Многоцелевой транспортер ТТМб-5904: новая замена для МТ-ЛБ

28 832 44
Многоцелевой транспортер ТТМб-5904: новая замена для МТ-ЛБ
ТТМб-5904 на форуме «Армия-2024». Фото Telegram / Yuripasholok


Несмотря на все свои достоинства, многоцелевой гусеничный транспортёр МТ-ЛБ не лишён недостатков и к настоящему времени морально устарел. Российская промышленность регулярно предлагает решения этой проблемы в виде новых образцов техники с аналогичными функциями и улучшенными характеристиками. Очередную разработку такого рода под названием ТТМб-5904 впервые показали в этом году.



Перспективный проект


Нижегородский завод транспортно-технических машин (он же ООО «НПО «Транспорт») выпускает и предлагает заказчикам широкий ассортимент гусеничных вездеходов различных классов. Одним из них является многоцелевой гусеничный снегоболотоход ТТМ-5904. Он способен передвигаться по различным ландшафтам и перевозить грузы массой до 6 т.

Вездеход ТТМ-5904 обладает достаточно высокими ходовыми качествами и значительным запасом грузоподъёмности. Это делает его не только универсальным транспортным средством, но и неплохой платформой для размещения различных надстроек или для разработки новых образцов техники.

Недавно НПО «Транспорт» решило пойти по второму пути. На основе серийного гражданского вездехода оно создало новую бронированную машину для вооружённых сил. Проект получил собственный индекс ТТМб-5904, указывающий на его происхождение и наличие защиты.

Новый проект разрабатывался в сотрудничестве с предприятием «Астейс» из Набережных Челнов. Эта организация имеет большой опыт в создании и производстве бронеавтомобилей и, вероятно, занималось разработкой защиты для нового транспортёра.

Точные сроки разработки проекта ТТМб-5904 остаются неизвестными. Но не позднее лета текущего года проект был завершён, после чего НПО «Транспорт» и «Астейс» построили опытный образец или образцы. Вероятно, вскоре они были выведены на заводские испытания для определения основных ходовых характеристик и выявления возможных недостатков.


Кормовая часть транспортёра. Фото Telegram / Yuripasholok

Премьерный показ


Перспективный транспортер ТТМб-5904 впервые показали специалистам и потенциальным заказчикам в августе, на военно-техническом форуме «Армия-2024». Машину разместили на открытой площадке в рамках экспозиции компании «Астейс». Новый гусеничный образец демонстрировался рядом с уже известными броневиками её разработки.

На выставке был представлен опытный образец транспортера, а также некоторые дополнительные агрегаты. Кроме того, показали информационный стенд с основными данными о машине. Впрочем, как отметили некоторые посетители выставки, для ТТМб-5904 было выбрано не самое удачное место, и транспортёр получил меньше внимания, чем мог бы.

Новое изделие, созданное НПО «Транспорт» и «Астейс», позиционируется как современный защищённый гусеничный транспорт, способный решать различные задачи. В целом эта машина предназначается для ниши, которую сейчас занимает заслуженный, но устаревший транспортёр МТ-ЛБ.

Технические особенности


Изделие ТТМб-5904 представляет собой гусеничную машину с броневым корпусом, предназначенную для перевозки грузов и людей. Оно может оснащаться необходимым оборудованием или вооружением. В этом отношении новый транспортёр принципиально не отличается от существующего МТ-ЛБ.

Как следует из названия, ТТМб-5904 создан на основе гражданского вездехода ТТМ-5904. От него он унаследовал силовую установку с трансмиссией, ходовую часть и некоторые другие системы. В рамках нового проекта был разработан оригинальный броневой корпус, в котором разместились все заимствованные элементы.

Компоновка корпуса ТТМб-5904 напоминает МТ-ЛБ. В носовой части, под характерным «капотом», находится трансмиссия. За ней расположено отделение управления, а рядом — моторный отсек. Вся кормовая часть машины отведена под десант или грузы.


Гражданский вездеход ТТМ-5904. Фото НПО «Транспорт»

Десантное отделение рассчитано на восемь мест и оснащено двумя люками в бортах и кормовой дверью. В бортах предусмотрены амбразуры для стрельбы из личного оружия. В зависимости от комплектации, десантное отделение может вмещать специальное оборудование или быть боевым отделением.

