Карлсоны на тропе войны

14 084 31
Карлсоны на тропе войны
Гугл выдаёт это за фото Helioflay III-57. Но это не точно...


Первый проект ранцевого вертолёта создали во время Второй мировой войны в III Рейхе. В 1941-42 годах австрийский инженер Пауль Баумгертль разработал модель Helioflay III-57. Аппарат приводился в движение двумя поршневыми двигателями Argus As 8, каждый из которых вращал однолопастной винт. Две лопасти длиной 4,7 м вращались в противоположные стороны. Общий вес агрегата не превышал 20 кг, но и о самой машине, и о результатах её испытаний мало что известно. Судя по тому, что в войне она не применялась, скорее всего, результаты испытаний руководство Рейха не впечатлили.




"Хоппи Коптер" в Музее авиации и космонавтики Пима в городе Тусон (Аризона)

А вот после войны ранцевые, складные и мини-вертолёты разрабатывались массово, причём многие даже производились серийно. В 1945 году в Сиэтле Хорас Пентекост представил военным свой ранцевый вертолёт «Хоппи-Коптер» как возможную замену парашюту. Военные проект отвергли: ранец с вращающимися над головой винтами и без шасси больше напоминал не средство спасения, а средство самоубийства. Тогда Пентекост переработал проект, в новом «Хоппи-Коптере-102» предусматривалось сидение для пилота и тренога в качестве шасси. Но винты по-прежнему оставались над головой пассажира... В общем, в 1954 году компания приказала долго жить, хотя неугомонный Пентекост и предложил очередную модель ранцевого вертолёта — «Капитал Коптер С-1».

WS4 Mini-Copter Серемета

Европейцы не отставали: в Дании Винсент Серемет представил на суд публики свой Ryghelikopter. Этот вертолёт также крепился к пилоту по-парашютному, но впоследствии обрёл шасси и пилотское сидение. Изобретатель дорабатывал машину с 1958 по 1968 год, самая удачная модель — WS4 Mini-Copter — могла поднимать в воздух 150 килограмм и лететь 15 минут. Отличием вертолёта Серемета было применение на мини-вертолёте классической схемы — с хвостовым винтом: обычно создатели этих машин используют соосную схему или...

Невозможно в рамках небольшой статьи рассказать о всех проектах мини-вертолётов — их было очень много! Но пройти мимо изобретения американского инженера русского происхождения Евгения Глухарева никак не получится. Глухарев работал в фирме Сикорского разработчиком двигателей (Сикорский с удовольствием брал на работу русских эмигрантов). Им были разработаны пульсирующие воздушно-реактивные двигатели (ПуВРД), которыми он оснастил свои ранцевые вертолёты MEG-1X и MEG-2X, получив таким образом реактивный вертолёт!


Реактивный вертолёт MEG-1 Евгения Глухарева

Схема реактивного вертолёта с маленькими двигателями на концах лопастей, придуманная Глухаревым, стала достаточно популярна у создателей мини-вертолётов: с ней был не нужен основательный фюзеляж. Но были у данной схемы и недостатки: в условиях высоких нагрузок на концах лопастей моторы быстро деформировались, к тому же сами моторные гондолы оказывали сопротивление вращению, что повышало расход топлива, которого на мини-вертолёте и так немного. Ну и с авторотацией у реактивного вертолёта проблемы, а это затрудняет спасение пилота. В качестве промежуточного решения была установка ДВС с компрессором, который сжимал воздух и подавал его на дюзы в конце лопастей, но надёжной эту схему также было не назвать...

В СССР мимо всемирного поветрия с созданием мини-вертолётов тоже не прошли. В 1948 году выпускник МАИ Курочкин испытывал ранцевый автожир собственной конструкции, впрочем, взлететь изобретателю не удалось. В принципе, в Советском Союзе старались разрабатывать машины побольше — для малых вертолётов не было рынка, а большие с удовольствием закупало Министерство обороны. Но были и проекты сверхмалых машин.


Сложно сказать, можно ли Ка-15 признать мини-вертолётом, но большим он точно не был!

Николай Камов ещё в 1947 году создал одноместный вертолёт Ка-8, оснащённый двигателем в 27 л.с. Впоследствии проект развился в вертолёты Ка-10 и Ка-15. Ка-15 получил ироничное название «Курица-несушка». Его первый полёт состоялся 14 апреля 1953 года. Пилотировал машину лётчик-испытатель Дмитрий Ефремов. Поскольку машину планировали использовать в качестве противолодочного вертолёта, в 1955 году испытания проводили на кораблях Черноморского флота.

