Катера MAS-500 - гончие итальянского флота

22
Катера MAS-500 - гончие итальянского флота

Линкоры и крейсера ВМС Италии не стяжали славы в боях, да и охоты рисковать дорогими кораблями в бою с австро-венгерским флотом итальянское командование не спешило: воспоминания от битвы у острова Лисса были ещё слишком свежи. Поэтому было принято решение развивать новейшее по тем временам оружие — торпедные катера (MAS — motoscafi armati siluranti: моторные торпедные катера). Испытания первых — MAS-1 и MAS-2 были начаты в конце 1915 года.


После Первой Мировой войны итальянцы остались с сотнями торпедных катеров

Удачными испытания признать язык не поворачивался даже у отъявленных оптимистов, особенно неудачной была конструкция торпедных аппаратов. Было даже принято решение вывести катера в резерв, а строящиеся достроить в качестве противолодочных — без торпед, но с пушкой. Положение спасло изобретение бугельных торпедных аппаратов, конструкцию которых описывали следующим образом:



«Каждый состоял из двух пар клещей с расстоянием между ними около 2 метров, прикреплённых к корпусу с помощью стоек с шарнирами, благодаря которым торпеды в условиях обычного плавания могли заваливаться внутрь; перед выпуском достаточно было отдать крепления клещей, чтобы торпеды, благодаря собственному весу, повисли над водой на высоте около одного метра. Раскрытие клещей и спуск курка торпеды в момент выстрела осуществлялись с помощью одного и того же рычага».

Проблема была в том, что с парой торпед скорость и мореходность катера становились... достаточно низкими. Тем не менее итальянцы решились и применили даже столь несовершенные торпедные катера. В ночь с 5 на 6 сентября MAS-3 и MAS-7 потопили австрийский транспорт «Локрум» на рейде Дураццо. Начало было положено! А вскоре торпедные катера топят австрийский броненосец «Вена» в гавани Триеста, пароходы «Галиция» (да, обитателям Западной Украины пора обижаться!) и «Сараево»...

Успешные действия в ходе Первой мировой войны привели к тому, что к лету 1918 года в ВМС Италии было более 400 торпедных катеров! Поэтому в межвоенный период хитроумные обитатели Апеннинского полуострова имели возможность экспериментировать с новыми моделями, не отвлекаясь на обновление катерного флота.

Эксперименты касались корпусов: от традиционных деревянных через деревянные с металлическим набором к металлическим (металлические себя не оправдали — дерево пластичнее и лучше выдерживало нагрузки от ударов о волны на высоких скоростях). Двигателей: от бензиновых к дизельным (нормального дизеля итальянцам создать так и не удалось, так что остановились на бензиновых моторах). Размерах... Нет, с размерами потомки римлян не экспериментировали — все их катера до поры до времени были малыми. Зато выяснили, что для получения высокой скорости мощность двигателя должна рассчитываться исходя из формулы: 100 лошадиных сил на 1 тонну водоизмещения. Собственно говоря, это была одна из причин не строить большие катера: с мощными и надёжными двигателями у итальянцев были проблемы.

В чём-то развитие торпедных катеров в Италии пересекается с советской практикой (советская и итальянская кораблестроительные школы вообще очень тесно переплетены), только своего Туполева, имевшего достаточное влияние, чтобы продавить производство продукции исключительно своей фирмы, невзирая на возражения флотского командования, в Италии, по счастью, не было.


MAS-522 первой серии

Итогом экспериментов стали катера MAS 500-й серии, постройка которых началась в 1936 году. Это были деревянные катера (только один катер первой серии MAS-525 имел металлический корпус), корпус которых имел два редана (да, не только в СССР строились реданные катера!), водоизмещением 21,5 тонны, длиной 17 метров, шириной 4,4 метра, осадкой 1,3 метра. Два бензиновых двигателя «Изотта-Фраскини» по 1000 лошадиных сил каждый позволяли им развивать скорость в 44 узла. Дальность плавания составляла 350 морских миль, экипаж — 9 человек. Основным вооружением катеров были две 450-мм торпеды, кроме того, на них стояло по два 13,2-мм пулемёта. Могли итальянские торпедные катера брать на борт и шесть 50-кг глубинных бомб, но гидроакустических станций на них не ставили, так что эффективность в борьбе с подлодками оставляла желать лучшего (впоследствии иногда на борт брали «гидрофонные трубки», но толку от них было немного).


