Серия Т-80 – герои спецоперации

85 504 75
Серия Т-80 – герои спецоперации


Несвойственное амплуа


Для начала стоит вспомнить, для чего создавался первый в мире газотурбинный танк. Само появление третьего в обойме советского танка не может не вызывать удивление. Но это только у стороннего наблюдателя. Советский Союз был государством, мягко говоря, не самым тёплым в климатическом смысле. Похолодание наблюдалось в отношениях и с Китайской Народной Республикой. Если посмотреть на карту распространения многомерзлотных пород, то окажется, что почти вся граница с Китаем – это сплошная мерзлота. И зимой здесь не просто холодно, а очень холодно. И снега по самую башню.



Дизельные моторы имевшихся на начало 70-х годов танков серии Т-64 и Т-72 требовали очень внимательного отношения к себе, прежде чем позволяли завестись в мороз. При тридцатиградусном морозе запуск танкового мотора мог занимать до 45 минут. Газотурбинный танк в этом смысле был гораздо сговорчивее, чем гарантировал боеспособность подразделений на границе с Китаем в любое время года. Высокая удельная мощность машин серии Т-80 обеспечивала как высокую проходимость по глубокому снегу, так и замечательные динамические характеристики.

Вторым амплуа газотурбинного танка стало его возможное применение против войск НАТО в Европе. У машины даже появилось второе имя – «танк Ла-Манша», за его потенциальную возможность преодолеть расстояние до пролива всего за пять дней. Силовая установка Т-80 была совершенно нетребовательна к качеству топлива и позволяла заправляться на любой АЗС, а динамические характеристики вкупе с обрезиненными гусеницами позволяли быстро перемещаться по европейским автомагистралям.


С Китаем и НАТО танкам серии Т-80, к счастью, воевать не пришлось, но в конфликте на Украине машины применяются достаточно широко. Здесь стоит остановиться на «арктической» версии Т-80БВМ, которую предусмотрительно начали выпускать с 2019 года. Танк строили не с нуля, а на базе Т-80БВ образца ещё 1985 года. Новейшие для своего времени БВМ активно применялись с самого начала спецоперации, но в относительно небольших масштабах. Уже с лета 2022 года к БВМ присоединилась прародительница Т-80БВ. Машины снимали с хранения, восстанавливали и отправляли на фронт целыми эшелонами.

Два года назад интернет просто пестрел видео и фото танков на железнодорожных платформах, чем вызвал настоящую панику у определённой части наблюдателей. Но постепенно волна скепсиса сошла на нет, особенно после того, как на фронте появились ещё более древние Т-62.

Спецоперация идёт уже более двух с половиной лет, и опыт применения танков позволяет сделать очень предварительные, но всё-таки выводы. Первым звонком, оповещающим, что танки Т-80БВ и Т-80БВМ нашли себя на спецоперации, стало возобновление выпуска газотурбинных двигателей на калужском заводе «КАДВИ».

Ситуация достаточно необычная. Многие аналитики, в том числе среди военных, говорили об избыточности сразу двух типов основных боевых танков – серии Т-72 и Т-80. Дескать, военные действия требуют максимальной унификации изделий. Но на второй год спецоперации – в декабре 2023 года – решено запустить в серию ГТД-1250 с перспективой выпуска форсированной версии ГТД-1500. Конечно, события можно объяснить высокой потребностью фронта в танках. Нижний Тагил, мол, не успевает покрывать эти потребности, вот и приходится возобновлять полный цикл производства газотурбинных танков. Верится в это с большим трудом – потери танков в настоящее время серьёзно сократились, в основном за счёт позиционного характера боевых действий. Сменилась и тактика использования бронетехники, исключающая атаки большими силами с соответствующими потерями. Поэтому зафиксируемся на мысли о том, что концепция Т-80 удивительно точно попала в текущие потребности спецоперации, хотя и была рассчитана совсем не другое.

Ключевые преимущества


В первую очередь, необходимо сказать, что условия СВО во многом нивелировали недостатки серии Т-80. Все эксперты относят к ним сравнительно высокий расход горючего, что не самым лучшим образом подходит для массированных наступлений оперативного масштаба. Велики шансы встать посреди поля с пустыми баками на удалении от тыловых частей в несколько десятков километров.

На СВО театр военных действий стабилизировался уже к зиме 2022 года, и с тех пор ни о каких танковых прорывах и речи быть не может. По крайней мере, в обозримом будущем. Значит, и с немаленьким расходом топлива мириться вполне можно. Пробеги у боевых машин сравнительно небольшие, а вдоль фронта они с комфортом перемещаются на танковозах. Если условно уравнять прожорливость танков серии Т-80, Т-72 и Т-90, то преимущества газотурбинных моторов становятся ещё более ощутимыми.

