Алексей Михайлович или На пути к большой европейской игре

14 596 24
Алексей Михайлович или На пути к большой европейской игре
«Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы». Картина художника Н.Е. Сверчкова. Есть в картине что-то имперское


Путем василевсов


В статье «Алексей Михайлович Тишайший, или на пороге империи» мы остановились на видении государем сути монаршего служения, отраженной в укоренении на русской почве византийской идеи цезарепапизма, равно как и в стремлении реанимировать Восточно-Римскую державу на российских просторах.



Подобные взгляды формировали в сфере геополитики стратегию, которую, на мой взгляд, уместно охарактеризовать как мессианский экспансионизм.

Он вполне укладывался в логику представлений о Константиновом христианстве – о нем мы говорили в: «Иван Грозный – договор с Господом», равно как и рекомендую для более глубокого погружения в тему монографию итальянского медиевиста Ф. Кардини «Истоки средневекового рыцарства» – и на практике начал реализовываться еще Карлом Великим в ходе вторжений в земли саксов, а позже крестоносцами на Ближнем Востоке и в Прибалтике.

Впрочем, стратегия Тишайшего носила несколько иной характер, направленный на возвращение территории, некогда принадлежавшей Рюриковичам, – выдающийся медиевист и, к сожалению, недавно ушедший от нас А.В. Назаренко сформулировал для обозначения их власти концепцию «родового сюзеренитета».

И здесь более уместно сравнивать Алексея Михайловича с Юстинианом I, восстанавливавшим политическое пространство Pax Romana.

Важная деталь: в Риме, а позже в Константинополе считали, что империя может быть только одна. Отсюда название формулировавших догматы Церкви Соборов – Вселенские, а религия в тот период представляла собой неотъемлемую часть политической повестки.

Поэтому Соборы проходили под эгидой императоров. Да и в России низложение Никона на Большом Московском соборе следует рассматривать не только в религиозном контексте, но и, в не меньшей степени, политическом: как торжество идеи цезарепапизма над папоцезаризмом, о чем шла речь в предыдущем материале.

Словом, в восточно-римской имперской парадигме мыслил и Тишайший, видевший себя защитником всех христиан, как, собственно, и последние, главным образом жившие на Балканах, рассматривали Россию со второй половины XVII в. в качестве своей покровительницы.

Прекрасно иллюстрирует подобное видение приведенная в прошлом материале цитата из обращения к царю иерусалимского патриарха Паисия с призывом освободить православных от турецкого ига.

Это, разумеется, неизбежным образом приводило к конфликту с Османской империей: султан носил титул кайзер-и-Рум, также считая себя покровителем христиан как людей Писания, и отказывался видеть равными себе что Габсбургов, что Романовых.

До последних Константинополь снизошел только в 1739-м, признав при заключении Белградского мира Анну Иоанновну императрицей.

Но мы забежали почти на столетие вперед. Возвращаемся к внешней политике Алексея Михайловича, принимая во внимание: ставший для него примером римский император остался в истории выдающимся полководцем.

К слову, эта сторона деятельности Константина, за исключением знаменитой битвы у Мульвийского моста, мало освещена в русскоязычной научно-популярной литературе. Хотя, по подсчету историка С. Девочкина, император провел 15 кампаний и выиграл все.

Тишайший на военном поприще оказался менее успешен как полководец, но в качестве стратега состоялся вполне.

Расставаясь с упомянутым в прошлой беседе провинциальным изоляционизмом, он, через десять лет после начала своего правления, приступил к решению масштабных задач в сфере внешней политики.

Всем известна война с Речью Посполитой 1654–1667 гг., итог которой изменил баланс сил в Восточной Европе и заложил основы будущего миропорядка, в следующем веке немыслимого без России.

Балтика как ключ к Европе


Однако контуры его складывались также и чуть севернее названного региона, в грохоте орудий русско-шведской войны 1656–1658 гг., менее известной, но, с точки зрения итогов, более, как мне представляется, важной.