Впрочем, использовать мини-вертолёт (если к Ка-15 подходит этот термин, всё-таки пустая машина весила 968 кг) в качестве противолодочного — так себе идея! Ка-15 мог взять на борт только два гидроакустических буя, при этом аппаратуру для работы с буями нёс второй вертолёт, а глубинную бомбу — 3-й. Да и надёжность машин оставляла желать лучшего — регулярно случалось схлёстывание лопастей соосных винтов: в июле 1960 года из-за него разбился один вертолёт, в ноябре схлёстывание повторилось на другом, но машину удалось посадить.

В 1963 году полёты на Ка-15 в ВМФ запретили (на рыболовецких судах Ка-15 летали до 70-х годов и даже участвовали в промысловой экспедиции в Арктике на борту флагманской шхуны «Чистополь»). Лётчики вертолёт не любили: в полёте на скорости выше 100 км/ч расстояние между лопастями верхнего и нижнего роторов было не больше 10 см, а это нервирует... Данных машин было произведено 354 единицы.


Ка-56 "Оса" - складной вертолёт для ГРУ СССР

Но идея сверхмалого вертолёта не отпускала «камовцев», в начале 70-х годов в КБ испытывали складной вертолёт Ка-56 «Оса». Машина складывалась в герметичный цилиндрический футляр диаметром аккурат с калибр торпедного аппарата подводной лодки (533 мм), что как бы намекает на его предназначение — диверсионно-разведывательный. Взлётная масса машины должна была составлять 220 кг, а масса поднимаемого груза — 110 кг. Вертолёт должен был летать на расстояние 150 км со скоростью 110 км/ч. По воспоминаниям Камова, проект убило отсутствие в СССР подходящего роторно-поршневого двигателя с воздушным охлаждением.


"Юла". Кто мог назвать эту машину "десантно-штурмовой?

Впрочем, и в XXI веке идея ранцевого вертолёта не даёт покоя конструкторам всего мира. В 2002 году появились сведения об успешном испытании «ранцевого десантно-штурмового (??!!) вертолёта «Юла». Этот «мегадевайс», по заверениям конструктора Вячеслава Котельникова, предназначен для нанесения ударов по наземным целям и выполнения поисково-спасательных работ. Впрочем, после 2002 года новой информации о «Юле» не появлялось, что говорит либо об успехе проекта, который в результате напрочь засекретили, либо о его неудаче. Я бы поставил на второе: ранцевый вертолёт, штурмующий наземные цели? Как говорил в таких случаях Станиславский: «Не верю!».


GEN H4 Генная Янагасавы

Примерно в одно время с «Юлой» в Японии Геннаем Янагасавой был создан мини-вертолёт GEN H4. Вертолёт приводится в движение четырьмя двухцилиндровыми двухтактными двигателями конструкции Янагасавы, объёмом 125 см3 и мощностью 10 л. с. каждый. Он имеет лёгкую раму из алюминиево-магниевого сплава, масса пустого — 70 кг, полностью загруженного и с пилотом — 220 кг. Машина способна развить скорость в 90-100 км/ч и находиться в воздухе несколько минут. Вертолёт запущен в производство, стоимость машины — 31 тысяча американских долларов.

Но это «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», даже если дело происходило буквально вчера. Потому что данные машины остаются классическими вертолётами. Пусть и маленькими. Между тем, сегодня на арену вышел новый тип летательных аппаратов — мультикоптеры. Несомненно, большая часть из них сегодня человека не потянет, но... Потенциал коптеров нельзя не заметить. Тем более, что первые пассажирские машины на их базе уже созданы.


Вертолёт? Нет! Гептокоптер... EHANG 184

В качестве примера можно привести китайский EHANG 184. У машины восемь электродвигателей, расположенных по формуле 4х2: на четырёх кронштейнах расположено по два двигателя, вращающих разнонаправленные винты. Благодаря высокой скорости вращения и большому количеству винтов, их удалось сделать достаточно небольшого диаметра. Вес всей конструкции 200 кг, брать на борт она способна 100 кг. Внутри пассажирской капсулы — кожаное кресло и отсек для багажа. Управлять машиной элементарно: пассажир просто вводит в бортовой планшет маршрутные точки, всё остальное делает автоматика.

