"Иде Ольга въ Греки". Русско-византийские отношения во время правления Ольги

"Иде Ольга въ Греки". Русско-византийские отношения во время правления Ольги

После гибели великого князя Игоря Рюриковича в 945 году для Русского государства наступила смутная пора. Наследнику престола было около пяти лет, и киевский стол для него пришлось удерживать матери Ольге, которая опиралась на великокняжескую дружину, воевод Свенельда, Асмуда и других. Однако Ольга, несмотря на свою жесткость в отстаивании трона для своего сына, всё же была женщиной, с более податливой для информационного воздействия психикой, чем у воина.

Конец 945 и значительная часть 946 года прошла в борьбе с древлянами, которые хотели восстановить независимость, а их князь претендовал на киевский стол. В этом же 946 году Ольга, двигаясь с дружиной и своим сыном от города к городу, от стана к стану, установила «уставы и уроки». В результате сбор налогов был упорядочен, на местах были посажены представители великокняжеской администрации, учреждены места сбора полюдья – погосты. Произвольным поборам пришёл конец. Таким образом, на Русской земле была установлена организованная система обложения налогами.

Другой проблемой Киева были отношения с Византийской империей, которые сохраняли свою двойственность. С одной стороны русы и ромеи были союзниками. Договор 944 года продолжал исправно действовать. Русь была военным союзником ромеев в борьбе против арабского натиска. Русские воины несли службу в составе императорских войск, которые посылали на Крит; русские гарнизоны размещались в пограничных с Арабским халифатом крепостях, создавая мощный заслон против арабского давления с юга. Всё это происходило во время правления Константина VII Багрянородного (945 — 959) и регентства Ольги.


Однако полного мира и согласия в отношениях двух держав не было. В Константинополе с подозрением смотрели на Русь и помнили ужас, который вызывал приход русских войск под стены Константинополя у местного населения. От Руси ромеи ждали новых нападений. В то же время перед Византией стоял вопрос об активизации борьбы с арабами и базилевс Константин предпринимал энергичные дипломатические и военные усилия в поисках союзников на Западе и Востоке. Константинополю были нужны русские дружины для ударов по закавказским вассалам халифата и войны с арабами.

Прежний уровень отношений между двумя державами не удовлетворял и Киев. Со времени «дипломатического признания» прошло уже почти столетие и многое уже не удовлетворяло киевское правительство. Киеву не нравилось исключительное политическое и религиозное положение Византии. Согласно византийской концепции власти, император-базилевс являлся наместником Бога на земле и главой всей христианской церкви. Поэтому никто из иностранных владык не мог встать вровень с византийским императором. Константинополь чётко следил за титулами, почётными эпитетами, прочими знаками достоинства, которыми наделял иностранных владык.

Изменить этот порядок можно было только силой, и Русь часто преуспевала в этом деле, от десятилетия к десятилетию поднимая уровень своих дипломатических отношений с Византией, совершенствуя систему русско-византийских договоров, борясь за всё более почётные титулы русских князей.

Важную роль в отношения Руси и Византии занимал вопрос христианизации. Константинополь собирался извлечь выгоду из этого вопроса. Византийцами христианизация Руси рассматривалась как инструмент усиления политического влияния. В то же время некоторые русские видные деятели рассматривали христианизацию как возможность повышения политического статуса Руси. Против этой группы выступала языческая партия, которая имела опору в русском жречестве и народе.

Поэтому первая попытка принять христианство на государственном уровне и сверху распространить его на Русской земле в 860-е годы окончилась провалом. Многие исследователи считают, что Аскольд и Дир (или один Аскольд) приняли христианство и пустили в свои земли христианских миссионеров после русско-византийского договора 860 – годов. Это была первая попытка крещения Руси. Однако следы этого процесса исчезли, после того как Киев в 882 году захватила дружина Олега Вещего, а Аскольд и Дир погибли.

Но христианство продолжало манить часть русской политической и экономической верхушки. Это особенность части русской элиты во все времена – чужеземное кажется лучшим, чем своё. Христианство манило своим блеском и открывающимися политическими возможностями. Христианство казалось средством приобщения к политическим международным высотам. Владыка Болгарии, приняв христианство, получил титул царя. Христианизированное Франкское государство называли империей в Византии. К тому же часть уже формирующего класса феодалов понимала выгоды христианства для усиления своих позиций в государстве. Христианство было более удобным для киевской верхушки, чем язычество, идущее от времён первобытного «коммунизма» (мифологического «золотого века»). Видели выгоды в христианизации и «космополиты» того времени – киевские богатеи, купцы.

Христианская партия постепенно становилась весьма мощной силой на Руси. Да и византийцы всё более настойчиво старались сделать Русь частью христианского мира. Не случайно в 911 году русских послов в Царьграде-Константинополе водили по христианским храмам и старались приобщить к христианским ценностям. Не случайно в договоре 944 года русские христиане полноправно представлены наряду с язычниками и упоминается церковь св. Ильи в Киеве. А речь идёт о наиболее влиятельной части русского общества – о «лучших боярах», княжеских «мужах», которые в отличие от князя Игоря, клялись в верности договора на кресте.