Во-первых, это лучшие динамические характеристики. Напомним, что Т-90М комплектуется дизелем В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., а Т-80БВМ – 1250-сильным. Газотурбинный танк в придачу ещё и легче на пару тонн. Как уже говорилось выше, в ближайшее время танки получат новые ГТД-1500, что резко поднимет приёмистость и максимальную скорость боевых машин. Динамика на СВО – это и скорость покидания огневой позиции, и просто серьёзная помеха для FPV-дрона. Точных данных пока нет, но через несколько лет должны появиться отчёты с цифрами поражаемости боевой техники на СВО. Есть уверенность, что лучшая динамика внесла в выживаемость танков Т-80БВ и Т-80БВМ немалый вклад.

Вторым преимуществом танка является сравнительно большая скорость заднего хода. Почему на это сделан особый акцент? Дело в том, что отечественные дизельные танки очень медлительны на задней передаче – скорость может достигать всего 4-5 км/ч. Это немного. Танки Т-80 уходят кормой вперёд уже на 11 км/ч.


Немаловажно и удобство пилотирования газотурбинного танка. Так называемый коэффициент приспособляемости мотора равен 2,6, а в дизельных Т-72 и Т-90 – всего около 1,2-1,5. Что это означает? Механику-водителю при движении приходится меньше переключать передачи, то есть за рычаги можно садить менее квалифицированного специалиста. Что немаловажно в условиях СВО. Тяговые усилия газотурбинного мотора изменяются без рывков и благотворно сказываются на проходимости на слабых грунтах, например, в слякотное межсезонье. Несмотря на мягкие зимы на линии боевого соприкосновения, о лёгкости запуска ГТД в мороз также не стоит забывать. Газотурбинный танк – это танк, который неопытный пилот практически не сможет случайно заглушить. Если хотите, незаглохаемость Т-80 гораздо выше, чем у дизельных аналогов. Упёрся в стену или дерево – ГТД продолжит работу.

Танкисты указывают ещё на одно важное преимущество Т-80БВ и Т-80БВМ – это сравнительно низкие шумы при эксплуатации, что нельзя не учитывать при боевой работе. Есть информация, что при

«заключении Хасавюртовских соглашений одним из условий Масхадова было требование убрать из Чечни полк «восьмидесяток», которые, неслышно подкрадываясь в горах, доставляли немалый урон боевикам.»

О подкрадывающихся незаметно Т-80 к укреплениям ВСУ ничего не слышно, так как определяют технику больше визуально с воздуха, чем на слух, но к тактическим преимуществам ГТД это точно относится.

О таких мелочах, как отсутствие жидкостной системы охлаждения у газотурбинных танков, можно и не упоминать – на боеспособность подразделений на СВО данный конструктив оказывает минимальное влияние.

Называть серию Т-80 идеальной для СВО, разумеется, нельзя. Не только потому, что совершенного оружия не существует, но и по причине некоторых недостатков. Например, отсутствие дистанционно управляемой пулемётной установки на башне. Т-90М её удостоился, но командир Т-80БВМ вынужден рисковать, отражая атаки пехоты. Также неоднократно заявлялось об отсутствии на части выпускаемых Т-80БВМ систем управления огнём «Сосна-У». Изделия заменяют на менее совершенный тепловизионный прицел 1ПН96МТ-02. Впрочем, к концептуальной сути танков серии Т-80 это не имеет прямого отношения, и остаётся только пожелать, чтобы подобной техники на СВО становилось только больше.
75 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    28 октября 2024 05:57
    Механику-водителю при движении приходится меньше переключать передачи, то есть за рычаги можно садить менее квалифицированного специалиста.

    Вот только 23 сентября была статья про Т-80
    https://topwar.ru/250655-tanki-t-80-gtd-topliva-zhret-mnogo-i-ne-poslednjuju-rol-v-jetom-igraet-voditel.html
    где утверждалось, что Т-80 требует от механика-водителя более высокой квалификации чем для Т-72.
    :D
    1. +5
      28 октября 2024 07:08
      Цитата: Setavr
      где утверждалось, что Т-80 требует от механика-водителя более высокой квалификации чем для Т-72.
      Не совсем так, скорее совсем не так...
      хорошо преодолевают бездорожье и не глохнут по поводу и без повода, поэтому неопытному мехводу ездить на них в некоторой степени легче, чем на Т-72 или Т-64.
    2. -6
      28 октября 2024 09:01
      А авторы кроме своего ниче больше не читают.
  2. +13
    28 октября 2024 06:18
    Чевой-то не припомню я в ОЛ ЗабВО Т-80. Шедеврами мысли были Т-72. А на границах Т-54, Т-55, Т-62.
    Да, и снег м. б. только уже в Приморье. Не был я там. А если Чита и Монголия, то как бы там много его не выпадало иногда, сдувало все к чертям.
    1. +4
      28 октября 2024 08:26
      Аналогично.
      А также "Текст Вашего комментария слишком короткий и по мнению администрации сайта не несёт полезной информации."
    2. +9
      28 октября 2024 11:30
      Цитата: MCmaximus
      Чевой-то не припомню я в ОЛ ЗабВО Т-80. Шедеврами мысли были Т-72. А на границах Т-54, Т-55, Т-62.