MAS-528 — ещё итальянский, впоследствии на Ладоге передадут финнам, окончит службу под советским флагом.

Первая серия из 25 торпедных катеров MAS-501 — MAS-525 была построена в 1936-37 годах. Правда, уже в 1940 году четыре катера продали Швеции. Поскольку ТТХ новых торпедных катеров вызвали у адмиралов всплеск оптимизма, в 1938 году была принята кораблестроительная программа, в которую вошло строительство второй серии из 25 катеров — MAS-526 — MAS-550. Единственное требование военных было — увеличить дальность хода: 350 миль это даже для Средиземного моря — курам на смех!


Вторая серия. Наглядно: маленький треугольник под днищем — тот самый фальш-киль.

Вторая серия отличалась от первой корпусом (по-прежнему деревянным, за исключением последнего катера серии — металлического) на 1,7 метра длиннее, в результате чего скорость выросла на узел (ну как выросла... В ходе эксплуатации крутые горки быстро укатывали итальянских сивок, и своих 45 узлов за всё время службы никто из них, скорее всего, не развил ни разу), а водоизмещение — до 25,5 тонн, корпус имел те же два редана и небольшой фальш-киль — для лучшей управляемости. Кроме того, вдобавок к главным 1000-сильным (на некоторых катерах — 1150-сильным) моторам на них поставили по два двигателя экономичного хода мощностью по 70 лошадиных сил, что позволило повысить дальность хода на скорости 6 узлов до 1100 миль. Вооружение отличалось от предшественников тем, что пришлось отказаться от одного из двух пулемётов. Стоимость одного катера составляла 400 тысяч лир — за корпус, 1 миллион лир — за двигатель.

Третья серия MAS-500 включала в себя 14 катеров, причём первый дивизион (MAS-551 — MAS-554) имел железные корпуса, все остальные — деревянные. Водоизмещение деревянных составило 26 тонн, металлических — 25 тонн. У этой серии катеров было усилено дно — как выяснилось, удары глиссирующих катеров о волны не проходят даром для их корпусов. Двигатели на третьей серии стояли также «Изотта-Фраскини» — 1150 лошадиных сил и «Альфа-Ромео» — экономичного хода, по 70 лошадиных сил.

Лирическое отступление: поскольку Италия — это Италия, то указание, что на катерах стояли двигатели фирмы «х» или «y» не означают, что на каждом катере именно они и стояли! Часто, особенно во время войны, ставили то, что было под рукою... В любом случае, катера третьей серии, вступившие в строй в 1941 году, больше 42 узлов не давали.


MAS-557 - четвёртой серии в базе

Четвёртая серия вошла в строй в январе — октябре 1941 года, в неё вошли катера MAS-556-MAS-576. Ничем, кроме цены, они от предшественников не отличались: корпус катеров этой серии стоил уже 1 миллион лир — инфляция!

10 июня 1943 года было принято решение о строительстве катеров пятой серии. Они получили металлический набор корпуса (при сохранении деревянной обшивки), не имели вспомогательных моторов, получили реверсивные муфты на все главные двигатели и 20-мм пушку вместо 13,2-мм пулемёта. Кроме того, вся носовая часть катера была выделена под кубрик личного состава, а все цистерны с топливом помещены в корме. Собственно говоря, у катеров пятой серии был только один недостаток: они не были построены. В 1943 году в Италии начался местный аналог смуты, Муссолини арестовал Фашистский совет, потом немцы разогнали совет и организовали марионеточную Социальную республику... В общем, всем стало не до торпедных катеров.

