Тенденции развития автомобильной техники вооружённых сил России

39
Тенденции развития автомобильной техники вооружённых сил России
Пикап марки «УАЗ» — одна из распространенных многоцелевых платформ российской армии. Фото Минобороны РФ


В частях и соединениях российской армии имеется обширный парк автомобильной техники различных классов и моделей. В соответствии с актуальными требованиями и планами, его постоянно обновляют за счёт закупки новой техники, а также развивают, разрабатывая перспективные образцы. В настоящее время в этих процессах наблюдается несколько ключевых тенденций, которые позволяют ожидать дальнейшее улучшение основных параметров и показателей автопарка.



Смешанный состав


В настоящее время автопарк российской армии, по различным оценкам, насчитывает до нескольких сотен тысяч автомобилей различных классов и типов. Сюда входят лёгкие внедорожники, разнообразные грузовики и специальные транспортные средства, а также бронеавтомобили, способные решать боевые задачи.

Значительную часть парка составляют автомобили-внедорожники, которые в основном используются в тылу как легкий транспорт. Главным образом, это техника марки «УАЗ» основных серийных моделей.


Бронеавтомобили «Тигр» с ПТРК «Корнет». Фото Администрация президента РФ

Также в автопарке имеется большое количество грузовых автомобилей производства предприятий «КамАЗ» и «Урал». Они используются как в качестве транспортных средств, так и в виде носителей специальных надстроек различного назначения. На них размещаются вооружения, командные пункты, вспомогательные системы и т.д.

В последние десятилетия в наших вооружённых силах широкое распространение получили бронеавтомобили. Современная история этого класса техники началась с броневиков «Тигр». Впоследствии появилась целая линейка машин «Тайфун» и ряд других образцов. Основная масса современных бронеавтомобилей рассматривается в качестве защищённого транспорта для пехоты, способного поддерживать её огнем.

Такой «трехкомпонентный» состав автопарка актуален для настоящего времени и, в целом, соответствует поставленным задачам. Тем не менее, у армии возникают некоторые вопросы, претензии и пожелания. С учетом этих факторов принимаются меры, и парк техники претерпевает изменения. В некоторых случаях речь даже идёт о формировании полноценных тенденций.


«Тайфун-ПВО» и зенитчик с ПЗРК. Фото Минобороны РФ

Пехота под бронёй


В последние активнее всего развивается направление лёгкой бронетехники, используемой в качестве транспорта для пехоты. Различные предприятия оборонной промышленности разрабатывают новые модели бронеавтомобилей с разными особенностями конструкции, характеристиками и возможностями. Часть этой техники справляется с испытаниями и затем поступает на вооружение.

Важнейшей характеристикой любого бронеавтомобиля является уровень защиты. В соответствии с требованиями Миноборон создаются броневики с разным уровнем таких характеристик. Так, недавно в войска попали лёгкие броневики «Сармат-3» с минимальным уровнем защиты Бр1, предназначенные для ВДВ и пригодные для перевозки по воздуху. В то же время, существует крупный парк машин семейства «Тайфун», которые обеспечивают круговую защиту от пуль нормального калибра, тяжёлых осколков и противотанковых мин.

Броневики не только служат в качестве защищенного транспорта и средства усиления пехоты, но и становятся носителями различных систем и вооружений. Например, на базе «Тайфуна» были разработаны самоходный миномет «Дрок» и боевая машина расчетов ПЗРК «Тайфун-ПВО». Более старый «Тигр» оснащается как различными типами пулеметов, так и ПТРК, в т.ч. с новыми пусковыми установками на несколько ракет.


Лёгкий броневик «Сармат-3» в зоне проведения Спецоперации. Фото Telegram / «Уголок Ситха»

Грузовое развитие


Локальные конфликты последних десятилетий наглядно продемонстрировали, каким опасностям подвергается грузовой автотранспорт. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется его защите. В рамках этой задачи принимаются меры на уровне заводов или предлагаются кустарные решения.

Так, в течение нескольких послених лет российская армия получает грузовики «Торнадо-У» с противопульным и противоосколочным бронированием кабины. Эти автомобили обеспечивают безопасность своего экипажа, позволяя решать транспортные задачи с минимальным риском для жизни. На их базе также строятся новые системы вооружений.