      Так Т-80 делали для тех же краёв, что и Т-64: танк первой линии для всяких там Групп Советских Войск в странах ОВД.
      А для внутренних округов и ДВ был Т-72. Т-80 на восток попали, ЕМНИП, только после ДОВСЕ - когда пришлось выводить избыточную технику в азиатскую часть страны.
      1. +4
        28 октября 2024 12:51
        для внутренних округов и ДВ был Т-72

        Не совсем так. Полностью на Т-72 были Прикарпатский и Белорусский округа.
        1. +4
          28 октября 2024 15:39
          Цитата: AlexGa
          Не совсем так. Полностью на Т-72 были Прикарпатский и Белорусский округа.

          Ну... для СССР даже бюджетный танк второй линии оказался слишком дорогим для полного перевооружения. Так что Т-62 и Т-55 всё равно дослуживали своё.
    3. +5
      28 октября 2024 12:37
      на вторую половину восьмидесятых на Т-72 были 51 танковая, с 1988 - 12 мотострелковая. 5 и 2 гвардейские танковые, вся 36 и 29 армии на Т-62, что-то из Т-72 были в читинской учебке. В УР-ах были Т-55. Я в 90-м уехал, что было потом не знаю.
      1. +3
        28 октября 2024 15:13
        В Шерловой в танковом полку были даже Т-54 со старой башней. Я был очень удивлен. Никогда бы не подумал увидеть такой раритет.
        1. +2
          28 октября 2024 16:44
          Если не ошибаюсь, там была учебка УРа.
          1. +1
            29 октября 2024 04:31
            Да, она.
            Добавка букофф.
  3. +42
    28 октября 2024 06:37
    Племянник второй год воюет на 90ке,дай бог удачи.. Поменял уже 2 машинв, но экираж жив здоров и громит украинцев.
  4. +13
    28 октября 2024 07:24
    Уже писал: Армата + 152-мм пушка умеренной баллистики + ГТД-1500 + обвесы и мангалы = лучший ОБТ середины 20-х годов ХХI века.
    Автор ничего не сказал о Николае Сергеевиче Попове и коллективе СКБ-2 ПО "Кировский Завод" - создателях этой выдающейся машины.
    1. +1
      28 октября 2024 09:31
      ИСУ-152 с ГТД? Интересная мысль.
      Но для прорывов обороны Т-15 Армата с КАЗ от дронов и птуров со скорострельной 57мм высокой баллистики интересней будет.
      1. +4
        28 октября 2024 11:19
        Особенно против фортификационных сооружений. Сейчас танки с танками воюют редко и воевать лучше ПТУРСами с внешним управлением "выстрелил-забил". А вот непосредственная поддержка тяжёлой артиллерией - вещь актуальная. 57-мм калибр несчастливый. Как бронебой - слабоват, как зенитный автомат избыточно дальнобоен и недостаточно плотный по покрытию, про осколочно-фугасное действие лучше вообще умолчать. Но в качестве главного калибра БМП имеет перспективы.
        1. +3
          28 октября 2024 11:54
          Пока танк выпустит один 125мм снаряд то 57мм выпустит все 10. Если в одну точку то мало не покажется. Так что у кого там фугасно-осколочное действие больше ещё вопрос.
          Главное преимущество у 57мм в оперативности реакции на угрозы при атаке. Для чего собственно и пытались приспособить БМПТ. Но 30мм откровенно слабоват для такой задачи.
          А поддерживать тяжёлым калибром и уничтожать фортификации можно и с закрытой позиции.
        2. 2al
          -1
          29 октября 2024 17:31
          Наличие продвинутых КАЗ снижает эффективность ПТУР. Сами системы КАЗ в виду угроз БПЛА сейчас быстро развиваются, при этои становясь всеракурсными. Но для КАЗ очень проблемно бороться с БОПС и тот же 57мм с дистанции 4-5км "разденет" от КАЗ и мангалов БТТ буквально 4-5 снарядами, не говоря уж о125мм. Ещё одна фича 57мм в том, что можно легко их спаривать в одной установке при вполне приемлемых массо-габаритах.
    2. -1
      28 октября 2024 16:38
      Изложите концепцию применения танка в Современной Войне, которая принята в нашей армии ? Её нет , как и нет концепции боя даже на тактическом уровне в современной войне, принятой в ГШ ВС РФ! О чём можно тогда говорить?
      Больше любых танков и больше вооружений и солдат - вот и вся концепция !!! Генералы не имеют понятия о современной войне...
      Даже "Армата" - это танк вчерашнего дня. Он не удовлетворяет требованиям СВ. Какая основная роль танка в СВО ? Стрельба с закрытых позиций ! Это известно уже более 30 лет, а они новое в этом нашли ?!...
      1. +4
        28 октября 2024 16:47
        Концепций может быть много, причём не обязательно привязанных к нынешнему позиционному боданию.
        Не перегружая тему можно сказать, что в условиях приментя ядерного оружия именно танки и пехота на БМП являются единственными боеспособными сухопутными войсками в зоне применения.
        Для чего нужен танк? - для непосредственной огневой поддержки пехоты. Отсюда - вооружение, достаточное для решения любых задач этой поддержки.
        Что касается вспомогательного вооружения, то оно служит только для обороны самого танка от основных угроз. Так как танковый бой сегодня является скорее исключением, чем правилом, то танку необходимо сбросить избыточную броню, заменив её ЗАЩИТОЙ от кумулятивных и фугасных боеприпасов, в том числе и за счёт активного противодействия угрозам.
        Отсюда опыт трансформации машины перед боем, в том числе с навеской модулей и уширением хода вплоть до установки второй пары гусениц может стать актуальной.
        1. -4
          28 октября 2024 16:59
          Для чего нужен танк? - для непосредственной огневой поддержки пехоты.

