Океанские электроботы «серых волков»

51
Океанские электроботы «серых волков»
Ничто так не красит подлодку XVIII серии, как перекись водорода...


Изначально ведомство гросс-адмирала Карла Дёница планировало порвать союзникам коммуникации при помощи лодок серии XVIII, с «двигателем Вальтера». Но... турбина на концентрированной перекиси водорода задерживалась, и было решено строить подлодки с увеличенной ёмкостью аккумуляторных батарей, которые, по идее, имели возможность вообще не всплывать на поверхность: даже для подзарядки батареи использовался «шнорхель» — система, в отечественном флоте получившая название «РДП» — устройство для работы дизеля под водой.




«Электробот» пробует на вкус глубину

Проект новой лодки XXI серии был разработан в рекордные сроки: за два месяца. При этом проект вобрал в себя весь опыт подводной войны, обработанный конструктором Ольфкеном из КБ фирмы «Глюкауф». По водоизмещению новая лодка (в ходе работы появилось рабочее наименование проекта — «электробот») практически равнялась крейсерским лодкам серии IX — 1621 тонна надводное водоизмещение и 2114 тонн — подводное. Но вот остальные ТТХ...


Секция корпуса подлодки XXI серии — видно необычное сечение прочного корпуса

Поскольку лодка проектировалась на основе U-boot'а серии XVIII, с двигателем на перекиси водорода, её прочный корпус имел оригинальную форму: в сечении он напоминал перевёрнутую цифру «8». Меньшая, нижняя, часть восьмёрки изначально предназначалась для хранения запаса перекиси, держать которую в одном корпусе с экипажем... немного рискованно. Когда от двигателя Вальтера было решено отказаться, освободившийся объём заняли под аккумуляторные батареи, которые имели вес 225 тонн (количество элементов в батарее было в три раза больше, чем на «семёрках»). При этом ёмкость самих батарей была повышена путём уменьшения толщины свинцовых пластин. Правда, при этом срок службы батареи падал с 2,5 лет до года... Но на войне для подлодки даже годовой срок жизни был большой удачей!


Так могло бы выглядеть боевое применение «электроботов», если бы РККА не спешила со взятием Берлина

Толщина прочного корпуса достигала 26 мм, что позволяло нырять на глубину в 300 метров, а работать на 130 метрах. При этом обычных для подлодок серий VII и IX «отсеков-убежищ» (обычно концевые и центральный) у электроботов не было: конструкторы рассудили, что при действиях в океане они бесполезны — вероятность того, что лодка затонет на глубине менее 330 метров (при которой, по расчётам, прочный корпус разрушался), была крайне невысока.


Электромотор «электробота» — размер имеет значение!

Мощные аккумуляторные батареи и электродвигатели в пять раз мощнее, чем на «девятках», давали лодке возможность развивать под водой скорость до 17,2 узла. Учитывая, что надводная скорость была ниже подводной (всего 15,6 узла), эту лодку уже смело можно называть «подводной», а не ныряющей, как все предшественницы. Помимо двух главных электромоторов мощностью 5000 лошадиных сил, у лодки XXI серии были два малошумных «двигателя подкрадывания» по 226 лошадиных сил. На них лодка двигалась со скоростью всего 6,1 узла, но тихо, очень тихо (в режиме подкрадывания электробот на 5,6 узлах шёл так же тихо, как американские лодки на 2 узлах)!


Секция на стапеле в компании с дизелем фирмы MAN

А вот дизеля фирмы MAN были те же, что и на «семёрках» (отсюда и скорость в надводном положении ниже, чем под водой). Но для них был предусмотрен штатный «шнорхель». Причём на само устройство крепили радар-детектор FuMB Ant 3 Bali.


Шнорхель подлодки XXI серии — не просто шнорхель!

Вооружены подлодки XXI серии были шестью носовыми торпедными аппаратами. От кормовых торпедных аппаратов конструкторы решили отказаться. Зато была предусмотрена возможность стрельбы торпедами без всплытия на перископную глубину: прочные торпедные трубы позволяли стрелять с глубины до 50 метров.