На торпедные катера MAS-500 легла основная боевая работа в ходе Второй мировой войны. Успехов, сравнимых с Первой мировой войной, они не достигли: появление многочисленных автоматических пушек на боевых кораблях сделало атаки катерников самоубийственными, но кое о чём из их действий рассказать можно. Начнём с операции «Пьедестал»..


Налёт на мальтийский конвой

Мальта в ходе Второй мировой войны была занозой, которая попила немало крови итальянским морякам, доставлявшим грузы (в первую очередь горючее) Африканскому корпусу Роммеля. Но и на самом острове наблюдался постоянный дефицит всего, в первую очередь того же горючего, без которого ни самолёты не летают, ни корабли не ходят. Для обеспечения гарнизона Мальты всем необходимым Британское адмиралтейство собрало крупный и хорошо охраняемый конвой, который по пути от Гибралтара на Мальту подвергся регулярным атакам германо-итальянской авиации. Внесли свою лепту в разгром конвоя и катера MAS-500...


Налёт авиации зенитчики с «Манчестера» отразили, но с торпедными катерами не управятся...

12 августа 1942 года ночью в районе острова Пантеллерии конвой атаковали немецкие и итальянские торпедные катера. Удача выпала на долю MAS-16 и MAS-22. Две торпеды с итальянских катеров попали в среднюю часть корпуса лёгкого крейсера «Манчестер», вызвав затопление машинного отделения. На корабле погибло 12 человек, а сам он, хоть и сохранил плавучесть, был добит эсминцем «Патфайндер» — чтобы не достался врагу. Хоть и не линкор, но жирная добыча!


Приключения итальянцев на Ладоге

Второй интересный момент в действиях итальянских торпедных катеров во время Второй мировой войны — действия на советско-германском фронте. В ходе этой авантюры катера MAS добрались аж до Ладоги. В состав XII дивизиона MAS вошли четыре катера: MAS-526 — MAS-529. Дивизион под командованием капитан-лейтенанта Джузеппе Бьянкини базировался в Лахденпохье и за время войны провел на Ладоге 37 боевых операций, включая эпичный десант на остров Сухо. Успехи? Ну, итальянцы записали на свой счёт канонерскую лодку «Бира» (что не помешало ей воевать до 1944 года...) и разгром конвоя из нескольких барж (о чем личный состав конвоя также не подозревал). Впрочем, здесь итальянцам есть оправдание: их торпеды были настроены на слишком большую глубину — речные и озёрные суда имеют осадку сильно меньше морских.

Кроме того, 4-я флотилия MAS базировалась на Чёрном море, в её состав, помимо разной экзотики типа взрывающихся катеров или малых торпедных катеров типа MTSM, входили и восемь катеров MAS: 19-й дивизион — MAS-566 — MAS-569 и 18-й дивизион — MAS-570 — MAS-573. Командовать флотилией был назначен капитан Франческо Мимбелли. Катера в разобранном виде довезли до Вены, откуда своим ходом по Дунаю — до Констанцы. С мая 1942 года и по конец обороны Севастополя катера совершили 65 боевых выходов. Основной задачей итальянцев стал перехват конвоев, везущих в Севастополь грузы и подкрепление. По данным итальянских источников, им удалось потопить несколько грузовых барж, потеряв погибшим командира катера MAS-571.


Корма крейсера «Молотов» после атаки MAS-573.

После оставления нашими войсками Севастополя, итальянцы базировались в Ялте и Феодосии. В ночь со 2 на 3 августа 1942 года катерам MAS-573 и MAS-568 удалось повредить крейсер «Молотов» и лидер эсминцев «Харьков». Причём, если повреждения «Харькова» были лёгкие, то «Молотов» простоял в ремонте до конца июля 1943 года. 6 сентября 1942 года MAS-568 потопил недалеко от Анапы советский пароход, после чего командование ЧФ решило показать макаронникам, где и как зимуют раки. 9 сентября на гавань Ялты был произведён авианалёт, в ходе которого MAS-571 и MAS-573 приказали долго жить, а ещё три катера были повреждены. Вскоре на замену погибшим катерам из Италии прибыли ещё два, но из успехов можно отметить только потопление катером MAS-566 катера MAS-572: таран — оружие героев! В мае 1943 года итальянцы убыли на родину, оставив катера немцам.