          В Современной Войне нет пехоты, и все стараются уйти от контактного боя. О какой "непосредственной огневой поддержке " может идти речь ? Вы застряли на уровне ВОВ, навсегда ? Даже в СССР уже не было пехоты, были мотострелки в "общевойсковом" бою...
          1. +6
            28 октября 2024 18:20
            Пока пехота не зачистила последний чердак - бой не окончен (правило боя ВС США)
            То-то сейчас ВСУ из всех щелей выкуривать приходится.
            А так - да, под прикрытием ЯО и на заражённой местности не спешишься, ну это и не надо. Главное захватить объект в тылу вражеской обороны.
        2. -1
          28 октября 2024 17:22
          Так как танковый бой сегодня является скорее исключением, чем правилом, то танку необходимо сбросить избыточную броню, заменив её ЗАЩИТОЙ от кумулятивных и фугасных боеприпасов, в том числе и за счёт активного противодействия угрозам.
          Отсюда опыт трансформации машины перед боем, в том числе с навеской модулей и уширением хода вплоть до установки второй пары гусениц может стать актуальной.

          Очень правильные выводы. Попробуйте их развить дальше. Современный танк - это САУ с возможностями танка , и возможностью трансформации. Калибр 152 мм, возможность дистанционного управления и внешнего заряжания, необходимость дополнительных возможностей по перевозке бойцов для разведки и использования внешних собственных технических средств для целеуказания точным боеприпасам и для ведения разведки... Теперь и облик можно нарисовать...
          1. +3
            28 октября 2024 18:21
            Теперь и облик можно нарисовать..

            Более того - его уже рисуют.
            1. -4
              28 октября 2024 18:30
              Никто ничего не рисует, и даже понятия не имеют...
              1. +3
                28 октября 2024 20:19
                Смотря - где.
                Я не танкист, но с СпецМашем (наследником СКБ-2/КБ-3) дружу до сих пор. Если бы не решение банды Собчака о "ликвидации ВПК в Питере", то могло бы многое пойти иначе. В частности роботанк прорабатывался ещё в лихие 90-е.
                P.S. Минуса не мои - наоборот, приятно услышать мнение альтернативное общепринятому.
              2. +4
                28 октября 2024 21:46
                Цитата: Витов
                Никто ничего не рисует, и даже понятия не имеют...