ТТМб-5904 оснащен дизельным двигателем КамАЗ-740.51-320 мощностью 320 л.с. Предусмотрено два варианта коробок передач: механическая и автоматическая. Механизм поворота — бесступенчатый планетарный. Мощность передается на ведущие колёса переднего расположения. Ходовая часть включает по семь катков с торсионной подвеской на каждом борту. У гражданского снегоболотохода заимствовали гусеницу со съёмными уширителями, улучшающими проходимость.

Общая длина нового транспортера не превышает 7 м. Ширина, в зависимости от конфигурации ходовой части, составляет до 3,15 м, а высота — 2,7 м. Снаряженная масса заявлена на уровне 11 т, а грузоподъемность — 6 т.

ТТМб-5904 заметно выше МТ-ЛБ и тяжелее на несколько тонн. Однако благодаря более мощному двигателю, ходовые характеристики удалось сохранить на прежнем уровне. На суше машина развивает скорость не менее 50 км/ч, а на воде — до 5 км/ч.

На фоне предшественника


Проект многоцелевого транспортера ТТМб-5904 уже достиг стадии строительства и испытаний опытной техники. Какое будущее его ждёт, пока неясно. Вооружённые силы ещё не давали комментариев по этому поводу, и, насколько известно, проект не включен в какие-либо армейские программы.

Тем не менее, даже на данном этапе можно провести сравнение новой бронемашины с существующм образцом, который она должна заменить. Нетрудно заметить, чем отличаются эти два транспортёра, а также как в новом проекте учитывался опыт эксплуатации существующей техники.


Транспортёр МТ-ЛБ. Фото Vitalykuzmin.su

С точки зрения общей архитектуры и предполагаемой сферы применения, МТ-ЛБ и ТТМб-5904 очень похожи. В новом проекте используются те же компоновочные решения, и даже есть некоторое внешнее сходство. При этом новый транспортер создан на основе современных агрегатов, доступных на рынке или разработанных с нуля. Это должно обеспечить высокие характеристики и упростить эксплуатацию.

Следует обратить внимание на бронекорпус новой машины. По своей компоновке он напоминает корпус МТ-ЛБ, но отличается большей высотой и объёмом, что создает более комфортные условия для экипажа и десанта. Как показала практика, в современных конфликтах уменьшенные силуэты и проекции уже не являются достаточной защитой от средств обнаружения и поражения. Поэтому сокращение габаритов корпуса не имеет смысла, и важно сосредоточиться на эргономике и вместимости.

Как и предшественник, ТТМб-5904 может перевозить людей и грузы, а также нести различные полезные нагрузки. Однако конкретные боевые модули или другие системы пока не предлагались. Возможно, на следующих выставках будут представлены модификации транспортёра с подобным оснащением.

ТТМб-5904 отличается от МТ-ЛБ большей грузоподъёмностью и массой. Последний фактор компенсируется за счёт нового мощного двигателя. Удельная мощность новой машины не хуже, что позволяет сохранить ходовые характеристики на прежнем уровне. Кроме того, используется ходовая часть от снегоболотохода, которая обеспечивает улучшенные параметры проходимости на мягком грунте и других подобных поверхностях.

Вопросы замены


Идея создания нового многоцелевого бронированного транспортёра, способного заменить устаревший МТ-ЛБ, возникла достаточно давно. На протяжении последних десятилетий промышленность предлагала различные проекты такой техники: как глубокую модернизацию существующего транспортера, так и совершенно новые разработки.

Зачастую новые машины обладают существенными преимуществами перед устаревшей МТ-ЛБ. Они связаны как с новизной проектов, так и с применёнными решениями. Однако, по разным причинам, пока не удалось достичь поставленной цели, и полноценная замена для МТ-ЛБ не найдена. Сможет ли новый транспортер ТТМб-5904 стать такой заменой, неизвестно. Однако предприятия-разработчики уже сделали свою попытку и надеются на успех.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 октября 2024 06:14
    yes, no, this seems inspired by even earlier vehicles or, at best, by civilian models. it's hard to see anyone in this world so happy to destroy the current equipment as the defense industry mafia; even americans, who are much richer, prefer to store them, while these dudes hate what was before and want you to buy only their things.
    1. +1
      5 ноября 2024 02:03
      producers were inspired by the olympic slogan: citius, altius, fortius - faster to take your money than an existing vehicle, higher body - so more vulnerable, stronger engine needed to move an armored muravey that is heavier than a mtlb despite doing half of the things mtlb does.
      Производители вдохновлялись олимпийским лозунгом: citius, altius, fortius — быстрее заберет ваши деньги, чем существующее транспортное средство, более высокий кузов — поэтому более уязвимый, для перемещения бронированного муравея, который тяжелее МТЛБ, хотя и делает половину того, что делает МТЛБ, нужен более мощный двигатель.
  2. +12
    29 октября 2024 06:42
    Общая длина нового транспортера не превышает 7 м. Ширина, в зависимости от конфигурации ходовой части, составляет до 3,15 м, а высота — 2,7 м. Снаряженная масса заявлена на уровне 11 т, а грузоподъемность — 6 т.