С 2015 года было проведено более 1000 испытательных полётов EHANG 184. По заверениям разработчиков (не пытайтесь выговорить название фирмы: «Beijing Yi-Hang Creation Science & Technology Co»), БПЛА отлично себя показал и при штормовом ветре, и в непроглядном тумане. Как утверждают китайские товарищи, безопасность машины — абсолютная! Он летит со скоростью 160 км/ч, высота полёта достигает 300 метров (на полёты выше стоит ограничитель), одно плохо — в воздухе способен держаться не более 23 минут. Зарядка аккумуляторов в стандартном режиме занимает 4 часа, в ускоренном — 2 часа.

Спору нет: китайская разработка — исключительно гражданский продукт, который планируется использовать в качестве воздушного такси, которому не страшны никакие дорожные пробки в мегаполисах. Но кто сказал, что создать военный транспорт подобного типа будет сильно сложнее? В конце концов, это просто мультикоптер, такой же, как десятки тысяч тех, что сегодня используются в зоне СВО, просто большой. А для задачи переноса солдата из точки А в точку В все эти гражданские удовольствия в духе застеклённой кабины и кожаного кресла излишни.


Martin Jetpack — летающий ранцевый вертолёт. То, что летающий — 100 процентов! А вот можно ли эту установку назвать ранцевой... Ходить с ним за спиной — точно не получится!

Скорее всего, для выполнения задач на поле боя лучше подойдут устройства типа гибрида данной китайской разработки и новозеландского Martin Jetpack, представленного публике в 2008 году. Этот аппарат представляет из себя цепляемый за спину пилоту двухтактный бензиновый двигатель мощностью 200 л.с., вращающий пару винтов малого диаметра, расположенных в кольцевых каналах. Из недостатков — ручное управление: как говорят, научиться летать на нём легко, но на китайском дроне учиться летать не нужно вовсе!

Полетят ли солдаты над полем боя? Сложный вопрос! На мой взгляд, если и полетят, то далеко не все. Применить конструкцию в духе описанных выше — не сложнее, чем большой БПЛА, которые сегодня применяются массово. Но, учитывая дороговизну данных аппаратов и насыщенность линии боевого соприкосновения автоматическим оружием, скорее всего, они останутся уделом спецназа. И в этом качестве их применение не кажется чем-то маловероятным. Те же водные мотоциклы создавались как снаряд для пляжного отдыха. Но сегодня они используются вражескими спецподразделениями для заброски диверсантов на побережье Крыма. Так что ранцевым вертолётам, скорее всего, рано или поздно применение на войне найдётся. И, скорее, рано, чем поздно...
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    31 октября 2024 04:39
    скорее всего, они останутся уделом спецназа.

    Вот с этим соглашусь. А массовое применение на поле боя -- фантастика!
    Что такое высота 300 метров? И человек летящий на такой высоте со скоростью 100 км/час? Это отличная мишень для всех видов стрелкового оружия! Выжить бойцу в таком случае невозможно!
    1. +1
      31 октября 2024 05:32
      Цитата: ваш вср 66-67
      массовое применение на поле боя -- фантастика!
      Для диверсионных целей вполне себе сгодится. Хотя и шум от него, наверное, большой
    2. +2
      31 октября 2024 06:26
      массовое применение на поле боя -- фантастика!

      Применение массовое FPVдронов за пару лет вот это фантастика.
      Наши генералы в начале СВО упиралась рогами в стенку,
      не веря что они могут применяться реально против бронетехники...жизнь заставила поверить

      Так и с ранцевыми вертушками будет тоже самое...как только появятся надёжные дешёвые ракетные движки их повсеместно начнут использовать для индивидуального перемещения человека по воздуху. hi
      1. +3
        31 октября 2024 10:14
        Сложно сказать: попасть по квадрокоптеру из автомата - чрезвычайно сложная задача (хоть и справляются некоторые стрелки, но это - скорее удача). Попасть по летящему солдату не сложнее чем по бегущему. Так что я бы поставил на диверсантов: залететь ночью куда надо, натворить делов и улететь - это -да!
        1. 0
          31 октября 2024 10:26
          Как вариант - для штурмовиков. Чем не замена мотоциклу ? Летит быстрей, мин не касается. Одно плохо - соскочить из упряжки парашютного типа не получится быстро. Вообще не понимаю, зачем этот концепт с висящими ногами ? Удобнее же простейший упор под ноги, он же шасси. Вот японец это хорошо прочувствовал.
          1. +1
            31 октября 2024 17:58
            Так и есть. Только для штурмовиков актуальнее в качестве средства выдвижения на рубеж атаки (броню слишком просто дроном угробить), а сам штурм - ножками...
      2. +1
        31 октября 2024 17:10
        Наши генералы в начале СВО упиралась рогами в стенку,
        не веря что они могут применяться реально против бронетехники...жизнь заставила поверить
        наши генералы верили в начале сво, что русский солдат как-нибудь сам справится с оставшимся от дедов оружием, а они будут парадом командовать. Древних краснополей генералы тоже как-то немного запасли, у врагов вон миги-29 летают с высокоточным оружием как-то, а у нас они статистику современного вооружения они портили, пришлось списать sad
      3. 0
        5 января 2025 05:04
        Так и с ранцевыми вертушками будет тоже самое...как только появятся надёжные дешёвые ракетные движки их повсеместно начнут использовать для индивидуального перемещения человека по воздуху.