                А про без экипажный танк на СВО слышали ? Армату тестировали , Вы в курсе? Если нет , то к чему Ваши комментарии ? hi
                1. -3
                  28 октября 2024 21:53
                  А к чему ваша реплика ? Слышал, ну и что. Если концепции применения танка у нас в современной войне нет , значит не может быть обоснованного заказа и ТТХ. Каждый лепит, что хочет . Только вопрос , что с этим делать и куда засунуть, и какой будет результат? Носятся с этими роботами, а зачем они нужны ? Кто захочет их применять в бою ? Какая боевая эффективность? Подставлять бойцов ради дешёвой рекламы ? С ними одна морока ...
                  1. +3
                    28 октября 2024 22:01
                    Цитата: Витов
                    Если концепции применения танка у нас в современной войне нет , значит не может быть обоснованного заказа и ТТХ.

                    Понял , до Вас не довели концепцию современной войны, и место в ней танкам . lol Концепцию приходится изменять на ходу , одинаковых войн и конфликтов не существует . Соревнование "брони и снаряда" происходит с переменным успехом . hi
                    1. -2
                      29 октября 2024 21:03
                      Как можно менять то, чего нет. У них понятия нет о современной войне. Они отстали лет на 30 минимум...
              3. 0
                3 ноября 2024 15:24
                Витов, соглашусь. Эти твари необучаемы.
        3. 0
          29 октября 2024 11:22
          второй пары гусениц
          Куда?
          Ceterum censeo Washingtago delendam esse
          1. +1
            29 октября 2024 13:49
            Как на американской самоходке Т-28 (Т-95).
            Условно - одна гусеница транспортный вариант, две - боевой.
            1. 0
              30 октября 2024 08:23
              Интересно. только это как 2 ряда катков, или 1 но здоровый?
              Ceterum censeo Washingtago delendam esse
              1. +1
                30 октября 2024 13:27
                Погуглите Т28(95) - там всё увидите.
                Два ряда катков - один съемник (как у немцев) и по две гусеницы. По твёрдому покрытию и при транспортировке - на паре гусениц, по просёлку и пересечённой местности - на четырёх.
                1. +1
                  31 октября 2024 08:30
                  Ремонтопригодность, на мой взгляд, ниже плинтуса, вес большой, потому в серию не пошло. На свалку.
                  Ceterum censeo Washingtago delendam esse
                2. 0
                  16 февраля 2025 14:29
                  Погуглите Т28(95) - там всё увидите.

                  А чем не понравился наш 279?
                  На Кубинке его недавно подняли и завели.
                  4 гусеницы в габарите - бесклиренсная машина.
      2. +5
        29 октября 2024 04:34
        Концепция простая. Ничего так не брятся, как танка. И ничего лучше нет, когда свой танк за спиной.
        Как неожиданно выяснилось, Т-55, который есть в 100 раз лучше "Арматы", которой нет.
      3. +2
        29 октября 2024 11:25
        Немцы изложили и показали концепцию в 1939м году. Танк это диверсант-проникает в тыл бьёт штабы, логистику, резервы. Делает он это в интересах пехоты. Пехота царица полей, танк при ней паж.
        Ceterum censeo Washingtago delendam esse
      4. +2
        29 октября 2024 19:23
        А Витов знает все?!! И как танки применять, и какие они нужны, и как наступать и как обороняться, как же ГШ без такого спеца????
        1. -2
          29 октября 2024 21:01
          Сам не знаю, пишут, чтобы представить свои соображения... для рассмотрения. Могу показать документ. Ведь у них нет даже концепции современного боя даже на тактическом уровне. Надо рассказать...
          1. +3
            29 октября 2024 21:14
            Отделением, взводом, может ротой командовали? Где поучаствовть успели? Афган, чечня, грузия, сирия? Или может на сво?
            1. -1
              29 октября 2024 21:29
              Я командовал батальоном ещё в 1984 году...Меня готовили для помощи в Ираке, Йемене, Вьетнаме. Кое-где успел побывать. Я как выборный представитель офицерского собрания дивизии был на 1-ом Всеармейском совещании в Москве в конце 1989 года и видел , как начинало разваливаться руководство Советской Армии в виде генералитета и как оно отрывалось от офицерской массы, что потом привело к развалу СССР...
              1. +1
                29 октября 2024 21:39
                Готовили, но не участвовали, учили, прожвигади, а вот на практике применить реально не получилось и в подполковниках видимо и на пенсион
                1. -3
                  29 октября 2024 21:50
                  В 1991 году ВС СССР находились на пике своего могущества. Генералы и полковники того времени состарились и закончили свой путь... А вот подполковники и майоры ещё живы! И это последний шанс. Кто если не мы, другие не успели всё освоить , а новые, которые сейчас генералы, тем более ниже, ничего, не умеют и им не у кого было научиться...
                  1. +4
                    29 октября 2024 21:57
                    Да что ты говришь не умеют.. Прямо таки все .. Ну ну.... Ну ну... Видел я таких теоретиков положивших пол роты за пол часа.. А пиджак летеха взводный мой, командовал и задачи решал в течении месяца с минимум потерь, вот такие неумехи.. Легко сидеть на мозолистой заднице в тепле и поучать мужиков, что в блиндаде и постоянными налетами дронов и арты.. Езжай туда и поучи ученых..
                    1. -3
                      29 октября 2024 22:03
                      Почитай все мои комментарии, хотя бы сегодня в другой ветке. Ехать надо не в ту сторону...
                    2. +1
                      31 октября 2024 16:07
                      вставлю свои 5 копеек. если позволите :-)))) в мемуарах одного ветерана ВОВ говорилось про историю одного стрелкового полка Красной Армии .... этот полк прошел от Волги и до Вены на р. Дунай .... и несколько раз командир полка когда численность личного состава его трех батальонов уменьшалась до минимума, сводил все оставшиеся подразделения этих батальонов в один, командиров трех батальонов оставлял при штабе полка, а сводным батальоном назначал командовать начхима полка в звании капитана который пришел в полк в 1943 перед форсированием Днепра .... капитан-начхим командовал батальоном удачно, одно-батальонный полк выполнял задачи трех-батальонного полка .... потом полк пополняли - командиры батальонов снова с полным составом командовали батальонами, а начхим оставался при штабе полка ... командиры трех батальонов быстро и доблестно теряли свой личный состав и командир полка снова сводил остатки стрелковых батальонов в один сводный батальон которым снова командовал капитан-начхим, а командиры трех батальонов были при штабе полка ... такая история повторялась три или четыре раза - точно уже не помню, те мемуары читал очень давно ... в июне 1945 тот начхим уже майором и с орденом Красной Звезды демобилизовался, а комбаты остались служить в Красной Армии
  5. +2
    28 октября 2024 07:40
    Разные типы танков конечно нужны, для разных задач и условий, да и если уже есть такой отличный танк, освоен, мотор обновили, чего не выпускать то?! Армату доведут до ума, тогда и будут заменять все
  6. BAI
    +9
    28 октября 2024 07:44
    О таких мелочах, как отсутствие жидкостной системы охлаждения у газотурбинных танков, можно и не упоминать – на боеспособность подразделений на СВО данный конструктив оказывает минимальное влияние.

