Как сбить самолет межконтинентальной баллистической ракетой

71 246 62
Как сбить самолет межконтинентальной баллистической ракетой

Действительно, просто задумайтесь: самолет, который летал со скоростью более трех звуковых, мог носить и запускать ракеты с атомными боеголовками с высоты почти 30 000 метров – это даже в наше время нечто такое, непревзойденное. А что говорить о старых добрых временах?

Некоторые, посмотрев на фото, скажут: ну и что мы такого про «Черного дрозда» не знаем? Вокруг чего весь базар с распродажей?




Все дело в том, что на фото не SR-71 Blackbird, а другой самолет, увидевший небо двумя годами ранее. Это А-12, созданный все той же творческой группой Skunk Works, которая разработала такие примечательные аппараты, как Р-80 «Шутинг Стар», F-94 «Старфайр», F-104 «Старфайтер», U-2, F-117 и, конечно же, SR-71 (вот он на снимке ниже).


Вообще 60-70-е годы прошлого века – это был реальный расцвет науки и техники. Фактически основное большинство разработанного в те годы оружия вполне нормально сражается на всех фронтах мира и сегодня, да и в космосе только-только начинается смена поколений.

Итак, год 1958-й.


Уже летает ставший знаменитым (в основном благодаря советским ЗРК С-75) разведчик U-2, в США просто оргазмируют от его успехов, вызванных действительно впечатляющими ЛТХ, но в тиши секретных цехов уже идет работа над проектом «Архангел».

Вообще в США в целом и ЦРУ в частности, не строили долгоиграющих планов на полеты над советской территорией. Планировали вообще пару лет полетать, но Пауэрса сбили только в 1960 году, то есть, программа проработала аж четыре года, но за 24 полета американцы узнали много интересного. Например, засекли и посчитали советские стратегические М-4 и узнали, где в действительности строят космодром Байконур.

Ну и с момента падения горящего U-2 Пауэрса эпоха безнаказанных полетов закончилась.


Но к тому времени над проектом «Архангел» давно шли работы инженерных приколистов из Skunk Works. Самолеты, конечно, у них получались один чуднее другого, но кроме «Старфайтера» F-104 летать не отказывались.

«Скунсы-негодяи» (вольный перевод слова «skunk» с английского, так «скунс», но в отношении человека – «негодяй» или похуже – прим.) изучив расклады, сделали вывод, что максимальные шансы не быть сбитым ракетой имеет сверхвысотный и сверхскоростной самолет. Способный просто за счет своей скорости уйти от ракеты. И к 1958 году уже были готовы проектные эскизы, причем, ЦРУ и ВВС не потратили ни доллара, все разработки шли за счет «Локхида», в который входила Skunk Works.

Сперва этот «Архангел» разрабатывался под названием U-3, но в 1958 г. аппарат получил обозначение А-11. Задумка была фантастическая: самолет должен был пролетать около 6 500 км с крейсерской скоростью 3 Маха на высоте от 27 до 30 км.


Вообще тут получился момент, который сбил с толку своих и запутал всех остальных: «А» - это в ВВС США от слова «Attack», так в американских в ВВС обозначаются самолеты, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям, то есть, штурмовики. А здесь «А» то ли от названия проекта «Archangel», то ли от слова «Agency», потому как заказчиком самолета-разведчика было ЦРУ, то есть, CIA, Central Intellegence Agency.

В общем, получился проект разведчика под кодом штурмовика.

А-11 представлял собой относительно нормальный (в рамках понимания этого термина инженерами Skunk Works) самолет. Он вообще был похож на появившиеся позже Ту-144 и «Конкорд», но этих красавцев знал почти весь мир, а вот А-11 так не повезло.

В целом - бесхвостка с треугольным крылом, задняя кромка крыла имела обратную стреловидность, с двумя турбопрямоточными воздушно-реактивными двигателями в гондолах под крыльями. А вот дальше началось интересное: главный конструктор проекта Джонсон провел консультации с моторостроителями из «Пратт и Уитни» и «Марквард», и после того, как моторостроители объяснили, что они могут дать для этого самолета, проект пришлось переделывать.

Так начались работы по проекту «Архангел-2». Самолет имел несколько иные формы и очертания, но Джонсон даже теоретически заложил улучшенные ЛТХ – скорость и дальность остались прежними, а вот высоту решили поднять до 33,5 км.

Интересной новинкой стал предполагаемый профиль полета: его Джонсон спокойно позаимствовал у австрийского конструктора профессора Ойгена Зенгера, так называемый бомбардировщик «Серебряная птица» (проекты «Урал-бомбер» и «Америка-бомбер»), который, согласно расчетам, мог обладать просто необычайной дальностью полета. Зенгер предполагал воспользоваться режимом «волнообразного планирования», напоминающим движения камня, отражённого при броске от воды, и делающего «блинчики». Правда, у Зенгера был не самолет, а ракетоплан, который должен был выйти в космос (летчик становился ненадолго космонавтом), а при планировании из космоса несколько раз срикошетировать от плотных слоёв атмосферы, тем самым значительно удлинив расстояние возможного полёта.

Джонсон представлял полет своего детища, как серию скачков с шагом от 80 до 50 км по нисходящей от более плотных слоев атмосферы в менее плотные.

Расчетные данные «Архангела-2» получились такими:
- максимальная взлетная масса - 61 235 кг;
- практический потолок - 30 500 м;
- дальность полета - 6 500 км.
Силовая установка включала два ТРД J58 и два ПВРД диаметром 1905 мм.

