Хотя и по эсминцу тоже можно влепить.

Сегодня более двух десятков стран используют ударные подводные лодки, но далеко не все их строят самостоятельно. В последнее время стало модно если не покупать, то брать в лизинг. Но мы посмотрим, что сегодня выходит в море и насколько эти лодки прекрасны и совершенны.

Проект 945A «Кондор»



Самые дорогие и глубоководные подводные лодки в составе ВМФ СССР и после ВМФ России. Эти лодки были специально разработаны для поиска и уничтожения американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.

Лодки получились уникальными благодаря лёгким и прочным титановым корпусам с приличным зазором между легким и прочным корпусами. Это позволяло лодкам погружаться на большую глубину, а также снижало уровень излучаемого шума и повышало устойчивость к торпедным атакам.

На момент разработки «Кондоры» были на порядок сильнее американских противников, превосходя их по скорости и глубине погружения, и представляли бы серьёзную угрозу в случае боевых действий. Единственным минусом проекта можно считать малочисленность, всего было построено четыре лодки, две продолжают нести службу, а две находятся в резерве. Очень неплохо для лодок, произведенных в 80-х годах прошлого века.

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б»



Смешно, но то, что у нас называют «Щукой», в НАТО носит имя «Акула». Кстати, западное именование будет поточнее, потому что лодка получилась далеко не ординарной.

Эту серию многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения можно считать полноценными родственниками лодок 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2001 годах «Щуки-Б» стали на долгое время основным типом многоцелевых атомных подводных лодок в российском флоте, практически до 2020-х годов, когда появились «Ясени».

В сравнении с лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооружённости. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом — американской лодкой «Лос Анджелес», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». И сегодня в плане скрытности «Щука-Б» ничем не уступает более современным подводным лодкам.

Подводные лодки типа «Астьют»



Лодки, как ни крути, а самые современные в плане что возраста (в строю с 2010 года), что оснащения. Набиты множеством технологических новинок, в том числе вместо оптического перископа высокотехнологичная видеосистема, которая позволяет экипажу осматривать горизонт и получать обзор на 360 градусов.

Кроме того, в отличие от других атомных подводных лодок, в субмаринах класса «Астьют» используется самая современная (по мнению экспертов НАТО) противошумная обшивка. Каждый корпус покрыт 39 000 акустических плит, которые маскируют гидролокационное излучение судна и позволяют подводным лодкам перемещаться почти бесшумно.

Плюс самый современный комплекс РЭБ с новыми ложными целями от BAE Systems и вооружение из тяжёлых торпед «Спирфиш» и крылатые ракеты «Томагавк» последней модификации Block IV, которые способны поражать цели на дистанции до 1 600 км.

Причиной особой гордости британских инженеров является гидролокатор нового поколения, который более чем прекрасно зарекомендовал себя на учениях в поединках с американскими лодками класса «Вирджиния», одержав убедительные учебное, но победы.

Мощная и современная лодка, представляющая собой эффективное оружие.

А теперь поговорим о тех, кто точно не попадает в список лучших. Кто-то пока не попадает, а кто-то уже никогда в него не попадет.

Подводная лодка тип 093 (Китай)



Конечно, рассматривать китайские подводные лодки наравне с британскими или российскими – это делать очень большой комплимент. Однако, лодки Тип 093 уже становятся вполне боеспособными кораблями, имеющими помимо атомных реакторов и противошумное покрытие, и антивибрационное демпфирование, и водометный движитель, который немного увеличивает общую длину лодки, зато снижает уровень шумов.

В США Тип 093 классифицируется как подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК), однако многие эксперты ставят под сомнение возможность установок вертикального пуска, объясняя это очень коротким корпусом лодки по сравнению с аналогами.

Но в целом китайские лодки в лучшем случае могут держаться на уровне советских АПЛ из 80-х годов.

Подводные лодки класса «Сюффрен» (Франция)



Новейшие атомные подводные лодки, строительство которых началось в 2007 году, а первая встала в строй в 2020-м. Лодки перспективные и интересные, но пока проходят испытания, соответственно, кроме табличных данных опереться не на что. В общем – выводы делать рано.

Подводные лодки класса «Сивулф»



Подводные лодки класса «Сивулф» были спроектированные для борьбы с советскими подводными лодками с баллистическими ракетами и для замены устаревших подводных лодок класса «Лос-Анджелес», считаются лучшими из лучших лодок, созданных для этой цели.

Лодки имели модульную конструкцию, которая позволяла проводить последующие модернизации, в том числе устанавливать новое вооружение и более совершенные гидролокационные системы, и, таким образом, проект был «ориентирован на будущее». Лодки были весьма тихими, их бесшумная скорость составляла около 20 узлов, что даже сегодня весьма показательно, а уж в 1997 году и подавно.

Единственным недостатком лодок класса «Сивулф» была их непомерная цена, ставшая причиной отказа от постройки 26 лодок из 29 запланированных. 3,5 миллиарда долларов – это слишком много.