    Да как раз следует упоминать. Газотурбинный Абрамс, по словам американцев, в ИК диапазоне виден из космоса. Для дронов с ИК наблюдением - отличная цель
  7. +5
    28 октября 2024 08:46
    В Германии на 80ку командирами ставили прапорщиков
  8. +6
    28 октября 2024 09:39
    Вот интересно на СВО восьмидесятки соляркой заправляют или авиакеросином? Понятно что движок ГТД-1250 многотопливный, но ресурс на керосине заметно больше у него.
    1. +5
      28 октября 2024 13:01
      Вот интересно на СВО восьмидесятки соляркой заправляют или авиакеросином?

      Думаю, что керосином. Потому что 72-ка на керосине , а 80-ка на дизтопливе ездить могут, но не любят. Потери мощности у моторов ну очень существенный.
      1. 0
        16 февраля 2025 14:34
        а 80-ка на дизтопливе ездить могут, но не любят.

        Для ГТД-1250 основным топливом записана солярка.
  9. +7
    28 октября 2024 11:51
    Все просто башню от Т-90М ставим при модернизации Т-80, а Т-72 и 90 ставим дополнительно небольшой китайский ДГУ 7 кВт стоит 100 т.р. и подогрев от него выполнить дизеля основного или дополнительно, если есть сеть 220 В системы охлаждения и дело пойдёт soldier
    1. +6
      28 октября 2024 17:52
      Давно уже, здесь на ВО, в комментариях, я как то высказал мысль, что неплохо бы создать единый боевой модуль(башню) для Т-72, Т-80 и Т-90. Учитывая сколько у нас было танков, понадобилось бы организовать массовое серийное производство башен, а где большая серия, там и снижение себестоимости. Наверное стоимость модернизации Т-72 и Т-80 возросла бы, что не факт, а вот стоимость Т-90 снизилась бы точно. Тогда за подобные мысли меня за минусовали, х/з почему. request
      1. +4
        28 октября 2024 20:57
        Цитата: air wolf
        Все просто башню от Т-90М ставим при модернизации Т-80,
        На Т-80 стоит МЗ (Механизм Заряжания) кабинного типа. То есть, он весь крепится к башне. На Т-72-90 стоит АЗ (Автомат Заряжания), у него конвейер с боекомплектом крепится к днищу танка, поэтому днище Т-72-90 усилено дополнительными рёбрами жёсткости. Поэтому просто так башни не переставить.
        Цитата: Cats
        высказал мысль, что неплохо бы создать единый боевой модуль(башню) для Т-72, Т-80 и Т-90.
        Была уже такая программа, назвалась ОКР «Бурлак». Но до конца не довели
  10. +5
    28 октября 2024 12:42
    забыли упомянуть о тепловой сигнатуре двигателя и стойкости к пыли. гтд светится на тепловизорах куда ярче дизеля, стойкость к запыленности так же ниже. современные дизели снимают до 100лс с литра. неужто так тяжело наконец сделать дизель на 2000лс и трансмиссию с гидротрансформатором к нему, с нормальным задним ходом?
    а вообще это все паллиатив. будущее за беспилотной техникой, танки вымрут как динозавры
    1. +4
      28 октября 2024 17:56
      Понравилась статья и понравились комментарии. Интересно. Сразу видно,что сбежались танкисты.Флотские- помалкивают. Но очень жаль,если танки вымрут,как динозавры. Прекрасная и грозная техника!
      1. +3
        29 октября 2024 19:27
        Что то ни одного практика танкиста я не увидел... Знатоки книжек и всяких цифр р есть, а вот у кого руки до конца жизни не отмываются, не вижу.
        1. +1
          29 октября 2024 21:02
          Андрей ВОВ,возможно Вы и правы... Ничего сказать не могу. Не специалист и не экспЭрд.)
    2. m-z
      +5
      28 октября 2024 23:01
      Цитата: squid

      современные дизели снимают до 100лс с литра. неужто так тяжело наконец сделать дизель на 2000лс

      Большой дизель с такой высокой литровой мощностью действительно сделать тяжело. 100 л.с и более с литра снимают с маленьких дизелей - ок. 2.0 л. На большой отмасштабировать не получится: скорость сгорания топливной смеси и распространения фронта пламени в цилиндре примерно одинакова и для больших и для маленьких двигателей. Если примитивно: в маленьком объеме быстро сгорело и можно уже на следующий такт переходить, получая больше мощности при большей частоте вращения. На двигателе с большим объемом цилиндров из-за предела скорости сгорания топливо-воздушной смеси такт сгорания всегда больше, частота вращения меньше и удельная мощность тоже меньше. Кроме того, если очень сильно форсировать двигатель, то однозначно упадет ресурс, что тоже нехорошо.