Италия вошла в войну с 69 торпедными катерами, из которых 51 — MAS-500. Ещё за время войны было построено 27 катеров этого типа. Американцы, наиболее плотно воевавшие с итальянцами, ни во что не ставили итальянскую армию и авиацию, но флот оценивали весьма уважительно. И MAS были одними из самых боеспособных кораблей этого флота. В целом, действия итальянских малых торпедных катеров во Второй Мировой войне можно признать удачными: свою постройку они точно окупили!
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    11 ноября 2024 06:11
    вскоре торпедные катера топят австрийский броненосец «Вена»

    Конечно, что и как писать, дело автора. Но лично я, случись чего, в качестве примера успеха итальянских торпедных катеров, привел бы потопление дредноута Сент Иштван.
    И да. Итальянские малые корабли воевали упорнее и успешнее крупных.
    1. +3
      11 ноября 2024 08:20
      Доброе утро! «Сент Иштван» я упомянул в лиде. А воевали итальянские легкие силы действительно отменно: по официальной статистике самое эффективное соединение Второй Мировой войны - Х флотилия MAS, князя Боргезе: несколько десятков человек доставили англичанам массу неприятностей…
  2. +4
    11 ноября 2024 10:40
    И MAS были одними из самых боеспособных кораблей этого флота.

    Говоря о действиях итальянских торпедных катеров, хочется напомнить о итальянской базе на Красном море, Массауа, осаждённой британцами в 1941 году. Когда пал центр города, одиночный торпедный катер Mas-213, покинул гавань и атаковал группу британских кораблей. Попав под шквал огня, он отважно подошел на 300 метров к крейсеру «Кейптаун» и выпустил торпеды. Одна попала в цель, крейсер получил повреждения и был впоследствии отбуксирован в Порт Судан, где простоял на ремонте более года. Торпедный катер вернулся в гавань, и был затоплен экипажем, в соответствии с заранее намеченным планом.
    1. +3
      11 ноября 2024 11:01
      Да, действия итальянского флота - разительный контраст с итальянской же армией... А уж каторжники всех стран и вовсе отмороженный народ - с крохотного катера атаковать Линок или крейсер - храбрость на грани самоубийства.
  3. +1
    11 ноября 2024 13:23
    Более или менее то, что я прочитал в старом учебнике истории об итальянских военных операциях на море, я нашел в Википедии и в этой статье. То есть использовались небольшие быстроходные моторные лодки, начиненные взрывчаткой, и на расстоянии около 500 метров они запускались по цели, при этом пилот бросался в воду.Лодка, о которой я говорю, имела длину 4,7 метра и имела шестицилиндровый двигатель Alfa Romeo мощностью 75 лошадиных сил. Загрузка составила 300 килограммов взрывчатки.
    1. +3
      11 ноября 2024 14:56
      Если читать поо успехи легких морских сил Италии, стоит открыть две книги: первая «Уникальная и парадоксальная военная техника» - Каторина, вторая - «Торпедой пли» - Заспа.
      Сегодняшняя работа Автора искренне растопила своей поверхностью.
      Тема по сути не раскрыта, есть досадные неточности и домыслы.
      К примеру:
      . Итогом экспериментов стали катера MAS 500-й серии, постройка которых началась в 1936 году. Это были деревянные катера (только один катер первой серии MAS-525 имел металлический корпус), корпус которых имел два редана (да, не только в СССР строились реданные катера!)