Таким образом, проблемы внешней политики и вопрос крещения оставались открытыми и не могли не волновать обе стороны. Вопрос стоял ребром: или Русь в одном из походов сокрушит Константинополь, или Византия сможет провести крещение Руси и сделать её послушным орудием в своей политике, русские станут ещё одним варварским народом, которым смогут манипулировать искушённые византийские политики.

Именно этот вопрос решался во время посольства Ольги в 955 (957) году в Константинополь. Это был чрезвычайный случай в истории Русского государства: сама русская княгиня двинулась в византийскую столицу для обсуждения с императором Константином VII Багрянородным важных для Руси вопросов. Это был первый в истории Руси случай, когда в Византию отправился глава государства (хоть и не полноправный, она была регентом при Святославе). В Повести временных лет об этом сказано просто: «Пошла Ольга в Греки и пришла к Царьграду. Был тогда царь Константин, сын Леонов, и пришла к нему Ольга». Под пером древнего летописца всё легко и просто: собралась, села в ладью и прибыла в Константинополь. Хотя в реальной жизни такой простоты в политике не бывает. Понятно, что между Киевом и Константинополем велись предварительные переговоры по поводу прибытия русской княгини в византийской столице. Учитывая, что путь между двумя столицами неблизкий, да и транспортные возможности той эпохи были далеки от современных, то переговоры не могли быть короткими. Не знаем мы, и кто был инициатором этих переговоров.

Сам приём русской княгини и переговоры довольно хорошо описаны в Повести временных лет, и в книге «О церемониях», принадлежавший перу самого базилевса Константина VII. Наставляя своего сына, как принимать иностранных послов, император описал приёмы русской княгини в среду 9 сентября и воскресенье 18 октября. На эти числа в данные дни подходят только 946 и 957 годы. Но 946 год был занят важными внутриполитическими событиями, которые исключали визит в Византийскую империю. Поэтому датировка 957 годом, видимо, является более точной, чем в русской летописи – 955 год.

Обычно русские караваны появлялись в византийской столице с началом навигации. Однако сомнительно, что караван княгини прибыл в Константинополь с самым началом навигации, весной, в неустойчивую погоду. Скорее всего, её корабли вошли в Суд (константинопольскую гавань) в конце июня – начале июля. Посольство Игоря меркнет по сравнению с миссией его жены. Только состав посольства насчитывает более ста человек. Это известно из списка, по которому русы получали в Византии содержание и который вошёл в записи Константина. В свиту княгини Ольги входили 8 её приближенных, знатнейших киевских бояр, возможно родственников, 22 «апокрисиария», так греки называли титульных представителей от русских князей и бояр, 44 торговых человека, люди Святослава, священник Григорий, 6 человек из свиты знати, 2 переводчика и приближенные женщины княгини. Возможно, Святослав также был участником посольства, ему в это время было 15-17 лет, то есть он уже был вполне дееспособным молодым человеком (на Руси тогда в 15 лет можно было уже завести семью, отдельное хозяйство). Византийцы в списке особо выделили загадочную фигуру «анепсия», которого назвали родственником русской княгини. В списке посольства он идёт на втором месте после Ольги. Есть вероятность, что это был сын княгини. По мнению историков-византинистов, всего вместе с княгиней Ольгой прибыло в Царьград около 1 тыс. человек, включая охрану, корабельщиков, челядь и пр. В результате в Константинополь прибыла целая русская флотилия.

Византийцы сразу «указали на место» русским – заставив довольно длительный срок ждать приёма. Так, первый приём у императора состоялся только 9 сентября, это было время, когда русские гости-купцы уже собирались в обратный путь. Уже впоследствии, принимая в Киеве византийское посольство, которое прибыло на Русь с просьбой о военной помощи, Ольга бросила послу раздражённую фразу: «Аще ти, рьци, тако же постоиши у мене в Почайне, яко же азъ в Суду, то тогда ти дамъ». Княгиня насмешливо предложила грекам для получения помощи постоять в почайновской гавани на Днепре, как она ждала в Суде приёма у императора. Княгиня прождала приёма около двух с половиной месяцев. Это было серьёзное оскорбление.

Приём иностранных посольств в Константинополе проходил по давно отработанному ритуалу. Очевидно, что на предварительных переговорах был определён состав посольства, время его прибытия, на каком уровне пройдёт приём и пр. Константин VII подробно описал церемонию приёма 9 сентября. Император, сидя на троне в зале Магнавре, обменялся с Ольгой церемониальными приветствиями через специального чиновника (логофета). Около императора находился весь состав двора. Обстановка была чрезвычайно торжественная. Затем состоялось другое традиционное для приёма высоких гостей событие – обед, где слух гостей услаждали лучшие церковные хоры Константинополя. Одновременно проходили различные сценические представления. Во время обеда 9 сентября (и 18 октября) Ольга сидела за императорским столом, вместе с императрицей и её детьми.

