Пентагон заказывает беспилотник сверхбольшой дальности K1000ULE

13
Пентагон заказывает беспилотник сверхбольшой дальности K1000ULE
K1000ULE в полёте


Несколько лет назад американская компания Kraus Hamdani Aerospace представила новый беспилотный летательный аппарат самолётного типа K1000ULE. Главной его особенностью стала способность к продолжительному беспосадочному полёту с выполнением разных задач. Этот БПЛА привлёк внимание Пентагона, и уже заключено несколько контрактов на его серийное производство и поставку.



Для продолжительных миссий


Компания Kraus Hamdani Aerospace (KHA) из Калифорнии была основана в начале этого десятилетия группой специалистов в области пилотируемой и беспилотной авиации. Основной целью KHA стала разработка многоцелевых БПЛА. Учитывая современные тенденции на рынке беспилотных систем, компания сделала ставку на инновации, позволяющие повышать технические характеристики и привлекать заказчиков.

В 2022 г. компания представила свой первый продукт — беспилотник самолетного типа K1000. Позже, вероятно, из маркетинговых соображений, его переименовали в K1000ULE (Ultra-Long Endurance — «Ультра-большая продолжительность полета»).

В ноябре того же года KHA приняла участие в программе Пентагона Project Convergence. В рамках этой программы проводились испытания и эксперименты с применением различных БПЛА от американских производителей. Среди прочих образцов продемонстрировал свой потенциал и K1000ULE.

Военное ведомство заинтересовалось новым беспилотником и решило поддержать его разработку. Дальнейшие работы компания KHA вела под присмотром и при помощи Пентагона. В первых месяцах 2023 г. компания передала министерству партию беспилотников для проведения дополнительных испытаний на базе одной из строевых частей.


БПЛА на войсковых испытаниях. Видна конфигурация солнечных батарей

Пока армия изучала K1000ULE, KHA продолжала развивать проект. Она дорабатывала конструкцию беспилотника, а также определяла пределы её возможностей. Всего через несколько месяцев таких работ удалось получить весьма интересные результаты.

На момент начала испытаний компания KHA заявляла, что БПЛА K1000ULE способен находиться в воздухе до 26 часов. Однако в начале августа 2023 г. опытный беспилотник совершил полет длительностью 75 часов 53 минуты. Полет проходил как днём, так и ночью, при различных температурах, а также в условиях облачности и дождя.

Первые контракты


В течение 2023 г. несколько предсерийных БПЛА K1000ULE успешно прошли всесторонние войсковые испытания. К участию в этих мероприятиях были привлечены специалисты из разных видов вооружённых сил и родов войск. Часть испытаний провели на полигонах, а другие — на базе строевых частей, включая зарубежные.

K1000ULE показали себя лучшим образом, и Пентагон решил закупать такую технику. Первый контракт был подписан в начале апреля 2024 г. Заказчиком выступило Командование воздушных систем ВМС США, а получит новую технику Корпус морской пехоты. Количество заказанной техники и её стоимость раскрывать не стали.

С прошлого года несколько БПЛА от компании KHA проходили войсковые испытания в 1-й многодоменной оперативной группе (1st Multi-Domain Task Force). Дежурство и полёты проводились на базах о. Гуам и Филиппин. Был накоплен положительный опыт, и командование приняло решение о полноценной закупке новых беспилотных систем.

В конце октября Пентагон выдал компании KHA заказ на поставку неназванного количества новых БПЛА для 1-й многодоменной группы. Общая стоимость этой продукции составила 20 млн долл. Контракт был заключен в рамках программы ускорения закупок и внедрения инноваций Accelerate the Procurement and Fielding of Innovative Technologies (APFIT). Примечательно, что это самый дорогой заказ за всю историю существования APFIT.


K1000ULE с устройством для запуска с автомобиля

Войсковые испытания БПЛА K1000ULE силами других частей и структур ещё не завершены. Это означает, что в ближайшем будущем могут быть получены новые положительные заключения, а за ними — новые контракты. Какие рода войск станут следующими покупателями БПЛА с ультра-большой продолжительностью полета, пока неизвестно.

Технические особенности


K1000ULE — это беспилотный летательный аппарат самолётного типа, построенный по нормальной аэродинамической схеме. Его конструкция оптимизирована для достижения максимальной продолжительности полёта. Также для этого использовали оригинальное решение в области энергетических систем.

Фюзеляж K1000ULE имеет торпедообразную основную часть, в которой размещается вся необходимая аппаратура, и тонкую трубчатую хвостовую балку. Используется высокорасположенное прямое крыло больгого удлинения. На балке фюзеляжа установлено Т-образное хвостовое оперение.

Облая длина беспилотника — 3 м, размах крыла — 5 м. Максимальная взлётная масса составляет 19,3 кг, в зависимости от конфигурации и комплектации.

