О преимуществах обрезиненных гусениц для танков на асфальте

25 093 37
О преимуществах обрезиненных гусениц для танков на асфальте

Не секрет, что в западном танкостроении уже многие десятилетия применяются гусеницы с обрезиненными грунтозацепами, в то время как танки советской школы в массе своей этой «обувки» не имели и не имеют. Развивать полемику о том, какой из подходов правильный, мы не будем, но факт остаётся фактом: сцепные свойства обрезиненных гусениц при движении по таким поверхностям, как асфальт или бетон, куда выше, чем у металлических.

Подробнее об этом, основываясь на испытаниях, проведённых в Советском Союзе в 1970-х годах, мы и поговорим в данном материале.




Вместо введения


Прежде всего хотелось бы ответить на вопрос, который наверняка может возникнуть у многих читателей: зачем исследовать и вообще обращать внимание на показатели сцепления гусеничных движителей при движении по твёрдым покрытиям по типу асфальта или того же бетона?

Да, с первого взгляда может показаться, что совершенно незачем, ведь куда более серьёзным параметром является проходимость танка, напрямую влияющая на его боевую эффективность в самых тяжёлых условиях. Однако это только с первого взгляда — на деле же танки не только месят грязь или ездят по грунтам со слабой несущей способностью, но и совершают марши по асфальтовым дорогам и шоссе, а также ведут боевые действия в населённых пунктах, где эти самые дороги присутствуют.

И вот тут-то выявляется один нюанс, который заключается в следующем: из-за невысокой силы трения «поверхность-металл» и неэффективной работы грунтозацепов металлической гусеницы (погружаются в покрытие неглубоко, либо не погружаются вовсе) на больших скоростях движения многотонная махина значительно теряет в управляемости — и хорошо, если дело кончится небольшим юзом, а не крутым заносом.

Также положение значительно усугубляется в том случае, если вышеупомянутые асфальт или бетон хорошо смочены дождём. За примерами далеко ходить не нужно — достаточно вспомнить инцидент, произошедший несколько лет назад в Белоруссии на репетиции парада, когда «семьдесятдвойку» буквально на ровном месте занесло настолько сильно, что она снесла фонарный столб.


Всё это серьёзно ограничивает скорость движения танков как в колоннах, так и по отдельности, а также увеличивает риск аварийных ситуаций. Так что проблема не такая уж и эфемерная, что подтверждали и сами авторы исследования:

Обеспечение управляемости танков при движении с высокими скоростями, особенно на дорогах, имеющих твёрдое покрытие, является весьма актуальной проблемой.


При этом важно понимать, что сцепные свойства даже обрезиненных гусениц у разных танков могут значительно отличаться из-за особенностей конструкции. Поэтому результаты исследований, представленные ниже, обрисовывают лишь общую картину, но картину весьма ясную — с наличием резиновых грунтозацепов сцепление улучшается кардинально.

Эксперимент


В рамках экспериментов были взяты известные коэффициенты сцепления советских гусениц на различных поверхностях, а вот с обрезиненными гусеницами были проблемы, поскольку в распоряжении авторов современных западных образцов этих изделий не было. Из сложившегося положения вышли довольно просто, взяв траки от танка «Шерман» с нарезанными на фрезерном станке грунтозацепами по типу танка М60А1.


Коэффициент сцепления этих гусениц измерялся следующим образом: брались сцепки из трёх-пяти траков, на которые устанавливалась специальная корзина, в которую помещался груз для придания нужного удельного давления. Всю эту конструкцию по асфальту, бетону и другим поверхностям буксировал тягач МАЗ-537 с гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей плавное приложение тяговых усилий. Само же тяговое усилие и скорость движения фиксировались осциллографом.

Что же по результатам?

В первую очередь нужно взглянуть на зависимость коэффициентов сцепления (чем он больше, тем лучше) от скорости скольжения у металлических и обрезиненных гусениц. Как видно из представленного ниже рисунка, при страгивании траков с места и увеличении скорости скольжения до 0,05 метра в секунду, коэффициенты резко возрастают. Когда скорость скольжения достигает 0,5-0,8 м/с, коэффициенты стабилизируются.


Тем не менее, как можно заметить, коэффициент сцепления при скольжении во всём диапазоне скоростей на бетоне и асфальте у обрезиненной гусеницы намного больше, чем у металлической. На грунтовых дорогах коэффициенты гусениц примерно равны, а на обледенелых дорогах выигрывает металлическая гусеница.