    Это характеристики гражданской небронированной версии с трансмиссией от Alison (США) или ZF (ФРГ) , вот и вся замена....а корпус с дверками и окнами сварганить много ума не надо.
    При этом новый транспортер создан на основе современных агрегатов, доступных на рынке или разработанных с нуля


    Талант надо иметь, чтобы целую повесть написать без конкретики...замена....тьфу
    1. +1
      29 октября 2024 12:27
      Вообще-то "конструкторы" данного агрегата перед началом НИОКР по изделию не озаботились элементарной статистикой и анализом: сколько всего МТЛБ до настоящего времени состоит на вооружении армии РФ, в каких именно видах специальной техники применена данная база (тягачи, ПТРК, САУ, ЗРК, другое) и имеется максимальная потребность для её замены - тогда и готовили-бы соответствующий прототип(ы)
  3. +5
    29 октября 2024 06:44
    Как показала практика, в современных конфликтах уменьшенные силуэты и проекции уже не являются достаточной защитой от средств обнаружения и поражения. Поэтому сокращение габаритов корпуса не имеет смысла,
    Ни одно решение само по себе не является достаточной защитой в современных условиях. Только комплексное применение, включающее и тактику применения, может дать какой-то положительный эффект. Уменьшение силуэта - одно из решений. Машину проще маскировать, прятать и защищать. Да и попасть в неё хоть и не критично, но всё же сложнее. К тому же именно уменьшение высоты бронекорпуса даёт максимальный эффект снижения веса и, как следствие, улучшение подвижности. Недавно проходила информация о создании, по-моему в Финляндии, нечто похожего на мотолыгу. Правда для транспортной машины объёмы всё же важнее, да и выбранная база наверное не позволит уменьшить силуэт.
  4. +8
    29 октября 2024 07:18
    Сколько уже мы видели этих замен, каждую выставку чем то заменяют, а в серию ничего не идёт. Вот когда выпустят несколько тысяч, когда в репортажах с фронта они замелькают, тогда это будет замена, а пока это все выставочные образцы.
    1. +6
      29 октября 2024 10:07
      Ну дык у нас инициативные проекты, которые журналистам показывают производители. А закупать должно минобороны. А минобороны с 2013 года это не про закупки вооружения, а про очковтирательство, парады, распилы и биатлоны
  5. 0
    29 октября 2024 08:01
    Да, на выставке и ттх это конечно интересно, но когда такие образцы пойдут в серию и будут выпускаться хотя бы сотней штук, тогда и поговорим.
  6. +7
    29 октября 2024 08:35
    А нужна ли замена? Не логичней модернизация серийной модели. Мотолыга вполне устраивает эксплуотантов. Двигатель и трансмиссию перелсмыслить по новым меркам. Заводские экраны/мангалы. Версия с увеличенным по высоте грузовым отделением.
    Версия с грузовым отделением без крыши и манипулятором для быстрого скидывания поддонов с грузом.
    Довести до современного уровня мотолыгу легче чем изобретать велосипед заново.
    1. +4
      29 октября 2024 10:46
      Цитата: garri-lin
      А нужна ли замена?