        11 октября 1961 года Грэм принял участие в показательных маневрах на базе Форт Брэгг, на которых присутствовал президент Джон Кеннеди.

        Вполне адекватная статья https://habr.com/ru/companies/jethackers/articles/425581/
        Достижение сравнимое с рекордами из книг Гиннеса.
        Квадрокоптерные решения для перелета человека так же пока больше в рекламных целях используются, скорее моторные дельтопланы или парапланы полетят. Мала удельная емкость аккумуляторов (отношение накопленной энергии к весу).
    3. +2
      31 октября 2024 10:33
      Цитата: ваш вср 66-67
      Это отличная мишень для всех видов стрелкового оружия

      Муссолини спасали на планерах и одном легком самолете - они тоже были неплохой мишенью...
      1. +1
        31 октября 2024 18:01
        Спасение Муссолини - спецоперация чистой воды! А для таких, миниветролёты самое-то. Там же всё построено на эффекте неожиданности, что охрана расслабилась, пьяная, спит (нужное - подчеркнуть). На передовой такая наглость в 43-м не прокатила бы...
    4. +1
      31 октября 2024 17:17
      А что такое боец без пропеллера? Отличная мишень для всего! Для стрелковки, артиллерии, станковых и ручных гранатомётов, фпв-дронов и дронов со сбросами, даже мина его ждёт в траве. Разве что зенитными ракетами по нему бить не будут. Обычный мужик как инструмент военной победы устарел много тысяч лет назад, без грамотного руководства много типовой армией можно заваливать вражеские опорники трупами и говорить, что это гранаты не той системы, а не что командиры не соответствуют своему служебному положению.
  2. -1
    31 октября 2024 06:00
    Поживем - увидим, если доживём!
  3. +2
    31 октября 2024 07:31
    Идея то классная, один боец летит куда ему надо, нас вою точку. И когда их много и не в одной летающей бочке а рассыпаны по небу, да быстро, да маневренно. Но это ещё очень не скоро
  4. 0
    31 октября 2024 08:28
    По воспоминаниям Камова, проект убило отсутствие в СССР подходящего роторно-поршневого двигателя с воздушным охлаждением.
    Читал в воспоминаниях какого-то отставника КГБ, что вертолёт делался для нападения и спасения коммунистов Чили с Луисом Корволаном из тюрьмы на каком-то чилийском острове. Потом от проекта отказались, а то бы и двигатели через третьи страны закупили бы.
  5. +1
    31 октября 2024 08:31
    1967 год
    "Живёшь только дважды"
    1. +2
      31 октября 2024 10:10
      Да, фильмы про Джеймса Бонда, при всей их несерьезности, всегда были внимательны к техническим новинкам!
    2. +1
      31 октября 2024 10:31
      Помню ещё разворот журнала Техника Молодёжи , где сидел пилот на мини-вертолёте с реактивными лопастями yes
      1. +1
        31 октября 2024 18:02
        Я помню детскую книжку "Человек поднялся в небо")))
      2. +1
        31 октября 2024 18:50
        ещё разворот журнала Техника Молодёжи