С автоматом торпеды заряжать не только быстрее, но и легче. Физически

И — автоматика быстрого заряжания торпед: все шесть торпедных аппаратов перезаряжались за 4 минуты, на семёрках одну торпеду заряжали дольше! Наводились торпеды по данным пассивного гидролокатора, весьма чувствительного по тем временам и дававшего неплохие результаты на учениях. А вот от артиллерии на данном проекте практически отказались: оставили пару спаренных 20-мм зенитных автоматов С-38.


Вооружение «электроботов» ракетами «Урсел» не состоялось. Но задумка оригинальная!

В изначальном проекте планировалось расположить за надстройкой ракетную установку, стреляющую ракетами Ursel назад и вверх — по преследующим лодку кораблям. Огонь должен был вестись по данным шумопеленгаторной станции, установленной в ограждении рубки. В итоге от ракетного вооружения отказались, а шумопеленгаторная станция осталась и прекрасно себя показала на испытаниях.

Условия жизни экипажа на лодках XXI серии были шикарными в сравнении с предшественницами. Здесь каждый из 57 подводников имел собственную койку, а провизия хранилась в морозильной камере. Помимо этого, в отсеках устанавливались кондиционеры, а по некоторым (непроверенным!) сведениям, был даже душ. Красота, кто понимает!


Темпы строительства взяли хорошие, но...

Одним из условий, которые гросс-адмирал Дёниц выставил кораблестроителям, была высочайшая скорость строительства новых лодок: в месяц со стапелей должно было сходить не менее 12 подлодок. Понимая, что не привыкшие к такой скорости работы кораблестроители темп не выдержат, министр вооружений Альберт Шпеер послал руководить постройкой серии Отто Меркера — автомобильного инженера, собаку съевшего на массовом производстве сложной техники (он, помимо всего прочего, лично разрабатывал модели пожарных автомобилей).

Меркер, ознакомившись с требованиями военных, предложил строить лодки как автомобили — на конвейере. Точнее (всё-таки лодка малость больше автомобиля и на конвейер не поместится) — крупносекционную сборку. По задумке инженера, лодки должны были строить по секциям, на разных предприятиях, в том числе и в глубине Германии. После чего секции на баржах перевозились на верфь, и на стапеле лодка только собиралась. Как рассчитал Меркер, это позволяло собирать U-boot максимум за месяц, а всего за месяц Кригсмарине пополнялось бы 33 подлодками.


Сначала авиабомбы, потом английская пехота... Не дали развернуться сумрачному тевтонскому гению!

Впрочем, расчёты сразу показали, что в них не были заложены постоянные бомбардировки союзников. Поточное производство предполагало идеальную координацию работы предприятий, которой под бомбёжками не получалось. Поэтому первая лодка U-2501 была заложена 3 апреля, а в строй вступила только 27 июня. Тоже неплохо, конечно, но явно не месяц. Громадьё планов Дёница и компании впечатляло: всего планировалось построить полторы тысячи электроботов! Первые пятьсот штук заказали гамбургской Deutsche Werft, вторые пятьсот — берлинской AG Weser, а последнюю партию Schichau в Данциге. Но жизнь скорректировала планы: достроены были из всего этого великолепия только 118 лодок.


«Электробот» уходит в поход. Первый и последний...

Во время Второй мировой войны стяжать славу у электроботов не вышло. Единственной лодкой XXI серии, вышедшей в боевой поход, стала U-2511. 30 апреля 1945 года она вышла из Бергена под командованием корветтен-капитана Адальберта Шнее для охоты на конвои в Западной Атлантике. 1 мая встретила группу британских корветов, но сумела оторваться: скорость у электроботов была хорошая, а шумность — низкая. Но 4 мая был получен приказ о прекращении подводной войны, и лодка легла на обратный курс. В районе Фарерских островов U-2511 встретила британский крейсер «Норфолк» с группой сопровождения. Шнее на двигателях подкрадывания подошёл на дистанцию залпа, прицелился... но стрелять не стал. Говорят, что после войны он встречался с командиром «Норфолка», рассказал об этом случае, после чего они вместе крепко выпили.


Фото Н-27 не нашёл, есть только картина А. Заикина...

