Океанские электроботы «серых волков»
Ничто так не красит подлодку XVIII серии, как перекись водорода...
Изначально ведомство гросс-адмирала Карла Дёница планировало порвать союзникам коммуникации при помощи лодок серии XVIII, с «двигателем Вальтера». Но... турбина на концентрированной перекиси водорода задерживалась, и было решено строить подлодки с увеличенной ёмкостью аккумуляторных батарей, которые, по идее, имели возможность вообще не всплывать на поверхность: даже для подзарядки батареи использовался «шнорхель» — система, в отечественном флоте получившая название «РДП» — устройство для работы дизеля под водой.
«Электробот» пробует на вкус глубину
Проект новой лодки XXI серии был разработан в рекордные сроки: за два месяца. При этом проект вобрал в себя весь опыт подводной войны, обработанный конструктором Ольфкеном из КБ фирмы «Глюкауф». По водоизмещению новая лодка (в ходе работы появилось рабочее наименование проекта — «электробот») практически равнялась крейсерским лодкам серии IX — 1621 тонна надводное водоизмещение и 2114 тонн — подводное. Но вот остальные ТТХ...
Секция корпуса подлодки XXI серии — видно необычное сечение прочного корпуса
Поскольку лодка проектировалась на основе U-boot'а серии XVIII, с двигателем на перекиси водорода, её прочный корпус имел оригинальную форму: в сечении он напоминал перевёрнутую цифру «8». Меньшая, нижняя, часть восьмёрки изначально предназначалась для хранения запаса перекиси, держать которую в одном корпусе с экипажем... немного рискованно. Когда от двигателя Вальтера было решено отказаться, освободившийся объём заняли под аккумуляторные батареи, которые имели вес 225 тонн (количество элементов в батарее было в три раза больше, чем на «семёрках»). При этом ёмкость самих батарей была повышена путём уменьшения толщины свинцовых пластин. Правда, при этом срок службы батареи падал с 2,5 лет до года... Но на войне для подлодки даже годовой срок жизни был большой удачей!
Так могло бы выглядеть боевое применение «электроботов», если бы РККА не спешила со взятием Берлина
Толщина прочного корпуса достигала 26 мм, что позволяло нырять на глубину в 300 метров, а работать на 130 метрах. При этом обычных для подлодок серий VII и IX «отсеков-убежищ» (обычно концевые и центральный) у электроботов не было: конструкторы рассудили, что при действиях в океане они бесполезны — вероятность того, что лодка затонет на глубине менее 330 метров (при которой, по расчётам, прочный корпус разрушался), была крайне невысока.
Электромотор «электробота» — размер имеет значение!
Мощные аккумуляторные батареи и электродвигатели в пять раз мощнее, чем на «девятках», давали лодке возможность развивать под водой скорость до 17,2 узла. Учитывая, что надводная скорость была ниже подводной (всего 15,6 узла), эту лодку уже смело можно называть «подводной», а не ныряющей, как все предшественницы. Помимо двух главных электромоторов мощностью 5000 лошадиных сил, у лодки XXI серии были два малошумных «двигателя подкрадывания» по 226 лошадиных сил. На них лодка двигалась со скоростью всего 6,1 узла, но тихо, очень тихо (в режиме подкрадывания электробот на 5,6 узлах шёл так же тихо, как американские лодки на 2 узлах)!
Секция на стапеле в компании с дизелем фирмы MAN
А вот дизеля фирмы MAN были те же, что и на «семёрках» (отсюда и скорость в надводном положении ниже, чем под водой). Но для них был предусмотрен штатный «шнорхель». Причём на само устройство крепили радар-детектор FuMB Ant 3 Bali.
Шнорхель подлодки XXI серии — не просто шнорхель!
Вооружены подлодки XXI серии были шестью носовыми торпедными аппаратами. От кормовых торпедных аппаратов конструкторы решили отказаться. Зато была предусмотрена возможность стрельбы торпедами без всплытия на перископную глубину: прочные торпедные трубы позволяли стрелять с глубины до 50 метров.
С автоматом торпеды заряжать не только быстрее, но и легче. Физически
И — автоматика быстрого заряжания торпед: все шесть торпедных аппаратов перезаряжались за 4 минуты, на семёрках одну торпеду заряжали дольше! Наводились торпеды по данным пассивного гидролокатора, весьма чувствительного по тем временам и дававшего неплохие результаты на учениях. А вот от артиллерии на данном проекте практически отказались: оставили пару спаренных 20-мм зенитных автоматов С-38.
Вооружение «электроботов» ракетами «Урсел» не состоялось. Но задумка оригинальная!
В изначальном проекте планировалось расположить за надстройкой ракетную установку, стреляющую ракетами Ursel назад и вверх — по преследующим лодку кораблям. Огонь должен был вестись по данным шумопеленгаторной станции, установленной в ограждении рубки. В итоге от ракетного вооружения отказались, а шумопеленгаторная станция осталась и прекрасно себя показала на испытаниях.