Утверждается, что характерный облик планера положительно влияет на аэродинамику и лётные данные. Кроме того, БПЛА обладает сниженной радиолокационной заметностью. По сообщениям разработчиков, в ходе испытаний РЛС не могли отличить беспилотник от птицы.

В носовой части аппарата установлен электромотор с воздушным винтом. Они получают энергию от бортового аккумулятора, а также от солнечных батарей, расположенных на верхней поверхности крыла и стабилизатора. Параметры электрических систем не раскрываются, однако известно, что выработка электроэнергии превышает её потребление. Это позволяет солнечным батареям не только обеспечивать работу всех устройств, но и подзаряжать аккумулятор при наличии освещения.


K1000ULE с радиоэлектронной аппаратурой на крыле

Для экономии энергии крейсерская скорость K1000ULE не превышает 70-75 км/ч. Потолок — ок. 6000 метров. Нормальная продолжительность полёта достигает 24 часов. При необходимости, возможны и более длительные миссии. Так, в ходе эксперимента этот параметр удалось увеличить втрое.

Недавно компания KHA представила новый вариант БПЛА K1000ULE. Он оснащён двумя дополнительными продольными гондолами на крыле, каждая из которых несёт по два двигателя с винтами. Такой беспилотник может взлетать и садиться вертикально, и при этом сохраняет высокие характеристики горизонтального полёта.

K1000ULE оснащён всей необходимой электроникой. Он имеет систему управления, которая может работать автономно по заданной программе или выполнять команды оператора. Имеются спутниковая и инерциальная навигация, а также помехозащищённые средства связи.

В качестве основной полезной нагрузки для K1000ULE рассматриваются различные оптико-электронные станции массой не более нескольких килограммов. Они предназначены для разведки, целеуказания или корректировки огня. Кроме того, возможна установка систем ретрансляции радиосигнала с подходящими габаритами и массой, станций постановки помех и т.д..

Взлёт беспилотника осуществляется с помощью катапульты-направляющей или удерживающего устройства на автомобиле. Запуск аппарата достаточно прост ввиду ограниченных скоростей полёта. Для посадки используется простейшее лыжное шасси. Оно изготавливается методом трёмерной печати, что упрощает замену при износе.


Модификация БПЛА с возможностью вертикального взлёта

Лёгкий псевдоспутник


Интерес Пентагона к БПЛА K1000ULE от компании KHA вполне объясним. Этот БПЛА имеет весьма удачное соотношение тактико-технических и рабочих характеристик, которое делает его удобным многоцелевым инструментом. Теперь разные рода войск хотят получить все связанные с этим приемущества.

K1000ULE отличается высокой продолжительностью полёта, и его относят к условному классу беспилотников-псевдоспутников. Такие аппараты способны оставаться в одном районе в течение длительного времени и вести разведку, ретранслировать сигналы или решать другие задачи. Использование подобной техники значительно упрощает организацию дежурства в воздухе и даёт другие важные возможности.

Беспилотник от KHA обладает всеми основными чертами псевдоспутника, но при этом имеет относительно небольшие размеры и массу. Согласно американской классификации, он относится к БПЛА группы 2. Вследствие этого беспилотник, при всех своих преимуществах, относительно прост с точки зрения производства, развертывания и применения.

Коммерческие перспективы



К настоящему времени K1000ULE прошел серию испытаний, в т.ч. на базе строевых частей различных видов вооружённых сил. В ходе этих мероприятий он продемонстрировал все свои возможности и положительные качества Он вызвал интерес у потенциальных эксплуатантов, и в результате появились первые заказы.

В ближайшем будущем компания KHA должна поставить различным структурам Пентагона значительное количество новых БПЛА, которые будут введены в полноценную эксплуатацию. Ожидается, что эти заказчики разместят новые контракты. Кроме того, в будущем может расшириться и список покупателей.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 ноября 2024 05:09
    Пентагон заказывает беспилотник сверхбольшой дальности K1000ULE

    Здравствуйте Уважаемый Кирилл.
    Во первых большое спасибо за статью! Но у меня возник вопрос.
    Вы написали статью, про беспилотники сверхбольшой дальности.
    Но я нигде не нашел в статье такой технический параметр, этих БПЛА, как дальность.
    Правильно ли я понимаю, что дальность этих аппаратов можно вычислять по формуле продолжительность полета помноженная на среднюю скорость? И в статье указанно две продолжительности полета. Какую взять для вычисления?
    Заранее благодарю за ответ.
    п..с. И второй вопрос.
    На сколько эти беспилотники превосходят существующие образцы в этом классе по дальности.
    1. +2
      4 ноября 2024 10:30
      Но у меня возник вопрос

      И у меня возник вопрос в догонку
      известно, что выработка электроэнергии превышает её потребление.

      Чем ограничивается длительность полёта?
  2. +1
    4 ноября 2024 05:11
    Ничего здесь инновационного нет. Корни растут из планеризма, добавлены солнечные батареи, аккумуляторы, электромотор. Для экономии заряда можно использовать воздушные потоки, установив соответствующую программу.
    1. +2
      4 ноября 2024 14:13
      Цитата: Солдатов В.
      Ничего здесь инновационного нет.