Вполне логично не рассматривать американские «Лос-Анджелесы», которые снимаются с вооружения, и пусть этих лодок и осталось 24 из 62, их полная отставка не за горами. Да к тому же II и III модификации этих лодок уже оснащались 12-трубной ПУ для «Томагавков», что сразу переводило лодку в ПЛАРК.

Так же не стоит тратить время на британский «Трафальгар», оставшийся в гордом одиночестве и тоже ждущий выхода на пенсию.

И российские (переданные по наследству) лодки проектов 671/РТ/РТМК, которых осталось 2 из 48 можно оставить в покое.

А китайским товарищам пожелать успеха в таком сложном и увлекательном деле, как игра в «догнать и перегнать» с законодателями мод подводного кораблестроения. Думаю, у них все получится.

Так что же у нас с вопросом «Кто лучший»?


Если говорить о подводных лодках с крылатыми ракетами (ПЛАРК), то в списке из четырех ПЛАРК явно лидирует российский «Ясень-М».


Российская лодка намного новее тех же «Огайо», введенных в строй 40+ лет назад, а что касается «Вирджиний», то они еще продолжают строиться и очень сложно сказать, какая из лодок лучше.

По некоторым параметрам «Ясень» явно превосходит «Вирджинию», а некоторые останутся за американцами, всегда бывшими впереди в плане тех же торпед. Что касается шумности, здесь стороны время от времени делали реверансы в сторону друг друга, хваля лодки потенциального противника и наглухо замолкая, когда речь шла о новейших работах в области гидролокации.

И сегодня очень сложно сделать вывод о том, что лучше – наш комплекс «Иртыш-Амфора» или массивы гидролокаторов OSA у американцев.

Поэтому «Ясень-М» и «Вирджиния» могли бы стоять на одной ступени пьедестала, но если задуматься над основными задачами ПЛАРК, то есть, поддержка сухопутных операций своими крылатыми ракетами, то более современные ракеты российского производства явно имеют преимущества перед «Томагавками». Так что лучшей платформой для доставки в точку пуска залпа крылатыми ракетами и нанесения противнику максимального ущерба, является «Ясень-М».


Что касается ударных многоцелевых атомных подводных лодок, основной целью которых является поиск и уничтожение РПКСН и ПЛАРК, то здесь, увы, ни лодки проекта 971, ни 945 даже при всех усилиях по модернизации лодок, нет полной уверенности в том, что они смогут быть конкурентными. Все-таки лодки родом из 80-х и 90-х годов прошлого века со всеми вытекающими.

Модернизации проводятся, но медленно. Та же К-461 «Волк» 1991 года постройки, встала на ремонт в 2014 году, а окончание ремонта и модернизации предполагается в 2028-м.

В то же время вызывают опасения возможности новейших британских и французских лодок, особенно «Астьюта», данные о которой более-менее доступны. «Сюффрену» все-таки придется не просто пройти до конца весь цикл испытаний, но и прослужить какое-то время.

«Астьют» уже показал свои возможности, пусть показанное не понравилось американским союзникам, привыкшими быть везде и во всем первыми, но факт: лодка получилась удачной и перспективной. И в общем хорошо, что британцы не строят лодки в количествах, сопоставимых с американскими.


Французской лодке еще предстоит показать свои достоинства и устранить недостатки, которые (судя по «Шарлю де Голлю») будут в достаточных количествах.

В то же время российским лодкам предстоит пройти долгий путь от кульмана до стапеля, поскольку все, что может пока выставить российский флот в плане охоты за американскими ракетоносцами – это старые, путь и модернизированные лодки Советского Союза, возраст которых перевалил за 30 лет.

Однако, успешные работы по созданию «Ясеня» и его модернизации в «Ясень-М», а также создание РПКСН «Борей» внушают уверенность в том, что рано или поздно, но на охоту за американскими лодками выйдет новая российская. Конечно, лучше раньше. Понятно, что это работа не на один год для огромного количества людей, но путь в тысячу ли начинается с одного шага, как говорили наши соседи.

Вот такое получилось размышление. Совершенно не похожее на творение Петера Сучиу, но что поделать. По крайней мере, не пришлось все сваливать в одну кучу, как это делают американцы. Вообще, подводные лодки – это очень тонкие штуки, с ними нельзя, как с рагу по-техасски. Их надо уважать.
65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    25 октября 2024 04:34
    Запомним: основные цели ПЛАРК – на земле.

    И как это вяжется с причисленным к ПЛАРК "Антеям", которые несли "Граниты", а будут нести "Ониксы" и "Цирконы"?
    И куда из обзора подевались "Лоси"?
    1. +3
      25 октября 2024 11:32
      Цитата: Denis Силаев
      И куда из обзора подевались "Лоси"?

      Ушли на пенсию. smile
      Вполне логично не рассматривать американские «Лос-Анджелесы», которые снимаются с вооружения, и пусть этих лодок и осталось 24 из 62, их полная отставка не за горами. Да к тому же II и III модификации этих лодок уже оснащались 12-трубной ПУ для «Томагавков», что сразу переводило лодку в ПЛАРК.