      Да, и лучше бы ее делать на базе БМП-3, то есть с использованием её узлов и агрегатов, для унификации
      1. +1
        29 октября 2024 15:26
        Вес грубо вдвое больше. Двигатель опять жеж. Не знаю.
        1. +3
          29 октября 2024 17:03
          Цитата: garri-lin
          Вес грубо вдвое больше. Двигатель опять жеж. Не знаю

          Еще в 90-е был создан тягач 502ТБ "Алтаец" на базе узлов и агрегатов БМП-3, но...все произведенные экземпляры были направлены в НИИ и на базы хранения, а сейчас ими вновь заинтересовались и испытывают на поле боя.
          1. +2
            29 октября 2024 20:01
            Так Алтаец непошел как раз из за компановки.
            Двигатель совсем не там. Если чисто как тягачь то да. Но МТ ЛБ это и бронекоробочка с удобным подходом. Погрузить выгрузить.
            1. +1
              30 октября 2024 13:18
              Цитата: garri-lin
              Так Алтаец непошел как раз из за компановки.

              Но как БШ для систем ПВО сгодился бы, хотя соглашусь компоновку надо менять, перенеся МТО в нос, и тогда на базе такого шасси можно создавать и КШМ, различные САУ, БТР...
              1. +2
                30 октября 2024 21:45
                Легче новый корпус. Потому как у БМП 3 он сильно деференцированный.
                Я давно говорил что гусенечный БТР на основе БМП три будет ой как хорош. И не БТР 3Ф где только башню убрали а полностью переделанный. И броня вкруг получше. Но там работ столько что с нуля начинать .
                И если этим озаботится то шасси будет не легкое а среднее. А МТ ЛЮ шасси именно легкое.
            2. 0
              5 ноября 2024 15:56
              very true, and also a buildup that allows weapon mountings and fire control and flexibility to adapt it to different functions. mtlb had decades to evolve into a military support vehicle - it can go from apc to ifv in an hour. instead, this thing is a civilian atv painted green with a welded box on the back.
              совершенно верно, а также надстройка, которая позволяет устанавливать вооружение и управлять огнем, а также гибкость, позволяющую адаптировать его для различных функций. У МТЛБ были десятилетия, чтобы превратиться в военную машину поддержки — она может превратиться из БТР в БМП за час. Вместо этого эта штука представляет собой гражданский вездеход, окрашенный в зеленый цвет, со сварным кузовом сзади.
    2. +3
      29 октября 2024 18:59
      Цитата: garri-lin
      А нужна ли замена? Не логичней модернизация серийной модели.

      А она есть - отечественная серийная модель МТЛБ?
      ЕМНИП, у нас мотолыги только капиталят из наличия. А производили их в Харькове.
      1. 0
        29 октября 2024 20:03
        Капиталят. Но тл что я описал можно и в рамках ремонта сделать.
  7. +5
    29 октября 2024 09:46
    к настоящему времени морально устарел

    Решительно не представляю, как может типа морально устареть качественное гусеничное шасси, проверенное десятилетиями... what
    1. +3
      29 октября 2024 10:08
      Легко. Бойцы растут каждое десятилетие, амуниция тяжелеет, калибры снарядов возимых растут, калибры средств поражения растут, средства РЭБ появляются - все это выражается в росте массы МТЛБ. (броня, габариты, мощность дизеля и вес трансмиссии)
    2. +2
      29 октября 2024 10:48
      Цитата: paul3390
      Решительно не представляю, как может типа морально устареть качественное гусеничное шасси, проверенное десятилетиями...

      Да ЭЛЕМЕНТАРНО, теснота в десантном отделении не позволяющая там разместить должное количество бойцов в современной экипировке и затрудняющая посадку-высадку.
      1. 0
        29 октября 2024 11:22
        Дык - какое отношение корпус к шасси-то имеет? Сделай коробку чуток поболее.. Можно двигло помощнее поставить.. И пользуйся дальше.
        1. +1
          29 октября 2024 14:44
          Цитата: paul3390
          Дык - какое отношение корпус к шасси-то имеет?

          В технике все имеет к друг-дружке отношение
          Цитата: paul3390
          Сделай коробку чуток поболее.. Можно двигло помощнее поставить..

          Значит полностью перепроэтировать, фактически создать новую машину
        2. +3
          29 октября 2024 19:03
          Цитата: paul3390
          Дык - какое отношение корпус к шасси-то имеет? Сделай коробку чуток поболее.. Можно двигло помощнее поставить..