      На 1936 год редан имели практически все торпедные катера, за исключением немецких «шнельботов». Это к 40-и годам развернётся гонка V образных торпедных катеров в Британии и США.
      К слову итальянцы получили германские катера «С» в качестве трофеев югославского флота, но растиражировать их не смогли. Большие торпедные катера типа «генерал»(пишу по памяти) тоже не вошли из-за малой скорости в 32 узла. Подобная бедка была у всех: у нас с Г-6 и Г-8, у французов, японцев и др.
      Более дальновидными оказались немцы и британцы, создавшие максимально универсальные катера. Наши Д-3 тоже заиграли с дизелями полученными по Ленд-Лизу. Квазистенцией идеи большего торпедного катера стал наш послевоенный Большевик. Последние ещё в 00 стояли на вооружении КНР, КНДР, Албании и Вьетнами.
      Впрочем от быстрых резаных лошадок мы тоже не отказывались - Юнги и Комсомольцы верой и правдой послужили отчизне.
      1. +1
        12 ноября 2024 00:17
        Добрый вечер! Я не ставил цель осветить всю палитру итальянских торпедных катеров: больших (трофейных югославских шнелльботов) и сверх малых тоже (так же как экзотических взрывающихся). Просто MAS - болею с юности, когда увидел статью о них в «Моделисте-конструкторе». Но даже по MAS можно монографию писать (собственно говоря, на итальянском и написаны), а ограниченный в объеме материал в любом случае будет поверхностным. Его задача, скорее, привлечь внимание и дать, тем кто заинтересуется, направление для более глубокого изучения темы…
  4. +2
    11 ноября 2024 13:29
    Определив цель на расстоянии около 500 метров, пилот заблокировал руль направления, прыгнул в воду и забрался на небольшой плот. Когда лодка достигла цели, она активировала таймер, который затем взорвался ниже ватерлинии. Эту последнюю информацию я нашел на веб-сайте ВМС Италии, и она похожа на ту, что я нашел в вышеупомянутой книге по истории, которую читал.
  5. +1
    11 ноября 2024 13:47
    Что касается действовавшего на Черном море IV МАС флота, созданного в мае 1942 года, то в состав 19-й эскадрильи входили МАС 570-571-572-573. MAS 571-573 были потеряны в бою и заменены MAS 574-575.Затем была 18-я эскадрилья МАС, в которую входили МАС 566-567-568-569. Затем были 101-я эскадрилья специального назначения и 1-я эскадра подводных лодок СБ, так называемые карманные подводные лодки. Эту информацию я нашел на сайте Postalista.it.
  6. +1
    11 ноября 2024 14:01
    Нашла интересный итальянский сайт https://associazionedecimaflottigliamas. Здесь вы можете найти все подробности и фотографии их боев. Это сайт о том, что я видел у последователей 10-й флотилии МАС, но с исторической точки зрения вам может быть интересно.
  7. AVP
    +2
    11 ноября 2024 14:34
    Да, на ладоге что у итальяшек что у немцев был успех успехов: целое ничего + заглянувший на огонек с бомбовым налетом ВВС СССР.
    1. +1
      11 ноября 2024 16:48
      Цитата: AVP
      Да, на ладоге что у итальяшек что у немцев был успех успехов

      Дык... Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. ©
      Когда десантной операцией на воде занимается флотилия Люфтваффе - добром это не кончится. Летуны Геринга даже не удосужились ознакомиться с гидрографией района высадки.
      Пока на острове шёл бой, немецкие паромы пытались подойти ближе к нему для более точного ведения огня (прежде всего из 20-мм автоматов). В результате вскоре после 8 часов 5 паромов из 11 сели на мель в полутора километрах к северу от острова.
      © Warspot. Владислав Гончаров. Конец операции «Бразиль».
      Цитата: AVP
      заглянувший на огонек с бомбовым налетом ВВС СССР.

      ЕМНИП, там совместно работали ВВС обычные и ВВС КБФ.
    2. 0
      12 ноября 2024 00:20
      Самый лучший день в этом плане был у немцев в Констанце, когда им в 1944 году 17 шнелльботов авиацией обнулили…
  8. +1
    11 ноября 2024 16:38
    Впрочем, здесь итальянцам есть оправдание: их торпеды были настроены на слишком большую глубину — речные и озёрные суда имеют осадку сильно меньше морских.