К сожалению, темпы производства бронированных грузовиков не позволяют быстро переоснастить весь автопарк. При этом множество грузовиков активно используется в Спецоперации и подвергается известным угрозам. Решением этой проблемы стали импровизированные комплекты навесной защиты. «Камазы» и «Уралы» получают броню кустарной разработки и производство. Хотя такая броня не всегда отличается высокой технологичностью или эстетикой, она эффективно выполняет свои функции, сберегая жизни и технику.


Защищённый грузовик «Торнадо-У». Фото Telegram / «Уголок Ситха»

Лёгкое направление


Легковой автотранспорт по-прежнему играет важную роль в жизни армии. В частности, в зоне проведения Спецоперации он используется расчётами различных систем и вооружений для быстрого перемещения между позициями, для перевозки грузов и т.д.

Одной из основных и наиболее интересных тенденций в сфере легковых автомобилей является активное участие гражданского населения в формировании подобного парка. Энтузиасты и добровольцы собирают средства и покупают машины, которые затем передают строевым частям, участвующим в Спецоперации. За счёт этого армия получает разнообразную технику, причем не только официально состоящую на вооружении.

Практика показала, что армии необходимы не только легковые автомобили, но и лёгкий транспорт повышенной проходимости. В настоящее время в части поступают новые багги и лёгкие вездеходы, сочетающие простоту конструкции и высокие ходовые характеристики. Эта техника активно используется различными подразделениями в зоне боевых действий.


Министр обороны Сергей Шойгу представляет президенту Владимиру Путину вездеход Desertcross 1000-3, ноябрь 2023 г. Фото Администрация президента РФ

Широкое распространение получили китайские вездеходы Desertcross 1000-3. Также в частях можно встретить российскую технику, такую как багги «Чаборз» и вездеходы «Сармат-2/3». На основных военно-технических выставках регулярно появляются новые образцы подобных автомобилей. Развитию этого направления помогает относительная простота таких автомобилей, а также возможность их изготовления на основе доступных агрегатов.

Непрерывное развитие


Автомобильный транспорт остается неотъемлемой частью парка техники российских вооружённых сил. От него зависят грузоперевозки в тылу и в зоне боевых действий, перемещение личного состава, использовании различных видов вооружения и т.д. Для выполнения этих задач давно был сформирован крупный парк машин разного назначения.

В процессе эксплуатации армия накапливает ценный опыт, на основе которого формируются требования к новым образцам техники, а также обновляются методы её использования. Текущая Спецоперация по защите Донбасса значительно ускоряет процесс накопления этого опыта. Кроме того, боевые действия создают новые вызовы и ситуации, требующие реакции и решения.


«Десерткроссы» в зоне проведения Спецоперации. Фото Telegram / «Уголок Ситха»

Всё это способствует непрерывному развитию автопарка: появляются новые образцы техники, а имеющиеся постоянно совершенствуются. Также закладываются основы для будущих опытно-конструкторских работ и программ переоснащения.

Первые выводы по результатам Спецоперации были сделаны еще в 2022-23 гг., и вскоре появились реальные результаты. Например, началась закупка лёгких вездеходов, а также увеличился заказ на защищённые грузовики. Вероятно, составляются и другие планы, реализация которых уже началась или ожидается в ближайшем будущем.