О собственно войне мы говорить практически не будем, упомянем буквально пару эпизодов, ибо она требует отдельной беседы, у нас же речь пойдет о тектонических, в перспективе, ее геополитических последствиях в контексте происходивших на европейской авансцене событий.


Осада Риги войсками Алексея Михайловича

Тем, кому интересен ход военных действий, рекомендую лучшую и на сегодняшний день единственную монографию, данному противостоянию посвященную: Курбатов О. А. «Русско-шведская война 1656-1658 гг.».

Чем обуславливалось столкновение Москвы и Стокгольма?

Истоки короткого русско-шведского столкновения в середине XVII в., – пишет крупнейший специалист по русско-шведскому военному противостоянию в названном столетии О.А. Курбатов, – не стоит искать в экономике, торговых интересах русского купечества, в стремлении решить «балтийский вопрос». Оно является вполне закономерным, логичным этапом русско-польского военного конфликта, который в 1655-м перерос в коалиционную войну за гегемонию за Восточную Европу.

Для нашей темы важны последние строки в цитате. Сравним: почти за столетие до того Грозный выполнял локальную задачу: добиться выхода к Балтике, руководствуясь экономическими соображениями. Речь о гегемонии недавно рожденного царства в Восточной Европе не шла, особенно на фоне занесенной над его головой сабли Гиреев.

Алексей Михайлович стал прорубать окно за полвека до сына, но, не теряя при этом культурно-религиозной идентичности:

Военные нововведения, – отмечает философ М.С. Киселева, – на западный манер власти старались согласовывать с традиционными православными обрядами, без которых выступление в поход, принятие приказов и прочие военные ритуалы обойтись не могли.

Нововведения дали положительный результат. Русские войска проявили себя неплохо в противостоянии с передовой армией Европы, во многом благодаря полкам как рейтарским, так и нового строя.


Копейщик. XVII век

Вообще, согласно оценке военного историка и специалиста по XVII в. В.С. Великанова, армия Тишайшего вполне соответствовала стандартам вооруженных сил ведущих европейских держав, что, собственно, помимо шведской, кампании против Речи Посполитой и Османской империи продемонстрировали.

Более подробно о строительстве армии Алексеем Михайловичем см. мою статью «От пики до мушкета: военные реформы по западному образцу начались в России во времена Смуты». Она носит обзорный характер. Кому интересен взгляд строго научный, блестяще выполненный в рамках источниковедческого анализа и со ссылкой на архивные материалы, многие из которых впервые введены в научный оборот, касательно военного строительства Алексея Михайловича рекомендую работы О.А. Курбатова, Н.В. Смирнова, А.В. Малова, А.Н. Лобина.

Возвращаемся к русско-шведской войне, которую Россия вела в союзе со своим вчерашним противником – Речью Посполитой, боровшейся со скандинавами за преобладание в Прибалтике и рассматриваемой последними в качестве кормовой базы.

Следует учитывать и претензии короля Речи Посполитой Яна II Казимира на шведскую корону, которую носил его отец Сигизмунд III – тот самый, захвативший Смоленск в 1611-м. Но непростой династический вопрос во взаимоотношениях Варшавы и Стокгольма – отдельная тема.

Россия начала кампанию также в союзе с главным соперником шведов на Балтике – Данией, флот которой должен был обеспечить блокаду осажденной русскими войсками Риги с моря. Однако датчане эту задачу не выполнили, хотя и обладали превосходством на море.

Но на суше преимущество оставалось за шведами, принудившими противника к капитуляции и подписанию в 1658-м мира в Роскилле.

В свою очередь, на суше русские войска действовали вполне успешно; в частности, под командованием князя И. А. Хованского нанесли поражение одному из лучших шведских полководцев Магнусу Делагарди.

Война завершилась Кардисским миром 1661 г., сохранившим статус-кво между двумя государствами. Но для нас важны его геополитические последствия.

Как я отметил выше: рассмотрим их в более широком контексте происходивших на европейской авансцене событий, участником которых, пусть пока и косвенно, Москва становится.