          Бронекоробка побольше - выросла масса.
          Движок помощнее - вырос расход топлива. Увеличили запас топлива - ещё подросла масса.
          Рост массы - модернизация подвески и новые гусеницы (ибо давление на грунт).
          Рост мощности движка - нужно модернизировать трансмиссию.
          В общем, в итоге получим БТР-3Ф. smile
        3. +3
          29 октября 2024 22:53
          Фильм "Главный конструктор" посмотри! В нём главный герой фильма, очень хорошо объясняет, почему, как вы предлагаете, ну никак не работает!
      2. +1
        29 октября 2024 15:28
        Ну так то это грузовичек. Никак не автобус хотя и используется.
      3. 0
        30 октября 2024 18:09
        Осмелюсь спросить, это какая такая современная экипировка бойца габаритнее советской?
  8. +8
    29 октября 2024 10:01
    К новой мотолыге требования просты побольше да покрепче.. Что нужно ? максимальный внутренний объем при минимальных габаритах , посмотрите на МТЛБ корпус отнюдь не идеален, тьма объема потеряно над надгусеничными полками , передняя часть тоже не образец.. Для максимального внутреннего объема машина должна иметь форму этакой "капли" с минимумом рубленых плоскостей уходящих внутрь корпуса.. В СССР ахиллесовой пятой всей техники были убогие ДВС не позволявшие реализовать многие конструкторские решения и прямую влиявшие на все ТТХ. Сегодня с этим гораздо лучше линейка ДВС обширней ,а развитое производство даст необходимое количество. ВЫбор двигателя тут не понятен , за чем камазовская восьмерка когда есть ЯМЗ56\537? Двигатель меньше легче мощнее и при этом тише и экономичней.. Например 536 в Евро-0 выдавал 451лс, а 537 стал на литр объема больше следовательно 500лс вполне себе..Так что резервы для создания МТЛБ-2 есть и вполне реализуемы.
    1. +1
      30 октября 2024 10:51
      Цитата: макс702
      Для максимального внутреннего объема машина должна иметь форму этакой "капли" с минимумом рубленых плоскостей уходящих внутрь корпуса..

      Каплевидные обводы сварного бронекорпуса... технологи серийного производства будут биться в экстазе. smile
      1. +1
        2 ноября 2024 15:23
        За чем же утрировать? Квадратишь ,практиш ,гут! И все! Именно куча углов и сопряжений на МТЛБ прям кричат о технологичности.. А можно еще о резино-полимерных гусеницах вспомнить как минимум на гражданке очень зайти могут.
  9. +6
    29 октября 2024 11:13
    Что могу сказать по этому поводу, отказ от ЯМЗ 238 ухудшает тягу на низах очень существенно, так-же камазовский движок сейчас имеет избыток электроники и всякой шелухи; у ТТМ слабый корпус (лодка), дающий трещины при эксплуатации в районе ведущих звездочек (Мурманская область). Если эта болячка передалась по "наследству" - беда с ней будет. Автономные отопители, с которыми довелось столкнуться, не отличались надежностью, "вылетали" из строя за три-четыре месяца эксплуатации. По поводу ходовой, увеличение массы ТТМ за счет бронирования однозначно убьет ресурс шасси. Так что испытывать и испытывать это творение, прежде чем спускать этот образец в руки мехводов! А то получится как с АК12.
    1. 0
      29 октября 2024 12:07
      Вот это ответ так ответ.
      Цитата: Severok
      А то получится как с АК12