      Правда в этом случае возникают вопросы к пр. 949А и пр. 945А, которые тоже немолоды.
      1. +3
        26 октября 2024 03:34
        В том-то и дело, что "Лосей" по данным автора этой статьи, в строю еще 24 шт. Немного больше чем всех "Антеев", "Щук" и "Ясеней" вместе взятых.

        Кстати, "Антеи" почему-то поименованы у автора "Атлантами"? Я что-то упустил или это опечатка?
        8 модернизированных «Атлантов» 949АМ
        1. +5
          26 октября 2024 07:48
          К сожалению очередная пиар статья очень грамотного автора Романа.
          У ПЛАРК главная задача это массированный удар крылатыми ракетами по назначенным целям для гарантированного прорыва ПВО и здесь первое место это безусловно четыре ПЛАРК Огайо способные одним ударом в 154 ракеты прорвать любую ПВО причем это могут быть не только дозвуковые Топоры, аналоги которых наши Калибры которые почему-то в отличии от Топоров считают достижением. Наверное потому что в мире нет ПВО способной перехватить залп в 154 ракеты Томагавк или Калибр.
          Второе место это наш Антей в модернизации АМ но их по факту меньше чем ПЛАРК Огайо, пока по крайней мере а всего Антеев осталось 7.

          Характеристики ПЛАРК это одно но гораздо более важным является система в которую встроена эта ПЛАРК а в этой системе равнозначным если не более важным является обнаружение целей и выдача ЦУ по ним и в эту систему должны входить и спутниковая разведка и самолеты ДРЛО и РТР и патрульные самолеты ПЛО и массовые корабли способные на современном уровне осуществлять ПЛО и ПВО и все это должно быть связано закрытыми каналами обмена данными. И с этим всем у нас большие проблемы.
    2. +1
      28 октября 2024 16:23
      "Ониксы"вполне себе по наземным целям летят. По опыту СВО.
      1. 0
        2 ноября 2024 14:22
        Ониксы 800 км , топоры 2500км . И где наша подлодка начнет полный залп ониксов .
  2. +7
    25 октября 2024 05:27
    Наверное, стоит начать с того, что дружище Петер в своем рейтинге смешал два класса:

    Наверное стоит начать с того, что сей "художник" опять или снова влез в тему где понимает еще меньше Петера)))
    Учитывая, что господин Сучиу просто взял и смешал представителей обеих классов, что с них взять, с сухопутных американцев, они на флот.ру не заходят и бескозырок не носят, потому простим и исправим.

    Конечно не заходят)) как можно зайти на несуществующий сайт?))) Поэтому им простительно, они в отличие от автора пургу не несут и не выдумывают несуществующие сайты и несуществующие классы))
    Что такое атомная ударная подводная лодка?

    Это мифическая подводная лодка в воображении автора после очередного прихода. Поскольку на ВСЕХ сайтах посвященных морской тематике, и где "художник" получил пожизненный бан, класс упоминаемых АПЛ указан как "Многоцелевая атомная подводная лодка".
    1. 0
      25 октября 2024 05:54
      Он художник, он так видит......по факту из статей Климова и Тимохина у нас с лодками неплохо, а вот с торпедами швах, к сожалению.
      1. +3
        25 октября 2024 07:36
        А чем Вам "Физик" не угодил?
        1. +1
          25 октября 2024 19:47
          Говорят что торпедные учения у нас устраивают очень редко, одна подлодка дай бог одну торпеду в год выпустит по мишени и всё. Типа как ланцеты у нас были в феврале 2022 года по новостям, а вот сколько их было - военная тайна. Торпеда дороже ланцета, если последний это как новое авто для генерала, то торпеда наверно как дача адмирала
          1. +1
            26 октября 2024 00:43
            Цитата: alexoff
            орпеда дороже ланцета, если последний это как новое авто для генерала, то торпеда наверно как дача адмирала

            Так торпеда же не одноразовый ланцет, их обратно вылавливают. Американцы так своими Марками постоянно стреляют.
            1. 0
              26 октября 2024 13:11
              Так и у нас тоже ловят. Но учения такие чрезвычайно редкие. Видимо перезаправка торпеды дорого, а вдруг она сломается или потеряется? Да и к тому же не слишком это яркое зрелище, до парада не дотягивает. Я думаю если начинать разбираться как у нас во флоте реально дела обстоят, то начнется сплошная милюковщина - это глупость или предательство?
        2. 0
          5 ноября 2024 15:19
          Не знаю как сейчас у нас на Флоте, но у американцев на флоте торпеды с телеуправлением, причем не просто стелелуправление а с хитрой системой подачи кабеля. На лодках внутри катушки с кабелем управляющим и лодка в момент стрельбы торпедой может маневрировать в достаточно больших диапазонах не боясь порвать кабель, почто что разворачиваться на 180 градусов. А у нас используется буксируемая лодочная катушка, кабель вместе с торпедой выстреливается и повисает между лодкой и торпедой и наша лодка в момент стрельбы торпедой и управления её по кабелю не может сильно маневрировать менять курс и т.д. Поэтому физик и не очень.
          P.S. Вот неплохая статья, хоть она уже старая но там много полезной информации.
          https://topwar.ru/60441-antikvarnyy-boezapas.html
    2. 0
      25 октября 2024 10:26
      Наверное стоит начать с того, что сей "художник" опять или снова влез в тему где понимает еще меньше Петера)))
      Зато у автора хоть фамилия ... приемлимая... не то, что у Петера. Хорошо, что Потрохом не назвали
      1. +1
        25 октября 2024 20:34
        Кто знает. Мож на английском фамилия Романа ещё смешнее звучит
        1. +1
          25 октября 2024 22:21
          Цитата: Sumotori_380
          Кто знает. Мож на английском фамилия Романа ещё смешнее звучит

