БПЛА «Пиранья-13» поступает в войска

30
БПЛА «Пиранья-13» поступает в войска
БПЛА «Пиранья-13» в полётной конфигурации без нагрузки


Весной этого года российская оборонная промышленность представила перспективный беспилотный летательный аппарат-мультикоптер под названием «Пиранья-13». Отличительной чертой этого БПЛА стали его внушительные размеры и высокая грузоподъёмность. На данный момент «Пиранья-13» успешно прошла все необходимые испытания, поступила в серийное производство и даже попала в армию.



Путь в войска
БПЛА серии «Пиранья» создаются одноимённой организацией из г. Ульяновск. Симбирское конструкторское бюро (СКБ) «Пиранья» начало свою работу в 2022 г. и уже в начале 2023-го представило свою первую разработку. Для российской армии оно создало беспилотник-камикадзе «Пиранья-10». Позже этот БПЛА пошёл в серию и поступил на вооружение.

В апреле 2024 г. СКБ «Пиранья» впервые сообщило о разработке своего нового проекта — «Пиранья-13». Работы над этим изделием начались осенью прошлого года, но о проекте решили рассказать только после завершения первых этапов.

Целью проекта «Пиранья-13» было создание более крупного БПЛА с улучшенными характеристиками. В частности, планировалось улучшить лётные данные и повысить грузоподъёмность. В отличие от предыдущей «Пираньи-10», такой беспилотник мог бы стать многоцелевым.

В дальнейшем СКБ «Пиранья» и отечественные СМИ неоднократно сообщали о тех или иных успехах нового проекта и говорили о его перспективы. Сообщалось, что в ближайшие месяцы «Пиранья-13» должна была пройти все необходимые испытания и поступить в серийное производство. После этого БПЛА планировалось отправлять в соединения и части, участвующие в текущей Спецоперации. Новый мультикоптер предполагалось использовать в качестве воздушного транспорта для небольших грузов, как лёгкий бомбардировщик или постановщик мин.

К настоящему времени все запланированные работы были выполнены. Новый тяжёлый вариант «Пираньи», по всей видимости, успешно прошёл все испытания и подтвердил все расчетные характеристики. Вероятно, часть испытаний проводилась в зоне боевых действий.


Винтомоторная группа и антенны крупным планом

Несколько дней назад информагентство RT со ссылкой на представителя СКБ «Пиранья» сообщило о последних успехах нового БПЛА. Так, «Пиранья-13» успешно запущена в серийное производство, и первая партия серийных изделий уже передана вооружённым силам. Военные уже опробовали новую технику и дали ей положительные отзывы.

Очевидно, что СКБ «Пиранья» продолжит сборку БПЛА нового типа и будет поставлять готовые изделия в армию. Размеры такого «воздушного флота» будут постепенно расти, что значительно расширит возможности различных подразделений и повысит эффективность их боевой работы.

Воздушная платформа


«Пиранья-13» — это мультикоптер классической конструкции, построенный с использованием готовых компонентов и отработанных решений. При этом перед проектом ставилась задача повышения грузоподъёмности, что значительно повлияло на его технический облик и характеристики.

БПЛА построен по традиционной схеме квадрокоптера. В его основе лежит компактный корпус, который вмещает всю необходимую электронику. Сверху на корпусе расположены крепления для аккумуляторов, а снизу — для полезной нагрузки. Кроме того, корпус оснащен простейшим лыжным шасси для взлёта и посадки.

На корпусе установлены четыре луча, на каждом из которых находится два электромотора с воздушным винтом. Двигатели и винты расположены попарно друг над другом. Верхний винт работает тянущим, нижний — толкающим. Такая компоновка позволяет получить желаемые характеристики тяги без усложнения конструкции БПЛА.

Габариты «Пираньи-13» не уточняются. Поперечник рамы-крестовины можно оценить в 1-1,2 м. Масса беспилотника, вероятно, без нагрузки и батареи, составляет около 5-7 кг. Максимальная масса полезной нагрузки — 15 кг.


Мультикоптер способен взлетать и садиться вертикально. В горизонтальном полете он развивает высокую скорость и демонстрирует хорошую маневренность. Дальность полета, в зависимости от конфигурации и нагрузки, достигает 15-30 км.

