Американские БПЛА V-BAT на Украине
БПЛА V-BAT, предположительно, во время испытаний на Украине. Полезная нагрузка скрыта цензурой
Украина получает от зарубежных партнёров беспилотные летательные аппараты разных типов. Недавно стало известно, что Киеву передали разведывательные беспилотники V-BAT, произведённые американской компанией Shield AI. Утверждается, что эти беспилотники уже использовались в боевых условиях и получили высокую оценку. Теперь украинские формирования хотят получить новые партии такой техники.
Больше не секретно
До недавнего времени БПЛА V-BAT отсутствовали в открытых списках американской военной помощи, оказываемой Украине. О поставке таких изделий стало известно лишь несколько дней назад. При этом с момента их отправки прошло уже несколько месяцев.
Информацию о передаче такой техники опубликовало 31 октября американское издание The Wall Street Journal. От своих источников в Пентагоне оно узнало, что в начале лета партия беспилотников V-BAT была отправлена на Украину для проведения опытной эксплуатации в зоне боевых действий. По сути, это был новый этап войсковых испытаний, в ходе которого планировали собрать максимум новой информации.
WSJ приводит некоторые сведения об эксплуатации американских БПЛА на Украине. В частности, отмечается, что беспилотники показали высокую устойчивость к воздействию средств радиоэлектронной борьбы. Кроме того, описывают один из эпизодов боевого применения, якобы имевший место в августе. Впрочем, эта информация вызывает справедливые сомнения и вопросы.
Издание также цитирует представителей компании-разработчика Shield AI. Они утверждают, что их беспилотники хорошо показали себя в зоне боевых действий и успешно справились с поставленными задачами. Более того, они предоставили украинским формированиям совершенно новые возможности разведки и целеуказания.
Руководство компании утверждает, что её продукция и результаты применения поразили украинских боевиков. В связи с этим Киев выразил желание получить большое количество БПЛА V-BAT и массово внедрить их в эксплуатацию. По данным WSJ, Украина хочет сотни таких беспилотников.
Дальнейшая судьба поставок остается неясной. Вряд ли у Киева есть средства для закупки большого количества американских БПЛА на коммерческой основе. Нынешние американские власти могут предоставить беспилотники в качестве помощи, однако ситуация в Вашингтоне начинает меняться. Будущие поставки V-BAT в значительных количествах остаются под вопросом.
В опытной эксплуатации
Почти одновременно с новостями о поставке БПЛА на Украину в открытый доступ попал американский отчёт о проводившейся опытной эксплуатации. Значительная часть документа подверглась военной цензуре, однако оставшийся текст позволяет составить общее представление о результатах этих мероприятий.
В целом, опыт использования БПЛА в украинских частях оценили положительно. Местным расчётам, которые работали с помощью американских специалистов, удалось раскрыть большую часть потенциала этих аппаратов. Утверждается, что беспилотники эффективно вели разведку, в том числе на большой глубине, а также выдавали целеуказания штабам и огневым средствам.
Отмечалась простота эксплуатации беспилотника. Аппарат может перевозиться любым доступным транспортом и взлетать с площадки минимального размера или с автомобиля. Он способен нести различную разведывательную аппаратуру и передавать данные практически в режиме реального времени.
V-BAT на испытаниях в США
В публикации издания WSJ описан эпизод боевого применения V-BAT, якобы имевший место в августе этого года. Утверждается, что разведывательный беспилотник взлетел на расстояние около 40 км от линии соприкосновения, а затем отправился на российскую территорию и примерно в 100 км от фронта обнаружил российский ЗРК. Затем беспилотник передал целеуказание системе залпового огня M142 HIMARS, и якобы украинские ракетчики смогли поразить российский ЗРК.
Правдива ли эта история, неясно. Однако украинское командование заинтересовалось новым БПЛА, что может указывать на наличие тех или иных преимуществ. Впрочем, дело может быть и в желании Киева получать любые доступные образцы вооружений и техники. В случае с V-BAT он пытается не потерять шанс на бесплатные или льготные поставки.
Вертикальный взлёт
Перспективный разведывательный БПЛА V-BAT разрабатывался в середине прошлого десятилетия. В 2017-18 гг. компания-разработчик запустила рекламную кампанию. Материалы по проекту, полноразмерные макеты и опытные образцы регулярно демонстрировались на различных иностранных выставках.
Параллельно с этим шёл поиск потенциальных заказчиков, и первым из них стал Пентагон. Ведомство заказало партию БПЛА для проведения испытаний в различных частях. Эти испытания начались не позднее 2020 г. Кроме того, беспилотники V-BAT несколько раз использовались для ведения разведки в локальных конфликтах.
