Теракт в Анкаре 23 октября, или Рабочая партия Курдистана как прокси-сила третьей теневой стороны

6 446 27
Теракт в Анкаре 23 октября, или Рабочая партия Курдистана как прокси-сила третьей теневой стороны

23 октября, во время саммита БРИКС+ в Казани, в котором принимал участие лидер Турции Р. Эрдоган, пришло не самое позитивное для него сообщение о нападении боевиков на столичное оборонное предприятие «Tusaş» (TAI — Turkish Aerospace Inc.).

TAI — жемчужина турецкой оборонки, предприятие, где реализуются авиационная и космические программы. Там выпускают спутники, основную линейку тяжелых БПЛА, пробуют создавать турецкие истребители, а также разрабатывают и выпускают для них ракетное вооружение «воздух-воздух», ракеты ПВО.



В общем, одна из важнейших компаний для турецкой военной программы. Да и высококвалифицированных рабочих мест TAI предоставляет по меркам Турции немало — почти 20 тыс.

Р. Эрдоган заседание прерывать не стал, программу заседания до конца довёл, но вечером со всеми попрощался и улетел домой. Последний день саммита прошёл уже без него.

Уже ночью 23 и 24 октября турецкая авиация во всю бомбила курдский север Сирии, а также север Ирака. В террористах признали членов группировки «Рабочая партия Курдистана» (РПК).

Странность первая — почерк преступления


То, что исполнителями, скорее всего, являлись этнические курды, конечно, можно было предположить по первым ушедшим в сеть видеокадрам с камер наблюдения на внутренней проходной. Но только предположить по некоторым нюансам фенотипа, потому что во всём остальном их почерк очень сильно отличался от стиля РПК.

Обращает на себя внимание, что исполнители подъезжают к проходной на малолитражке, когда из проходной идёт вереница работников. Выскочив из машины, боевики тут же начинают палить прямо в толпу, далее бегут к внутренней проходной, расстреливая работников по пути, входят и стреляют дальше. По сути дела, «Крокус Сити», только в Анкаре и с меньшим числом жертв, поскольку всё-таки не было такой скученности, а территория предприятия огромна.

И вот этот стиль для современной РПК уже не характерен. Исполнители шли с открытыми лицами (да, мы точно РПК), под камеры, уйти не надеялись, требований не выдвигали, взятие заложников выглядело так, будто боевики этим затягивают время, чтобы масштаб акции был более ощутим.

Заложников они во время войн и с официальной Турцией, конечно, брали, стреляли в полицию, армейских, подрывали полицию и армейских, атаковали дипслужбы, но собственно гражданских заложников всё-таки старались не трогать, тем более палить без счёта и разбора в гражданскую толпу рабочих, пусть и важного военного завода.

Что характерно, упорно сообщали, что нападавших было трое, но выскакивало из двухдверной малолитражки только двое и на внутренней проходной засветилось только двое.

Странность вторая — позиция РПК


Обычно подобные инциденты в Турции автоматом записываются на счёт Рабочей партии, и только потом идут корректировки в подаче в СМИ. Но тут исполнители шли с открытыми лицами, и однозначно, что рано или поздно, но MIT (турецкая разведка) через третью-четвёртую картотеку их причастность установит.

Само РПК ждать не стало, и её военное крыло разместило информацию с биографией двух нападавших (Мина Савжин Алчичак и Али Орек), а теракт назван «жертвенной акцией». Некоторые части текста сообщения выглядят странно, даже с учётом прошлой бурной предыстории РПК.

«Эта акция, запланированная давно и успешно реализованная, не имеет ничего общего с политической повесткой дня, обсуждаемой в Турции в последний месяц...

Однако атаки на гражданские объекты в Рожавском Курдистане и Шенгале*, хотя они не имеют органической связи с нами и акцией, не имеют никакой ценности с точки зрения войны и могут быть определены только как враждебность по отношению к курдам.

Наше движение и связанные с ним силы, которые поставили перед собой цель обратиться не только к народу Курдистана, но и ко всем народам Турции, никогда не нападают на мирных жителей. Однако, поскольку последний TAI был военным объектом, в ходе этой акции не было нанесено никаких ударов по гражданскому населению, за исключением гибели одного человека. Мы верим, что если настоящие патриотические, демократические, левые и социалистические круги в Турции посмотрят на этот инцидент с сочувствием, они увидят законную правду.

Известно, что оружие, производимое TAI, привело к массовому убийству тысяч мирных жителей в Курдистане, включая детей и женщин. Нет более законного права, чем право каждой патриотической организации, учреждения и человека из Курдистана предпринять действия против центров, где производится оружие массового уничтожения.

Данная акция, которая наглядно показывает на практике, что ошибаются те, кто приписывает тактический подход, применяемый нашими партизанскими силами в течение определенного периода времени, слабости, является также ответом тем, кто придерживается ошибочного подхода в этом вопросе.»

То, что до 23 октября военизированные организации РПК давно уже действовали (пытались) избирательно, это действительно правда. Но ещё надо учитывать и то, что значительное число её сторонников за последние десять лет просто переехало в Сирийский и Иракский Курдистан.

С одной стороны, исполнители как бы открещиваются от того, что имеют отношение к курдской автономии-федерации в Сирии, но, с другой стороны, в одну кучу собирают все левые турецкие круги, патриотические курдские круги. Да ещё и приписывают, что раз прошлый избирательный подход воспринимался как «слабость», то, мол, больше такой ошибки не делайте. А как это должны понять в Анкаре? Что готовится надо к тому, что РПК сменило подход с избирательного на неизбирательный?

И как это должно повлиять на политику Р. Эрдогана, обелять которого за операции в курдских кантонах в Сирии совершенно не стоит, но 23 октября — это дискредитация вообще любых сил, которые защищают курдские интересы в Турции на политическом поле, ноль практической помощи тем, кто находится в Сирии и Ираке, кроме ещё волн бомбардировок.