Во время приёма имелись некоторые важные отступления от обычного дипломатического ритуала. Так, в начале аудиенции иностранного представителя к трону для праскинеса (падание ниц к императорским ступням) обычно за руки подводили два евнуха. Однако этот порядок был изменен. Ольга шла одна, без сопровождения, и осталась стоять и беседовала с императором стоя.

Затем русскую княгиню приняла императрица. Их беседа также проходила через специальное лицо. После некоторого перерыва, произошла её встреча с императорской семьёй, что не имело прецедента во время приёмов обычных послов. В узком кругу императорской семьи и произошла беседа Ольги и императора на важные темы. Ни одно обычное иностранное посольство такими привилегиями в Константинополе не пользовалось.

Видимо, высокий уровень приёма был связан с необходимостью военной поддержки со стороны Руси. По мнению А. Н. Сахарова и некоторых других исследователей, Ольга хотела за эту помощь устроить династический брак Святослава с одной из дочерей Константина VII. Это был символ признания Руси равной Византии. Так, в своё время добились этого права хазары, приславшие на помощь Константинополю конную армию для борьбы с аварами и персами. В результате хазарская княжна, приняв христианство, стала женой сына Льва IV, будущего императора Константина V. Позднее болгарский царь Пётр взял в жёны принцессу Марию, внучку Романа I. Кроме того, византийский двор вынашивал идеи династического брака с империей франков.

Однако византийцы вежливо, но настойчиво отклонили, непомерные, по их мнению, требования русского посольства. Возможно, так был завязан один из узлов противоречий между Святославом и Византией. Молодой князь не простил спеси и гордыни византийского двора. По существу, он посвятил борьбе со «Вторым Римом», большую часть своей жизни. Хотя конечно, что нельзя считать это оскорбление главной причиной нелюбви Святослава к Византии. В своей политике он решал важные задачи стратегического характера.

Вторым важным предложением княгини, в обмен на подтверждение статей военно-союзного характера русско-византийского договора, было крещение Ольги. Именно об этом сообщает и Повесть временных лет. Это было не просто крещение, а политический акт, который должен был содействовать возвышению политического престижа русской княгини. Речи о крещении всей Руси ещё не было. Большая часть дружины с молодым князем продолжали славить русских богов и не испытывали никакого почтения к христианским святыням.

В то же время у Константинополя был опыт крещения Болгарии. В начале 950-х годов крестились два венгерских князя Дьюла и Булчу. Остатки языческой Европы попадали в сети Рима или Константинополя. Византия лихорадочно расставляла сети для ловли не сколько душ новых прихожан, сколько для извлечения политических выгод, т. к. за спиной константинопольского патриарха стояла светская императорская власть. Именно император диктовал церкви свои политические решения. Церковь была инструментом в большой игре.

Ольга постаралась сделать важный шаг в направлении христианизации Руси. Константин VII в своих записях молчит по этому вопросу. Но русская летопись красочно передала историю крещения Ольги. Этот рассказ весьма символичен. Ольга при крещении поставила условие, чтобы крестным отцом был сам византийский император. Именно так было в случае с Болгарией, когда восприемником болгарского царя Бориса стал император Михаил, давший ему своё христианское имя. Кроме того, русская княгиня попросила, чтобы ей было даровано христианское имя Елены. Так звали супругу Константина VII и мать Константина I, который сделал христианство официальной религией Римской империи. И наконец, Ольга попросила, чтобы басилевс официально назвал её своей дочерью. В раннем средневековье такие понятия, как отец, сын, брат, дочь, в отношениях между монархами различных государств имели большой политический смысл. В частности, известны случаи, когда иностранные владыки для повышения своего престижа настойчиво старались получить для детей титул «сына византийского императора». К болгарскому царю, императоры обращались с титулом «сын». Поэтому Ольга хотела серьёзно повысить статус Руси в отношениях с Византией.

Судя по русской летописи, всё её требования были удовлетворены: «И крестил её царь с патриархом. Было же наречено ей имя во крещении Елена, как и древней царице, матери Великого Константина». В заключении сказано, что император отпустил её «назвав своею дочерью» и дав дары большие: золото, серебро, паволоки. Таким образом, Ольга получила титул, которого добивались до неё болгарский царь и персидский шах.

Думается, что обе стороны остались недовольны друг другом. Ольга и Святослав были раздражены высокомерием византийцев, которые не хотели видеть «русских варваров» равными себе. Это было подчёркнуто унизительно долгим ожиданием приёма и отказом Константина VII в династическом браке. Подтверждает этот факт действия Святослава, когда он возглавит Русь и интересом Ольги к Риму. В 959 году русская княгиня Ольга послала германскому королю Оттону I просьбу прислать на Русь епископа для проповеди христианства (т. н. миссия Адальберта). Да и воинов Ольга предоставит в помощь Византии не сразу, а только после прибытия византийского посольства в Киев.

