БПЛА «Пиранья-13» поступает в войска
БПЛА «Пиранья-13» в полётной конфигурации без нагрузки
Весной этого года российская оборонная промышленность представила перспективный беспилотный летательный аппарат-мультикоптер под названием «Пиранья-13». Отличительной чертой этого БПЛА стали его внушительные размеры и высокая грузоподъёмность. На данный момент «Пиранья-13» успешно прошла все необходимые испытания, поступила в серийное производство и даже попала в армию.
Путь в войска
БПЛА серии «Пиранья» создаются одноимённой организацией из г. Ульяновск. Симбирское конструкторское бюро (СКБ) «Пиранья» начало свою работу в 2022 г. и уже в начале 2023-го представило свою первую разработку. Для российской армии оно создало беспилотник-камикадзе «Пиранья-10». Позже этот БПЛА пошёл в серию и поступил на вооружение.
В апреле 2024 г. СКБ «Пиранья» впервые сообщило о разработке своего нового проекта — «Пиранья-13». Работы над этим изделием начались осенью прошлого года, но о проекте решили рассказать только после завершения первых этапов.
Целью проекта «Пиранья-13» было создание более крупного БПЛА с улучшенными характеристиками. В частности, планировалось улучшить лётные данные и повысить грузоподъёмность. В отличие от предыдущей «Пираньи-10», такой беспилотник мог бы стать многоцелевым.
В дальнейшем СКБ «Пиранья» и отечественные СМИ неоднократно сообщали о тех или иных успехах нового проекта и говорили о его перспективы. Сообщалось, что в ближайшие месяцы «Пиранья-13» должна была пройти все необходимые испытания и поступить в серийное производство. После этого БПЛА планировалось отправлять в соединения и части, участвующие в текущей Спецоперации. Новый мультикоптер предполагалось использовать в качестве воздушного транспорта для небольших грузов, как лёгкий бомбардировщик или постановщик мин.
К настоящему времени все запланированные работы были выполнены. Новый тяжёлый вариант «Пираньи», по всей видимости, успешно прошёл все испытания и подтвердил все расчетные характеристики. Вероятно, часть испытаний проводилась в зоне боевых действий.
Винтомоторная группа и антенны крупным планом
Несколько дней назад информагентство RT со ссылкой на представителя СКБ «Пиранья» сообщило о последних успехах нового БПЛА. Так, «Пиранья-13» успешно запущена в серийное производство, и первая партия серийных изделий уже передана вооружённым силам. Военные уже опробовали новую технику и дали ей положительные отзывы.
Очевидно, что СКБ «Пиранья» продолжит сборку БПЛА нового типа и будет поставлять готовые изделия в армию. Размеры такого «воздушного флота» будут постепенно расти, что значительно расширит возможности различных подразделений и повысит эффективность их боевой работы.
Воздушная платформа
«Пиранья-13» — это мультикоптер классической конструкции, построенный с использованием готовых компонентов и отработанных решений. При этом перед проектом ставилась задача повышения грузоподъёмности, что значительно повлияло на его технический облик и характеристики.
БПЛА построен по традиционной схеме квадрокоптера. В его основе лежит компактный корпус, который вмещает всю необходимую электронику. Сверху на корпусе расположены крепления для аккумуляторов, а снизу — для полезной нагрузки. Кроме того, корпус оснащен простейшим лыжным шасси для взлёта и посадки.
На корпусе установлены четыре луча, на каждом из которых находится два электромотора с воздушным винтом. Двигатели и винты расположены попарно друг над другом. Верхний винт работает тянущим, нижний — толкающим. Такая компоновка позволяет получить желаемые характеристики тяги без усложнения конструкции БПЛА.
Габариты «Пираньи-13» не уточняются. Поперечник рамы-крестовины можно оценить в 1-1,2 м. Масса беспилотника, вероятно, без нагрузки и батареи, составляет около 5-7 кг. Максимальная масса полезной нагрузки — 15 кг.