БПЛА оснащен стандартным набором электроники. На борту имеются система дистанционного управления, регулятор оборотов двигателей, курсовая видеокамера и средства двусторонней связи. Радиостанции в составе беспилотной системы используют принцип перестройки рабочей частоты, которая обеспечивает защиту от радиоэлектронного противодействия.

«Пиранья-13» относится к классу FPV-беспилотников. Поэтому в состав станции управления входят специальные очки, контроллер и средства связи. Несмотря на значительные размеры и массу, такой БПЛА по принципам управления не отличается от менее крупных аппаратов с курсовой камерой.

С разными нагрузками


БПЛА «Пиранья-13» способен нести на внешней подвеске груз массой до 15 кг. Благодаря этому беспилотник может использоваться при решении разнообразных боевых и вспомогательных задач. Его можно применять для разведки, поиска и уничтожения целей, а также для установки инженерных заграждений.

Беспилотник предлагается оснащать съёмным устройством для сброса свободнопадающих боеприпасов малой массы. В этом качестве используются гранаты ВОГ-17 с необходимыми доработками или аналогичные средства поражения. Устройство сброса позволяет вместить до 16 таких боеприпасов и сбрасывать их по очереди или залпом.

Особый интерес представляет возможность транспортировки и сброса / укладки на грунт полноценной противотанковой мины ТМ-62. С помощью нескольких БПЛА можно быстро установить минно-взрывное заграждение на нужном участке и сковать манёвр противника. В перспективе «Пиранья-13», возможно, сможет нести и другие типы мин, в т.ч. в большем количестве.


Кроме того, новый БПЛА может использоваться для транспортировки различных грузов в зоне боевых действий. Он способен перевозить боеприпасы, лёгкое оружие, медикаменты и другие важные предметы. Беспилотный воздушный транспорт имеет значительные преимущества перед наземными платформами.

С явными преимуществами


В рамках проекта «Пиранья-13» одно из российских предприятий разработало новый многофункциональный мультикоптер. Этот БПЛА обладает рядом характерных особенностей и важных преимуществ. Беспилотник успешно довели до производства и поставок в войска, и теперь армия может использовать все его сильные стороны.

Основное достоинство «Пираньи-13» заключается в высокой грузоподъёмности. Этот БПЛА способен поднимать в воздух до 15 кг, и это могут быть самые разные нагрузки. В частности, аппарат способен переносить и устанавливать на местности относительно тяжёлые противотанковые мины.

Кроме того, «Пиранья-13» выделяется своими высокими лётными характеристиками. При оптимальной загрузке его рабочий радиус достигает 25-30 км. В этом отношении новый БПЛА превосходит технику иных типов и вместе с тем получает дополнительные преимущества.

Особо стоит отметить успехи организации-разработчика. СКБ «Пиранья» успешно завершило разработку и испытания нового БПЛА, а также наладило его серийное производство. Теперь армия может ожидать не единичные поставки или небольшие серии, а полноценный поток новой техники. Её можно будет распределять между разными подразделениями и использовать по прямому назначению.

Для массовой эксплуатации


В целом, БЛА «Пиранья-13» способен выполнять транспортные и другие задачи, недоступные для более лёгких беспилотников распространенных типов. Поэтому такой аппарат должен стать отличным дополнением к существующему «воздушному флоту», расширяющим его оперативные и боевые возможности.

Положительные последствия массового внедрения и использования новой «Пираньи» понятны уже сейчас. И теперь они являются делом вполне определённого будущего. Серийное производство и поставки нового БПЛА уже начаты, и это приближает получение всех желаемых результатов.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -6
    1 ноября 2024 05:49
    С помощью нескольких БПЛА можно быстро установить минно-взрывное заграждение на нужном участке и сковать манёвр противника.
    сильно сомнительно... особенно " быстро"... сколько дронов,какой участок... а так...дрон заурядный,до уровня "бабы яги" далеко.
    1. 0
      1 ноября 2024 06:20
      А в чём Вы видите преимущество "Бабы Яги"? Я знаю, что у неё полезная нагрузка до 50 кг. Т.е. "Баба" относится к классу тяжёлых БПЛА, а "Пиранья" средних. По устойчивости к РЭБ у нас нет информации, хотя я читал, что "Баба" глушится на расстоянии до 100 м электронным ружьём. Для сброса ВОГ-ов, по моему, "Пиранья", самое то, ну и, если верить статье, то организация серийного производства не вызовет особых проблем.
      1. -4
        1 ноября 2024 06:21
        А в чём Вы видите преимущество "Бабы Яги"?
        6 сбросов несёт...устраивает ответ ?
        1. 0
          1 ноября 2024 06:25
          А каких сбросов? Пиранья несёт 16 ВОГ-ов.
      2. +1
        1 ноября 2024 09:38
        Цитата: Andy_nsk
        в чём Вы видите преимущество "Бабы Яги"?