          Справедливо, от этого никто не застрахован, не на английском, так на китайском, языков много smile . Это была шутка, надо было мне смайлик поставить
    3. +3
      25 октября 2024 13:05
      Наверное стоит начать с того, что сей "художник" опять или снова влез в тему где понимает еще меньше Петера)))

      Да Peter Suciu нормально разбирается в вопросе, в отличие от автора, в вопросе совсем не понимает. Peter Suciu написал статью The Best 5 'Attack' Submarines 'Under the Water' in 2024, в которой перечислил лучшие, по его мнению, на данный момент по американской классификации "ударные подводные лодки".
      Учитывая, что господин Сучиу просто взял и смешал представителей обеих классов

      "Господин Suciu ничего не смешивал. Он пользовался американской классификацией, по которой есть cruise missile submarine (SLCM), в российском ВМФ им соответствуют ПЛАРК и есть attack submarine, в российском ВМФ такие лодки классифицируются как многоцелевые и имеют два подкласса - ПЛАТ — подводная лодка атомная торпедная и МПЛАТРК — многоцелевые атомные подводные лодки торпедные с крылатыми ракетами.
      1. +2
        25 октября 2024 18:00
        Добрый день. Простите, не знаю Вашего имени. У некоторых форумчан каша в голове несусветная. SLCM - это крылатые ракеты морского базирования (морского старта). По американской да и по нашей системе существует три основных класса атомных ПЛ - SSBN (ПЛАРБ), SSGN (ПЛАРК) SSN (ПЛАТ) и ещё есть лодки специального назначения и всё больше ни каких классов атомных ПЛ не существует.
        1. -2
          25 октября 2024 22:19
          У некоторых форумчан каша в голове несусветная

          У некоторых авторов в голове каша. Остальное - следствие.
  3. +3
    25 октября 2024 07:30
    ПЛ у нас есть, но вот есть ли у нас флот - это надо еще доказать. Судя по действиям ЧФ с этим у нас не все в порядке.
  4. +8
    25 октября 2024 07:34
    Когда же авторы научаться терминологии. "Технологичная" не значит самая навороченная.Технологичный - изготовляемый наиболее простым и экономичным способом. У США в принципе нет ни одного вида технологичного оружия и не может быть, на нем бабок с бюджета не срубишь.
    1. +3
      25 октября 2024 09:29
      «Когда же авторы научаться терминологии» - аналогично у автора с терминами «тип» и «класс».
    2. +1
      25 октября 2024 09:40
      «У США в принципе нет ни одного вида технологичного оружия и не может быть, на нем бабок с бюджета не срубишь» - в принципе оно так, но есть нюансы. Американцы берут крупносерийностью, что позволяет резко снижать себестоимость изделий. А что касается технологичности, то тут практически всегда нелегкий выбор - либо попроще и подешевле, либо подороже но эффективнее.
    3. +2
      25 октября 2024 20:35
      Обожаю плакальщиц по американскому бюджету. Они мне бабок у подъезда напоминают
  5. +7
    25 октября 2024 07:35
    Примерно, как наши ракетные корабли Каспийской флотилии помогали войскам в Сирии, только из-под воды.

    "из-под воды" однако задумался
    1. 0
      25 октября 2024 19:31
      Цитата: george.old
      Примерно, как наши ракетные корабли Каспийской флотилии помогали войскам в Сирии, только из-под воды.

      "из-под воды" однако задумался

      А в чем проблема-то ?
      Вы бы сначала ВЕСЬ абзац прочли.
      Атомные подводные лодки, основным (подчеркиваю) оружием которые являются крылатые ракеты — это плавучие подводные носители высокоточного оружия, способные поддержать наземные войска за несколько сотен километров от места ведения боевых действий. Примерно, как наши ракетные корабли Каспийской флотилии помогали войскам в Сирии, только из-под воды.

      Подводная лодка может сделать тоже самое, что делали наши корабли Каспийской флотилии, но только из-под воды. Вроде все по-русски написано...
      1. +1
        26 октября 2024 16:51
        Цитата: Альф
        и Каспийской флотилии, но только из-под воды. Вроде все по-русски написано...

        Написано-то по-русски, только стилистика... даже не хромает, ибо у нее обе ноги оторвали.
  6. +2
    25 октября 2024 07:52
    К сожалению, оба "кондора" на отстое и выйдут ли они в море - большой вопрос.
    1. 0
      31 октября 2024 11:04
      Цитата: ТермиНахТер
      К сожалению, оба "кондора" на отстое и выйдут ли они в море - большой вопрос.