Таким образом, автопарк вооружённых сил, будучи важнейшим их элементом, постоянно развивается и обновляется. Его возможности постоянно растут, а параллельно идет выявление и устранение недостатков. Хотя автомобильный транспорт в основном выполняет вспомогательные функции, его развитие непосредственно влияет на боеспособность всей армии.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    27 октября 2024 05:00
    вездеход Desertcross 1000-3
    Это старославянское название? wink
    1. +3
      27 октября 2024 16:00
      Нет. Это китайский "ленд-лиз" - причем счет, что весьма радует, существенно более чем не на сотни единиц.
  2. +6
    27 октября 2024 05:13
    Энтузиасты и добровольцы собирают средства и покупают машины, которые затем передают строевым частям,
    "Любимые" буханки....А Сегодня праздник, День Автомобилиста !
    1. +4
      27 октября 2024 10:33
      Присоединяюсь к поздравлениям . С Днем Шофера . Чистой дороги всем ( без гвоздей) .
  3. +25
    27 октября 2024 06:01
    Статья большая но бессодержательная.
    Одна вода .
    Один абзац повторяет другой только меняется порядок слов.Зачем такое писать ,
    1. +2
      27 октября 2024 17:52
      Первый раз читаете статьи этого автора?
      Уже с первого абзаца сразу становится ясен автор.
      Не нужно даже пролистывать дальше.
      Военная машина в первую очередь должна быть технологична, проста, дешева и надежна. Первые три признака для быстрого и массового выпуска на потребность воюющей армии. Четвертый, чтобы на ней можно было воевать, а не ремонтировать ее постоянно.
      Это ещё недавно можно было создавать машинки для картинок с выставок и парадов. Что все под руководством Шойгу и делали.
      А воевать-то оказалось особо не на чем, многие парадные машинки быстро выбили или сами выбыли. А на массовый выпуск они были не рассчитаны. Чтобы восполнить их в необходимом количестве.
      Но тут вопрос не только к МО РФ, но и Ростеху и Минпромторгу. Как отвечающим за производство военной техники. Ростех всё это время был занят, чтобы как можно больше своих предприятий перевести из государственных в свои частные руки. Тут бизнес-интересы. А не интересы армии. И это давно источник всех проблем в создании военной техники и вооружений.
      Понятие мобилизационный резерв давно было уничтожено, оно оставалось лишь на бумажных отчётах. Поэтому нарастить выпуск военной техники быстро невозможно. А для этого и был в свое время придуман мобилизационный резерв. Где материалы лежали на складах вторых отделов, а производственные мощности были законсерированы. А у нас со складов всё продали, а мощности попилили на металлолом.
      Впрочем и инженерной (конструкторско-технологической) школы почти не осталось на многих предприятиях.
      Производство в Великую Отечественую, да и после до 80-х годов, и сейчас, два совершенно разных типа. Кредит для предприятия выпускающего военную технику под 30%, это что? При том что уровень рентабильности производства военпреды режут без жалости, даже 25 процентов не дают.
      Так что будем воевать тем немногим, что есть.
      В надежде на ярсы и сарматы с булавами.
      1. 0
        27 октября 2024 17:59
        Цитата: Oleg Ogorod
        Кредит для предприятия выпускающего военную технику под 30%, это что?

        Не надо фантазировать . Для военных заводов идет предоплата . Нету там кредитов. Плюс ко всему для заинтересованых производств государство дает льготные кредиты это 30% от ставки ЦБ плюс 3 процентных пункта.
        1. +1
          27 октября 2024 18:03
          Предоплата была, до 80%, сейчас уже не в том объёме что раньше, зачастую даже намного менее 50 %. Этого не достаточно. Приходится брать кредиты.
          И в договорах прописано, отсутствие предоплаты не отменяет исполнение в срок гоза...
      2. 0
        5 ноября 2024 15:29
        seeing the predatory habits of the defense industry, maybe shoigu tried to protect the budget by using all additional resources - reactivation, repairing, modernization etc. you don't even need to go to reality to see it, this comment is enough - to pretend that a country in conflict assures you 30% profit, it's racketeering. defense industry doesn't need profits, it has fat salaries, management prime payments, money to invest and any possible state support. the viable products were already adopted.
        Видя хищнические повадки оборонной промышленности, возможно, Шойгу пытался защитить бюджет, используя все дополнительные ресурсы - реактивацию, ремонт, модернизацию и т. д. Вам даже не нужно идти в реальность, чтобы увидеть это, этого комментария достаточно - делать вид, что страна, находящаяся в состоянии конфликта, гарантирует вам 30% прибыли, это рэкет. Оборонной промышленности не нужна прибыль, у нее есть жирные зарплаты, выплаты руководству, деньги для инвестиций и любая возможная государственная поддержка. Жизнеспособная продукция уже принята на вооружение.
      3. 0
        15 декабря 2024 12:18
        В Армии всегда Урал, поэтому броневики на его базе нужны, без всяких там Тайфунов на пневме и запчастях НАТО.
        МаксПро хорошо себя показал тк массовый и полугражданский, продуманный и крепкий.
  4. +3
    27 октября 2024 08:30
    «Тайфун-ПВО» и зенитчик с ПЗРК. Красиво! А не пора предусмотреть запуск и перезарядку ПЗРК не высовываясь из кабины?????
    1. -3
      27 октября 2024 09:56
      Эта машина чистый распил. Тоже самое что и бмп-1, смысл было её выпускать, не понятно. Приборов наведения нет, обнаружения нет, нет ничего! Они могли бы так же в УАЗе ехать
      1. +6
        27 октября 2024 13:42
        На счёт БМП-1 - не согласен, это был первый (в мире) шаг в создании бронированного транспортного средства для транспортировки пехоты, способного оказывать огневую поддержку мотострелкам и борьбу с танками противника. Ездить на УАЗе по прифронтовой полосе, не советую, защищённое бронёй транспортное средство - гораздо "полезней для здоровья" военнослужащих. То что на базе "Тайфуна" не стали делать современный аналог "Стрелы-1" - этот вопрос к организаторам НИОКР по этой теме.
        1. -3
          27 октября 2024 14:28
          Я о том, что на бмп-1 штатное ПВО изначально вообще было рпг-5 или рпг-7, точно не помню, потом уже ввели Стрелу или Иглу, только бпм хоть свою пушку имела, а тут тупо просто огромный броневик и боец так же из люка сам ищет цели. Вот в чем
          1. +1
            27 октября 2024 17:12
            На БМП (БТР) перевозился личный состав одной из рот (рота ПЗРК) зенитного дивизиона мотострелковой бригады. В каждой БМП (1 или 2) есть места для штатного размещения на правом борту в десантном отделении машины ПЗРК ("Стрела -2; 2М; 3 или "Игла") кроме того в БМП-2 в отделении для десанта располагается ПУ 9П135 для ПТУР "Фагот"
        2. +1
          27 октября 2024 16:04
          Цитата: Филин
          не стали делать современный аналог "Стрелы-1" - этот вопрос к организаторам НИОКР по этой теме.

