Турецкий электрический подводный беспилотник STM NETA 300

5 236 6
Турецкий электрический подводный беспилотник STM NETA 300
Два макета АНПА NETA 300 в разных конфигурациях


Турецкая компания STM Defense Technologies Engineering and Trade Inc. известна своими проектами в области надводного и подводного флота и является одним из ключевых подрядчиков военно-морских сил Турции. Теперь она пробует свои силы в сфере необитаемых подводных аппаратов. Недавно компания завершила разработку своего первого проекта этого класса — NETA 300. Он предназначается для мониторинга акваторий и проведения поисковых работ.



Первая попытка


Несколько дней назад в Стамбуле прошла очередная военно-техническая выставка SAHA Expo. Её участниками стали все основные предприятия военно-промышленного комплекса Турции, включая судостроительную компанию STM Defense Technologies Engineering and Trade Inc. На своём стенде компания продемонстрировала материалы по уже известным проектам, а также впервые показала новые разработки.

На выставке STM показала свой новый проект — автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА) NETA 300. На своём стенде компания показала два полноразмерных макета этого изделия в разном исполнении, а также раскрыла некоторые ключевые особенности проекта.


Сообщается, что целью проекта является создание АНПА, способного выполнять длительные выходы в море и обследовать акватории в поисках различных объектов. На данном этапе аппарат предназначен только для обнаружения морских мин, однако в будущем планируется расширить его возможности.

АНПА в конфигурации противоминной обороны разрабатывается для военных заказчиков, в первую очередь для ВМС Турции. Следующие версии NETA 300 с дополнительными функциями тоже предложат военным. Кроме того, компания-разработчик полагает, что подобный аппарат будет интересен и гражданским структурам.

К настоящему времени проект NETA 300 успешно прошёл стадии разработки документации и создания опытного образца. Прототип уже прошёл испытания в закрытом бассейне, а недавно начались его проверки на открытой воде. STM пока не раскрывает подробности этих испытаний и не публикует фотографии или видеозаписи, но обещает поделиться ими в ближайшее время.

Сроки выполнения текущих и запланированных работ пока не уточняются. Можно предположить, что испытания и доводка NETA 300 займут значительное время и могут выйти за рамки установленного графика. Дело в том, что компания STM не имеет опыта в разработке АНПА, и ей придётся самостоятельно преодолевать все трудности. Насколько успешно завершится этот процесс — большой вопрос.


Компания-разработчик уже строит планы на будущее. NETA 300 должен стать первым представителем целого семейства АНПА. Перспективные аппараты этой серии будут отличаться друг от друга размерами, ходовыми характеристиками, автономностью и функциями.

Два варианта


На выставке SAHA Expo были представлены два варианта АНПА NETA 300, которые отличались друг от друга внешним видом и некоторыми техническими характеристиками. Оба изделия представляют собой малогабаритные подлодки с дистанционным и автономным управлением, способные нести полезную нагрузку для некоторых задач.

Первый вариант NETA 300 имеет цилиндрический корпус большого удлинения. В носовой части располагается расширенный кожух для установки антенны гидроакустической станции (ГАС). На корме установлен обтекатель с радиотехническим оборудованием, напоминающий рубку подводной лодки. За обтекателем находятся четыре руля и гребной винт.

Второй вариант NETA 300 отличается обтекаемым корпусом большего диаметра. Внутри корпуса удалось полностью скрыть носовую антенну ГАС и обойтись без выступающих элементов. Этот АНПА оснащен носовыми горизонтальными рулями, а в корме остаются три плоскости.


Презентация нового проекта на выставке SAHA Expo

Длину обоих аппаратов можно оценить на уровне 3-3,5 м. Диаметр первого варианта АНПА не превышает 200-250 мм, тогда как второй примерно в полтора раза больше. В базовой конфигурации аппараты имеют массу 70 кг, а вариант с увеличенной продолжительностью плавания весит 85 кг. Прочный корпус позволяет аппарату выполнять задачи на глубинах до 300 м.

АНПА NETA 300 является полностью электрическим. В специальном отсеке корпуса размещены литий-ионные аккумуляторные батареи. В базовой конфигурации их емкость составляет 2,1 кВт⋅ч. Также предусмотрена возможность установки второй секции батарей с аналогичной емкостью.

Ходовой электродвигатель обеспечивает скорость движения до 5 узлов. При использовании штатной батареи продолжительность миссии достигает 12 часов, а полный набор аккумуляторов увеличивает этот параметр вдвое.