      Так вроде бы нашли для них ремзавод на северах и то-ли до конца этого , то-ли в начале будущего года первые две идут в модернизацию . К тому же после принятия на вооружение КР БД "Калибр-М" (калибром 650 мм. для "больших" ТА) , все модернизированные ПЛА пр. 945 , 971 и 949 становятся ПЛАРК , ибо будут нести каждая по 12 КР БД "Калибр-М" с дальностью (со слов Сергея Кетонова) до 7500 км. + 28 КР и торпед калибра 533 мм. Так что и "Щуки-Б" , и "Кондоры" после модернизации все ПЛАРКами будут . А 949 пр. ими просто останутся , но кроме 48 "Цирконов"\"Ониксов" или 72 "Калибров" , они ещё и 12 "Калибр-М" в больших ТА понесут + ПЛУР и ПКР "Калибр" со сверхзвуковой второй ступенью на стелажах к ТА 533 мм. Вопрос лишь в том сколько ПЛА советской постройки успеем модернизировать по этим проектам . Сейчас их модернизацией будут заниматься уже три ремзавода . По две ПЛА в каждом одновременно .
      1. 0
        31 октября 2024 16:01
        Перевооружить можно. А энергетическая установка, корабельные системы - они уже не производятся. А в некоторых случаях, уже и заводов нет, на которых оно производилось.
        Пр. 949 и 971 много, под них можно начать проектирование и изготовление оборудования заново, которые сейчас не выпускают, возможно часть даже унифицируют, чтобы упростить и удешевить производство. Но из - за двух корпусов - огород городить? Очень бы хотелось, но сомневаюсь. По состоянию на 2020 г., на первых двух лодках ремонт остановлен. О выходах в море пр. 945 А, которые теоретически в строю, не слышно, ни в фоциальных источниках, ни в неофициальных.
        1. 0
          31 октября 2024 20:47
          В модернизацию первыми идёт именно пара пр. 945А , об этом сообщалось несколько месяцев назад (может до полугода) . И раз таковым озаботились , подготовили именно для этого ремзавод , провели его модернизацию , подготовили сам проект модернизации и привлекли кадры , то уж точно значение модернизации титановых ПЛА придаётся серьёзное . А если дело пойдёт , то возможно и пара 945-х сможет в строй через модернизацию вернуться . Тут уж как работы с первой парой пойдут .
          Думаю именно создание и принятие на вооружение КР БД "Калибр-М" с дальностью (со слов Сергея Кетонова) до 7500 км. придало такой энтузиазм для модернизации и возвращения в строй ПЛА пр. 971 , 949 и даже 945 . Именно наличие у них ТА для таких КР БД (650 мм.) ... а точнее сама такая КР была заказана для придания значения и смысла модернизации советских МАПЛ . Имея на борту КР такой (межконтинентальной) дальности они все превращаются в ПЛАРК , а пр. 949 кроме 48 "Цирконов" или 72 "Калибров" получает ещё и 12 "Калибров-М". Это уже очень серьёзно и такая игра точно стоит свеч . Вопрос лишь в том какими темпами будут идти эти модернизации и сколько из пригодных к такой модернизации ПЛА удастся вернуть в строй . Боюсь что в лучшем случае не больше половины . Такими работами надо было озаботиться гораздо раньше , и загодя подготовить к работам судоремонтные мощности и сами модернизационные проекты . И вот в свете этого возникает вопрос , если нет уверенности что удастся вернуть в строй все МАПЛ пр. 971 , то почему целый отдельный ремзавод выделили для модернизации двух (в перспективе 4-х) МАПЛ пр. 945 ?Ведь казалось бы разумней вернуть в строй и продлить ресурс как можно большему количеству однотипных 971-х ? Ведь у нас в Большом Камне в модернизации одновременно и 949 , и 971 проекты , и может так получиться , что из за желания модернизировать две титановые ПЛА , мы не сможем модернизировать несколько ПЛАРК пр. 949 . Да и промышленности изготавливать модернизационные комплекты для двух типов ПЛА было бы куда проще и удобней . И будущая эксплуатация однотипного парка ПЛА куда удобней ... Так что с одной стороны за титановые МАПЛ можно порадоваться - ещё послужат ... но ценой будет меньшее количество модернизированных ПЛА пр. 949 и 971 ... Но с другой стороны модернизировать их можно только на местах - судов для транспортировки ПЛА с ТОФ (где только один ремзавод) на СФ (где таковых два) request нет .
          1. 0
            31 октября 2024 21:26
            Я только за, дай бог, чтобы всё получилось.
  7. +6
    25 октября 2024 08:04
    Цитата: Jupiter
    Он художник, он так видит......по факту из статей Климова и Тимохина у нас с лодками неплохо, а вот с торпедами швах, к сожалению.

    Обычно после таких комментариев, появляются индивиды и вспоминают про торпеду Шквал. Правда толком не зная ее особенностей.
  8. +1
    25 октября 2024 08:30
    Цитата: JD1979
    Поскольку на ВСЕХ сайтах посвященных морской тематике, и где "художник" получил пожизненный бан, класс упоминаемых АПЛ указан как "Многоцелевая атомная подводная лодка".