Планы же Ольги и Византии по осторожной христианизации Руси натолкнулись на железную волю Святослава. Когда Ольга стала осторожно, но настойчиво склонять Святослава принять христианство, тот, хотя и не мешал другим принимать другую веру (языческая Русь была веротерпимой), сам креститься не хотел и насмехался над христианами: «Невернымъ (неверующим) бо вера хрестьянска уродьство (юродство) есть». На иные уговоры матери Святослав тоже отвечал отказом, апеллируя к своей дружине: «Како азъ хочю инъ законъ приятии единъ? А дружина моа сему смеятися начнуть». Когда мать снова поднимала этот вопрос: крестишься ты – крестятся и другие. Святослав стоял на своём.

Видимо, вопрос христианства привёл к появлению некой трещины в отношениях Ольги и Святослава. В Киеве чётко оформятся две политические партии: христианская во главе с Ольгой, которая стояла за крещение Руси и ориентацию на Запад (Византию или Рим); языческая во главе с мужающим Святославом. Эта трещина явно проявится, когда в Киев для проповеди западной версии христианства (а возможно, и для второй попытки крестить Русь) приедет епископ Адальберт. Святослав возглавит языческую партию и силой пресечёт эту информационную агрессию.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 52
  1. радист 12 марта 2013 09:38
    Крещение Руси (принятие Православия) означало принять Восточную Христианскую Церковь, а не Западную.
    Византия - это Восток. Рим - Запад.
    1. Earthman 12 марта 2013 09:50
      Цитата: радист
      Крещение Руси (принятие Православия)

      Ну или ортодокс
      Earthman
    2. carver 12 марта 2013 10:39
      радист,
      Во первых приняли не православную, а правоверную Восточную Христианскую Церковь. Православная она стала называться намного позже и только на территории Руси. Весь мир до сих пор нас называет правоверными христианами (Russian Orthodox Church) или ортодокс (то есть верят они правильно в отличии от других).
      1. alebor 12 марта 2013 11:03
        Термин "православие" - это славянский перевод греческого "ортодоксия". Так что по сути, в данном контексте, это синонимы.
      2. 120352 12 марта 2013 11:17
        Господа "историки"! Каждый из вас где-то когда-то слышал по одному слову, но мысль не сложилась ни у одного. Докладываю. Слово "Православие" по гречески - "Ortodoxia", т.е. это одно и то же слово. Означает "правильное суждение", "правильное учение", "правильное слАвление". Это направление Христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в Византии, в I тысячелетии от Рождества Христова, а точнее в ходе первого (Никеского) Вселенского собора 325 года, Второго Вселенского собора 381 года, Третьего (Ефессого) Вселенского собора 431 года под предводительством и при главной роли КАФЕДРЫ ЕПИСКОПАТА КОНСТАНТИНОПОЛЯ - Нового Рима (или второго Рима). Дату рождения Православия связывают с Никкейским (Никео-Цареградским) собором 325 года! Так что Восточное, Византийское Христианство=Православие=Ортодоксия (прямота, честность). Русь крестилась именно в Православие, ибо восточное христианство им, православием, было изначально.
        Самое раннее письменное использование слова "православие" на Руси фиксмруется в "Слове о законе и благодати" (1037-1050) митрополита Илариона.
        Возможно, вы помните слова старца Филофея: Москва - третий Рим (уже второй, Византия, был православным), а третьему - не бывать.
        120352
        1. Earthman 12 марта 2013 11:28
          Цитата: 120352
          Возможно, вы помните слова старца Филофея: Москва - третий Рим (уже второй, Византия, был православным), а третьему - не бывать.