Эхо Вестминстера


Для их понимания коснемся еще одного мирного договора, заключенного за семь лет лет до Кардисского, в Вестминстере и поставившего точку в первой Англо-голландской войне.


Так называемое четырехдневное сражение, завершившееся победой голландского флота; вторая Англо-голландская война. Вряд ли в России о нем было известно, разве что узкому кругу дипломатов Посольского приказа. Равно как и вряд ли кто в приказе тогда задумывался о геополитических последствиях, в перспективе, и самого сражения, и войны в целом для Русского царства.

Казалось бы, как она связана с нашей темой? Связана. Дело в том, что в середине XVII в. на просторах Европы произошли события, приведшие к перестановке ключевых фигур на шахматной доске от Днепра до Гибралтара.

Поражение до того непобедимых терций при Рокруа в 1643-м привело к закату могущества Испании и превращению ее в периферийное королевство.

Еще ранее с имперскими амбициями, а на некоторое время даже и с независимостью, распрощалась Португалия, часть заморских владений которой прибрала себе голландская Ост-Индская компания, а часть, в виде Бомбея и Танжера, – Англия.

Австрийские Габсбурги, как и, подобно Испании, клонившаяся к своему закату Венеция, были скованы противостоянием с Османской империей. Первые в полной мере расправят плечи только в 1699-м, подписав выгодный для себя Карловицкий мир с турками.

На гегемонию в Европе претендовала Франция. И что важно для нас: в числе своих союзников она видела именно Швецию, которую патронировала со времен Тридцатилетней войны.


Густав II Адольф

Собственно, союз католического кардинала А. Ришелье и протестантского короля Густава II Адольфа свидетельствовал о трансформации акцента в европейской Realpolitik с религиозной ее плоскости в строго прагматическую, основы которой заложил еще предшественник кардинала – Франциск I, в 1528-м подружившийся – понятно, что в разговоре о политике данный термин условен – с султаном Сулейманом Великолепным.

Но со второй половины XVII столетия становилось всё более очевидным, что Стокгольм претендует на место в концерте ведущих европейских держав отнюдь не Мадрида и Венеции, а Амстердама.

Ибо Вестминстерский мир стал первым гвоздем в гроб голландского великодержавия. Республика Соединенных провинций была главным конкурентом Англии на океанских просторах и соперником Франции на суше из-за претензии последней на Испанские Нидерланды, то есть современную Бельгию.

Франция рассматривала в качестве естественной своей границы левобережье Рейна, что определяло стратегическое направление ее военных кампаний от Людовика XIV до Наполеона включительно.

Расположенные в устье упомянутой реки Нидерланды физической географией обрекались на низведение в контексте географии политической на вторые роли.

Да и морское могущество голландцев вызывало неудовольствие Франции, заставившей первых вернуть Бразилию португальцам. Замечу, в следующем столетии главная борьба за господство на океанских просторах развернется между Францией и Англией. Причем долгое время британцы будут уступать и окажутся на грани потери Индии.

Поможет им, как ни странно, Людовик XV, недальновидно урезавший финансирование флота. В результате Франция утратила не только Индию, но и Канаду, логическим образом, уже в XIX столетии, придя к Абукиру и Трафальгару – к последнему вместе с одряхлевшими испанцами.

Но я забежал вперед. Возвращаемся в XVII в.

Обреченные географией


Итак, в его второй половине становилось очевидным: одновременное соперничество с Францией и Англией, при всем своем богатстве и наличии выдающихся адмиралов, М. Рюйтера и М. Тромпа, Республика Соединенных провинций в длительной перспективе не потянет.

Хотя после первой войны с англичанами голландцы все еще удерживали за собой превосходство на море и воспрепятствовали в 1658-м Швеции занять ведущее положение на Балтике. Но обусловленный географией детерминизм брал свое: еще две войны с Англией и так называемая Голландская с Францией низвели Республику Соединенных провинций в разряд второстепенных держав, хотя она, строго говоря, не была повержена на поле/море боя.