    Обычно используют сокращение МЦАПЛ.
    1. +1
      25 октября 2024 20:37
      Не встречал такого .....
      1. 0
        26 октября 2024 07:58
        Цитата: Sumotori_380
        Не встречал такого .....


        https://topwar.ru/183213-nedorogaja-mcapl-iz-rpksn-vozmozhno-li-jeto.html
  9. +2
    25 октября 2024 09:30
    корпус покрыт 39 000 акустических плит, которые маскируют гидролокационное излучение судна

    т.е. акустические плиты глушат собственный гидролокатор?!
  10. +1
    25 октября 2024 10:11
    Был когда то неплохой проект 667АТ "Груша" по сути первый ПЛАРК, с которого амеры скопировали концепцию "Огайо с томагавками". А вообще было бы неплохо иметь ракетные мины - Калибры/Ониксы в контейнерах ждущих своего часа в нейтральных водах Атлантики для ударов по портам и кораблям в море, в случае чего удары по Норфолку, Сан-диего, и британский портсмут в течение нескольких минут
    1. +3
      25 октября 2024 11:40
      Цитата: Дмитрий Эон
      Был когда то неплохой проект 667АТ "Груша" по сути первый ПЛАРК, с которого амеры скопировали концепцию "Огайо с томагавками".

      Что, американцы тоже вырезали ракетные отсеки и вварили новый с торпедными аппаратами? wink

      Единственное, что схоже у 667АТ и "Огайо-Пларк" - это концепция "жаба душит". В смысле очень не хочется списывать вполне живые РПКСН / ПЛАРБ, не влезающие в очередной Договор об ограничении СНВ.
      1. +2
        25 октября 2024 18:12
        Добрый день Алексей. Вряд ли "жаба" тут виновата, могли бы уменьшить количество стаканов, заполненных "Трайдентами" с 20 до 16 и всё проблема с СНВ была бы решена. Тут именно резкое увеличение арсенала "Томагавков" в одном пуске/вылете понадобилось америкосам. Четыре ПЛАРК "Огайо" в сумме несут больше ракет чем весь остальной подводный флот США - все "Лоси", Вирджинии" и даже "Си Вульфы". Здесь именно копирование советского подхода.
        1. +1
          25 октября 2024 19:21
          Цитата: sergeyketonov
          Вряд ли "жаба" тут виновата, могли бы уменьшить количество стаканов, заполненных "Трайдентами" с 20 до 16 и всё проблема с СНВ была бы решена.

          Не получится. В тексте СНВ-1 прямо указано, что пустая ПУ ПЛАРБ / РПКСН и лежащая на складе БРПЛ всё равно идут в зачёт Договора как ПУ со стоящей в ней БРПЛ.
          с) если развернутая БРПЛ удалена из своей пусковой установки и в эту пусковую установку не установлена другая ракета, то такая удаленная из своей пусковой установки БРПЛ рассматривается как содержащаяся в этой пусковой установке. Такая удаленная из своей пусковой установки БРПЛ находится только на объекте, на котором могут находиться неразвернутые БРПЛ согласно подпункту "а" пункта 9 статьи IV настоящего Договора, либо перемещается к такому объекту.

          Ибо иначе контроль за развёрнутыми СНВ превратился бы в профанацию: для соблюдения ограничений РПКСН / ПЛАРБ просто ходили бы с пустыми шахтами, неся БРПЛ в пределах Договора, а в угрожаемый период (когда на договор все уже положили М120х200) догружали бы БК до полного.

          Так что для сохранения всех 18 "Огайо" в классе ПЛАРБ американцам пришлось бы физически вырезать из них лишние шахты.
          1. 0
            28 октября 2024 15:22
            Алексей. Добрый день. Простите, что сразу не ответил - три дня сидел без интернета.
            Всё не так. Алексей, а Вы не задумывались , почему в зачёт идут только 20 ПУ на 14 ПЛАРБ, с четырьмя "Огайо", "Мичиган","Флорида" и "Джорджия" - с этими всё ясно их переделали в ПЛАРК. На остальных по четыре кормовых ПУ - деактивировали. Залили стаканы бетоном на три четверти или на две трети , сейчас не помню, а так же болгаркой перерезаны кабели к стаканам - вырезан кусок длиной один фут, да так, чтобы российским комиссарам было удобно зафиксировать - сфотографировать. Но и это ещё не всё - казалось бы засчитываться должны 280 ПУ, но в зачёт идут только 240. Дело в том, что впервые в новом договоре СНВ, в отличии от предыдущих - ОСВ-1/2, СНВ-1 принято "согласованное мнение" - по 2 ПЛАРБ постоянно находятся в ремонте (разоружённые, в сухом доке), поэтому у амеров в зачёт идут только 240 ПУ. А, что им мешало еще по четыре стакана залить бетоном и обрезать кабели к ним и всё.
            1. 0
              28 октября 2024 15:37
              Цитата: sergeyketonov
              Всё не так. Алексей, а Вы не задумывались , почему в зачёт идут только 20 ПУ на 14 ПЛАРБ, с четырьмя "Огайо", "Мичиган","Флорида" и "Джорджия" - с этими всё ясно их переделали в ПЛАРК. На остальных по четыре кормовых ПУ - деактивировали.