        "Яга" - собирательный образ, а не какой-то определенный дрон с определенной грузоподъемностью. Так называют тяжелые дроны противника преимущественно ночного использования обычно переделанные из агро-дронов. По возможности на них еще стараются ставить старлинки, что резко повышает устойчивость к РЭБу, а грузоподъемность и энерговооруженность такую роскошь позволяет.

        И там фигова туча различных моделей, плюс постоянно появляются новые, кустарной сборки. То что наши пускают тяжелые дрроны в серию - хорошо. Но не известен масштаб серии. И сразу вызывает сомнение отсутствие на них спутниковой связи и возможности использовать управление по оптоволокну со сменной катушкой. Обычная пусть и многочастотная связь уже не катит. Особенно жалко будет терять от РЭБ не бестолковые ВТ-шки, а действительно редкую, тяжелую машинку. sad
        1. 0
          1 ноября 2024 11:05
          Потеря связи не обязательно должна приводить к потере дрона. Скорее всего - это только срыв задания. Дрон, обладающий хотя бы зачатками ИИ, при потере связи должен ложиться на обратный курс до восстановления связи.
          1. -1
            1 ноября 2024 11:50
            Цитата: Andy_nsk
            Дрон, обладающий хотя бы зачатками ИИ

            Или так yes
            Какой-то аналог инерционной системы с возможностью возврата. Или машинное зрение на местности с поиском не только цели, но и маршрута домой и т.д.

            ИИ, конечно, так же решает проблему возвращения в условиях отсутствия связи и невозможностью позиционирования по внешним источникам сигнала. Вариант вполне себе годный и даже есть уже зачатки его применения. Но не факт, что вариант со все более развитым ИИ - более простой и дешевый в части внедрения. request
            1. -1
              1 ноября 2024 12:40
              Ну точно не инерциальная система, у неё большой временной дрейф. Азимутальная ориентация по феррозондовым датчикам (копеечная цена, мотал собственноручно) и какая-никакая система определения высоты - только чтобы не зацепил землю. Этого достаточно, чтобы уйти из под влияния вражеской РЭБ. Недорого!
      3. 0
        3 ноября 2024 02:48
        50 кг полезной нагрузки против 15. Вас устраивает ответ или вам калькулятор подарить чтобы вы сами посчитали во сколько раз больше враг может на вашу голову сбросить полезной нагрузки чем вы на него?
        1. 0
          3 ноября 2024 05:31
          Т.е. имеет смысл выпускать только тяжёлые БПЛА, а выпуск средних и малых прекратить? Я думаю, что сравнивать изделия разных категорий некорректно, у средних БПЛА есть свой круг задач, например, сбрасывать ВОГ-и. При полезной нагрузке в 50 кг - это как из пушки по воробьям.
    2. -1
      1 ноября 2024 09:12
      Цитата: Аэродромный
      сильно сомнительно... особенно " быстро"

      Может стоит учесть и такую тенденцию ,когда к наиболее грузоподъёмным дронам "прикручивают" кассетные боевые части РСов (РСЗО "Град" , "Ураган" ) ?
      1. +3
        1 ноября 2024 09:58
        Следует учесть, что основная проблема во взрывателях, а не в чём либо ещё. Гранатометные выстрелы используют именно по этой причине, у них наиболее сложный взрыватель, позволяющий гибкое применение.
        Конкретно по этому дрону, его грузоподъемность не позволяет использовать даже 120-мм мину. 82-мм мины не делают у нас кассетными и не оснащают неконтактными взрывателями, как из предрассудков и инерции мышления, так и из вредительских побуждений.
    3. 0
      9 ноября 2024 18:07
      Загрузил Ваши комменты, посмотрел с самого начала - одни сопли и нытьё. Скулёж. Тут такие персонажи имеются. Как им кажется - они трезво всё видят, объективны, и есть их мнение и неверное. Зануды такие люди =)
  2. +8
    1 ноября 2024 06:31
    Статьи Кирилла Рябова можно узнать по первым строчкам. Не ошибся я и сейчас :) Только этот автор умеет буквально минимум полезной информации размазать на пару страниц. Так наливать воды в текст - это определенный талант. По сути - есть БПЛА Пиранья-13, производится в Ульяновске, грузоподъемность 15 кг, радиус 15-30 км в зависимости от нагрузки. Все - это короткое изложение данной статьи :) Больше в ней информации нет. А забыл - БПЛА прошел испытания.
    1. +2
      1 ноября 2024 09:07
      Вы правы !Автор-как "писающий мальчик"..."воды"много !
    2. +3
      1 ноября 2024 09:29
      Цитата: Slon1978
      Только этот автор умеет буквально минимум полезной информации размазать на пару страниц.