Но география иной раз бьет сильней пушек, и судьба упомянутой Венеции, а также Генуи, оказавшихся в XVI в. на периферии пульса экономической жизни; Германии, армии которой встретили ноябрь 1918-го на территории противника, – яркие тому свидетельства.

То же самое и с Голландией: не расположенная, подобно не обремененной необходимостью тратить значительную часть бюджета на сухопутную армию Англии, на острове, но имевшая под боком сильную Францию, она обрекалась географией на слишком короткое пребывание в высшей лиге европейского концерта.

И в Париже оптимальным кандидатом на замену голландцев виделась Швеция.

Последняя, благодаря военно-административным реформам и полководческому таланту Густава II Адольфа, создала боеспособную армию, что продемонстрировали Брейтенфельд и Лютцен. В результате Стокгольм получил территориальные приобретения в Померании, то есть в южной части Балтики.

Однако шведы шли тупиковым голландским путем – несоответствие амбиций потенциалу, прежде всего демографическому и экономическому, а также пересечение их интересов с российскими.

Здесь, по большому счету, Алексей Михайлович сыграл ту же роль в судьбе Швеции, что О. Кромвель и Людовик XIV – Голландии.

Ни тот ни другой не сломали хребет голландскому великодержавию, но нанесли по нему первый удар, как и Тишайший – по шведскому. Ибо становилось очевидным: Кардисский мир в долгосрочной перспективе не удовлетворит Москву, равно как и становилась всё более понятной неспособность Стокгольма удержать Прибалтику под своим контролем.

Причина банальна: Швеция обладала относительно российского слабым демографическим потенциалом – как, кстати, и Голландия в сравнении с Англией и тем более Францией.

Население собственно Швеции, – пишет военный историк С.П. Махов, – на 1600 год оценивается шведскими историками в 639 тысяч человек, Финляндии – в 300 тысяч человек и оставшейся части шведских владений – в 200 тысяч человек. Итого 1,2–1,3 миллиона душ. Для сравнения: население Польши в тот же период оценивается в восемь миллионов человек, России – в 11–12 миллионов человек либо 5–6 миллионов человек, Англии – в 5,6 миллиона человек, Франции – в 20 миллионов человек, Голландии – в 1,5 миллиона человек, Дании – в 1,1 миллиона человек. Как видим, людские ресурсы у шведов по сравнению с соседями были довольно скудными и сравнимыми только с датчанами и уж ни в какое сравнение не шли с людскими ресурсами в России или во Франции.

А учитывая сведение внутренними дрязгами – особенно при Сигизмунде III – на нет демографического потенциала Речи Посполитой, возвышение России в регионе становилось фактически безальтернативным.

Итак, заданный Алексеем Михайловичем вектор, направленный на сближение с Данией, контролировавшей важнейший на Балтике пролив Зунд, будет развивать и его сын, привлекший Фредерика IV к участию в Северном союзе. И вскоре Европа услышит поступь России по ее просторам.

