«Омела», не нашедшая Бальдра

23
«Омела», не нашедшая Бальдра
Германский эпос - эпичен донельзя!


Как утверждает «Младшая Эдда», дело было так... Сын Одина Бальдр был «самым добрым, самым мудрым и самым честным из асов». И красивым! В Средние века скандинавы называли ромашку «чело Бальдра». Он, будучи бессмертным богом, очень боялся смерти, которую увидел во сне, о чём и рассказал матери — жене Одина, Фригг. Та восприняла сон сына всерьёз и взяла нерушимую клятву у всех предметов в мире — живых и неживых, что они не причинят вреда Бальдру. Пропустила только омелу: поглядев на её хилый побег, Фригг решила, что она и так не сможет причинить сыну вреда.




Похороны Бальдра - опасно недооценивать растения-паразиты...

Фокус сработал: теперь ни один предмет в мире не мог причинить юному богу вреда, чем тот с друзьями немедленно воспользовался: молодые (если в отношении богов это слово применимо) балбесы тут же стали кидать в Бальдра всем, что под руку попадёт, зычно ржа, когда копья, мечи и стрелы (а также молотки с наковальнями и прочий хозяйственный инвентарь) отскакивали от неуязвимого сына Одина. Само собой, это не понравилось коварному Локи, который, обернувшись служанкой, решил выпытать у Фригг: с кого клятва взята не была? И выведал, что побег омелы ничего никому не обещал. Тут-то Бальдру конец и настал: Локи сорвал побег, сделал из него то ли копьё, то ли стрелу (есть разные версии) и дал слепому богу судьбы Хёду, с которым никто не играл (слепой же!). Хёд с радостью согласился и засадил в Бальдра холодным древковым оружием из омелы, от чего тот и скончался.

В общем, когда гитлеровским конструкторам пришла пора дать имя созданному ими хитроумному оружию, миф пришёлся в тему, и оружие обрело имя: «Мистель» — омела. Что же из себя представляло это вундерваффе?

Тут стоит сделать отступление. Как известно, у Люфтваффе не было тяжёлых бомбардировщиков: и «Юнкерсы-87-88», и «Дорнье-17», и «Хейнкель-111», и даже экзотические «Фокке-Вульфы-200 Кондор» на это звание не тянули — бомбовая нагрузка была явно маловата, да и дальность не впечатляла (кроме «Кондора», само собой, у того с дальностью всё в порядке было, но... не бомбардировщик!). В принципе, пока немцам удавалось проводить «блицкриги», этот факт их не особо волновал, но, когда стало понятно, что война затягивается, выяснилось, что бомбить крупные цели в тылу врага нечем. И надо с этим что-то делать. Причём быстро — не теряя времени на разработку нового самолёта. И сумрачный тевтонский гений нашёл парадоксальное решение: а что, если запускать бомбардировщик на вражеский объект в один конец? Это же сразу дальность действия удваивается!


"Мистель" в деталях

Нет, смертников птенцы гнезда Геринга применять не собирались. Задумка была следующая: сверху на фюзеляж бомбардировщика крепится истребитель, пилот которого и управляет «связкой». В бомбер, на место пилотской кабины, устанавливается кумулятивная боеголовка — большая кумулятивная боеголовка! Пилот ведёт связку в направлении цели, затем, на определённом расстоянии от неё, отцепляется и летит домой. А бомбардировщик продолжает полёт до тех пор, пока, по расчётам командования, не достигнет вражеского объекта. В этот момент перекрывается подача топлива к двигателям, и самолёт-бомба падает на головы врагов.


Британская сцепка: Шорт S.20 — Майа S-21 Композит

Идею подал лётчик-испытатель Зигфрид Гольцбауэр. Он ещё в 30-е годы участвовал в испытаниях английской сцепки Шорт S.20 — Майа S.21 «Композит»: авиаматка Майа S.21 везла на горбу гидросамолёт Шорт S.20 «Меркурий». Сцепке удалось достигнуть мирового рекорда по дальности полёта для гидросамолётов — 9652 километра! Конец экспериментам положила Вторая Мировая война, но Гольцбауэр предложил использовать это решение для увеличения дальности немецких бомбардировщиков. Он предложил «перевернуть» английскую схему: если в ней до цели добирался «самолёт-паразит», а авиаматка возвращалась на базу, то здесь полёт в один конец совершала как раз авиаматка, а пилот возвращался домой на «паразите».

Инженеры «Юнкерса», услышав о такой идее, решили, что ничего безумнее им слышать не доводилось. Но! Времени на разработку нормального дальнего бомбардировщика не было, поэтому идею доложили в Министерство вооружений. В Министерстве также решили, что ничего безумнее им слышать не доводилось, и ответили: проектируйте! Но за свой счёт. В конце концов, после долгих препирательств Министерство удалось убедить в том, что дело стоящее: по расчётам, самолёт-бомба мог пробить своей кумулятивной боеголовкой до семи метров бетона, а любой линкор — гарантированно отправить на дно. В общем, военные проявили умеренный интерес к проекту, и работа закипела!