Более того, если в двух десятках стран РПК официально признана террористической организацией, то после подобного об этом обязательно подумают и другие. Анкара и так винтит всех мало-мальски причастных к РПК, теперь, после столь содержательного послания, будет рубить вообще по всему левому и курдскому политическому спектру.

В общем, и в гибель одного человека, как говорится в заявлении, судя по видео, никто бы не поверил и без официальных сводок, тогда зачем стрелять прямо в толпу, что видно на камерах. И что это тогда за «акция», если заложников взяли, а требований не выдвигали?..

Опять-таки, то, что делает в Сирии Р. Эрдоган, это во многом комплекс военных преступлений на чужой суверенной территории. Это хищническая политика, которую можно обосновать массой факторов и причин, просто быть от этого она таковой не перестанет. Но то, что произошло в Анкаре 23, и то, как это подано со стороны турецкого военного крыла РПК, это просто абсурд. Но попробуем поискать если не источники, то определить, скажем немного косноязычно, вектор этого абсурда.

Странность третья — А. Оджалан


Накануне произошедшего в Анкаре в Турции с довольно высокой трибуны прозвучало предложение предоставить слово в парламенте самому А. Оджалану — идеологу РПК и её основателю, который до сих пор считается её лидером.

Именно считается, поскольку с 2019 г. живым его родственники не видели. В феврале 1999 г. он был в результате сложной спецоперации, достойной политического детектива, вывезен из Кении в Турцию, помещён в закрытую островную тюрьму и находился там, отбывая пожизненное заключение.

До 2019 г., несмотря на то что периодически публиковались через адвокатов его некоторые сочинения и выступления, в целом примирительного характера, значительное число курдов предполагало, что А. Оджалана в живых нет, а творчество — это плод работы спецслужб. Но в 2019 г. его брат получил возможность встречи с ним и утверждал обратное.

Даже тогда верили в это, опять-таки, далеко не все сторонники не только РПК, но и более умеренных течений. И вот уже в октябре 2024 г. племянник А. Оджалана (Рихан Оджалан — депутат от Партии народного равенства) получил с ним двухчасовое свидание, где обсудил предложение о публичном выступлении с призывом к РПК сложить оружие и объявить о самороспуске.

Во-первых, предложение А. Оджалану выступить в парламенте сделал не сам Р. Эрдоган, а спикер парламента и председатель «Партии националистического движения» (ПНД) Девлет Бахчели.

«Оджалан должен прийти в парламент и заявить, что террор закончился, а организация распущена. Если он проявит такую решимость, у него будет право выхода из тюрьмы.»

Д. Бахчели — личность влиятельная, целый спикер парламента, это турецкие националисты, которые не всегда довольны политикой даже самого Р. Эрдогана, но на выборах безусловно идут с ним одной колонной. Тем не менее это спикер парламента, а не сам Р. Эрдоган. Трибуну предоставить он мог, но откуда у него полномочия давать «право выхода»?

Нюансы тут, кончено, могут быть разные, вполне возможно, что Р. Эрдоган просто с идеей Д. Бахчели согласился, дал поручение МВД и улетел в Казань. Только вот вопрос — зачем этом всем в Турции и за её пределами — и это уже «во-вторых».

Интересно следующее. Часть СМИ написали, что А. Оджалан согласен на предложение или обдумывает его. Однако дословно послание звучало иначе, и ни о каком самороспуске речи не шло.

«Изоляция продолжается. У меня есть как теоретические, так и практические возможности перевести этот процесс из сферы конфликта в правовую и политическую плоскость, если будут созданы надлежащие условия.»

А. Оджалан и нынешняя Сирия


Дело в том, что призывы А. Оджалана к переходу на мирные рельсы и борьбе политической имеют давнюю историю. Просто обычно это всё происходило путём посланий. А поскольку это послание, то начинались разговоры о том, что написано оно не «Апо», а в недрах разведки.

Лет десять назад живое выступление ещё бы сыграло существенную роль в Большом Курдистане (всех его частях), но уже не сегодня.

В Ираке уже фактически создано государство. Оно формально в составе Ирака, а де-факто это практически полная самостоятельная единица. Построено оно не по заветам Оджалана, а как нормальная государственность со всеми атрибутами.

Курдская автономия в Сирии сегодня — это тоже вполне действующее образование на границе Сирии, Турции и Иракского Курдистана. Только оно не государство, она даже не «курдская», а как раз по заветам из поздних работ А. Оджалана — вненациональная «Федерация Северная Сирия». Названий там тоже много, тут приведено исходное.

По сути, это набор городских и сельских общин с формальным самоуправлением, где на местах управляют советы из курдов, арабов, ассирийцев, армян и т. д., но под общим руководством и «методическим надзором» курдских представителей РПК в Сирии.

Рабочей партией они себя публично не называют, поскольку РПК запрещена во многих государствах, а Федерация через левых политиков Европы старается добиваться расположения СМИ и Брюсселя. Если в этом образовании и была в 2014-2018 гг. какая-то оппозиция, то её понемногу выдавили в Европу или Иракский Курдистан.

Положение у «Федерации» специфическое. С Турцией и её формированиями в Сирии они откровенно воюют. С ИГИЛ (запрещено в РФ) боролись упорно. США им обеспечивают политическое и военное прикрытие, но и с Россией и Сирией борьбы открытой нет — ведутся бесконечные переговоры.

При этом военная база в Камышли на территории «Федерации» нами и сирийцами используется, даже есть номинальная сирийская администрация. Последнее сделано, чтобы не напрягать отношения с Дамаском и прикрываться от военных кампаний Р. Эрдогана.