Использованная литература:
Курбатов О. А. Русско-шведская война 1656-1658 гг. М.:
Руниверс, 2018.
Курбатов О.А. Организация осадного парка и инженерно-артиллерийского дела русской армии в 1630-1650-х гг.
Курбатов О. А. Проблемы развития военного дела в русском государстве XVII столетия
Курбатов О.А. Ратное дело при царе Алексее Михайловиче в свете православной традиции (комментарий в свете веры)
Малов А.В. Основные проблемы строительства Вооруженных сил России. 1613–1689 гг. – М.: «Квадрига», 2022.
Махов С.П. Большая игра на Балтике. 1500 – 1917. – М.: «Руниверс», 2021.
Смирнов Н.В. Боевые холопы в составе поместной конницы в первой половине XVI - первой половине XVII века
Цымбурский В. Морфология российской геополитики и динамика международных систем XVIII-XX веков. – М.: Книжный мир, 2016.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    27 октября 2024 05:07
    «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы». Картина художника Н.Е. Сверчкова. Есть в картине что-то имперское
    recourse Наверно "многонациональные костюмы" специалистов по соколинной охоте. Сам не специалист по соколинной охоте, но думаю художник еще меньше. Погодку подобрал.... feel
    1. +3
      27 октября 2024 05:20
      Оказался прав. request
      Ясное синее небо с теплым, умеренным ветром - прекрасная погода для охоты, и редкая птица не захочет подниматься в таких условиях
      https://rusfalcon.ru/books/sokolinaia_ohota_teoriia_i_praktika.pdf?ysclid=m2qyhpld34809252828
      1. +3
        27 октября 2024 14:28
        Ну так соколами не только неа птицу озотятся, зайцы тоже нормальная добыча.
  2. +1
    27 октября 2024 05:36
    Империя = плохо,
    сама толком не живет и другим не дает.

    Государство-Царство = хорошо,
    живет-поживает и добра наживает в единстве внутренней и внешней политики.

    P.S.: Государям на заметку: сегодня парадигма власти изменилась с "разделяй-и-властвуй" на "едини-и-правь".
    1. 0
      27 октября 2024 07:10
      Цитата: Баюн
      сегодня парадигма власти изменилась с "разделяй-и-властвуй" на "едини-и-правь".
      Для того, чтобы "единить-и-править", надо сначала "разделить и властвовать" wink
    2. +9
      27 октября 2024 07:41
      "Империя = плохо" Империя сыграла положительную роль в истории много кого – скажем, и в жизни Рима и Греции, ибо при Октавиане и Александре, соответственно римляне перестали убивать римлян, а греки греков. В истории России – тоже. Что бы не говорили об Опричнине, но вялотекущая грызня аристократии, по примеру польско-литовской, довела бы страну до цугундера.
    3. +9
      27 октября 2024 10:18
      Цитата: Баюн
      Империя = плохо
      Империя = хорошо: единые законы, единая торговая территория, боестолкновения только на границах. Плохо в империи: империю начинают рвать изнутри всякие властолюбивые твари, бюрократия в империи постепенно начинает сжирать кучу ресурсов на себя. И гибнет империя чаще всего от гражданских войн, а не от вторжений.
      Государство-Царство = хорошо
      Постоянная война с соседями, которые огнем и мечом периодически проходят по значительной части царства, постоянная нехватка ресурсов из-за которой жестко угнетается население, постоянные траты на удержание населения в покорности. Население перебегает то к соседям, то от соседей (в зависимости от ситуации). Торговцы бросают товар на дороге, ибо постоянные поборы делают торговлю убыточной. Плюсы: властолюбивые сволочи довольны: у каждого своё царство.
  3. +6
    27 октября 2024 06:20
    я бесконечно рад и благодарю автора за цикл статей об тех Великих людях России под чьим руководством столетиями создавалась Российская Империя . Что ни говори , но и в СССР и сейчас стыдливо замалчивает об тех , кто из маленького Московского княжества Россию развили до величайшей Империи . Замалчивает , словно чувствуют , что сейчас то они тем Великим людям России "не пара" и то что создали те Великие и оставили нам в наследство , современные могут профукать и растерять .
    1. 0
      27 октября 2024 07:07
      Цитата: север 2
      современные могут профукать и растерять
      Какую-то часть уже профукали, растеряли и растащили. И, к сожалению, ещё не вечер
    2. +7
      27 октября 2024 07:42
      Спасибо за добрые слова.
  4. +6
    27 октября 2024 07:17
    ,
    стратегия Тишайшего носила несколько иной характер, направленный на возвращение территории, некогда принадлежавшей Рюриковичам,

    И здесь более уместно сравнивать Алексея Михайловича с Юстинианом I, восстанавливавшим политическое пространство Pax Romana
    .
    непонятно-зачем сравнивать?
    А если бы не существовало Юстиниана, то Романов бы действовал иначе?