    Ладожские броненосцы имели осадку порядка 3,5 - 3,75 м - практически как у эсминцев. Из-за большой осадки у них в первый год даже были проблемы со входом в порты ленинградского берега Ладоги - КЛ приходилось буквально проталкивать через мелководный бар на входе.
    Так что причина отсутствия результатов у итальянцев лежит несколько в другой плоскости.
    Итальянские катерники капитана Бьянчини тоже не особо рвались в бой, ограничиваясь дозорной службой у финского берега. К примеру, 18 июля они попросту проигнорировали просьбу (не приказ!) немцев атаковать советский конвой из десяти кораблей, шедший из Новой Ладоги в Осиновец, заявив, что по договорённости с полковником Ярвиненом пока не будут нападать на конвои, чтобы не раскрывать свои силы.
    При этом итальянцы умудрились записать себе на счёт два потопленных советских судна: канонерку в ночь на 15 августа и баржу (1300 т) в ночь на 28 августа. В эти даты советские корабли действительно имели перестрелки с катерами противника, но не зафиксировали даже взрывов торпед, так что все эти победы были откровенной фантазией итальянцев.
    © Warspot. Владислав Гончаров. Ладога-1942: несостоявшееся наступление немцев.
    Впрочем, в тех краях даже "зибели" люфтваффе при виде КЛ старались тихо исчезнуть.
    В конце сентября и начале октября флотилия паромов всё же совершила ещё два выхода в южную часть Ладоги: в ночь на 25 сентября и в ночь на 1 октября. Во второй раз флотилия даже встретила советский конвой, но, обнаружив охранявшую его канонерскую лодку «Нора», немецкие моряки сочли за лучшее повернуть назад.
    1. 0
      12 ноября 2024 00:24
      С ладожскими канонерками бодаться что «зибелям», что итальянским катерам было малость сложновато: там артиллерии поставили по принципу «кашу маслом не испортишь». А у итальянцев, дополнительно, возникал законный вопрос: «А что мы здесь забыли?». Немцы с финнами могли, теоретически эти земли рассматривать как будущие свои, но итальянцам они бы железно не достались…
      1. 0
        12 ноября 2024 15:57
        Цитата: Летучий_Голландец
        С ладожскими канонерками бодаться что «зибелям», что итальянским катерам было малость сложновато: там артиллерии поставили по принципу «кашу маслом не испортишь».

        Кхм... тем самым итальянцам, которые на ТКА выходили в атаку на крейсера? wink

        Если же брать немцев, то у флотилии были тяжёлые паромы с 88-мм орудиями. В операции "Бразиль" их было задействовано 7 штук.
        14 орудий калибра 88-мм в бортовом/носовом залпе. Против одной "Норы" с её 4 х 76-мм. Или любой другой ладожской КЛ с её парой-тройкой 100-мм или парой 130-мм.
        Проблемы у немцев были не с соотношением сил. А с подготовкой.
        В 23:00 встали на буксир к паромам. Поскольку их курс не совпадал с указанным в приказе курсом 115º (задние паромы, помимо того, двигались зигзагами, уклоняясь до 50º в разные стороны), мы запросили курс флотилии у буксирующего парома. Первым ответом было „Мы этого тоже не знаем!”. После этого был запрошен курс у штабного парома. Спустя 50 минут катера получили ответ: 156º. По какой причине курс хода был изменён, осталось неизвестным.

        В 01:00 паромы делают разворот и ложатся на обратный курс. На вопрос, на основании чего произведён разворот, от буксирующего парома катерам дан отрицательный ответ. После этого буксирный конец был отсоединён, чтобы получить от штабного парома информацию и дальнейшие указания.
        © рапорт командира группы заградителей обер-лейтенанта Реймана о выходе 13.10.1942 г.
  9. 0
    11 ноября 2024 18:34
    Цитата: Летучий_Голландец
    Да, действия итальянского флота - разительный контраст с итальянской же армией... А уж каторжники всех стран и вовсе отмороженный народ - с крохотного катера атаковать Линок или крейсер - храбрость на грани самоубийства.