      Большой стрим с Барашковым Александром Сергеевичем - Генеральным директором ООО "ГАГАРИНГ". Разработчик дрон-детектора: "МЫ ХОТИМ ПОМОЧЬ АРМИИ! Бегаем за МО РФ с протянутой рукой! Никому нахрен ничего не надо!"
      1. +1
        1 ноября 2024 10:30
        В Министерстве должна быть особая группа по инновациям. Тогда будет ответственный и будет к кому обращаться.
        1. +1
          1 ноября 2024 13:33
          В Министерстве должна быть особая группа по инновациям.

          В МО существует целая структура, аппарат с множеством отделов и НИИ по разработке и созданию новых технологий, оружия и техники. Вопрос только в том, кто ставит им задачи и на что и куда направлены их деятельность.
    3. 0
      3 ноября 2024 02:50
      Ну по поводу прошёл испытания автор не имеет точной информации и использует термин очевидно. То есть непонятно прошло испытание или нет
  3. -3
    1 ноября 2024 07:14
    Верхний винт работает тянущим, нижний — толкающим.

    В разные стороны, чтоли? Прикол
    1. +1
      1 ноября 2024 08:58
      Цитата: роман66
      В разные стороны, чтоли? Прикол

      Смех без причины,признак ..."дичины" ! Тут всё правильно !
    2. 0
      1 ноября 2024 10:17
      Цитата: роман66
      В разные стороны, чтоли? Прикол

      В противоположные .
      1. 0
        3 ноября 2024 02:51
        Прямо как лебедь, рак и щука laughing
  4. +1
    1 ноября 2024 09:03
    Двигатели и винты расположены попарно друг над другом. Верхний винт работает тянущим, нижний — толкающим. "Мудрое" примечание ! А шо ...есть винтомоторные группы ,где нижний винт тянет вниз, а верхний-вверх ? belay fool
  5. +1
    1 ноября 2024 14:45
    А из комплектующих чьего производства собирают машинку? Это же военная техника и, следовательно, зависеть от поставок деталей из других стран, она не должна. Неужели наши отечественные узлы? Хотя, очень хочется в это верить...
    1. -1
      3 ноября 2024 02:52
      А вот вам какая разница чьи запчасти? Наверное главное чтобы работало. Наверное если запчасти китайские то вам это будет не комильфо и вы будете до морковкина заговения ждать когда наша земля родить новых ньютонов и платонов, а до того момента посылать военнослужащих в бой с непременно импортозамещенной саперной лопаткой? Где вас таких только берут?
  6. +1
    1 ноября 2024 19:03
    несколько удручает, что в статье все в единственном числе. Хотя бы два было... А нужны тысячи!
    1. 0
      3 ноября 2024 02:57
      Не только в единственном числе но и в виде неработающего прототипа
  7. 0
    4 ноября 2024 10:55
    сие изделие недоработано как минимум.
    наступило время, когда дрон должен быть закрыт защитной сеткой со всех сторон.
    от сеток и других дронов.
    Ибо время борьбы дронов друг с другом уже наступило.
  8. 0
    11 ноября 2024 22:14
    ещё по Пираньям от 9 апреля 24г:
    "..Создатели FPV-дрона "Пиранья" (Россия) разработали мультидиапазонную систему связи, которую невозможно заглушить средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), так как она позволяет менять не только частоты, но диапазоны частот. Об этом сообщил ТАСС ведущий технический специалист Симбирского конструкторского бюро..."
    ссылка: https://tass.ru/armiya-i-opk/20484145