          Но зато сделали на базе более технологичного Тигра - Гибка-С. На фотоматериалах она уже не раз появлялась.
      2. 0
        27 октября 2024 14:15
        Так в том то и дело что как раз на УАЗе есть вариант где есть все необходимое для обнаружения и пусковые.
    2. 0
      29 октября 2024 08:17
      СШ-40 достаточно наверное...
  5. +6
    27 октября 2024 08:31
    Для создания лёгких защищённых транспортных средств, предназначенных для эксплуатации во фронтовых подразделениях ВС РФ, необходимо производство отечественного семейства унифицированных дизельных двигателей, имеющих мощность 75-150 л.с. Потеряв более 30 лет в развитии производства, в разработке новых моделей и в сохранении, в развитии системы планомерной подготовки технических и инженерно-конструкторских кадров - Россия оказалась в очень сложной ситуации: своё - потеряли, на стороне - не всё продадут.
    1. +3
      27 октября 2024 21:26
      Так ведь сами ввели нормы ЕВРО-2, 3, 4, 5.. И если следовать и дальше этой тенденции останемся совсем без автомобилей и военных в том числе.
  6. +8
    27 октября 2024 08:47
    Тенденции развития автомобильной техники вооружённых сил России

    в статье о Тенденциях - ни слова...
    вся статья, как выжимки из автомобильного журнала для девушек...
    но сегодня - день работника автомобильного транспорта - и я поздравляю всех причастных!
    1. 0
      27 октября 2024 12:04
      Абсолютно согласен!!!! А к поздравлениям присоединяюсь )))))
  7. +5
    27 октября 2024 09:59
    Грузовики и другие крупные машины делать умеют и делают хорошо, и желаю успехов дальше!
    А вот помельче беда! УАЗы сыпятся на ровном месте, уже много инфы идёт от всех, качество ужасающее: разваливаются коробки, раздатки, текут моторы, люди встают прям на дороге, под оком дронов. Короче с легковым транспортом у нас как была беда так и осталась!
    1. 0
      27 октября 2024 21:28
      Возможно, это продуманная политика и деятельность УАЗа. Случайностей в таком деле не бывает.
    2. 0
      15 декабря 2024 12:23
      Ну дак еще не так давно руководство Уаз говорило что вообще сменит направление деятельности и не будет выпускать автомобили. Просило денег на новое оборудование и гос дотаций.
      А по мне дак, с какого хрена ты просишь гос денег, если отжал это предприятие у государства?
  8. +3
    27 октября 2024 12:01
    Ожидал от статьи бОльшего... А тут просто вижу перечисление того, что либо сделано ранее, либо делается сейчас... А где ТЕНДЕНЦИИ, как это громко дано в названии? Где упоминание о АСН "Буран" (АО "ОборонАвто")? Или других машин, которые поставляются в войска по упрощенной процедуре, минуя тяжелую и длительную процедуру присвоения литеры... В общем, статья ОЧЕНЬ поверхностная, БЕЗ анализа и фактов... Можно конечно сделать скидку на то, что не всю информацию можно выкладывать в свободный доступ (война идет!!!). Но тогда, может не писать такие статьи?
    1. 0
      27 октября 2024 16:05
      Цитата: drags33
      де упоминание о АСН "Буран" (АО "ОборонАвто")? Или других машин, которые поставляются в войска по упрощенной процедуре