          Все было нормально пока не сказали вот это
          Earthman
        2. Bosk 12 марта 2013 12:14
          Правильное суждение...это что получается правильней будит перевод ПравоСЛОВИЕ?
          1. Iraclius 12 марта 2013 12:19
            Ниже написАл уже - ὀρθοδοξία - правильное славление (суждение).
            греч. δόξα - общепринятое мнение; слава.
        3. Jurkovs 12 марта 2013 14:50
          Историки почему-то всегда упускают диалектичность крещения Руси. Ведь не только Византия оказывала духовное влияние на славян, но и славяне оказали на Византию немалое влияние. Появление догмата Троицы в православии прямо связано с воззрениями славян, к тому времени заселившими половину империи и еще не забывшими свое языческое прошлое. Немецкий Хронограф дважды описывает разрушение славянских капищ (в Польше и в Чехии), и в обоих случаях идол имел три лица, одно под другим (посмотрите сайты по язычеству). Славяне не различали Бога и Дьявола по отдельности, у них бог был един в нескольких лицах (в одной из интерпретаций Белобог и Чернобог). Русь не могла не знать об этих взаимных влияниях и ей гораздо комфортнее было принимать христианство из рук Византии, а не из рук Рима.
          1. GalinaNP 12 марта 2013 16:14
            Jurkovs RU Сегодня, 14:50
            Не верно. О Боге Троице говорится в Евангелие. Отец, Сын и Святой Дух. Возрения нам заимствование из язычиства или индуизма абсурдны.Если интересуетесь найдите у прфессора богословия А.И.Осипова "О Троице".Беспристрастно и аргументированно.http://yandex.kz/yandsearch?text=%D0%9E+%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B
            8%D1%86%D0%B5.+%D0%90.%D0%98.+%D0%9E%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2.&lr=164
          2. Яшка Горобец 12 марта 2013 16:17
            Простите,но вы бредите.Почитайте Евангелие,"идите и крестите их во имя Отца и Сына и Святаго Духа"-это сказал Христос перед Вознесением.Причём тут славяне?
            Яшка Горобец
        4. GalinaNP 12 марта 2013 15:57
          Небольшое уточнение до 1054г. Церковь была единой КАФОЛИЧЕСКОЙ т.е Вселенской, деление на Западную и Восточную было лишь в геграфическом понятии. Где-то начиная с 8-го века на западе церковь в угоду политической коньюктуре начала вносить изменения в догматы, т.е отход от канонв Вселенской Церкви и установлений семи Вселенских соборов, что вылилось в разрыв со Вселенской Церковью в 1054 г., и установление неканонических т. е еретических нововведениях: примата о непогрешимости папы, филоквие и проч.
        5. Яшка Горобец 12 марта 2013 16:13
          Два Рима падоша,третий стоит,четвёртому не бывать.
          Яшка Горобец
        6. nnz226 14 марта 2013 12:02
          Вообще-то фраза звучала так: " Москва - третий Рим, а ЧЕТВЁРТОМУ не бывать!" То есть Москва, как оплот православия, стояла, стоит, и стоять будет!
    3. GG2012 12 марта 2013 17:02
      Цитата: радист
      Крещение Руси (принятие Православия) означало принять Восточную Христианскую Церковь, а не Западную.


      Со всем уважением к Вашим религиозным убеждениям, но История развивалась не так как Вы говорите...

      Раскол христианской церкви произошел в 1054 году, (Великий раскол и Великая схизма) — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Правоверную (ортодоксальную) Греческого толка — на Востоке с центром в Константинополе.

      А так называемое Крещение Руси - произошло в 986-988 годах...

      А реформы Никона (Кровавого) связаны с тем, что Христианство на Руси не могло проникнуть в деревня и села, где продолжало доминировать Родноверие, которое Христиане презрительно называли Язычеством...
      Поэтому и был позаимствован из Родноверия термин Православие.
      После этого, Христианская Церковь на Руси не официально начали именовать (но только при правлении Никона) Русской Православной Церковью греческого толка...
      После смещения Никона, вернули первичное название, Русская Христианская Церковь греческого толка...
      GG2012
    4. Ross 13 марта 2013 00:57
      радист,
      На момент крещения Руси еще не было разделения христианских церквей. Ортодокс-означает правоверная, а не православная! Правоверная церковь греческого закона,
  2. Earthman 12 марта 2013 09:51
    Статья в духе "Александра Самсонова", так сказать смесь фолк-хистори
    Earthman
    1. Славянин 12 марта 2013 10:09
      Сейчас модно интерпретировать историю на свой лад.
      У нас же свобода! От здравого смысла тоже.
      Славянин
      1. Earthman 12 марта 2013 11:23
        Цитата: Славянин
        Сейчас модно интерпретировать историю на свой лад.
        У нас же свобода! От здравого смысла тоже.

        Мне не понятно чего хочет добиться Александр Самсонов такими статьями
        Earthman
    2. 120352 12 марта 2013 11:19
      Не хотите подвергнуться ереси, читайте первоисточники! А фолк - хистори - ахинея и ересь!
      120352
      1. Earthman 12 марта 2013 11:25
        Цитата: 120352
        Не хотите подвергнуться ереси, читайте первоисточники! А фолк - хистори - ахинея и ересь!

        Правильно, и через логику пропускать все, а то каждый становится не самим собой а раздатчиком ГИГабайтной мысли Фолкистов
        Earthman
      2. Bosk 12 марта 2013 12:20
        Первоисточьнику тоже надо верить тока на половину...возьмите хотябы Нестора где он писал о крещении Руси...нестыковок там хватает.
      3. Несвет Незаря 12 марта 2013 15:10
        А считаются ли первоисточниками книги написанные католическими монахами?
        Несвет Незаря
        1. Bosk 12 марта 2013 20:08
          Монахи как правило вели записи и переписи...бумагамарательством короче занималисть,к примеру помню был такой Плано Карпини так он такого начудил в своих записях прямо жуть берёт,мол славяне ели собак,лисиц а в голодные годы небрезговали и человечиной ну и там заморочьки типа по соседству с нами жили народности с то-ли с вольими то-ли медвежьими головами...и в те далёкие времена всё это на полном серьёзе воспринималось....а мы ещё удивляемся чего это нас варварами называют...больная фантазия рождает монстров.
  3. Славянин 12 марта 2013 10:07
    Задолго до крещения Руси славяне, принявшие Православие, занимали высокие посты, не говоря уже о среднем звене, в чиновничьей иерархии Византии.
    О Христианстве славяне знали не понаслышке.
    Славянин
    1. Earthman 12 марта 2013 11:26
      Цитата: Славянин
      Задолго до крещения Руси славяне, принявшие Православие, занимали высокие посты, не говоря уже о среднем звене, в чиновничьей иерархии Византии.
      О Христианстве славяне знали не понаслышке.