Опять-таки, именно по заветам позднего А. Оджалана жизнь там строится по принципу общины-коммуны, весьма специфического колхоза. Общинники служат в ополчении, а РПКшники работают в службах безопасности и разведки.

Само руководство РПК в Сирии уже давно и плотно сидит на потоках «нефть в обмен на товары». Нефти немного, она дешева и идёт в Ирак, а обратно идут деньги и товары. В бизнесе есть и арабская доля, которая периодически арабов перестаёт устраивать.

На самых высоких ступенях иерархии стоят старые боевые друзья-соратники самого А. Оджалана. Но они обитают для надёжности в горах Ирака. Собственно, в Сирии уже рулит второе и даже третье поколение сопротивления.

Теперь простой вопрос — зачем им всем А. Оджалан, хоть призывами к политической борьбе, хоть без?

Он хотел «безгосударственную самоуправляемую систему коммун»? Ну вот она, создана, в ней люди живут, многим даже нравится. Туда переехало, кстати, много леваков из Европы. Только о какой «политической борьбе» там теперь будет идти речь? На них нападают турки, они защищаются. Политически договорится Анкара и Федерация не могут и не смогут никогда вообще.

Если бы речь шла собственно о турецкой территории, где такие общины-коммуны делались неофициально и до 2014 г., то какой-то толк, несомненно, был бы. По крайней мере, на роль исполнителей «жертвенных акций» шло меньше молодых курдов непосредственно в Турции.

С практической точки зрения вроде бы смысл имеется, но под боком целая анархическая Федерация, а прошлые соратники А. Оджалана как сидели в иракских горах, так там и руководят процессом.

Когда в Сирии есть действующая модель, есть ополчение, вооружение, управление, ресурсы, пусть и небольшие, и при этом две стороны не имеют никаких потенций к договору, то никакие призывы восприняты не будут.

Не говоря о том, что есть ещё и нефтяные доходы. Они между большими державами там научились жить, используя (и довольно грамотно) их противоречия, и надеются, что так может продолжаться и дальше (почему нет, учитывая, что происходит в мире).

Именно поэтому курды лет семь назад грустно шутили, что для современной РПК А. Оджалан теперь если и нужен, то исключительно в виде памятника.

С ним не стал бы делиться ни властью, ни потоками и его же старый актив. Живой А. Оджалан — это уже в самом деле памятник эпохе, но только на о. Имралы. Если же гипотетически предположить, что А. Оджалана и без «самороспуска» помиловали и отпустили в Сирию, то его бы там одно время носили на руках, а потом вместо него поставили бы памятник. Или он должен был бы сам возглавить борьбу с той же Турцией, но тогда что делать с его бывшими соратниками в горах, которые этим процессом рулят сейчас? Пророка слили бы туркам — и снова памятник.

Акция, которая не нужна никому из явно действующих лиц на арене


В турецком руководстве этого не понимать не могли в принципе. Пока существует под крылом США вольница РПК в Сирии, этот ход был бы полезен Анкаре только для демонстрации «неисправимости» РПК. А вот само РПК отвечать на это актом террора было бы вообще нелогично, поскольку это только значило бы лить воду на турецкую мельницу.

Конечно, мир в котором мы живём, несовершенен, а мир политический так и просто отвратителен, поэтому исключать провокацию от самой Анкары полностью вроде бы нельзя.

Но какой смысл в ней уже для Анкары, если в итоге ответом станут очередные бомбардировки Сирии и Ирака? Несколько лет назад Р. Эрдоган трижды устраивал полноценные войсковые операции, и то результат они приносили неоднозначный. Готовились они загодя, по несколько месяцев.

Чтобы устроить четвёртую операцию, пятую, Р. Эрдогану вообще никаких провокаций не нужно — он просто может с утра встать, объявить о её подготовке и отдать приказ. Никому в Турции не надо объяснять про якобы «неисправимость» тех, кто рулит процессом на сирийской границе или ведёт подпольную работу в Турции.

Вот и получается, что идея с А. Оджаланом в парламенте имеет только весьма и весьма относительную ценность внутри самой Турции, при этом никакие провокации для проведения операций в Сирии Р. Эрдогану не требуются.

Призывы А. Оджалана к политическому процессу внутри Турции всё равно слабо реализуемы, поскольку теперь военное крыло подпитывается опосредованно силами из Сирии. Призывы к Федерации бесполезны, поскольку между ней и Анкарой невозможен политический процесс. Тупик.

В обращении военного крыла РПК в Турции не зря специально сказано, что это «не приурочено к политической повестке последнего месяца». Это чтобы не выдвигали гипотетических версий, что действовали против того, чтобы А. Оджалан получил возможность выступить. Но этот абсурдный (с точки зрения проявленных политических процессов) акт терроризма и в самом деле не был к ней приурочен.

Всё, чего им можно было добиться, это организация Р. Эрдоганом не просто бомбардировок Федерации в Сирии, а проведения полноценной войсковой операции. Где тут «курдские интересы», понять невозможно, поскольку тут не интересы, а горе. А вот решить задачу поджечь заново сирийский плацдарм вполне реально.

О какой уже миротворческой миссии в Ливане по типу 2006 г. (а о ней последние две недели в Турции говорили активно) теперь может идти речь? Не до Ливана. И чтобы никто и ни в чём не сомневался — даже послание отправили, что, мол, мы, турецкое РПК, вам турки мстим за Федерацию, но сами мы не из Федерации. Чтобы точно вектор Р. Эрдогану указать — Федерация.

Сирийский узел, который уже начинал распутываться, понемногу натирают горючим и поджигают с разных сторон. Вылеты нашей авиации на Идлиб идут чуть ли не ежедневно, несколько лет сирийцы не проводили операций — теперь войска стягиваются на север, в движение пришли силы и протурецкие, и арабские за Ефратом, и проиранские, осталось втянуть туда турок с официальными вооружёнными силами, чтобы там всё закрутилось, как минимум, подобно 2018-2020 гг. А с юга — дуга Ливан-Израиль-Сирия.