Служба у этих лодок была долгая! В СССР они получили название «проект 614», причём последняя U-3515 (в ВМФ СССР — Н-27) была пущена на иголки только в 1973 году. В Германии и того дольше: в 1954 году из-под воды подняли U-2540. Лодку восстановили, назвали «Вильгельм Бауэр» и использовали в качестве опытового судна до 1984 года, после чего сделали из субмарины корабль-музей. А ещё три лодки (U-2505, U-3004, U-3506) нашли во взорванном гамбургском бункере «Эльбе II» в 1987 году. Впрочем, техническое состояние субмарин было, прямо скажем, неважным. Да и не было смысла в конце 80-х восстанавливать подлодки времён войны. Поэтому бункер снесли вместе с ними...


U-2540, она же корабль-музей «Вильгельм Бауэр»

Закончить рассказ хотелось бы легендой. На излёте СССР ходили слухи о том, что на одном из островов Балтийского моря по приказу гросс-адмирала Дёница были затоплены с задраенными верхними люками десять подлодок XXI серии со всем полагающимся вооружением и корабельным имуществом. В назначенный час скрывающиеся по поддельным документам экипажи должны были занять свои места по боевому расписанию и отправиться атаковать американские и советские корабли, причём так, чтобы американцы подумали на нас, а мы — на американцев. И началась бы новая мировая война. Это — легенда. Дёниц был, конечно, сволочью, но подобных планов у него не было.


Легенда уходит в легенду...

В общем, парадокс немецких подводных лодок XXI серии в том, что своим создателям они абсолютно никакой пользы не принесли. А врагу — никакого вреда. Практически все революционные конструкторские решения, заложенные инженерами III Рейха в проект, стали основой для создания послевоенных субмарин в СССР (611 проект), Англии (тип Т), Франции (тип «Нарвал»), США (тип «Тэнг») и даже Швеции (тип «Хайен»). Но не в Германии. Ей после войны очень долго было не до подлодок...
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    6 ноября 2024 05:00
    А про недостатки этих лодок у автора ни слова....
    1. 0
      6 ноября 2024 05:25
      Цитата: Grencer81
      А про недостатки этих лодок у автора ни слова....

      так он же " фон цвишен..."лично гитлера спасавший !))))
      1. 0
        6 ноября 2024 08:00
        А недостатков там было вагон и две телеги.
        Главный недостаток-слабая конструкция корпуса.
        Второй большой недостаток-несовершенство гидросистем.
        1. +2
          6 ноября 2024 08:22
          У любой новой техники - вагон и тележка «детских болезней», обычно их устраняют в ходе эксплуатации. По воспоминанию героя Советского Союза Булыгина (участника мероприятия) первая перегрузка активной зоны атомного ледокола «Ленин» по современным меркам была ядерной аварией. Сегодня - рядовая процедура..
          1. -3
            6 ноября 2024 09:41
            Есть недостатки, которые неустранимы даже в процессе эксплуатации.
        2. +3
          6 ноября 2024 08:25
          Что не мешало службе в ВМФ СССР до 1973 года…
    2. +4
      6 ноября 2024 08:16
      Обычно недостатки выявляются в ходе эксплуатации, а их толком использовать не успели. Наверное, война их выявила бы, но…
    3. 0
      6 ноября 2024 12:03
      Вся немецкая техника "от бога"(божественна) - не ломается и с вечным моторесурсом.
      А недостатков в принципе не может быть.
  2. +2
    6 ноября 2024 05:57
    Закончить рассказ хотелось бы легендой

    Это про те 12 (или 10 по другим источникам) лодок, которые нашли в 1955 году у о.Рюген?
  3. +1
    6 ноября 2024 06:02
    "сумеречный немецкий гений"... сказать, что впереди планеты всей, не все с этим согласятся, но увы, средства уничтожения человека они изобретали и делали, новые, чаще других... пока им рога не обломали окончательно.
  4. 0
    6 ноября 2024 07:55
    Поскольку лодка проектировалась на основе U-boot'а серии XVIII, с двигателем на перекиси водорода, её прочный корпус имел оригинальную форму: в сечении он напоминал перевёрнутую цифру «8».

