Hyundai Rotem разрабатывает принципиально новую силовую установку для танка K3

50
Hyundai Rotem разрабатывает принципиально новую силовую установку для танка K3
Предполагаемый облик будущего ОБТ K3


В настоящее время южнокорейская компания Hyundai Rotem ведёт предварительную проработку облика перспективного основного боевого танка. Будущий ОБТ K3 предлагается строить с широким применением самых передовых технологий, которые позволят получить высокие характеристики и обеспечить преимущество перед другой бронетехникой. В частности, прорабатывается вопрос создания гибридной силовой установки на основе топливных элементов.



На уровне теории


Компания «Хёндэ-Ротем» начала теоретические изыскания по теме перспективного ОБТ ещё несколько лет назад. К настоящему времени она сформировала самые общие положения будущего проекта K3 и сейчас занимается их более подробной проработкой.

В официальных материалах компании уже демонстрируется возможный облик будущего танка K3. Кроме того, были озвучены его ключевые особенности и преимущества по сравнению с существующей бронетехникой. В частности, новый южнокорейский ОБТ будет иметь усиленную защиту, 130-мм орудие повышенной мощности и обновленную систему управления огнём.

Компания-разработчик упоминала, что K3 будет показывать высокую подвижность как на автодорогах, так и на пересечённой местности. Кроме того, танк будет бесшумным в движении. Однако способы решения этих задач и необходимые технологии пока не раскрывались. Возможно, это связано с секретностью информации или с отсутствием готовых решений.

Согласно текущим планам, работы по проекту K3 продлятся ещё не менее 10-12 лет. Готовый проект планируют представить только в середине тридцатых годов, а серийное производство запустят в 2040 г. или позже. Такой график работ даёт достаточно времени для решения всех задач, но тоже имеет свои недостатки. Кроме того, пока новый проект на текущем этапе больше похож на простое обещание без четких перспектив.

По новым данным


23 октября южнокорейское издание The Korea Herald раскрыло новые подробности проекта K3. От неназванных источников в компании Hyundai Rotem оно узнало, как именно будет решаться одна из основных задач проекта. Как оказалось, при создании нового ОБТ собираются использовать передовые технологии.


Сообщается, что первые прототипы будущего ОБТ получат гибридную силовую установку на основе дизельного двигателя и электрических компонентов. Двигатель внутреннего сгорания будет работать с генератором и обеспечивать электроэнергией все бортовые системы, включая тяговые электромоторы.

На следующем этапе планируется отказаться от использования дизеля и генератора. Вместо них будут установлены водородные топливные элементы, которые станут источником электроэнергии. Для нового ОБТ планируется разработать полноценную генераторную установку на основе водородных топливных элементов, которая сможет поместиться в моторный отсек танка.

Технические детали гибридной силовой установки пока не разглашаются, вероятно, из-за ранней стадии развития проекта ОБТ и сопутствующих разработок. Тем не менее, отмечается, что танк с гибридной силовой установкой не будет уступать по ходовым и иным характеристикам современным боевым машинам.

Источники издания The Korea Herald подчеркивают, что создание гибридной установки с топливными элементами станет настоящим прорывом. Подобные системы не используются на современной бронетехнике, и южнокорейский танк K3 имеет все шансы получить их первым в мире.

Перспективная технология


Топливный элемент представляет собой электрохимический источник тока, который преобразует химическую энергию топлива в электрическую. Современные устройства такого рода обладают высокой эффективностью, а также привлекают внимание повышенной экологической безопасностью.

Существует несколько вариантов конструкции топливных элементов, использующих различные виды топлива и работающих по разным принципам. Наибольшее распространение получили элементы на водороде, сочетающие простоту и эффективность.


Топливный элемент представляет собой устройство с набором внутренних компонентов, в которое подаётся топливо и окислитель. В качестве топлива обычно используется водород, а окислителем кислород, как в чистом виде, так и из атмосферного воздуха.

Внутри элемента находятся электроды, специальная мембрана и камеры для циркуляции газообразных компонентов. Во время работы такого устройства атомы водорода под внешним воздействием теряют электрон, превращаясь в протоны. Положительные частицы проходят через прозрачную для них мембрану на катод, а электроны — на анод. Создаётся электрический ток.

В составе силовой установки для танков и другой техники может быть несколько таких источников тока. Гибридная установка также включает приборы преобразования и управления, аккумуляторные батареи и электромоторы, отвечающие за движение.

Гибридный танк


По всей видимости, разработка гибридной силовой установки для танка K3 находится на начальном этапе. В связи с этим компания Hyundai Rotem ещё не готова раскрыть какие-либо подробности или назвать характеристики. Однако уже сейчас можно оценить потенциал этой системы в контексте развития бронетанковой техники.

Топливные элементы на основе водорода обладают рядом преимуществ, которые могут быть интересны при разработке танков и другой бронетехники. В первую очередь, это меньшие размеры в сравнению с ДВС или аккумуляторами той же мощности. Всё это упрощает компоновку внутренних объемов машины-носителя и/или позволяет увеличить количество топливных элементов.

Процесс преобразования химической энергии в электрическую отличается высоким коэффициентом полезного действия. В этом отношении топливные элементы превосходят как ДВС, так и гибридные установки на их основе. Следовательно, появляется возможность создать более экономичную или более мощную установку.


Для иностранных разработчиков и заказчиков важным аргументом является отсутствие вредных выбросов. При работе топливного элемента образуется только водяной пар. Многокомпонентный выхлоп с опасными веществами отсутствует.

Гибридная силовая установка на электрических компонентах предоставляет больше свободы при компоновке агрегатов и разработке машины в целом. Она позволяет достичь высоких тактико-технических характеристик и обеспечивает различные режимы работы. Интересной особенностью является снижение шума. Без ДВС машина с гибридной установкой работает и двигается значительно тише.

Однако предложение компании Hyundai Rotem не лишено недостатков. Прежде всего, это общая сложность разработки и производства. Проблема сложности усугубляется требованиями к уровню характеристик. Перспективному ОБТ необходима силовая установка мощностью не менее 1200-1500 л.с., и выйти на такие показатели с топливными элементами будет, как минимум, непросто.

Также вызывает вопросы устойчивость гибридной установки и топливных элементов к нагрузкам, возникающим при войсковой эксплуатации и в боевых условиях. Нет оснований полагать, что такие агрегаты не снизят живучесть боевой машины при её поражении. Наличие на борту баллонов с водородом может создать дополнительные риски.

Наконец, следует ожидать трудности и проблемы на стадии внедрения в практику. Для ОБТ с гибридной силовой установкой и топливными элементами потребуется собственная инфраструктура. Им понадобятся собственные средства заправки и логистика газообразного топлива. Также придется наладить новые процессы обслуживания и т.д.

Танк будущего


Таким образом, крупнейший южнокорейский производитель военной техники приступил к разработке ОБТ будущего и постепенно формирует его облик. Предлагаются и прорабатываются различные решения, направленные на улучшение технических и боевых характеристик.

Согласно последним сообщениям, перспективный танк K3 может получить принципиально новую силовую установку, обладающую рядом важных преимуществ. Тем не менее, это предложение не лишено недостатков, и в ближайшие годы компании Hyundai Rotem предстоит решить, имеет ли оно практический смысл.
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    30 октября 2024 04:46
    Интересной особенностью является снижение шума. Без ДВС машина с гибридной установкой работает и двигается значительно тише.
    дронам глубоко плевать на шум мотора.
    1. Комментарий был удален.
    2. +3
      30 октября 2024 15:12
      Долгам конечно же наплевать, а людям? - избыточный шум это дополнительный фактор для тревоги, и ещё один новый технический показатель - экологичность боевой машины, вот уж где-где а в боевых условиях экология это точно фактор не самый важный, хотя конечно одно другому не помеха...
      1. 0
        1 ноября 2024 14:31
        избыточный шум это дополнительный фактор для тревоги

        Все коментаторы довольно скептически отнеслись к статье, думаю зря.
        Шум это только один из факторов, а вот снижение тепловой сигнатуры это уже серьёзнее.
        Водород, это самое эффективное химическое топливо, пока у человечества не очень хорошо получается с ним работать, но в будущем всё может изменится, и корейцы к этому стремятся.
        А мы? Потом опять будем - "догоним и перегоним ...."
        1. +1
          1 ноября 2024 15:47
          Надо ещё подумать стоит ли в выборе топлива догонять и перегонять - водород это газ, к тому же очень горючий, именно поэтому водородом не стали наполнять летательные объемы воздушных шаров и дирижаблей, будет ли уместным этот вид топлива в боевых условиях?
          1. 0
            1 ноября 2024 17:03
            водород это газ, к тому же очень горючий,

            Пары любого горючего - это газ, и горят они очень хорошо, есть вариант топлива лишённого этого недостатка, это каменный уголь, не думаю что в будущем на бронетехнике появятся кочегары laughing
            1. 0
              1 ноября 2024 17:41
              Вообще-то свой двигатель внутреннего сгорания инженер Дизель планировал строить на основе угольной пыли, как вида топлива, но его идея пошла в дело когда он поменял вид топлива - взял за основу один из дистиллятов нефти - "дизельного топлива", но дело в том, что дизельное топливо становится более огнеопасным когда его распылят форсункой уже непосредственно в камере сгорания - цилиндре, до этого момента дизельное топливо не настолько пожароопасное как бензин, именно поэтому в танкостроении его применяют как основной вид топлива, и в условиях боя, честно говоря не вижу ему замены.
              1. 0
                1 ноября 2024 20:19
                дизельное топливо становится более огнеопасным когда его распылят форсункой уже непосредственно в камере сгорания - цилиндре
                я как судовой инженер механник поспорил бы с Вами, но вообще-то суть разговора о другом, какое топливо более безопасно хранить.
                Вы были не внимательны, я написал
                Пары любого горючего

                Преимущество диз топлива в том, что оно испаряется при более высокой температуре. Есть понятие, температура вспышки, легковоспламеняющиеся бензины дают вспышку при температуре менее 28 градусов, керосины – от 28 до 45 градусов, моторное и дизельное топливо, а также мазуты – в диапазоне от 45 до 120 градусов. Поэтому диз топливо безопаснее при хранении.
                Водород для топливный элементов нужно хранить при высоком давлении, разрушить баллон высокого давления сложнее чем топливный бак, так что может быть пожароопасность водорода в этом случае и не будет так критична, как в случае дирижабля.
                1. +3
                  1 ноября 2024 22:37
                  В таком случае мы с вами почти коллеги - я судовой электромеханик в прошлом, так что дизеля и свойства диз-топлива я знаю тоже не плохо, а словесная казуистика на дело мало влияет, а вот водородное топливо меня напрягает больше, возможно потому что я не имел с ним дело, но в наших домах в разных городах частенько взрываются баллоны с пропаном, с пропаном и природным газом я знаком лучше, что такое процент взрываемости я хорошо знаю, и поэтому к газовым баллонам у меня повышенное внимание.
                  1. 0
                    2 ноября 2024 06:45
                    я судовой электромеханик

                    Коллега hi drinks
                    Но согласитесь, непосредственное преобразование потенциональной энергии в электрическую без лишних переходов, это классно good
                    1. 0
                      2 ноября 2024 07:30
                      Это конечно классно, но ведь водород в баллоне находится в жидком состоянии и значит его нужно перевести опять в газообразное состояние чтобы потом рационально применить, или я не прав? - и кроме того водородное топливо для нас ещё пока новый вид, у него конечно же, имеются свои особенности о которых мы пока мало знаем.
    3. 0
      30 октября 2024 15:42
      Когда танчик слышно километров за пять - людям не плевать. Это тупо палево.
      1. +2
        30 октября 2024 17:03
        Цитата: Сергей_29
        Когда танчик слышно километров за пять - людям не плевать. Это тупо палево.

        Т 80 я услышал когда он вылетел из за капонира... метрах в 60 ти, тишина была...птички пели.это так для примера, Т 72 слышно было бы метров за 500.
    4. -3
      30 октября 2024 17:26
      Цитата: Аэродромный
      дронам глубоко плевать на шум мотора.

      Дронам - да. А людям?
      Нельзя же всегда надеяться на то, что комод устроит дискуссию с комвзовда об обязательности употребления державной мовы в зоне боевых действий - в процессе которой не услышит подъезжающий танк. smile
  2. +6
    30 октября 2024 05:43
    Как то очень мудрёно, креативно и модненько! Кажется господа заигрались с машинками своими и решили все это креативное перенести в военное русло. Ощущение что этим занимаются люди далёкие от армии, не знающие что такое реал ная война, переигравшие в игры. Выхлоп им нужен экологичный у танка, этож просто дурка на воле!
    1. -1
      31 октября 2024 04:20
      Разумеется всё это дуR@к@ валяние и обычные конструкторские поиски нового . Но предыдущий танк у них получился очень даже и на сегодня является самым современным и совершенным в мире . И уже неплохо продаётся . Так что подобные анонсирования это скорей всего пиар-ход для лучших продаж К-2 и другой военной техники , ибо производственные линии простаивать не должны .
      Но топливные элементы и водородные баки к ним ... для танка которому носиться по сильно пересечённой местности по метким огнём неприятеля и при постоянных атаках FPV , который всё время норовят под хвост залететь ... это ... по крайней мере "очень смело" .
    2. 0
      31 октября 2024 05:14
      Выхлоп экологичный это побочное явление, которое маркетологами подается как крутая фишка. Военным интереснее более высокое КПД, при большем соотношении кВт на единицу объема, которое могут дать топливные элементы. По-русски, это значит меньше двигательный отсек при той же мощности либо такой же двигательный отсек, но большей мощности. Да еще больше пробег на том же объеме топлива. Еще плюс, что топливные элементы дают возможность изменения компоновки танка, например они будет располагаться по дну и/или по бортам, а боевое отделение будет иметь заднюю аппарель и возможность перевозить пехоту под броней танка.
    3. 0
      31 октября 2024 08:12
      Цитата: Вадим С
      Выхлоп им нужен экологичный у танка, этож просто дурка на воле!

      Просто в рамках средств, выделяемых на оборону в современных истерических реалиях, проще всего изыскать деньги на финансирование перспективных экспериментальных направлений. В целом же, работа над новыми энергоустановками весьма полезна, где бы их применение ни планировалось бы.
  3. +4
    30 октября 2024 06:12
    Прям так себе и представляю как они обеспечивают топливом водородом в условиях ведения войны эти свои чудо танки . Аж до слез прям...
    1. +1
      30 октября 2024 08:54
      Цитата: FoBoss_VM
      Прям так себе и представляю как они обеспечивают топливом водородом в условиях ведения войны эти свои чудо танки . Аж до слез прям...

      Не переживайте так, ведь доставлять его будут грузовики на солярке... laughing
    2. -1
      30 октября 2024 09:27
      А, че? Нормально, так. Колонны цистерн со сжиженным водородом едут на передовую, для заправки танков. laughing
      1. 0
        30 октября 2024 20:04
        Вспомните как первые советские космические ракеты обслуживались обыкновенными повозками с лошадьми. И нчиего - как-то взлетали до самого космоса. Хотя, похоже, их судя по всему должны были обслуживать тягачи на реактивной тяге.
    3. +2
      30 октября 2024 17:33
      наверное весь вопрос в удобстве, если водородный танк заменой картриджей можно заправить за 2 минуты, а солярой с полчаса, то может и есть где то преимущество... но с водородом, который постоянно просачивается через стенки сосудов, находится под давлением с 300 атм, буде очень опасно на поле боя...
      1. 0
        30 октября 2024 20:06
        Водород в сосудах с "просачивающимися стенками" это только один из вариантов. Могуб быть варианты и вообще без сосудов. Выбор пока не сделан.
        1. +1
          4 ноября 2024 17:26
          у водорода есть плюс - большое высокая калорийность при сгорании, а остальное минусы. тем более для танка.
    4. 0
      31 октября 2024 05:17
      Где-то читал, что разработаны баки для водородных авто, в которых водород находится в связанном состоянии и с большей плотностью, чем в газовом баллоне. Таким бакам не страшен пробой. А заправка может происходить путем замены модульного бака.
      1. +1
        4 ноября 2024 17:24
        жидкий водород не заливают. на водородных заправках сжатый водород по 200-300 атм. и газом. и требования в баку будут очень высокие, с полтанка будет весить такой модуль.
  4. +1
    30 октября 2024 06:15
    Цитата: Вадим С
    Выхлоп им нужен экологичный у танка, этож просто дурка на воле!

    День открытых дверей! Особенно если представить, как они это все заправлять будут.
  5. +5
    30 октября 2024 07:20
    Водород является крайне агрессивным газом. Для того, чтобы его использовать, требуется революция в материаловедении. А вообще, танк, не загрязняющий окружающую среду, это как людоед - вегетарианец, звучит смешно и нелепо.
  6. +3
    30 октября 2024 09:21
    . Для иностранных разработчиков и заказчиков важным аргументом является отсутствие вредных выбросов.

    Что за бред? Танки создаются для войны, а война это один сплошной "вредный выброс".
  7. +2
    30 октября 2024 09:30
    Если корейцы доведут это изделие до серии, то это будет очень сложный и дорогой танк. А танк для боя, должен быть чем проще тем лучше. Понятно, что сегодня уровня 34ки по простоте, быть не может, но пичкать боевую машину таким количеством сложнейшей аппаратуры- это полный идиотизм. Добавлю: Т-90М это образец продуманности и боевой эффективности ОБТ, на сегодняшний день, ИМХО.
  8. 0
    30 октября 2024 09:47
    уже читал подобную статью пару лет назад на этому ресурсе.
    Танк революционный корейцы разрабатывают. Но все новое требуется и новых материалов и техгнологий.
    А цена на этот ОБТ будет..космической,как у B-21 Raider.
  9. -2
    30 октября 2024 10:39
    Это уже какая ,наверно уже 10 попытка закрыть ствол ,доп кожухом . Но все эти попытки ,так и не решили задачу перегрева ствола при БД
    1. -2
      30 октября 2024 12:26
      Да какая проблема? Закачают туда жидкий Азот или сухой лед, перед боем. Что главное? Скомуниздить бабки из бюджета и красиво показать на полигоне. Нужен самый дорогой и навороченный танк в мире.
      1. -1
        30 октября 2024 12:31
        Цитата: Виктор Сергеев
        Закачают туда жидкий Азот или сухой лед, перед боем.

        И при выстреле ствол улетает в космос ................если было бы все так просто
        1. -2
          30 октября 2024 12:35
          Вы шо, реально хотите стрелять из танка будущего? Он для картинки, зарабатывания бабок. Можно кстати сделать, что не взлетит, просто перегретый азот выпускать через клапаны. Да, воевать на этом не реально, но зато супер выглядит, футуристично.
          1. 0
            30 октября 2024 12:40
            Цитата: Виктор Сергеев
            просто перегретый азот выпускать через клапаны.

            Это Нобель ,ну просто открытие в мировой металлургии ! Мне повезло иметь такого собеседника
  10. -5
    30 октября 2024 12:13
    Похоже, корейцы с наших пример берут. Не надо ничего создавать. Надо бесконечно разрабатывать и сосать под это дело деньги.
    1. +2
      30 октября 2024 12:25
      Вы американец? Так, что Вы тут делаете? А вот у нас создают, и это созданное дешевле зарубежных аналогов и бьет врага отлично.
      1. 0
        31 октября 2024 08:35
        Есть такая категория людей (таких, увы, на этом сайте много), которые любое упоминание о российских инженерах-конструкторах, российском ВПК, российских военных и военно-политическом руководстве России в положительном контексте воспринимают, как вызов. У таких людей в стране все плохо, Россия ничего своего не создает, выживая исключительно на остатках советского наследия, все разворовано, конструкторы имитируют деятельность, и российская техника во всем хуже западной.
        В общем, человек свою внутреннюю желчь и ненависть пытается обосновать тем, что страна плохая и в стране все не так....
  11. +1
    30 октября 2024 12:24
    Распил бабок для ВПК ЮК это святое. Думаю скоро сделают с ветряками и солнечными панелями. Главное уменьшить выбросы. Главное для корейца в танке не бздеть, а то за выбросы оштрафуют.
  12. -1
    30 октября 2024 15:16
    Того и гляди на свой танк кружева прилепят...
  13. -1
    30 октября 2024 16:05
    На что не заменяй силовую установку-новая будет тупо тяжелее, сложнее и дороже
  14. -1
    30 октября 2024 19:13
    Что то задница у него не защищена так же как перед.А ведь самые распространенные сейчас средства поражения танков бьют сзади сверху.Так что этот танк с таким бронированием только на один выезд,хоть и сверхтихий водородный движок поставь.Либо ставь зенитную пушку с автоуправлением ,параллельно лазер для выжигания оптики дронов,либо ЭМИ генератор.Иначе танку на поле боя не прожить уже сейчас,не говоря уж через 10-15 лет.
  15. 0
    30 октября 2024 23:57
    Сдается мне (чисто по внешнему виду) это продолжение той старой темы танка на базе бмпешного шасси CV-90.
    Вот про него статья была:

    https://topwar.ru/10825-shvedskiy-legkiy-tank-nevedimka-cv90120.html
    "Шведский легкий танк-невидимка CV90120"
  16. 0
    31 октября 2024 08:58
    В частности, прорабатывается вопрос создания гибридной силовой установки на основе топливных элементов.

    Насколько взрывоопасны топливные элементы?
    А то получится, что вместо ярко сгореть танк ещё и очень мощно бабахнет, разнеся всё вокруг, а там ещё и боекомплект.
    Мощная петарда получится. what
  17. 2al
    0
    31 октября 2024 09:28
    Давно уже в артиллерии есть тема с применением высокоэнергетических жидких или газовых компонентов в качестве метательных вместо пороха, использовать их ещё как топливо вполне возможно.
  18. 0
    2 ноября 2024 00:21
    Цена сего девайса вроятно подтянется к стоимости самолёта. А сложность технического обслуживания исключит возможность ремонта в полевых условиях. Не говоря уже о том, что водород чрезвычайно взрывоопасен при малейшей утечке. Да и хранить его вероятнее всего придётся с применением криогенного оборудования.
  19. 0
    17 ноября 2024 07:17
    По принципу "Не догоню, так хоть согреюсь". Не выгорит целиком, но НИОКР будет полезен в гражданской сфере, по частям. Рисунок красивый, но непрактичный. Зубчики-грязесборники. ДЗ-сложна в изготовлении и крупна в элементах. Тема на подумать имеется, но...
  20. 0
    20 ноября 2024 15:01
    Такой был в игрушке "танки онлайн" назывался ШАФТ.
  21. 0
    28 ноября 2024 01:50
    Водород хорош в теории, на практике он и так текучий, а уж в контурах высокого давления :-) так что приходится придумывать надёжные способы хранения и транспортировки, которые всю идиллию портят.
    Вот и получается, за морем телушка - полушка, да рубь перевоз.
    А с получением электричества на практике всё тоже оказывается занятно, и этим тоже приходится заниматься...
    Так что водородную энергетику тормозит отнюдь не только отсутствие халявного водорода.