      Ну так Каракалпаки и Половцы в распространяли повсюду и своими завоеваниями
      Earthman
    2. Bosk 12 марта 2013 12:22
      Ещё до крещения Руси в Киеве были Христианские миссии и нетока.
  4. andsavichev2012 12 марта 2013 11:09
    зачем перепечатывать учебники для ВУЗов среднего уровня ????
    andsavichev2012
  5. р_у_с_с_к_и_й 12 марта 2013 11:10
    Эх, византийцы! Объединятся надо было в единое государство, и все остальные православные государства включить, может тогда и не было бы монгольского ига у нас, и падение Константинополя от турок, а какой Софийский собор был красивый! А теперь мечеть.
    1. Нагайбак 12 марта 2013 11:37
      р_у_с_с_к_и_й"Эх, византийцы! Объединятся надо было в единое государство, и все остальные православные государства включить".
      С греками объединятся? Они свою империю продали с потрохами... и нас бы сдали, вместе с присоединенными славянами.
      Как то читал, как они наводнили Черноморский флот, при Лазареве в 19 веке. Так наши матросики голодными ходили. Снабженцы гордые элины были...все под чистую разворовывали. Еле повыпинывали их оттуда. Нет!!!! Лучше уж пущай в Европе обитаются...там им место...вместе с поляками, венграми и прочими европейцами. Я им аплодирую, как они их опускают...
      1. р_у_с_с_к_и_й 12 марта 2013 13:16
        Хотите сказать у России есть только два союзника-армия и флот?
        Ну не знаю, времена тогда были смутные, единого стержня у России пока не было, а Византия начинала уже хиреть, если бы смогли всё это объединить под сильной рукой и сделать сильную монархию, то это была бы очень сильная страна.
        Хотя может вы и правы, наши "братья"-славяне всегда от нас ждали безвозмездной помощи, а сами нас никогда не поддерживали по-хорошему, вступление большинства из них в блок НАТО, тому печальное подтверждение.
        1. Яшка Горобец 12 марта 2013 16:21
          Теперь у нас уже четыре союзника:армия,флот,ВВС и ракетные войска. wink
          Яшка Горобец
      2. Pancho 12 марта 2013 18:57
        Почитайте объстоятельства взятия Константинополя может ваше мнение изменится,а также как воевали в Крымскую войну балаклавские греки и не надо походя мазать весь народ ,славный издревле.
    2. Iraclius 12 марта 2013 11:49
      Вы повторили мечту многих русских царей и императоров. Последним таким мечтателем был, пожалуй, Александр II, который мечтал о восстановлении древней Византии и объединении славянских Балкан.
      На самом деле свою решающую роль сыграла, как ни странно, великодержавное высокомерие и "тщеславие прогрессора". К концу 10 века в Греческой империи стал сходить на нет сам принцип, по которому она смогла выстоять под ударами варваров - формирование империи не по национальному, но по релизиозному признаку. Отсюда такая россыпь талантливых военноначальников и администраторов в роли императоров. Вспоминаются и император Ираклий, и Юстин, и Юстиниан, и Василий Болгаробойца...
      Но у уже к рассматриваемому периоду владетельная знать и крупные магнаты выходят из под контроля центральной власти, формируют свои частные армии и начинают решительно влиять на политику империи, расшатывая её единство и распыляя ударные силы и демонстрируя потрясающее пренебрежение к соседям и потенциальным союзникам.
      Кончилось всё вполне прелсказуемо - Роман I Диоген в сражении под Манцикертом в 1071 году потерпел сокрушительно поражение от турок-сельджуков под предводительством Алп Арслана. Это горькое поражение и потеря житницы империи - Каппадокии - стали началом грозных событий по потери могущества Византией, кровавых разграблений во время 4-го Крестового похода и позорной Унии и, в конечном итоге. предвестником падения Константинополя в мае 1453 года.
      Если бы долгосрочный союз на правах, как сейчас модно говорить, партнёрства с Русью состоялся, то история могла бы пойти совсем по другому сценарию.

      Но, как писАл греческий философ Гераклит Эфесский - "πάντα χωρεῖ καὶ οὐδὲν μένει" καὶ "δὶς ἐς τὸν αὐτὸν ποταμὸν οὐκ ἂν ἐμβαίης". Всё течёт, всё меняется и в ту же самую реку мы уже войти не можем.
      1. Deniska999 12 марта 2013 12:46
        Поправлю: Роман Диоген был не первым Романом, а четвёртым. Первый - Лакапин, Второй - младший, третий - Аргир.