Для начала построили пятнадцать сцепок. В качестве носителя использовали Ju-88A-4, в качестве «паразита» — Bf-109F-4. Уже в ноябре 1943 года первый «Мистель» был испытан против старого французского корабля-цели. Результат признали удовлетворительным. После этого испытали против фортификационных сооружений: выяснилось, что 2 метра бетона «омела» пробивает. Наконец, первая эскадрилья «Мистелей» IV/KG.101 прибыла на фронт во французский город Дезиер.


"Омела" ищет своего Бальдра

Первый боевой вылет был неудачным: 24 июня 1944 года сцепку атаковал «Спитфайр», так что пилот «Мистеля» предпочёл отцепиться от носителя и уйти в облака. Ночью того же дня остальные «Мистели» поднялись в воздух и атаковали суда в устье Сены. Ни одного попадания добиться не удалось, но взрывы были настолько сильны, что несколько судов были повреждены. Это позволило Министерству вооружений потребовать перевооружения ещё 75 бомбардировщиков в «Мистели»...


Вариант "Мистеля" с FW-190А

Собственно говоря, рассказывая про это вундерваффе, стоит сразу сказать: стандарта в оборудовании сцепок не было: к тому, что было под рукою, лепили то, что было под рукою. Поэтому в качестве «паразитов» использовались и разные модификации Bf-109, и FW-190А, в качестве носителя — разные модификации Ju-88.

Вскоре была создана ещё одна эскадрилья «Мистелей» — II/KG.200 «Бетховен». Для начала эскадрилье поручили бомбить главную ВМБ Великобритании Скапа-Флоу, но не срослось с погодой. Потом была разработана операция «Железный молот» — налёты на советскую промышленность. Но на дворе стоял уже 1945 год, и для «Омелы» решили поискать «Бальдра» поближе: советские переправы через Одер, Вислу и Нейсе. Выяснилось, что неповоротливые сцепки — слишком хорошая цель для истребителей и зениток, благо и тех и других в прифронтовой полосе было в избытке.


Реактивный "Мистель" так и не вышел из стадии проектирования, но выглядеть мог как-нибудь похоже...

В общем, серьёзных успехов «Мистели» не достигли. Перед самым окончанием войны на чертёжных досках появились проекты сцепок на основе реактивных самолётов: Ju-287/Me-262 или Ar-234/Ar Е.377, но дальше чертёжных досок они так и не ушли. Всего до конца войны было выпущено порядка 250 «Мистелей». Оказал ли этот проект влияние на ход войны? Нет! Мог оказать... Здесь есть место для фантазии любителей альтернативной истории.


Не сработавшее чудо-оружие...

Дело в том, что под конец войны немцы активно работали над созданием реального вундерваффе — атомной бомбы. Так вот, учитывая размеры и вес реальных первых атомных бомб (около 4,5 тонн), носителей для них, кроме «Мистелей», у Люфтваффе просто не было. Собственно говоря, и для «Омелы» они были тяжеловаты, но подобрать конфигурацию сцепки, способной потянуть бомбу, возможность была. Ничего больше в качестве носителя для гипотетического ядерного оружия у Гитлера не было...
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    13 ноября 2024 05:08
    Ну и предисловие! Я уж думал что автор решил написать статью о древнегерманском эпосе, пока не добрался до сути wink
  2. +9
    13 ноября 2024 05:26
    . Тут стоит сделать отступление. Как известно, у Люфтваффе не было тяжёлых бомбардировщиков:

    Хейнкель He 177 Грейф
    1. +2
      13 ноября 2024 08:30
      Боевой радиус был маловат, кроме того, видимо с надежностью - проблемы, если широко не применялись.
      1. +1
        13 ноября 2024 08:41
        А при чем здесь надежность? Тут минусов куча: снижение скорости, дальности, нагрузки, потеря бомбардировщика, невозможность обороняться.
      2. +1
        13 ноября 2024 09:48
        Цитата: Летучий_Голландец
        Боевой радиус был маловат, кроме того, видимо с надежностью - проблемы, если широко не применялись.

        Вопрос Герхард в другом, Вы вслед за рядом советских и британских авторов утверждали о «достоверном отсутствии тяжелых бомбардировщиков в люфтваффе. Однако, ограниченной серией Германией в годы войны строился упомянутый мною Не-177 разных модификаций. Согласен со схемой два мотора на один винт немцы перемудрили, но ТТХ последнего были сопоставимы с ТБ-7 (Пе-8) и первыми моделями В-17.
        По боевому радиусу, предлагаю взять за сравнение банальную дальность полёта:с нагрузкой;
        Не188 до 5480 км.
        Пе-8 от 3600 до 5800 км.
        В18 до 5795 км.
        Параметры сопоставимы.
      3. +2
        13 ноября 2024 11:31
        Цитата: Летучий_Голландец
        кроме того, видимо с надежностью - проблемы, если широко не применялись.