              А это уже в 2000-х, по СНВ-3. Когда количество развёрнутых ПЛАРБ резать было уже нельзя - 14 "Огайо" были минимальным количеством для нормального несения БД по подсчётам начала 90-х.
              А в 90-х после СНВ-1 у ВМС оказалось 4 "избыточных" РПКСН, которые не вписались в рынок. smile
        2. +2
          25 октября 2024 19:30
          Добрый вечер, Сергей!
          Цитата: sergeyketonov
          Вряд ли "жаба" тут виновата, могли бы уменьшить количество стаканов, заполненных "Трайдентами" с 20 до 16 и всё проблема с СНВ была бы решена.

          А смысл? За те же деньги на содержание получаем ослабление боевой мощи. Лучше уж разделить на ПЛАРБ и ПЛАРК и получить дополнительные возможности
          Цитата: sergeyketonov
          Тут именно резкое увеличение арсенала "Томагавков" в одном пуске/вылете понадобилось америкосам.

          Бесспорно, но с нюансом. "Огайо", как ни крути, для своего времени - шедевр малошумности и незаметности. Таким образом, вероятнее всего вопрос не только в размере залпа, но и в удаленности рубежа пуска ракет
          Цитата: sergeyketonov
          Здесь именно копирование советского подхода.

          А вот тут согласиться решительно не могу, все-таки наши ПЛАРК-и в первую очередь противоавианосное средство, американские же изначально точились под поражение наземных целей
          1. 0
            28 октября 2024 15:28
            Андрей. Добрый день. Простите, что сразу не ответил, три дня без интернета сидел. Андрей, внимательно почитайте верхние посты, там речь о "Грушах" идет. Если бы не "Банда Горбатого"у нас было бы 30-32 ПЛАРК с 32 КР 3М10 "Гранат" переделанных из ПЛАРБ 667А проекта. А это под 1 000 стратегических КР с ядерными БЧ мощностью 200 или 250 кт с дальность полёта до 3 000 км. Очень такой солидный стратегический ресурс.
            1. +1
              28 октября 2024 18:33
              Здравствуйте, Сергей, а что не отвечали, так без проблем - тем более что сайт лихорадит с этими атаками.
              Цитата: sergeyketonov
              там речь о "Грушах" идет.

              Это я понял, но самая ранняя "Груша" - 1987 г. У американцев лоси шли с дюжиной УВП под томагавки с 1983 г если мой склероз мне не врет.
              Цитата: sergeyketonov
              Очень такой солидный стратегический ресурс.

              Честно говоря, я так не считаю. Мое ИМХО - переделывать очень шумные РПКСН в носители КР особого смысла не было. Стоило это недешево, а стрелять они могли только из наших же "Бастионов", куда-то выходить оттуда - дорога в один конец.
              1. +2
                28 октября 2024 19:04
                Добрый вечер Андрей. Понятно, что 667А проект изначально были одноразовые - дал залп по противнику из 16 боеголовок по 700 кт, а там смертью храбрых ... Третья мировая , она такая, уже тогда ни каких иллюзий не было. Да и потом 32 ПЛАРК с 32 ракетами на каждой, и ещё полторы сотни атомных ПЛ - 62 ПЛАРБ, и 120 ПЛАТ и ПЛАРК - всех не утопишь - пупок развяжется. Советский ВМФ времён Сергея Горшкова - это Сила, в то время способная биться со всеми флотами мира одновременно и одержать Победу !
                1. 0
                  29 октября 2024 19:31
                  Цитата: sergeyketonov
                  Советский ВМФ времён Сергея Горшкова - это Сила

                  Кто ж спорит.
                  Цитата: sergeyketonov
                  в то время способная биться со всеми флотами мира одновременно и одержать Победу !

                  В таких условиях победить - едва ли, но вот свои задачи флот действительно мог выполнить. И ответно-встречный полномасштабный, и разгром АУС на подходе к нашим берегам, и прерывание коммнуникаций в Атлантике, пока советский каток идет от ФРГ до Ла-Манша, и взятие Проливов и еще много чего.
                  Цитата: sergeyketonov
                  Да и потом 32 ПЛАРК с 32 ракетами на каждой

                  Уважаю Ваше мнение. У меня оно другое, но я - не истина в последней инстанции, и навязывать Вам мое не собираюсь. hi
    2. 0
      25 октября 2024 23:22
      Цитата: Дмитрий Эон
      А вообще было бы неплохо иметь ракетные мины - Калибры/Ониксы в контейнерах ждущих своего часа в нейтральных водах .......
      Есть такое на вооружении, правда, какими ракетами заряжают информации небыло. Если мне не изменяет память, сей комплекс "Скифом" называют.
      1. +1
        26 октября 2024 17:49
        Цитата: Bad_gr
        Есть такое на вооружении, правда, какими бы ракетами заряжали информацию небыло. Если мне не конфигурируется память, сей комплекс "Скифом" найдёт.
        Интересно, и кто так мой текст извратил, ведь было написано нормальным языком.
  11. +1
    25 октября 2024 10:20
    Наш хороший знакомый Петер Сучий (Peter Suciu)

