Лёгкий учебный БПЛА «Пиранья-5»

7
Лёгкий учебный БПЛА «Пиранья-5»
Общий вид БПЛА «Пиранья-5» в базовой учебной / разведывательной конфигурации


Российская армия активно использует разнообразные беспилотные летательные аппараты, а также наладила систему подготовки операторов для них. В процессе обучения используются существующие БПЛА разных типов, а также предлагаются специализированные образцы. Так, с этой целью недавно разработали и довели до серии новый лёгкий беспилотник под названием «Пиранья-5».



Продолжение линейки


Одним из наиболее активных отечественных разработчиков БПЛА является Симбирское конструкторское бюро (СКБ) «Пиранья». К настоящему времени оно представило и довело до производства несколько беспилотников разного назначения под общим названием «Пиранья». Недавно стало известно о новом образце этой линейки.

О новом изделии серии «Пиранья» сообщило издание «Известия». 2 ноября в своей новой статье оно поделилось информацией, полученной от представителя организации-разработчика. Раскрыт сам факт существования проекта под названием «Пиранья-5», его цели и назначение, а также основные технические особенности.

Разработка «Пираньи-5» началась в недавнем прошлом, и к настоящему времени проект был успешно завершен. СКБ «Пиранья» выполнило проектирование, изготовило и испытало опытные образцы. Техника справилась с тестированием и подтвердила расчётные характеристики. По итогам этих мероприятий новый БПЛА был запущен в серийное производство.

Новейшая «Пиранья-5» предназначается для использования в системе подготовки личного состава. Будущие операторы БПЛА должны осваивать такую технику и учиться управлять ею. При этом они смогут наработать навыки, необходимые для управления любыми другими мультикоптерами, состоящими на вооружении нашей армии.


Курсовая камера для управления полётом

СКБ «Пиранья» рассматривает и другие варианты применения своего нового беспилотника. Благодаря небольшим размерам и высоким лётным характеристикам, он может использоваться для разведки в ближней зоне. Кроме того, беспилотник способен нести лёгкие боеприпасы и выступать в качестве одноразового ударного FPV-беспилотника.

Подробности начатого серийного производства и планы поставок БПЛА, по понятным причинам, остаются неизвестными. Однако можно ожидать, что в ближайшие месяцы войска получат достаточное количество «Пираний-5» и начнут использовать их по прямому назначению. Они дополнят другие беспилотники одноимённой серии и значительно расширят возможности войск.

Упрощённая конструкция


БПЛА «Пиранья-5» — это типичный современный квадрокоптер FPV-класса. При этом особая роль позволила уменьшить размеры и массу аппарата. Кроме того, беспилотник сделан максимально простым, за счёт чего хотят оптимизировать массовый выпуск и эксплуатацию в системе обучения.

Учебный БПЛА построен по традиционной для квадрокоптеров схеме. Его основой является рама-крестовина, выполненная методом трёхмерной печати. Сверху на крестовине установлены электронные компоненты, и над ними находится декоративный обтекатель в форме плавника. Снизу к раме подвешивается компактная аккумуляторная батарея.

«Пиранья-5» меньше любого другого БПЛА своей серии и других подобных аппаратов. Поперечник крестовины не превышает 120 мм, а взлетная масса составляет всего 300 г. При этом беспилотник способен поднять до 1-1,5 кг полезной нагрузки.


Электродвигатель с воздушным винтом

Силовая установка «Пираньи-5» состоит из четырех электродвигателей малой мощности, оснащённых подъёмными воздушными винтами. С такой силовой установкой БПЛА может развивать скорость до 220 км/ч. Малая масса и высокая тяговооружённость позволили получить повышенную манёвренность.

Продолжительность и дальность полета «Пираньи-5» не сообщаются. При этом указано, беспилотник может использовать как штатный аккумулятор, так и более ёмкие батареи от других БПЛА серии «Пиранья». Это должно положительно влиять на его лётных характеристиках.

«Пиранья-5» использует стандартныё набором электроники. Для управления полётом предусмотрены радиомодуль приёма команд и контроллер оборотов. Также имеется курсовая видеокамера с передатчиком видеосигнала и других данных. Другие приборы или функции отсутствуют и попросту не требуются. Средства связи позволяют беспилотнику удаляться от оператора на расстояние до 1-3 км.

В ходе обучения или при проведении разведки «Пиранья-5» может летать без какой-либо нагрузки либо с батареей увеличенной ёмкости. Также разработчики предлагают оснащать БПЛА лёгкими боеприпасами в соответствии с оставшимся запасом грузоподъёмности. Это могут быть гранаты или самодельные боеприпасы.

По всей видимости, речь идёт о жёсткой подвеске нагрузки и использовании беспилотника в качестве камикадзе. Однако нельзя исключать, что для «Пираньи-5» будет разработано устройство сброса, подобное тем, которые используются на другой беспилотной технике.


«Летающая парта»


Концепция специализированного БПЛА для обучения операторов выглядит интересно и имеет сильные стороны. Использование такой техники может значительно улучшить процесс подготовки личного состава и дать различные преимущества.

Одним из главных достоинств новой «Пираньи-5» является её простота. Этот БПЛА может производиться и поставляться крупными партиями, и требования армии могут быть выполнены в ограниченное время. При этом производство можно организовать на существующих мощностях без их перестройки. Соответственно, оно не повредит выпуску других коптеров.