И… Джонсон начал снова переделку! Его не устроила сложность и дороговизна самолета из-за комбинированной силовой установки. Если убрать прямоточные двигатели, то можно было получить выигрыш в весе до 9 тонн! А ТРД «Пратт и Уитни» J58 и без того имели весьма приличные характеристики, и по идее, должны были обеспечить заявленные ЛТХ без прямоточников. Вообще эти ТРД разрабатывались по заказу морской авиации и предполагалось, что они смогут работать в широком диапазоне нагрузок и скоростей.


Облегчению подверглась и система спасения летчика. Изначально планировалось сажать летчика в герметичную спасательную капсулу, которая сможет выручить пилота на любой высоте. Но ее на стадии разработки заменили обычным катапультируемым креслом и… скафандром! И совершенно не заморачиваясь одели пилота А-12 в скафандр астронавта космического корабля «Джемини».


На этом «космичностью» самолета не ограничились. Высокие сверхзвуковые скорости полета гарантировали высокий нагрев планера, потому пришлось поломать голову над материалами фюзеляжа и крыльев. Естественно, победил титан (85%) и композиты (15%). Это, конечно, значительно усложнило работу по сборке, титан в те времена был не простым в получении и обработке металлом.

И еще была отдельная война с теплом. Самолет на скорости 3 М+ ожидаемо будет греться как… как грешник в аду. Потому надо было защищать от перегрева буквально все системы самолета. Один фонарь кабины обошелся в 2 миллиона долларов и три года работы.


Случился при разработке и курьез. «Локхид», как фирма-подрядчик, разослала различным производителям предложение прислать на испытание гидравлическую жидкость, которая способна нормально работать при температуре 300 градусов Цельсия и выше. Одна фирма прислала образец, способный работать при 315°С. Образец почему-то находился в обычном брезентовом мешке и представляя собой порошок белого цвета. В «Локхиде» немного опешили, но, ознакомившись с документацией, наверное, смеялись от души: в жидкое состояние порошок переходил при температуре 93°С. Как гидравлическая система работала бы при температуре окружающей среды, скажем, в 20°С, в «Локхиде» придумать не смогли.

В общем конструкцию фюзеляжа рассчитали на температуры обшивки до +260 °С и кратковременный нагрев до +315°С.

И уже в ходе летных испытаний термодинамика преподнесла еще один сюрприз: при посадке, в случае уменьшения тяги двигателей на относительно большой скорости снижения, корпуса двигателей остывали гораздо быстрее, чем детали компрессоров. В результате лопатки начинали цеплять стенки корпуса, что ожидаемо вело к их разрушению. Проблема сложная, а главное – дорогостоящая.

Но в итоге получился самолет, который мог летать со скоростью 3,1 Маха. Ближайший конкурент – это F-106 Delta Dart, перехватчик, созданный на базе F-102 Delta Dagger, который мог выдать 2,6 Маха. Учитывая, что А-12 мог забраться на высоту 28-30 км, у расчетов С-75 (да и С-125) начали возникать проблемы, потому что для того, чтобы достать на такой высоте самолет, летящий с такой скоростью, времени было катастрофически мало.

Плюс А-12 был, скажем так, личинкой малозаметного самолета. Разработчики пытались изобразить что-то в этом направлении, введя в конструкцию композиты, сделав вместо одного вертикально киля два наклонных стабилизатора меньшего размера.


Первый полет А-12 состоялся 25 апреля 1962 г. в обстановке максимальной секретности. И первый полет чуть было не закончился катастрофой: не включилась система повышения устойчивости самолета в полете, и хоть сам полет представлял собой больше «подскок» с рулежкой, пилот-испытатель Шальк получил массу острых ощущений, поскольку А-12, оторвавшись от земли, незамедлительно начал «барахтаться в небе», по выражению летчика, демонстрируя неустойчивость и способность к автоколебаниям по всем трем осям. Испытателю удалось плюхнуть самолет на мягкий грунт высохшего озера Грум-Лойк, а во втором полете на следующий день система стабилизации уже работала и все прошло более чем гладко.

По итогам первой серии полетов А-12 начали выпускать испытательной серией. Дело, как говорится, пошло.

И вот тут парни из «Локхида» почувствовали запах Денег.

Когда А-12 пошел в нормальное производство, представители «Локхида» по-тихому пришли к значимым людям из ВВС и предложили шикарный план: тихо и незаметно создать и испытать вооруженный вариант самолета. Из А-12 планировалось сделать стратегический перехватчик, способный уничтожать советские стратегические бомбардировщики.

Тут надо бы пояснить, что на тот момент основным средством доставки атомной бомбы к цели оставался тяжёлый дальний бомбардировщик, ракеты типа советской Р-7 только-только начинали свой путь к признанию. И потому в ВВС США уделяли значительное внимание самолету, который мог бы перехватывать и сбивать любые бомбардировщики на любой высоте. Тем более, что разведка в США работала, и сведения о Ту-16 и Ту-22 понемногу, но попадали в Пентагон. Так что в ВВС идею поддержали, и три незаконченных в производстве А-12 были перенаправлены в некую программу KEDLOCK, не менее секретную, чем «Архангел». Тем более, что собственная программа ВВС США по перехватчику XF-108 Rapier была закрыта. Бороводородное топливо двигателей этого самолета не обеспечивало особых преимуществ по сравнению с авиационным керосином, а было весьма токсичным. Так что ВВС охотно согласились получить в свое распоряжение суперперехватчик и даже поделились разработками системы управления огнем Hughes AN/ASG-18 и ракеты AIM-47A (GAR-9) Falcon, разработанные для XF-108, они были использованы на YF-12. Такой шифр получил «Архангел»-перебежчик.