    Главное, что он сделал, это присоединение левобережья Днепра, Киева и возвращение Смоленска.
  5. 0
    27 октября 2024 09:39
    Несколько странная статья.
    "Цезарепапизм", " мессианский экспансионизм", "родовой сюзерениетет" есть, а сколько-нибудь внятного описания роли "Тишайшего" нет. Одни общие фразы
    А суть проста. Имея все козыри на руках в виде восстания Хмельницкого, выдающихся успехов первого года войны и вторжния Швеции в Польшу, сей персонаах благополучно слил все полимеры. Сам начал бессмысленную войну со Швецией, а с Польшей заключил перемирие. В реультате война с Польшей из блицкрига перешла в войну на истощение. А вместо первого раздела Речи Посполитой и всей Литвы и всей Украины получил левый берег Днепра и Смоленск.

    Вообще странная ситуация, автор читает и рекрмендует вполне приличную и даже хорошую литературу. И вроде бы взгляд в целом у него как будто более взвешенный чем у того же Ващенко, у которого Польша сильнее Московского государства потому что в Польше феодализм "раньше и ширше". Но на выходе опять что-то невнятное.

    Итак, заданный Алексеем Михайловичем вектор, направленный на сближение с Данией, контролировавшей важнейший на Балтике пролив Зунд, будет развивать и его сын


    Вектор задал еще Иван Третий- союзный договор 1493 года в Копенгагене.

    Однако шведы шли тупиковым голландским путем – несоответствие амбиций потенциалу,


    НЕ было никакого "голландского великодержавия." Маленькая нация создала самый большой в мире торговый флот и имела военный флот для его защиты. Все три войны с Англией были оборонительными. А вот географический фактор упадка Голландии назван совершенно правильно.

    По мелочам

    Так называемое четырехдневное сражение, завершившееся победой голландского флота; первая Англо-голландская война.


    Не первая, а вторая
    1. -2
      27 октября 2024 14:02
      Одни общие фразы

      И куча непонятно для чего вставленных "заумных" словечек - цезарепапизм, папоцезаризм, мессианский экспансионизм, Realpolitik. Зачем? Статья от этого лучше не читается
      1. +3
        27 октября 2024 14:32
        Я постарался обосновать смысл и важность каждого из терминов. В частности, Realpolitik пришла на смену религиозной составляющей в политике, под маркером которой прошло все Средневековье и собственно из-за чего началась Тридцатилетняя война в Новое время. Цезарепапизм крайне важен для понимания сочетания в царской власти, с точки зрения ее носителей в XVII веке, собственно мирской и священнической функций. Я постарался это аргументировать ссылкой на исторические примеры. Более глубоко и и подробно об этом пишет Б.А. Успенский, на Западе - писал Марк Блок. Ничего заумного здесь нет. Заумная терминология не используется в научный работах. Приведенные выше термины - используются. Что касается мессианского экспансионизма. То схожей терминологии придерживались такие мыслители как Владимир Соловьев, Евгений Трубецкой. Мессианская идея наднациональна. Но империя склонна нередко распространять её силой оружия, то есть путем экспансии. Да, поводу цезарепапизма - идея достигла максимума на русской почве при Павле I. Но об этом и, разумеется, со ссылками на конкретные примеры, что я старюсь делать всегда – разговор впереди.
    2. +4
      27 октября 2024 14:49
      Про мессианский экспансионизм. Любая империя маркирует экспансию мессианской идеей. Да что далеко ходить. Господа с Капитолийского – вот уж маркер мессианской идеи в самом названии! – не рассказывают: что мы пришли к вам, потому что нам нравится ваша нефть, или здесь у вас подбрюшье Европы, поэтому - двигайтесь. Нет – про демократию и свободу. Британцы – про рассказанное Киплингом бремя белого человека: помните фразу из советского фильма «Капитан Немо», собственно капитану адресованную, про несущих цивилизацию дикарям англичан?
      Да и, как пример, в Китае восстания ихэтуаней с погромом церквей – тоже своего рода ответ на мессианский экспансионизм. Причем священники были именно миссионерами, а «боксеры» видели в них поборников экспансии. Также реагировал на Николая Японского Павел Савабе, когда и Павлом еще не был, а являлся самураем-буддистом. И видел в миссионере экспансиониста. В общем, тема для долгого разговора и важная – для понимания сути происходивших событий.
      Что касается Речи Посполитой. Боюсь ошибиться, но кажется военный историк С. Великанов полагал: надо было брать Смоленск и этим ограничиваться. И не лезть в казачье-польские дрязги.
      Насчет Ивана III. Вектор, да, зада. Но именно вектор: все-таки в период его правления Москва не имела ресурсов для активной внешней политике на Балтике. А потом Ливонская война и про вектор позабыли. Все-таки стратегия А.М. была более реализуемой.
      «Не первая, а вторая» Принимаю. Долго искал картинку, подходившую под иллюстрированный ряд. Уже когда статья был написана и в голове: Вестминстер. Словом, пропустил. И на старуху, как говорится… Впрочем, не оправдываюсь. Направил сообщение с просьбой исправить.
      1. +1
        27 октября 2024 16:17
        Про мессианский экспансионизм. Любая империя маркирует экспансию мессианской идеей.