В течение нескольких последующих лет БПЛА прошёл основные этапы испытаний в вооружённых силах. В 2021-2022 гг. были начаты полноценные войсковые испытания как на полигонах, так и в рамках развертывания подразделений-эксплуатантов. Несмотря на новизну и технические риски, V-BAT не вызвал особых нареканий. В настоящее время решается вопрос о принятии этого БПЛА на вооружение разных родов войск. В строй он поступит под официальным обозначением MQ-35A.
Применение беспилотника с грузового автомобиля
Технические особенности
С точки зрения конструкции, V-BAT представляет собой беспилотный самолёт средних размеров. Для уменьшения требований к взлётной площадке, он построен по схеме «тейлситтер». Перед взлётом он устанавливается носом вверх и стартует вертикально. Посадка выполняется на хвост. При этом полет производится горизонтально с использованием крыла.
БПЛА имеет удлиненный обтекаемый фюзеляж с носовым отсеком для аппаратуры. В центре, ближе к хвосту, расположено прямое крыло, а в хвосте находится кольцевой канал с воздушным винтом. Длина изделия (или высота во взлётном положении) составляет около 2,7 м, а размах крыла — примерно 2,95 м. Максимальная взлетная масса не превышает 57 кг.
Беспилотник оснащен двухцилиндровым бензиновым двигателем Suter TOA 288 мощностью 24 л.с. Воздушный винт находится в кольцевом канале, что повышает его эффективность и даёт возможность вертикального взлета и посадки. Максимальная скорость полёта достигает 90 км/ч, а продолжительность — до 10 часов.
Схема «тейлситтер» упрощает подготовку к взлету. Для уверенного подъёма в воздух или посадки беспилотнику требуется площадка размером не более 3,7 х 3,7 м. Кроме того, в ходе испытаний и войсковой эксплуатации V-BAT без затруднений работал с грузовой платформы автомобиля.
В носовом отсеке V-BAT несёт до 11,35 кг полезной нагрузки. Разработчик предлагает несколько типов оптико-электронных станций и других приборов. Основная задача этого БПЛА — воздушная разведка в интересах штабов или огневых средств.
Испытания V-BAT в ВМС США
Беспилотник получил систему управления с несколькими режимами работы и повышенной устойчивостью к внешним воздействиям. В зависимости от поставленной задачи, V-BAT может лететь по заранее загруженной программе или выполнять команды оператора. Утверждается, что беспилотник продолжает выполнять свою задачу даже при подавлении радиоканалов связи. Как именно в этом случае осуществляется управление, не сообщается.
В прошлом году компания Shield AI анонсировала разработку новой системы управления с функциями групповой работы. БПЛА с такой системой управления способны работать в составе «роя» и вместе решать задачи, распределяя между собой разные роли.
Практический потенциал
Пентагон продолжает испытания БПЛА V-BAT, которому в будущем предстоит поступить на вооружение под обозначением MQ-35A. При этом некоторое количество таких беспилотников отправили на Украину для проверки в зоне реальных боевых действий. В обоих случаях техника получила хорошие отзывы, и две страны планируют принять её на вооружение.
Интерес к V-BAT вполне объясним. Этот БПЛА обладает высокими взлётно-посадочными характеристиками и способен к длительным полетам с полезной нагрузкой. Он может нести различные средства наблюдения и разведки, а в перспективе может получить и другие функции. Наконец, компания-разработчик активно рекламирует особую систему управления, которая, как утверждается, делает БПЛА уникальным.
В целом, V-BAT представляет собой достаточно удачное средство воздушной разведки, сочетающее высокие рабочие, лётные и экономические характеристики. Его потенциал неоднократно демонстрировался в ходе испытаний Пентагона, а недавно был проверен и на Украине.
Беспилотник в полёте
Однако, не стоит переоценивать V-BAT. У него есть несколько недостатков, которые могут негативно влиять на эксплуатацию или создавать риски. Прежде всего, стоит отметить его размеры и массу. Трёхметровый БПЛА является лёгкой мишенью для современной противовоздушной обороны, и его легко обнаружить и поразить. Общая хрупкость конструкции и наличие жидкого топлива на борту также снижают шансы беспилотника на выживание.
Особые возможности системы управления известны только из заявлений компании-разработчика и потенциальных заказчиков. Реальный потенциал этой системы пока под вопросом. Возможно, средства связи и другие приборы беспилотника не способны противостоять современным системам РЭБ, и даже самые оригинальные алгоритмы работы не решат эту проблему.
Неоднозначные перспективы
Таким образом, США продолжают использовать Украину в качестве полигона для испытания современной военной техники различных классов. Этим летом подобные испытания на украинской территории прошёл перспективный БПЛА V-BAT / MQ-35A. Сообщается, что он справился с поставленными задачами и хорошо показал себя.
Однако представленные данные об этих испытаниях вызывают множество вопросов и сомнений. Тем не менее, Киев вполне доволен полученными беспилотниками и хочет, чтобы их поставки продолжились. Какой будет расплата за доверие сомнительным отчётам, покажет время.
Информация