    это - характерная черта -Только этой серии лодок?
    или же это общая черта всех( почти) серий?
    1. +3
      6 ноября 2024 08:17
      Это черта XXI и XXIII серий.
  5. +4
    6 ноября 2024 08:35
    Фото Н-27 не нашёл

    Нашел.
  6. +1
    6 ноября 2024 08:54
    Автор пишет о технике. А если посмотреть шире, то Дёниц и его банда проиграли стратегически и все технические ухищрения, все - равно ничего не могли изменить.
    1. +3
      6 ноября 2024 11:34
      Цитата: ТермиНахТер
      Автор пишет о технике. А если посмотреть шире, то Дёниц и его банда проиграли стратегически и все технические ухищрения, все - равно ничего не могли изменить.

      А они и не могли выиграть. Рейх физически не мог создать и поддерживать одновременно и флот, способный на равных воевать с RN и USN, и армию, достаточную для разгрома Франции и СССР.
      Даже если бы после Франции рейх забил бы на угрозу с Востока (продолжив менять свои технологии на советские ресурсы), демобилизовал армию до уровня, необходимого для обороны от КА, и с новыми трудовыми ресурсами упоролся во флот - всё равно перекрыть промышленность лайми и уже раскручивающийся маховик ВПК янки он, ПМСМ, не смог бы.
      1. +3
        6 ноября 2024 12:00
        Для Германии выиграть на два фронта, в принципе - фантастика! У страны, как бы помягче выразиться… Так себе с ресурсами. Попытались вылезти на квалификации рабочих и инженеров, но с соляркой от этого лучше не стало (искусственный бензин - делали, а соляр - не вышло). Не зря в мире все войны, в первую очередь, за ресурсы…
        1. +2
          6 ноября 2024 12:09
          Бисмарк говорил, что для Германии смертельна война и на один фронт, если на этом фронте Россия. А он был очень неглупый дядя.
          1. Чудикам правда из года в год повторяют сию сентенцию :-)) А Российская империя кому проиграла Первую мировую?
            1. +2
              6 ноября 2024 15:27
              Советую почитать какого-нибудь серьезного автора, о событиях в России, февраль 1917 - марта 1918 года.
              1. А зачем они мне? Пусть наивные читают их откровения ... Мне гораздо интереснее самому писать про те события :-)
                1. +1
                  6 ноября 2024 16:28
                  Вы при них присутствовали? Разговаривали с непосредственными участниками событий?
                  1. приходилось в школе слушать воспоминания участников тех событий - они уже были совсем старые :-) их специально приглашали к нам в школу
                    1. 0
                      28 ноября 2024 00:01
                      Сколько же вам годочков, если участников ПМВ застали? Я учился в школе 1977 - 87, участники ВОВ уже были очень возрастными.
                      1. 0
                        28 ноября 2024 00:44
                        Цитата: ТермиНахТер
                        участники ВОВ уже были очень возрастными.

                        Ну ис ейчас они ещё более возрастные, но ещё есть, хотя не много их осталось.
                      2. 0
                        28 ноября 2024 12:09
                        Есть, не спорю. Но какого надо быть возраста, чтобы встретить на уроках мужества участников ПМВ?
                      3. 0
                        28 ноября 2024 13:59
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Но какого надо быть возраста, чтобы встретить на уроках мужества участников ПМВ?

                        Ну сейчас где то лет 80, ну точно за 70.
                      4. 0
                        28 ноября 2024 16:25
                        Если человеку в 1914 г., было 20 лет, соответственно в 44 - ом - 50.
                        Т. е. в 1970 г. на уроке мужества - 76. Учитывая, что человек отвоевал две войны, не считая мелких конфликтов, проблем со здоровьем у него не мало. Боюсь, что на все школы не хватило бы таких ветеранов.
                      5. 0
                        28 ноября 2024 16:29
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Т. е. в 1970 г. на уроке мужества - 76.

                        Прошу прощения, возможно я что то не прочитал, но откуда 1970 год? Вполне речь может идти о 1960 годе.
                      6. 0
                        28 ноября 2024 16:40
                        Возможно, но тогда, сколько уважаемому камраду сейчас, если в 1960 г., он ходил хотя бы в 3 - ий класс?
                      7. 0
                        28 ноября 2024 16:43
                        Цитата: ТермиНахТер
                        Возможно, но тогда, сколько уважаемому камраду сейчас, если в 1960 г., он ходил хотя бы в 3 - ий класс?