        Можно добавить, что любая не империя тоже, по крайней мере в историческом отрезке. Идеологическое обоснование агрессии такое же древнее явление как и политическая история в целом. Ваш мессианский экспансионизм пока не выглядит полезным конструктом для понимания чего бы то ни было.
        И Тридцатилетняя война в Европеи "бунташный век" А. М. описаны в самом разном аспектах- политическом, экономическом и идеологическом. Подавляющее большинство работ обходилось без цезарепапизмов и папоцезаризмов, но давали достаточно полную и цельную картину происходящего.

        О чем статья? В ней упоминается Realpolitik и затрагивается по касательной идеология. И что? Как соотношение этих элементов влияло на действия царя и его окружения? Где мешало и где помогало?

        Никакое окно в Европу, естественно, А.М. не прорубал, а продолжил полезную практику ориентации на Запад в военном деле. Эта практика , конечно же, существовала и до него.
        1. 0
          27 октября 2024 16:49
          «И Тридцатилетняя война в Европеи "бунташный век" А. М. описаны в самом разном аспектах- политическом, экономическом и идеологическом. Подавляющее большинство работ обходилось без цезарепапизмов и папоцезаризмов, но давали достаточно полную и цельную картину происходящего».
          Ну так и Опричнину Грозного, и само его правление, начиная с Карамзина описывали вне эсхатологического контекста, пока четверть века назад сначала Юрганов, а потом Булычев, проведя источниковедческий анализ и введя – особенно второй - целый пласт архивных документов в научный оборот не доказали обратное: эсхатологические ожидания определи в том числе и характер внешней политики Грозного. А медиевист Хрусталев аргументированно доказал на базе анализа следственного дела Дмитрия Угличского важность понимания магического сознания, том числе и элит. А это раньше ускользало от внимания исследователей. Наука не стоит на месте. И эпоха А.М. только начинает изучаться. Во всяком случае подлинно научный интерес к ней проснулся четверть века назад, когда названные в статье историки обратились к архивным материалам, ранее просто неизвестным. Я в свою очередь исхожу из того, что А.М. реально видел себя новым Константином, что не могло не найти отражение в сфере внешней политики. И, да, я не претендуя на конечность и стопроцентную истинность своих выводов.
          «Подавляющее большинство работ обходилось без цезарепапизмов» Работы Б.А. Успенского не обходились. Для меня он, простите, научный авторитет и ученый с мировым именем.
          «но давали достаточно полную и цельную картину происходящего» Большинство оценивали ранее события вне религиозного контекста. Сейчас ситуация меняется. Причем именно в мире академической науки (на Западе это произошло давно – взять школу Анналов) Как пример: научная статья О.А. Курбатова «Чудо архангела Михаила».
          1. +1
            27 октября 2024 17:08
            Хорошо, я могу согласиться , что современный читатель, включая меня, с преимущественно материалистическим пониманием истории недооценивает роль сакрального в жизни людей прошлого и неосознанно приписывает им современные представления.