Вообще идея с вооружением А-12 реально пришлась ко двору именно потому, что этот самолет был во многом схож с XF-108 в плане ЛТХ. Скорость за 3 Маха, дальность около 4 000 км, большая высота – все это было у А-12 уже в небе, а не на бумаге. Основной проблемой было всего-навсего найти место для новейшего радара и ракет, которые представляли собой очень интересное творение.

Это была целая система, которая состояла из ракеты GAR-Х, радара YX-1 и системы управления огнём. Первоначальная конструкция ракеты имела дальность от 25 до 40 км и могла быть оснащена обычной боеголовкой или ядерной боеголовкой W42 мощностью 0,25 килотонны. Ядерная боеголовка гарантировала уничтожение любого советского бомбардировщика класса М-4/Ту-16/Ту-22. Уважали нас господа американцы, раз готовили такое оружие против наших бомбардировщиков, ничего тут не скажешь.

В апреле 1958 года ракета и радар были переименованы в GAR-9 и AN/ASG-18. Когда проект по созданию F-108 был отменен в сентябре 1959 года из-за своей нереальной стоимости, то ВВС решили продолжить разработку ракетной системы с обеими боеголовками. Тем более, что и радар, и ракета были вполне себе неплохи и имели возможности для усовершенствований.

Три самолета А-12, который получили наименование YF-12, стали сердцем программы KEDLOCK, на выходе которой мог бы появиться небывалый по своим возможностям перехватчик. YF-12 внешне были очень похожи на A-12, за исключением закругленного конусообразного обтекателя, как у истребителя F-14 Tomcat. Этот обтекатель скрывал 40-дюймовый установленный в носовой части радар AN/ASG-18, который не вписывался в существующую конструкцию носовой части A-12, но без которого все остальное не имело смысла. В итоге YF-12 приобрел форму, больше напоминающую истребитель.


С радаром решили, а куда девать ракеты? Ответ напрашивался такой: выбросить из YF-12 стереоскопическую камеру Perkins Type I, которая занимала четыре отсека для полезной нагрузки и засунуть туда ракеты GAR-9. YF-12 имел четыре отсека, два за кабиной пилота и два под ней. В трех отсеках разместились три ракеты GAR-9, в четвертом – блоки системы управления и целеуказания.

И в 1964 году начались испытания. Сперва все шло не по плану и один самолет был чудом не потерян из-за того, что ракета полетела куда-то не туда, но в 1965 году YF-12 совершил свой первый перехват «воздух-воздух», сбив цель на расстоянии около 50 км. В сентябре 1965 года YF-12 запустил ещё одну ракету GAR-9 с высоты 75 000 футов на скорости 3,26 Маха и совершил ещё один перехват.

Можно было сказать, что супер-перехватчик получился. Но в «Локхиде» решили пойти чуть дальше, и начали разработку истребителя-бомбардировщика, получившего обозначение FB-12.


Этот план был еще более амбициозен, чем YF-12, потому как предполагал размещение на самолете кроме ракеты AIM-47 Falcon (так стала называться GAR-9) еще и ракету малой дальности SRAM. SRAM — это ракета класса «воздух-земля» с дальностью действия около 200 километров и боеголовкой мощностью 17 килотонн (от ракеты «Поларис»). Немного больше, чем «Малыш», сброшенный на Хиросиму (15 килотонн), то есть, возможность уничтожения одного среднего города имелась.


Получался такой истребитель-бомбардировщик, способный на огромной скорости и высоте проникнуть в воздушное пространство СССР вместе с другими бомбардировщиками и нанести ядерный удар по какой-либо цели. А для обороны у YF-12 имелись ракеты «воздух-воздух» AIM-47 Falcon.

Вообще концепция была вполне себе приличная. В то время советские радары могли кое-как засечь самолет, летящий на такой высоте и с такой скоростью, но толку от этого реально было немного. А YF-12 запросто мог отработать как раз по КП системы ПВО СССР своими ядерными ракетами и обеспечить проход более крупным бомбардировщикам.


В плане стратегии смотрелось вполне себе. И главное – попахивало безнаказанностью. МиГ-21П уже показал себя очень впечатляющим оружием, но увы, YF-12 летал и выше, и быстрее советского перехватчика. А значит – мог навязать ему бой при атаке МиГом американских бомбардировщиков из более выгодной позиции.

Военно-воздушные силы получили финансирование на 93 истребителя FB-12, но самолёты так и не были построены.

Казалось бы, что могло пойти не так, почему столь перспективная разработка оказалась практически не нужна?

Все дело в изменении ядерной стратегии потенциального противника, то есть, Советского Союза. Более-менее приличного средства доставки ядерных зарядов в лице стратегического бомбардировщика, способного преодолеть ПВО США, в СССР создать не смогли. Зато 60-е годы были весьма успешны в другом виде вооружения.