Мультикоптер способен взлетать и садиться вертикально. В горизонтальном полете он развивает высокую скорость и демонстрирует хорошую маневренность. Дальность полета, в зависимости от конфигурации и нагрузки, достигает 15-30 км.
БПЛА оснащен стандартным набором электроники. На борту имеются система дистанционного управления, регулятор оборотов двигателей, курсовая видеокамера и средства двусторонней связи. Радиостанции в составе беспилотной системы используют принцип перестройки рабочей частоты, которая обеспечивает защиту от радиоэлектронного противодействия.
«Пиранья-13» относится к классу FPV-беспилотников. Поэтому в состав станции управления входят специальные очки, контроллер и средства связи. Несмотря на значительные размеры и массу, такой БПЛА по принципам управления не отличается от менее крупных аппаратов с курсовой камерой.
С разными нагрузками
БПЛА «Пиранья-13» способен нести на внешней подвеске груз массой до 15 кг. Благодаря этому беспилотник может использоваться при решении разнообразных боевых и вспомогательных задач. Его можно применять для разведки, поиска и уничтожения целей, а также для установки инженерных заграждений.
Беспилотник предлагается оснащать съёмным устройством для сброса свободнопадающих боеприпасов малой массы. В этом качестве используются гранаты ВОГ-17 с необходимыми доработками или аналогичные средства поражения. Устройство сброса позволяет вместить до 16 таких боеприпасов и сбрасывать их по очереди или залпом.
Особый интерес представляет возможность транспортировки и сброса / укладки на грунт полноценной противотанковой мины ТМ-62. С помощью нескольких БПЛА можно быстро установить минно-взрывное заграждение на нужном участке и сковать манёвр противника. В перспективе «Пиранья-13», возможно, сможет нести и другие типы мин, в т.ч. в большем количестве.
Кроме того, новый БПЛА может использоваться для транспортировки различных грузов в зоне боевых действий. Он способен перевозить боеприпасы, лёгкое оружие, медикаменты и другие важные предметы. Беспилотный воздушный транспорт имеет значительные преимущества перед наземными платформами.
С явными преимуществами
В рамках проекта «Пиранья-13» одно из российских предприятий разработало новый многофункциональный мультикоптер. Этот БПЛА обладает рядом характерных особенностей и важных преимуществ. Беспилотник успешно довели до производства и поставок в войска, и теперь армия может использовать все его сильные стороны.
Основное достоинство «Пираньи-13» заключается в высокой грузоподъёмности. Этот БПЛА способен поднимать в воздух до 15 кг, и это могут быть самые разные нагрузки. В частности, аппарат способен переносить и устанавливать на местности относительно тяжёлые противотанковые мины.
Кроме того, «Пиранья-13» выделяется своими высокими лётными характеристиками. При оптимальной загрузке его рабочий радиус достигает 25-30 км. В этом отношении новый БПЛА превосходит технику иных типов и вместе с тем получает дополнительные преимущества.
Особо стоит отметить успехи организации-разработчика. СКБ «Пиранья» успешно завершило разработку и испытания нового БПЛА, а также наладило его серийное производство. Теперь армия может ожидать не единичные поставки или небольшие серии, а полноценный поток новой техники. Её можно будет распределять между разными подразделениями и использовать по прямому назначению.
Для массовой эксплуатации
В целом, БЛА «Пиранья-13» способен выполнять транспортные и другие задачи, недоступные для более лёгких беспилотников распространенных типов. Поэтому такой аппарат должен стать отличным дополнением к существующему «воздушному флоту», расширяющим его оперативные и боевые возможности.
Положительные последствия массового внедрения и использования новой «Пираньи» понятны уже сейчас. И теперь они являются делом вполне определённого будущего. Серийное производство и поставки нового БПЛА уже начаты, и это приближает получение всех желаемых результатов.
Информация