На данный момент NETA 300 оснащается гидроакустической станцией бокового обзора с синтезированной апертурой. Тип этой ГАС не раскрывается, но предполагается, что АНПА сможет нести станции разных типов с различными характеристиками. Также рассматривается возможность установки оптико-электронной станции для наблюдения в ближней зоне.


Аппараты NETA 300 способны самостоятельно выполнять заложенную программу. Автопилот использует средства навигации неизвестного типа и ведёт аппарат по заданному маршруту, одновременно применяя целевую аппаратуру. Также имеется режим непосредственной работы по командам оператора с удалённого пульта.

Типичный прорыв


Компания STM представила два опытных образца АНПА NETA 300 и поделилась некоторыми данными о своем проекте. Тем не менее, большая часть информации остается закрытой, а также отсутствуют сведения о ходе и промежуточных результатах испытаний. Тем не менее, уже сейчас можно оценить новый турецкий проект и сделать первые выводы.

NETA 300 — одна из первых турецких разработок в области полноразмерных автономных необитаемых подводных аппаратов. Этот проект имеет большое значение для судостроительной отрасли Турции и демонстрирует её потенциал. Если проект будет успешно завершен, STM и другие компании смогут продолжить развитие этого направления и представить новые АНПА, в т.ч. с преимуществами перед существующими образцами.

Новый проект АНПА должен привлечь внимание потенциальных заказчиков, в первую очередь ВМС Турции. Турецкий флот получает возможность приобрести подводный аппарат отечественного производства и значительно расширить свои оперативные возможности. Как быстро и в каком объеме это предложение будет реализовано, покажет время.


NETA 300 в море — пока в виде графики

Следует отметить, что первый АНПА от компании STM с технической точки зрения не является чем-то выдающимся или особенным. Это типичный современный подводный аппарат среднего класса, предназначенный только для мониторинга и поиска. Он практически не отличается от иностранных аналогов и не имеет явных преимуществ перед ними.

Однако отсутствие отличий или преимуществ не является недостатком. В предложенном виде аппарат NETA 300 способен выполнять свои задачи и обследовать акватории в поисках различных объектов. При этом он обладает определенным потенциалом для модернизации, в ходе которой можно будет улучшить его основные характеристики и расширить возможности.

Новое направление


Таким образом, турецкое судостроение осваивает новое для себя направление и уже демонстрирует первые успехи. На данный момент речь идёт о нескольких АНПА, способных нести только поисковое оборудование. Однако компания STM и другие предприятия обещают в будущем совершенствовать эту технику и создавать новые образцы.

Изделие NETA 300 уже вышло на испытания и сейчас демонстрирует свои возможности, а также дорабатывается и совершенствуется. На проведение нынешних работ требуется некоторое время, но результат должен оправдать все траты и ожидание. Успех нового турецкого АНПА откроет путь другим подобным проектам.
6 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    30 октября 2024 07:33
    Хотелось бы более подробную информацию об управлении и ориентации аппарата под водой. Могу допустить, что получать команды он может не всплывая, поскольку даже КВ проникают до глубины в пару метров. Помню это по своему опыту работы с буксируемой антенной "Параван" на ПЛ.
    Но для точной ориентации по GPS, чего не дают радиомаяки (пеленгация), нужно ловить спутники, а это только всплывать или выпускать наружу свою антенну.
    Может я отстал от жизни и прогресса в этой области, поясните кто знает.
    1. +1
      30 октября 2024 09:18
      Но для точной ориентации по GPS

      Автономные подводные аппараты не используют GPS для ориентации. Они используют для этого инерциальную навигацию.
      Учитывая, что турецкие АНПА не предназначены для "дальних заплывов", то для подводного позиционирования и управления могут применяться акустические системы - система акустического позиционирования с ультракороткой базой или с короткой базой.
      1. +1
        30 октября 2024 09:42
        Frettaskyrandi, спасибо за участие... Про инерциальную навигацию я хорошо знаю и помню расхожий флотский анекдот про доклад штурмана ПЛ в ЦП о координатах лодки в настоящее время, где она уже давно плывет по пустыне Гоби в Монголии. Это к слову о точности такой навигации даже с огромными гироскопами на корабле, а размеры тут имеют значение.
        Но я знаю, что на крылатых ракетах есть инерциальная система навигации, есть астронавигация. Однако, на конечном пути ракета ищет цель по фотографии объекта или переходит на GPS/Глонасс, опять же для точности, которую не дают инерциальные системы и астронавигация. Ведь эта система (инерциальная), насколько я понимаю, основана на поиске магнитного полюса Земли и следованию к цели по заложенной программе смещения в пространстве, относительно этого полюса. И на работу этой системы влияют множество факторов, снижающих точность определения. Даже сам магнитный полюс постоянно "гуляет", всякие магнитные аномалии в земной коре вмешиваются...
        Но про акустические системы вы заинтриговали меня... что это и как работает?
        1. +1
          30 октября 2024 11:02
          Ведь эта система (инерциальная), насколько я понимаю, основана на поиске магнитного полюса Земли и следованию к цели по заложенной программе смещения в пространстве, относительно этого полюса...
          И на работу этой системы влияют множество факторов, снижающих точность определения