                        Ну где то за 70.
                      8. 0
                        28 ноября 2024 17:38
                        Я почему-то отношу себя к категории старых, мне 55. Моя мама, за 70, с компьютером дружит слабо. Могла включить ютуб, чтобы сериал посмотреть.
                      9. 0
                        28 ноября 2024 17:44
                        Ну моя мама тоже уже в таком возрасте за 70, даже ближе к 80 и с компьютером не особо, но её подружки одногодки вполне с компьютером справляются. Одной её подружке не так давно с компьютером помогал, да и соседу которому 80 тоже помогал.
        2. +2
          6 ноября 2024 15:58
          Цитата: Летучий_Голландец
          Для Германии выиграть на два фронта, в принципе - фантастика! У страны, как бы помягче выразиться… Так себе с ресурсами.

          Не только с ресурсами, но и с логистикой. Единственная неподконтрольная дыра - на восточной границе. Во всех остальных местах богатых источников сырья немного, а стоит ступить за пределы Европы - и всё упирается в территории или коммуникации, прямо или косвенно контролируемые Союзниками.
          Цитата: Летучий_Голландец
          Попытались вылезти на квалификации рабочих и инженеров

          А это от нехватки людских ресурсов. По итогам ПМВ оказалось, что тоталкриг для рейха смертелен. Поэтому следующая война планировалась быстрой. Следовательно армия для быстрого разгрома противника должна иметь качественное превосходство над ним. Технологичность не особо важна - техника копится в предвоенный период, а война должна завершиться раньше, чем потребуется большое восполнение техники, потерянной в ходе боёв.
          А если дело дошло до необходимости массового производства мобвариантов и мобпроектов - значит дни рейха на исходе.
      2. +1
        6 ноября 2024 12:08
        Вот и я о том же. Когда проигрыш на стратегическом уровне, то техника, компетентность генералов (адмиралов), смелость солдат - уже не имеет никакого значения. Поражение только вопрос времени
  7. -1
    6 ноября 2024 11:00
    Интересная статья, спасибо Автору.
    Серьезная лодка, союзникам пришлось бы трудно с такими воевать, появись они раньше. Наверное, первая океанская именно подводная (а не "ныряющая") лодка.
    1. 0
      6 ноября 2024 16:57
      Ничего серьёзного она уже не представляла для союзников.
      Система уничтожения немецких подлодок в Атлантике у них уже была отработана близко к идеалу.
      1. +1
        6 ноября 2024 21:49
        Цитата: Grencer81
        Система уничтожения немецких подлодок в Атлантике у них уже была отработана близко к идеалу.

        Только рассчитана на Семерки.
        1. 0
          7 ноября 2024 04:37
          Рассчитана на уничтожение подводных лодок Кригсмарине. А кто попадает в прицел,семерка,девятка или "очко" ,без разницы.
          С учётом сырости "очко" даже легче топить.
          1. +1
            7 ноября 2024 05:00
            Цитата: Grencer81
            Рассчитана на уничтожение подводных лодок Кригсмарине. А кто попадает в прицел,семерка,девятка или "очко" ,без разницы.

            Запас подводного хода 7, 9 и 23-й сравните...За пределами радиуса в 80 миль ПЛ никто искать не станет...
            1. -1
              7 ноября 2024 10:59
              Для поиска подводных лодок в Атлантике были созданы ударные группы во главе с эскортным авианосцем и радиус действия его авиации гораздо больше, чем 80 миль.
              1. +1
                9 ноября 2024 20:36
                Цитата: Grencer81
                Для поиска подводных лодок в Атлантике были созданы ударные группы во главе с эскортным авианосцем и радиус действия его авиации гораздо больше, чем 80 миль.

                Ударная сила на эскортнике Эвенджер, его радиус 463 КМ, у 23-й серии подводный ход 490 МИЛЬ. Еще вопросы есть ?
  8. 0
    6 ноября 2024 11:14
    ...своим создателям они абсолютно никакой пользы не принесли. А врагу — никакого вреда.