Теперь осталось понять, чьей же прокси-силой выступили исполнители в Анкаре? Кому нужен новый сирийский костёр, вдобавок к Ливану. Конечно, многие связали Анкару 23 октября и саммит в Казани, но это не элемент замысла, с учётом опыта Р. Эрдогана и внутренней повестки Турции, где БРИКС интересна, но не на первом месте. А ещё осталось подумать об отношении в России к Рабочей партии Курдистана, которая не зря запрещена во многих странах мира.

_____
* Рожавский Курдистан — Сирийский Курдистан (Рожава) вместе с арабскими территориями — Федерация Северная Сирия.
Шенгал — северо-западный район Иракского Курдистана с езидским (курды-езиды) населением, граничит с Сирией и Рожавой, основной путь товародвижения из Иракского Курдистана в Сирийский.
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    27 октября 2024 04:07
    Столкнуть лбами противоборствующие стороны и погреть на этом руки... это типичная игра британской спецслужбы МИ-6...очень похоже на их работу.
    1. +3
      27 октября 2024 05:41
      По почерку - да, но иногда такие комбинации вырисовываются, что хоть прямо понятие вроде "третья сила" или "пятый элемент" вводи)) Такие "прогревы" идут по всем старым конфликтным узлам.
      1. +3
        27 октября 2024 07:20
        Цитата: nikolaevskiy78
        иногда такие комбинации вырисовываются, что хоть прямо понятие вроде "третья сила" или "пятый элемент" вводи
        Ещё до этой сегодняшней мишпухи на Ближнем Востоке, Иран помогал курдам Ирака и Турции, Турция в свою очередь мутила воду курдам в Иране и Сирии, а Сирия помогала курдам турецким. В свою очередь, все они выкручивали руки уже своим курдам. Вот такая вот загогулина получается laughing
        1. +1
          27 октября 2024 13:56
          С другой стороны, персы и курды являются родственными народами. Хотя степень родства не стоит преувеличивать.Языки сильно отличаются. Впрочем, у самих курдов нет единой языковой нормы. Однако турки и арабы вообще не являются родственными народами для курдов. Хотя, опять же, взаимовлияние языковое, культурное не стоит исключать, да и немало семей смешанных, турецко-курдских, арабско-курдских. Кстати, опять же, отнюдь не все курды Ирана, Турции, Сирии, Ирака являются сепаратистами.
          1. +1
            27 октября 2024 14:57
            Цитата: Sergej1972
            С другой стороны, персы и курды являются родственными народами
            Мы с поляками тоже вроде как народы родственные, да и с хихлами тоже wink
        2. 0
          27 октября 2024 22:51
          РПК это весьма "многовекторный проект". В принципе они и не скрывают, что их политика - играть до упора на противоречии соседних государств, да и других тоже. Для них мы все одним миром мазаны.
  2. 0
    27 октября 2024 09:53
    чьей же прокси-силой выступили исполнители в Анкаре...
    Англосаксонской.
    Этот регион упорно поджигают теперь уже с двух сторон, пытаясь создать условия, когда Иран не сможет уже отсиживаться. Если начнется "управляемая" США заваруха здесь, России придется тоже в этом участвовать.
    Просто приближается торг по будущему Европы, переговорные позиции США сейчас не очень, а если удастся растянуть Россию на шпагат, то договариваться с ней будет гораздо легче.
  3. +1
    27 октября 2024 11:20
    Теперь осталось понять, чьей же прокси-силой выступили исполнители в Анкаре?


    Да ничьей! Парни попали в "тяжёлую жизненную ситуацию". Денег нет. Работы нет.
    Жёны выгнали их из дома со словами: И домой без денег не возвращайся!.
    Решили умереть как воины Аллаха.
    Так их и представили в РПК.
    Кысмет (судьба).
    1. +2
      27 октября 2024 13:58
      РПК позиционирует себя как светская организация, и религиозной фразеологией не злоупотребляет. Многие курды малорелигиозны. В рядах боевых отрядов РПК много женщин.
    2. 0
      27 октября 2024 22:48
      Вообще-то РПК атеистическая организация, на подобии КПСС.
  4. -1
    27 октября 2024 11:56
    Так им и надо, туркам. Не только им гадить другим.
  5. 0
    27 октября 2024 19:23
    Имхо црушные игрища. Они всегда оперативно к какому нибудь неприятному для них мероприятию терракты проводят,заранее готовят исполнителей.
  6. 0
    27 октября 2024 21:59
    На Ближнем Востоке, вообще, невозможно, на длительное время, развязать никакие узлы. Слишком много "интересантов", вековых обид, взаимной ненависти и дикой, неотформатированной, и нецивилизованной энергии. А социальная культура, которую можно назвать просто - "или бай, или раб", совсем не способствует появлению массового городского образованного и квалифицированного мелкобуржуазного среднего класса, без которого невозможна современная наукоёмкая, и высокотехнологичная производящая экономика. И, как следствие, неизбывные проблемы со светским политическим исламом, необходимым для дальнейшего городского, то есть, буржуазного развития стран региона. Тем более, что на Западе, никому это не надо. Намного проще задействовать безотказный механизм: "-Разделяй и властвуй!"
    1. +1
      27 октября 2024 22:19
      Олег, добрый вечер,
      Я бы все-таки сделал поправку на то, что именно архетип с разделением на "баев" и "кулов",это архетип не ближневосточный, а центральноазиатский скорее. На БВ больше просто: свой - не свой.
      Вы просто упускаете из виду, что с 50х там шло довольно приличное разложение общества с выделением среднего класса, это дало какой-то безумный расцвет политических движений. А он в свою очередь поддерживался по-своему и нами, и Западом. Там, где были своего рода узловые точки взаимодействия по торговле и финансам, этот класс был представлен шире. В Ливане и Средиземноморской Сирии довольно большая была прослойка образованного и "инженерного" населения. Да и сейчас она велика.