Да, речь пойдет о межконтинентальных баллистических ракетах. Королев, Янгель, Челомей, Садовский, Надирадзе и их конструкторские коллективы создали целый ряд ракет, способных обрушить на США ядерные заряды. Р-36, Р-36орб, УР-100, УР-100К, РТ-2, «Темп-2С» - они не оставили шансов самолетам, будучи много эффективнее последних.


Именно в 1963-1965 годах стало понятно, что самолет окончательно и бесповоротно уступил место носителя ядерного оружия ракете. И потому получилась ситуация, когда Хрущев решил воевать только ракетами и фактически свел на ноль развитие бомбардировочной авиации. Этот шаг оспариваем и критикуем до сих пор, но в нем была определенная логика: по сей день практически все обладатели ядерного оружия делают ставку при доставке зарядов до целей на ракеты, а не на бомбардировщики. По крайней мере, баллистическими ракетами, способными нести ядерные заряды, обладают восемь стран (не считая Израиля) Ядерного клуба, а стратегическими бомбардировщиками только три.

В общем, тактика уничтожения Советского Союза ковровыми ядерными бомбардировками как-то дала сбой. Модификации МиГ-21 летели все выше и быстрее, и уже маячил МиГ-23, который вообще стал кошмаром для всех пилотов бомбардировщиков в мире. Советские ЗРК стреляли все дальше и выше, и уже заканчивались испытания ЗРК С-200 версии «Ангара», который вообще поставил под вопрос возможность нанесения ядерных ударов свободнопадающими бомбами с самолетов.


Наступала совсем другая эпоха.

Военная политика США больше не предполагала сбивать вражеские бомбардировщики, которых в целом у СССР и не было в таких количествах, чтобы всерьез угрожать США. Так что истребитель-бомбардировщик, вооружённый ядерными ракетами малой дальности FB-12 был быстрым, но он не мог угнаться за меняющимся миром. Несмотря на то, что он почти пошел в серию, получилась ситуация, как говорится, «вовремя тормознулись».

В итоге в 1965 г. интерес к программе А-12 со стороны высокопоставленных лиц начал резко снижаться. Причем, ситуация сложилась забавная: самолет был готов, но и военные, и политики, не были готовы использовать его по назначению. Над СССР ловить, кроме ракет ПВО, было нечего, над другими странами типа Вьетнама или Китая игра явно не стоила свеч. Были остановлены и все работы по истребителю-бомбардировщику FB-12.


Но если А-12 еще как-то смог прослужить до 1968 года, передав потом свой шлем SR-71 Blackbird, который летал до 1999 года, то вот FB-12 оказался сбит. Ракетой. Но не привычной ракетой от зенитного ракетного комплекса, а межконтинентальной баллистической ракетой.

Случаются в мире и такие коллизии.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    3 ноября 2024 05:50
    ракеты с атомными боеголовками
    belay Ты шо не русский шо ли? Как прямо Тимошенко призывала разобраться с Донецком "атомным оружием". "Все уже придумано до нас" и всю "энергию лучше в мирных целях использовать". feel Ядерные боеголовки, как и оружие. fool hi
    1. +3
      3 ноября 2024 07:26
      Цитата: Mavrikiy
      . "Все уже придумано до нас" и всю "энергию лучше в мирных целях использовать"

      Не знаю, но вы наверное про ракету воздух-воздух с ядерной боеголовкой не слышали?
      AIM-26 «Фэлкон» (англ. AIM-26 Falcon — Сокол) — американская управляемая ракета класса «воздух—воздух» с ядерной боевой частью. Единственная управляемая[2] ракета «воздух-воздух» с ядерной боевой частью, когда-либо принятая на вооружение ВВС США. Из-за низкой надёжности, ограниченных возможностей системы наведения и появления достаточно совершенных ракет с боевыми частями в обычном снаряжении, оставалась на вооружении недолго и в 1972 году была списана.
    2. +10
      3 ноября 2024 10:15
      Такое чувство что автор открыл для себя блогера Skyships. У него там про все семейство архангелов видео есть. Не удивлюсь если следующая простынь будет про разведывательный дрон, что цеплялся сверху фюзеляжа самолета.
      1. +5
        4 ноября 2024 10:44
        Такое чувство что автор открыл для себя блогера Skyships

        Кстати могу посоветовать, кто авиацией интересуется. С дивана смотриться и слушается просто отлично.
  2. +9
    3 ноября 2024 06:17
    А-12 мог забраться на высоту 28-30 км, у расчетов С-75 (да и С-125) начали возникать проблемы,
    Что значит не читать даже то что пишут специалисты на ВО.
    С-75 «Двина» (по классификации МО США и NATO — SA-2 Guideline) — советский подвижный зенитный ракетный комплекс.
    Предназначен для поражения воздушных целей на средних и больших высотах на встречных курсах и вдогон. Разрабатывался для прикрытия важных административно-политических и промышленных объектов, войсковых частей и соединений.Максимальная высота поражения целей: 25 — 30 км. 35 км (в режиме «АДА»)
    С-125 — зенитный ракетный комплекс (ЗРК) малой дальности. Разрабатывался для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20–18 000 метров, на дальностях 3,5–25 км.
    С-125 как бы совсем не смог дотянутся по высоте до данного самолёта.
    1. +7
      3 ноября 2024 13:01
      Что значит не читать даже то что пишут специалисты на ВО.
      С-125 как бы совсем не смог дотянутся по высоте до данного самолёта.
      Автор отказал комплексу С-75 в возможности работы вплоть до 30 км. А потом, вероятно, подумал, что раз порядковый номер у комплекса С-125 больше, то и высота поражения цели тоже, и всё равно он против А-12 ничего не сделает.
      1. +4
        3 ноября 2024 15:59
        Цитата: Авиатор_
        Автор отказал комплексу С-75 в возможности работы вплоть до 30 км. А потом, вероятно, подумал, что раз порядковый номер у комплекса С-125 больше, то и высота поражения цели тоже