      1. 0
        20 декабря 2024 18:39
        На серийном ЯМЗ-536 (копии какого-то среднего европейского дизеля 20-летней давности) снимается 50 л.с. с литра. Это дизель для серийных гражданских тягачей с ресурсом 500-800тыс км. При военной форсировке явно можно снять и больше, ресурс танковых дизелей на порядок ниже и всех устраивает. То что вы написали относится к оборотам. На современных дизелях проблема решается по другому - степенью наддува. Надули вместо полутора три атмосферы и вуаля. Скорость движения поршня/сгорания смеси при этом та же. Ресурс упал но военным хватит, см выше. По этому принципу сделали, в частности, ЯМЗ-780, который в гражданской версии выдает около 400лс, а в военной - 750. А еще можно увеличить количество цилиндров - вместо гражданских грузовых рядных 6 поставить высокопроизводительные V12. Или даже X-16 (но нашим за последнее лучше не браться). И будут макс обороты как на легком грузовичке при объеме и мощности танкового.
        1. m-z
          0
          21 декабря 2024 16:06
          Но ЯМЗ-536 - это все же небольшой двигатель. Объем одного цилиндра - 1.1 л. Для сравнения объем одного цилиндра танковых дизелей от В-2 до В-92 - более 3 л. Поэтому они находятся в совсем разных размерных группах.
          Подняв степень наддува , скажем в 2 раза, вы увеличите крутящий момент (но не в два раза, а менее), но частоту вращения не увеличите, а, следовательно, и рост мощности здесь будет только за счет увеличения крутящего момента. При это нагрузки на детали КШМ и ЦПГсильно возрастут, ресурс и надежность снизятся (насколько - заранее неизвестно), детали придется делать более массивными, двигатель потеряет в приемистости.
          Так что все же мой предыдущий комментарий "Большой дизель с такой высокой литровой мощностью действительно сделать тяжело" остается верным. А если еще и добавить "и с приемлемым ресурсом" - то еще труднее. hi
          1. 0
            28 декабря 2024 18:04
            открою тайну - сейчас все автомобильные дизели "относительно небольшие". тот же ямз-534 на 4.4 литра по мощности на уровне советского д-6 на 19л. кстати, являющегося половинкой вашего в-2. достигается это именно наддувом.
            топовые дизеля для грузовиков при объеме 10-12 литров сейчас имеют мощность 500-600 л.с. это на 6 цилиндров, сейчас почти все современные дизели, по ряду причин, r6. т.е. 2л на цилиндр и 50 л.с. с литра. ресурс при этом - миллионы км.
            в12 с такой конфигурацией будет иметь мощность 1200лс при объеме 22-24л), а при военной форсировке (допускающей снижение ресурса на порядок) - 2000л.с. совсем не фантастика. полка момента, кстати, за счет управляемого турбонаддува и электронного впрыска - просто загляденье. абсолютно ровная в рабочем диапазоне оборотов
  11. +3
    28 октября 2024 17:48
    Забавные преимущество-большая скорость заднего хода laughing -если это кому то понадобилось и для дизельного танка можно усовершенствовать коробку передач и получить еще большую скорость
  12. +2
    28 октября 2024 18:12
    Особенностью эксплуатации танков с ГТД, является отличный от классического алгоритм управления танком, на что указывали и конструкторы и испытатели. А вот эксплуатация БМ неподготовленными водителями-механиками, как раз и приводила к повышенному расходу топлива и другим проблемам.
    1. +6
      28 октября 2024 19:21
      Есть такое. Идея танка в том, чтобы в бою, раскочегарив турбину на полную, получить удивительную приемистость, можно сказать, сверхманевренность. Обороты ставятся на максимум, и педаль газа фиксируется в этом положении, работаешь только тормозом. Преемистость самой турбины очень низкая, и газовать ей нереально.