Несмотря на свою простоту, «Пиранья-5» оснащена всеми необходимыми компонентами и устройствами. На её примере операторы могут изучать конструкцию квадрокоптеров, а также осваивать их обслуживание и ремонт. С этой точки зрения, новый БПЛА можно считать универсальным учебным пособием.

«Пиранья-5» имеет небольшие размеры, и это снижает требования к учебным площадкам. Для тренировочных полётов подойдут как ограниченные открытые пространства, так и различные помещения. При этом возможна организация различных препятствий, имитация застройки и т.д.

Учебный БПЛА отличается высокой скоростью и манёвренностью, и по этим парметрам превосходит многие другие квадрокоптеры, стоящие на вооружении. Освоив управление этим аппаратом, оператор сможет уверенно управлять любыми другими БПЛА, независимо от их характеристик и возможностей.


Грузовой беспилотник «Пиранья-13» — одна из последних разработок одноимённого семейства

Следует отметить, что внедрение «Пираньи-5» не исключает использование в обучении беспилотников других типов. Новый образец от СКБ «Пиранья» должен стать своего рода «летающей партой» для первоначального обучения. Освоив его и получив общие знания и навыки, обучающиеся смогут переходить на более сложную технику. На втором этапе они будут изучать те типы БПЛА, которые им предстоит использовать в строевой части.

Любопытно, что разработчик предлагает использовать новый БПЛА не только для обучения. Без каких-либо доработок и изменений «Пиранья-5» способна вести разведку в радиусе нескольких километров. При этом малые габариты и масса упрощают переноску, и оператор может иметь при себе несколько аппаратов.

Практически без дополнительной доработки «Пиранья-5» может стать беспилотником-камикадзе, а в перспективе из неё могут сделать сверхлёгкий бомбардировщик. Нельзя исключать, что армия воспользуется и этими возможностями.

Во всех категориях


Отечественная промышленность в лице различных организаций и предприятий разрабатывает и выпускает БПЛА-коптеры всех основных классов. Она старается закрыть потребности армии в разведывательной и ударной технике. Кроме того, разрабатываются проекты новых классов.

СКБ «Пиранья» предложило специализированный квадрокоптер для обучения операторов. Его уже провели через все необходимые испытания и поставили в серийное производство. Можно ожидать, что оригинальная концепция заинтересует вооружённые силы, и новый БПЛА найдет место в учебных структурах. И нельзя исключать, что «Пиранья-5» останется единственной в своём роде.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    8 ноября 2024 12:36
    Идея сделать учебный (а в данном случае-учебно-боевой...)БПЛА (квадрокоптер) весьма интересна ! Если же ещё и оснастить такое "учебное пособие" датчиками "поражения" и ввести спец.боеприпасы ,то получаем "тренажёр долговременного пользования" ! И значит удешевляет значительно процесс обучения,тренировок
    и позволяет сделать процесс подготовки "дроноводов" массовым ! А создать весьма защищённый от "ненужного" поражения "учебный" дрон не представляет большой проблемы !
  2. +1
    9 ноября 2024 03:20
    Очередная переклейка этикеток. И дурацкий плавник сверху. Нафига его возить с собой спрашивается? По ситуации надо делать деревянную композитную раму. Типа переклейки из шпона, фольги и пенопласта, вырубленных на прессе для раскройки. С минимумом постобработки. А тут опять углеволокна наворотили. Моторы и контроллер с регулями поди китайские. Батарейки тоже. И чего тут такого отечественного? Проще надо делать! Дешевле и легче.
    1. 0
      16 ноября 2024 11:38
      Для учебы можно просто купить китайские дроны, а силы КБ использовать для чего то более существенного.
  3. 0
    11 ноября 2024 22:09
    доп инфа по Пираньям от 9 апреля 24г:
    "..Создатели FPV-дрона "Пиранья" (Россия) разработали мультидиапазонную систему связи, которую невозможно заглушить средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), так как она позволяет менять не только частоты, но диапазоны частот. Об этом сообщил ТАСС ведущий технический специалист Симбирского конструкторского бюро..."
    ссылка: https://tass.ru/armiya-i-opk/20484145
    1. 0
      16 ноября 2024 11:40
      "..Создатели FPV-дрона "Пиранья" (Россия) разработали мультидиапазонную систему связи, которую невозможно заглушить средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), так как она позволяет менять не только частоты, но диапазоны частот. Об этом сообщил ТАСС ведущий технический специалист Симбирского конструкторского бюро..."

      Так все таки разработали или создали и испытали на поле боя.
      1. 0
        16 ноября 2024 12:22
        вот по этой ссылке https://piranhafpv.ru/ Вы найдёте контактный телефон и электронную почту, по которой Вам ответят по поводу создания и испытания.
  4. +1
    12 ноября 2024 18:36
    Статья - лютая хня по понятиям fpv. Рама напечатана на принтере, эта, что на фото? 300гр - масса (без батареи), при размере 120мм? А если с батареей, то какой? "маломощные двигатели" - это ЧТО?! Судя по форм-фактору и 4S (5?) это таки мощные двигатели. И было бы глупо делать учебную модель не повторив инерцию и тяговооруженность более крупных боевых, но в меньшем весе. И, чессговоря, не вижу смысла в чисто учебной... Все комбинации "изобретены" ещё десять лет назад, а технологически прошли этапы миниатюризации и эволюции в публичном хобби и спорте.
    так что вся публикация - чисто джинса, даже не близко к содержанию процессов. достижение мб одно - освоили серийное производство на собственной базе. это далеко не мало, но "разработали"... Позор какой-то публиковать настолько откровенное очковтирательство.