        Так то мысли автора неисповедимы. А учитывая, что С.Линник на ВО не однократно писал наиподробнейшие статьи по этим комплексам, то даже и не знаю что и сказать. laughing laughing laughing
        1. +4
          3 ноября 2024 16:01
          Роман - классический политработник. В хорошем смысле. Его политические статьи можно читать, а технические - нет.
          1. +7
            3 ноября 2024 16:05
            Цитата: Авиатор_
            Роман - классический политработник. В хорошем смысле. Его политические статьи можно читать, а технические - нет.

            Тут спору нет. Только вот танкистам повезло больше всех. Один раз облажавшись написав статью про "Валентайн",он про танки перестал писать, а вот про авиацию, почему то нет. Просто скучно в отпуске, машина на ремонте, погода не ахти в гаражах пока тепло не дали. Вот от безделия и прочитал . а ведь почти 2 года его опусы на авиационные темы не смотрел. laughing laughing laughing good
  3. +16
    3 ноября 2024 06:18
    Из списка баллистических ракет служил на Ур-100, самых недорогих и эффективных ракет, с минимумом обслуживания. Они ещё стоят на вооружении с самой совершенной современной боеголовкой.
    17 ноября исполняется 65 лет со дня образования РВСН. Поздравляю всех ракетчиков, ветеранов 47 р/д, 100 ракетного полка. soldier
    1. +6
      3 ноября 2024 06:33
      День Ракетных войск и артиллерии, по старому (по новому не знаю), 19 ноября. Всегда отмечаю в этот день
      1. +3
        3 ноября 2024 06:58
        Мог и ошибиться, столько времени прошло. В интернете указывают 17 декабря, указ об образовании РВСН. Но помню что справляли мы в ноябре скорее всего 19 ноября, этот день назывался День ракетных войск и артиллерии, в честь массового применения артиллерии в битве за Сталинград, если я не ошибаюсь. С уважением soldier
        1. +8
          3 ноября 2024 07:12
          У меня у жены день рождения. С утра с однополчаниным встречались, а потом уже день рождения, если мог, отмечали
        2. 0
          11 ноября 2024 16:28
          Только не под Сталинградом, а под Москвой в 1941 году.
  4. +8
    3 ноября 2024 06:38
    Испытателю удалось плюхнуть самолет на мягкий грунт высохшего озера Грум-Лойк,
    Интересный такой "плюх2 у автора получается, учитывая количество и длину полос на данной авиабазе
    На высохшем озере Грум-Лейк располагаются взлётно-посадочные полосы тестовой площадки бомбардировочного полигона авиабазы Неллис, более известной как Зона 51.
    Некоторые из взлётно-посадочных полос:
    14L/32R — 3658 метров, асфальт;
    12/30 — 1652 метра, асфальт;
    09L/27R — 3489 метров, соль;
    09R/27L — 3489 метров, соль;
    03L/21R — 3057 метров, соль.
    Причём учитывая отсутствия осадков в этом районе крепость и толщина соляных ВПП по качеству даже превышают такие показатели у асфальтовых и бетонных ВПП.
  5. +6
    3 ноября 2024 06:40
    они были использованы на YF-12. Такой шифр получил «Архангел»-перебежчик.
    И куда он перебегал? Вроде в монографии было как перехватчик...
  6. +5
    3 ноября 2024 06:44
    XB-70, YF-12 вполне себе были актуальны вплоть, по крайней мере, до конца 90-х (аппаратура SR-71 успешно противодействовала 200-м комплексам как минимум в середине 80-х. Доводили информацию при заступлении на БД)
  7. +1
    3 ноября 2024 06:46
    Статья весьма интересная и поучительная! Роману +.
    Вспомнилась молодость, служба в ВВС, знания о иностранных самолетах, да так, чтобы от зубов отскакивало!
    Старфайтер, тандерчиф, суперсейбр и многие другие. В 1967 году, в альбоме по распознаванию иностранных самолетов почти не было сведений про Ф 117, через полгода, все его ттх уже были известны.
    Разведка работала!
    Роману спасибо!
    1. +1
      3 ноября 2024 07:23
      Цитата: ваш вср 66-67
      В 1967 году, в альбоме по распознаванию иностранных самолетов почти не было сведений про Ф 117, через

      Совершенно не правду говорите. Мягко говоря. Ниже привожу фото двух книг( альбомов если судить по надписи на левом). Левая книга издание 1965 года, правая 1975. Ни в одной из них про F-117 нет упоминаний. А вот про SR-71 есть причём в обоих на странице за №86
      1. +1
        3 ноября 2024 07:45
        Цитата: Fitter65
        Цитата: ваш вср 66-67
        В 1967 году, в альбоме по распознаванию иностранных самолетов почти не было сведений про Ф 117, через

        Совершенно не правду говорите. Мягко говоря. Ниже привожу фото двух книг( альбомов если судить по надписи на левом). Левая книга издание 1965 года, правая 1975. Ни в одной из них про F-117 нет упоминаний. А вот про SR-71 есть причём в обоих на странице за №86

        Ну я не знаю про ваши альбомы. У нас в армии, альбомы по распознованию иностранных самолетов были с грифом "Секретно". И мы расписывались за неразглашение.
        1. +11
          3 ноября 2024 08:07
          Цитата: ваш вср 66-67
          Ну я не знаю про ваши альбомы. У нас в армии, альбомы по распознованию иностранных самолетов были с грифом "Секретно". И мы расписывались за неразглашение.