      На это и учили всех. А на марше подразумевалось, что обороты турбины надо снизить, но об этом сообщить забывали (контингент-то был не сказать чтобы интеллектуальная элита, половина солдат из Средней Азии и по-русски понимала только пяток самых распространённых идиом).
  13. +1
    28 октября 2024 19:16
    А "защиту от дурака" на 80-ках все-таки ввели или так и оставили забавный баг, при котором при взятии двух рычагов на себя движок взрывался с разлетом лопаток турбин? Взрывается оно или нет, я, разумеется не проверял, но нас (мехводов об. 219) об это чуть ли не головой колотили, и рассказывали страшные истории, что вот только до нас дембельнулся человек, который не послушал что ему говорили и поехал на гражданку выплачивать стоимость сгоревшего танка. Руки на коленях при езде, работаешь только одной рукой, иначе каак...

    Силовая установка Т-80 была совершенно нетребовательна к качеству топлива и позволяла заправляться на любой АЗС


    Тут явный намек на бензин, потому что европейской соляркой можно без проблем заправить любой советский танк. Но с бензином не так все просто, моторесурс убивался капитально,
    1. +1
      31 октября 2024 15:27
      Добрый день, коллега! Служил на 80-ках на Севере, пос. "Спутник". Было такое, кадр один взял 2 рычага на себя - в итоге приехали заводчане гражданские, движок весь меняли, нас не подпускали wink Правда, за рычагами взводный был, из Благовещенского училища, там такому не учили. Ну и разборки, как положено. А я в Ульяновском танковом я изучал и 80-ку, хотя 72-ка был основным. Это было в начале 90-х, как сейчас, мне неведомо. С уважением
  14. 2al
    -2
    29 октября 2024 17:40
    Перспектива перехода БТТ на ГТД, даёт возможность сделать их по факту летающими например экранолёт/экраноплан. Что позволит им вполне успешно преодолевать минные поля и уходить из под удара дешёвых бпла. Кстати о такой техники для ВДВ в своё время Шаманов заявлял.
  15. 0
    31 октября 2024 10:38
    Про бесшумность т-80. Я служил в ЗГВ 1989-90 гг. Когда он на тебя идёт и правда почти не слышно. Когда проехал и ты сзади него - как будто рядом реактивный самолёт взлетает.
  16. Есть у этого танка один неустранимый недостаток: тепловой след от выхлопных газов из газотурбинного двигателя Т-80 гораздо более заметен в тепловизор чем тепловой след от выхлопные газы дизельного двигателя Т-72 и Т-90 ...
  17. 0
    5 ноября 2024 09:01
    По поводу ГТД-1500, я б не зарекался. Времена, нынче, сложные...
  18. 0
    5 ноября 2024 20:15
    автор в короткой статье показал и преимущества и недостатки над которыми надо работать специалистам. от модернизаций двигателя, коробки, систем наведения, защиты, управления...
    Кто знает, может на танках появятся ремонтные робо руки, что б не выходя из танка, провести его обслуживание, ремонт на поле боя.