      А что с ним не так было? Сейчас себя нормально показывает, не без замечаний, но где и что без них?
      1. +3
        29 октября 2024 14:04
        С АК12 все не так, начиная с первых серий до современных.
        1. +1
          29 октября 2024 14:09
          Не знаю как с первых, но в последнее время насколько я видел у нас, нареканий не вызывал. Прицел идиотский только, но основная масса коллиматор вешала. В целом не сильно отличался, в плане удобства лучше, приклад, магазин, ремень, но я себе старый добрый взял, он понадежнее как по мне.
          1. -1
            28 ноября 2024 12:26
            Ну вот, сам себе и ответил... А,что не так!? wink
    2. +1
      5 ноября 2024 16:04
      thieves supporting each other...of course an impostor model would buy its components from serdyukov's kamaz. not that kamaz is bad as such, but it has its range and applications, it behaves more and more like a bolgar business - favoring partners from home and 1-2 other regions, and what's worst, they eliminate their competition, like when they destroyed kzkt to enter the market of the huge trucks.
      воры поддерживают друг друга... конечно, модель-самозванец будет покупать свои комплектующие у сердюковского камаз. не то чтобы камаз был плох сам по себе, но у него есть свой ассортимент и применение, он все больше ведет себя как болгарский бизнес - отдавая предпочтение партнерам из дома и 1-2 других регионов, и что хуже всего, они устраняют своих конкурентов, как когда они уничтожили кзкт, чтобы выйти на рынок огромных грузовиков.
  10. 0
    29 октября 2024 19:49
    Тягач Транспортный Многофункциональный бронированный ТТМб-5904 создан на базе гражданского снегоболотохода ТТМ-5906,
    мощность двс 420 лс (320 - гражд.),
    высота 2.24 м (мтлб 1.9) - не такая уж большая разница (в рамках ТЗ),
    скорость 60 км/ч,
    масса 12.5 реально (мтлб 9.5) - да,
    но удельная мощность мтлб 240 лс/9.5т.=25лс/т, у ТТМб 420/12.5=33.6лс/т
    Это автору, ну и читателям, конечно.
    Далее, кто то писал «сварганить дверки ума не надо..» - во первых это новай бронированный корпус, а, во вторых, гражданскую базу тоже нужно было создать - она вышла в 2018-ом и представляет собой совершенно новую машину с модернизированной ходовой БМП-2 (взаимозаменяемой) и уникальным, запатентованным, бесступенчатым механизмом поворота - это всё собственные разработки предприятия. Коробка ZF 16 ступ. полностью локализована на Камазе, автомат МЗКТ.
    Кто то писал «зачем замена, надо модернизировать мтлб..» - так по сути это оно и есть с учетом современных требований МО, с учетом того, что мтлб и з/ч к ней не производятся заводским способом более 25-ти лет - работать с базой мтлб это пересоздавать старое под новым «соусом».
    Как то так.
  11. 0
    30 октября 2024 07:18
    . ога, очередной ниимеющий аналогов супер-пурер передовой предсерийный опытный образец представлен конторой ООО "Рессоры и Траки"...

    сколько можно одно и то же уже читать про очередного "убивца мотолыги"?

    основная фишка МТЛБ то как раз не в том что она была какая-то там продвинутая понтовая машина, а что она была простая как сапог и дешёвая как грязь, вот и наклепали их как грязи, под каждым кустом сидит по две, движками урчат.

    а это че. очередной пепелац по выставкам катать
    1. -1
      30 октября 2024 10:57
      Цитата: Анатолий Шпалин
      . ога, очередной ниимеющий аналогов супер-пурер передовой предсерийный опытный образец представлен конторой ООО "Рессоры и Траки"...

      ООО «НПО «Транспорт» - это бывшая научно-исследовательская лаборатория транспортных и технологических машин, она же Специальное конструкторско-технологическое бюро транспортных и технологических машин при НГТУ. Короче говоря, спецКБ при Главтранснефти (ныне "Транснефть") - гусеничные транспортёры для нефтянки и МЧС.
      В общем, спецы по снегам и болотам. smile
      1. 0
        30 октября 2024 15:00
        Респект за осведомлённость - всё верно. Спасибо
  12. +1
    5 ноября 2024 16:23
    guys, you can't imagine the mafia implications - i looked for the company on the wikipedia and i found few different factories - all of them i could open without problems, except this one! it's not security they care about, it's their own shady deals.
    ребята, вы не можете себе представить, какие тут замешаны мафиози - я поискал название компании в википедии и нашел несколько разных фабрик - все их я смог открыть без проблем, кроме этой! их волнует не безопасность, а их собственные темные делишки.
    1. 0
      5 ноября 2024 17:45
      no, they changed their address, but they still should repair existing vehicles.
  13. 0
    2 декабря 2024 22:02
    ТТЛБ приземистый. Прямо стелется по земле. Настоящая военная машина... А новый транспортер ТТМб-5904 какой то здоровенный. Высокий как трактор. Не понравился он мне !
  14. 0
    3 февраля 2025 07:15
    Статья странная , Кирилл пользовался странным ИИ : вот место
    "Точные сроки разработки проекта ТТМб-5904 остаются неизвестными. Но не позднее лета текущего года проект был завершён, после чего НПО «Транспорт» и «Астейс» построили опытный образец или образцы. Вероятно, вскоре они были выведены на заводские испытания для"
    И интересный вопрос про бронирование, такое же как у мтлб или лучше, что выдерживает?