          Ага и про полёты на предельно малой высоте над Амуром, и слежение за американскими авианосцами в Тихом океане, на Ан-12.У вас в 1966-67 вот такой и был. Мне то уж не лепите. Если внимательно посмотрите на обложку левого альбома то сможете увидеть и инвентарный № и № экземпляра. Такие альбомы для вашего сведения всегда шли под грифом ДСП( для служебного пользования) и к секретным не относились. Самолёт F-117 начал разрабатываться гораздо позже 67 года. Группа Skunk Works, в начале 70-х только собрали деревянный макет прообраза будущего самолёта невидимки.
          В 1977 году был собран прототип самолёта, малозаметного для радаров (стелс-технология); первой серийной моделью с такой технологией стал F-117 Nighthawk, выпускавшийся с 1981 года.
          Так что разгласить вы ни чего не могли , по причине отсутствия наличия предмета вашего знания. Лучше бы вы продолжали рассказывать как на предельно малой от Благовещенска до Хабаровска над Амуром ходили. И топрикольнее было читать.
      2. +7
        3 ноября 2024 08:10
        Цитата: Fitter65
        Левая книга издание 1965 года, правая 1975. Ни в одной из них про F-117 нет упоминаний
        Когда издавались эти книги, никакого F-117 даже и в проекте не было. А я только что родился wink
    2. -1
      3 ноября 2024 08:02
      Цитата: ваш вср 66-67
      не было сведений про Ф 117
      Не было, потому что аварийная уж очень была машина, хвастаться нечем было. Да и сербы один сбили. Кажется, он был на радарах невидимым wink wink
      1. +1
        3 ноября 2024 08:11
        Цитата: Голландец Михель
        сербы один сбили. Кажется, он был на радарах невидимым

        На радарах американских налогоплательщиков laughing laughing good drinks
    3. +1
      3 ноября 2024 09:18
      Цитата: ваш вср 66-67
      Разведка работала!

      В советском еще журнале Зарубежное военное обозрение всегда публиковали очень содержательные статьи об иностранной военной технике, в частности, о самолетах, где подробно описывались их ТТХ до последней заклепки. Какая там может быть разведка?
      1. +2
        3 ноября 2024 09:27
        Цитата: Luminman
        В советском еще журнале Зарубежное военное обозрение

        Он и сейчас есть .Дизайн поменялся, конечно , но принцип журнала остался...
    4. +3
      3 ноября 2024 09:37
      Цитата: ваш вср 66-67
      В 1967 году, в альбоме по распознаванию иностранных самолетов почти не было сведений про Ф 117,

      Потому, что их не могло быть в принципе.
  8. +8
    3 ноября 2024 06:48
    и уже маячил МиГ-23, который вообще стал кошмаром для всех пилотов бомбардировщиков в мире
    А этот то с какого перепугу, да и когда он стал таким кошмаром?
    МиГ-23 — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности, разработки ОКБ-155.
    Первый полёт на опытном самолёте «23-11» выполнил 10 июня 1967 года лётчик-испытатель А. В. Федотов.
    Могу согласится что кошмаром становился МиГ-25П
    МиГ-25 — советский сверхзвуковой боевой самолёт конструкторского бюро ОКБ-155.Е-155Р-1: 6 марта 1964 года
    Е-155П-1: 9 сентября 1964 года
    1. +9
      3 ноября 2024 07:04
      В общем уже лучше, чем несколько лет назад.Ляп не через предложение, а через абзац. Но самое интересное, что статья-то не о чём. Вроде как что-то в начале пошло, пусть и корявенько, а в результате сплошной пшик получился. Так и не понятно про что нм автор хотел свою мысль донести. Вот например издания которые можно найти в сети на русском языке. Довольно не плохие. Если сравнить со статьёй так вообще шедевральные.
      1. +4
        3 ноября 2024 11:42
        А ить, красив, собака! Самолет- фантазия
        1. +3
          3 ноября 2024 11:43
          Цитата: роман66
          А ить, красив, собака! Самолет- фантазия

          В своём роде даже очень.
          1. +2
            3 ноября 2024 12:38
            Одна из работ Кларенса Джонсона "Constellation" один из самых красивых гражданских самолетов. Кларенс Джонсон - это целая эпоха от Р-38 до SR-71
            1. +2
              3 ноября 2024 15:56
              Как говорил А. Н Туполев:"Хорошо летать могут только красивые самолеты!" И с этим не поспоришь...
    2. Eug
      0
      4 ноября 2024 23:40
      Добавлю, что орбитальный вариант Р-36 не был создан (Р-36орб в статье).
  9. 0
    3 ноября 2024 07:12
    Хочется отметить что мы были не лыком шиты, и лет через десять сделали самолёт с подобными характеристиками. Это СУ-100, или СУ-Т-4. И он летал. Но почему то в серию не пошёл, а хотели сделать 250 штук. Все наработки Сухого и Мясищева отдали в КБ Туполева. И он сделал ТУ-160 и ТУ- 144.
    1. +6
      3 ноября 2024 07:46
      Цитата: Солдатов В.
      Хочется отметить что мы были не лыком шиты, и лет через десять сделали самолёт с подобными характеристиками. Это СУ-100, или СУ-Т-4.