        нормально они бомбили и летали, недостатки к 1944 устранили, но тогда же поставлены на прикол, ибо брали за раз почти ...10 т авиац бензина, что уже было недопустимой роскошью.

        Спарка же напомнила Звено СПБ Вахмистрова ,когда шестерка И16 с 3 маток ТБ3 успешно разбомбила важнейший стратегический мост в Румынии и нефтехранилища и пр.
        гораздо успешнее немецкой спарки.
    2. +1
      13 ноября 2024 08:44
      Цитата: Коте пане Коханка
      Хейнкель He 177 Грейф

      Сырой он был весь, да и аварийность высокая...
  3. +2
    13 ноября 2024 05:31
    Спасибо, Генрих!
    О самом замысле - слыхал, но то боевом применении - понятия не имел. В принципе Не-177 с облегчённым "паразитом" на спине вполне мог и до Континента достать.
    А учитывая, что есть весомые подозрения что оба "малыша" родом из Германии, то всё становится на места.
    1. -1
      13 ноября 2024 08:21
      Мог, сомнительно что пилот мог обратно вернуться. Все-таки у немецких истребителей дальность была не слишком высокая. Хотя… Если до думалось до такого, то могли и схему с вылавливанием пилота подлодкой изобрести. Или посадкой где-нибудь в условной Мексике…
      1. +1
        13 ноября 2024 09:18
        А вы присмотритесь к Та-152. С крылом такого удлинения, без брони, с подвесным баком на скорости менее 400 км/ч эта штуковина от Гренландии до Норвегии дотянет. А если в необитаемом районе той же Гренландии организовать базу подскока...
    2. +1
      13 ноября 2024 08:46
      Не смог бы, так как наличие сцепки резко уменьшило бы скорость и дальность, даже если уменьшить нагрузку до 1 тонны и залить горючку во все пространства. А далее еще момент: а какой смысл в сцепке, если ни один истребитель не смог бы вернуться? Но главное: ну долетел бы он, а дальше? Стоимость Не177 огромная и использовать такой самолет как бомбу, которая может даже и попадет, но ущерба много не сделает. Вот пуляли по Англии ФАУ и много добились?
  4. +3
    13 ноября 2024 06:11
    Сцепка Вахмистрова,удачнее была ,бомбились не плохо..По мостам,нефтяным складам в Румынии..
    1. +3
      13 ноября 2024 08:18
      Насколько я помню, там другой смысл был: повесить на бомбардировщик свой истребитель сопровождения, причем, пилотируемыми были и тот и другой. «Мистель» - эрзац крылатой ракеты воздух-земля. Правда «ракеты» покрупнее самого носителя)))
      1. +3
        13 ноября 2024 08:39
        Ну да, еще тупее идея. Результат: резко снижается скорость, дальность полета и бомбовая нагрузка, что для фронтового бомбардировщика жуть. Наши хоть сразу 4 штуки под ТБ3 вешали, так там и так еле полз, да и бомб не тащил, а прикрывал своих, но при росте скорости резко увеличивается сопротивление воздуха.
      2. +1
        13 ноября 2024 10:06
        «Мистель» - эрзац крылатой ракеты воздух-земля. Правда «ракеты» покрупнее самого носителя)))
        Там от ракеты ничего нет..Да, в этажерке Вахмистрова можно было не только отсоединяться,но прицепляться в воздухе..Реально, "Мистель",никчемная ерунда..по сравнению с этажеркой Вахмистрова,которая применялась довольно успешно,адмирал Кузнецов,просил увеличения состава этажерок,отказано было,дескать нету,не выпускаем.
    2. +2
      13 ноября 2024 08:51
      Это из другой оперы, там нес истребители на случай защиты или как бомбардировщики, плюс ТБ3 (фактически бочка с горючим) летел медленно и при полете еще и работали движки истребителей, что позволяло не терять скорость. Был проект и как описан в статье, но забраковали сразу.
      1. +1
        13 ноября 2024 10:12
        Да скорость у ТБ-3 была не ах,около 200-т км в час,но до 200 не дотягивала..
  5. +1
    13 ноября 2024 08:36
    Не понял смысла. Тащит на себе истребитель, что снижает бомбовую нагрузку и уменьшает дальность за счет сопротивления воздуха. Как наводить бомбардировщик? Потеря бомбардировщика, это вообще тупость.
  6. +2
    13 ноября 2024 09:06
    Гольцбауэр предложил использовать это решение для увеличения дальности немецких бомбардировщиков. Он предложил «перевернуть» английскую схему: если в ней до цели добирался «самолёт-паразит», а авиаматка возвращалась на базу, то здесь полёт в один конец совершала как раз авиаматка, а пилот возвращался домой на «паразите»
    .Проект "Звено", к которому относятся Бомбардировщик ТБ-1,потом ТБ-3 с прикрепленными к нему истребителям И-5,И-Z,затем И-15,И-16,так называемые "этажерки Вахмистрова", начал разрабатываться в конце 20-х начало 30-х,но не получил дальнейшего развития из-за того, что почти новые бомбардировщики ТБ-3,быстро устарели и были ещё в 1937 году сняты с производства,но находились на вооружении . К январю 1941 года от этой затеи отказались.К схеме вернулись лишь с началом войны, при наличии,отсутствия пикировщиков и истребителей дальнего действия.Но симбиоз ТБ-3 и И-16 прекрасно справился с задачей.Немецкий гений,осенило, только к концу войны.И применялся проект "Звено" по 1942 г включительно.Было совершено несколько десятков успешных боевых вылетов.По сути ,это немецкое чудо-оружие,было вчерашним днем.На безрыбье и рак рыба..
  7. +1
    13 ноября 2024 09:32
    Цитата: Luminman
    Цитата: Коте пане Коханка
    Хейнкель He 177 Грейф