Также интересна зависимость коэффициента сцепления гусениц от величины удельного давления. Она вычислялась при скорости скольжения, равной одному метру в секунду. При этом учитывалось давление как на всю площадь трака, так и на грунтозацепы у металлической и обрезиненной гусениц.


1 – бетон и асфальт, 2 – грунтовая дорога, 3 – асфальт, 4 – бетон, 5 – обледенелая дорога

Результаты здесь в общем и целом аналогичны предыдущему рисунку — вне зависимости от удельного давления, обрезиненные гусеницы имеют больший коэффициент сцепления на асфальте и бетоне, чем металлические, проигрывая последним при движении по обледенелым дорогам.

Сами коэффициенты сцепления в зависимости от поверхности сведены в таблицу, которая представлена ниже. Из неё следует, что обрезиненные гусеницы обеспечивают более высокие значения этого параметра как в продольном, так и в поперечном направлениях при движениях по асфальту и бетону, чем у металлических.


При этом стоит отметить, что обрезиненные гусеницы на мокром асфальте и бетоне сохраняют свои сцепные свойства, поскольку резина обладает присасывающим свойством к мокрому дорожному покрытию. Но с обледенелыми трассами у них, конечно, беда. Впрочем, назвать её существенной и полностью нерешаемой нельзя.

Во-первых, даже у металлической гусеницы коэффициент сцепления на обледенелой дороге снижается до критически низкого значения — он хоть и выше, чем у обрезиненных траков, но в любом случае и тот, и другой вариант исполнения гусениц делает танк натурально коровой на льду при движении на большой скорости.

Во-вторых, авторы исследования отметили, что в исследованиях участвовали гусеницы с резиновыми накладками (грунтозацепами) неоптимальной формы, из-за чего не исключали, что коэффициент сцепления обрезиненных гусениц можно довести до показателей металлических.

В-третьих, для существующих ныне танков, например «Абрамса», имеются специализированные накладки в виде Х-образных металлических «бутс», устанавливаемых на гусеницы для езды по льду. С ними сцепление на скользких поверхностях, скорее всего, даже лучше, чем у обычных металлических гусениц.

Выводы


Безусловно, результаты экспериментов, опубликованные в данном материале, отражают лишь общую картину. Однако факт остаётся фактом: обрезиненные гусеницы обеспечивают куда более высокие показатели сцепления на асфальте и бетоне, чем металлические — превосходство практически двукратное, а то и больше.

Таким образом, управляемость танков, «обутых» в гусеницы такого типа, на вышеуказанных покрытиях намного лучше, что уменьшает риск аварийных ситуаций в ходе эксплуатации машин и увеличивает средние скорости их движения как на маршах в колоннах, так и в отдельности, в том числе в боевых условиях.

Источник:
«Исследование сцепных свойств металлических и обрезиненных гусениц». Ю.А. Конев, В.Д. Тимофеев, В.А. Чобиток
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    28 октября 2024 05:07
    управляемость танков, «обутых» в гусеницы такого типа, на вышеуказанных покрытиях намного лучше
    Доказали....
    1. 0
      28 октября 2024 05:09
      Судя по некоторым фото здесь на ВО - какелы гусянку не меняют на танках западного производства - так на ЛБС и гоняют с обрезиненными башмаками.
      1. +2
        28 октября 2024 05:10
        Цитата: Nexcom
        гоняют с обрезиненными башмаками.

        Что дали, на том и ездят....
        1. +1
          28 октября 2024 05:12
          Да это понятно, я то думал что им в комплекте "гусли" дают и по грунту ездить. А так то теперь понятно почему они застревают - на асфальтных то гусянках по жиже наверно далеко не уехать....
    2. +1
      28 октября 2024 07:15
      Однако факт остаётся фактом: обрезиненные гусеницы обеспечивают куда более высокие показатели сцепления на асфальте и бетоне, чем металлические — превосходство практически двукратное, а то и больше.
      fool Теперь осталось определить, насколько необходимо это знать то. Без всяких исследований ясно, что трение в паре резина-асфальт выше чем в паре сталь-асфальт. fool Да, на обрезинке выше скорости переброски танков своим ходом, ну и что, воевать то придется в полях где нужны мощные стальные грунтозацепы. fool Европейцы делают танки не для войны, а для пиара. request
      1. +1
        28 октября 2024 11:37
        Цитата: Mavrikiy
        Без всяких исследований ясно, что трение в паре резина-асфальт выше чем в паре сталь-асфальт.