      Владимир. Я думаю, из инновационного здесь солнечные батареи, аккумуляторы, электромотор, материалы, технологии, программное обеспечение и др. А, так да,
      Цитата: Солдатов В.
      Корни растут из планеризма
      hi
  3. -1
    4 ноября 2024 05:38
    РЛС не могли отличить беспилотник от птицы
    Воздушный винт выдает этот беспилотник с головой wink
  4. +5
    4 ноября 2024 07:27
    Цитата: Голландец Михель
    РЛС не могли отличить беспилотник от птицы
    Воздушный винт выдает этот беспилотник с головой wink

    Я всегда думал что РЛС четко фиксируют металлические пропеллеры как на Ту-95 а что композитные пропеллеры то же стали видны РЛС?
    1. +1
      4 ноября 2024 09:12
      Цитата: mad-max78
      Я всегда думал что РЛС четко фиксируют металлические пропеллеры как на Ту-95 а что композитные пропеллеры то же стали видны РЛС?
      РЛС четко фиксирует отличия в характере и частоте отклика на сигнал, отраженный от беспилотника. Разница лишь только в конфигурации самих лопастей воздушных винтов и в материале их изготовления. Плюс флюктуации ЭПР, производимые винтом, ясно указывающие, что это вовсе не птичка
      1. +3
        4 ноября 2024 10:03
        Пластиковый (композитный) винт полностью радиопрозрачен, поэтому РЛС даже миллиметрового диапазона его не видит от слова совсем, изменения ЭПР при его вращении нет, ибо ЭПР равна фактически нулю!

        Сам самолётик летит со скоростью 75-80 км/ч, что подпадает под фильтрацию доплеровской РЛС (убирает засветку от неподвижных объектов). Поэтому во многих ЗРК РЛС нужно перенастраивать с появлением БПЛА, большинство фильтровали объекты со скоростью менее 150 км/ч.
        1. +2
          4 ноября 2024 11:26
          Цитата: sH,arK
          Пластиковый (композитный) винт полностью радиопрозрачен
          Не совсем. Радар может увидеть практически любой непрозрачный объект и
          самым главным вопросом здесь будет дистанция, на которой его удастся обнаружить. А все эти материалы, наподобие углепластика, конечно хороши, но еще более важна форма обьекта, где острые края и изогнутые поверхности винта не самая лучшая форма для маскировки
        2. 0
          4 ноября 2024 17:36
          Посмотрите окружную скорость лопастей . Это и будет источником доплеровского смещения , причём как вверх, так и вниз по диапазону от несущей . Уж от птицы отличить можно , была бы нужда .
          1. 0
            6 ноября 2024 00:02
            Для металлической или токопроводящей поверхности - безусловно! Для пластикового пропеллера - увы... Современные РЛС синтиметрового диапазона пластик не видят абсолютно! Он - радиопрозрачен. Из пластика делают обтекатели ракет, защитные кожухи антенн РЛС не простот так, учитывая огромную для некоторых РЛС мощность импульса и очень малый приходящий сигнал!
            Для субмиллиметровых волн - могут быть нюансы, но там атмосфера поглощает очень сильно, поэтому такие РЛС только для космических систем актуальны. Одну птицу РЛС тоже не видит, а стаю - уже может, как и облака, дымы, аэрозоли, но что бы снизить уровень ложных, помеховых сигналов и пользуется и фильтрация по допплеру, что бы убрать отражения от неподвижных/малоподвижных объектов. Они ранее никак к целям не относились. Отмена такой фильтрации возможна, но увеличивает обьем ложных, мешающих сигналов. Увы, за все приходится платить. Выход? ИК сенсоры, в том числе ИК-прожекторами, акустические обнаружите - да, дистанция сокращается, но цели не быстрые, так что время реакции остаётся приемлемым. Но таких обнаружителкй нужно много, как и средств перехвата таких целей, ракетами по ним работать дорого и сложно.
  5. 0
    4 ноября 2024 12:11
    Цитата: Голландец Михель
    Цитата: sH,arK
    Пластиковый (композитный) винт полностью радиопрозрачен
    Не совсем. Радар может увидеть практически любой непрозрачный объект и
    самым главным вопросом здесь будет дистанция, на которой его удастся обнаружить. А все эти материалы, наподобие углепластика, конечно хороши, но еще более важна форма обьекта, где острые края и изогнутые поверхности винта не самая лучшая форма для маскировки

    Я не разбираюсь в этом вопросе,мно создаётся впечатление что где то меня пытаются ввести в заблуждение.
  6. 0
    4 ноября 2024 19:22
    Такой беспилотник + спутники Илона — это 24 часа онлайна, слежения, наведения в любой токи мира. ) сша думают о будущем и и развивают технологии !