    У автора такие забавные правила транслитерации...
    1. +1
      25 октября 2024 10:45
      Если принять во внимание очевидный факт, что подводные лодки строили и строят ради скрытности "потаенное судно" то это означает, что при прочих равных условиях чем меньше лодка тем она скрытней и наоборот чем она больше тем проще ее обнаружить , причем с развитием прогресса эта простота растет , то, что вчера казалось скрытным сегодня таковым не кажется , а теперь вспомним кто строил и строит самые крупные подводные лодки
      1. +2
        25 октября 2024 19:32
        Цитата: agond
        то это означает, что при прочих равных условиях чем меньше лодка тем она скрытней

        В СССР самой малошумными были циклопические "Акулы" ("Тайфуны") проекта 941 - крупнейшие ПЛ в мире
  12. +2
    25 октября 2024 11:26
    Если уж разбирать чужие статьи, то следует писать фамилию автора правильно - Питер Сучу.
  13. +2
    25 октября 2024 15:46
    Издатель и главный исполнительный директор The national lnterest является Дмитрий Саймс ,уже много лет живущий в Москве и находящийся под следствием в США.Д.Саймс много лет выступал на Первом канале телевидения РФ.Можно сказать,что это издание российское с английским названием,вводящим многих в заблуждение.
  14. +6
    25 октября 2024 15:46
    . Кто лучший в этом классе?


    Ответ проще, чем кажется. Лучшая лодка та, которую "держит" лучший экипаж.
    А какой экипаж лучший? Тоже просто: тот, который кроме физической и боевой подготовкой больше НИЧЕМ не занимается. Не убирает улицы, не колет лёд, не ходит в патрули, в наряды на камбуз, не выбивает продукты на складах, не возит ЗИП в ремонт и т.д. Этот экипаж с утра до вечера тренируется, решает соответствующие задачи и СТРЕЛЯЕТ на выходах в море из всех видов оружия и не один раз в год! Не одной торпедой! Не одной ракетой и не электронными пусками. И штук 20-30 в год. Тогда толк будет. А так... . Дорогие железки.
    1. +1
      25 октября 2024 21:06
      Цитата: Podvodnik
      Лучшая лодка та, которую "держит" лучший экипаж.

      Неть. Победит лодка, на которой лучше экипаж. Потому как лучший экипаж и на худшей лодке смогет
    2. +1
      25 октября 2024 23:10
      Цитата: Podvodnik
      Ответ проще, чем кажется. Лучшая лодка та, которую "держит" лучший экипаж.

      Лучший комментарий в ветке good hi
  15. 0
    25 октября 2024 20:32
    Опять Роман? Не дай бог так оголодать! (С)
  16. 0
    29 октября 2024 13:52
    Многое говорит о том, что Ясень/Ясень-М будет двухзначной серией, и это славно. Слышал о 12 лодках в тотале, это круто.
  17. 0
    29 октября 2024 14:37
    ...отсутствия гребного винта, который заменили водометы и все в таком духе.

    Даже интересно стало - там используются водомёты на каких-то новых физических принципах?
  18. 0
    29 октября 2024 20:54
    Даж не знаю че и сказать комментаторам... Служил на РПКсн-ах но тут, прям все такие мореманы, что аж боюсь, боюсь... Еси че -- механиком На РПКсн в БЧ-5 шабашил по выходным
  19. 0
    29 октября 2024 21:06
    Лучшей будет та, у которой командир с лучшей головой. Воюют прежде всего люди, а не железо.
  20. Особенностью современных АПЛ и ДЭПЛ - хорошее ракетное и торпедное оружие и отличные средства обнаружения подводных и надводных целей ... увы, все АПЛ и ДЭПЛ ничего не могут противопоставить из своего вооружения морской авиации и весьма немного могут противопоставить надводным кораблям .... отсюда простой вывод - кто имеет крупные надводные и авиационные силы в своих ВМФ и системы слежения и обнаружения надводных и подводных объектов в мировом океане - те и есть самые крутые под водой и на воде и над водой ... и это - НЕ МЫ ....
  21. 0
    1 ноября 2024 14:03
    Волк никогда не выйдет из ремонта. Это отработанная схема вывода лодок из эксплуатации в рф. Направить на ремонт и модернизацию, сдвигать сроки вправо, а потом списать в металолом.
    Вообще сравнение так себе. Важнейшая характеристика - шумность не сравнивается в цифрах. Какой шум на какой скорости у каждой лодки? Важнее не кличество ракет а шансы поразить цель и мощность бч. Сколько лодок могут использовать Цирконы? Обсуждать домтоинства лодок на модернизации, значит выдавать желаемое за действительное. Если лодка на ремонте, значит она не эксплуатируется. Когда выйдет и выйдет ли вообще неизвестно. Если лодка на модернизации, значит модернизацию она еще не прошла и если сегодня конфликт, она бесполезна. Вот когда флот примет в эксплуатацию, можно говорить о качествах. О характеристиках гас неизвестно ничего. Как можно сравнивать когда так мало информации.