        Ну, тут скорее задачей было понять - а стоит ли овчинка выделки? То есть, стоит ли вообще заморачиваться обрезиниванием при удельном давлении на пару "резина-асфальт", соответствующем танку - достаточно ли увеличится коэффициент сцепления (для отечественных материалов).
      2. +1
        28 октября 2024 22:33
        Цитата: Mavrikiy
        Да, на обрезинке выше скорости переброски танков своим ходом, ну и что, воевать то придется в полях где нужны мощные стальные грунтозацепы.

        Вот даже спросить хочется - Вы статью чем читали? Ведь русским языком, и текстом и графикой, в статье показали что как раз в поле, на грунте, резина и чугуний одинаковы по сцеплению! fool
  2. +4
    28 октября 2024 05:42
    Это-то понятно, но у обрезинки куда меньший ресурс, и технологичность ниже.
    Плюс, данное исследование проводилось лишь для горизонтальной поверхности, а на подъёмах обрезинка однозначно пасует перед цельнометаллической гусеницей, это не раз подтверждалось ещё во времена Второй Мировой.
    1. 0
      28 октября 2024 08:13
      Т-80 обрезинен и палец и трак, и это делали с самого начала выпуска для снижения шума, когда он едет на тебя его практически не слышно в условиях боя.
      1. 0
        28 октября 2024 08:18
        Ну Т-80 вообще выбивался из всей линейки советских танков, с его турбиной и в целом разработкой с нуля.

        А у Т-14, емнип, опять же цельнометаллические траки.
        1. +1
          28 октября 2024 20:14
          Емнип, Вы, не путайте херувима с парикмахером. wink
          Все современные гусеницы с РМШ, т.е. с резино - металлическим шарниром.
          Резиновые подушки на гусеницах Т-80 изнутри, для снижения вибрации. Амортизация такая, для той же цели и бандажи на катках. Снаружи трака у нас резину не применяют, хотя, да, сцепление таких траков с асфальтированной дорогой лучше.
          Но... И сесть, и съесть одновременно не можно. Опытный м/в может и на шоссе вести танк с обычной гусеницей со скоростью 45 - 50 км/ч. Нужно только весьма аккуратно действовать органами управления.
          Но это почти придел. 45 км/ч шестая передача, выше уже последняя, седьмая для Т-64, Т-72. Раскочегарить по ровной и твердой дороге можно ещё немного, но это уже предельный режим работы. Т-80 можно ещё побыстрее разогнать, но заносит его ничуть не хуже других.
      2. 0
        28 октября 2024 11:32
        Цитата: Иван 1980
        Т-80 обрезинен и палец и трак

        Но вроде со стороны катка.
        А эуропэйцы обрезинили то что треццо об дорогу.
        1. 0
          31 октября 2024 17:20
          Обрезинка с обоих сторон
  3. 0
    28 октября 2024 05:46
    Вот и развили бы полемику какие лучше гусеницы. А то, что резина на асфальте и бетоне сцепление больше имеет, так просто в школьный курс физики.
    Ни о чем статья
    1. 0
      28 октября 2024 06:02
      Если ничего не путаю то амеры на Абрамсах и в Ираке по песку гоняли на "резине"
      1. -1
        28 октября 2024 08:20
        У абрашек иных и не было.
        При всём богатстве выбора, как говорится...
  4. +2
    28 октября 2024 06:12
    Тем не менее, как можно заметить, коэффициент сцепления при скольжении во всём диапазоне скоростей на бетоне и асфальте у обрезиненной гусеницы намного больше, чем у металлической. На грунтовых дорогах коэффициенты гусениц примерно равны, а на обледенелых дорогах выигрывает металлическая гусеница.

    Угу, с дорогами разобрались - беда в том, что воевать приходится в 9 случаях из 10 вне дорог.
    1. +1
      28 октября 2024 08:16
      Ага а штурм Грозного, Соледара, Артемовска, и других городов, там наверно сначала асфальт снимали.
      1. +1
        28 октября 2024 09:16
        Когда ускоренным маршем проходит танковая колонна, да ещё и с БМП впридачу - один фиг асфальт в крошку.
        Дальше уже стальными траками по разбитой дороге только легче.
  5. +2
    28 октября 2024 06:23
    Когда идёт война и нужен поток, никто вот это вот вам делать не будет. Количество прежде всего.
    Количество танков, размер брони (больше), размер калибров - да. Но излишней сложностью и технологичностью жертвуют. Отдают предпочтение простоте.
    1. +2
      28 октября 2024 07:20
      Цитата: Stas157
      Когда идёт война и нужен поток,.....Отдают предпочтение простоте.

      Не в Европах. Один Тигр чего стоит. request
      1. +3
        28 октября 2024 08:33
        А японцы зато на ВСЕХ своих танках времён Второй Мировой лишь подвеску Хары ставили.
        Грубо, но просто, рабоче и чинибельно.
    2. +3
      28 октября 2024 08:28
      Кстати, поэтому же в ВОВ у нас быстро перешли на внутреннюю амортизацию при дефиците резины, забив на внешние резиновые бандажи. Хотя это даже чисто про катки, а не траки.
  6. 0
    28 октября 2024 06:29
    Я вообще-то и не знал, что гусеницы зап. танков обрезинены. По ранней информации речь шла о съёмных асфальтоходных башмаках, помню даже фотографии их крепления к тракам, т.е. это был такой же девайс как и снеговые уширители у Лео-2. Вот резиновая беговая дорожка у некоторых танков на внутренней стороне трака была несъёмной. Видимо что-то изменилось.
    1. +1
      28 октября 2024 09:29
      В определённый период времени ресурс траков был весьма скромен, чуть ли не меньше, чем моторесурс.
      Американцы поэтому и резинили траки для долговечности, теряя в проходимости и особенно в преодолевании подъёмов (легко заметить на фотографиях, что все их подушки траков в то время были фактически плоскими) .

      В СССР пошли иным путём, тяжёлым, но по итогу более выгодным. Подняли ресурс цельнометаллических траков в разы (реально в разы, с примерно 500км пробега до 2000+ - это ещё со времён танков БТ) металлургией, сплавами и инженерными решениями устройства гусениц.
      1. +2
        28 октября 2024 10:30
        До 1935 года, когда во всём мире, в том числе и в СССР, была внедрена индукционная закалка пальцев гусениц, пробег гусениц составлял всего 100 км. Отсюда и БТ, которые на колёсном ходу позволяли экономить пробег гусениц. Кстати. Иудушка Резун утверждает, что автострадные БТ на скорости 80 км/час должны были в 5 сек без остановок докатить до Берлина. Увы. Пробег 100 км по асфальту, бетону или булыжнику полностью разувал траки БТ. После этого он уже не мог двигаться ни на колёсном, ни на гусеничном ходу. Поэтому в инструкции по эксплуатации БТ было указано, что движение по дорогам с твёрдым покрытием на колёсном ходу запрещено. Колёсный ход предназначался только для движения по сухим просёлкам.
        В своё время американцы уверяли, что ресурс резинометаллической гусеницы Шермана составляет 8000 км. Это абсолютный рекорд среди всех танков Второй мировой войны. Вопрос только в том, при каких условиях был получен столь рекордный пробег. Потому что когда наши вошли в Европу, то оказалась, что при движении на больших скоростях по горячему асфальту Шерманы разувались на ура, а Т-34 в той же колонне шли хоть бы хны. Как это у современных западных танков я не знаю. И ещё. Когда колонна Т-34 и Шерманов шла на полной скорости по шоссе, то Т-34 на «склизких» гусеницах заносило, а Шерманы на правильных гусеницах нередко переворачивались. Здесь, конечно, нужно учесть, что Шерман был почти на метр выше Т-34, но как будут держаться резиновые башмаки современных западных танков при заносе по асфальту ещё неизвестно.
        В общем, западная техника ориентирована преимущественно на войну против папуасов, вооружённых штык ножами, примотанными скотчем к бамбуковой палке.
        1. 0
          28 октября 2024 20:30
          прорыв в поднятии ресурса произошёл после перехода с открытого металлического на закрытый резинометаллический шарнир
          Однако, повысив ресурс такой шарнир ухудшил ремонтопригодность гусеничной ленты и некоторые танки снабжаются 2-я видами гусениц. "Боевые"- с открытым шарниром. Что касается проходимости, на Лео-2 часть резиновых подушек заменяется на мет. накладки со "шпорами".
      2. +1
        28 октября 2024 20:21
        Самая проблемная, в смысле износа, часть гусеницы - шарнир и прорыв в поднятии ресурса произошёл после перехода с открытого металлического на закрытый резинометаллический шарнир, впервые применённый на западной технике.
      3. +1
        28 октября 2024 22:51
        Цитата: Kuroneko
        В СССР пошли иным путём, тяжёлым, но по итогу более выгодным. Подняли ресурс цельнометаллических траков в разы

        А можно немного к реальности вернутся?
        В производстве гусеничных звеньев используется износостойкая высокомарганцовистая сталь 110Г13Л или другими словами сталь Гадфильда.