            Если опричнина определялась эсхатологическими настроениями царя, то почему в ней отсутствует такой определяющий момент для осознающего конец христианина как покаяние? У Грозного покаяние отдельно, опричнина отдельно. Стандартное лицемерие.
            Я не требую ответа, это только один из множества вопросов, я просто показываю, что для такого рода идей нужна популяризационная работа и убедительные аргументы перечисленных вами исследователей. Причем в самом теле статьи. Вы же преподносите это как данность и широкого читателя в лучшем случае осилившего Скрынникова берет оторопь.


            Я в свою очередь исхожу из того, что А.М. реально видел себя новым Константином

            В статье аргументов в пользу этого не приведено. А ведь это очень серьезное заявление.
            1. 0
              27 октября 2024 17:22
              "Хорошо, я могу согласиться , что современный читатель, включая меня, с преимущественно материалистическим пониманием истории недооценивает роль сакрального в жизни" В самой науке на это стали обращать внимание недавно. Б.А Успенский был во многом первопроходец. Потом вот, касательно более раннего периода, Данилевский И.Н. "Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)" . Когда только вышла книга - читали ее перечитывали. Новый взгляд совсем был. И в рамках этой работы и ряда других, он проводит параллели текстов ПВЛ и библейскими. Работы появляются, но их не так много. Тот же Булычев, работая в РГАДА, писал свою монографию очень долго. Да и критики хватает. Юрганова критиковали за за акцент на эсхатологию - статья Лукина, коли мне память не изменят. Я скорее просто привлекаю внимание к проблеме. Рекомендую читателям книги упомянутых авторов. И не претендую на исчерпываемый характер выводов. Кардини-то в "Истоках Средневекового рыцарства" писал о Константиновой христианстве. Мне показалось удобнее назвать это мессианским экспансионизм. Допускаю: термин не слишком удачен. "Я не требую ответа, это только один из множества вопросов, я просто показываю, что для такого рода идей нужна популяризационная работа и убедительные аргументы перечисленных вами исследователей". Именно нужна! Будем ждать. Кажется, А. Филюшкин готов этим заняться. Блестящий ученый, но его работа о Василии III - для самого широкого круга. Надеюсь, дойдет очередь до А.М.
    3. +1
      27 октября 2024 15:03
      Добавлю к своему комментарию небольшую ремарку: вообще вне контекста мессианского экспансионизма понять историю допетровской России невозможно, на мой взгляд. Можно, да, знать факты, но вряд при этом получится их рассмотреть под тем же углом зрения, под каким рассматривали и Алексей Михайлович, и его окружение.
      1. -4
        27 октября 2024 15:54
        вне контекста мессианского экспансионизма понять историю допетровской России невозможно

        Самсонов перелогинился?
        1. +2
          27 октября 2024 16:50
          "Самсонов перелогинился?" Вы о чем, не понял и причем здесь некий Самсонов - это хоть кто?
          1. 0
            27 октября 2024 19:56
            причем здесь некий Самсонов - это хоть кто?

            Это Вы так о своем начальнике?
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    31 октября 2024 00:22
    Важная деталь: в Риме, а позже в Константинополе считали, что империя может быть только одна.

    М.б. это вообще общая черта для системы, основы которой видят не в материальных аспектах, а в "правильных" , богуугодных отношениях, которые должны распространиться в итоге на весь мир. В этом смысле можно и на глобалистов взглянуть не как на хитро..опых финансистов/экономистов, а как на религиозных фанатиков. Хотя под эгидой фанатизма как раз и расцветает беспринципная элита - потому что ради идеи электорат прощает всё. Пока вера не будет поколеблена. С неё и начинают валить империи.