          Современные инерциальные навигационные системы (ИНС) полностью автономны и не требуют для работы ни внешних ориентиров ни поступающих извне сигналов. Соответственно они мало восприимчивы к внешним помехам.
          Измерительное оборудование и навигационные компьютеры описыват не буду, это две статьи как минимум. К тому же все это есть в сети. Единственное - магнитный полюс им не нужен.
          Для компенсации свойственных ИНС накапливающихся погрешностей используются данные других навигационных систем, которых много, но для турецких АНПА, которые предназначены для использования в ограниченных акваториях (применительно к военному использованию - поиск мин, защита баз ВМС и т.п.) достаточно гидроакустической навигационной системы (ГАНС). Подробно можно найти в сети, потому как это несколько статей как минимум, кратко - применяются ГАНС с длинной и ультракороткой базой (ГАНС ДБ, ГАНС УКБ).
          ГАНС ДБ состоит из сети маяков-ответчиков, которые закрепляются на дне. Каждый маяк оборудован приемо-передающим устройством. На борту АНПА устанавливается передатчик гидроакустического сигнала и приемник сигнала от маяка. Информация о времени распространения сигнала от аппарата до маяков, а также известные координаты маяка, позволяют получить информацию о местоположении АНПА. Аналогичный принцип работы используется для ГАНС УКБ, но в качестве маяков-ответчиков используется малогабаритная антенна, которая может быть установлена на плавающем объекте, например - на базовом корабле, который позиционируется с помощью GPS.
          Что касается точности ИНС, то время не стоит на месте, оборудование совершенствуется, точность растет. В Монголию уже никто не заплывает.
          1. +1
            31 октября 2024 07:37
            Frettaskyrandi, Спасибо, вы сподвигли меня почитать в интернете и освежить в памяти принцип ИНС. Но, есть и некоторая недосказанность в вашем ответе, возможно из-за краткости, дабы не читать тут лекцию.
            То, что ИНС автономны, я это знаю по своей службе радистом на ПЛ, где я бывал на штурманском посту с проекцией на карте местоположения корабля в виде светового зайчика. Конечно, я служил полвека назад, когда ИНС были на самом примитивном уровне. Отсюда и расхожий анекдот про Гоби. Но мои аргументы о недостаточной точности ИНС, подтверждаются до сих пор, при всем технологическом прогрессе этих систем, требующих уточнения от прочих способов навигации и в частности, от спутниковых.
            А тогда, полвека назад, я помню, что первое, о чем всегда просил штурман при всплытии в перископное положение, это дать ему рамочную антенну на свой р/приемник, для уточнения координат лодки по радиомаякам. А в придачу к этому, если позволяла погода и облака, поднимался азимутальный перископ для астронавигации по звездам… И вы это сами подтвердили.
            А вот далее, я должен признать, что слишком увлекся предположением о боевом использовании этого аппарата, в качестве ударного беспилотника по кораблям и стационарным объектам (мостам). Отсюда и мои вопросы о точности навигации и наведения на цель, подобно тому, как наводятся надводные БЭКи по спутнику.
            Но тут, очевидно, не ставится такой задачи данному аппарату и он вроде тех, что используются давно для поиска затонувших кораблей и сокровищ с кабельным управлением и ограничен длиной кабеля. Вот и придумали сделать его автономным. А я раскатал губу на использование его как ударного. fellow
  2. +1
    30 октября 2024 09:02
    На выставке SAHA Expo были представлены два варианта АНПА NETA 300

    На выставке были представлены два АНПА - NETA 300, весом 85 кг, с максимальной глубиной погружения до 300 м и временем автономной работы до 24 ч и более глубоководный NETA 1000 весом 360 кг и временем автономной работы до 55 часов.