        Кроме того, Романа предали его подчиненные - военачальники Дуки.

        Кроме того, Романа предали его подчиненные - военачальники Дуки.
        1. Iraclius 12 марта 2013 12:55
          Да, Deniska999, спасибо - латинская V не пропечаталась, а я и внимания не обратил. hi Конечно же, Роман IV Диоген.
          Дело даже не в предательстве - дело в системном кризисе в Империи. Армию собирали по всем фемам - с миру по нитке. То, что не расхватали патрикии. Оснащение её было отвратительное. Ну и предательство, конечно, сыграло свою роль.
          Я к тому и клонил, что Русь уже тогда представляла серьёзную военную силу и упускать из рук такую мощную помощь было большой ошибкой с далеко идущими последствиями.
          1. Deniska999 12 марта 2013 15:07
            Но и предательство Дук не стоит скидывать со счетов.
      2. cdrt 12 марта 2013 20:24
        Собственно очень наглядно. Великие империи не могут быть национальным государством длительное время - только на основе некой идеи (Римсий мир, христианство, коммунизм)
    3. Несвет Незаря 12 марта 2013 15:13
      А кто сказал что было монгольское иго? Католические монахи? Миллер? ТЕОРИЯ норманская преподается как история... Золотая орда - где ее столица? Хазарский каганат - что это? Орден и орда одно коренные слова?
      Несвет Незаря
      1. knn54 12 марта 2013 21:58
        Андрей.Был католический Золотой Орден с центром в Сараево,а BATU HAN очень похоже на ВАТИКАН?
  6. abeluk 12 марта 2013 11:40
    Цитата: радист
    Крещение Руси (принятие Православия)

    язычество и есть Православие (Правь славят), а Христианство это ортодоксальная вера! наши попы нас запутали ибо и через 1000 лет помним Православие! С Масленицей! smile
    1. Iraclius 12 марта 2013 11:57
      abeluk, православие, как уже писАли выше, это восточная ветвь христианства, догматические различия между которыми были окончательно офрмлены после событий схизмы 1054 г. Взаимные анафемы, кстати, сняты только в 1964 году.
      Слово "православие" - это калька (буквальный перевод) греческого слова - ὀρθοδοξία - правильное славление (суждение).
    2. Никотин 7 13 марта 2013 02:44
      Ув. abeluk,вы напрасно тратите время:к сожалению для некоторых форумчан Византийская религия является истиная Русская вера.
      Никотин 7
  7. Chukcha 12 марта 2013 12:25
    Автор очень хитро расставил акценты - дескать никто креститься особо не хотел, но "политик" заставил... . А вот Святослав - "реальный парень", никаких компромиссов ради политики.
    Перефразируя известную поговорку, можно сказать - история что дышло, куда повернул, туда и вышло.
  8. Iraclius 12 марта 2013 12:42
    Хм...Добровольцы-неофиты есть всегда, но их - исчезающее меньшинство.
    С какого перепугу дружина и холопы должны были дружно бежать креститься? Первых пряником манили. Вторых силком и тащили в Днепр.
    Смысл в том, что христианство тогда начало приобретать оттенок мощного политического инстумента, чем Ольга-политик и умело воспользовалась.
    Но консервативная "партия" во главе со Святославом тащила свою линию, при которой вся власть была не в руках Великого князя и духовенства, но военной аристократии. Всё очень просто. hi
    1. Chukcha 12 марта 2013 12:52
      Вы полагаете, что был исключительно прагматичный расчёт со стороны княгини?
      1. Iraclius 12 марта 2013 12:58
        Полагаю, что да - исключительно прагматический. Она тоже увидела в христианстве мощный инструмент, который бы позволил объединить разрозненные языческие племена Руси, которые поклонялись разным идолам.
        Собственно, с этого и началось формирование России.
        1. Chukcha 12 марта 2013 13:21
          А я вот не знаю как определиться. Полагаю тут совпало желание "продвинуть" тогдашнюю Русь, и собственные, изменившиеся убеждения.
          «Да будет воля божья, если захочет бог помиловать род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к богу, что даровал и мне. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день» (ПВЛ)
        2. Setrac 12 марта 2013 16:35
          Ведическая культура Руси к язычеству отношения не имела. Идолы? Знаю нескорлько - Иисус Христос, Пророк Муххамед, причем идолами их сделали МЫ, а ведь в Библии четко сказанно - не сотвори себе кумира.
          1. Chukcha 12 марта 2013 17:42
            Ведическая культура Руси к язычеству отношения не имела

            Разумеется не имеет, поскольку фолк-хистори не имеет никакой реальности к истории Руси.
            Вы с информацией осторожней обращайтесь.

            а ведь в Библии четко сказанно - не сотвори себе кумира.


            Полностью заповедь звучит так:

            Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои
            . (Втор.5:6-21)

            Бог просит(требует), что бы человек поклонялся только Ему - Творцу Мира всего.
            Поскольку в Христианской традиции Иисус - Сын Божий и воплощение Бога на земле, то никакого идолопоклонничества нет и не может быть.