      Первая проблема тут была палестинская. Это наверное самое бестолковое население региона, которое (во многом не по своей воле или природной какой-то отсталости) не могло сформировать этот класс. Кто мог - ехал в Россию, Европу и получал паспорта Израиля. Кто не мог или не хотел — селился анклавами, где воспроизводились маргиналы. Эти маргиналы были и в Сирии, и в Ливане, позже они наводняли Европу.

      Вторая проблема, это засуха и войны, которые выгнали из полупустынь или весьма специфических районов вроде сверх-исламизированного Хомса народ. Все эти "добрые люди" смешались и отправились со своими «добрыми» традициями и представлениями о жизни либо воевать, либо в Турцию, либо в Европу.

      А так, образованного и не столь архаизированного вроде дихотомии «бай-кул» населения на Ближнем Востоке хватает. Исключение наверное Египет, но там тоже не бай-кул, а свой-чужой и минус вообще какое-то образовательное начало в своей массе.
      1. 0
        28 октября 2024 10:23
        Михаил, доброе утро. В продолжение своего комментария и, вашего ответа на него, хочу сказать, что средние имущественные слои горожан есть в ЛЮБОЙ стране. Но, это совсем не значит, что в этой стране есть настоящий средний политический класс, как экономически и политически объединённый субъектный слой населения, имеющий свою представительную классовую обшественно-политическую организацию, функционирующую не как "организация ради организации", а как серьёзная парламентская партия, с идеологией, основанной на своём классовом философском мировозрении, и политэкономической теории социального развития. Такой политической партии мелкобуржуазного среднего класса и у нас нет(. А их различные лубочные "потёмкинские деревни" мне не интересны).
        И, ещё. Средний класс, как полноценный субъект экономики и политики может быть с радикально противоположным интересами и целями. И вот почему. В городах население группируется вокруг двух разных интересов получения прибыли. Это интерес промышленной производственной деятельности и обслуживающих её инфраструктурных, и инжиниринговых организаций или интерес коммерческий, завязанный на финансовое ростовщичество и торговую спекуляцию. Соответственно и средний класс, обслуживающий два эти интереса - будет совершенно разный, с абсолютно различными интересами, целями и ценностями. "Либеральный" средний класс, именно с тех 50-х годов, в качестве объекта, обслуживал создававшуюся Западом, систему глобальной финансово-торговой олигархии, а "промышленный" производящий, конструирующий, изобретающий и обучающий средний класс, всегда работает на Национальную ПРОИЗВОДЯЩУЮ экономику, поэтому его социальная культура, и классовое сознание, всегда вращаются вокруг общественно-производственных отношений. А такого настоящего "промышленного" среднего класса, как серьёзного политэкономического субъекта, на Ближнем Востоке не было.

        P.S. В 1998-м году, я работал в Москве, в составе "кооперативной" бригады, в здании Счётной палаты РФ. Мы монтировали флагштоки на фасадах здания. А основные работы там проводили турецкие компании. И был очень показательный случай). К производителю работ, прорабу-турку, подошли двое турецких рабочих, по-моему, электриков и стали показывать ему что-то в проектной документации и, как я понял, попытались с ним спорить. Так он на них ТАК РЫКНУЛ, что эти двое, очень быстро, смылись с горизонта. Я, таких отношений, в своей среде, никогда не видел). Поэтому понятие "свой-чужой", по крайней мере для турок, очень относительное)...
        1. +1
          29 октября 2024 00:53
          Ну не знаю, турки там вообще самые европеизированные. Тем более, что вы же со стороны не могли знать, может они заведомую чушь говорили, может он им уже про эту чушь 133 раза до этого объяснял. У нас знаете ли на стройке и не так «разговаривают». Мне бывало тоже в нелестной форме приходилось на персонал «рычать». Нечасто, поскольку практиковать это для руководителя вредно, но иногда бывало, все люди.

          Вообще, у меня есть подозрение, что вы уж очень пытаетесь втолкнуть действительность в разных регионов в лоно марксизма. Это не хорошо и не плохо, все-таки это одна из основ, но достаточно ли это? Это сбивает прицел в наше время. В тандеме Маркс-Энгельс последний отвечал за то, что сегодня назвали бы «социальные исследования». «Происхождение семьи, частной собственности и государства» труд по своему времени почти гениальный, но есть одно «но». Через него не просматривалось развитие того, что мы называем средним классом, а по-старинке «мещанством». С точки зрения теории это все «пролетариат», ибо не собственники средств производства и капитала, однако с точки зрения выражения интересов именно этот подкласс и был движителем буржуазной революции (одним из). Буржуазия не может двигать социальные процессы, поскольку этот слой весьма количественно тонок. Он влиятелен и косвенно толкает арбу, однако где у него руки и ноги? Вот эта «страта» или «подкласс». Буржуазия влияет и управляет, а мещане ходят с плакатами «долой монархию». Головы мало, нужны руки и ноги.

          Надо отдать Ленину должное, он эту тему схватил очень рано и именно поэтому совершенно справедливо настаивал на том, что переход к социалистической системе вовсе не требует буржуазно-демократической формы, более того. Наличие крупных слоев пролетариата весьма желательно, но не является исключительным условием перехода. А ведь по тем временам это был гениальный ход мысли, где он хорошо уловил в теории то, что два классика не дописали. Впрочем Маркс много чего не дописал, например капитал должен был включать финансовый раздел — надстройку над теорией производительных сил. Но дописывали это уже Джевонс и Мур. В СССР их не изучали и зря.

          Я это к тому, что социальные процессы на Ближнем Востоке были определены во многом именно появлением такого «среднего класса». Даже Иранская революция оттуда, социальные преобразования в Пакистане (я, кстати, делал обзор на эту тему), в Ираке, Сирии, Египте. Анализ мещанства-среднего слоя, это слабое место в советской базе. Хотя с другой стороны, в СССР как бы не было потребности долгое время изучать это. А вот в Китае после Мао Ден Сяопин именно этим и занялся — Сяокан — теория среднезажиточного общества, построение общества среднего достатка
          1. 0
            29 октября 2024 15:29
            Михаил, мне жаль, что вы субъективно "запихиваете" меня в рамки марксизма(. Так как я именно, что и пытаюсь отойти от марксизма, и "пролетарского" социализма в направлении мелкобуржуазной социальности коллективной/корпоративной частной собственности производственных, инжиниринговых, инфраструктурных, и сельскохозяйственных предприятий, и огранизаций мелкобуржуазного слоя населения, из среды которого, эта производственная и общественно-польтическая деятельность, а также экономические, и политические интересы, на их основе, только, и формируют настоящий политический средний класс, КАК СЕРЬЁЗНЫЙ СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТКИ.
            И, вообще. О каком марксизме может идти речь, если при коллективной частной собственности основное противоречие "буржуазия-пролетариат" отсутствует? Мы с вами так долго общаемся, а опять возвращаемся на "круги своя". Жаль(...
            1. 0
              30 октября 2024 05:50
              Не хотел вас задеть, но все-таки
              а как серьёзная парламентская партия, с идеологией, основанной на своём классовом философском мировозрении, и политэкономической теории социального развития.

              Ну вот увы, но прямая отсылка к марксизму. Я не против, потому что это тоже часть научной истории, но судя по вашему комментарию, вы имели ввиду что-то свое. Но тогда надо попробовать "покрутить" термины.
              1. 0
                30 октября 2024 09:16
                Михаил, идеология, это знание и методики, как работать с идеями. Идеи есть у каждого слоя российского населения, сегодня, окончательно разделившегося по отношению к приватизированной советской гос. собственности. При чём здесь марксизм?
                Структура философии и философских мировоззрений, как наиболее общих законов развития Природы, человеческого мышления и общественных отношений, то есть физика, логика и этика, в основном, была определена Аристотелем, ещё в Древней Греции. Причём здесь марксизм?
                Социальные политэкономические теории общественого развития разрабатываются уже несколько веков, начиная с английских политэкономов и отражают конкретные политические и экономические интересы различных слоёв крупных, средних и мелких собственников, имеющих амбиции и желание стать настоящими, субъектными политическими классами. Причём здесь марксизм?
                История представительной власти, известна и развивается, например в Англии, с конца ХIII века, впрочем, как и начало просветительской деятельности университетов. Причём здесь марксизм?
                Что вы имеете в виду, под выражением "покрутить" термины?
                1. 0
                  30 октября 2024 14:37
                  Термины, как и любое слово или устойчивое выражение (чего-либо) имеют свою этимологию (происхождение). Мы зачастую про это не то чтобы забываем, но используем их по привычке. Вот у меня, к примеру, есть привычка ставить туда-сюда «концепт», потом править приходится, потому что не всегда выходит месту, а руки ставят.
                  С идеологией все в этом плане сложно, потому что об идеологии говорят все и что-то понимают по-своему.

                  Идеология это идея+логос. Если бы идеология это было, что хотят обычно сказать и написать, то она была бы не идеология, а идеономия — идея+номос. Но ведь +логос, а не номос или еще что-то.

                  Логос это же не просто «слово», это слово, которое воплощается, таинство превращения нефизического в физическое, поэтому именно логос, а не некое «знание». Идеология это то, что превращает идеи в физический объект. Иначе это не «логия», а «номия».

                  Тоже и с этикой. Мы часто говорим по-своему, но ведь этика - производное от «этос». Этос это набор поведенческих решений, норм, правил, которые действуют в обществе при наличии общего хозяйства. Нормы внутри общего хозяйства и есть этика. Если же общего хозяйства нет, то общей этики тоже нет. Вернее этоса, поскольку этика это изучение этоса.

                  Иногда остается общий пафос. Так нарратив об общем участии в ВОВ на просторах Евразии еще есть, это остатки общего пафоса, но поскольку нет общего хозяйства, то пафос есть, а этоса нет. Следовательно и этики общей нет, изучать нечего.

                  Идеология по сути получается первична, по отношению к этике, но никакой народ не может быть «носителем идеологии», поскольку народ в массе может только исполнять требования идео+логос, чтобы идеи превратить в физический мир. А вот носителем после того, как общественное хозяйство создано общего этоса и пафоса народ может быть и таковым и является.

                  Я к чему эту мозгокрутку написал, к тому, что «покрутить термины» это как раз из этой серии. Как мы понимаем термины? Что имеем ввиду? Вот вы быть может не хотите в марксизм, но вас термины зачастую уводят в этот лес, притом, что вы сами этого не хотите. Ну можно попробовать вернуться к изначальной античной позиции — например, что есть нравственность. У нас это одно уже привычно, а нравственность в Античности это сложность. Нравственный человек - человек сложный, нравственное общество сложно устроенное. Примитивное общество это не нравственное общество. И т. д. Но насколько сильно отличается это от привычного нам.
                  1. 0
                    30 октября 2024 17:18
                    Михаил, то, о чём вы пишете, очень похоже на схоластику, то есть на логику, вырванную из взаимозависимости и взаимодействия с физикой и этикой(. Не могу с этим согласиться, так как, при познании человечеством физических законов развития Природы, также ДОЛЖНЫ изменяться и развививаться, и законы логики, и этики. И, отдельно, их рассматривать, а, тем более выстраивать на них мировоззренческие "конструкции" ошибочно(. Поэтому ваше развертывание определений и понятий, как личное мнение - вполне, но, как целостное философское научно-методологическое мировоззрение, для анализа, оценки, и выводов современного состояния государств, обществ и, шире земных цивилизаций, не подходит.
                    Если же, с философских позиций, рассматривать марксизм, как социальную политэкономическую теорию общественного развития, которую вы упорно пытаетесь мне "вменить", то она создавалась на фундаменте механистической физики и физических открытий XVIII-XIX веков, и сопутствующих им логических школ "гегелианцев" и этики протестантских и лютеранских концепций того времени. Но физика, за прошедшие 150 лет, ушла далеко вперёд, наука расщепила атом, совершила и совершает фундаментальные исследования и открытия в макро- и микромире, квантовой теории, и, механистическая физика, логика и этика XIX века и, марксизм, созданный на их фундаменте, уже не отражают и не объясняют всех социальных политэкономических процессов, происходящих в мире. Нет, конечно, я не против диалектического материализма, но, он, также, должен развиваться, как развивалась, эти последние 150 лет, физика. А значит, взаимозависимо с ней, должны развиваться логика и этика.
                    Чтобы говорить о том, что марксизм , как теория, уже не отражает и не объясняет существующую реальность и, тем более, перспективу развития наукоёмких и высокотехнологичных экономик и, взаимодействующих с ней, социальных обществ, достаточно просто посмотреть на образованное и квалифицированное городское население, которое уже не хочет общественного характера производства и частнособственнического присвоения результатов труда частными собственниками, что было актуально на индустриальном отрезке развития капитализма, после промышленной революции в Англии, не хочет, также, диктата "советского" социалистического государства с уб лю дочным господством номенклатуры, а стремиться к созданию самоуправляемых, саморегулируемых и саморазвиваюшихся национально-общественных корпораций коллективной частной собственности, выступающих, как субъекты экономики, политики и Общественной власти, где противоречия между наёмным трудом и, паразитируюшим не нём капиталом, отсутствуют, как ненужный атавизм. Лично для меня, это уже реальность, которая требует создания НОВОЙ современной философско-мировоззренческой концепции бытия, то есть, новой физики, логики и этики, на основе которой, только и возможно создание перспективной социальной политэкономической теории общественного развития, и, только после этого, возможна разработка новой политической идеологии мелкобуржуазного производящего среднего класса и создание представительных общественно-политических организаций массового городского и сельского семейного собственника, как настоящего субъекта Общественной власти, заставляющего считаться с собой ЛЮБУЮ государственную власть. И марксизм здесь, совершенно, не при чём, кроме основного политэкономического закона соответствия уровня развития производительных сил - качеству состояния общественно-производственных отношений.

                    P.S. Общее выше частного? Нет.
                    Частное выше общего? Тоже нет.
                    Тогда что? ЧАСТНОЕ, как часть ОБЩЕГО.
                    1. 0
                      30 октября 2024 17:59
                      А это не мои определения (выявление родового признака и выделение видовых отличий), это академические определения. Чем хороша «академка», так это стройностью конструкции.

                      Философия это наука о способах и методах познания в целом. Вот синтез, анализ, индукция, дедукция и т. д. Дальше идет логика, которая определяет критерии истинности и пределы для каждого метода и способа. Потом уже отраслевые науки — знание, систематизированное по отраслевому признаку.

                      Экономика это наука о развитии общества. Развитие это изменение, которое отличается от других изменений направленностью, поступательностью и необратимостью. Общество это люди, которые связаны между собою связями материальными и нематериальными. Связи материальные это процесс производства, связи нематериальные это т. н. Этика — Этос, нормы отношений, связанные с ведением общего хозяйства.

                      Вот эта веками выработанная стройность стала тем фундаментом, на котором выросло все гуманитарное и естественно-научное образование. Например, мы можем совершенно четко сказать, чем занимается экономист — производительными силами и производственными отношениями, но экономист не занимается «пафосом». Потому что общий пафос может быть у сообществ, которые не связаны друг с другом общественным хозяйством, а этос только и может быть внутри общего хозяйства.

                      Важность подобных дефиниций оценили давно и не зря в свое время Энгельс «рубился на перьях» с Евгением Дюрингом. Потому что если определения все делают как угодно, то общество распадается, а идеи не могут быть реализованы.

                      Вот вы абсолютно верно пишете, что
                      Общее выше частного? Нет. Частное выше общего? Тоже нет. Тогда что? ЧАСТНОЕ, как часть ОБЩЕГО


                      Часть не может быть «выше», «ниже». Это как конструкция смысловая «свое» вместо «наше» или «мое». Все вокруг не «мое» и не «наше», а все вокруг «свое» — это как раз искомый Этос .