        А ещё Техника молодежи не одну статью написал об автожире. Также по сути вертолёт. И самодельщики делали!!!
  6. 0
    31 октября 2024 10:10
    Сложно сказать, можно ли Ка-15 признать мини-вертолётом, но большим он точно не был!
    А Ми-1 в сравнении с Ка-15 ну просто гигант, в два раза длиншее, и на одного пассажира большее брал....
  7. -2
    31 октября 2024 11:00
    Конструкторы этих штуковин всякими путями выбивают финансирование чтобы поприкалываться. Смертельно опасная, но жутко забавная идея для "полета в выходной день". Не имеет ни малейшего смысла ни в каких иных задачах. Даже поисковоспасательная операция на нем практически невозможна - слишком много внимания требуется для полета, не до осмотра местности)
    Вот если изобретут антигравитацию...)
    1. +1
      31 октября 2024 19:03
      Спасательные операции на минивертолётах - бредовая идея: кого он подберёт, если на нём и одному пилоту тесно? А вот всякие диверсии, когда надо скрытно перебросить (или эвакуировать) одного человека (причем хорошо подготовленного) - другое дело...
      1. 0
        31 октября 2024 19:48
        Скрытное?! Огромная для современных средств обнаружения, гремящая на десятки километров, ползущая как вошь по мокрому тулупу кофемолка - техника спецопераций?! Что вы такое курите вообще?!))
        Поиск (не спасение) - единственное, что можно попытаться придумать для этой чепуховины. И то не лезет никак...
  8. +2
    31 октября 2024 11:32
    Гугл выдаёт это за фото Helioflay III-57. Но это не точно...


    Первый проект ранцевого вертолёта создали во время Второй мировой войны в III Рейхе. В 1941-42 годах австрийский инженер Пауль Баумгертль разработал модель Helioflay III-57. Аппарат приводился в движение двумя поршневыми двигателями Argus As 8, каждый из которых вращал однолопастной винт. Две лопасти длиной 4,7 м вращались в противоположные стороны. Общий вес агрегата не превышал 20 кг, но и о самой машине, и о результатах её испытаний мало что известно. Судя по тому, что в войне она не применялась, скорее всего, результаты испытаний руководство Рейха не впечатлили.

    Гугл выдает то, что у него спросят.
    На фотографии в начале статьи Heliofly III/59 - последняя конструкция Baumgärtl. По сути это уже обычный вертолет, построенный по соосной схеме.
    Первый его образец - Heliofly I (первая фотография) - был не ранец-вертолет, а ранец-автожир, который двигателя не имеет, а использует для создания подъёмной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт.
    Конструкция заинтересовала германское министерство авиации, конструктору выделили финансирование и он разработал ранец вертолет Heliofly III/57 (вторая фотография) и вертолет Heliofly III/59 (фотография в начале статьи). Поражение Германии привело к прекращению разработок.
  9. -1
    31 октября 2024 12:00
    [quote=Леха с Андроида

    Так и с ранцевыми вертушками будет тоже самое...как только появятся надёжные дешёвые ракетные движки их повсеместно начнут использовать для индивидуального перемещения человека по воздуху. hi[/quote]
    Для индивидуального перемещения -- да; для боя -- нет!
    1. 0
      31 октября 2024 13:58
      Цитата: ваш вср 66-67
      Для индивидуального перемещения -- да; для боя -- нет!

      Да и движки такие никогда не появятся. Из реактивных и ракетных двигателей уже выжато все, что только можно. Все таки мы живем не в мультфильме)
  10. +1
    31 октября 2024 13:10
    В прошлом году изобретатель флайборда Фрэнк Запата представил свой гибридный eVTOL

    eVTOL Zapata «покупай и летай» представляет собой турбинный гибрид
    Яйцеобразная капсула на ножках образует кокон для одного сиденья, а сверху крыши капсулы простираются восемь карбоновых опор. На четырех длинных диагональных опорах установлено нечто похожее на два электрических пропеллера, диаметр которых, по нашим оценкам, составляет менее метра (3,3 фута).

    Прототип Airscooter достигает скорости 100 км/ч, а продолжительность полета составляет два часа. Устройство использует четыре больших пропеллера для основной тяги и восемь меньших пропеллеров на электричестве для стабилизации.

    И ему не требуется полная сертификация типа. При весе всего 115 кг (254 фунта) AirScooter считается сверхлегким, вам не понадобится лицензия пилота.
    1. +2
      31 октября 2024 19:06
      Да, такого сейчас - много. Китайцы - первые ласточки...
  11. 0
    31 октября 2024 17:19
    Если есть что-то с пропеллером, способное таскать бойца в бронике, с калашом и мешком боеприпасов, то почему нельзя к этому устройству прикрепить мозги от мавика чтоб оно без бойца из того же калаша поливали свинцом врагов?
  12. -1
    31 октября 2024 17:33
    Что за дибилизм солдата летать научить?-пусть, вместо него, дроны летают
  13. 0
    7 января 2025 18:30
    А вот интересно - шведы Карлсона не очень любят.,