    Не путайте весь итальянский флот с катерам и их боевыми пловцами. Их большой флот (линкоры и крейсеры) очень хорошо убегают от боя. Где еще вы видели, чтобы два тяжелых крейсера сдались вражескому флоту? Там умеют это делать.
    1. +1
      12 ноября 2024 00:34
      Линкоры везде на рожон не лезли: слишком дорогие пароходы, что бы ими рисковать. Исключения, вроде «Бисмарка» и последнего похода «Ямато», только подтверждают правило. Крупных сражений оных, кроме Ютланда и Доггер банки, не замечено…
      1. +1
        12 ноября 2024 16:21
        Цитата: Летучий_Голландец
        Линкоры везде на рожон не лезли: слишком дорогие пароходы, что бы ими рисковать.

        Адмирал Ли, влезший ночью в пролив с 2 ЛК и всего 4 ЭМ охранения против 1 ЛК, 4 КР и 11 ЭМ IJN смотрит на это утверждение с некоторым недоумением. Адмирал Уитворт, поведший "Уорспайт" во фьорд против немецких ЭМ - тоже.
        Ну а АВС тут вообще вне конкуренции - они и против поствашингтнца на "королевах" выходил, и с КР ночью воевал, и под немецкие бомбы ЛК загонял.
        Цитата: Летучий_Голландец
        Крупных сражений оных, кроме Ютланда и Доггер банки, не замечено…

        Так и флотов с десятками ЛК после ПМВ тоже не осталось. Спасибо Вашингтонскому договору.
        Вот вам, ваше лордство, 5 "Королев", 5 "Эров", 2 "Нельсона" и "Кинги" в час по чайной ложке. И всё это размажьте на три ТВД, причём на одном из них придётся держать аж две группы - восточную и западную.
        У Янки - 2 ТВД, на которых Нимиц и Вашингтон тянут силы флота в разные стороны: у командования в Вашингтоне главный ТВД - Европа, а у Нимица - ТО.
        Одним японцам повезло - у них один ТВД. Ну, полтора, с учётом Индийского океана. Но Бодливой корове бог рогов не дает - сила японского флота нивелируется вечной нехваткой топлива. На combinedfleet были расчёт потребления топлива IJN - получалось, что даже в конце 1942 г. силы, задействованные в реале у Гуадалканала, сводили топливный баланс флота до величин, не дающих возможности полноценного использования ЛК. А дальше было только хуже - американские ПЛ наращивали удары по коммуникациям.
  10. 0
    11 ноября 2024 22:48
    Эксперименты касались корпусов: от традиционных деревянных через деревянные с металлическим набором к металлическим (металлические себя не оправдали — дерево пластичнее и лучше выдерживало нагрузки от ударов о волны на высоких скоростях).

    Тут автор погорячился. А можно ведь хотя бы гугл спросить = что такое пластичность.

    Пластичность (в физике и технике) — способность материала получать значительные остаточные деформации без разрушения и сохранять их после снятия нагрузки.


    Боюсь даже представить как выглядели бы действительно пластичные корпуса после прыжков по волнам. wassat
    1. 0
      12 ноября 2024 00:30
      Пардон, сопромат сдал 34 года назад и сразу же забыл о его существовании)))
  11. 0
    18 декабря 2024 20:22
    Катера во всём уступают бипланам торпедоносцам. Даже бипланы конца 20-х стоили в разы дешевле, а скорость имели вчетверо больше.
    Я считаю увлечение торпедными катерами стратегической ошибкой. Аналогично и нынешнее строительство малых ракетных кораблей. Для долгого дежурства на позиции лучше подводные лодки, для набеговых операций с запуском ракет - самолёты, для пуска ракет из глубины нашей территории - подвижные грунтовые комплексы.
    Малые корабли нужны только для десантных операций, а это совсем иная идеология и вооружение.