      Ну, во-первых Су-100 это самоходная установка на базе Т-34. Да и самолёта Су-Т-4 тоже не было.
      Т-4 («изделие 100», или «сотка») — ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого (на Западе он считается советским аналогом более раннего американского бомбардировщика-ракетоносца XB-70 «Валькирия» и называется соответственно «Русская Валькирия»). Т-4 предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки
      .По всем авиационным и техническим справочникам он так и проходит. Изделие Т-4, "100", или просто "сотка". Это по названию.
      Цитата: Солдатов В.
      Все наработки Сухого и Мясищева отдали в КБ Туполева. И он сделал ТУ-160 и ТУ- 144.
      Теперь к вашему незнанию.
      Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт 1-го класса, разработанный КБ «Туполев» в 1960-х годах.Первый полет: 31 декабря 1968 года
      И пусть это был только "демонстратор технологии", и настоящий пригодный к эксплуатации самолёт Ту-144с взлетел 1. июня 1971 года. Как-то раньше чем первая "сотка"
      Осенью 1971 года построен опытный Т-4. 22 августа 1972 года ведущий лётчик-испытатель ОКБ Сухого В. С. Ильюшин и штурман Н. А. Алфёров совершили первый полёт.
      Ну, у Т-4 и Ту-144 как бы хоть аэродинамическая схема похожа да и так по силуэту они как бы похожи. Но не более. А уж Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности, что взял от Т-4?
      1. -2
        3 ноября 2024 08:38
        Я всё это не с потолка взял и не придумал, а из воспоминаний тех кто работал в то время в КБ и министерствах, и из интернета. Против Туполева ничего не имею, восхищаюсь его таланту, но объективно он больше имел возможностей по строительству самолётов. hi
        Когда говорят про КБ Сухого то если дилетант как я говорит СУ-100, СУ- Т-4 то думаю специалисты понимают о чём идёт речь, так что извините. hi
        1. 0
          3 ноября 2024 09:33
          Цитата: Солдатов В.
          Я всё это не с потолка взял и не придумал, а из воспоминаний тех кто работал в то время в КБ и министерствах, и из интернета
          Это по воспоминаниям около сведущих людей.
          Цитата: Солдатов В.
          но объективно он больше имел возможностей по строительству самолётов.

          Больше чем кто? Тот же Сухой ведёт, в тот же момент, помимо "Сотки" несколько проектов. Которые пойдут в серию как Су-24,Су-25 и проект который позднее станет знаменитым Су-27...
  10. 0
    3 ноября 2024 08:18
    А потом появился миг-31
  11. 0
    3 ноября 2024 08:31
    Спасибо за интересную статью, не знал про этот проект.
    1. +5
      3 ноября 2024 16:08
      Цитата: Русский Медведь_2
      Спасибо за интересную статью, не знал про этот проект.

      На ВО про этот самолёт ещё в 2017 году намного качественная статья была.
  12. 0
    3 ноября 2024 09:41
    Уважали нас господа американцы, раз готовили такое оружие против наших бомбардировщиков, ничего тут не скажешь.
    Маловато у нас было межконтинентальных бомбардировщиков, вот амеры и могли себе позволить повыпендриваться.
  13. +2
    3 ноября 2024 09:54
    Я читал что вообще изначально правильно название RS-71, но на одном выступлении Рейган ошибся и назвал его SR-71, журналисты напечатали так и название в прессе прижилось, так как лучше звучало. Правда или нет но вот читал
    1. 0
      3 ноября 2024 10:25
      Совершенно не принципиально, литера R принятое в ВВС США обозначение разведчика, как F- истребитель, С- военно-транспортный самолет, В- бомбардировщик и т.д.
    2. +3
      3 ноября 2024 11:41
      Цитата: Вадим С
      Я читал что вообще изначально правильно название RS-71, но на одном выступлении Рейган ошибся и назвал его SR-71,

      Так и было. Но правда не Рейган. Там начались "подковёрные игры" в результате чего министр обороны США Роберт Макнамара приказал прекратить разработку RS-12...Джонсон, тот самый конструктор,
      просто изменил расшифровку аббревиатуры RS c «Reconnaissance Strike» (разведывательный/ударный) на «Reconnaissance Strategic» (стратегический разведчик). Таким образом, изменив боевое назначение своего самолета, его уже никто не мог упрекнуть в дублировании Valkyrie и он продолжил разработку RS -12...... В SR -71 модель RS -12 превратилась совершенно случайно. В своей речи в июле 1964 года президент США (однофамилец Джонсона) Линдон Джонсон, говоря о самолете RS -12, перепутал буквы местами и произнес SR -12 .
  14. 0
    3 ноября 2024 10:21
    Основная причина снятия с вооружения SR-71 Blackbird было то, что самолет морально и технически устарел, его эксплуатация была баснословно дорогая и технологически очень сложная, при минимальных результатах. Подготовка экипажа к полету занимала около 2-х суток. По причине жесточайших требований к летному составу, их было очень мало, а специфика обучения и подготовка дорогая и сложная. Появились новые средства и технологии ведения разведки, менее затратные и более эффективные.
    Как цель, из своего практического опыта боевой работы по данному самолету, особой сложности не представлял, даже для ЗРК 2К11 ПВО СВ 60-х годов, обычная высотная скоростная цель
  15. -3
    3 ноября 2024 12:53
    Не знаю как там насчет ракет, хоть это безусловно весомый аргумент, но насколько мне известно SR-71 утратил свою актуальность с принятием на вооружение нашего высотного МиГ-25, который мог подыматься на высоту свыше 22 км и при этом неся ракеты воздух-воздух. Ему же принадлежит абсолютный рекорд для истребителей по высоте подъема 36750 метров. Как видим эти разведчики он условно смог бы достать, поэтому безопасный пролет американских самолетов был под большим сомнением.
  16. +1
    3 ноября 2024 14:25
    Цитата: mark1
    Цитата: ваш вср 66-67
    В 1967 году, в альбоме по распознаванию иностранных самолетов почти не было сведений про Ф 117,