Условия жизни экипажа на лодках XXI серии были шикарными в сравнении с предшественницами. Здесь каждый из 57 подводников имел собственную койку, а провизия хранилась в морозильной камере. Помимо этого, в отсеках устанавливались кондиционеры, а по некоторым (непроверенным!) сведениям, был даже душ. Красота, кто понимает!
Темпы строительства взяли хорошие, но...
Одним из условий, которые гросс-адмирал Дёниц выставил кораблестроителям, была высочайшая скорость строительства новых лодок: в месяц со стапелей должно было сходить не менее 12 подлодок. Понимая, что не привыкшие к такой скорости работы кораблестроители темп не выдержат, министр вооружений Альберт Шпеер послал руководить постройкой серии Отто Меркера — автомобильного инженера, собаку съевшего на массовом производстве сложной техники (он, помимо всего прочего, лично разрабатывал модели пожарных автомобилей).
Меркер, ознакомившись с требованиями военных, предложил строить лодки как автомобили — на конвейере. Точнее (всё-таки лодка малость больше автомобиля и на конвейер не поместится) — крупносекционную сборку. По задумке инженера, лодки должны были строить по секциям, на разных предприятиях, в том числе и в глубине Германии. После чего секции на баржах перевозились на верфь, и на стапеле лодка только собиралась. Как рассчитал Меркер, это позволяло собирать U-boot максимум за месяц, а всего за месяц Кригсмарине пополнялось бы 33 подлодками.
Сначала авиабомбы, потом английская пехота... Не дали развернуться сумрачному тевтонскому гению!
Впрочем, расчёты сразу показали, что в них не были заложены постоянные бомбардировки союзников. Поточное производство предполагало идеальную координацию работы предприятий, которой под бомбёжками не получалось. Поэтому первая лодка U-2501 была заложена 3 апреля, а в строй вступила только 27 июня. Тоже неплохо, конечно, но явно не месяц. Громадьё планов Дёница и компании впечатляло: всего планировалось построить полторы тысячи электроботов! Первые пятьсот штук заказали гамбургской Deutsche Werft, вторые пятьсот — берлинской AG Weser, а последнюю партию Schichau в Данциге. Но жизнь скорректировала планы: достроены были из всего этого великолепия только 118 лодок.
«Электробот» уходит в поход. Первый и последний...
Во время Второй мировой войны стяжать славу у электроботов не вышло. Единственной лодкой XXI серии, вышедшей в боевой поход, стала U-2511. 30 апреля 1945 года она вышла из Бергена под командованием корветтен-капитана Адальберта Шнее для охоты на конвои в Западной Атлантике. 1 мая встретила группу британских корветов, но сумела оторваться: скорость у электроботов была хорошая, а шумность — низкая. Но 4 мая был получен приказ о прекращении подводной войны, и лодка легла на обратный курс. В районе Фарерских островов U-2511 встретила британский крейсер «Норфолк» с группой сопровождения. Шнее на двигателях подкрадывания подошёл на дистанцию залпа, прицелился... но стрелять не стал. Говорят, что после войны он встречался с командиром «Норфолка», рассказал об этом случае, после чего они вместе крепко выпили.
Фото Н-27 не нашёл, есть только картина А. Заикина...
Служба у этих лодок была долгая! В СССР они получили название «проект 614», причём последняя U-3515 (в ВМФ СССР — Н-27) была пущена на иголки только в 1973 году. В Германии и того дольше: в 1954 году из-под воды подняли U-2540. Лодку восстановили, назвали «Вильгельм Бауэр» и использовали в качестве опытового судна до 1984 года, после чего сделали из субмарины корабль-музей. А ещё три лодки (U-2505, U-3004, U-3506) нашли во взорванном гамбургском бункере «Эльбе II» в 1987 году. Впрочем, техническое состояние субмарин было, прямо скажем, неважным. Да и не было смысла в конце 80-х восстанавливать подлодки времён войны. Поэтому бункер снесли вместе с ними...
U-2540, она же корабль-музей «Вильгельм Бауэр»
Закончить рассказ хотелось бы легендой. На излёте СССР ходили слухи о том, что на одном из островов Балтийского моря по приказу гросс-адмирала Дёница были затоплены с задраенными верхними люками десять подлодок XXI серии со всем полагающимся вооружением и корабельным имуществом. В назначенный час скрывающиеся по поддельным документам экипажи должны были занять свои места по боевому расписанию и отправиться атаковать американские и советские корабли, причём так, чтобы американцы подумали на нас, а мы — на американцев. И началась бы новая мировая война. Это — легенда. Дёниц был, конечно, сволочью, но подобных планов у него не было.
Легенда уходит в легенду...
В общем, парадокс немецких подводных лодок XXI серии в том, что своим создателям они абсолютно никакой пользы не принесли. А врагу — никакого вреда. Практически все революционные конструкторские решения, заложенные инженерами III Рейха в проект, стали основой для создания послевоенных субмарин в СССР (611 проект), Англии (тип Т), Франции (тип «Нарвал»), США (тип «Тэнг») и даже Швеции (тип «Хайен»). Но не в Германии. Ей после войны очень долго было не до подлодок...
Информация