                      Но тут же вкручиваете другую конструкцию

                      новой политической идеологии мелкобуржуазного производящего среднего класса


                      А ведь ее понять можно только через старый марксистский аппарат. Я потому и говорю, что под ваши идеи нужны с одной стороны определения, которые академически научны, но с другой стороны новые термины. Где-то мы говорим очень схоже, но разница в определениях в итоге порождает разницу в смыслах.
                      1. 0
                        30 октября 2024 18:57
                        Да, Михаил, я, конечно, тоже могу взять старые университетские учебники и "рубиться" с вами, как "Энгельс с Дюрингом", но, резюм-то, во всём этом, какой? Если "академическая" наука НЕ МОЖЕТ, уже в течении длительного времени, философски осмыслить, с помощью существующих "способов, и методов", качественно новые состояния постиндустриальных обществено-производственных отношений, и создать реперные точки, необходимой для их опережающего развития, социальной культуры, и перспективных, для подавляющего большинства производящего городского населения, юридических отношений конкретных, форм собственности и государства?
                        От того, что я, подобно вам, буду "сыпать" академически стройными определениями и дефинициями - ничего не изменится(. И суть моего тезиса, повторюсь, в том, что мы, как общество, вышли на качественно новый уровень цивилизационного СОЦИАЛЬНОГО развития, для которого необходима соответствующая, постоянно развивающаяся, НОВАЯ философия диалектического материализма, как свод наиболее общих законов развития Природы, мышления и социальных, общественных отношений. И осуществить этот жизненно необходимый "прыжок через пропасть Истории", марксизм, как "механистическая" теория общественного развития - уже не может, а может только полноценный политэкономический субъект вооружённый новой философией, новой политэкономической теорией и, созданной на их фундаменте, городской цивилизационной идеологией. В настоящее время, с моей точки зрения, через создание серьёзного политического класса, который, на современном этапе развития, через синтез отношений с субъектом государства, трансформируется в национально-обшественные корпорации, в Матрицу которых изначально заложено самоуправление, саморазвитие и саморегулирование их социально-экономической деятельности и перманентная политика Общественного договора с этим Социальным государством. То есть, тот "третий путь" политэкономического содержания националтзации собственности, о котором я пишу в комментариях к вашим статьям уже длительное время.
                      2. 0
                        30 октября 2024 19:27
                        А я вот взял пару тетрадей свериться с терминами (ну так, на всякий случай).

                        Вот вы оперируете термином «политическая экономия». Так еще надо понять, что имеется ввиду)) У политической экономии как понятия тоже своя эволюция была. Но вкупе с термином «диалектический материализм» вы снова (сами того не желая) сворачиваете на классический марксизм, поскольку именно диамат + немецкая политэкономия конца 19го и составили его костяк. Я не говорю, что это плохо или хорошо, многим нравится, есть поклонники и проч. Но вы через термины отрицаете (невольно) сами себя. Говорите, нет это не наш метод и берете из экономики как из «ящика с инструментами» строго определенные инструменты, а вдруг рубанок по металлу работать не будет?

                        При этом вы пишете (что совершенно верно) что метода устарела и нужна новая, а нового мол в мире и нет. А вдруг есть?

                        Вообще нынешняя экономическая наука в своих поисках сделала оборот и возвращается к античности. Сейчас очень большие ресурсы тратятся на составление заново античных библиотек — неплатоники и неопифагорейцы. Не потому, что все так воспылали историей. Просто мы получили с 1970х годов бешеное развитие направления, которое можно назвать «экономическая когнитивистика», когнитивные методы, «количественные модели в когнитивных исследованиях», бихевиористы — как через смыслы побуждать не только покупать товары, но и побуждать творить материальные ценности. Накладывается на это и развитие аналитических инструментов — ну никогда до этого у человеков не было ресурсов для анализа таких массивов данных и с таким коротким шагом по времени.

                        Что такое мысль? С одной стороны отношения между людьми в процессе производства рождают мысли, но как строится обратный процесс? Не может ли мысль о чем-то, что примерно соответствует бочке нефти в итоге родить эту самую бочку нефти на рынок, причем в новом качестве? Это сильно отличается от привычного «анализа потребительского поведения» или социологии начал 20го века.

                        Конечно пройти мимо античного наследия наши экономусы не могли, поскольку там мысль это часть физического мира, следовательно поддается оцифровке и может быть положена на весы. Сколько будут рыть эти копи и залежи, мне не ведомо, но направление поиска именно такое. То, что родится после этих поисков и будет уже новой экономикой, ну или политической экономией.
                      3. 0
                        30 октября 2024 20:01
                        Михаил, древние римляне, после фиксации какого-то нового явления в экономике и политике, говорили всегда: "-Смотри, кому выгодно!". И я, также, как и эти самые римляне, понимаю, что невозможно создать универсальных "способов и методов" универсальной же науки, философии, политэкономии, и идеологии, так как у олигархов, просто богатых, зажиточных, бедных или нищих, никогда не будет общих интересов(. И весь исторический путь социального развития и преобразования материи всегда проходил, проходит, и будет проходить в перманетной борьбе конкретных интересов конкретных же политэкономических классов РАЗНЫХ имущественных собственников. Крупных, средних и мелких). Бедные и нищие - не в счёт(. Они не субъектны, но будущее Общество, по моему убеждению, обязано, способным и трудолюбивым представителям из их люмпенизированной среды, дать возможность стать частью мелкобуржуазного слоя подавляющего большинства трудящегося населения страны. Поэтому и перспективные философии, политэкономии и идеологии будушего, неизбежно, будут носить "классовый" имущественный и собственнический характер. И, диалектически, будут бороться друг с другом, за интересы, и цели различных корпораций собственников: Пятьсотмедимных супербогатых олигархов, просто богатых "всадников", зажиточных "зевгитов" и бедняков - "фетов", всё, как в Античной Древней Греции). И всегда писал и говорил о том, что никакого особого пути у России нет, раз мы стали городской, то есть буржуазной цивилизаций, то, на ближайшее историческое время, мы будем жить и развиваться в этой диалектической борьбе различных политэкономических классов, а в будущем национально-общественных коропораций, подобно "аттическим" трагедиям. А коммунизм не в счёт. Он, всего лишь, утопия.
  7. 0
    29 октября 2024 00:07
    Теперь осталось понять, чьей же прокси-силой выступили исполнители в Анкаре?

    Как вариант - это попытка перенаправить недовольство Эрдогана конфликтом в Ливане в новое русло.
    Если до этого он был близок к риторике "принуждения к миру", то теперь по новой ввяжется в конфликт на территории Сирии и Ирака, и не в качестве миротворца. А это территории государств , противостоящих Израилю.
    1. 0
      29 октября 2024 00:30
      Я думаю, что вы правы, у меня тоже (исходя из имеющихся вводных) ровно такое же мнение сложилось.