    Потому, что их не могло быть в принципе.

    Да, я пожалуй перепутал с этими F. Скорее всего хотел сказать про фантом, да забылась модификация. Лет то прошло с тех времен около 60-ти.
    Да и знать нам положено было более старые модели истребителей, а должны были знать наизусть 6 американских, это сейбр, суперсейбр, тандерчиф, старфайтер и еще каких то два ( не помню) + 2 французких + 1 английский и + 3 ракеты ( аякс и еще какие то). Всего 12. Английские и французские тоже уже не помню.
    Так что извиняйте hi
    1. +1
      3 ноября 2024 16:28
      Цитата: ваш вср 66-67
      Да, я пожалуй перепутал с этими F. Скорее всего хотел сказать про фантом, да забылась модификация. Лет то прошло с тех времен около 60-ти.

      McDonnell Douglas F-4 Phantom II . Первый полёт 27 мая 1958 года. На вооружении с декабря 1960.30.06 1967г совершил первый полёт самолёт модификации Е.
      Цитата: ваш вср 66-67
      должны были знать наизусть 6 американских, это сейбр, суперсейбр, тандерчиф, старфайтер и еще каких то два ( не помню)

      F-84F Тандерстрайк и F-101 Вуду, а еще "Дельта Даггер" и "Дельта Дарт". "Фридомфайтер... Ракеты Хок, Найк Аякс и Найк геркулес.Из англичан вааще там их всего три и было Хантер, Джавелин и Лайтнинг. Из французов Вотур, Мистер, Супермистер, Мираж III... а ещё палубные были...И всё это есть в том самом альбоме военных самолётов, вертолётов, и реактивных снарядов капиталистических стран. bully
      1. 0
        3 ноября 2024 17:40
        Альбома к сожалению нет, а искать в гугле не привык!
        1. 0
          4 ноября 2024 00:02
          Цитата: ваш вср 66-67
          Альбома к сожалению нет, а искать в гугле не привык!

          А что там искать то, в добавок к тем двум, что я привёл, появится ещё один 1953 года. Ну не были конечно и более ранние, как например "Силуэты иностранных самолётов" 41 года или там альбом силуэтов японских самолётов 1938г... Но их вы точно не изучали...
          1. 0
            4 ноября 2024 06:52
            Японские не изучали. А вот F104 старфайтер были для Японии, какая то модификация, кажется с буквой J. Забылось многое, хотя и грех жаловаться на память.
            1. 0
              4 ноября 2024 09:23
              Цитата: ваш вср 66-67
              Японские не изучали.
              Так я ж и говорю, что альбом 1938 года...
  17. +3
    3 ноября 2024 16:28
    Причем тут МБР и откуда глупый заголовок?
    1. 0
      3 ноября 2024 17:06
      А кроме заголовка прочесть что-то сил не хватило ? request
      Но если А-12 еще как-то смог прослужить до 1968 года, передав потом свой шлем SR-71 Blackbird, который летал до 1999 года, то вот FB-12 оказался сбит. Ракетой. Но не привычной ракетой от зенитного ракетного комплекса, а межконтинентальной баллистической ракетой.

      Случаются в мире и такие коллизии.
      1. -2
        3 ноября 2024 18:11
        Ага-вы прям так и поверили?-что-настолько глупы?
      2. 0
        4 ноября 2024 12:25
        Так "сбит" в смысле "нахрен не нужен".
        По такой логике все стратеические бомбардеровщики были сбиты МБР и крылатыми ракетами.
        Ониж ракетоносцами стали, именно бомбилок нет.

        Чисто желтушный заголовок.
  18. -4
    3 ноября 2024 17:03
    Спасибо автору Роману Скоморохову , очень познавательно.
  19. 0
    4 ноября 2024 12:23
    Название не соответствует содержанию.
  20. 0
    6 ноября 2024 17:34
    В 1967 году, в альбоме по распознаванию иностранных самолетов почти не было сведений про Ф 117, через полгода, все его ттх уже были известны.
    Разведка работала!

    Так он же полетел только в 81 году? Может вы какой другой самолет имеете в виду под названием F-117? Потому как утюг тогда ещё не существовал.
  21. 0
    11 ноября 2024 20:03
    Колумб Америку открыл, великий был моряк))))
  22. 0
    29 января 2025 08:46
    "Черный дрозд"? Blackbird - Дрозд, без всяких черных