        Сталь Гадфильда — сталь (11—14,5 % Mn, 0,9—1,3 % С) с высоким сопротивлением износу (истиранию) при больших давлениях или ударных нагрузках, также для неё характерна высокая пластичность. Предложена в 1882 году английским металлургом Робертом Гадфильдом.


        такая сталь дала возможность увеличить пробег гусениц с 500 до 4800 километров. Это очень пригодилось во времена первой мировой войны.. .. Что касается СССР, в союзе металл появился только в 1936 году.

        Ну и выше уже справедливо заметили, что критичным является шарнир а не сам трак. Так что башмаки и проходимость к ресурсу прямого отношения не имеют.
  7. 0
    28 октября 2024 06:40
    авторы исследования отметили, что в исследованиях участвовали гусеницы с резиновыми накладками (грунтозацепами) неоптимальной формы, из-за чего не исключали, что коэффициент сцепления обрезиненных гусениц можно довести до показателей металлических.

    Французы в 30-х для того, чтобы поднять скорость FT-17 (Рено) обули в цельнорезиновую гусеницу с протектором
    «Елочка», добавили два металических катка (впереди и с зада), как у первых бронеавтомобилей, но не срослось. Хотя скорость подняли до «немыслимых» 27-30 км/ч, а долговечность «траков гусли» увеличили в 2,5 раза.
  8. 0
    28 октября 2024 15:32
    Автору минус !!! В статье вообще нету ни чего из написанного , где бы говорилось из-за чего появились обрезиненные гусеницы !!!
  9. +2
    28 октября 2024 18:18
    Ага, а теперь все это расскажите хохлам, им очень это покажется важным в части оценки подвижности Абрамса. Для танка важна подвижность на грунте, на асфальте это так, побочка. Для быстрой переброски используют трейлеры, а при движении в боевых условиях скорость по асфальту мало значит, не будет колонна танков переть на скорости 70 км/ч.
  10. 0
    28 октября 2024 19:15
    Ну и смысл разжевывать то что взрослым людям и так понятно а именно география,количество асфалтированных дорог и доктрина играть от обороны в западной европе времен холодной войны,плюс экономика по переобувек кучи танков для гипотетического наступления в россию(что не предусматривалось тогда изза яо у нас,мощнейшей армии и мрии что если разобьют армию востока в европе то ссср сдастся сам). В общем статью надо в профильные детскоюношеские издания посылать,там толкк больше будет.
  11. BAI
    +1
    28 октября 2024 19:22
    1.
    но и совершают марши по асфальтовым дорогам и шоссе,

    По обочине, а не по шоссе.
    2. Вот я сейчас много мотаюсь по историческим территориям. По асфальту - грузовики, танки на тралах. Гусеничная техника - грунтовыи дороги нарезает . Конечно, непосредствено во время боя, ездить приходится, где придется. Но там формулу-1 изображать уже не приходится
  12. 0
    28 октября 2024 19:30
    Само же тяговое усилие и скорость движения фиксировались осциллографом.
    Чеем?! А чего не синхрофазатроном? belay
  13. +2
    29 октября 2024 02:50
    Я служил в бундесвере, был механиком-водителем на Мардере (вес с доп-защитой более 35 тонн). Без "резинок" не ездил никогда, поэтому не могу сравнить, но:
    1. По мокрому бетону заносит- мама не горюй и даже по грунтовой дороге, когда на скорсти в поворот заходишь (как было бы чисто на гусеницах без "резинок"- не знаю).
    2. Нам было запрещено разворачиваться на месте по бездорожью (иначе гусеницы слетали).
    3. Резинки одеваются только в мирное время (чтобы не коцать асфальт/бетон), то есть в случае начала военных действий, "резинки" снимаются.
    1. 0
      29 октября 2024 07:40
      Все верно. Резина работает то первой водички, плюс она не любит минусовые температуры, а на земле от нее больше вреда. Парадокс всего спора в том, что танк создан для движения и войны на грунте, а не на асфальте и в первую очередь именно о грунте нужно думать при создании боевой машины.