    Все тысячи недостроенных и достроенных, но не спущенных на воду, или спущенных на воду, но не вышедших в боевой поход, лодок могли бы стать десятками тысяч "тигров" и "пантер" на Восточном Фронте. Так что все эти лодки принесли большую пользу, но не рейху.
    1. +1
      6 ноября 2024 11:22
      Не могли. Заводы в Касселе и все другие были перегружены выпуском танков, самолетов, пушек и других вооружений, которые на судостроительных верфях производить не можно
      1. 0
        6 ноября 2024 11:25
        Согласен в том, что комплекс причин в конце войны не позволял немцам нарастить производство вооружений в условиях блокады, ковровых бомбардировок и нехватки рабочих рук. История не знает сослагательного наклонения, и мы можем только гадать о том, что было БЫ, если БЫ металл для лодок пошел бы на танки. Остался бы мёртвым грузом на складах? Стал бы бронёй?.. Для меня, как наследника победителей, получилось удачно.
    2. 0
      6 ноября 2024 16:01
      Цитата: Проктолог
      Все тысячи недостроенных и достроенных, но не спущенных на воду, или спущенных на воду, но не вышедших в боевой поход, лодок могли бы стать десятками тысяч "тигров" и "пантер" на Восточном Фронте.

      С другой стороны, при отсутствии подводной угрозы Союзники могли перебросить ресурсы на высадку в Европе. И встретить нас уже на Пруте и Висле.
    3. 0
      7 ноября 2024 07:29
      лодок могли бы стать десятками тысяч "тигров" и "пантер" на Восточном Фронте.

      Не могли. Что-то корабелы могли сделать из частей танков, но в танкостроении есть узкие места.
  9. -4
    6 ноября 2024 11:16
    Лодки были выдающиеся для своего времени, а их создание и перевооружение во время войны особенно.
    В СССР во время войны гнали вал, хотя имелись опытные и штучные образцы лучшего оружия. Например танк Т-34М.
    В отличие от СССР, США и Британии, сырьевая база и промышленный потенциал Неметчины не шёл с ними ни в какое сравнение, к тому же Неметчина находилась в морской блокаде и не могла ввозить необходимые товары, а потому по пути улучшения качества вооружений – лучшие в мире танки, самолёты (особенно реактивные и первый в мире транспортный самолёт т.н.“сороконожка”), лучший в мире единый пулемёт который выпускают до сих пор, предшественник автомата Калашникова, подводные лодки, управляемые баллистические ракеты и ракеты ПВО, ужо не говоря о выдающихся достижениях области ядерно оружия и двигателестроения. Не зря говорят, что война и торговля двигатели прогресса.
    1. Автомат Шмайсера под патрон ?.92х33 мм был предшественником автомата Калашникова обр. 1946 года под патрон 7,62х39 мм ... Но автомат обр. 1946 года не прошел по конкурсу (тот конкурс не прошли все автоматы представленные разными конструкторами) и на заводе в Коврове группа оружейников под руководством А.А. Зайцева переконструировала полностью и полученный образец стал известен как автомат М. Калашникова обр. 1947 г., в 1949 его приняли на вооружение, потом конструкторы-оружейники Ижевского завода модернизировали его и он стал называться АКМ. Затем его переделали под патрон 5,45х39 мм. и стали назвать АК-74.
    2. +2
      6 ноября 2024 16:04
      Цитата: Jacques Sekavar
      В СССР во время войны гнали вал, хотя имелись опытные и штучные образцы лучшего оружия. Например танк Т-34М.

      Все страны-победители гнали вал, заваливая Ось железом. Просто не все в этом признаются.
      Тот же "Шерман" с 75-мм пушкой, стоявший в серии до 1945 г., в 1944 мог почувствовать себя танком разве что в войне с Японией. smile
  10. 0
    6 ноября 2024 14:22
    Закончить рассказ хотелось бы легендой. На излёте СССР ходили слухи о том, что на одном из островов Балтийского моря по приказу гросс-адмирала Дёница были затоплены с задраенными верхними люками десять подлодок XXI серии со всем полагающимся вооружением и корабельным имуществом.
    Легенда живучая, даже конкретный остров называется, где по наводке одного из немецких подводников их нашли в 50-е и подняли, остров Рюген, старославянский Буян
  11. 0
    6 ноября 2024 17:50
    Дурдом-строить подводные лодки-в таких количествах-если одна-единственная успела выйти в боевой поход-за несколько дней до капитуляции