      В статье из этих машин только новичок - Сармат-3 - упомянут. А так, даже в самой статье есть ошибки.
      1. -1
        28 октября 2024 20:38
        many articles on this site are pure advertising for the defense industry mafia.
        многие статьи на этом сайте являются чистой рекламой мафии оборонной промышленности.
  9. Eug
    +1
    27 октября 2024 14:26
    Как по мне, нужно создавать СИСТЕМУ армейских грузоперевозок с ТИПОВЫМИ погрузочными единицами на базе стандартизированых контейнеров и палет. Тогда и будет понятно, какая линейка транспортных средств необходима. Разработать и освоить производство основных компонентов автопарка (дизельных двигателей, автоматических КПП, ТНВД, погрузчиков, манипуляторов и др.). Предусмотреть возможность навесного бронирования и многое другое. Автомобилистов - с праздником, ни гвоздя, ни жезла!
  10. +1
    27 октября 2024 14:37
    Были бы движки,былибы и роскошные мрапы как оскош тотже. Нет двигла мошного катайся на уазе.
    1. +1
      27 октября 2024 16:08
      Цитата: evgen1221
      роскошные мрапы как оскош тотже

      У которого моторный отсек вообщк не бронирован и ничем не защищен... Так что нет, спасибо, но такого счастья нашим не надо.

      А на счет "роскошных мрапов" - уже есть Спартак, который уже многотысячным тиражом выпускается и защищен получше, чем ошкошный M-ATV.
      А еще есть Тигр, о котором в массе своей очень много положительных отзывов. Есть тяжелые З-СТС.

      Проблема сейчас не в движках и не в запуске в серию - эти машины уже активно выпускаются и промка в месяц делает сейчас больше, чем раньше в год. Проблема в том, что таких машин необходимо десятки тысяч.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      15 декабря 2024 12:24
      Впк Урал, Камаз ..есть мрап
  11. Комментарий был удален.
  12. +4
    27 октября 2024 17:08
    Цитата: evgen1221
    Были бы движки,былибы и роскошные мрапы как оскош тотже. Нет двигла мошного катайся на уазе.

    По мне лучше всего ставить ЯМЗ 236 без турбины.
    Да он большой и тяжелый , зато 150 лошадей хороший ремонт , неприхотливый к топливу и маслу , выносливый.
  13. +2
    27 октября 2024 17:10
    Цитата: Филин
    Потеряв более 30 лет в развитии производства, в разработке новых моделей и в сохранении, в развитии системы планомерной подготовки технических и инженерно-конструкторских кадров - Россия оказалась в очень сложной ситуации: своё - потеряли, на стороне - не всё продадут.

    При чем здесь 30 лет и Россия ?
    Легковые и полугрузовые дизели и в СССР неумели делать.
    1. 0
      15 декабря 2024 12:25
      Как и танковые не задались
  14. -1
    27 октября 2024 17:24
    Пустая трата денег-в советское время столько армейских авто разработали и произвели-что их на 21 век за глаза хватит
  15. +1
    27 октября 2024 22:04
    Только ругани сейчас много из войск по поводу современной отечесивенной автотехники...(((
  16. 0
    29 октября 2024 08:09
    Дмитрий Рогозин передал горячий привет УАЗ и ГАЗ с фронта... Про течи масла и стук моторов в разгар боя...
  17. 0
    16 ноября 2024 17:29
    Вода на киселе, а не статья, ни ттх, ничего. Сколько машин нужно на взвод, роту, чтоб возить скарб бойцов, печки, еду, воду, бк, зачем такое писать, не понятно. Какие машины нужны, бронированные, дизельные, бензиновые? На чём раненных вывозить? Мобильные больницы, автор, а? Про багги, мотоциклы ,квадроциклы ни слова. Тема интересная, есть что обсудить, как у амеров с этим делом, и других носителей демократии, для сравнения конечно, статья про армию России .Про буханку...Бак на крышу, плоский, под воду, с насосом, и душем, подогревателем. Про мобильные бани ваапще ни слова в статье .Сарян за сумбурность ,зуб болит, всем добра.