    Сырой он был весь, да и аварийность высокая...

    Спарка двигателей стала неиссякаемым источником проблем для нового бомбардировщика, который неслучайно получил прозвище «Зажигалка». В погоне за улучшением аэродинамики конструкторы скомпоновали двигательный отсек с максимально возможной плотностью. В результате в нем не нашлось места даже противопожарным переборкам, а маслопроводы и маслобаки разместились недалеко от выхлопных патрубков двигателя. В полете эти патрубки часто раскалялись докрасна. Очень плотно была размещена и вся электропроводка. Как результат в полете при любой разгерметизации топливной системы или маслопроводов пожар становился неизбежным. Дополнительно к этому проблемой стало то, что на большой высоте масло иногда закипало, что вело к нарушению работы двигателей, в лучшем случае моторы просто перегревались и глохли, в худшем на борту начинался пожар. Относительной стабильности в работе двигателей немецким конструкторам удалось добиться только к 1944 году. (С)
  8. +1
    13 ноября 2024 10:12
    Хм! Надо перечитать Медведя. У меня в голове отложилось, что эту кракозяблу делали не для увеличения дальности полета, а для доставки в прифронтовую зону боеголовки большой мощности.
    Впрочем, зачем гадать, если можно либо прочитать монографию, либо, 88-му было посвящено два выпуска Авиаколлекции.
    Кому свербит, могут протянуть руку к своей книжной полке и все прочитать.
    А потом рассказать нам wink!
  9. 0
    13 ноября 2024 10:16
    Цитата: bionik
    Цитата: Luminman
    Цитата: Коте пане Коханка
    Хейнкель He 177 Грейф

    Сырой он был весь, да и аварийность высокая...

    Спарка двигателей стала неиссякаемым источником проблем для нового бомбардировщика, который неслучайно получил прозвище «Зажигалка». В погоне за улучшением аэродинамики конструкторы скомпоновали двигательный отсек с максимально возможной плотностью. В результате в нем не нашлось места даже противопожарным переборкам, а маслопроводы и маслобаки разместились недалеко от выхлопных патрубков двигателя. В полете эти патрубки часто раскалялись докрасна. Очень плотно была размещена и вся электропроводка. Как результат в полете при любой разгерметизации топливной системы или маслопроводов пожар становился неизбежным. Дополнительно к этому проблемой стало то, что на большой высоте масло иногда закипало, что вело к нарушению работы двигателей, в лучшем случае моторы просто перегревались и глохли, в худшем на борту начинался пожар. Относительной стабильности в работе двигателей немецким конструкторам удалось добиться только к 1944 году. (С)

    Самый прикол, что это была ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ спарка двигателей. Т.е. мидель если и стал меньше, чем при нормальной четырехмоторной схеме, то точно уж не в два раза. Совсем уж доставляет то, что у того же Дорнье была отшлифованная до неимоверного блеска мотоустановка "тяни-толкай". Причем с удлиненным валом заднего мотора. Вот там мидель был в ДВА раза меньше.
    Воистину, бодливой корове Бог рогов не даёт.
  10. +1
    13 ноября 2024 10:21
    Прошу прощения за ОФФ, но в заключение о 177-м. Во многом проект сгубило желание заставить эту машину пикировать. Собственно с уменьшения моментов инерции и началась вся эта пляска (свистопляска) со спаренными установками.
    Идея нанесения высокоточных ударов в далёком тылу противника была, конечно, разумной, но она изрядно опередила свое время.