            В Исходе ещё круче (Исх.34:14-26)...., ну, найдете сами.

            В Исламе, кстати, тоже поклоняются Аллаху, а Пророк Мухаммед только лишь выражает Слова Аллаха. С идолопоклонством тоже не стыкуется. Более того, фанатизм в исламе приводит к разрушительным для всяких прежних языческих памятников последствиям. Вон, в Египте были высказывания снести пирамиды нафиг...

            П.С. предчувствую.... wink
  9. knn54 12 марта 2013 14:33
    Предание о взятии неприступной древлянской крепости с «помощью птиц» передается из поколения в поколение...
    Находясь в безвыходном положении под стенами Искоростеня, Ольга обратилась за помощью к Византии. Послы киевской княгини тайно прибыли в Константинополь, заключили договор и получили оружие- греческий огонь. Соглашение нигде не фиксировалось, ибо нарушало закон, «запрещавший продажу оружия варварам».Княгиня Ольга была первым и последним исключением из этого правила, что подтверждает ее авторитет в глазах Византии.
    1. Несвет Незаря 12 марта 2013 15:23
      Странные русские варвары.... Вроде хуже белых людей, но с оружием у них ни когда проблем нет )))))))
      Несвет Незаря
  10. жжжук 12 марта 2013 14:36
    Самое интересная что все историки ссылаються на повесть временных лет и других источников нет и проверь правда или ложь.
    Удивительно уже тогда проблемы с востоком вот откуда ноги растут а халифат тогда случаем не американцы курировали laughing если не они то кто тот негодяй
    жжжук
    1. Bosk 12 марта 2013 15:09
      Был такой историк если я неошибаюсь Татищев, так он сомневался в правдивости Повести временных лет и у него были на то основания....
      1. kamakim 12 марта 2013 18:52
        угу, с Аристотелем так же дела обстоят...
        kamakim
  11. _Forgiven_ 12 марта 2013 20:59
    ---"Таким образом, проблемы внешней политики и вопрос крещения оставались открытыми и не могли не волновать обе стороны. Вопрос стоял ребром: или Русь в одном из походов сокрушит Константинополь, или Византия сможет провести крещение Руси и сделать её послушным орудием в своей политике, русские станут ещё одним варварским народом, которым смогут манипулировать искушённые византийские политики."---

    На эту тему можно спорить бесконечно, историю пишут победители. До нас доходят лишь обрывки правдивых и не очень действий. А тематика "Христианизации Руси" вообще щепетильный вопрос. Сейчас до правды докопаться будет крайне сложно. Мне понравился фильм Михаила Задорнова про Рюрика. Пусть там не так все гладко, как Михаил Николаевич рассказывает, я думаю найдутся люди грамотные в этой сфере которые могут поспорить на некоторые моменты. Суть не в этом... Суть в том, что нам славянам нужно по-больше подобных материалов, чтобы мы искали настоящие свои корни.
    А по поводу принятия христианства скажу лишь свое мнение, кратко, так сказать. Я думаю все помнят как крестили Русь) Дружины загоняли людей в водоемы, народ не хотел принимать чужую веру. И я не думаю что нашим предкам плохо жилось при Перуне. Значит были на то веские причины, что Святослав и народ принимал эту идею в штыки. Это сугубо мое личное мнения, поэтому прошу не обсерать меня нехристом и так далее. Сейчас из религии сделали просто обыкновенный бизнес. Дело в вере людей, и у каждого она своя. Спасибо за пост, есть над чем поразмыслить
    _Forgiven_
  12. Хамсин 12 марта 2013 22:39
    Монголо татарского иго не было! Вот ни как не вяжется оно с логикой и логистикой. Почему посчитали сколько кирпичей в пирамидах и с какой скоростью их укладывали но не посчитали сколько факторов должно сойтись чтобы иго состоялось??? Так кроме как состояться его ведь надо было поддерживать 300 лет!!! Повесть временных лет не является точным источником информации, писал ее не историк а монах. Выяснилось недавно что место откуда якобы пришел Рюрик в те времена находилось под ледником... Выводы делайте сами...

    Монголо татарского иго не было! Вот ни как не вяжется оно с логикой и логистикой. Почему посчитали сколько кирпичей в пирамидах и с какой скоростью их укладывали но не посчитали сколько факторов должно сойтись чтобы иго состоялось??? Так кроме как состояться его ведь надо было поддерживать 300 лет!!! Повесть временных лет не является точным источником информации, писал ее не историк а монах. Выяснилось недавно что место откуда якобы пришел Рюрик в те времена находилось под ледником... Выводы делайте сами...
  13. elmi 13 марта 2013 01:01
    Сколько раз в истории наши войска использовали в своих интересах другие страны
  14. predator.3 13 марта 2013 08:20
    не могу зайти в новости
    predator.3
  15. predator.3 13 марта 2013 08:20
    не могу зайти в новости
    predator.3

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня